1985 год. Академия МВД СССР,
Московский филиал юридического заочного обучения
Шамиль Николаевич Хазиев
Средства и методы габитологии,
их практическое использование в розыске и установлении преступника
Лекция для слушателей МФЮЗО при Академии МВД СССР
Гипертекстовая версия
План лекции

1. Понятие криминалистической габитологии и классификация признаков внешности человека
2. Способы фиксации признаков внешности человека
3. Идентификация человека по признакам внешности
4. Использование признаков внешности в раскрытии преступлений и розыске скрывшихся преступников


Выработанные на протяжении более чем ста лет научные методы криминалистического учения о признаках внешности человека могут успешно использоваться в целях розыска скрывшихся установленных и неизвестных преступников, поиске без вести пропавших лиц, установлении личности неопознанных трупов, идентификации личности по различным объективным отображениям и учетным данным. Необходимость в идентификации личности может возникнуть и в гражданском процессе, например, при опознании людей, явившихся после длительного безвестного отсутствия, при розыске ответчиков, уклоняющихся от уплаты алиментов и т.д.

Знание основных положений криминалистического учения о признаках внешности человека является необходимым для сотрудников всех служб органов внутренних дел. В директивных документах и многих нормативных актах МВД СССР неоднократно отмечалось низкое качество использования методики словесного портрета в оперативной и следственной работе, указывалось на необходимость постоянной работы по привитию сотрудникам милиции устойчивых навыков получения, преобразования и использования информации о внешности преступников, скрывающихся от следствия и суда.

Решением Коллегии МВД СССР от 25.10.84 года введены квалификационные требования для сотрудников основных служб органов внутренних дел по использованию достижений науки и техники в раскрытии и расследовании преступлений. В качестве обязательных знаний и умений квалификационные требования предусматривают знание основных возможностей использования автоматизированных информационно-поисковых систем при установлении личности неизвестных преступников, умение эффективно пользоваться методикой «словесного портрета».

1. Понятие криминалистической габитологии и классификация признаков внешности человека

Еще задолго до возникновения научной криминалистики в глубокой древности в карательной практике классового общества использовались устные или письменные описания разыскиваемых лиц. Известно описание внешности, датируемое 14 годом до новой эры: «Молодой раб Аристогена, сына Хризиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию; имя его Герман, прозываемый также Нейлос; он уроженец Сирии, из Бабико, приблизительно 18 лет отроду, среднего роста, безбородый, с прямыми ногами, с ямочкой на подбородке, с чечевицеобразной бородавкой на левой стороне носа, с рубцом через левый угол рта, татуированный варварскими буквами на правом запястье» . Нет сомнения, что по этому описанию вполне можно было разыскать беглеца. Аналогичные по форме описания беглых крепостных крестьян имеются и в архивах сыскных приказов русского феодального государства.

Основоположником научной методики словесного описания внешности человека по праву считается французский криминалист Альфонс Бертильон, основавший в 1888 году антропометрическое бюро при полицейской префектуре Парижа. Он ввел обязательное измерение антропологических данных осужденных преступников, разработал правила словесного описания внешности, сокращенным вариантом которого мы пользуемся и до сих пор. Более подробно о жизни Альфонса Бертильона и его системе антропологической регистрации можно ознакомиться в увлекательно написанной книге Ю.Торвальда «Сто лет криминалистики». М., 1975, в книге Герхарда Файкса «Большое ухо Парижа» (история Сюрте), М., 1981.

В царской России конца прошлого и начала этого века методика словесного портрета активно использовалась не только в борьбе с общеуголовными преступлениями, но и для преследования революционеров-подпольщиков. В архивах царской охранки сохранились тысячи описаний внешности известных и малоизвестных деятелей большевистского подполья. Вот, например, совсем недавно опубликованный циркуляр, содержащий словесный портрет Леонида Борисовича Красина: «высокого роста, лет 32-х, брюнет, борода лопатой, лицо продолговатое, нос большой, длинный, носит барашковую шапку и шубу, верх черного цвета».

Однако научная методика словесного портрета нашла свое применение и в среде революционеров. В нелегальных изданиях время от времени появлялись такого рода заметки: «От исполнительного комитета. Исполнительный комитет сообщает, что Петр Ильич Рачковский (бывший судебный следователь в Пинеге и в настоящее время прикомандированный к Министерству юстиции …) состоит на жалованьи в III Отделении. Его приметы: рост высокий, телосложение довольно плотное, волосы и глаза черные, кожа на лице белая с румянцем, черты крупные, нос довольно толстый и длинный; на вид лет 28 – 29. Усы густые, черные. Бороду и баки в настоящее время бреет. Исполнительный комитет просит остерегаться шпиона». Впоследствии Рачковский стал директором Департамента полиции. Это объявление было дано в газете «Народная воля» от 1 октября 1879 г.

Разработка методов установления личности по признакам внешности особенно активно стала развиваться после Великой Октябрьской социалистической революции. Подготовлен ряд фундаментальных работ по криминалистической габитологии – профессором Терзиевым Н.В. «Криминалистическое отождествление личности по признакам внешности» (М., 1956), профессором Снетковым В.А. «габитология» (Волгоград, 1979), ценные работы по криминалистической габитологии написаны также А.А.Гусевым, Ю.П.Дубягиным, А.М.Зининым, М.А.Овсянниковой, П.С.Кузнецовым и другими авторами.
Весьма перспективной для криминалистики оказалась методика восстановления лица по черепу, разработанная известным советским историком и антропологом М.М.Герасимовым («Восстановление лица по черепу», М., 1955).

В современном понимании криминалистическая габитология является разделом криминалистики, изучающим элементы и признаки внешности человека, отображения внешнего облика человека, используемые в розыскной и следственной практике, специальные технико-криминалистические средства и методы собирания данных о внешнем облике человека, особенности проведения криминалистической портретной экспертизы.

Естественно-научными предпосылками успешного использования внешнего облика человека для розыска и установления личности в криминалистической практике являются результаты изучения представителями различных наук наиболее важных свойств внешности.
 
Этими главнейшими свойствами являются индивидуальность
и относительная устойчивость внешности каждого человека

Индивидуальность внешности человека, ее неповторимость, отличие от внешности других лиц определяется сложностью внешнего облика человека, огромным количеством признаков внешности и их вариантов. Даже если взять только черты лица, можно насчитать свыше ста видов признаков, относящихся к разным частям лица. Так, например, нос характеризуется по высоте, ширине, выступанию, глубине переносицы, контуру спинки, положению основания и т.д. При этом спинка носа может быть по контуру прямой, выпуклой, вогнутой, извилистой. В целом получается очень большое количество признаков. Различные их сочетания в большой степени индивидуализируют внешность людей.

