| |
23 декабря, 2013
|
Артём Ефимов |
Ступай, дружок,
в тайный кружок
гипертекстовая версия
|
Лента.ру продолжает
исследовать
"спорные вопросы" отёчественной Истории, которые
сформулировали эксперты, готовящие единый школьный учебник по этому
предмету. Вопрос №12 предлагает прояснить "характер общественного
движения XIX — начала XX веков" и "оценить его роль в Истории
России". Общественно-политическая жизнь в России XIX века, несмотря на
консерватизм царского режима, была чрезвычайно бурной. Причём
деятельность активистов не ограничивалась размышлениями о будущем страны
— она включала в себя и весьма радикальную практику. Лента.ру подготовила гид, посвященный самым важным организациям и кружкам, в
которых в XIX веке собирались молодые вольнодумцы.
Вплоть до 1905 года политические организации в России находились вне
закона. Тем не менее, в течение XIX века сменилось несколько поколений
активистов: Декабристы, кружки 30-х годов, "люди 40-х годов", два "призыва"
народников, революционеры конца столетия. Для каждого из этих поколений
мы попробовали представить себе эталонного активиста — молодого человека,
обуреваемого жаждой "послужить народу". Поскольку у молодежи кровь кипит,
всякий раз мы предлагаем ему выбор из самых радикальных организаций; в
конце концов, консерваторы и "умеренные" во все времена выглядят и
говорят примерно одинаково.
Декабристы
На дворе — 1821 год. Вам 20 с чем-то лет. Вы дворянин, уже третье
поколение вашей семьи освобождено от обязательной государственной службы.
Ваши дед и отец, пользуясь этой "вольностью дворянской", в блаженной
праздности жили в родовом имении где-нибудь под Смоленском или под Орлом,
со скуки пописывая книжки или устраивая крепостные театры. Но вы
начитались Гёте,
Шиллера,
Байрона, в вас бурлила молодая кровь, и вам
претила скучная домашняя жизнь. Вы, вероятно, учились в Царскосельском
лицее и ещё где-нибудь в Европе. По-французски вы говорите и пишете
лучше, чем по-русски.
Когда в 1812 году грянула война, вы были счастливы: это был шанс
совершить что-нибудь великое. Вам, впрочем, пришлось примириться с тем,
что, воюя с
Наполеоном, вы, собственно говоря, воюете с идеями
Вольтера,
Руссо и Монтескье, которых вы боготворите. Будучи романтиком, вы, можно
сказать, своими руками свергли романтического кумира с французского
престола, усадив на его место пошлейшего Людовика XVIII. Будучи
восторженным поклонником Просвещения, вы сокрушили державу "свободы,
равенства и братства" и заново водворили в Европе ненавистный вам "старый
порядок".
И вот вы снова дома — в чопорном Петербурге, в суетливой Москве, в
привольной родительской усадьбе. С небывалой ясностью вы видите, что
ваша беззаботная юность, барские причуды вашего отца и деда были
обеспечены трудами сотен и тысяч людей, которые принадлежали вашей семье,
наряду с полями, пастбищами, лесами, скотом… В Европе и в вашем любезном
Отёчестве вновь правит не закон, а произвол.
Вы — герой, вы — одновременно воин и философ. И вам — 20 с чем-то лет.
Куда податься?
Вы, скорее всего, уже знаете, что в России существуют тайные общества,
где люди, подобные вам, обсуждают, как переустроить русскую жизнь:
упразднить крепостное право, ограничить Самодержавие конституцией. Вы,
возможно, даже знакомы с братьями Александром и Никитой Муравьёвымы,
князем Сергеем Трубецким, Иваном
Якушкиным — они в основном ваши
сверстники, и их жизнь очень похожа на вашу. Вы наверняка слышали
вольнолюбивые, на грани крамолы, речи на балах — их произносили такие же,
как вы, 20-летние молодые люди с горящими глазами, как правило, в
военных мундирах. Они гневно обличали самодуров-крепостников и
стяжателей-чиновников, безжалостно вышучивали старческие предрассудки.
Это члены "Союза благоденствия" — тайного общества, ставящего своей
целью смягчение нравов и распространение человеколюбия в обществе.
Но имейте в виду: это во многом те же самые люди, которые до 1818 года
были объединены в "Союз спасения" и готовились установить
конституционную монархию путем военного переворота. С
Якушкиным будьте
особенно осторожны — он, горячая голова, даже предлагал цареубийство!
