| |
© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Spa,
Via Pisacane, 26 Milano
© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.
|
Умберто Эko |
Отсутствующая структура.
Введение в семиологию
2. Мир смысла |
IV. Структура как теоретическая Модель
VI.1.
Пора разобраться с тем, что же такое структура. Неизбежно мы можем
только коснуться этой большой и все ещё актуальной
проблемы, по поводу которой существует обширная литература.
62
По
необходимости мы ограничимся объяснением того, как мы намерены
использовать понятие структуры в нашей работе 42.
Приведём простой пример, единственный смысл которого состоит в том,
чтобы выяснить, что представляют собой те умственные операции, которые
мы совершаем, когда и в более сложных случаях выявляем структуры.
Передо мной несколько человеческих особей. И я отдаю себе отчёт в том,
что для того, чтобы выделить некоторые общие параметры, позволяющие
говорить о разном, опираясь на одну и ту же методику, я должен
прибегнуть к упрощению. Так, я могу представить человеческое тело в
виде связки отношений, которую я отождествляю со скелетом, и,
значительно упростив, изобразить его схематически. Таким образом я
выделяю структуру, общую разным особям, Систему отношений, дискретные
элементы и порядок их сочетания в виде линий различной конфигурации и
длины. И само собой разумеется, что эта структура уже есть некий код:
набор требований, которым должно соответствовать тело, какими бы ни были
его индивидуальные особенности, для того, чтобы я мог признать в нём
человеческое тело.
IV.2.
Но с Другой стороны, совершенно очевидно, что данная структура — это не
только упрощение и обеднение того, что есть в Реальности; наше упрощение
— продукт определенной точки зрения. Я представил человеческое тело в
виде схемы-скелета именно потому, что намерен изучать человеческие тела
как раз с точки зрения структуры их скелета, или как тела "прямоходящих
млекопитающих", или "двуногих с верхними и нижними конечностями". Если
бы у меня было намерение изучить человеческое тело с точки зрения его
клеточной структуры, я бы выбрал для него другую Модель.
структура — это Модель, выстроенная с помощью некоторых упрощающих
операций, которые позволяют рассматривать явление с одной единственной
точки зрения. Так например, фонологический код предоставляет мне
возможность свести различные по своим физическим характеристикам звуки
воедино для того, чтобы они могли соответствовать определенному набору
Значений; для этого и нужно обратиться к Системе фонологических
отношений, игнорируя факультативные варианты произношения, которые в Другом коде, скажем, китайского
языка, могут оказаться смыслоразличителями.
------------------------
42 Более подробно о термине "структура"
смотри AAVV, Usi e significati del
termine struttura, Milano, 1965; Предисловие ко 2 изд. Opera aperta,
cit; Мы возвратимся к рассмотрению этого вопроса в разделе Д
63
Если бы, впрочем, мне понадобилось судить о человеке и о дереве с
какой-то общей точки зрения (например, возникла потребность сопоставить
человека с растением, чтобы выяснить, существует ли зависимость между
ростом и числом особей на том или ином участке, я мог бы прибегнуть к
дальнейшим структурным упрощениям, приводя человеческий скелет к более
элементарной структуре, например, такой рисунок:
и мог бы сравнить её с таким, например, изображением дерева,
обобщая схемы примерно в таком рисунке.
Таким образом, путем последовательного абстрагирования я нашел бы общий
код для дерева и для человека, некую гомологичную структуру,
опознаваемую и в том и в Другом случае и которую мне трудно было бы
увидеть, скажем, в змее. Иногда такие Модели могут оказаться полезными
43.
-------------------------
43 Смотри весь раздел Д "Отсутствующая структура. Введение в
семиологию
".
64
IV.3.
Очевидно, что полученная таким способом структура сама по себе не
существует, она продукт моих целенаправленных действий. структура — это
способ действия, разрабатываемый мною с тем, чтобы иметь возможность
именовать сходным образом разные вещи. В нашем рассуждении мы не
касаемся вопроса о том, сходны ли умственные действия, к которым
прибегают для того, чтобы выделить структуру, с реальными отношениями,
установившимися между вещами. Именно здесь намечается Различие между
онтологическими методологическим структурализмом, и уместно признаться,
что мы придерживаемся этой второй точки зрения отчасти потому, что
целям нашей работы она вполне удовлетворяет.
IV.4.
Итак, мы видели, как совершился переход от структуры-кода, пригодного
для описания многих человеческих особей, к структуре-коду, пригодному
для описания многих человеческих особей и многих деревьев. В обоих
случаях перед нами структура, но вторая структура образована путем
упрощения первой.
Между тем всякий раз, когда устанавливается общая структура некоего
круга явлений, следует задаться вопросом, нет ли у данной структуры
своей структуры, нет ли кода у этого кода, такого, который позволил бы
охватить большое число явлений, расширить сферу применения кода.
Так, фонологи и лингвисты, описав Систему какого-то языка, спрашивают
себя, а на что это похоже и нельзя ли сравнить эту Систему с Системой
Другого языка, сыскав такой код, который стал бы их общим основанием. А
затем, нет ли такого кода, который позволил бы выявить общность Системы
внутриязыковых отношений с Системами родства, а эти, в свою очередь,
связать с Системой расположения домов в обследуемом селении. Этим
успешно занимается структурная антропология.