Относительная устойчивость внешнего облика в значительной степени объясняется тем, что многие анатомические признаки внешности тесно связаны с костно-хрящевой структурой. Форма головы, контуры лица, высота, ширина, положение и контур лба, степень выраженности надбровных дуг и многие другие признаки лица обусловливаются строением черепа. Изменения внешнего облика человека происходят как под воздействием постоянно действующих закономерностей развития и увядания человеческого организма, так и под воздействием различных преходящих процессов (заболеваний, взаимодействия организма с вредными условиями среды). В ряде случаев имеет место сознательное изменение внешности или изменение внешности под воздействием случайных физических травм. При этом изменения могут быть обратимыми и необратимыми.

Для правильной фиксации, исследования и использования данных о внешности человека в криминалистической практике большое значение имеет классификация признаков внешности, представление ее в совокупности элементов и признаков. Элементом внешности называется любая выделенная в процессе наблюдения часть внешнего облика человека. Как правило, это обособленные анатомически или функционально органы и области человека, а также различные внешне проявляемые функции.

Признаки внешности – это особенности внешнего облика человека в целом или отдельных его элементов. В зависимости от степени связи с личностью различают собственные и сопутствующие элементы и признаки внешности человека. К собственным относятся элементы и признаки человеческого организма или проявлений его жизнедеятельности. К сопутствующим относятся признаки предметов одежды, носильных вещей, письменных принадлежностей, украшений и т.д. Собственные признаки человека в свою очередь подразделяются на:

1. Общефизические – пол, возраст, рост, тип конституции, расовая или национальная принадлежность

2. Анатомо-морфологические признаки – признаки отдельных частей тела и лица. Эти признаки и правила их описания весьма подробно и наглядно представлены в учебниках, поэтому мы на них останавливаться не будем. Укажем лишь на последовательность описания признаков человека: Голова (в целом) – волосы – лицо (в целом) – лоб – брови – глаза – нос – рот – губы – зубы – подбородок – уши – шея – плечи – грудь – спина – руки – ноги – особые приметы. Наиболее подробно в криминалистике разработана система признаков лица, что объясняется их высокой информативностью и значением для розыска и отождествления человека. При описании анатомических признаков указываются их форма, контуры, размеры, положение, взаимное расположение, цвет и другие данные

3. Функциональные признаки – это привычные особенности позы, осанка, походка, мимика, голос, речь, жестикуляция, бытовые привычки и специальные навыки

4. Большой розыскной и идентификационной ценностью обладают так называемые особые приметы и броские признаки, к числу которых следует отнести различные размерные несоответствия частей тела человека, цветовые аномалии, телесные наросты, шрамы и другие резко выраженные отклонения от нормы: родимые пятна, горб, бородавки, следы оспы, татуировки. К особым приметам функционального характера относятся хромота, заикание и др.

Броские признаки детально описываются по их расположению, степени выраженности, размерам, форме, цвету. При описании татуировок целесообразно пользоваться специальными справочными альбомами (например, Бронников А.Г. татуировки осужденных и их криминалистическое значение (методическая разработка) – М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1980; он же: Татуировки осужденных, их классификация и криминалистическое значение (альбом) – М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1980).

2. Способы фиксации признаков внешности человека

Источниками информации о внешних признаках человека являются результаты осмотра места происшествия и вещественных доказательств, показания очевидцев (потерпевших, свидетелей, обвиняемых или подозреваемых); заключения экспертов; данные криминалистических учетов; данные иных (несудебных) учетов; результаты описания человека при освидетельствовании живого лица; результаты осмотра трупа; результаты оперативно-розыскных мероприятий. Внешность человека может быть зафиксирована самыми различными способами и средствами. Основными из них являются:

- описание;
- фотографирование;
- изготовление скульптурных копий;
- изготовление посмертных масок;
- рисование (или изготовление живописных) портретов;
- изготовление композиционных (синтетических, составных) портретов;
- фиксация с помощью кино- и видеозаписи;
- различные сочетания указанных способов фиксации, например, розыскная ориентировка, содержащая фотоизображение и словесное описание разыскиваемого

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные способы фиксации внешности интересующего следствие человека. Описание по правилам словесного портрета позволяет детально зафиксировать все черты внешности и точно их охарактеризовать. Оно производится по следующим правилам:

1) описание должно осуществляться с применением специальной терминологии, что позволяет избежать недоразумений и ошибок, которые могли бы возникнуть в случае использования неясных и неопределенных наименований признаков;
2) определение признаков внешности осуществляется при «нормальном», заранее обусловленном положении тела человека;
3) описание осуществляется последовательно от общего к частному (от целого к части), то есть, вначале характеризуется элемент внешности в целом, а затем его части;
4) описание частных признаков и элементов составляется сверху вниз;
5) элементы внешности характеризуются как в положении анфас, так и профиль;
6) сопутствующие элементы (одежда, мелкие носильные вещи, украшения) характеризуют по их общим и броским индивидуальным признакам;
7) во внешнем облике человека выделяют и составляют описание особенностей главным образом резко отличающихся по своему виду от общераспространенных.

Наиболее широко применяемым в криминалистике способом фиксации внешности человека является фотографирование. Специально предназначенной для получения наиболее полного и точного изображения человека является фотосъемка, получившая название сигналетической (от французского слова «сигналетик» - приметозапечатлевающая). Она осуществляется с соблюдением определенных правил, к которым относится, во-первых, обязательное фотографирование лица в анфас и правый профиль при стандартном положении головы: при съемке анфас – нижние края глазниц и козелки ушных раковин и оптическая ось объектива фотоаппарата должны располагаться в одной плоскости; при съемке в профиль – голова должна располагаться так, чтобы воображаемая прямая линия, проходящая через угол правого глаза и козелок составила угол в 15 градусов с горизонтальной прямой линией, проходящей через козелок и нижний край глазницы.

При наличии важных примет лица, не отобразившихся при съемке в анфас и правый профиль, производится съемка в любом другом положении, которое обеспечивает фиксацию этих примет, чаще всего приходится фотографировать левый профиль. Кроме того, могут быть изготовлены снимки во весь рост.

К основным требованиям сигналетической фотосъемки относится соблюдение масштаба получаемого изображения – 1/7 натуральной величины на погрудном снимке и 1/19 во весь рост. Такое изображение является наименьшим по размерам, отвечающим необходимым требованиям четкости и удобства изучения лица по его фотоснимку. На практике для получения изображения в таком масштабе при печатании с негатива добиваются расположения зрачков на расстоянии 1 см друг от друга (ибо в натуре такое расстояние варьирует в пределах 65 – 70 мм).