Итак, на дворе 1821 год. "Союз благоденствия" распущен из-за царского
указа о запрещении неформальных общественных объединений. Если вы
служите в Петербурге, вам прямая дорога в тайное "Северное общество" — оно собирается обычно у Никиты Муравьёва на Фонтанке. В Москве стоит
заглянуть к Илье
Долгорукову на Пречистенку — там тоже бывают "северяне". Ну а если ваш полк стоит на
Украине — побывайте в Каменке, имении
Василия Давыдова, где встречаются члены "Южного общества" под
председательством полковника Павла Пестеля. Имейте в виду: "южане" более
радикальны, Пестель — республиканец.
Вам в любом случае гарантировано интереснейшее времяпрепровождение: и
среди "северян", и среди "южан" — умнейшие, образованнейшие,
талантливейшие люди России. Почитайте пестелевскую "Русскую правду" — вы
найдете в ней увлекательные размышления о
Политике, экономике и
общественной нравственности. Почитайте проект конституции Никиты
Муравьёва — в
нём предлагается поделить Россию на "державы", по образцу
американских штатов, и в нём есть волнующая строчка: "Раб,
прикоснувшийся земли Русской, становится свободным". Почитайте яркие
романтические повести Марлинского (Александра
Бестужева), выспренние
стихи Кондратия
Рылеева — это лучшие образцы современной русской
Литературы. Если вы пишете, они наверняка захотят напечатать ваши
произведения в альманахе "Полярная звезда".
На собраниях тайных обществ, между
лафитом и клико, среди громогласных
тостов за свободу и за Отёчество, среди возвышенных бесед о естественном
праве и равенстве всех людей, среди споров о том, допустимо ли
кровопролитие во имя народного счастья и следует ли изгнать из России
царскую семью, вы, вполне вероятно, познакомитесь со знаменитым франтом
Петром
Чаадаевым и со смешливым молодым человеком по фамилии
Пушкин,
автором нашумевшей оды "Вольность" и игривой поэмы "Руслан и Людмила". Если вам доведётся передавать письмо товарищам из
Киева в Петербург (или
наоборот), обратитесь к молодому, но уже прославленному дипломату
Александру
Грибоедову — он дружен со многими "северянами" и "южанами", хоть и посмеивается, что
"сто человек прапорщиков хотят изменить весь
государственный быт России"; в любом случае, человек надежный — письмо
отвезёт, в случае чего — не выдаст.
Впрочем, пусть вас не вводит в заблуждение название "тайные общества" — об их существовании знает или, по меньшей мере, догадывается весь высший
свет империи. Знают о нём и при дворе — соответствующие доклады
императору Александру I представляли и Илларион Васильчиков, и Александр Бенкендорф, и Алексей Аракчеев. А уж сколько доносов убрал под сукно
петербургский генерал-губернатор Михаил Милорадович, сражавшийся бок о
бок с вами и вашими товарищами при Бородино! Государь, сам по молодости
увлекавшийся просветительскими "заблуждениями", относится к "заговорщикам" снисходительно.
Вам предстоит жить в тревожном ожидании Смерти императора Александра I. От
вас потребуют присягнуть его брату и наследнику Константину — а вы
будете отказываться, покуда он не подпишет конституцию. Что будет, когда
подпишет, вы пока не очень продумали — но французские просветители учат,
что достаточно дать обществу хорошие законы, и процветание наступит само
собой. Вы готовы, если что-то пойдет не так, геройски погибнуть за
свободу, но не рассматриваете эту возможность слишком серьезно. Вам ведь
20 с чем-то лет — у вас впереди целая жизнь, полная подвигов и славы!
Вы даже представить себе не можете, насколько не так всё пойдёт.
Кружки
На дворе — 1831 год. Вам 20 с чем-то лет. Вы дворянин. Ваш отец
увлекался вольнолюбивыми идеями конца XVIII века, воевал с
Наполеоном и
теперь то и дело намекает, что богатыри — не вы. Вы с юных лет читаете
Пушкина, хоть и стали замечать в последнее время, что он исписался. На
ваших глазах рождается новая звезда русской Литературы — Николай Гоголь.
Вы живо интересуетесь современной немецкой Философией — Фихте, Гегелем,
Шеллингом.
На ваше ещё не окрепшее гражданское сознание произвела сокрушительное
впечатление казнь в июле 1826 года Павла Пестеля, Кондратия
Рылеева,
Петра Каховского, Сергея Муравьёва-Апостола и Михаила
Бестужева-Рюмина и
ссылка в Сибирь ещё нескольких десятков членов "тайных обществ" — тех,
кого вскоре станут называть "Декабристами". А недавно ещё прогремело
дело братьев Критских — московских студентов, ваших ровесников,
составивших собственное "тайное общество" и готовивших к печати "афиши"
с призывами к свержению Самодержавия.
Вы свободою горите, ваше сердце для чести живо. Вам 20 с чем-то лет.