Итак, переходя от упрощения к упрощению, структуралист грезит о том,
чтобы в конце концов ему открылся Код Кодов, некий Пра-код, который
позволил бы выявить скрытые ритмы (элементарные структуры), управляющие
любым поведением, как культурным, так и биологическим. Этот код должен
был бы воспроизводить устройство человеческого ума, которое окажется
сходным с механизмом органических процессов. И по сути дела, сведение
всякого человеческого поведения и всякой органики к коммуникативным
процессам, а также сведение всякой коммуникации к двоичному выбору
предполагает не что иное, как сведение любого культурного и
биологического Факта к одному и тому же механизму порождения 44 .
--------------
44 См Lévi-Strauss, Il crudo e il cotto, cit, e Lacan, cit.
65
IV.5.
Но это не означает, что к абстракциям структурных Моделей приходят путем
последовательного упрощения того, что и без того известно, напротив,
чаще структурный метод не столько обнаруживает структуру, сколько
выстраивает её, изобретает в качестве гипотезы и теоретической Модели и
утверждает, что все изучаемые явления должны подчиняться устанавливаемой
структурной закономерности. Так ли это на самом деле, будет видно
позднее, задача ученого в том и заключается, чтобы не загонять то, с чем
он сталкивается, в придуманную схему, допуская возможность ошибки и её
исправления; во многих дисциплинах этот способ исследования оказался
плодотворным, он позволил ввести безграничную стихию эмпирических
исследований в определенное русло, предложив структурные гипотезы,
поддающиеся контролю как раз там, где они кажутся наиболее
сомнительными 45.
Так вот, найти код — это и значит теоретически постулировать его.
Конечно, каждый лингвист, прежде чем установить закономерности языка,
изучает языковое поведение во всей его конкретности и многообразии; но
он не в силах исчерпать все возможности индивидуального произношения,
индивидуальной манеры говорить, индивидуальных намерений говорящего,
стало быть, он должен бросить накапливать Факты и заняться построением
языковой Системы.
Код — это Модель, являющаяся результатом ряда условных упрощений,
производимых ради того, чтобы обеспечить возможность Передачи тех или
иных сообщений.
IV. 6.
Вот почему не следует ни смешивать Значение с психическими процессами,
ни помещать их в мир платоновских идей, ни отождествлять с конкретным
узусом, несмотря на то что именно наблюдение за практикой речи,
позволяющее вывести какую-то усредненную норму говорения, и подводит к
идее кода. Код устанавливается тогда, когда участник коммуникации имеет
в распоряжении набор известных символов, из которых он осуществляет
выбор, комбинируя их согласно известным правилам. Формируется нечто
вроде станового хребта будущего кода, представляемого в виде двух осей,
вертикальной и горизонтальной, парадигматической и синтагматической.
Парадигматическая ось представляет собой репертуар символов и правил
их сочетаний, это ось выбора, синтагматическая ось — это ось Комбинации
символов, выстраивающихся во всё более сложные син-
---------------------------
45 Эта точка зрения хорошо изложена в двух предисловиях, во вводной
статье Рюве (Ruwet) o генеративной грамматике в журнале "Langages" и в
статье Барта в "Communications", посвященной структурному анализу
повествования
66
тагматические цепочки, собственно, и являющиеся речью. Ниже мы увидим,
что этот подход также применим для установления закономерностей при
артикуляции невербальных кодов.
В заключение скажем, код — это структура, представленная в виде Модели,
выступающая как основополагающее правило при формировании ряда
конкретных сообщений, которые именно благодаря этому и обретают
способность быть сообщаемыми. Все коды могут быть сопоставлены между
собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего.
VI.7.
Возвращаясь к тому, что было сказано о денотативных кодах и
коннотативных лексикодах укажем, что в то время как первые легко
выделяются, подчиняются строгим правилам, являются более стойкими и,
стало быть, сильными, вторые изменчивы, слабы, часто зависят от того,
кто именно говорит, от социальной принадлежности говорящего, какой бы
малой группе он ни принадлежал, их описание всегда более или менее
приблизительно и связано с известным риском.
IV.8.
Но следует также делать Различие между репертуаром Знаков, кодом и
лексикодом, по крайней мере, в том смысле, который здесь имеется в виду:
репертуар предполагает перечень символов, причём иногда указывается их
соответствие определенным означающим. Код воздвигает из этих символов
Систему Различий и оппозиций и закрепляет правила их сочетания.
Лексикод выстраивается как Система значащих оппозиций, но может не
включать в себя правил сочетания, отсылая к тем, что установлены
основным кодом, лексикодом которого он является.
Так, коннотативный
лексикод приписывает другие смыслы означаемым денотативного кода, но
использует правила артикуляции, предусмотренные последним. Часто в
процессе семиологического исследования приходится предполагать код там,
где в действительности имеется только лексикод, или, как мы сможем
убедиться на примере различных изобразительных кодов (таких как
иконографический код), считать лексикодом то, что в Сущности является
репертуаром. В этих случаях нельзя сказать, что для коммуникации нет
условий, поскольку нет соответствующих кодов, ибо лексикоды и репертуары
функционируют на основе более фундаментального кода46 .
--------------------
46 Ср. например, проблемы, обсуждаемые в Б 3 III
67
Оглавление
Литература
www.pseudology.org
|
|