| |
|
Абрахам
Маслоу |
Новые рубежи человеческой природы
К
читателю
|
1 В основу данной
главы положены заметки, составленные в марте-апреле 1968 г по просьбе директора
Солковского института биологических исследований (Salk Institute of Biological
studies). Я надеялся при этом, что они смогут помочь в движении от лишенного
ценностей технологизирований к гуманистически ориентированной философии биологии.
Оставляя в стороне все очевидные пограничные вопросы биологии, я сосредоточился
на том, чем, как мне кажется, пренебрегают или что неправильно толкуют — если
рассматривать все это со специфической позиции психолога.
2 Полнее эта тема рассматривается в моей книге "The Psychology of Science: A
Reconnaissance" (Maslow, 1966 a).
3 Я использую здесь прописные буквы так, как это делает О.
Вейнберг
4 Значение утраты пиковых переживаний для стиля жизни было очень хорошо раскрыто
во "Введении в новый экзистенциализм" Колина Уилсона (Wilson, 1967).
5 Я был вынужден придумывать термины, поскольку английский язык несправедлив по
отношению к хорошим людям. В нем нет достаточного набора слов для обозначения
добродетелей. А некоторые прекрасные слова оказались дискредитированы, например
"любовь".
6 Дальнейшие исследования доступны каждому, кто в них заинтересован. Некоторые
такие исследования выполнены мною совместно с моими студентами. Например, в
одном очень простом эксперименте, осуществленном только для того, чтобы показать,
что это можно сделать, мы обнаружили, что для студенток колледжа источником
пиковых переживаний чаще всего является то, что их любят, а для студентов-мужчин
— победы, успехи, преодоления и достижения. Это совпадает как с нашим обыденным
знанием, так и с клиническим опытом. Можно осуществить много других исследований
того же типа; здесь открывается широкое поле, особенно теперь, когда мы знаем,
что пиковые переживания можно целенаправленно вызывать с помощью
фармакологических средств.
7 С самого начала я хочу избежать смешения слова "должно", как я его здесь
использую, с "невротическим долженствованием", рассматриваемым К.Хорни, например,
в главе 3 ее книги "Невроз и развитие личности" (Homey, 1950)*. То, чего ожидают
от человека, часто является внешним, произвольным, априорным, ориентированным на
совершенство — одним словом, нереалистичным. Я же использую здесь слово "должно"
для характеристики внутренних качеств организма, реального потенциала, который
может быть реализован и которому надо реализоваться под тяжестью причиняемых
болезнью страданий.
8 Достижение идентичности, аутентичности, самореализации и т.д., разумеется, не
решает автоматически все этические проблемы. Даже после того, как постепенно
исчезают псевдопроблемы, остается много реальных. Но, конечно, даже эти реальные
проблемы лучше поддаются решению, если с ними работать без шор на глазах.
Честность по отношению к самому себе и хорошее знание своей собственной природы
— это обязательные предпосылки аутентичных нравственных решений. Но я не хочу
сказать, что достаточно быть аутентичным и знать себя. Аутентичное знание себя,
разумеется, недостаточно для многих решений, хотя абсолютно необходимо. Я также
оставляю в стороне здесь несомненные воспитательные функции психотерапии, то
есть невольное приобщение пациента к ценностям психотерапевта уже потому, что
последний задает образец. Возникают вопросы: что является главным, а что —
второстепенным? Что нужно максимизировать, а что — минимизировать? Стремимся ли
мы, применяя вскрывающую психотерапию, к чистому самооткрытию пациента? Какие
цели являются правильными с прагматической точки зрения? Я хотел бы также
отметить, что отказ "навязывать себя" пациенту или приобщать его к своим
ценностям может быть достигнут либо посредством Фрейдовской "зеркальной
отстраненности" от пациента, либо на основе проникнутой бытийной любовью "встречи"
в терминах экзистенциальных психотерапевтов.
9 Реальное Я также частично конструируется и изобретается.
10 Одновременное принятие и слияние, казалось бы, противоречащих друг другу
восприятии находит многие параллели в религиозном языке. Проиллюстрируем это
примером из письма религиозной женщины: "Я нахожу параллель между идеей "рост
или сохранение" и дихотомической идеей "эгоизм или альтруизм", с одной стороны,
и идеей "актуальное или потенциальное", с другой. Бог видит и любит нас в нашем
нынешнем состоянии и в то же время видит наш потенциал и требует от нас роста
для реализации этого потенциала. По мере того, как мы становимся более
богоподобными, не можем ли мы также принимать любого человека в его нынешнем
состоянии, одновременно поощряя его к следующему шагу в направлении роста?".
11 "Неверный", "плохой", "точный" — тоже такие познавательно-оценочные слова.
Еще одной иллюстрацией может быть рассказ о преподавателе английского языка,
назвавшем студентам два некрасивых слова, которых он не хотел бы видеть в их
сочинениях. Одно из них — "lousy" ("вшивое"), другое — "swell" ("шикарное").
После выжидательной паузы один студент спросил: "Так что это за слова?".
12 Под рубрикой "восприятие должного" я объединяю несколько различных видов
восприятия. Один из них — восприятие векторно-гештальтных (динамических,
направляющих) аспектов перцептивного поля. Другой — восприятие будущего как
существующего теперь (иначе говоря, восприятие потенциалов и возможностей для
будущего роста и развития). Третий — это объединяющий тип восприятия, при
котором относящиеся к вечности символические аспекты перцепта воспринимаются
одновременно с его конкретными, непосредственными и ограниченными аспектами. Я
не могу с уверенностью сказать, насколько сходным или отличным от этого является
то, что я назвал "онтификацией", — осознанное восприятие деятельности как цели,
а не только как средства. Поскольку это все же разные операции, я пока буду
рассматривать их отдельно.