Куда девать Души прекрасные порывы?
Если вы считаете себя последователем Декабристов и вас не пугает участь Критских (все члены кружка были арестованы, большинство — сосланы
солдатами на Кавказскую войну), приглядитесь к кружку Николая
Сунгурова.
Кружок этот именует себя "Тайным обществом друзей", состоит он
преимущественно из студентов Московского университета. Эти решительные
молодые люди живо объяснят вам: главная ошибка Декабристов была в том,
что они всецело полагались на армию. Ясно как день, что военным
переворотом Самодержавие не свергнуть — нужно народное восстание.
Поднимать его следует в Москве — подальше от столицы, поближе к дому.
План такой: захватываем пушки, потом прокламациями поднимаем на борьбу "всю
чернь московскую", потом освобождаем всех из тюрем ("оковы тяжкие падут, темницы рухнут"!), потом захватываем арсенал и раздаем оружие народу, но
оружия там маловато, поэтому идем на Тулу, берем оружейный завод… Нет,
проект конституции писать не будем — созовем народных представителей,
пусть они сами решают, как жить дальше.
Если вам кажутся смехотворными просветительские мечты о том, что жизнь
сама собой пойдет на лад после введения конституции, загляните на одну
из знаменитых вечеринок, устраиваемых Александром Герценом — беспокойным
19-летним студентом физико-математического отделения Московского
университета. В Литературе он выше всех ставит
Шиллера с его
тираноборческим пафосом, в Философии —
Сен-Симона, одного из
основоположников социализма. Здесь вам не предложат такого решительного
плана восстания, как у
Сунгурова, но разговор о конституции, республике,
Революции будет куда более занимательным — люди-то подобрались
образованные, начитанные. А ещё тут гораздо лучше выпивка и в принципе
веселее.
Если же Философия и Литература интересуют вас больше, чем
Политика, вам
прямая дорога к Николаю Станкевичу. Там вы встретите блестящую плеяду
студентов, которые вскоре составят славу русской Литературы, Философии,
общественных и гуманитарных Наук. Впрочем, у нас ведь ещё только 1831
год. Потерпите пару лет — тогда к кружку присоединятся Виссарион Белинский (именно Станкевич даст ему прозвище Неистовый Виссарион),
Михаил Бакунин, Михаил Катков, Тимофей Грановский.
Здесь вовсе не будет
разговоров о Революции — все больше о Мировом Духе, о преодолении
различия между объектом и субъектом, о тождестве бытия и сознания, о том,
что всё действительное разумно. Звучит, конечно, как-то слишком
отвлеченно, умозрительно, но поверьте, вы и сами не заметите, как
станете частью движения, которое предопределит Литературно-философскую
эволюцию России на ближайшие лет 70-80 — и это будут, пожалуй, самые
плодотворные десятилетия в Истории русской Культуры.
Западники и славянофилы
На дворе — 1841 год. Вам 20 с небольшим лет. Вы никогда не знали никакой
России, кроме николаевской. С одной стороны, вы слышите бесконечный
бубнеж про "порядок быть должон" и верноподданнические завывания по
мотивам триады "Самодержавие, православие, народность", выдвинутой
Сергеем
Уваровым
в 1833 году при вступлении на должность министра
народного просвещения. С другой стороны, вы наблюдаете небывалый взлет
юношеского энтузиазма, Московский университет накануне его великолепного
расцвета, бурлящую интеллектуальную жизнь, кружки, литературные общества,
журналы…
Белинский в зените славы. Всего пять лет назад в Александринском театре
в Петербурге состоялась премьера "Ревизора" Гоголя, и император Николай I всемилостивейше хохотал над рискованной пьесой, признавая вместе с тем,
что ему-то от автора "досталось больше всех". Всего четыре года назад
хоронили Пушкина, и в ушах до сих пор звенят гневные стихи какого-то
юного корнетика: "Погиб поэт! Невольник чести…"
Корнетик, кстати, вот
буквально только что погиб на дуэли в
Пятигорске. Всего 26 лет было — а
какой роман он успел написать!
Приглядитесь также к 20-летнему поэту
Николаю
Некрасову и к 23-летнему Ивану
Тургеневу — они ещё не заявили о
себе в полный голос, но погодите чуть-чуть, и о них заговорит вся Россия.
Вообще, если вы интересуетесь общественной жизнью, вам следует самым
пристальным образом следить за новейшей Литературой — в ближайшие
десятилетия главные идейные баталии будут разворачиваться в романах.
Вы космополит по
праву рождения, вся европейская Культура вам родная.
