| |
© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Spa,
Via Pisacane, 26 Milano
© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.
|
Умберто Эko |
Отсутствующая структура.
Введение в семиологию
C. Функция и Знак
(семиология архитектуры) |
4. Архитектурные коды
I. Что такое код в архитектуре
I.1.
Архитектурный Знак с его денотатом и коннотациями, архитектурные коды и
возможности их исторического "прочтения", поведение архитектора в связи
с разнообразием прочтений и превратностями коммуникации, имеющее целью
проектирование способных к трансформации первичных функций и открытых
вторичных, естественно, открытых непредсказуемым кодам .. Все
вышеперечисленное предполагает, что нам уже известно, что такое код в
архитектуре.
Все было ясно, пока мы говорили о словесной коммуникации:
существует язык-код и определенные коннотативные лексикоды. Когда мы
заговорили о визуальных кодах, нам пришлось разграничить уровни
кодификации от иконического до иконологического, но для этого
понадобилось внести целый ряд уточнений в понятие кода и тех типов
коммуникации, которые он предусматривает. Мы также пришли к
фундаментальному выводу о том, что элементами артикуляции того или иного
кода могут быть синтагмы кода более аналитического или же синтагмы того
или иного кода суть не что иное, как элементы первого или второго
членения кода более синтетического
Говоря об архитектурных кодах, все это следует иметь в виду, потому что
иначе мы можем приписать архитектурному коду артикуляции, свойственные
более аналитическим кодам.
I.2.
Тот, кто занимался архитектурой с точки зрения коммуникации,
пересматривая выделенные архитектурные коды, непременно задастся
вопросом, о каких, собственно, кодах идет речь, синтаксических или
семантических, иными словами, имеются ли в виду правила артикуляции
означающих независимо от того, какие означаемые могут быть с ними
соотнесены, или правила артикуляции определенных структур означающих,
которым уже соответствуют те, а не иные означаемые.
Далее, такие
выражения, как "семантика архитектуры", побуждают некоторых видеть в
архитектурном Знаке эквивалент слову словесного языка, наделенному
точным Значением, т e соотносимому с неким Референтом, тогда как, нам
известно, что код зачастую может предписывать только правила
синтаксической артикуляции
229
Таким образом, следует выяснить, допускает ли архитектура чисто
синтаксическую кодификацию (это необходимо, в частности, для описания
объектов, функция которых остается для нас неясной, таких как менгиры,
дольмены, Стоунхендж и пр.).
I.3.
Наконец, в архитектуре мы будем отличать коды прочтения (и строительства)
от кодов прочтения и разработки проекта, занимаясь в данном случае
правилами прочтения объекта архитектуры, но не архитектурного проекта. И
действительно, коль скоро установлены правила интерпретации объекта,
правила фиксации проекта из них вытекают, будучи конвенциональными
правилами записи некоего языка (точно так транскрипция словесного языка
разрабатывается на основе правил письменной фиксации таких элементов
слова, как фонемы и монемы).
Это не означает, что семиология проекта
совсем не представляет интереса для исследования, ведь проект использует
разные Системы записи (план здания и его разрез кодируются по-разному)
14, кроме того, в этих разных Системах записи одновременно представлены
иконические Знаки, диаграммы, индексы, символы, квалисигнумы,
синсигнумы и т. д., т. e. фактически вся Пирсова классификация Знаков.
I.4.
Когда речь заходит об архитектурных кодах, чаще всего имеют в виду
типологические коды (откровенно семантические), подчеркивая, что в
архитектуре есть такие конфигурации, которые открыто указывают на свое
Значение: церковь, вокзал и т.д. О типологических кодах нам ещё
предстоит вести речь, но совершенно ясно, что они представляют собой
только одну, причём наиболее очевидную, из используемых Систем
кодификации.
I.5.
Пытаясь подальше отойти от столь очевидно историзирующего кода (ясно,
что архитектурный образ церкви обретает конкретные очертания в
конкретную историческую эпоху), мы вынуждены искать базовые составляющие
архитектуры, фигуры её "второго членения" в элементах геометрии Евклида.
