| |
|
Роман Барашев
|
Маленький мальчик нашёл пулемёт |
Страшно заканчивалась эта
сказка. Так жутко, что мурашки по коже, комок к горлу и слезы на глазах.
Куда там тому "Колобку", которого "ам" и проглотили. Мальчиша-Кибальчиша
убивали медленно, самую ужасную Муку ему прописали. Поразительно -- в
глубоком детстве я просил родителей прочесть эту трагедию еще и еще раз,
они утверждают, что сказка "О военной тайне" была моим любимым чтивом.
Готовя материал об основоположнике детской советской литературы, я тщетно
силился понять, почему же так цепляла мою малюсенькую душонку эта
идиотская вещь (к слову, так о ней отозвался сам
Маршак)?
И сегодня -- накануне
светлого дня защиты детей -- перед лицом своих товарищей я хочу
торжественно заявить: оттого цепляла, что Гением она написана. Больным,
ненормальным гением.
Аркадий Петрович Гайдар был первым, кто выдал мне и многим
другим мальчишам "военную тайну", которую взрослые всегда долго скрывают. Откровенно сказал: "Ребята.
Жизнь не вечна, а Смерть прекрасна. За правое дело погибнуть -- почетно.
Смерть хоть и пугает, но может быть красивой, героической, славной. Идея
же выше Смерти. Ибо бессмертна она. И вам, мальчиши, не вечно в палки
играть да в скакалки скакать".
Когда
эта мысль осенила самого автора, остается только гадать. Может быть, в те
дальние-дальние годы, когда он -- совсем еще ребенком -- удрал на фронт
немцев бить, а возможно попозже -- когда прогнала Красная Армия белые войска
проклятых буржуинов, когда тихо стало на широких полях, на зеленых лугах,
где рожь росла, где гречиха цвела. Второе вероятнее, потому что как раз в
сумасшедшем доме, стоявшем среди густых садов и вишневых кустов, он создавал
сказку.
Вот что
писал в дневнике: "Хабаровск.
20 августа. 1931. Психбольница. Очень хочется крикнуть: "Идите к чертовой
матери!" Но сдерживаюсь. А то переведут еще вниз в третье отделение, а там у
меня за одну ночь украли папиросы и разорвали на раскурку спрятанную под
матрац тетрадку. За свою жизнь я был в лечебницах, раз, вероятно, 8 или 10.
Но эту, Хабаровскую, я вспоминаю без озлобления, потому что здесь будет
неожиданно написана повесть о Мальчише-Кибальчише"[Военная
тайна].
Заметьте, Гайдар задумывал повесть, а вышла и вовсе неожиданная вещь, и на
сказку не очень-то похожая. Автор создает своего рода пособие для родителей,
которым надо прививать детворе коммунистическое мировоззрение, своего рода
большевистскую библию для малышей. Он четко разделяет мир на плохое и
хорошее, белое и черное, заявляет, что красное лучше всяких там корзин с
печеньем и банок с вареньем, показывает гнилую сущность буржуинов,
правильный характер Мальчиша, убеждает, что красноармейская сила есть
истинное наше спасение.
Для
пущей убедительности втыкает в могилу паренька большой красный флаг и
заставляет пароходы, самолеты, поезда этому символу кланяться, пионеров --
молиться. Ну не библейский ли сюжет? Не мессию ли Гайдар замочил? Не себя ли
"распял"?
Романтическое разрушение
Помнится, тот биографический факт, что
Аркаша Голиков ушел на войну совсем юным, а
в 17 лет уже командовал полком, нам, пионерам-ленинцам, частенько ставили в
пример. Говорилось об этом, как правило, нравоучительным тоном -- мол, в
вашем возрасте человек за мировую революцию кровь проливал, а вы тут дурака
валяете. Мы валять не переставали, но на Комиссара равнялись: о подвигах
мечтали, о романтических сражениях грезили.
Аркадий
же не только грезил. Как только случай представился, помчался к отцу на
фронт. Первая попытка оказалась неудачной -- в девяноста километрах от
Арзамаса
беглеца задержали и воротили в реальное училище. Но, как водится, кто своего
сильно хочет, тот всегда: в четырнадцать лет он таки попадает в пекло.
Добровольца Голикова записали в
РКСМ, выдали оружие, коня, и он начал
сражаться с буржуинами.
Романтика скоро улетучилась. Сначала пацан подхватил
цингу, затем
сыпной тиф. В первой же реальной схватке
его пырнули ножом, а в 1919-м
контузию (разорвавшийся снаряд сбросил
мальца с лошади). А повидал-то -- не приведи Господь. В "Школе"
(почти автобиографическом произведении) Гайдар описал процесс стремительного
разрушения бастионов юношеского максимализма. Красиво описал. Многим,
помнится, нравилось. Невзирая на общее негативное отношение к программным
вещам.
В "Школе-2"
заматеревшему 17-летнему подростку предстояло командовать полком. Недетское
это дело, но Голиков старался. Оправдывал, так сказать, оказанное отцами и
старшими братьями доверие. Можете
представить, как пыхтел, если учтете, что у комполка стали проявляться
симптомы болезни, которую врачи называли "невротическим травматизмом", а
соратники -- "белочкой". Учтите еще, что лечился наш юный герой
исключительно беленькой. И тогда вас не удивят хакасские старожилы, утверждающие, что
"Хайдар делал то, что даже зверь не стал бы делать".
Бесноватый комполка
В
Хакассию (юг Красноярского края) он прибыл
весной 1922-го. В ту степь его послали с боевой задачей -- уничтожить
отряд
колчаковца Ивана Соловьева, которого местные жители уважали за
то, что он им ничего плохого не сделал.
Атаман приветствовал комполка
письмом: "Аркадий Петрович, приезжай погостить, с честью встречу -- с честью
провожу". Командир был в гневе. В каждом, кто не способствует, он видел
врага, в том, кто молчит, -- предателя, в том, кто не с ним, -- мишень. Он
начал собственноручно убивать людей. Уж никто теперь не усомнится в его
мужественности!
Вспоминает хакас Михаил
Кильчаков: "Гайдар
посадил в баню заложников и поставил им условие: если к утру не скажут, где
скрываются бандиты, -- расстрел. А те просто не знали. Наутро красный
командир лично стрелял каждому в затылок".