Вас уже не удивишь диалектикой Гегеля, а идея естественного права для
вас тривиальна, как Коперникова система мира. То, что крепостное право —
зло, вам тоже совершенно очевидно. Вам смешны охранительские россказни,
что-де помещики заботятся о своих крестьянах как о детях родных, что
крестьяне пропадут без этой опеки.
Куда же вам податься?
Прежде всего, ответьте: что вы думаете о Петре I? Да-да, о Петре Великом,
правившем Россией сто с лишним лет назад, об этом кумире нескольких
поколений ваших предков. Считаете ли вы, что только с Петра I у России
появляется собственно История, а всё, что было прежде, — лишь
броуновское движение людей и племен, не интересное никому, кроме
непосредственных участников этого движения? Считаете ли вы, что лишь в
петровское царствование Россия выступила на всемирно-историческую арену,
стала причастна к магистральному ходу всемирной Истории? Считаете ли вы,
что Россия до Петра I блуждала впотьмах и лишь государь-преобразователь
вывел её на свет и указал путь?
Если да — вы, вероятно, уже читали в "Телескопе" (журнале, близком
кружку Станкевича) "Философические письма" Петра
Чаадаева. И, по всей
видимости, согласны с ним, а также с Белинским и некоторыми другими
влиятельными мыслителями, что все пресловутые особенности России, все
её
отличия от Европы (где вы, скорее всего, уже не раз бывали) объясняются
тем, что Отёчество наше всего-навсего отстает в своем развитии от Европы.
Все страны, общества, народы проходят одни и те же ступени эволюции — и
Запад просто ушел по этой лестнице на несколько ступеней выше. Посему
ваша патриотическая задача — всеми силами способствовать тому, чтобы как
можно скорее пройти по этим ступеням и сравняться с Европой, коей мы —
органическая часть. Короче говоря, вы —
Западник.
Если же вы не разделяете всех этих восторгов по поводу Петра, если вы
считаете, что Россия — никакая не часть Европы, а совершенно особое
историческое тело (привыкайте к этой терминологии — она ещё долго будет
в ходу), имеющее свой особый путь, если вы презираете это вечное
низкопоклонство перед инородной Культурой, вечное предпочтение чужого —
своему, вечное подражание иностранцам в языке, Философии, Литературе и
даже одежде — вы, батенька,
Славянофил. Читайте Алексея
Хомякова,
братьев Константина и Ивана
Аксаковых, Ивана Киреевского, Юрия
Самарина.
И смейтесь над теми, кто пускается в рассуждения, что-де следует тогда
отказаться от пароходов и железной дороги, поскольку они тоже
позаимствованы на Западе: доведение до абсурда — это глупый риторический
приём, недостойный серьезных возражений.
И в качестве Западника, и в качестве
Славянофила вы останетесь Либералом
в том прекрасном, благороднейшем смысле, которое мы придаем этому слову
в нашем дивном 1841 году: человек — мера всех вещей, человеческая
личность и её свобода — основа основ общественного порядка. Вы в любом
случае будете требовать отмены крепостного права, потому что вам
нестерпимо, когда одни люди владеют другими, как скотом. Вы в любом
случае будете продумывать политическое переустройство России: будучи
Западником, скорее в сторону конституционной монархии или парламентской
республики; будучи
Славянофилом, скорее в сторону возрождения на новых
началах традиционных русских представительных органов — веча, думы,
земского собора. Честно говоря, с политической точки зрения спор будет
скорее о названиях, чем о сути.
Имейте в виду: какую бы сторону вы ни выбрали, вы окажетесь среди
выходцев из кружка Станкевича. Методология будет примерно одна и та же —
так что "Феноменологию духа" все-таки придется перечитать.
"Шестидесятники"
На дворе — 1861 год. Вам 20 с чем-то лет. И на ваших глазах только что
исполнилась мечта нескольких предыдущих поколений — в России отменили крепостное право. Всеобщее ликование. Все превозносят царя-освободителя Александра II. Даже Герцен из своего лондонского далека напрямую
обратился к императору через "Колокол": "Ты победил, галилеянин!" (герценовская
газета была в России нелегальной, но в Зимнем дворце
её читали, и
издатель отлично это знал).
Россию ждет ещё более десятилетия реформ — их вскоре назовут Великими
реформами. Появятся земства, а при них — школы и больницы. Появятся суды присяжных, судебный процесс станет состязательным. Будет принят новый,
предельно Либеральный Университетский устав, и университетская
Наука
расцветет. Наконец, в армии ликвидируют рекрутчину и введут всеобщую
воинскую повинность.
Но главное уже свершилось: в России больше нет бесправных крепостных,
которых можно покупать и продавать.