Если архитектура это искусство организации пространства 15, то
кодификация архитектурного пространства может быть той, что разработал Евклид в своей геометрии.
-------------------------
14 При неправильном применении кода можно перепутать план с разрезом и
наоборот, см на этот счёт забавные случаи, описанные у Кенига, Koenig,
invecchiamento dell'architettura moderna, Firenze, 2a ed , 1967, pag
107, nota 17 См также Analisi del linguaggio architettonico, cit,
capitolo 8
15 Последовательное и документированное углубление в тему см Bruno Zevi,
Architettura in Nuce, Venezia—Roma, 1960, a также более раннее Saper
vedere l'architettura, Torino, 948
230
В таком случае, единицами первого
членения будут пространственные единицы, или хоремы16, а единицами
второго членения евклидовские stoicheia (элементы классической
геометрии), складывающиеся в более или менее сложные синтагмы.
Например, единицами второго членения, лишенными собственного Значения,
но наделенными дифференциальным Значением, будут: угол, прямая, кривая,
единицами же первого членения будут: квадрат, треугольник,
параллелепипед, эллипсис вплоть до более сложных неправильных фигур,
поддающихся описанию с помощью различных уравнений, тогда как совмещение
двух прямоугольников, при котором один помещается внутри Другого, будет
явно синтагматическим образованием (например, окно в стене), что же
касается более сложных синтагматических образований, то таковыми можно
считать куб (трехмерное пространство) или различные типы зданий, в
основании которых заложена форма греческого креста.
Разумеется,
соотношение планиметрии и пространственной геометрии наводит на мысль о
возможности выделения единиц третьего членения. Соответственно
подключение неевклидовой геометрии сильно усложнило бы кодификацию.
Само собой разумеется, геометрический код свойствен не только
архитектуре, без него не обойтись при анализе живописи,
причём не только
геометрической (Мондриан), но также и фигуративной, в которой любое
изображение в конечном счёте может быть сведено к сочетанию, пусть
достаточно сложному, элементарных геометрических фигур. Но тот же самый
код используется при письменной фиксации или устном описании
геометрических Феноменов в исконном смысле понятия (землемерие) и
других съемках местности (топографической, геодезической и т. д.). И
наконец, в принципе он должен был бы совпасть с гештальт-кодом,
основополагающим кодом восприятия элементарных форм. А это значит, что
мы имеем дело с типичным случаем кода, который вырисовывается и
обретает очертания, когда мы задаемся целью описать элементарные
единицы (первого и второго членения) какого-то Другого "языка", и
способен служить метаязыком для более синтетических кодов.
I.6.
Стало быть, нам следует оставить без внимания такого рода коды,
наподобие того как словесный язык оставляет без внимания возможность
описания отдельных фонем в позиционных терминах,
-------------------------------
16 От "хора" (пространство, место) О стойхея как элементах
пространственных искусств, включая архитектуру, см наблюдения Мондриана
и комментиарий P. Де Фуско, cit, с 143—145
231
свойственных более аналитическому коду, например коду морской
сигнализации. Впрочем, не следует пренебрегать и этой возможностью
анализа в тех случаях, когда необходимо соотнести архитектурный Феномен
с чем-то, что кодируется по-иному, находя метаязык, пригодный для
описания обоих явлений. Это тот случай, когда нужно подыскать код,
предположим, для какого-нибудь пейзажа, чтобы затем вписать в него
соответствующее архитектурное решение.
То обстоятельство, что для
выявления структуры пейзажа используют устойчивые элементы
геометрического кода (пирамида, конус и т. д.), указывает на то, что,
решая проблему вписывания архитектурных сооружений в соответствующий
Контекст, имеет смысл описывать эти сооружения при помощи того же
геометрического кода, используемого как метаязык17. Но тот Факт, что
архитектура описываема посредством геометрического кода, вовсе не
означает, что архитектура как таковая базируется на геометрическом коде.
