26 мая 2004 года

Борис Докторов

В поддержку создания виртуальной гостинной ФОМ-клуба

Считаю необходимым поддержать инициативу ФОМ-клуба о создании виртуальной гостинной и предложение Виктора Бурко о приглашении профессора Бориса Андреевича Грушина. Многое из того, что делается сегодня российскими исследователями общественного мнения, есть продолжение его творческих и гражданских начинаний.

Но прежде, чем предлагать новые кандидатуры для встречи в гостинной ФОМ-клуба (уверен, их будет названо много), хотелось бы кратко высказать ряд более общих соображений, касающихся цели этих встреч.

2

...Уже почти три года продолжается наша работа по изучению истории опросов  общественного мнения в Америке. За это время опубликовано свыше полутора десятков статей о прошлом, настоящем и будущем опросной технологии, написаны  краткие научные биографии отцов-основателей современной технологии опросов, рассмотрены важнейшие события длительного процесса становления американской культуры изучения общественного мнения.   

Важнейшим информационным источником в этой работе являются публикации тех, кто закладывал основы методологии и методов изучения общественного мнения и кто придал импульс к накоплению информации о мнениях, установках, электоральном поведении населения.

Второй источник информации – интервью с этими людьми; как правило – это весьма традиционные журналистские протоколы встреч с пионерами изучения общественного мнения. Интервью состоялись 40-50-60 лет назад; тогда это были проходные, рутинные газетно-журнальные публикации. Но время превратило этот непритязательный материал в содержательные картины прошлого.

Третий источник – деловая и личная переписка пионеров изучения общественного мнения, хранящаяся в архивах университетов, фондов, библиотек и фирм, которые этими людьми были созданы и которые они возглавляли в течение долгих лет.

Отмечу и такой информацонный источник как мемуары политиков, ведущих журналистов и социальных исследователей. В них могут быть найдены крупицы ценнейшей информации о том, как развивались исследования общественного мнения, кто содействовал их станорлению.

Так, совсем недавно в книге о выдающемся американском журналисте и издателе  Ралфе Ингерсоле (Hoopes R. Ralph Ingersoll. A Biography. New York: Atheneum, 1985) мне удалось найти не цитировавшийся в научной литературе подробный рассказ о рождении Fortune Poll - первой в мире системы регулярных опросов общественного мнения. Ее возглавлял Элмо Роупер. Институт Гэллапа возник через несколько месяцев.

Особо следует сказать о таком новом источники историко-методологической информации как Интернет. Никто не знает, что хранится в этом глобальном и общедоступном архиве. Это ценнейшие документы, биографические материалы, мемуары, отчеты о конференциях, фотографии, рисунки и так далее. Почти каждый раз, отправляясь в это архив, я обнаруживаю в нем новое, неожиданное.

3

Но для понимания прошлого недостаточно всего перечисленного. Нужны живые голоса очевидцев событий тех лет, свидетельства, разъяснения людей, работавших с пионерами изучения общественного мнения, знавших их, помнящих их.

Недавно нами была опубликована научная биография Арчибальда Кроссли, она написана совместно с его дочерью Хелен Кроссли, полвека занимающейся изучением общественного мнения. Все, что ею привнесено в статью, не может быть переоценено.

При работе над биографией Хедли Кэнтрила очень помогли материалы и замечания его сына Альберта Кэнтрила, известного эксперта в области изучения общественного мнения, а также письма профессора Джерома Брунера.

В историю науки 20 века Д. Брунер вошел как один из создателей когнитивной психологии, но свою научную карьеру он начинал в годы войны как аналитик общественного мнения под руководством Х. Кэнтрила. 

Только что завершена и отправлена в петербургский журнал Телескоп двухлистовая статья об Элмо Роупере. В ней использовались материалы писем людей, работавших с Роупером в годы войны и на рубеже 40-х - 50-х.

Уже несколько месяцев продолжается моя работа над изучением творчества Луиса Бина, успешно предсказавшего итоги выборов 1948 года. Ценнейший материл о его жизни содержится в неопубликованых автобиографических записках Бина, присланых нам его дочерью. Это огромный материал, около полутысячи страниц.

4

В целом за три года переписки в нашем архиве скопилось более шестисот «мягких» и «твердых» писем, освещающих разные грани того прошлого, которое не может не интересовать людей, профессионально занимающихся изучением общественного мнения.

В моей виртуальной гостинной «побывало» несколько десятков человек, и этот опыт общения с признанными в мире специалистами и мало известными учеными позволяет утверждать одно: «нет неинтересных собеседников; все дело в том, кто, о чем и зачем спрашивает».

На холодные вопросы безразличных людей никто не даст содержательных ответов. С другой стороны, фактически исповедальные ответы даются людьми, если в вопросах, обращенных к ним, чувствуется интерес к их жизни и к их делу.

5

Мне кажется, что замысел создания гостинной ФОМ-клуба будет успешен лишь в том случае, если целью проекта будет познание прошлого-настоящего-будущего исследований общественного мнения в России.  А если это так, что приглашать в нее надо не только тех, чьи имена на слуху, но и тех, кто сейчас в тени, но без чьих воспоминаний история никогда не будет полной. 

Немногим более года назад не стало Геннадия Семенович Батыгина, неоценимо много сделавшего для изучения истории совесткой социологии. Эта работа завяла, но создание виртуальной гостинной ФОМ-клуба может активизировать ее.

Гостинная ФОМ-клуба – хороша форма начала, но сразу надо думать об укрупнении этой работы. Она может быть импульсом к созданию виртуального Института истории изучения общественного мнения в России. Конечно же речь идет о совестком периоде и о всем постперестроечном настоящем.  

Такую работу никогда не поздно начинать. Но не стоит объяснять и доказывать, что много полезнее начинать ее сразу.

6

Встреча с Борисом Андреевичем Грушиным – по справедливости должна быть первой и в историии гостинной Фом-клуба, и в судьбе предложенного выше виртуального Института истории изучения общественного мнения в России.

Ведь сделанное Грушиным и то, что он делает сейчас,  – это и история, и настоящее, и – уверен – будущее российских исследований общественного мнения. 


www.pseudology.org