Вам 20 с небольшим лет, вы впечатлительный молодой человек, но не
спешите бросать шляпу в воздух и кричать "ура". Вдумайтесь.
Крестьян-то освободили, но земля осталась в собственности помещиков.
Чтобы выкупить её, нужно либо ещё лет 40 горбатиться на бывшего барина,
либо единовременно уплатить ему такую сумму, чтобы он, положив её в банк,
получал в виде процента тот же доход, что от дореформенных оброка и
барщины. При этом выкупать землю в личную собственность крестьянину
нельзя — только в составе Общины. То есть платить надо не только за себя,
но и за бездельника Ваську, за пьяницу Петьку, за увечного Мишку. Если
удалось наскрести пятую часть требуемой суммы — остальную может внести
специально созданный Крестьянский банк. Но это будет кредит на 49 с
половиной лет (то есть до 1911-го) из шести процентов годовых (то есть
почти с тройной переплатой) — и опять же, платить придется не самому, а
в составе Общины.
Ну как, поубавилось восторгов? Что же делать?
Запоминайте название: "Земля и воля". Это тайная организация, которая
вдохновляется социалистическими идеями Герцена (он уже понял, что
галилеянин не победил, а обвел народ вокруг пальца) и Николая
Чернышевского. Они уже читали Карла
Маркса (а Герцен и вовсе регулярно
кормит его обедами в Лондоне) и твердо усвоили, что эксплуатация
человека человеком проистекает из института частной собственности, а
двигатель Истории — это классовая борьба.
Маркс полагает, что
социалистическое общество без частной собственности, классов и
эксплуатации возникнет в результате Революции фабрично-заводских рабочих.
Но это у них в Англии, а у нас в России подавляющее большинство
населения — крестьяне, состоящие в Общинах, и у них там уже нет частной
собственности, и вообще налицо половина признаков социализма. Короче,
нам нужна крестьянская Революция — и пусть зануда Маркс потешается над
этой идеей сколько ему угодно.
"Земля и воля" — это вам не Литературно-философский кружок и не рыхлый
декабристский "союз друзей". Это серьезная организация: центральный
комитет (братья Николай и Александр
Серно-Соловьевичи, Сергей Рымаренко,
Александр Слепцов, Василий Курочкин), местные комитеты в Петербурге
(20-летний Николай Утин, "правая рука" Чернышевского), в Москве, Казани,
Харькове, Нижнем Новгороде и других крупных городах, связи в прессе (тот
же Чернышевский, Дмитрий Писарев) и за границей (те же Герцен с
Огаревым,
а ещё Михаил Бакунин, сбежавший из сибирской ссылки и обогнувший по пути
в Лондон почти весь земной шар), связи в верхах (член
Генерального штаба
Николай Обручев, будущий председатель Верховного уголовного суда Иван Шамшин — деятельные участники подготовки соответственно военной и
судебной реформ). При этом "Земля и воля", в которой состоит дай бог 200
человек, разумеется, не рассчитывает свергнуть эксплуататорский режим
своими силами — она занята преимущественно пропагандой крестьянской
социалистической Революции.
Народники
На дворе — 1881 год. Вам 20 с чем-то лет. Вы выросли в "эпоху Великих
реформ", и вам не обязательно родиться дворянином, чтобы быть
образованным человеком и интересоваться общественными вопросами. Вы
одеваетесь нарочито небрежно, подчеркнуто игнорируете церемонии, не
даете ни себе, ни окружающим забыть о своем "мужицком" происхождении. Вы
— наследник "этого волосатого", как аттестовал Павел Петрович Кирсанов
нигилиста
Базарова в "Отцах и детях" (1862). Но вы уже не "новый человек", каким был Базаров в середине века, — вас таких уже целое поколение.
Великая Литература, которая составит главную гордость России на века
вперед, — для вас просто журнальная рутина: вы регулярно читаете "Отечественные записки"
и "Русский вестник", на пару опубликовавшие почти все главные
тексты на русском языке за последние лет 30 —
Некрасова, Тургенева,
Гончарова, Писемского, Григоровича, Салтыкова-Щедрина, Толстого,
Достоевского, Лескова, Тютчева, Фета.
Впрочем, эпоха этих кумиров, людей середины века, уходит: Некрасов умер
четыре года назад, Достоевский — прошлой зимой, Тургенев медленно
умирает в Париже, старик Гончаров давно не пишет, Толстой окончательно
переквалифицировался в пророки. Литература — по-прежнему главное в
России "ристалище идей", но теперь на
нём царят люди совсем другого
склада — не мыслители, а практики, радикалы. И первый среди них —
Николай Чернышевский.
"Что делать?" — пожалуй, главная книга вашей жизни.