О том, что у командира жар,
бывалые бойцы, конечно, догадывались. Но все как-то не решались остудить его
пыл. Лишь год спустя командующий губернскими частями особого назначения
написал в центр: "Складывается впечатление, перерастающее в уверенность, что
Голиков не
просто неуравновешенный мальчишка, а человек, совершивший, пользуясь
служебным положением, целый ряд преступлений". Однако пока дело дошло до
уголовного (оно было заведено, когда, несмотря на приказ доставить пленных в
штаб для допроса,
Голиков
расстрелял их), он натворил много глупостей.
По-детски идиотских.
Чего только стоит обряд вербовки
местных мужиков в свой полк. Он писал на куске полотна мандат -- "такой-то
состоит у меня разведчиком", подписывался -- "начальник боерайона
Голиков",
делал надрез на руке, обмакивал в кровь печать и... запечатывал. У мужиков
глаза на лоб лезли -- большинство в страхе бежали от бесноватого.
Всегда
готов
Но
вскоре отгремела для него гражданская. Суд не состоялся, комполка
комиссовали с диагнозом "истощение нервной системы в тяжелой форме на почве
переутомления и бывшей
контузии". Гайдар
плачет над бумажным листом: "Я любил армию, я хотел остаться в ней на всю
жизнь". Он много пишет. Кошмарная муза велит. Первая книга -- воспоминания о
зверствах гражданской войны -- называется "В
дни поражений и побед",
панковское название второй говорит само за себя: "Жизнь ни во что"...
Должно
быть, сам Гайдар
не сразу въехал, что то, о чем он рассказывает, удобоваримо для детского
сознания. (Видимо, это ему опытные литературные наставники втолковали.) Но
чем же он был близок ребятам? Легко понять. Мирская жизнь будущего писателя
оборвалась в юном возрасте, а война интеллектуальному взрослению, как
известно, не способствует. Выходило, что на взрослые темы Аркадий размышлял
по-юношески наивно. Потому-то и был так понятен.
"Нам бы
только ночь простоять, да день продержаться" -- эта цитата из "Военной
тайны"
(частенько употребляемая нами, когда бодун суров) служила
Гайдару
жизненным девизом. Увы, мирное время не зализало его раны.
Ломка (лютая Мука) будет тревожить больного
до начала следующей войны.
"Гайдар
резался, -- пишет Борис Германович Закс, близкий знакомый Аркадия в "Записках
очевидца", -- лезвием безопасной бритвы. [В
пятом номере альманаха "Минувшее",
вышедшем в Париже в 1988 году, были опубликованы воспоминания журналиста
Бориса Закса об Аркадии Гайдаре [Борис
Германович Закс. "Заметки
очевидца". 378-390], с которым они вместе работали и жили в
Хабаровске]
У него отнимали одно лезвие, но стоило
отвернуться, и он уже резался другим. Попросился в уборную, заперся, не
отвечает. Взломали дверь, а он опять режется... При этом не похоже было, что
он стремится покончить с собой. Он не пытался нанести себе смертельную рану.
Просто устраивал своего рода "шахсей-вахсей". Позже, в Москве, мне случилось
видеть его в одних трусах. Вся грудь и руки были сплошь покрыты огромными
шрамами". При
этом он пил, и пил дико: "Мне пришлось за мою долгую жизнь иметь дело со
многими алкоголиками, -- вспоминает тот же Закс, -- запойными, хроническими
и прочими. Гайдар
был иным, он зачастую бывал "готов" еще до первой рюмки".
Обследовавшие его врачи сделали заключение, что алкоголь для больного --
только ключ, открывающий дверь к уже разбушевавшимся внутри силам. А
современные исследователи, изучавшие биографию и творчество писателя, пришли
просто к умопомрачительному выводу. Олег
Давыдов пишет в "Независимой газете", что по классификации психоаналитика
Эриха Фромма Гайдар попадает в категорию лиц с "некрофильским
характером".
Некрофилия, по
Фромму, это "страстное влечение ко всему
мертвому, разлагающемуся, нездоровому. Страсть делать живое неживым,
разрушать во имя одного лишь разрушения".
Подвиг
Пароходы, поезда, пионеры. Говорят, Гайдар был частым гостем на всякого рода
пионерских слетах, говорят, объездил всю страну. "РВС",
"Чук и Гек", "Тимур
и его команда",
психушки, ужасы, кошмары. "8 апреля 1939 года, -- читаем в дневнике, --
выписался из больницы в Сокольниках -- был туман мозга. Снились мне убитые
мною в юности на войне люди".
Разве
после всего сказанного удивительно, что семейная жизнь у Аркадия не
сложилась, что
сына Тимура он видел лишь изредка, что
жутко страдал от одиночества? "Но некуда мне девать себя, не к кому просто
зайти, негде даже ночевать...
В сущности, у меня есть только три пары белья,
вещевой мешок, полевая сумка, полушубок, папаха -- и больше ничего и никого,
ни дома, ни места, ни друзей. И это в то время, когда я вовсе не бедный, и
вовсе уж никак не отверженный и никому не нужный. Просто -- как-то так
выходит".
Как заметил внук Гайдара Егор: "...для деда война была выходом
Она
устраняла психологическую внутреннюю раздвоенность, вновь четко разделяла
мир на своих и смертельных врагов, требовала личного мужества, готовности
умереть за дело, не мучаясь сомнениями, а правое ли оно". Невзирая на
запреты врачей, Гайдар
прорывается на передовую: "Комсомольская
правда" посылает его на фронт корреспондентом.
26
октября 1941 года Гайдар повторяет подвиг
Мальчиша. Гибнет смертью храбрых. Бросается
под огонь буржуинского пулемета. Реализует свою Идею, за которую не жалко
убить, разрушить, помереть. Отдадим же честь нашему детскому "Иисусу".
Перекрестимся же, товарищи!
P.S.
Ирония судьбы. Одним из разрушителей гайдаровской идеи, которого в
народе называют самым отвратительным Плохишом, предавшим завещание отцов,
продавшим родину буржуинам, стал внук Аркадия -- Егор. Младореформатор тоже
круто постарался. Основательно реформировал.
Гены плюс дедово имечко
сделали свое дело. "На меня, -- писал
Ельцин в "Записках президента", -- не могла
не подействовать магия имени. Аркадий Гайдар -- с ним выросли целые
поколения советских детей. И я в том числе. И мои дочери".
Ох и
"везет" же нам на идеологов, господа.