Освещение должно полностью и без искажений выявлять
признаки внешности, в том числе мелкие морщины, пятна, бугорки
 
Для этого необходимо источник света располагать под углом 40 – 45 градусов к плоскости лица и несколько сверху; во избежание глубоких теней на другой стороне лица применяют отражающий экран. При использовании освещения от окна аппарат и фотографируемого следует размещать на одной воображаемой линии, расположенной под углом в 40 – 45 градусов к стене с окном, камера при этом находится ближе к окну.

Фотографируемый должен быть без головного убора, волосы и детали одежды не должны закрывать существенных элементов лица, в частности, ушных раковин и лба. Взгляд должен быть направлен перед собой или в объектив.

Опознавательная фотосъемка трупов обычно проводится по тем же правилам, что и съемка живых лиц. С неопознанных трупов изготавливается три «погрудных» снимка: анфас, правый и левый профили. Объем содержащейся в трех снимках информации о внешности, отдельные признаки которой могут претерпеть с момента смерти существенные изменения, не всегда может удовлетворить требованиям криминалистического установления личности в случаях опознания и экспертного исследования. Поэтому при съемке неизвестных погибших лиц необходимо:

1) провести узловую фотосъемку (в рост)

- анфас (в одежде, головном уборе, очках и т.д.)
- анфас (спереди) без одежды; до и после «туалета»
- правый профиль

2) портретную фотосъемку (погрудную)

- анфас;
- левый профиль;
- правый профиль; до и после «туалета»
- ¾ левого поворота;
- ¾ правого поворота;

3) детальную фотосъемку:

- фотоснимки шрамов, рубцов;
- фотоснимки татуировок;
- цветные фотоснимки волос, радужин глаз и других цветовых характеристик внешности.

Фотосъемка трупа по возможности должна производиться сразу же после его обнаружения, особенно в жаркую погоду, когда процесс разложения трупа значительно ускоряется.
Замерзший труп надо поместить в помещение и дать ему оттаять при комнатной температуре, причем нельзя использовать теплую или горячую воду, которая может изменить цвет кожных покровов и привести к отслоению эпидермиса кожи.

Фотографируют труп, как уже говорилось, до и после его «туалета»
 
Кровь и грязь удаляют мокрой тканью, лицо насухо вытирают, иногда припудривают тальком, чтобы оно не давало бликов. Приводят в порядок одежду и прическу. Выпавшие волосы и брови перед съемкой обозначаются по возможности химическим карандашом пунктиром по линии их роста на мягких тканях. При обнаружении рядом с трупом или на нем головного убора, очков съемку необходимо провести как с ними, так и без них. Если труп без одежды, его фотографируют предварительно покрыв тело тканью нейтральной расцветки.

В ходе опознавательной съемки трупа нужно придать ему положение, близкое к прижизненному состоянию, желательно сидячее. Для этого голову трупа можно прикрепить к спинке стула продетой через мягкие ткани затылочной области ниткой либо металлическим фиксатором. Голову трупа в нужном положении может держать и технический помощник, придерживая ее сзади рукой через ткань, используемую в качестве фона. Положение головы анфас, в профиль и в три четверти поворота должно быть таким, при котором условная горизонтальная линия проходит через верхний край наружного слухового отверстия ушной раковины и по нижнему краю глазницы (орбиты), а вертикальная – через середину лба, спинку носа и подбородок (при положении анфас). Фотоаппарат устанавливается на уровне глаз фотографируемого.

Если труп нельзя посадить, его фотографируют в положении лежа, при этом под голову подкладывается валик. При невозможности повернуть голову трупа вправо или влево, ее нужное положение достигается поворотом всего тела. Наиболее четкое изображение получается при пользовании рассеянным верхнее-боковым освещением. При съемке трупа на снегу или на траве целесообразно использовать светофильтры ЖС-12 или ЖС-17. Для получения «погрудного» изображения без заметных перспективных искажений съемку фотоаппаратом «Зенит» производят с расстояния 1 м 20 см от головы трупа при объективе «Индустар - 50» и с расстояния 1 м 30 см при использовании объектива «Гелиос – 44».

Масштабную линейку лучше всего помещать над головой, на уровне лица, чтобы при печатании снимков ее изображение можно было оставить за кадром. Большое значение для установления личности погибших имеют особые приметы. Однако, как свидетельствует практика, детальная фотосъемка с целью опознания трупа проводится сравнительно редко. Объяснением этого может послужить то, что особые приметы при посмертном изменении часто теряют свою выразительность, и при осмотре трупа на них не обращают должного внимания. Между тем, существуют методы, позволяющие восстановить некоторые из особых примет, зафиксировать их на фотоснимках и использовать в дальнейшем при установлении личности неопознанного трупа.

Особенно ценными в розыскном плане являются татуировки. Перед фотографированием поверхность татуированной кожи следует разровнять, при необходимости повышения контраста получаемого изображения татуировок и других особых примет целесообразно применять светофильтры, а в некоторых случаях использовать цветную фотосъемку. Соблюдение правил фотосъемки трупов и их особых примет способствует повышению результативности опознания погибших по фотоснимкам, расширяет возможности проверки по криминалистическим учетам и позволяет сократить высокий процент отказов от разрешения вопросов о тождестве при проведении криминалистических экспертиз из-за низкого качества фотоснимков или отсутствия снимков необходимых положений изображенного лица.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что для сигналетической фотосъемки живых лиц и трупов желательно использовать крупноформатные фотоаппараты, однако имеющиеся на вооружении органов внутренних дел аппараты «Зенит» также пригодны для этих целей. Объективы должны обеспечивать максимальную резкость изображения, недопустимо использование так называемых портретных мягкорисующих объективов.

Для изготовления рисованных портретов целесообразно приглашать художника-профессионала. Изготовление портрета начинается с того, что очевидец описывает внешность человека словесно, указывает рисунки элементов лица, сходные по его мнению с элементами внешности описываемого человека, либо показывает эти признаки собственными схемами, жестами, указывает на похожие чем-либо лица. Художник, пользуясь этими данными, создает первоначальный эскиз, в который очевидец вносит коррективы.

Технически портрет может быть изготовлен любым способом, в любой реалистической манере. Однако практика показывает, что наиболее эффективны штриховые, лишенные обилия деталей изображения.
Иногда для устранения психологического барьера при восприятии посмертных изменений лица умершего создаются рисованные портреты погибшего с натуры или со снимков. В последние годы наибольшее распространение получило изготовление композиционных портретов. Иногда их еще называют синтетическими или составными.

