Имя Игоря Семеновича Кона широко известно постсоветской аудитории.
Не одно поколение российской / украинской / казахской / белорусской... и
т. д. интеллигенции выросло на его работах. Это имя - культурная
мифология, знаковый образ, подобно Аничкову мосту или МГУ им. Ломоносова.
В 80-е годы он стал популярен как автор уникальных для бывшего СССР книг
по не-медицинским аспектам сексологии. Он был признан классиком до такой
степени, что власть ему - единственному! - легитимировала право писать "про
это". Его "Введение в сексологию"
и "Вкус запретного плода"
выдержали не одно переиздание. Психолог и социолог, он стал одним из фундаторов
серии по антропологии детства, выпустив фундаментальное исследование "Ребенок
и общество"; а в монографии "Открытие
"Я", вобравшей огромный пласт культурологического и философского
материала, представлен весь сложный процесс формирования личности в
истории.
Масштаб охвата, энергия и эрудиция этого человека поражают, как и списки
цитируемой литературы, объем которых свидетельствует о добросовестности
ученого старой, еще "до-перестроечной" и "до-постмодернистской" школы.
Две новые работы Игоря Семеновича Кона являются, на наш взгляд, во
многом программиыми. В них сделана попытка визуализировать топос секса,
долгое время потаенного в культурном подсознании общества между
оппозитивами "да"/"нет", "можно"/"нельзя", "разрешить"/"запретить", "казнить"/"помиловать".
"Сексуальная культура в России" (1997) - книга идеологическая, со
значительным количеством статистических и социологических данных,
газетных примеров, цитат из политических слоганов и личных биографий.
Местами - это страшная книга (глава об изнасилованиях в мужских тюрьмах,
армии, следственных изоляторах т. д.), местами - смешная (как пример из
телепередачи начала 90-х, где одна
женщина категорически заявила: "У нас секса нет", что вошло в анналы
перестроечного движения).
Цифры
советского и постсоветского времени, сухо констатирующие количество
абортов в стране, внебрачных детей, половых контактов и, в целом,
динамику сексуального влечения, сопровождаются примерами из персональных
историй - "дворовых"; "уголовных"; "интеллигентских", с сохранением всей
их беспристрастной наготы - наготы воспаленного нерва. Это честная, но и
очень полемическая книга, которая,
не являясь ни философским, ни
социологическим исследованием этим-то и может задеть моралистов от науки.
Текст обращен в день сегодняшний, но предшествуют ему главы по истории
предмета, начиная от образования "государства Российского" до
октябрьского переворота 1917 года, когда власть приняла на себя функции
официального контроля над сексуальностью и телесным выражением личности
(читай антиутопии Дж. Оруэлла "1984" и Н. Замятина "Мы").
Автор пытается вскрыть стереотипы, которые в течение многих десятилетий
навязывались многомиллионному жителю СССР сначала
большевистской, а
затем "государственно-монополистической"
пропагандой в каждой, отдельно
взятой стране, неважно, Украине или России. Игорь Кон деконструирует миф
об "исконном целомудрии" славян, растиражированный "славянофильски"
ориентированной прессой, и приводит факты из истории языка, религии,
литературы и искусства, традиционного образа жизни, которые позволяют
сделать, по нашему мнению, некоторые интересные выводы.
Первый состоит в
том, что именно православием с его жестко-антитетичной системой
ценностей, воспринятым от
Византии и переосмысленным в соответствии с
национальным характером великороссов (стремление к стихийности,
неуправляемости, выходу "за рамки"), обусловлено в русском обществе
закрепление антитетично-ханжеских императивов (стереотипы "мужского" и "женского",
"до-брачного" и "после-брачного" поведения как принципиально
противоположного друг другу, но не всегда взаимодополнительного), с
которым Западная Европа рассталась гораздо раньше - в эпоху
Возрождения,
и позже, на рубеже XVIII и XIX веков.
Русская сексуальность вынуждена
была развиваться между "богоугодной" аскезой и истерическим развратом "по-купечески",
когда страдающей стороной в большинстве обоих случаев оказывалась
женщина. На наш взгляд, отсутствие светской. куртуазной эротической
культуры в
массах при демонстративном почитании Матери (читай:
производительницы)2 привело к успешному формировании сексофобиии в
период сталинизма. Сексофобия, как и скрытое женоненавистничество
привело к распространению латентной проституции, запрещению и/или
криминализации абортов, профессиональной дискриминации по признаку пола.
В качестве единственно возможной формы чувственного влечения в период
тоталитаризма допускалась любовь к Большому Брату" (см. " 1984" Дж.
Оруэлла).
Как утверждал Вильгельм Райх в
"Социальной функции
сексуального вытеснения", создание атмосферы
невротической
"вождей" - за счет использования сексуальности. Впервые этот принцип
был применен христианством, подавившим человека перед выбором -
абсолютного начала или абсолютного конца, рая или ада, добра или зла,
порочного тела, которому апостолом
Павлом был вынесен
приговор (не вердикт
- FV) "Виновно!"