Точно так же, если мы соглашаемся с тем, что идеограмма китайского
языка и состоящее из фонем слово итальянского языка при радиопередаче
равно могут быть переведены в категории децибеллов, частот или бороздок
на диске, то отсюда вовсе не следует, что китайский и итальянский языки
базируются на одном и том же коде. Отсюда следует лишь то, что при
необходимости перекодировки фонетических явлений в целях Передачи и
записи, оба языка могут быть проанализированы в одной Системе
транскрипции. В конце концов, любое физическое явление может быть
сведено к молекулярному или атомному кодам, но это никоим образом не
отменяет необходимости использовать разные средства при анализе
какого-нибудь минерала и "Джоконды".
Итак, посмотрим, что представляет собой собственно архитектурный код,
отталкиваясь от разных "семантических" или "семиологических" прочтений
архитектуры.
II. Классификация архитектурных кодов
II. 1.
На основе вышеизложенного можно составить следующую таблицу:
1. Синтаксические коды:
1. Синтаксические коды: характерен в этом смысле код, отсылающий к
технике строительства. Архитектурная форма может включать:
--------------------------------
17 Christian Norberg Schulz, Il paesaggio e l'opera dell'uomo, in
"Edilizia moderna", n 87—88 Впрочем, вся уже упоминавшаяся работа Шульца
(Intenzioni in Architettura, cit.) представляется важной для наших
исследований См , в частности, главы о восприятии, символизации и
технике
232
балки, потолки, перекрытия, консоли, арки, пилястры, бетонные клетки.
Здесь нет ни указания на функцию, ни отнесения к денотируемому
пространству, действует только структурная логика, создающая условия
для последующей пространственной денотации. Точно так в других кодах на
уровне второго членения создаются условия для последующего означивания.
Так, в музыке частота характеризует звучание, рождая интервалы, носители
музыкальных Значений 18.
2. Семантические коды
2. Семантические коды а) артикуляция архитектурных элементов
1) элементов, означающих первичные функции: крыша, балкон, слуховое
окно, купол, лестница, окно...
2) элементов, соозначающих вторичные "символические" функции: метопа,
фронтон, колонна, тимпан...
3) элементов, означающих функциональное назлачение и соозначающих
"идеологию проживания": салон, часть жилища, где проводится день,
проводится ночь, гостиная, столовая,...
б) артикуляция по типам сооружений
1) социальным: больница, дача, школа, замок, дворец, вокзал...
2) пространственным: храм на круглом основании, с основанием в виде
греческого креста, "открытый" план, лабиринт 19 ...
Естественно, перечень может быть продолжен, можно разработать такие
типы, как город-сад, город романской планировки и т. д., или
использовать недавние разработки, вдохновленные поэтикой авангарда,
который уже создал собственную традицию и стиль.
II.2.
Но всем этим кодификациям свойственно то, что они оформляют уже готовые
решения. Иначе говоря, это кодификации типов сообщения. Код-язык не
таков: он придает форму Системе возможных отношений, порождающей
бесконечное множество сообщений. И коль скоро это так, представляется
невозможным выявить общие идеологические коннотации какого-либо языка.
язык формирует любые сообщения, соотносимые с самыми разнообразными
идеологиями; в конечном счёте, он не есть ни форма классового сознания,
ни орудие классовой борьбы, ни надстройка над каким-либо экономическим
базисом 20. С этим вполне можно было бы согласиться, если бы
не существовали исследования, убедительно доказывающие, что сама
языковая артикуляция уже вынуждает говорящего на том или ином языке
видеть мир так, а не иначе (и стало быть, язык предшествует всем
возможным идеологическим коннотациям) 21.