Композиционные портреты бывают двух видов:
фотокомпозиционные и композиционно-рисованные

Фотокомпозиционные портреты (их еще называют фотороботами) представляют собой композицию изображения человека, как правило его лица, из фрагментов фотоизображений различных лиц. Метод изготовления портретов неизвестных преступников по показаниям очевидцев из фрагментов фотографий был предложен в 1952 году Пьром Шабо – начальником региональной службы полиции в Лилле (Франция). В дальнейшем техника изготовления фотокомпозиционных портретов неоднократно модифицировалась.

В законченном виде фотокомпозиционные портреты обычно представляющие лицо человека в анфас, выглядят как обычные фотографии, которые могут успешно применяться для розыска и установления лиц. Композиционно-рисованные портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков элементов лица в соответствии с показаниями очевидцев. Получаемый при этом портрет выглядит как рисунок лица.

Идея создания таких портретов и один из первых вариантов прибора по изготовлению композиционно-рисованных портретов были предложены американским криминалистом Мак-Дональдом
и группой специалистов фирмы «Тоунсенд» [Townsand] в 1959 году (так называемая система «Айденти-кит» [Identikit - FV] - идентификационный комплект).
 
Аналогичные приборы несколько позднее были созданы и в социалистических странах – Польской Народной Республике и Германской Демократической Республике (на основе польского комплекта рисовано-композиционного идентификатора – РКИ) и в 1968 году – в нашей стране во ВНИИ МВД СССР идентификационный комплект рисунков – ИКР [Сейчас используется специализированная программа "Барс" - FV]. Отечественный идентификационный комплект рисунков создавался в течение нескольких лет. При активном участии антропологов было отобрано более 20 тысяч фотопортретов конкретных лиц, являющихся наиболее типичными представителями той или иной антропологической группы населения СССР.
 
С этими изображениями и проводились исследования. В итоге с учетом частоты встречаемости признаков внешности разных групп был создан идентификационный комплект из 1467 рисунков, получивший название ИКР-1. ИКР состоит из трех частей: 1) альбома – поискового реестра рисунков элементов лица, включающих рисунки верхней части головы (прическа, лоб), бровей, глаз, носа, рта, изображения контуров нижней части лица, а также морщин, складок кожи, бороды, усов, головных уборов, очков; 2) набора прозрачных пленок – диапозитивов, на которых изображены в одном масштабе все рисунки альбома, причем на пленках проставлены кодовые наименования и номера рисунков; 3) прибора для составления и демонстрации портретов (демонстрационно-монтажного устройства).

Первый опыт применения ИКР в конкретной ситуации раскрытия преступления оказался успешным. Составленный по показаниям потерпевшей субъективный портрет мошенника позволил инспектору уголовного розыска узнать преступника. Последующее применение ИКР сотрудниками ВНИИ МВД СССР в Москве и других городах СССР, опытная эксплуатация экспериментальной партии прибора практическими работниками показали, что антропометрический принцип создания комплекта оказался правильным.

В последующем комплект рисунков был несколько изменен и дополнен. В нынешнем варианте комплекта ИКР-2 насчитывается 1 704 рисунка. Помимо этого разработан и стал использоваться в Москве и Ленинграде комплект изображений женских лиц ИКР-3, состоящий из 624 рисунков.

Для облегчения работы с ИКР-2 была разработана методика изготовления портретов на ИКР с использованием каталога рисовано-композиционных портретов «средних лиц». Очень эффективно используется ИКР в Научно-техническом отделе ГУВД Мосгорисполкома в лаборатории портретной идентификации "Робот", созданной в 1974 году. Эту работу в настоящее время осуществляют опытные эксперты Николай Александрович Городилов и Михаил Иванович Сучков. В распоряжении экспертов имеются такие современные технико-криминалистические средства как: четырех- и шестиканальный портретный полипроектор 309 с демонстрационным устройством - микроридер (производства Японии); идентификационные комплекты рисунков ИКР-2 и ИКР-3; демонстрационные альбомы с наборами одномасштабных рисунков отдельных элементов человеческого лица, поляроидная фотокамера СИЮ-5 японского производства и многое другое.

За прошедшие с момента образования девять лет сотрудники лаборатории выполнили более 2 000 оперативных заданий, а только за 1984 год ими изготовлено 462 субъективных портрета. Из них 73 портрета сыграли решающую роль в установлении преступника. В целом по стране изготовлено свыше 6 000 субъективных портретов, около 1 600 их способствовали раскрытию преступлений. Однако анализ, проведенный специалистами, показывает, что субъективные портреты составляются только в 30-40% случаев, когда у работников уголовного розыска имеются приметы скрывшегося преступника. Более того, отдельные сотрудники милиции, не имея соответствующих профессиональных навыков, необходимых специальных познаний и технико-криминалистических средств, пытаются сами выполнять эту далеко не простую работу. Результаты получаются самыми плачевными, причем после этого очевидцы, как правило, забывают и то немногое, что они помнили.
 
В целях исключения подобных ошибок практическим работникам
можно дать следующие несложные для выполнения рекомендации:

I) опрашивая очевидцев, нельзя вносить в разговор дополнительную информацию, не нашедшую отражения в его рассказе;

2) уточняя отдельные элементы внешности, детали одежды и т.д., нельзя строить вопросы в утвердительной форме как то: "А пальто было черного цвета? Глаза, конечно, голубые?" и тому подобное;

3) беседа должна протекать в спокойной, дружеской атмосфере, без какого-либо психологического давления на очевидцев. Задаваемые вопросы должны носить общий, нейтральный характер, поощрять собеседников к рассказу;

4) до прибытия специалистов лаборатории портретной идентификации или экспертов ЭКО, специализирующихся на изготовлении субъективных портретов, не рекомендуется демонстрировать очевидцам фотографии, рисунки, изображающие лица людей, одежду и другие элементы внешности;

5) в целях наиболее полного использования запечатлевшейся в сознании человека информации необходимо как можно скорее привлечь к работе с очевидцами специалистов в области габитологии.

При необходимости всегда можно получить консультацию сотрудников экспертно-криминалистической службы, а в Москве - сотрудников лаборатории портретной идентификации НТО ГУВД Мосгорисполкома. В случае невозможности доставить очевидцев в лабораторию, эксперты могут выехать в отделение милиции или на место происшествия, используя переносные комплекты необходимых технико-криминалистических средств.

В дополнение следует отметить, что в 1977 году Приказом МВД СССР утверждена Временная инструкция по изготовлению субъективных портретов разыскиваемых преступников и других лиц.
В некоторых случаях в следственной практике возникает необходимость в изготовлении посмертных масок. Маска позволяет получить наиболее адекватное объемное отображение лица в натуральную величину. Ее рекомендуется изготавливать до вскрытия трупа, так как в ряде случаев после вскрытия существенно изменяется выражение многих элементов лица.