Источник
Пропитая Хакассия
300 лет
вместе друг против друга
Если вы попытаетесь выяснить, почему вдруг за дату вхождения Хакасии в
состав России взят именно 1707 год, то ничего вразумительного ни в
архивных документах, ни в книгах исследователей вы не найдете. И не
только потому, что такого государства, как Хакасия в то время вообще не
существовало.
О.Иванов: Но не «с потолка» же эта дата была взята?
Е.Батраков: Да вполне допускаю, что и «с потолка».
Что там случилось – 300 лет тому назад, т.е. в 1707 году? Самым
добросовестным образом это событие описал в своей новой книге «История
вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России» профессор В.Я. Бутанаев.
Рекомендую всем приобрести и почитать. В 1707 году по указу Петра I на
берегу реки Енисей там, где сегодня с. Краснотуранск, был заложен
Абаканский острог. Острог Абаканский, но – на Енисее. Так уж приспичило
тогдашним шабашникам. Но был-то этот острог просто очередным острогом?
До этого на «Киргизской землице», т.е. в Хакасии уже был возведен
Красноярский острог (1628 г.), причем, при добровольной помощи качинцев
и аринцев. Потом, Караульный (1675 г.) и Каштакский (1697 г.)… Всего же
до 1707 года на периферии «Киргизской земли» было построено аж шесть
русских острогов. Почему же именно седьмой, а не предыдущие и не
последующие стали являть собой факт вхождения хакасов в состав
российской империи?
Если не сам по себе новоявленный острог, так, быть может, в 1707 году
между хакасами и русскими в Грановитой палате Кремля было заключено
некое историческое соглашение, как, например, 8 июня 1617 г., когда
первые хакасские послы – князь Курчей и Кангула – были удостоены приема
первым царем из династии Романовых – Михаилом Федоровичем, и когда послы
произносили дружелюбные речи?
Ничего такого и в помине не было! Единственно, что случилось, так это
были свезены в острог 20 есаулов, т.е. сборщиков податей и лучших людей
(тайши) из 8 аймаков Тубинского улуса, в которых насчитывалось 280
человек. Но один улус это еще не вся «Кыргызская землица»? А где же
представители еще трех улусов – Алтысарского, Исарского и Алтырского?
Сегодня мы б констатировали четко и жестко: «кворума нет».
И, тем не менее, горстка этих «депутатов» в остроге (!?), как далее
пишет профессор В.Я. Бутанаев, «шертовали Белому хану «быть в вечном
подданстве и платить с себя поминков и ясаку по вся годы без недобору с
человека по 6 соболей на год в тот новопостроенный острог». (В.Я.
Бутанаев. История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России. Абакан,
2007, с.108).
Цитату, кстати, Виктор Яковлевич приводит из документа – «РГАДА, ф. 214.
Сибирский приказ, оп. 5, д. 1059, л. 4-5, 17-18», – но в этом документе,
размещенном в приложении, эта цитата почему-то выглядит уже совершенно
по-иному – без «быть в вечном подданстве». Сравните: «И они де татары,
лучшие люди и ясаулы, обещали великому государю в том новопостроенном
остроге платить по вся годы без недобору по 6 соболей с человека, а во
всех де выше писанных волостях 280 человек, и для верности оставили они
аманатов из первых родов 2 человек». (там же, с.273).
Довольно вольное обращение с документами, не так ли? (Кстати, и клятва в
остроге, да еще в окружении тысячи суровых, вооруженных строителей, до
того добровольна, что для усиления ее добровольности даже понадобилось
оставить двух аманатов, т.е. заложников! А в аманаты, кстати, брали не
кого попадя, но княжескую родню – сыновей и братьев).
Впрочем, бог с ними, с этими разночтениями. Пусть даже и шертовали
хакасы, т.е. клялись «быть в вечном подданстве». И что с того? Они и
раньше клялись?!.. И позже клялись. И чем же именно эта клятва в
Абаканском остроге показалась профессору В.Г. Карцову настолько весомой,
что он решился даже на весьма и весьма зыбкое ретропророчество: «Таким
образом, сооружением Абаканского острога и присягой 1707 г. завершился
длительный процесс присоединения Хакасии к России». (В.Г. Карцов.
Хакасия в период разложения феодализма (XVIII – первая половина XIX в.).
Абакан, 1970, с.6).
Кстати, В.Я. Бутанаев в вышеуказанной работе на с.108 пишет, что хакасы
в Абаканском отроге были собраны 30 августа 1707 года, а вот
исследователь В. Г. Карцов утверждает, будто бы сооружали острог «в
течение 15 дней, с 4 по 18 августа», и что «во время строительства
острога» прибывшие 20 человек «от имени хакасов под стенами нового
острога дали последнюю присягу русскому государю о принятии подданства
Российского». (В.Г. Карцов. Хакасия в период разложения феодализма
(XVIII – первая половина XIX в.). Абакан, 1970, с.6).
Так с 4 по 18 августа хакасы лукаво клялись в верности Белому царю или
же именно 30-го?
Но уж явно не 3-го… июля!
О.Иванов: Кстати, а почему именно 3-го июля? Что это за дата?
3 июля 1991 года Хакасская автономная область, образованная как
автономная область в составе Красноярского края 20 октября 1930 года,
была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в
составе РСФСР. Вот и все. Но… причем тут острог 300-летней давности?
Если уж так приспичило установить дату, то с пророссийской позиции можно
было бы ориентироваться в этом вопросе на 1727 год – дату официального
присоединения Хакасии к России согласно актам Буринского пограничного
трактата Кяхтинского мира. В соответствии с Кяхтинским договором (21
октября 1727 г.) были установлены границы между Россией и Цинской
империей.
Если же исходить из прохакасской позиции, то нужно отмечать не 3 июля и
не 21 октября, а 6 апреля, поскольку именно в этот день 1917 года в
Аскизе состоялся съезд хакасского народа, на котором по предложению
первого хакасского этнографа С. Д. Майнагашева было принято
постановление: «Отныне именовать инородцев хакасами, а их территорию
Хакасией». Думаю, что Чон Чобi есть резон рассмотреть эту идею и,
во-первых, восстановить историческую справедливость, а во-вторых, отдать
дань выдающемуся ученому – Степану Дмитриевичу Майнагашеву, который в
1920 году был облыжно обвинен, арестован и расстрелян ленинскими
опричниками.