Автор пропадает в сибирской ссылке по делу "Земли и воли", а вы,
подражая его герою, может быть, даже пробуете спать на гвоздях.
А на дворе ведь уже 1881 год, и шутки кончились. 1 (13) марта
Террористы
убили в Петербурге на Екатерининском канале "императора-освободителя" Александра II. Политический
Террор для вас уже такая же обыденность, как
великая Литература: на царя покушались минимум пять раз за последние
пять лет, стрелки и бомбисты орудуют по всей империи, не боясь ни Каторги, ни виселицы, полиция с ног сбивается. Сергей Нечаев,
хладнокровный убийца и манипулятор, автор изумительного в своем цинизме
и безнравственности "Катехизиса революционера", сидит в Петропавловской крепости, но даже оттуда продолжает руководить
Террористическим
подпольем.
Убийство царя не дало тех результатов, на которые рассчитывали
Террористы — народ не вдохновился на Революцию, всероссийский бунт не
вспыхнул. На престол вступил сын убитого императора Александр III, и началось то, что в следующем столетии будут называть "закручиванием гаек". Организаторов убийства — Андрея
Желябова, Софью Перовскую, Николая
Кибальчича, Тимофея
Михайлова и Николая
Рысакова — повесили уже через
месяц. Вскоре после этого Александр III подписал Манифест о незыблемости
Самодержавия, в котором отрекся от заигрываний с
Либерализмом, поставил
крест на мечтах об ограничении монаршей власти, конституции и народном
представительстве, провозгласил курс на "искоренение гнусной крамолы" и
"утверждение веры и нравственности". Последовала централизация власти,
расширение полномочий полиции и "Охранки", ликвидация студенческой "вольницы".
Правительство с небывалым рвением принялось насаждать дисциплину,
казенный патриотизм и казенную же религиозность "во имя народного
единства и спасения России". Главным выразителем нового направления стал
обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, провозгласивший
в письме новому государю, что революционеров "можно унять железом и
кровью", что следует немедленно удалить из правительства "дряблых
евнухов и фокусников", которые проводили "Великие реформы", что "надобно
покончить разом все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о
представительном собрании".
Вам 20 с небольшим лет, вы пропитаны вольнолюбивым духом предшествующей
эпохи. И вы не боитесь победоносцевских "железа и крови". Куда вам
податься?
Это зависит главным образом от вашего темперамента. Если вы уже
убедились в невозможности скорой Революции и силитесь понять задачи
нового исторического момента, если вы хотите помочь народу справиться с
трудностями новой жизни, просветить и пробудить его, подготовить почву
для переустройства страны на разумных и человечных началах, то ваш путь
— работа в земствах. Идите в народ — но не с пропагандой непонятных
мужику социалистических идей, как бакунинцы десять лет назад, а с
полезными малыми делами. "Сядьте на землю", как предлагает Александр Энгельгардт. "Опроститесь", как проповедует Толстой.
Всесторонне
развивайтесь сами и помогайте развиваться другим, по завету Петра
Лаврова. Выучитесь на врача, учителя, агронома, архитектора — и вносите
посильную лепту в усовершенствование крестьянской жизни. Работа собачья,
денег мало, жить придётся в глуши, народ темный, забитый. Станете лечить
— не ровен час заподозрят, что вы нарочно крестьян морите. Станете
внедрять новейшие сеялки — их поломают или от озорства, или по дурости.
Дело, конечно, благородное, но ох какое неблагодарное. Единомышленников
вы найдете в организации "Черный передел" — в ней состоят, например,
Георгий Плеханов, Павел Аксельрод, Вера Засулич.
Если же вам не по Душе это сюсюканье, если вы видите в "теории малых дел" продолжение той же пропагандистской линии, которая отодвигает Революцию
в неопределенное будущее и которая уже показала свою несостоятельность ("Земля и воля", бакунинское "хождение в народ" — а толку-то?), если вы
готовы продолжить дело
Желябова и
Нечаева и не боитесь "запачкать руки"
— ступайте в "Народную волю".
Это та самая организация, которая убила Александра II, так что легкой жизни не ждите: аресты и суды идут по всей
стране, ячейки громят, требуется строжайшая конспирация. Но Самодержавие
не имеет опоры в народе, а жандармы всех не переловят, так что немного
терпения — и снова полетят в царей и их приспешников
народовольческие
бомбы.
Социалисты-революционеры и социал-демократы
На дворе — 1901 год. Вам 20 с чем-то лет. Вы росли в эпоху безвременья,
когда "Победоносцев над Россией простер совиные крыла" (эти стихи,
впрочем, будут написаны только через десять лет). Даже в университете
вас заставляли ходить в форме, таскали к исправнику за пропуски
воскресных богослужений, придирчиво следили, что вы читаете, куда ходите,
с кем общаетесь.