Изготовление посмертной маски осуществляется в два этапа: сначала получают промежуточную негативную форму, а с нее - позитив. До начала отливки производится туалет лица трупа, затем на лицо спереди накладывается лист картона с отверстием по форме лица. Края отверстия должны плотно прилегать к поверхности шеи, к заушным и теменным областям головы. Волосы умершего покрываются мыльной пеной, лицо смазывается вазелином; отверстия носа, ушей, пространство за ушными раковинами закладывается ватными тампонами. Все лицо, за исключением глаз, покрывается гипсовой массой консистенции жидкой сметаны. Заливка проводится со лба тонким слоем гипса, постепенно доводимого до двух-трех сантиметров.
 
Затвердевшая форма осторожно снимается усилием, направленным от лобной к подбородочной части лица. Для изготовления позитива внутренняя поверхность формы очищается от посторонних частиц, обильно покрывается мыльной пеной и заливается слоем гипса толщиной в полтора сантиметра, при этом отверстия глаз в форме во избежание утечки гипса закладываются пластилином, для прочности маски в гипс при заливке помещаются отрезки мягкой медной или алюминиевой проволоки. После затвердения гипса форму осторожно скалывают при помощи долота. Неровности и детали разреза глаз могут быть исправлены шпателем.

Возможно получение маски с помощью пасты "К", в которую добавляется катализатор в пропорции 2:10. Если из пасты "К" делается позитивная отливка, то промежуточная форма ничем не смазывается, если же позитивная отливка из гипса, негативную полимерную форму смазывают вазелином или жидким мылом .

В целях установления личности неопознанного трупа может проводиться пластическая реконструкция лица по черепу. Пластическая реконструкция лица по черепу - сложный и трудоемкий процесс, доступный лишь подготовленным специалистам в области анатомии головы, антропологии, искусства ваяния. Такие специалисты имеются во ВНИИ МВД СССР, Институте антропологии МГУ. Основы методики пластической реконструкции лица по черепу созданы академиком М.М.Герасимовым. Законченная реконструкция представляет собой скульптурное изображение головы человека. В 1973 году Указанием МВД СССР № 171 от I октября утверждена "Временная инструкция об использовании методов реконструкции лица по черепу в целях установления личности неопознанных трупов".

3. Идентификация человека по признакам внешности

Отождествление человека по признакам внешности может осуществляться:

во-первых, по материально-фиксированным отображениям, когда портрет сравнивается с лицом в натуре, портретом или черепом;
во-вторых, по мысленным образам, когда мысленный образ сравнивается с портретом или лицом в натуре;
в-третьих, по описаниям примет, когда описание сравнивается с портретом или лицом в натуре.

Достижение достоверного результата в процессе идентификации человека по признакам внешности возможно лишь при совпадении необходимой совокупности идентификационных признаков с учетом частоты встречаемости признаков. Наиболее распространенным видом отождествления человека по признакам внешности является его опознание, однако мы не будем подробно останавливаться на опознании, так как оно весьма детально рассматривается в разделе криминалистической тактики.

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения для отождествления человека специальных познаний в области криминалистической габитологии, назначается криминалистическая портретная экспертиза, которая занимается исследованием объективных отражений внешности человека, осуществляемым с привлечением специальных познаний в области криминалистической габитологии, антропологии и других наук с целью установления тождества человека или решения диагностических вопросов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений.

В процессе проведения портретной экспертизы могут решаться следующие вопросы:

1. Одно или разные лица изображены на фотографиях?
2. Одно или разные лица изображены на фотоснимке и рентгеноснимке?
3. Одному или разным лицам принадлежат части головы, лица, тела, изображенные на представленных фотоснимках (рентгеноснимках)?
4. В одной и той же или разной одежде сфотографированы лица на представленных снимках?
5. Не является ли череп, представленный на исследование, черепом человека, изображенного на фотоснимках (рентгеноснимках)?
6. В одном или разных возрастах сфотографирован человек на представленных снимках? Какой снимок является более ранним?
7. Одно или разные лица представлены на кино-, видеокадрах?

Постановление (определение) о назначении экспертизы должно содержать обстоятельства дела, краткое описание представленных снимков и их происхождения (например, когда, откуда, как изъяты), что существенно для оценки их достоверности. Кроме того, следует указать год рождения или примерный возраст каждого сфотографированного лица (ко времени съемки); по возможности, биографические данные: профессию, данные о перенесенных травмах, хирургических операциях и хронических заболеваниях, сведения о наличии родственников, в особенности похожих по внешности и близнецов.
Фотоснимки, направляемые на экспертизу, должны иметь четкое, резкое изображение.

Криминалистические портретные экспертизы проводятся в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел, во ВНИИ МВД СССР, в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР (ВНИИСЭ, НИИСЭ, НИЛСЭ). В отдельных случаях приходится назначать комплексные портретные экспертизы с привлечением экспертов из области судебной медицины или антропологии.

4. Использование признаков внешности в раскрытии преступлений и розыске скрывшихся преступников

Описания скрывшихся преступников, их композиционные и другие портреты необходимо широко использовать в розыске, наблюдении, задержании, а в последствии и в разоблачении подозреваемых.
С использованием методики "словесного портрета" составляются розыскные ориентировки, в которых подробно и в то же время по возможности кратко и сжато описываются признаки внешности разыскиваемого, характеристики его особых примет, что позволяет лицам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Группа наших слушателей - членов кружка криминалистики собрала и проанализировала копии розыскных ориентировок, имевших хождение б городе Москве за последние два года. Приведу Вам два примера. Вот ориентировка, из-за отсутствия описания особых примет и броских признаков не позволяющая надеяться на успех в розыске: "Примите меры к задержанию преступника, его приметы: плотного телосложения, рост 170 см, лицо круглое, волосы русые, прямые" (№2874, 1983 г.). А вот весьма краткая, но насыщенная ценными данными ориентировка: "Разыскивается мужчина в возрасте 30-35 лет, европейского типа, худощавый, рост 175-180 см, лицо овальное, волосы черные, длинные, глаза серые, над правой бровью шрам в виде треугольника величиной до 3 см, одет в зеленую рубашку, темные брюки и желтые туфли". По этой ориентировке преступник был задержан в течение нескольких дней.

При составлении ориентировок следует по возможности избегать указаний на средние характеристики, тщательно редактировать текст: при необходимости снабжать его рисованными, композиционными или фотопортретами. Основными формами использования субъективных портретов в раскрытии преступлений являются:

- ознакомление с субъективными портретами личного состава органов внутренних дел и привлекаемых к розыску дружинников, членов оперативных комсомольских отрядов, внештатных сотрудников милиции;
- рассылка ориентировок, субъективных портретов и справок в соседние горрайорганы внутренних дел;
- демонстрация субъективных портретов по телевидению;
- размещение субъективных портретов на информационных стендах "Их разыскивает милиция";
- сопоставление субъективных портретов с подотчетными лицами и лицами, состоящими под гласным административным надзором;
- сопоставление субъективных портретов с фотографиями оперативных альбомов;
- сопоставление субъективных портретов с картотекой ранее изготовленных субъективных портретов по нераскрытым преступлениям.