О.Иванов: Выше вы сказали, что хакасы многократно клялись и до 1721 года
и после. Следует ли из этого, что хакасы народ вероломный?..
Е.Батраков: Если не вникать в детали, – безусловно. Если же вникать,
картина представится совсем не однозначной. Например, мы можем увидеть,
что клялись одни хакасы, а затем совершенно другие вели себя так, будто
бы никаких уговоров не было. Это одно. Затем, хакасы клялись, а
некоторые служивые люди – царские – вели себя, – ну, от колонизаторов
иного и не ждется, – просто по-свински. Не только по нашим, сегодняшним
меркам, но и по тогдашним.
Конечно, все это не значит, что нам всякий раз, когда мы смотрим друг на
друга нужно вставать в женскую позу и истерично выгребать «на гора» все
то, что там «до свадьбы было», как это делали хакасские националисты
времен эпохи Ельцина. Например, уже завяз в зубах этот дичайший эпизод,
который вспоминают все обиженные – случай про то, как томские воеводы М.
Ржевский и С. Бартенев четыреста лет тому назад сняли в Томске соболиную
шубу с жены князя Номчи. Ну, было. Ну, сняли. А
чем лучше, скажем, князь Шанды Сенгикеев, который в 1673 г. осадил
Вельский острог и попалил весь хлеб на полях, а потом, перебив часть
мирных жителей, еще и угнал 500 голов скота? И
кто тут прав, и кто лучше и кто с кем в расчете?
Ясно, что хакасы не могли себя вести иначе, но и русские, идущие, как
оккупанты Сибирских просторов, иначе не могли.
О.Иванов: Так вы считаете, что Россия выступала исключительно в роли
оккупанта?
Е.Батраков: Вот я и говорю, что в вопросах взаимоотношений двух народов
никогда нельзя все сводить к однозначности и, напялив на себя мантию
судии, вставать на какую-то одну сторону. Да, Россия шла в Сибирь за
ясаком. Но ведь и хакасы неоднократно вынужденно шли к русским царям с
просьбами взять их под свою защиту?
Очень неприятные даже для меня строки есть в книге К.Г. Копкоева:
«Хакасы в XVII веке были многоданниками. Они не имели своей
самостоятельности, так как периодически попадали в зависимость то от
монгольских ханов, то от джунгарских хунтайшей. Еще до прихода русских
хакасы являлись двоеданниками, албан с них взимали монгольские и
джунгарские ханы. С начала XVII века царские власти начали постепенно
облагать их ясаком. И с этого времени хакасы стали троеданниками, то
есть многоданниками». (К.Г. Копкоев. Сквозь века. Учебное пособие по
историческому краеведению для 7-8 классов. Хакасское отделение
Красноярского книжного издательства. Абакан, 1978 г., с.21).
И далее, там же: «В XVII веке хакасы в массе своей являлись бесправными
кыштымами и ясачными людьми. Полновластными их хозяевами были
монгольские и джунгарские ханы, а позднее русский царь». (с.22).
Вот почему вначале нашей беседы я сказал, что стыдно праздновать этот
факт присоединения Хакасии к России. И я решительно не понимаю и не
разделяю той экзальтации некоторых, которые в местной прессе выступали
со странными возгласами о «добровольном вхождении Хакасии в состав
Российского государства». Неужто это словцо «добровольно» не резало им
ухо?
Уж, какая тут добровольность, когда у хакасов и выбора-то никакого не
было: либо платить мзду рэкетирам-вымогателям из Джунгарии, либо
вымогателям-рэкетирам из России. Маленький народец – хакасы – уже был
неспособен отстоять свою независимость. Не будем забывать, что произошло
буквально за три года до строительства Абаканского острога: в Джунгарию
было насильственно угнано около 3 тысяч человек – практически весь цвет
нации. Народ просто обезглавили. И вот, именно в этот момент русские
колонизаторы строят очередной острог по велению Петра I и,
воспользовавшись беспомощным положением своей жертвы, подло склоняют
хакасов к принятию подданства.
О.Иванов: Таким образом, вы считаете, что о вхождении Хакассии в состав
российской империи вообще не следует вспоминать?
Е.Батраков: Ну, отчего же? Я говорю лишь о том, что праздновать тут
особо нечего. Мы же не празднуем, скажем, 100-летие со дня смерти того
или иного деятеля. Отметить – можно и нужно. Тем более что хакасы и
русские оказали определенное положительное влияние друг на друга. Ведь
если не идеализировать прошлое, то мы признаем, что оно было тяжелым не
только у России, но и у хакасского народа тоже. Нельзя же сказать, что
до прихода русских хакасы тут катались, как сыр в масле, а вот русские
пришли и всю малину поизгадили? Именно об этом писал профессор В.Г.
Карцов: «Массовая нищета, полуголодное существование значительной части
населения, еда из общей деревянной посуды, просаленной несмываемыми
многолетними отложениями; одежда, беднотой неснимаемая до износа,
кишащая паразитами; отсутствие бань, мыла; переполненность жилищ
тараканами, клопами… Сифилис и трахома, парша и чесотка – были бичами
хакасов» (В.Г. Карцов. Хакасия в период разложения феодализма (XVIII –
первая половина XIX в.). Абакан, 1970, с.192-193).
Так было до русских. Русские принесли в Сибирь передовые на тот момент
идеи, способы обработки земли и содержания скота. На «Киргизской
землице» стали возводиться жилые дома, пришли учителя, врачи, появились
новые отрасли – свиноводство и птицеводство, исчезли междоусобные войны,
было сброшено иго монгольских и джунгарских феодалов… Из Сибири же в
Москву повезли меха, а затем, и медь, серебро, золото…
Вот и выходит, что хакасы вынужденно пошли в холопы Москвы, а Москва
исключительно из своих алчных интересов взяла хакасов под свое крыло.
Историк С.В. Бахрушин так и писал: основной целью царского правительства
был ясак.
Так не стыдно ли это все праздновать? Тем более, что Россия, получавшая
ясак, сам народ – хакасов – так и не приняла в свою «семью», как
равноправного члена: в официальных документах и в литературе хакасы
именовались не иначе, как «инородцы».
И не стыдно ли столь обрадовано праздновать трехвековую, позорную
фикцию, одобряя тем самым этот уродливый альянс хакасского народа и
царского государственного монстра, если посмотреть на их совместность
еще и сквозь фразу: «Со стороны русских властей проводилась политика
полного истребления «киргизов»? (Л.Р.Кызласов, К.Г.Копкоев. История
Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М., «Наука», 1993, с.191).
