Charles William Heckethorn
Secret Societies of All Ages and Countries
Книга VII Алхимики
I Алхимики
 
176. Астрология, возможно, тайная ересь. Мистическая астрономия древних народов про- извела судебную астрологию, которая с этой точки зрения покажется менее нелепою. Она была главной наукой в средние века, и Рим так сильно сопротивлялся ей, может быть, потому, что это была не только ересь, а обширная реакция против римской церкви. Особенно этой наукой занимались евреи, которым покровительствовали государи, противившиеся первенству Папы. Церковь не довольствовались тем, что сжигала книги, но сжигала и писателей, и бедные астрологи, проводившие свою жизнь в созерцании небес, по большей части погибли на костре.
 
177. Каким образом астрология пришла в угадок. — Часто случается, что последние ученики привязываются к букве, буквально понимая то, что сначала было только вымыслом, прини- мая маску за настоящее лицо; так и мы можем предположить, что астрология пришла в упа- док и сделалась ложной и ребяческой наукой. Гермес, египетский Бог, творение жреческой касты и её образования, который служил предметом изучения самофракийских таинств и часто был представляем рядом с Овеном — созвездие, давшее начало новому движению равно- денственного солнца, победителя темноты, — ожил в астрологии. Большее число астрологических сочинений, творения христианских гностиков и неоплатоников, приписывалось ему, и его считали отцом знания, по его имени названного герметическим, обнимающего астрологию и алхимию, которые сначала устрашали невежественных обманов но, трудясь несколько столетий во мраке, завоевали себе великолепные престолы в человече- ских познаниях.
 
178. Значение алхимии в науке. — Хотя алхимия уже не считается настоящей наукой, несмотря на предсказания доктора Гиртаннера в Гёттингене, что в XIX столетии превращение металлов будет известно всем и введено в употребление, она не лишается своей силы возбуждать любопытство и прельщать воображение. Вид чудесного, принимаемый её учением, странная знаменитость её приверженцев, смесь действительности и иллюзии, истин и химер, представляемая ею, всегда будет производить могущественное обаяние на многие умы.
 
Мы должны также помнить, что каждая обманчивая мечта, имевшая обширное и продолжительное влияние, должна была основываться не на лжи, но на дурно истолкованной истине. Этот афоризм особенно применим к алхимии, которая в своем происхождении и даже названии тождественна с химией: слог "ал" только определенный артикль в арабском языке. Изыскания алхимиков для открытия способов, по которым можно было производить превращения, естественно брались из простых опытов в металлургии и амальгамации металлов; весьма вероятно, что первый человек, добывший медь, думал, что произвел несовершенное золото.
 
179. Тинктура. — Превращение низкого металла должно было совершиться посредством превращения тинктуры, которой, однако, никогда не было найдено Но она все-таки существует; это — сила, превращающая зеленый стебель в золотой колос, наполняющая незрелое яблоко сладостью и ароматом, превращающая глыбу угля в алмаз. Все это естественный процесс, он существует, производя вышеприведенные результаты.
 
Все низкие металлы можно назвать металлами несовершенными, прогресс которых к усовершенствованию был остановлен; деятельная сила тинктуры осталась замкнута в них в первом свойстве природы. Если бы человек мог овладеть тинктурой, повсюду разлитой в природе, и с её помощью помочь тинктуре, заключенной в металле, прийти в движение и сделать её деятельной, тогда превращение в золото, лучше сказать, проявление скрытной жизни могло бы быть произведено. Но эта сила тинктуры так тонка, что её уловить нельзя, и алхимики искали не существующего, а только недостижимого.
 
180. Цели алхимии. — Три великие цели, к которым стремились алхимики, были:
 
- превращение низких металлов в золото посредством философского камня;
- открытие панацеи, или всеобщего лекарства, эликсира жизни, и
- всеобщего раствора, который, будучи применен ко всякому семени, должен увеличить его плодовитость
 
Все эти цели были достижимы посредством тинктуры — жизненной силы, тело которой есть электричество, посредством которого две последние цели были в некоторой степени достигнуты, потому что электричество и излечивает болезни, и способствует растительности. алхимия находилась тогда в начале поисков способов возвратить вещество к тому первобытному превосходству, которое оно будто бы утратило. Золото считалось относительно вещества тем, что эфир восьмого неба относительно душ, и семь металлов, из которых каждый был назван именем семи планет, так как знание семи свойств, подразумеваемых под ними, было потеряно,
 
