| |
© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Spa,
Via Pisacane, 26 Milano
© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.
|
Умберто Эko |
Отсутствующая структура.
Введение в семиологию
2. Мир смысла |
II. Коды и лексикоды*
II.1.
Так вот, всякий, кто пользуется языковым кодом того или иного языка,
знает, что такое петух. Однако это не значит, что всем известно
созначение "дать петуха = сфальшивить", опознаваемое часто только
благодаря Контексту. Легко предположить, что определенный круг
читателей не уловит связи между пением петуха и неискренними речами, на
которую намекает слово "подпевать", и не опознает второй коннотации.
Следовательно, скажем мы, в то время как исходные денотативные Значения
устанавливаются кодом, созначения зависят от вторичных кодов или
лексикодов, присущих не всем, а только какой-то части носителей языка; и
так вплоть до крайнего случая поэтической речи, когда мы впервые
встречаемся с совершенно непривычной коннотацией, смелой метафорой,
неожиданной метонимией, и адресат должен сам справляться с Контекстом,
чтобы разобраться со смыслом предложенного образа, что, впрочем, не
мешает поэтической находке, если она удачна, постепенно войти в обиход,
сделаться нормой, превратившись в лексикод для определенной группы
носителей языка.
Вернемся к нашему случаю с человеком, получившим сообщение ABC. Связь
устанавливается между Значением "нулевая отметка" и представлением об
Опасности так тесно, что перестает быть коннотативной связью, фактически
отождествляясь с основным кодом Но получив исходное сообщение ABC,
адресат может соотнести изначальное денотативное Значение с Другим
побочными Значениями, при этом ему может открыться то, что обычно
называют "семантическим или ассоциативным полем", "спектром ассоциаций"
и т. д 28, все то, благодаря чему, когда я слышу "корова", мне приходят
в голову образы выгона, молока, крестьянские заботы, деревенская тишина,
мычание, (а индиец к тому же при этом вспомнит о ритуале, испытает
чувство почтения и религиозного пиетета).
Так вот, у нашего получателя
сообщения ABC этот Знак (означающее плюс означаемое) может связаться с
идеями неминуемой гибели, разрушения расположенного в долине поселка,
смытыми домами, тревогой, с мыслью о недостаточности Систем защиты и т.
д., в зависимости от того, что ему подсказывает предшествующий
жизненный опыт. И в той мере, в которой опыт этого человека,
трансформировавшийся в определенную Систему ожиданий, разделяется также
и другими людьми, можно говорить
о наличии некоего лексикода, в рамках которого могут быть предсказаны
соответствующие коннотации — тревога, наводнение ..
------------------------------------
28 Таковы концепции Трира, Маторе, Шпербера и др , анализируемые Guiraud,
La semantica cit
56
Таким образом, означающее всё более и более предстает перед нами как
смыслопорождающая форма, производитель смыслов, исполняющийся
множеством Значений и созначений, благодаря корреспондирующим между
собой кодам и лексикодам.
II.2.
Пора сказать ещё несколько слов о том, что такое код. В нашем примере он
достаточно прост. Его основу составляют всего четыре символа. Очевидно,
что один символ отличается от Другого как своей противопоставленностью
всем остальным символам, так и положением в их ряду, иными словами,
своей оппозицией и позицией. Код представляет собой Систему различений,
в которой А определяется как то, что не есть В, С и D, и наоборот. Само
по себе А ничего бы для нас не значило, если бы не соотносилось с
другими символами, как присутствующими, так и отсутствующими. Но именно
так обстоит дело и с более сложными кодами, такими как естественный
язык. Предполагаемые структурной лингвистикой дефиниции языка
соответствуют такому понятию кода.
Если вспомнить известное соссюровское определение языка (langue) как
совокупности правил, которыми руководствуется говорящий, и речи
(parole) как индивидуального акта говорения, в котором эти правила им и
применяются ради общения с себе подобными, так вот, если вспомнить это
разграничение, то мы обнаружим знакомую нам пару код-сообщение, и обе
эти пары, по сути дела, представляют собой оппозицию между теоретической
Системой (язык — физически не существует, это абстракция,
лингвистическая Модель) и конкретным Феноменом (моё нынешнее сообщение,
ваш ответ и т. д.).
"язык — это общественный продукт речевой способности и вместе с тем
Система необходимых конвенций, принятых в том или ином обществе и
обеспечивающих реализацию этой способности говорящими"29 . язык — это
Система, стало быть, структура, описываемая отвлеченно и представляющая
собой совокупность отношений. Идея языка как структуры посещала умы
многих лингвистов прошлого. Уже Гумбольдт 30 утверждал, что "мы не
должны понимать язык как нечто, начинающееся с обозначения разных
объектов с помощью слов и составленное из слов. На деле не речь состоит
из предшествующих ей слов, но наоборот, слова берут свое начало в речи".
Согласно Соссюру "язык — это Система, все части которой можно и должно
рассматривать в их синхронной взаимосвязи.
-------------------------------
29
Saussure F Cours, cit, pag 15
30 Wilhelm von Humboldt, Gesammelte Werke, VII, l
57
Изменения, которые
затрагивают всегда только тот или иной элемент Системы, но не всю её в
целом, могут изучаться только вне целостной Системы; действительно,
любое изменение отражается на всей Системе, но изначально оно происходит
в какой-то одной точке и никак не связано с совокупностью вытекающих из
него следствий, меняющих характер целого. Это сущностное Различие между
следованием и сосуществованием, между частными и системными
характеристиками не позволяет рассматривать те и другие в рамках одной
науки" 31.