("Казнить, нельзя помиловать"), или бессмертной души.3
Если в названии первой книги фигурирует слово "секс", то в заглавии
второй - "любовь". Она действительно о любви, но о том её образе,
который долгое время вынужден был пребывать под сенью сумерек, не
решаясь назвать себя, и только в середине XX века заявил о себе. Это
гомосексуальная любовь, о которой на самом деле широкой публике известно
очень мало, несмотря на обилие мифов и предрассудков. Это любовь,
которая на протяжении почти двух тысячелетий наполняла ужасом
христианский мир - до такой степени, что даже художественная литература
не решалась говорить о ней открыто. Книга Игоря Кона - это своего рода
энциклопедия по однополой любви, первое и единственное в своем роде
издание на русском языке5. Ученый не стремится выдвигать теории "происхождения
гомосексуальности" или концептуализировать стадии развития влечения. Это
изящное, остроумное, тактичное, в высшей степени профессиональное
исследование не имеет ничего общего с медицинскими справочниками и
диссертационными трактатами - с "выводами", "следствиями", "суммами".
Первая глава посвящена обзору мнений и взглядов на феномен гомосексуальности, с привлечением экзотических фактов из истории
цивилизаций инков, ацтеков, майя, камчадалских чукчей и японских
самураев, истории исследований этого феномена в европейской и
американской науке, в таких разделах, как генетика, биология,
эндокринология, нейрофизиология, психоанализ и философия. Сравнивая
феномен гомосексуальности с леворукостью, от переучивания которой
отказались в конце ХIХ века, автор задается вопросом: а надо ли
перевоспитывать "голубых"?
Вторая и третья главы - это коллекция "культурных историй" о
гомосексуалах и лесбиянках разных времен и народов, начиная с "греческой
любви" и заканчивая выдержками из дневников Льва Толстого, Достоевского,
Кокто, Андре Жида, Пруста, стихов Михаила Кузмина, любовных приключений
Пазолини, Висконти, Юкио Мисимы, которые в некоторой степени могут
передать образ гей-культуры и гей-нравов. Особый интерес, на наш взгляд,
представляют разделы, в которых приведены квир-феномены, необычайно
популярные в конце XX века, ставшие знаковыми фигурами альтернативной
сексуальности, сметающей любые бинарные стереотипы пола. Например,
Ру
Пол - черный трансвестит, мужчина, превращающийся в объект вожделения,
переодевшись в
женщину.
Безусловно, это очень полезное и интересное исследование, которое должно
быть представлено в каждой уважающей себя библиотеке. Его значение
определено не только научной ценностью, но и демократической
направленностью, популяризацией актуального в современной культуре
знания. Подобно антирасистскому движению середины XX века, выдвинувшего
лозунг "черный - это красиво", исследования по гомоэротизму в своей
основе способствуют либерализации общества, солидаризируясь с тезисом
некоторых гомофильских организаций: "гей - это хорошо".
Известно, что в
древней Спарте хромых младенцев сбрасывали со скалы, Средневековье
сжигало на кострах женщин и уродов, эпоха Просвещения сажала безумных на
цепь, а XIX век линчевал негров. Инаковость, непонятность нередко
вызывала страх у "белого, гетеросексуального мужчины-протестанта
англосаксонского происхождения". Закон многих стран начала века
предусматривал уголовное наказание за однополую любовь, невзирая на ее
взаимность. Однако будем надеяться, что так же, как суеверия, связанные
с горбунами и черной кошкой, так же, как дискриминация негров,
евреев,
латиноамериканцов, стариков, инвалидов, женщин, ограничения в свободе
самовыражения для сексуальных меньшинств отойдут в прошлое, и
человечество поймет, что гендер несводим к полу, а сексуальность - к
гетеросексуальности.
И книга Игоря Семеновича Кона в этом саморазвитии культуры является значительным этапом, вынося оправдательный приговор: "Казнить
нельзя, помиловать".
Примечания
1.
Идеи, перекликающиеся с высказанными и/или поддерживающие их можно
встретить у Б.Ф. Егорова в "Очерках по русской культуре" ("Из истории
русской культуры" в 5т. -т.5 -М., 1996), где проводится мысль о том, что
ортодоксальная традиция внедрила в массы уверенность в потенциальной
правоте только одной позиции, одной церкви, одного мировоззрения,
укрепляя, тем самым, нетерпимость и ригоризм к "инаковости".
2.
Ср.: "Notre Dame de Paris" на русский язык принято переводить как Собор
Парижской Богоматери, хотя буквальный смысл названия звучит как "Наша
Дама Парижа", что лишний раз иллюстрирует пропасть между поклонением
женщине в образе Мадонны в Европе ("Ма-донна" - "Моя дама", почтительное
обращение к замужней женщине, жене ) и культом Богородицы -
Бого-родительницы, "воспроизводительницы мужчин" - в России.
3.
Райх В.
Психология масс и фашизм // Пер. с англ. Ю. Донца. - СПб.:
Университетская книга, 1997.
4.
Что во многом сопоставимо с "кощунственным" в своей парадоксальности
тезисом Ницше о том, что христианство с самого начала было результатом
неприятия жизни и отвращения к ней, скрывающегося под личиной веры "в
другую", якобы "лучшую" жизнь, что ненависть к "миру", осуждение "страстей",
страх перед чувственностью и красотой, стремление к смерти, к ничто, к
концу, на самом деле означают вовсе не подъем морали, а жуткую и опасную
форму "воли к упадку" -
Ницше Ф. Рождение трагедии.
5.
Когда же украинская наука будет в состоянии породить нечто подобное?
Например, "Студии украинской гомосексуальности", или "Историю украинской
сексуальности"? . Гендерные исследования (Харьков), 1999, № 3,
стр.361-364
Заметки на полях и по поводу
www.pseudology.org
|