Солнце — золото,
Луна — серебро,
Сатурн — свинец,
Венера — олово,
Меркурий — железо,
Марс — смешанный металл,
Юпитер — медь 
 
— составляли восходящую лестницу очищения соответствовавшую испытаниям семи пещер или ступе ней. алхимия, таким образом, была или телесным посвящением, или посвящением в таинства, духовной алхимией; одна составляла покрывало для другой, отчего часто случалось, что в мастерских, где, как народ думал, адепты занимались специальными занятиями и не искали ничего, кроме металлов золотого века, в действительности искали только тот философский камень, который составлял кубический камень философского храма; наконец, ничего не очищалось, кроме страстей; люди, а не металлы, проходили сквозь тигель. Беме, величайший из мистиков, много писал о совершенной аналогии между философским трудом и духовным возрождением.
 
181. История алхимии. — Алхимия процветала в Египте с самых ранних времен, и говорят, что Соломон занимался ею. Её золотой век начался с завоеваний арабов в Азии и Африке во времена уничтожения Александрийской библиотеки. Легковерные сарацины, знакомые с баснями о талисманах и небесных влияниях, горячо верили чудесам алхимии.
 
При великолепных дворах Альманзора и Гарун-аль-Рашида профессора герметической науки нашли покровительство, учеников и вознаграждение Все-таки от вышеназванного периода до одиннадцатого столетия единственный известный алхимик — аравиец Гебер, собственное имя которого Абу-Муза-Джафар, прозванный эль-Софи. Его попытки превратить неблагородные металлы в золото привели к разным открытиям в химии и медицине. Он был также знаменитый астроном, но — sic transit gloria mundi!  — дошел до наших времен как основатель языка, известного под названием тарабарщины. 
 
Новое распределение:
 
Венера — медь,
Меркурий — смешанный металл,
Марс — железо,
Юпитер — олово
 
Крестоносцы привезли эту алхимию в Европу, и около XIII столетия Альберт Великий, Роджер Бэкон и Раймонд Луллий возобновили её. Генрих VI, король английский, приглашал лордов, дворян, докторов, профессоров и священников заниматься поисками философского камня. Следующий замечательный человек, уверявший, будто владеет Lapis philosophorum , был Парацельс, которого звали собственно Филипп Ореол Теофраст Парацельс Бомбаст из Гогенгейма и которого последователи называли князем врачей, философом огня, швейцарским Трисмегистом, преобразователем алхимической философии, верным секретарем природы, обладателем жизненного эликсира и философского камня, великим монархом химических тайн.
 
Он ввел выражение alcahest (вероятно, извращение немецких слов all geist, ("вседух") как название всеобщего растворителя. Розенкрейцеры, предвозвестником которых был доктор Ди, первые предъявили права на обладание алхимическими тайнами и действительно были потомками алхимиков; только по этой причине эти последние были включены в это сочинение, хотя в строгом смысле их нельзя назвать тайным обществом. Последним английским алхимиком был Келлерман, который в 1828 г. жил в Лилле, деревне между Лютино и Гичоном. Без сомнения, и в настоящее время есть люди, занимающиеся разысканием философского камня; мы с терпением ждем их открытий.
 
182. Образчики алхимического языка.— Алхимики после Парацельса разделились на два класса: одни занимались полезным изучением, другие принялись за мечтательную, фантастическую сторону алхимии, писали книги о мистическом вздоре, приписывая его Гермесу, Аристотелю, Альберту Великому и другим. Язык их теперь непонятен. Достаточно одного краткого образчика. Силу превращения,  философский камень. называемую Зеленым Львом, можно было получить, следующим образом: "На ложе Зеленого Льва родились солнце и луна; они сочетались браком и родили кopoля. Король питается кровью льва, который королю отец и мать и в то же время его брат и сестра. Я опасаюсь, что обнаруживаю тайну, которую обещал моему господину скрыть в тёмных речах от всякого, кто не знает, как управлять философским огнём".
 
Наши предки должны были иметь большое дарование для разрешения загадок если могли разобрать смысл этих таинственных указаний но этот язык адепты понимали, и он предназначался только для них. Многие выражения математических формул должны показаться чистой тарабарщиной не посвященным в высшую науку чисел; все-таки эти выражения обнаруживают истины, хорошо понимаемые математиками. Таким образом, приведем один пример: когда Гермес Трисмегист в одном из трактатов, предписываемых ему, приказывает адепту поймать летящую птичку и утопить её, так чтобы она не могла летать более, под этим подразумевается сгущение ртути посредством смешения с золотом.
 