О.Иванов: Так было до октябрьского государственного переворота 1917
года. Что же стало после?
Е.Батраков: «Белый террор», «красный террор»… Стреляли в своих, в родных
в чужих… Жгли живьем, живых распиливали на козлах, топили в реках и
озерах… Все это не обошло стороной и Хакасию. Посоучаствовал в том и
карательный отряд (ЧОН) под руководством еврея А.П. Голикова-Гайдара,
внук которого – Егор Тимурович Гайдар, дегенерат, страдающий ротовым
неврозом, оказался причастным уже к уничтожению всех народов России. Это
он, будучи лидером Союза Правых Сил 22 декабря 2002 г. на заседании
политсовета СПС цинично заявил: «Надо понимать, что в 21 веке Россия,
как страна русских, не имеет перспектив».
О.Иванов: После того, как В. Солоухин опубликовал роман «Соленое озеро»
у А.П. Гайдара нашлось множество адвокатов.
Е.Батраков: Я читывал их материалы. Просто поражает, до какой степени
тупоумия способны доходить вдруг, вроде бы умные люди, когда возникает
нечто для них невыгодное, непривычное или же попирающее их устоявшуюся
позицию.
О.Иванов: Но ведь и действительно сложно согласиться с тем, что детский
писатель, любимый писатель и – маньяк для которого лишить жизни человека
– раз плюнуть?
Е.Батраков: Я не думаю, что даже для Гайдара это было «раз плюнуть»,
ведь это о себе он в своем дневнике писал: «Снились люди, убитые мной в
детстве...».
И убитых, видимо, было немало, и усердия в карательных операциях
проявлялось немало, коль Гайдар, вступивший в ряды Красной Армии в 14
лет, уже в 17 лет командовал 58-м отдельным полком по борьбе с
бандитизмом и был награжден красными штанами, а позже – орденом
«Красного Знамени». Награды и должности за просто так не даются. Под
бандитами же в ту пору выставлялись крестьянские села и казачьи станицы.
Он был командиром отряда карателей, т.е. он был лучшим карателем. Он был
командиром ЧОН, а ЧОН, как справедливо выразился Илья Глазунов в своей
книге «Россия распятая» – это «кровавая «гвардия» чекистов». Части
особого назначения в основном функционировали, как «заградотряды» –
расстрел отступающих и как каратели – расстрел безоружных людей. В
боевых действиях они, практически, не участвовали.
Практика деятельности таких, как Гайдар, определялась, прежде всего,
приказами. Вот, только два из них:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 116 от 23 июня 1921 г.
В намеченные особо опасные бандитские районы Тамбовской губернии, куда
выезжает представительство политкомиссии и особого отдела. Вместе с
воинскими частями, предназначенными для зачистки (интернационалисты), по
прибытии на место вся данная волость оцепляется войсками и в ней
вводится осадное положение. Берутся заложники из числа наиболее видных
людей (священники, учителя, фельдшеры и т.д.). Затем собирается
волостной сход, на котором зачитываются приказы за №№ 130 и 171, а также
приговор этой волости. Всем ее жителям дается два часа на выдачу оружия
с скрывающихся бандитов и их семей. Все население волости ставится в
известность, что в случае отказа в выдаче все заложники будут
расстреляны. Если через два часа не будет выдано оружие и все те, о ком
идет речь, то опять, повторно собирается сход и на глазах его участников
производится расстрел заложников. И все начинается с начала и так до тех
пор, пока не будут выданы все, о ком идет речь. Все оставшиеся
пропускаются через опросные комиссии, за отказ дать ей сведения –
расстрел на месте. В это время всякий въезд и выезд в волости запрещен.
Председатель полномочной комиссии ВЦИК РСФСР
В.А. Антонов-Овсеенко
Командующий войсками Тамбовской губернии
М.Н. Тухачевский
А.Гайдар, как вы понимаете, действовал под руководством Тухачевского, а
значит, был вынужден выполнять и его приказы.
ПРИКАЗ
Полномочной комиссии ВЦИК № 171
1. Всякого, кто отказывается называть свое имя, расстреливать на месте.
2. Семьи, в которых может быть спрятано оружие, властью уполномоченного
объявлять заложниками и расстреливать на месте.
3. В случае нахождения оружия расстреливать всех на месте.
4. Семья, в доме которой укрывается бандит, вся поголовно подлежит
аресту, а имущество их конфискуется. Старший работник в семье
расстреливается на месте, а семья высылается.
5. Всякая семья, укрывавшая членов семьи или имущество бандитов,
рассматривается сама как бандитская. Старший работник в этой семье
расстреливается на месте.
6. Крестьянам, указавшим семью, в которой укрывали бандита переходит все
имущество этой семьи, а эта семья арестовывается и подлежит высылке.
Старший работник этой семьи расстреливается на месте.
7. В случае бегства семьи бандита ей объявляется розыск, а имущество
распределяется среди верных советской власти крестьян.
Председатель полномочной комиссии ВЦИК РСФСР
В.А. Антонов-Овсеенко
Командующий войсками Тамбовской губернии
М.Н. Тухачевский
Если Гайдару приходилось выполнять такие приказы на тамбовщине, то стоит
ли сомневаться, – даже если нет документов, а есть лишь устные
свидетельства, – в том, что и у нас в Хакасии, он также брал заложников,
расстреливал их, в том числе, женщин и детей, а зимой топил
подозреваемых в сговоре с «бандой» Соловьева в озёрах Большое и Чёрное
десятками человек?
О.Иванов: Да, тяжело согласиться с тем, что образ детского писателя
фальшив…
Е.Батраков: Да только ли этот образ? Мы воспринимаем, как положительный
образ, например, Анку-пулеметчицу, которая в фильме «Чапаев» лихо
«строчила», но… в действительности-то в том бою она «строчила» не по
офицерам генерала В.О. Каппеля, а по рабочим из Ижевской рабочей
дивизии?!
Навязали нам в качестве положительного и штандартенфюрера СС Отто Макс
фон Штирлица. Удивительно ли, что после этого фильма дети, играющие в
войну, все сплошь хотели быть уже не партизанами, а гестаповцами? Это
показал социологический опрос. А как актер Тихонов, играющий Штирлица, эстетизировал «раковую соску» –
сигарету, и рюмку алконаркотика – коньяка, – которые сегодня выкашивают
население России почище войск СС?