При регистрации лиц, содержащихся под стражей, признаки внешности описываются подробно по правилам словесного портрета. Описание, наряду с опознавательными фотоснимками, является существенным дополнением к алфавитному учету лиц, совершивших преступление и впоследствии может быть использовано в случаях побега из мест лишения свободы или при совершении новых преступлений.

Основными принципами использования признаков внешности в розыске скрывшихся преступников являются:

- принцип быстроты, оперативности включения данных о внешности преступника в поисковую деятельность. Это требование вытекает из принципа быстроты, оперативности расследования и вызвано, кроме того, возможностью применения скрывшимся преступником разнообразных способов изменения внешности, возможностью быстрого исчезновения искомого лица из населенного пункта, принятия им других мер противодействия расследованию.

- принцип постепенного расширения сферы (или радиуса) поиска с помощью признаков внешности скрывшегося преступника. Данный принцип означает как территориальное расширение сферы поиска, так и постепенное увеличение круга лиц, которым предъявляется для опознания "словесный портрет", рисованный, композиционный или иной портрет интересующего следствие человека;

- принцип активного привлечения общественности к поиску преступника. Необходимо использовать по возможности все формы привлечения общественности - внештатных сотрудников, дружинников, оперативно-комсомольских отрядов, обращения к широким массам общественности через средства массовой информации и т.д.

Литература

1. Алексеев A.M. Психологические особенности показаний очевидцев. - М.: Юридическая литература,1972, с.61-83.
2. Герасимов М.М. Восстановление лица по черепу. - М., 1955.
3. Дубягин Ю.П. Опознавательная (сигналетическая) фотосъемка неопознанных трупов и их особых примет. — "Следственная практика" , вып. 125, М.,1980, с.91-101.
4. Дубягин Ю.П., Федосюткин Б.А. Особенности сигналетической фотосъемки трупа с целью установления его личности по фотографиям. - "Экспертная практика", 1980, №15, с.27-34.
5. Зинин A.M., Снетков В.А., Ракчеева Т.А., Файн B.C. Исследование возможности создания реконструкций лица по черепу с использованием электронно-вычислительной техники. - Труды ВНИИ МВД СССР, №31. - М., 1974, с.49-55.
6. Зинин A.M., Дубягин Ю.П. Фиксация признаков внешности трупов. М., 1976. – 20 с.
7. ИКР-2 в практике раскрытия преступлений. Вып. 2. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. - 179с.
8. Кисин М.В. и др. Установление личности погибшего по черепу. - М., 1973, ВНИИ МВД СССР. - 96с.
9. Криминалистика. Том I. (под ред. Р.С.Белкина и И.М Лузгина) - М.: Академия МВД СССР, 1978, с. 222 - 235 (гл.ХV).
10. Криминалистические исследования в следственной и оперативной практике (Пособие для следователей и сотрудников оперативных служб территориальных подразделений ГУВД Мосгорисполкома) - М.: ГУВД Мосгорисполкома, НТО, 1981, с.20-22.
11. Крылов И.Ф. В мире криминалистики, (глава "Историческое развитие методов опознания преступников") - Л.: ЛГУ, I980, с.101-124.
12. Самошина З.Г. Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности (лекция). - М.: МГУ, 1963.
13. Словарь основных терминов судебно-портретной экспертизы. - М.: ВНИИСЭ МЮ СССР, 1977. - 32 с.
Источник

Елена Карева
 
Всем хорошо знаком "металлический" запах, который остается на коже, если подержать в руке ключи или монеты. Как выяснили химики, способность различать его появилась у наших предков, чтобы они могли выслеживать раненую добычу. За запах отвечают вещества человеческой кожи, которые вступают в реакцию с железом, в том числе гемоглобином из крови животного.
Вот такой привет из нашего кровожадного прошлого. Даже сказки про вампиров не надо придумывать…

Всем вампирам загнали кол

Но этот кол - не осиновый, а математический. Профессор физики Костас Эфтимиу на простом примере доказал, почему вампиров на свете нет и быть не может. По легенде, тот, кого укусил вампир, тоже становится ночным кровопийцей. Эфтимиу на основе этого "факта" выстроил геометрическую прогрессию. Если предположить, что первый в мире вампир появился 1 января 1 600 года (именно с начала XVII века возникли первые упоминания об этих существах), а в то время на Земле жило примерно 537 миллионов человек, то при частоте укусов раз в месяц все население планеты превратилось бы в вампиров всего за два с половиной года: ведь каждый укушенный тоже начал бы кусать. И что потом делать миллионам голодных вампиров? Помереть, пусть даже и с голоду, легенда не позволяет… Словом, никакой логики, а значит, и никаких дракул.
 
Леонардо да Винчи -- выходец с Востока

Даже и без фантазий Дэна Брауна творчество и биография Леонардо да Винчи полны тайн. Недавно итальянские историки попытались разгадать одну из них - тайну происхождения гения. Как писали биографы, да Винчи - сын итальянского землевладельца и нотариуса Пьеро и местной крестьянки. Но анализ двух сотен отпечатков пальцев, которые оставил Леонардо на своих произведениях и рукописях, сказал иначе.

Отпечатки обнаружили на 52 работах да Винчи еще в 2002 году. В большинстве случаев, как выяснили ученые, там все залапали ученики. Зато следы большого пальца левой руки, которой Леонардо перелистывал рукописи, определенно принадлежали художнику. Эти же отпечатки нашлись на "Портрете дамы с горностаем", где да Винчи, создавая тень ожерелья, пальцем наносил мазки.

В результате их рассмотрения выяснили, что отпечатки да Винчи имеют черты, характерные для пальцев представителей арабских стран. Похожие узоры находят у 60% населения Ближнего Востока. Так что, думают ученые, мать Леонардо была не крестьянкой, а восточной рабыней, а сам художник - наполовину арабом.
 
Коротко

* Казалось бы, мы все знаем о воде. Но недавние исследования добавили к ней новые "капли". Новый сплав водорода и кислорода был получено в результате экспериментов, при которых воду подвергли высокому давлению (в 170000 раз больше атмосферного) и радиоактивному облучению. Получилось твердое вещество из сплава молекул H2 и O2, обладающее высокоэнергетическими свойствами.