Вместе с тем, ощущение, что Россия — это пыльное и казенное сонное
царство, в последнее время поразвеялось. Страну словно охватила
лихорадка: всюду строятся новые дома, заводы, железные дороги. В Россию
текут все новые иностранные инвестиции. Из бывшего купечества
стремительно нарождается новый предпринимательский класс.
Наука,
Литература, искусство, Философия, музыка — вся русская Культура
переживает бурный расцвет. Самый влиятельный в мире мыслитель —
Лев Толстой.
Впрочем, на Политику это всеобщее оживление не распространяется. Россия
— по-прежнему неограниченная монархия, а царь Николай II, кажется,
последний в стране человек, который по-прежнему всерьез воспринимает
пышные словеса про "Божиею поспешествующею милостию императора и самодержца". Он, как и его отец Александр III, слышать ничего не хочет
ни о какой конституции, ни о каком парламенте, ни о каком "ответственном
министерстве" (то есть правительстве, подотчетном народным
представителям). При этом ни решительности, ни суровой харизмы отца у
него нет и в помине — он по натуре тихий стеснительный семьянин, а не
единоличный властелин огромной империи. И в своем окружении он старается
уравновешивать энергичного министра финансов Сергея Витте — недалеким и
барственным министром внутренних дел Дмитриём
Сипягиным, который никогда
не скажет ему ничего неприятного.
Вам 20 с чем-то лет. Вас не устраивают соглашательские позиции
Либералов.
Нетерпеливость толкает вас к радикализму — к Революции и социализму.
Если вы по-прежнему симпатизируете идеям крестьянского социализма,
обратите внимание на движение социалистов-революционеров (сокращенно —
Эсеров). Оно возникло лет пять назад из разрозненных провинциальных
народовольческих кружков и, по примеру "Народной воли", называет себя
партией. Эсеры — прямые наследники Герцена,
Бакунина и прочих
народнических идеологов.
Если же вам претит эта перелицовка уже дискредитированного
народничества,
присмотритесь к социал-демократам. Идеологически они опираются
преимущественно на труды
Маркса. Они считают крестьянство по природе
своей косным, а революционный потенциал видят только в рабочих.
Русская социал-демократическая теория уже достаточно подробно разработана
бывшими народовольцами, скрывшимися в Швейцарии от преследований после
убийства Александра II: Георгием
Плехановым, Василием
Игнатовым, Верой Засулич, Львом
Дейчем, Павлом
Аксельродом.
Они (прежде всего Плеханов)
уже перевели на русский язык и прокомментировали с учетом специфики
России основной корпус
марксистской
литературы. Подпольные марксистские
кружки существуют во многих городах России, они по возможности
поддерживают связи с эмигрантами-теоретиками. Около шести лет назад уже
была попытка создать на их основе всероссийскую
социал-демократическую
организацию "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" во главе с
Юлием
Цедербаумом (Мартовым) и Владимиром
Ульяновым (через несколько
месяцев он начнет пользоваться псевдонимом Н.
Ленин), братом
народовольца Александра
Ульянова, казненного
в 1887 году за подготовку
покушения на Александра III. "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" был вскоре разгромлен "Охранкой". Но уже в 1898 году возникла
Российская социал-демократическая рабочая
партия — вы и представить себе не можете, какое большое будущее её ждет.
Титры
"Северное" и "Южное" тайные общества в декабре 1825 года попытались
воспользоваться междуцарствием, наступившим после Смерти императора Александра I, и поднять восстание. Полки, выведенные "северянами" на
Сенатскую площадь в Петербурге 14 (26) декабря, были расстреляны
картечью — погиб 1,271 человек. Несколько рот
Черниговского полка,
возглавляемые "южанином" подполковником Сергеем Муравьёвым-Апостолом, 31
декабря подняли восстание в Киевской губернии, но оно было подавлено
правительственными войсками уже 3 января 1826 года.
К следствию по делу
"о злоумышленных обществах" были привлечены 579 человек, из них 36
приговорены к смертной казни (казнили в итоге лишь пятерых, остальным
Смерть заменили Каторгой),
ещё около сотни человек — к Каторге, ссылке
или разжалованию в солдаты с отправкой в действующую армию на
Кавказ.
Кружок
Сунгурова был раскрыт, не просуществовав и года. Всех арестовали
уже в июле 1831 года.
Сунгурова приговорили к четвертованию, но
император Николай I даровал ему, как раньше Декабристам, помилование,
заменив казнь Каторгой. Прочие члены кружка также избежали казни и
отправились в ссылку — кто в Сибирь, кто на
Кавказ.