И, кроме того, мы смотрим фильм, и нам даже в голову не приходят мысли:
как же ему, такому положительному эсэсовцу Штирлицу, удалось при такой
конкуренции, царящей среди нацистских палачей, дослужиться до столь
высокого звания и за какие такие заслуги перед Рейхом Адольф Гитлер
вручил ему Железный Крест?
О.Иванов: Но у Гайдара все же были заслуги не перед иностранным
государством, а перед Россией?
Е.Батраков: Если учитывать то, что октябрьский государственный переворот
совершался на еврейские деньги, при посредстве германского генштаба, да
еще с участием пленных немцев, латышского стрелкового корпуса и
наемников-китайцев, то сложно сказать, в чьих интересов так старался
Аркадий Петрович. А если старался, то так ли уж чисты его руки, как
пытается утверждать наш местный мемуарист-коммунист К.Егоров?
В автобиографии А.П. Голиков-Гайдар пишет: «…Был командиром 58-го
отдельного полка армии по подавлению восстания в Тамбовской губернии
(антоновщина)…».
«Антоновщина» – Тамбовское восстание крестьян в 1918-1921 гг. – одно из
самых позорных и кровавых страниц истории России. Руководил подавлением
крестьянского восстания дворянин М.Н. Тухачевский. Позже, уже будучи
маршалом, вспоминая эти события, он признается: «…борьбу приходится
вести, в основном, не с бандами, а со всем местным населением».
Так вот, Гайдар был не просто бок о бок с этим Тухачевским, но под его
руководством и, значит, также вел борьбу «со всем местным населением»,
храбро осуществляя «зачистку» территории.
О.Иванов: Каким образом?
Е.Батраков: Самым наиподлейшим! Травили крестьян, укрывшихся в лесах,
ядовитым газом. Загоняли в концлагеря, где морили голодом… Расстреливали
восставших крестьян. Расстреливали взятых в заложники. И даже детей.
Сохранились документы расстрелянных, в которых фамилии детей
14-15-16-летних. Все они были расстреляны по постановлению Особого
отдела Полномочной комиссии ВЦИК РСФСР, как участники восстания.
Постановление подписано начальником Особого отдела Полномочной комиссии
ВЦИК РСФСР в Тамбовской губернии Турунбергом и его заместителем
Рубинштейном.
О том, как именно «подавляли антоновщину», рассказал, опираясь на чудом
сохранившиеся документы, тамбовский краевед Борис Владимирович Сенников
в книге «Тамбовское восстание 1918-1921 гг. и раскрестьянивание России
1929-1933 гг.»: «Взятых в плен крестьян расстреливали, и делали это все
кому было не лень: чужеземные солдаты-наемники, красноармейцы, чекисты,
ревкомы по своим постановлениям и без постановлений, командиры частей по
своим приказам, дознаватели в силу своего «пролетарского чутья»,
политкомиссары, тройки, двойки и ревтрибуналы, и те, кто это просто
хотел делать для своего удовольствия. А концентрационные лагеря были
переполнены детьми, женщинами с грудными младенцами и глубокими
стариками. При этом все семьи повстанцев шли в эти лагеря, где их чаще
всего не кормили, и они там умирали от голода, холода и нечеловеческого
обращения. На смену умершим пригонялись новые жертвы. Среди узников,
обезумевших от голода, процветало трупоедство».
И после всей этой мерзости, в которой самым активным образом участвовал
Гайдар, иные, совесть не имущие недоумки, утверждают, что, дескать,
взятки гладки, т.к. нет задокументированных свидетельств зверств,
допускаемых детским писателем в пору его командирства над карательным
отрядом, рыскающим по степям Хакасии.
С документами, действительно, сложно, поскольку преступная власть
систематически «заметала следы», уничтожала и документы, и свидетелей.
Например, УВД Красноярского края актом от 19.02.1955 уничтожил 11677
личных дел раскулаченных в 1929–1935 гг. (в том числе и на кулаков,
выселенных из Хакасии), опираясь на соответствующий приказ МВД СССР №
0026 от 19.01.1955.
И все равно следы злодеяний остались. И на их основе можно утверждать,
что по самым осторожным подсчетам, потери населения Тамбовской губернии
в 1920-1922 гг. составили около 240 тыс. человек! Это часть цены,
которую заплатило крестьянство России за то, чтобы продразверстка,
установленная бандитами из Кремля, была заменена тяжелым, но терпимым и
понятным продналогом…
Сегодня психологи много говорят о недопустимости демонстраций сцен
насилия на телеэкране, предупреждают о психотравмирующих эффектах…
Гайдар вступил в ряды Красной Армии в 14 лет, и с 14 лет видел, как люди
– не в кино и не понарошку – убивают людей. И собственноручно убивал
сам. Могла ли после всего этого остаться неповрежденной его детская по
сути психика?
В своем дневнике он писал: «…я начал заболевать (не сразу, а рывками,
периодами). У меня нашли травматический невроз. Несколько раз лечился».
Лечился Гайдар в психбольницах, все более и более превращаясь в
хронического алкоголика. В ноябре 1924 года он был уволен из РККА по
болезни.
А вот, что писал о Гайдаре его коллега – журналист Б.Закс, с которым они
вместе жили и работали в Хабаровске: «К усидчивому труду он был способен
лишь временами. Многое начинал и бросал, не окончив. В Хабаровске
однажды он начал было диктовать машинистке статью, но засуетился,
сказал, что забыл дома блокнот, и вдруг выскочил из окна. На том дело
кончилось – Гайдар запил...
Гайдар еще в Гражданскую войну насмотрелся всякого. Ведь дисциплина в
Красной Армии держалась на расстрелах. А Гайдар еще мальчишкой служил в
ЧОНе. Думаю, что категория справедливости еще тогда перестала его
интересовать. Только – целесообразность. Ведь и пленных он расстреливал
во имя целесообразности – слишком много бойцов конвоя потребовалось бы
для отправки пленных в тыл. Проще было расстрелять....» (Б.Закс. Заметки
очевидца. Альманах «Минувшее», №5, 1988 г., Париж).