* К Солнцу уже летят два аппарата НАСА, которые сделают первые 3D снимки нашей звезды. Для этого спутники под названием "Стерео" будут работать в паре и пошлют на Землю фотографии примерно через два года.

* Другая крупная космическая миссия американцев запланирована тоже на 2008 год. Астронавтов отправят в челноке "Дискавери", чтобы отремонтировать телескоп "Хаббл". Это будет стоить 900 миллионов долларов, но позволит получать снимки космоса еще до 2013 года. Благодаря "Хабблу" человечество значительно расширило свои знания о Вселенной, включая уточнение ее возраста - 13,7 миллиардов лет. Кстати, 2009 год будет объявлен годом астрономии!

* Дали зеркало слону… Новые исследования зоологов поместили слонов в славную компанию людей, шимпанзе и дельфинов: только мы и они можем узнавать себя в зеркале. Кроме простого узнавания, замечено, что слоны рассматривают в зеркало части собственных туш, которые обычно недоступны их взгляду.
Продвинутость слонов в вопросе самосозерцания связана с их особенным социальным поведением - они умеют общаться и бескорыстно помогают старым и больным членам своего стада.

Точка, точка, огуречик...

В старину существовал весьма жестокий способ метить преступников -- ноздри рвать, или клеймо ставить, или уши обрубать. Тут уж сразу видно -- ага, рецидивист! И с особыми приметами у таких тоже легче было -- все-таки уши на место не приставишь. А вот теперь трудно распознать, был ли уже человек замешан в преступлениях, есть ли у него другое имя, он ли был тем самым негодяем...

Когда появились сыщики

Вначале им было нелегко -- преступников искали по сбивчивым описаниям, которые подходили к самым разным людям. Даже рецидивистам удавалось скрываться, а если уж они попадались, то нипочем нельзя было доказать, что преступают закон они уже не первый раз.

Но на место раскаленного клейма палача пришли другие способы держать преступников под колпаком. Впрочем, сначала это были лишь попытки.

В славном городе Париже (как вы понимаете, в столице мира и преступников больше, и сыщиков) додумались до такой замечательной вещи, как картотека. На карточки записывали имена преступников. Догадайтесь, хорошо ли это помогало, если паспортов еще не было, и человек вполне мог назваться другим, и третьим, и четвертым именем. Однако кропотливых розыскников это не останавливало, и они могли перелопатить до нескольких тысяч карточек в день.

Одному из таких "канцелярских" следователей это надоело, и он потратил всю свою жизнь на то, чтобы ввести единую для всех систему опознания. Надо сказать, эта система была так удачна, что юристы всех стран до сих пор помнят его имя -- Альфонс Бертильон.

Бертильонаж против дактилоскопии

С легкой руки Бертильона следователи стали описывать преступников в конкретных терминах и по конкретным параметрам: рост стоя, длина распростертых рук, рост сидя, расстояние между скуловыми костями, длина и ширина правого уха, длина среднего пальца и мизинца левой руки и т.д. Все это тщательно вписывалось в карточку.

К счастью, как раз во времена Бертильона фотография стала доступной даже для сельских полицейских участков, так что неутомимый изобретатель ввел также метод точного фотографирования. До него если преступников и снимали на фото, то в исключительно живописных позах.

По "сигналетической" методике человека фотографировали в профиль, анфас и во весь рост с помощью специального аппарата. Поскольку выдержка у этого устройства была отнюдь не мгновенной, преступники получали еще одно наказание -- в течение долгого времени сидеть прикованным по рукам-ногам-голове к специальному креслу. Кстати, важнее всего было фото в профиль. Поскольку все в человеке изменяется с течением времени -- кроме ушей! И рисунок ваших собственных ушей не похож больше ни на чей в мире.

Впрочем, в Англии тоже не сидели сиднем и изобрели дактилоскопию. "Откатать пальчики" было гораздо быстрее и удобнее, чем измерять, к примеру, длину и ширину головы, не говоря уже о прочих органах. Так что в карточки Бертильона вместо его измерений позднее стали помещать отпечатки пальцев преступников.

Сам Бертильон страшно негодовал по этому поводу, но криминалистика выбрала те методы, которые были самыми эффективными для опознания преступников.

Слово круче фото

Однако еще одна система Бертильона -- словесный портрет -- прошла через годы неизменной. Несчастных потерпевших и сейчас терзают одинаковыми вопросами в любой части света: острое или квадратное лицо, выпуклые или глубоко посаженные глаза... К счастью, на помощь жертвам пришли художники. Они рисовали картинку со слов пострадавших.

Но поскольку художников мало, а преступников много, то в конце концов случилось и это эпохальное изобретение -- фоторобот. В середине XX века все в той же Франции стали использовать кусочки фотоснимков для создания полноценного портрета разыскиваемого человека. Такие портреты Пьер Шабо, французский криминалист-изобретатель, назвал фотороботами. Это название оказалось настолько удачным, что все складные субъективные портреты называют именно так, несмотря на то, что большинство из них составлены не из фотографий, а из рисунков.
Дело в том, что нарисованный фоторобот люди не воспринимают столь же буквально, как фотографию. И поэтому, составляя его, лицо легче типизировать.

Я его слепила из того, что было...

Кропотливая работа эксперта и потерпевшего (или свидетеля) -- выбрать прическу, овал лица, подбородок, нос, губы, глаза. На составление портрета у обоих уходит около часа. Хотя на памяти экспертов был случай, когда один из футболистов местной команды, составлявший фотопортрет человека, укравшего у него сотовый телефон, уложился ровно в тридцать секунд. Но не потому, что обладал такой фотографической памятью. Просто под грузом выпитого он соглашался с первым же предложенным элементом...

Если злоумышленник неожиданно напал на вас в темном переулке, бессовестно содрал шапку или вырвал сумку, трудно сохранять хладнокровие, с неподдельным интересом заглядывая обидчику в глаза и запоминая приметы.

Мне рассказывали об одной бдительной жительнице маленького городка, которая не только не дала вырвать у себя из рук сумку, вцепившись в нее мертвой хваткой, но и предусмотрительно сорвала с головы грабителя кепку, закрывавшую пол-лица. Позже подробно составленный фоторобот помог оперативникам быстро изловить негодяя.
К сожалению, обычно жертвы или ничего не помнят, или вдруг вспоминают такие детали внешности преступника, которых вообще не было. Так уж устроена человеческая память...

Приглядись внимательно!

Никто никогда не считал, сколько преступников было поймано благодаря фотороботу. Но листовки с предполагаемыми портретами злоумышленников заставляют людей быть бдительными. Возможно, когда-нибудь у нашей милиции появится возможность делать максимально похожие фотороботы. Пока же они больше способны помочь вычислить нужное лицо, когда уже есть определенный круг подозреваемых.