Типичный пример, приводимый Соссюром, игра в шахматы. Система
взаимосвязей, устанавливающихся между фигурами, меняется с каждым ходом.
Всякое вмешательство в Систему меняет Значение всех остальных фигур.
Всякое диахроническое изменение устанавливает новое синхронное отношение
между элементами 32. Диахронические изменения Системы-кода (как мы
увидим ниже) случаются в актах речи и вызывают кризис языка (langue) —
даже если, как полагает Соссюр, отдельный говорящий едва ли в состоянии
расшатать Систему. В конечном
счёте Система определяет речь, навязывая
говорящему комбинаторные правила, которые он обязан соблюдать.
Код, когда мы имеем дело с языком, устанавливается и крепнет в процессе
общения, являясь результатом общепринятых навыков говорения; и в тот
миг, когда код устанавливается, каждый говорящий начинает неизбежно
соотносить одни и те же значки с одними и теми же понятиями, комбинируя
их по определенным правилам 33 . Бывает, что код вводится, так сказать,
сверху, каким-то авторитетным лицом, и становится обязательным для той
или иной группы (азбука Морзе), и в этом случае код используется
осознанно. В то время как другие коды, и среди них язык, будучи столь же
обязательными, используются говорящими неосознанно, последние подчиняются им безотчетно, не
ощущая своей зависимости от навязанной им жесткой Системы правил.
----------------------------------
31 Соссюр Ф. Курс, с 120
32 Как разъяснял Соссюр в своем курсе (с. 114 ), синхронное изучение
Системы предполагает анализ сложившихся отношений в их статике, тогда
как диахроническое исследование, напротив, занимается эволюцией Системы
Естественно, что размежевание между диахронией и синхронией не должно
перерастать в полный разрыв, один подход предполагает Другой. Несомненно
однако, что определяя структуру, код, мы неизбежно пресекаем живой
процесс установления соответствий между означающими и означаемыми и
правил их сочетания и рассматриваем устанавливающиеся отношения как если
бы они были неизменными И только после того, как мы очертили Систему в
целом, можно говорить о её возможных изменениях и пытаться выяснить их
причины и следствия.
33 Смотри Cours, pag 29. О различении нормы, узуса и функции См . Luigi
Rosiello, Struttura, uso e funzioni delia lingua, Bologna В этой работе
содержится анализ взглядов Ельмслева, Брендаляи др
58
В последнее время лингвисты обсуждают вопрос о том, как следует понимать
этот код, как закрытую или как открытую Систему, т. е. речь идет о том,
как люди говорят, то ли они повинуются какой-то незыблемой Системе
правил, установленной некогда раз и навсегда и применяемой ими
неосознанно, или же они говорят благодаря врожденной способности к
формированию лингвистических последовательностей, обязанных своим
происхождением некоторым простейшим комбинаторным принципам,
предоставляющим возможность самых разнообразных сочетаний .
В таком
случае то, что принято называть Системами и кодами, окажется не более
чем поверхностной структурой, производной от какой-то глубинной
структуры, Системы правил, которая в отличие от других структур не может
быть артикулирована с помощью оппозиций. Хотя природа глубинных
структур остается темой оживленных дискуссий , Ничто не мешает нам
рассматривать интересующие нас семиотические коды как поверхностные
структуры, для них до поры до времени будут значимы те берущие начало в
соссюровской лингвистике положения, которыми мы намерены
руководствоваться.
II.3.
К соссюровскому понятию структуры обращается Леви-Строс, когда,
рассматривая социальные Системы в качестве коммуникативных, пишет: "структура
это всего лишь упорядоченность, отвечающая двум требованиям: это
Система, держащаяся внутренней связанностью, и эта связность,
недоступная наблюдателю изолированной Системы, обнаруживается при
изучении её трансформаций, благодаря которым у различных на первый
взгляд Систем открываются сходные черты".
Нетрудно заметить, что это определение содержит два одинаково важных
утверждения:
1) структура это Система, держащаяся внутренней связанностью;
2) структура обнаруживается только тогда, когда различные Феномены
сравниваются между собой и сводятся в единую Систему.
--------------------------------
34 Уместным продолжением был бы разговор о генеративной грамматике Ноэма
Хомского См по этому поводу Lepschy, op cit, Nicolas Ruwet,
"Introduction" в La grammaire generative, in "Langage", декабрь 1966,
весь номер посвящен Хомскому, содержит обширную библиографию, а также
Noam Chomsky, De quelques constantes de la théorie linguistique, in
Problèmes du langage, Paris, 1966, Aspects of the Theory of Syntax, M
I.T , 1965, Syntactic Structures, The Hague, 1957
35 Мы вернемся к обсуждению этих проблем в разделах Д и E
36 Claude Lévi-Strauss, Elogio dell'antropologia, 1960, ныне в Razza e
storia, Torino, 1967
59
Мы постараемся рассмотреть оба эти утверждения более основательно,
потому что они позволяют точнее определить, что такое структура,
представление о которой, как мы увидим, совпадает с определением кода.
Оглавление
Литература
www.pseudology.org
|
|