О.Иванов: Но вот, наконец, закончилась гражданская война…
Е.Батраков: И наступило мирное время, т.е. начался период сталинского
террора: стреляли уже не где кому захочется, а строго в тюрьмах. И дело
Гайдара продолжили бойкие мастера заплечных дел из НКВД и Верховного
Суда СССР. А дабы не мешать им, Генеральный прокурор СССР
Вышинский, шеф
«государева ока», надзирающего за законностью, обозначил вершину
профессиональной подлости: «Законы надо отложить в сторону». А чего
стесняться, в самом-то деле, если лес начали рубить на щепки?
Через 70 лет эта аморальная мораль воцарится вновь. Вы, очевидно,
знаете, что бюст Ф. Дзержинского, демонтированный в августе 1991 года,
уже вернули во двор здания ГУВД Москвы на Петровке, 38? Это означает
только одно: ценности палачей вновь в почете. Миллионы репрессированных
реабилитировали, пора и на исходный рубеж всем кагалом валить…
Еще каких-то пару лет тому назад мы с вами увидели только слабую
тенденцию этого, когда абаканская мэрия нам заявила: главное не люди,
главное – бизнес. Гайдары и Тухачевские ради идеи готовы были вырубить
весь народ, современные Тухачевские и Гайдары готовы на то же ради
бизнеса. И вот уж спаивается беспощадно одураченная молодежь, и
развращается через игорные заведения и ночные клубы население… И чем же,
в таком случае, отличается, например, владелец клуба «Летучая мышь» А.Л.
Городецкий от Гайдара, Ежова или Тухачевского? И чем лучше этого
Городецкого господин Комаров, пригревший всю эту братию, торгующую
алкоголем, в своем «единоросном» политсовете?
Хуже того, и сейчас, и в прошлые времена все те, кто пытался даже
полушепотом и неуверенно призвать окабанело-оборзевшую свору жить
по-людски, жить по совести, тут же попадали под пресс. Вы, помнится,
будучи членом партии «Единая Россия» уже указали однажды сопартийцам на
необходимость устранить двоедушие: отказаться от курения и поглощения
алкогольной наркоотравы, если уж сподобило вас трубить о необходимости
вести здоровый образ жизни. И что? Вы были сняты со всех постов и
изгнаны из партии.
В 1703 году джунгары выкосили цвет хакасов. В первой половине XX-го века
«джунгары», окопавшиеся в Кремле, также выкосили цвет хакасской
интеллигенции – были объявлены «буржуазными националистами» и
расстреляны: председатель Хакоблисполкома М.Г. Торосов, ответственный
секретарь облисполкома Н.И. Конгаров, секретарь Хакасского обкома
ВЛКСМ
К.А. Чульжанов, начальник областного управления искусств И.В. Тогдин,
председатель областного суда Ф.С. Толстухин, заведующий Аскизским
райфинотделом И.И. Абдин заведующий облоно И. Г. Худяков, председатель
облпотребсоюза Р.А. Кызласов...
О.Иванов: Ну, это все в прошлом – джунгары, репрессии…
Е.Батраков: В прошлом остались только определенные средства достижения
колониальных целей, а сама-то политика жива и здравствует?!
Можно ведь национальную интеллигенцию отстреливать, а можно сделать так,
чтобы она вообще не появлялась. Разве не этому способствует то, о чем
сказал на XI съезде хакасского народа председатель республиканского
совета старейшин Владислав Торосов: «ущемление хакасского языка,
свертывание хакасской книгоиздательской деятельности, вытеснение из ряда
областей кадров коренной национальности, целенаправленное вытеснение
хакасского языка из средств массовой информации»?
Разве не этому способствует то, о чем сказал глава исполкома Съезда
хакасского народа Чон-Чобi Василий Чаптыков: «Деревни все нищие, процент
безработицы доходит до 90%. Люди не могут прокормить своих детей.
Баранов всех зарезали, а скотину собственную не разводили, потому что не
было покосов. Все под пастбища совхозов отдавалось. Хакасия ведь
специализировалась на тонкорунной шерсти. Поэтому здесь были
пятимиллионные отары, сейчас если осталось сто тысяч, то хорошо»?
(«Урянхай неделя», №15, 21 апреля 2006 г.).
Уже хорошо, «если осталось сто тысяч»… Увы, – осталось всего 50 тысяч –
это по 1 барану на 1 хакаса. А вот 200 лет тому назад цифры были
совершенно иные: «на долю одной семьи в среднем приходилось, (исчисляя
по данным степных дум), по 14 лошадей, 19 коров и быков, 11 овец, что
только немногим превышает официальный прожиточный минимум». (В.Г.
Карцов. Хакасия в период разложения феодализма (XVIII – первая половина
XIX в.). Абакан, 1970, с.140).
И уже хорошо, что выделялось аж 60 тысяч рублей на «хакасское
направление» в программе развития языков народов Хакасии на 2005 год…
Но… разве это не издевательство – эти 60 тысяч?
Впрочем, деньги сами по себе языковую проблему решить не могут в
принципе, и пустым представляется мне тот, «беззатратный путь», который
предложил председатель рессовета ветеранов, депутат Верховного Совета
Хакасии Алексей Трошкин: «путь изучения родного языка — дома, в семье, в
каждом роде».
Изучение языка дома, когда и родители, и дети видят, чувствуют,
понимают, какое в обществе отношение и к языку, и к народу, и какую
позицию в этом вопросе занимает местное чиновничество? Изучение языка
того народа, который проиграл этническое сражение и находится на грани
исчезновения?..
За последние 300 лет хакасы, одновременно с утратой военно-политической
независимости, утрачивали и право на свою территорию. Территория
становилась общероссийской. Местная власть, поддерживаемая Москвой,
превращалась в обслугу общероссийских интересов, в обслугу интересов
интернационального вообще. Вот тогда-то и начал с жесткой неизбежностью
исчезать язык, как средство общения, и все меры по его сохранению
становились всего лишь данью вежливости, пустой формальностью. И потому
сегодня бессмысленно настаивать на изучении языка детьми, коль в головах
взрослых уже давно произошла космополитизация сознания, и они выродились
в общечеловеков, не принимающих ценностей своих предков, не знающих
истории своего народа. А началось это, – повторюсь, – еще тогда, когда
сложился взаимовыгодный союз царских властей с национальной знатью. А
закончилось это тем, что хакасы в Хакасии стали – лишь этнографическим
случаем. Хакасы в Хакасии – гости, уходящие путем вымирания. И эти факты
просто необходимо широковещательно признать, если мы действительно хотим
хоть что-то изменить в этом трагическом аспекте.