----------------------------
18 Об этих кодах и последующих см Koenig, op cit., cap 4,
"L'articolazione del linguaggio architettonico", G Dorfles, Simbolo,
comunicazione, consumo, cit., cap V
19 O понятии "тип" помимо работ Дорфлеса и Кенига см "Sul concetto di
tipologia architettonica" in G C Argan, Progetto e destino, cit., где
обоснованно проводится параллель между типологией в архитектуре и
иконографией и даётся определение типа как "проекта формы", близкое
нашему определению риторической фигуры как "умышленной неожиданности"
(см А 4 II 2 ) См также Sergio Bettini, in "Zodiac" n 5, и Vittorio
Gregotti, Il territorio dell'architettura, Milano, 1966
20 Таков известный тезис Сталина, см Сталин И Марксизм и вопросы
языкознания М, 1950
21 О том, что язык предопределяет видение Реальности, см Benjamin Lee
Whorf, Language, Thought and Reality, Cambridge, New York, 1956
Популярное изложение теории Уорфа см Stuart Chase, Il potere delle
parole, Milano, 1966 (глава "Слова и видение мира"), обсуждение этого
вопроса: Herbert Landar, Language and Culture, Oxford Un Press, Ν Υ,
1966, часть V, "Культура".
233
В любом случае, оставляя в
стороне вопрос об этих глобальных коннотациях, можно было бы определить
язык как поле почти абсолютной свободы, в котором говорящий строит
сообщения, отвечающие задаче объяснения неизвестной ситуации. Напротив,
в архитектуре, если её коды соответствуют указанным нами, складывается
другая ситуация.
Если архитектурный код указывает, как следует построить церковь, чтобы
она была церковью (типологический код), то, разумеется, учитывая сложные
противоречивые отношения информативности и Избыточности (мы об этом уже
говорили), можно попытаться построить церковь, которая, будучи
церковью, отличалась бы от всех до сих пор построенных, обеспечив тем
самым некоторое остранение ситуации, но это никоим образом не означает,
что преодолены социокультурные детерминации, предписывающие строить
церкви и ходить в них. Если архитектурные коды не содействуют тому,
чтобы эта граница преодолевалась, то архитектура это не способ
преобразования истории и общества, но совокупность норм, позволяющих
отдавать обществу именно то, что оно хочет получить от архитектуры.
В таком случае архитектура это служба, но не в смысле служения высоким
идеалам культуры, но в смысле принадлежности к городской сфере
обслуживания, водоснабжения, транспорта... служба, чьи технические
средства все время совершенствуются с целью удовлетворения
программируемого спроса. И тогда архитектура никакое не искусство,
потому что отличительная черта искусства (смотри по этому поводу раздел
"эстетическое сообщение") в том и заключается, что оно предлагает
потребителю то, чего тот от него не ждет.
II.3.
В таком случае коды, о которых шла речь, суть не что иное, как
иконологические, стилистические или риторические лексикоды. Они не
открывают возможности порождения чего-то нового, но только
воспроизводят готовые схемы, учреждают не открытые формы, способные
генерировать высказывания, но формы окостеневшие, во
234
всяком случае, не правила организации сообщений, то ли избыточных, то
ли информативных в зависимости от намерений говорящего, но структуры,
информативная способность которых уравновешивается стабильными,
привычными Системами ожиданий, которые никогда и ни при каких условиях
не подвергаются переоценке. И тогда архитектура — это риторика в том
смысле, на который указано в A.4.II.2.
В ту же самую рубрику риторической кодификации попадут также
перечисленные выше синтаксические коды, потому что неверно, что любая
пустая архитектурная форма, наделенная чисто дифференциальным Значением
(пилястр или балка), может нести любую коммуникативную нагрузку: они,
эти формы, допускают Передачу только такой коммуникации, к которой
привыкла западная цивилизация, усвоившая определенные представления о
статике и динамике, евклидовой геометрии, и, выглядя устойчивыми и
неподверженными влияниям времени, живут по правилам одной-единственной
грамматики — грамматики строительства, и потому по праву могут быть
прописаны по ведомству науки о строительстве.
Оглавление
Литература
www.pseudology.org
|
|