13 Эти заметки еще не представлены в окончательном виде и не образуют полной
структуры. Они основываются на идеях, изложенных в моих книгах "К психологии
Бытия" и "Мотивация и личность" (Maslow, 1954; 1962 b), и развивают эти идеи в
направлении их идеального предела. Заметки были написаны в период моей работы в
качестве гостя-стипендиата в Западном институте поведенческих наук в Ла Джолла (Калифорния)
в 1961 г. Дополнительные соображения по психологии Бытия приводятся в моих
статьях (Maslow, 1964 а; 1963 а).
14 Здесь и ниже имеется в виду креативность, свойственная самоактуализирующимся
людям.
15 Смотри главу 3 моей книги "К психологии Бытия" (Maslow, 1962).
16 Речь идет о докладах Шарлотты Бюлер, Херберта Фингаретта, Вольфганга Ледерера
и Алана Уоттса, представленных 15 декабря 1961 г. на собрании Психологической
ассоциации штата Калифорния в Сан-Франциско. Руководитель симпозиума Лоуренс
Н.Соломон подытожил позиции этих авторов следующим образом: "В основном докладе
д-р Бюлер отходит от психоаналитической ориентации, с тем чтобы рассмотреть
основные тенденции жизни в качестве возможного базиса ценностной системы,
созвучной с природой. Она представляет некоторые эмпирические подходы к
исследованиям в этой области, предлагая свой метод, представляющийся ей в
настоящее время наиболее перспективным.
Д-р Фингаретт обсуждает философскую проблему моральной вины и поднимает глубокий
вопрос, всегда ли поведение должно отражать внутреннее принятие (на некотором
уровне осознания) желания, стоящего за поступком. Положительный ответ автора на
этот вопрос ведет к некоторым интересным выводам, касающимся различия между
моральной и невротической виной.
Д-р Ледерер делится своим опытом психоаналитика, специально останавливаясь на
тех важных событиях, которые привели его к убеждению, что в наше время
психотерапия должна быть ценностно-ориентированной. Психотерапевт не может более
"...слушать долго и молча, со свободно плавающим вниманием, без критики, не
давая советов — не будучи вовлеченным в дела пациента". Ценности входят в
психотерапию, когда психотерапевт оказывается в достаточной мере освобожденным,
чтобы следовать своему собственному пониманию и совести в терапевтическом
взаимодействии с сегодняшним пациентом — молодым человеком, не нашедшим своей
идентичности.
Доклад д-ра Уоттса содержит то, что для западного читателя может предстать как
новая и в то же время принципиально важная концептуализация человеческой природы.
Исходя из даосистских традиций, он описывает человека и окружающий мир, границей
между которыми, принадлежащей и тому и другому, является поверхность кожи. Из
таких рассуждений вытекает концепция поведения единого поля, и выводы, значимые
для любой теории ценностей и нравственности".
17 Как можно понять, студенты подкрепляли своими улыбками случайные кивки
профессора. — Ред.
18 Рут Бенедикт (1887-1948) была профессором антропологии в Колумбийском
университете и поэтом (под псевдонимом Энн Синглтон). Главной областью ее
интересов были американские индейцы. Во время Второй мировой войны она была
экспертом по японской культуре, обеспечивая пропаганду союзников против Японии.
В числе ее книг: "Паттерны культуры", "Раса, наука и политика", "Хризантема и
меч". (Примечание Х.Ансбахвра, редактора американского издания.)
19 В оригинале употреблены те же термины "secure" и "insecure", которые
применительно к обществам и культура мы переводим как "уверенный" и "неуверенный".
— Ред.
20 Эта глава основана на заметках, сделанных весной 1967 г. в начале
семестрового семинара для старшекурсников и аспирантов в Брэндейсском
университете. В дополнение к стандартному комплекту гипотез, правил и проблем
для изучения в рекомендуемых источниках и написания работ по ним, я составил эти
заметки, которые, как надеялся, помогут группе держаться в рамках эмпирических и
научных изысканий.
Формальное описание семинара в проспекте гласило: "Утопическая социальная
психология: семинар для дипломников по специальностям "Психология", "Социология",
"философия" и любым социальным дисциплинам. Обсуждение избранных утопических или
эвпсихических сочинений. Семинар будет посвящен эмпирическим и реалистическим
вопросам: насколько хорошее общество допускает человеческая природа? Насколько
хорошую человеческую природу допускает общество? Что возможно и осуществимо, а
что нет?"
21 Приложение Б — в качестве этого приложения в оригинальном издании книги
Маслоу помещена статья Маслоу А., Рэнд X., Ньюмэн С.// Некоторые параллели между
сексуальным и доминантным поведением приматов и фантазиями пациентов в
психотерапии (с. 351-368 издания 1971 г). В настоящее издание это и другие
приложения не включены.
22 Я размышлял над возможностью того, что "познание" в этой легенде также
означает "познание" в старом значении этого слова — совокупление, то есть, съев
яблоко, люди открыли запретную сексуальность, потеряв невинность именно в этом
смысле, а не согласно традиционной интерпретации. Отсюда, возможно, и
проистекает традиционная христианская антисексуальность.
23 Перечень, усовершенствованный по сравнению с главой 6 книги "К психологии
Бытия" (Maslow, 1962). В главе 7 названной книги приводятся характеристики
личности, осуществляющей Б-познание (своего Я) в пиковых переживаниях.
24 Я настолько уверен в этом, что предлагаю основать компании, занимающиеся
мета-мотивационными исследованиями. Они должны быть столь же прибыльны, как и те,
что специализируются на так называемых мотивационных исследованиях.
Abraham Harold
Maslow -
Абрахам
Харольд Маслоу
Содержание
www.pseudology.org
|
|