Нужно понять, что сам акт выбора языка, на котором думают и говорят,
находится в прямой связи с тем, есть ли у человека гордость за свою
нацию, уважение к славной истории своего народа, и охотно ли относит он
себя самого к данной нации. Если же ребенок видит, что его самые близкие
люди преклоняются пред чем-то иноземным, своего стыдятся, а чужое
возносят, захочется ли ему идентифицировать себя с нацией холопствующей?
Доблесть отца и деда, честь семьи и рода, слава нации и Родины – это
мерило нашей самооценки, атрибуты персонального достоинства и источники
наших ценностей. А если ни славы, ни доблести, ни чести… Очень хорошо и
горячо по этому поводу высказался В. Чаптыков: «У нас не Омская область,
у нас не Новосибирская область, мы не юг Красноярского края. Мы –
национальная республика. Мы назвались Хакасией не потому, что здесь
Саянские горы или что-то еще. Здесь проживает коренной хакасский народ,
который сегодня выведен на задворки, который сегодня полностью порабощен
и не имеет слова!»
Вот, если б каждый, да так! И тогда не было б такого позорного сообщения
в СМИ: «Национальную ситуацию в республике Вячеслав Торосов
охарактеризовал как спокойную и бесконфликтную». Парадным шагом идет вымирание народа, а у нас при этом ситуация …
«спокойная и бесконфликтная»!?
И мы зрим это, более чем престранное спокойствие даже на высоком челе
председателя Верховного Совета В.Н. Штыгашева… Уж не дремлет ли он там
беспробудно с открытыми очами этот 70-летний мудрец, десятилетия
восседающий на хакасском олимпе?! А быть может, он потому-то уже и
спокоен так, что ему в зятья подвизался сверхбогатенький г-н Верхотуров
– владелец сети магазинов «Власта»? А не через эти ли магазины, часом, Владимир Николаевич, упаивается
пивной и вино-водочной отравой стремительно исчезающий хакасский
народ?..
Созерцатели беды и ее пособники не сегодня народились, как явление. Они
были и будут. Они есть и они – рядом. И самое страшное, что они в той
или иной мере – в каждом из нас…
III
О.Иванов: Можно ли сказать, что главные враги нации – сытость и
космополитизм власти, ее правовая обособленность и независимость от
народа?
Е.Батраков: Враги, но – не главные. Главными врагами, как бы это странно
ни звучало, явились не сталинские палачи, не нынешние хозяева Кремля, и
не алчные джунгары, а… шаманы. Именно с их подачи, и благодаря их
неспособности просчитать эффект малых доз наносимого вреда,
проявляющегося через многие столетия, в обряды и ритуалы была заложена
мина замедленного действия – жидкость, содержащая алкоголь. Я имею
ввиду, конечно же, айран, приготовляемый из кислого молока.
О.Иванов: Ну… Вы меня удивили. Там же алкоголя-то кот наплакал?
Е.Батраков: А вы «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?»
(1 Кор 5:7), а «Паршивая овца все стадо портит»?
К сожалению, у хакасов этих «паршивых овец» более, чем достаточно:
кумыс, айран, арака (молочная водка), сыра (нечто похожее на пиво),
кузер араразы (самогонка из муравьев), поза (буза), хлебная водка…
Причем, хакасы знали и понимали, что молоко с алкогольным ядом
представляет большую опасность. Этот вывод можно сделать из того, что,
как пишет В.Я. Бутанаев, «Женщина могла употреблять хмельные напитки
только после рождения второго или третьего ребенка. Заботились о
здоровом потомстве». (Бутанаев В.Я. Хоорай ас-тамахтары. Национальные
блюда хакасов. Абакан. 1994 г., с.13). «Заботились», но… только о здоровье первых двух-трех. Интересно, какими
по счету рожденными детьми были те из хакасов, кто содержит ночные
клубы, пивбары, игорные заведения? То, что не первыми, это уж нам
понятно…
Итак, хакасы понимали, что спирт в молоке – опасен, вреден; и на фоне
этого понимания очень забавно смотрятся строки из книги нашего
уважаемого профессора: «Значение айрана в питании хакасов трудно
переоценить. Об том имеется прекрасная работа А. В. Адрианова. Сами
хакасы говорят: все здоровье народа от айрана. Это универсальный
напиток. Им угощают любого зашедшего в юрту, его используют в ритуальных
целях, он прекрасно утоляет жажду и голод». (Бутанаев В.Я. Хоорай
ас-тамахтары. Национальные блюда хакасов. Абакан. 1994 г., с.11).
В свете современных знаний, согласитесь, трудно переоценить эти древние
заблуждения, ибо айран разрушает здоровье, айран, как и пиво, жажду не
утоляет, т.к. содержит спирт, а спирт обезвоживает организм. Ну, а что
касаемо утоления голода, то голод утоляет не спирт, – спирт лишь
парализует нервную систему, – а те полезные вещества, которые есть в
любом молочно-кислом продукте.
Не лишним вспомнить в этой связи и мнение Ильи Ильича Мечникова,
выдающегося российского биолога, лауреата Нобелевской премии: «Кефир,
столь полезный в некоторых случаях, не может быть рекомендуем в качестве
питательного вещества для постоянного употребления в течение
продолжительного времени, как это необходимо, когда хотят уничтожить
хроническое влияние кишечного загнивания. Кефир есть результат
последовательных брожений – молочнокислого и спиртового. Он содержит до
одного процента спирта, почему ежедневное употребление его в течение
многих лет нежелательно. Производящие его дрожжи способны
акклиматизироваться в кишечнике человека и там оказывать благоприятное
действие на заразных микробов, как, например, на тифозных и холерных
бактерий. Так как польза кефира заключается в его молочнокислом, а не спиртовом
брожении, то вполне естественно заменить его кислым молоком, в котором
есть лишь слабые следы присутствия спирта или же его вовсе нет».
(И.И.Мечников. Этюды оптимизма. М., «Наука», 1988, с.157-158).
О.Иванов: Это конечно, поражает. Тем более, если вспомнить, что в 80-х
годах против детского кефира активно и небезуспешно протестовали
советские ученые. В частности, академик Ф.Г. Углов и доктор химических
наук С.И. Жданов. Но не может же целый народ заблуждаться? (...)
Источник
Гайдар
www.pseudology.org
|
|