И все же порой фоторобот серьезно помогает милиции. После публикации таких портретов в СМИ многие звонят и сообщают о похожих людях. Все эти варианты отрабатываются, появляется больше шансов быстрее найти преступника.

Не так давно в Новосибирской области старушка сообщила участковому, что узнала в фотороботе, изображавшем предполагаемого насильника, своего соседа. И ведь не подвел глаз-алмаз -- у задержанного отыскали вещи потерпевших, а бабульке выписали премию. Прошедшим летом у девушки из Омска похитили сотовый телефон. Дело обычное -- но вот память у нее оказалась воистину фотографической. Составленный ею портрет был здорово схож с другими (правда, менее искусными) зарисовками и объединил эти дела в одно. А когда некто попался на подобной краже, опознать в нем того воришку не составило труда.

Техника на грани

Сейчас криминалистам не приходится при составлении портрета вручную менять для просмотра тысячи полосок с изображением разных носов, ртов и подбородков. Теперь это можно делать с помощью компьютера. Он поможет нарисовать овал лица, удлинить его или расширить, позволит нанести небритость (а то прежде портреты бомжей получались гладковыбритыми), примерить на объект шляпу, очки, усы, парики.

В одном городском управлении внутренних дел можно найти огромную базу лиц и фрагментов. Одних только глаз -- две тысячи. И ушей -- больше двух сотен. Представляете, сколько надо пересмотреть и попримерять, чтобы получилось лицо, хотя бы мало-мальски похожее на нужное! Иной раз бывает совсем грустно: полдня проработают -- а на экране какое-то чудище, ни с чем не сообразное.
Эксперты шутят: у нас даже плачущие вначале потерпевшие часто начинают смеяться, увидев результат своих трудов. В такие моменты начинаешь думать, что правы те, кто заявляет: "по фотороботу можно поймать только фоторобота".

Но все-таки составление фоторобота -- это реальная помощь следствию. И если бы такие программы были бесполезными, разве на них тратили бы деньги и время?

У преступников добрых глаз не бывает

В милиции часто работают художники-криминалисты. Потому что не все потерпевшие и свидетели умеют рисовать, а система карточек хорошо работает, если у эксперта есть художественные способности.

Сперва криминалист должен поработать психологом: не каждый свидетель соглашается потратить два-три часа на составление портрета злодея, которого видел мельком. А если и соглашается, то делает это без старания. Вот жертва -- та, напротив, стремится создать портрет поточнее, побыстрее. Но часто это практически невозможно: если уж попался "вербал" -- пиши пропало! На словах объяснить может, а в образах -- никак. Так что, если приходит хороший "визуал", эксперту радость. "Визуалы" жизнь воспринимают в картинках, так что портрет для них не проблема.
Огорчает то, что люди запоминают скорее выражение лица, чем само лицо. Сплошь и рядом говорят: "Какие у преступника глаза? Злые!" Приходится им объяснять, что у преступников добрых глаз не бывает, но вот какой они были формы? Хорошо, если скажут, что злодей отдаленно похож на Вицина, например, или на Черчилля, или на какую другую знаменитость -- тут можно поэкспериментировать с глазами-носом-бровями -- и вычислить нужное лицо.

Запоминать трудно. Одна девушка, например, твердила эксперту: у насильника длинное, очень, очень длинное лицо! Когда удлинение лица перешло все мыслимые нормы, эксперт спохватилась. Таких пропорций в жизни не бывает. Зато бывает отсутствие зубов, которое делает лицо "лошадиным". Вот по этому отсутствию зубов преступника потом и вычисляли.
Некоторые, наоборот, рассказывают куда больше, чем могли видеть, и это с седьмого, например, этажа! Тут важно отсеять придуманные подробности от реальных. И когда их слишком много -- повод задуматься. Как в случае с одним преступником, убившим женщину и ее трехлетнего сына. Подозреваемый все отрицал, утверждал, что не убивал, что в квартиру, где он сидел с жертвой, ворвались двое и связали его, а женщину убили. Описывал "преступников" он так долго и тщательно, что эксперт поняла: лжет. Адвокат пытался оспорить справку о лжи обвиняемого, но убийцу все же раскололи.

Коротко

* Шотландские ученые разработали программу составления фоторобота по генетическим алгоритмам. Программа, основываясь на данных о поле, расе и волосах преступника, которые запомнит пострадавший, генерирует девять различных фотороботов, из которых пострадавший выбирает самый похожий. А потом экран демонстрирует генетические мутации лица -- до полного соответствия. Каждый новый набор лиц генерируется в течение нескольких секунд.

* В развитых странах довольно распространена методика составления фоторобота автомобиля. Точно так же, как и в случае с человеком, очевидцы дают показания об особых приметах машины, ее составных частях и так далее. Затем все это сводится воедино и получается приблизительный портрет "злоумышленного" авто. Именно такой способ позволил изловить в США Вашингтонского Снайпера -- убийцу девяти человек, которого вычислили по белому фургончику.

* В России нет программ, которые бы могли составить фоторобот негроида. Практически все чернокожие лица для россиян похожи как две капли чернил. То же касается, увы, и азиатских типажей -- европеоиды с большим трудом указывают особенности монголоидных лиц. Впрочем, все в мире равновесно -- и китайцы тоже всех нас числят "на одно лицо".

Стандартный свидетель

Женщины: самые лучшие свидетели для составления субъективного портрета. Запоминают много и в подробностях, хотя часто преувеличивают габариты преступников.
 
Мужчины: очень неблагодарные свидетели. Внимания на детали не обращают совсем, да и вообще для мужчин часто все вокруг -- на одно лицо.

Девушки: часто девушки приходят к эксперту парочками. Тогда с каждой общаются по очереди, иначе они могут перебивать или поддакивать друг дружке, отвлекаться на знакомых и болтать.

Дети: быстро устают от расспросов и в конце концов начинают фантазировать.

Дети с родителями: по закону родители обязаны присутствовать на составлении, и выгнать их нет никакой возможности. А ограбленное дите очень часто попадает под жесткий прессинг мамы с папой: "Ты ж говорил, что уши были больше, лицо круглее!". Совсем запуганный ребенок начинает только кивать, и в результате на бумаге появляется чебурашка, очень далекий от портрета реального грабителя.

International Association for Identification
Международная ассоциация по идентификации
E-FIT
E-FIT (about)
На вооружении lawinforscement, т.е. право-понуждающих органов

Халявная программа по составлению фотороботов
Составляй портреты на халяву и играйся в он-лайн

Историческое развитие методов опознания преступников
 
Facial Composites: Forensic Utility and Psycological Research

Криминал

 
www.pseudology.org