183. Судьба алхимиков. — Алхимики, хотя химия очень обязана им и в своих разысканиях они наткнулись на много драгоценных открытий, вели вообще печальную и неприятную жизнь, и многие из них умерли в совершенной бедности, если не подверглись худшей участи. Таким образом, один из самых знаменитых алхимиков, Брагадино, живший в последней четверти шестнадцатого столетия, получив большие денежные суммы за свою мнимую тайну от германского императора, венецианского дожа и других государей, хваставшийся, что сатана его раб — две свирепые собаки, всегда сопровождавшие его, слыли демонами, — был наконец повешен в Мюнхене, когда открылся обман, посредством которого он производил мнимое превращение. Обе собаки были застрелены под виселицей.
 
II Розенкрейцеры
 
184. Заслуги розенкрейцеров. — Венец поэтического блеска окружает орден розенкрейцеров; магический свет фантазии играет около их грациозных грез, а таинственность" которой они облекали себя, придаёт наибольшее очарование их истории. Но их блеск напоминает метеор. Он только мелькнул в областях воображения и разума и исчез навсегда, оставив, однако, после себя постоянные и пленительные следы своего быстрого прохода, как мимолетный луч солнца, пойманный на стекле фотографа, оставляет прочное изображение на восприимчивой бумаге. Поэзия и роман обязаны розенкрейцерам многими очаровательными творениями.
 
Литература каждой европейской страны содержит в себе сотни приятных вымыслов, заимствованных из их философской системы, хотя она исчезла, и надо сознаться, что многие их идеи чрезвычайно замысловаты и достигают такой высоты умственных соображений, какой достигли индийские софисты. До них алхимия вообще впала в низкое заблуждение, отыскивая только временные выгоды и занимаясь единственно земным прахом; розенкрейцеры одухотворили и очистили её, придав химерическим поискам философского камня более благородную цель, чем достижение богатства, то есть открытие духовного ока, которым человек может видеть сверхъестественный свет и исполниться внутренним светом для освещения своей Души истинными познаниями.
 
185. Происхождение общества сомнительно. — Это общество имеет очень неопределенное происхождение. Некоторые писатели уверяют, что с четырнадцатого столетия существовало общество физиков и алхимиков, пытавшихся отыскивать философский камень, и некий Николо Барно предпринял путешествие по Германии и Франции с целью учредить герметическое общество Из предисловия к сочинению "Отголосок общества pозенкрейцеров" следует, что в 1597 г. происходили собрания для учреждения тайного общества покровительства алхимии. Другое указание действительного существования такого общества нашлось в 1610 г., когда нотариус Газельмейер уверял, что читал рукопись Fama Fraternitatis , содержащую в себе все законы ордена.
 
Спустя четыре года появилось небольшое сочинение под заглавием "Всеобщее преобразование света", в котором, собственно, заключалась Fama Fraternitatis, где рассказывается, что один немец, Христиан Розенкрейц, основал такое общество в четырнадцатом столетии, научившись этой высокой науке на Востоке. О нём рассказывают, что, когда в 1378 г. он путешествовал по Аравии, его называли по имени и приветствовали философы, никогда прежде не видавшие его; от них он узнал много тайн, между прочим, тайну продления жизни.
 
По возвращении он приобрел много учеников и умер 150 лет от роду, и не от упадка сил, а потому, что ему надоела жизнь. В 1604 г. один из его учеников разрыл его могилу и нашел там странные надписи и рукопись, написанную золотыми буквами. Пещера, в которой была найдена эта могила, по описанию сильно напоминает пещеру митраистов.
 
В другом сочинении: "Confessio Fraternitatis Rosae Crucis"  — заключается описание цели и духа ордена. Это — смесь нелепости и фанатизма, и всего вероятнее, что это сочинение есть сатира на философские сумасбродства того времени. Она написана Валентином Андреа. Но так как герб фамилии Андреа был "андреевский крест и четыре розы", он, может быть, также хотел показать, что орден розенкрейцеров был основан им самим.
 