Статьи
Кружок Герцена раскрыли
в 1834 году. Все его члены отделались ссылкой.
Герцен оказался сначала в Перми, потом в Вятке, потом, благодаря
ходатайству Василия Жуковского (в то время — воспитателя цесаревича,
будущего Александра II), во Владимире. Уже в 1840-м ему разрешили
вернуться в Москву. В 1847-м он уехал из России — и последующие 23 года,
до самой своей Смерти, прожил за границей, продолжая интересоваться
событиями в России, издавая запрещенную в России Литературу, а также
революционную газету "Колокол", и переправляя их нелегально на родину.
Кружок Станкевича, не преследовавший явных политических целей, не
интересовал Третье отделение и благополучно просуществовал до самого 1839 года, когда его глава, снедаемый туберкулезом, уехал в
Италию. Там
он и умер годом позже, в возрасте 26 лет. Участники кружка — Белинский,
Бакунин, Герцен, Огарев, Тургенев, братья
Аксаковы, — несмотря на разные
судьбы и разные мировоззрения, всю жизнь оставались друзьями.
Ни Западническое, ни
Славянофильское движение не имели организационного
оформления, поэтому точно датировать их зарождение, а тем более конец
невозможно. Оба эти течения в их "классическом" виде ограничены одним
поколением — "людьми 1840-х годов".
"Земля и воля" в первоначальном виде просуществовала три года. Уже в 1862-м она лишилась своих лидеров: были арестованы Чернышевский (получил
семь лет Каторги с последующей пожизненной ссылкой), Писарев (сидел в
Петропавловской крепости до 1866 года). Арестовали и старшего
Серно-Соловьевича — он стал главным обвиняемым на так называемом "процессе 32-х". Фигурантам инкриминировали "сношение с лондонскими
пропагандистами", то есть с Герценом и
Огаревым. Большинство обвиняемых
были оправданы (среди них — Иван Тургенев, уже написавший к тому времени
"Дворянское гнездо"
и "Отцы и дети") или отданы под полицейский надзор.
Серно-Соловьевич был приговорен к пожизненной ссылке в Сибирь, где и
погиб в 1866-м. Кроме того, землевольцы оказались замешаны в организации Польского восстания 1863 года, подавленного русскими войсками. В 1864-м организация самораспустилась, признав, что не в силах поднять
всероссийский крестьянский бунт.
"Народная воля", "Черный передел" и другие организации революционных
народников были разгромлены в первые годы после убийства Александра II. Лидеры, избежавшие ареста, в основном скрылись за границей. Новые
революционные организации, возникавшие в 1880-е годы, нередко
пользовались "раскрученным" названием "Народная воля", хотя старые
народовольцы, как правило, не имели к ним никакого отношения. Одна такая
самозваная народовольческая группировка, состоявшая из студентов, была
разгромлена в 1887 году, когда готовила покушение на Александра III. Среди повешенных пятерых лидеров этой организации был сын директора
симбирских народных училищ Александр Ульянов. Его младший брат Владимир,
в ту пору 17-летний студент Казанского университета, сказал по этому
поводу: "Мы пойдем другим путем".
Партия социалистов-революционеров в 1902 году обзавелась боевым крылом,
которое продолжило традиции народовольческого
Террора (убиты министр внутренних дел Дмитрий Сипягин, уфимский губернатор Николай Богданович,
министр внутренних дел Вячеслав Плеве, московский генерал-губернатор
великий князь Сергей Александрович и другие высокопоставленные чиновники).
С легализацией партий в 1905 году стала одной из самых влиятельных
политических сил в России. После Февральской Революции 1917 года
получила 347 из 767 мест в Учредительном собрании. После Октябрьской
Революции стала главной силой, оппозиционной
большевикам. Распущена в
1923 году.
Российская социал-демократическая рабочая партия пережила несколько
расколов. Одна из её фракций, большевики во главе с
Лениным, выделившись
в самостоятельную структуру, в октябре 1917 года захватила власть в
России. В 1918 году переименовалась в Российскую коммунистическую партию
(большевиков), после образования
в 1922 году Советского Союза — во
Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков). С 1952-го называлась
Коммунистической партией Советского Союза. Начиная с 1936 года, партия
фигурировала в конституции СССР; в конституции 1977 года была закреплена
её "руководящая и направляющая роль". Запрещена указом президента РСФСР
Бориса
Ельцина 6 ноября 1991 года.
Источник
Настоящий автор известен как
граф Мерзляев, действительный тайный советник, публикующий свои
опусы под именем Артём Ефимов и другими псевдонимами
История
www.pseudology.org
|
|