186. Происхождение названия. — Название вообще производят от имени предполагаемого основателя ордена, розенкрейцер — розовый крест; но, по словам других, это есть соединение двух слов: ros — роса, crux — крест. Crux мистически представляет Lux, или свет, потому что фигура + показывает три буквы L V X; свет, по мнению розенкрейцеров, производит золото, а роса (ros), по мнению алхимиков, было самое сильное средство для растворения золота. Другие говорят, что орден принял название от розы и эпопт назывался Розой, между тем как их требник утверждает, что роза есть эмблема сына Господа, которого евангелист сравнил с этим цветком. Но мы уже видели в описании Элевсинских таинств, какая важность приписывалась розе и что Апулей (Золотой Осёл) возвращает Луция к его первобытному виду, заставив его съесть листья розы, и "Роман о Розе" считался розенкрейцерами самым совершенным образцом провансальской литературы и аллегорическим образцовым произведением их секты.
 
Неоспоримо, что это современно рыцарству, и отсюда происходит литература, богатая произведениями, в заглавия которых включено Слово роза, как, например, "Rosa philosophorum" , которое встречается не менее десяти раз в "Artis Auriferoe quam Chemiain vocant"  (Basilea, 1610). Связь розенкрейцеров с рыцарством, трубадурами и альбигойцами отрицать нельзя. Подобно им, они клялись в такой же ненависти к Риму; подобно им, они называли католицизм религией ненависти. Они торжественно объявляли, что Папа — антихрист, и отвергали папские и мусульманские догматы, называя их зверями Востока и Запада.
 
187. Сведения о них самих. — Они уверяли, что не чувствуют ни голода, ни жажды, не подвержены ни старости, ни болезни, что обладают властью повелевать духами,  Роза философов.  Искусство создания золота под названием химия. Духами, притягивать к себе жемчуг и драгоценные и делаться невидимыми. Они уверяли, что цель их общества — восстановить все науки, а особенно медицину тайным искусством добывать сокровища и богатства которые могли доставить правителям и королям нужные средства для великих общественных реформ, тогда необходимых. Они были обязаны сообразоваться с пятью основными законами:
 
1) Безвозмездно лечить больных
2) Носить одежду той страны, в которой жили
3) Каждый год являться на собрание ордена
4) Умирая, выбирать преемника
5) Хранить тайну сто лет
 
188. Поэтические вымыслы розенкрейцеров. — Они лучше всего известны из сочинения Джозефа Франческе Борри, миланского уроженца. Проповедуя против злоупотреблений папства и распространяя мнения, считавшиеся еретическими, он был схвачен по приказу инквизиции и осужден на вечное заточение в тюрьме. Он умер в замке Сант-Анджело в 1695 г. Сочинение, о котором мы говорим, называется "Ключ к кабинету синьора Борри" и в сущности не что иное, как каббалистический роман под заглавием "Граф де Габалис", изданный в 1670 г. аббатом Вилларом.
 
Мы видим из этого сочинения, что розенкрейцеры отреклись навсегда от старых сказок о колдовстве, чародействе и сношениях с дьяволом Они отвергали существование домовых и злых духов под видом женщины и всех смешных черте- нят, которых придумали католические монахи и которым верили суеверные народы. Они говорили, что человек окружен мириадами прекрасных и благодетельных существ, старающих- ся оказать ему услугу. Эти существа были первоначальные духи; воздух был наполнен сильфами, вода ундинами или наядами, земля гномами, а огонь саламандрами.
 
Их розенкрейцер мог заставить себе служить и заключить в кольцо, зеркало или камень и принудить являться по вызову и давать ответы на такие вопросы, какие он вздумает предложить. Все эти существа имели большую власть, и их не удерживали границы пространства или вещества. Но человек в одном отношении был выше их: у него была бессмертная душа, а у них нет. Они могли, однако, разделить с человеком бессмертие, если внушить одному существу этой породы страстную любовь к ним. На этом понятии основана очаровательная сказка "Русалочка"; шекспировский Ариэль — сильф, "Похищение Локка", "Маска Комуса", поэма "Саламандрина" обязаны своей завязкой поэтическим фантазиям розенкрейцеров.
 
Между прочим, учение их о первоначальных духах состояло в том, что эти духи были составлены из чистейших частиц того элемента, в котором они обитали, и вследствие того, что в них не было враждебных друг другу качеств, так как были созданы из одного элемента, они могли жить тысячи лет. Потом розенкрейцеры держались доктрины "signatura rerum", под чем подразумевали, что все в этом видимом мире запечатлело на нём снаружи свой внутренний духовный характер. Сверх того, они говорили, что посредством добродетели человек мог даже на земле увидать мельком духовный мир, а главное — найти философский камень, который, однако, мог найти только возобновленный, потому что этот камень находится в тесном сообщении с небесной эссенцией. По их словам, буквы INRI, священное Слово ордена Розового креста, означали Igne Natura Regenerando Integra .
 
189. Преуспеяние и уничтожение розенкрейцеров. — Возбудив большое внимание во всей Германии, розенкрейцеры пытались распространить своё учение во Франции, но безуспешно. Чтобы привлечь внимание, они тайно прибивали следующие объявления на улицах Парижа: "Мы, депутаты коллегии Розового креста, видимо и невидимо, пребываем в этом городе. Мы учим  Обозначение вещей  Природа восстанавливает посредством возрождающего огня. без книг или знаков каждому языку, который может спасти людей от смертельного заблуж- дения", и пр. и пр. Сочинение Габриеля Ранде нанесло им окончательный удар.
 
Петер Мормио, не успев возобновить общество в Голландии, где оно существовало с 1622 г., издал в Лейдене, в 1630, сочинение под заглавием Arcana Naturae Sacratissima [Секретнейшие тайны природы - FV] где он разделил тайны братьев на три отдела, то есть вечное движение, превращение металлов и всеобщее лекарство. Немецкие розенкрейцеры всегда называли себя хранителями и сохранителями масонских догматов, уверяя, что они были вверены им англичанами в царствование короля Артура.
 
Верные иоаннитскому преданию, они называли своих великих мастеров Иоанном I, Иоанном II, и так далее. Сначала у них были только три степени, кроме трех символических степеней франкмасонства. Эта секта была также известна в Швеции и Шотландии, где имела свои предания, предъявляя права на происхождение от Александрийских жрецов Ормузда, перешедших в христианство вследствие проповеди святого Марка и основавших общество "Ормузд", или "Мудрецов Света". Это предание основано на манихействе, сохранившемся между духовенством коптов, и объясняет печать на древних пергаментах ордена, представляющую льва, кладущего лапу на бумагу, на которой написано знаменитое изречение: "Pax tibi, Marce Evangelistameus", из чего мы можем заключить, что Венеция имела некоторую связь с распространением этого предания.
 
Действительно, Николай говорит, что в Венеции или Мантуе были розенкрейцеры, состоявшие в связи с эрфуртскими, лейпцигскими, амстердамскими. Мы знаем, что в Венеции происходили съезды алхимиков, а на связь между этими последними и розенкрейцерами  Скрытнейшие тайны природы.  Мир тебе, мой Марк Евангелист, было уже указано. Все-таки шотландские и шведские розенкрейцеры называли себя самыми древними и уверяли, что Эдуард, сын Генриха III, был посвящен в этот орден в 1196 г. Реймондом Люлли, алхимиком.
 
Братство Розового креста ещё процветает в Англии; члены выбираются из масонов; оно имеет правительствующий сенат в Лондоне и столичную коллегию, а провинциальные коллегии утверждены в Бристоле, Манчестере, Кембридже, Оксфорде, Эдинбурге и Глазго.
 
190. Переход к франкмасонам. — От тамплиеров и розенкрейцеров переход к франкмасонам не труден, у последних алхимия принимает совершенно символическое объяснение, философский камень иносказательно означает человеческое совершенство. В масонской степени, называемой "Ключ к масонству" или "Рыцарь солнца", и в сочинении Richard Tschoudy "La Estrella Flamígera" - Пламенеющая звезда - мы открываем параллельные цели обоих обществ. Из "Пламенеющей звезды" я извлекаю следующую часть обряда:
 
— Когда герметические философы говорят о золоте и серебре, обыкновенное ли золото и серебро подразумевают они?
— Нет, потому что обыкновенное золото и серебро мертвы, между тем как золото и серебро философов полны жизни
— Какая цель масонских исследований?
— Узнать, как сделать совершенным то, что природа оставила несовершенным в человеке
— Какая цель философских исследований?
— Узнать, как сделать совершенным то, что природа оставила несовершенным в минералах, и увеличить силу философского камня
— Тот ли это камень, которого символ означает нашу первую степень?
— Да, это тот самый камень, который франкмасоны желают отесать".
 
Таким образом, Феникс также служит знаком в герметических и масонских посвящениях и эмблемой нового рождения неофита. Мы уже видели значение этого образа и его связь с солнцем. Мы могли бы привести ещё множество сравнений, чтобы усилить параллель между скрытыми науками и тайными обществами и проследить герметическое познание до таинств Митры, где, говорят человек поднимается на небо по семи ступеням или вратам из свинца, латуни, красной меди, железа, бронзы, серебра и золота.  

Оглавление

Государство

 
www.pseudology.org