| |
Издательство "Ковчег", Москва, 1998
|
Феликс
Иванович Чуев
|
Солдаты империи
Памятник при жизни, или
"Маэстро"
|
В совсем недавние
времена, когда у нас был комсомол, практиковались так называемые
агитперелеты. В двух я участвовал — в компании прославленных асов,
Героев и дважды Героев, летал по многим точкам нашей огромной и,
казалось тогда, незыблемой в границах державы, в 1985–86 годах побывал в
Прибалтике, Закавказье, Казахстане, Средней Азии. Мы агитировали
молодежь поступать в летные училища. Уже чувствовалось что-то неладное в
стране, и за Авиацию, что прежде была любимицей нации, уже приходилось
агитировать.
Салон Ил-18 был полон людьми с Золотыми Звездами. Там я и познакомился с
"Маэстро". Он участвовал в обоих перелетах. Целыми днями, с утра до
вечера, мы были заняты выступлениями в школах, техникумах и дворцах
культуры, ложились поздно, а утром — перелет в другой город. Во время
этих перелетов для меня и открылся "Маэстро"-рас-сказчик.
Он был неутомим и никогда не повторялся. Я узнал, что он стал прототипом
главного героя в фильме о летчиках "В бой идут одни старики". И хороший
актер Леонид Быков играет "Маэстро". Однако самого Виталия Ивановича
Попкова — так зовут нашего героя — в фильме хватило на два персонажа:
кроме "Маэстро" он ещё и "лейтенант Кузнечик". По крайней мере, точно
как в фильме "лейтенант Кузнечик", Виталий Попков открыл на фронте счет
сбитым самолетам. Немногим известно об этом. Недавно участвовал Виталий Иванович в телевизионной игре "Поле чудес", но даже всезнающий
ведущий, характеризуя игрока, ни словом не обмолвился, что это — "Маэстро"...
Когда Попков окончил училище и прибыл в боевой полк, пополнение принимал
сам командующий Первой воздушной армией Михаил Громов, Летчик Номер Один
Мира, как его называли полвека. Виталий Иванович кое-что рассказал мне
об этой встрече, а я написал такие стихи:
И снова над аэродромом круги,
Смущенные, первые дни фронтовые,
Смотришь
на ногти и на сапоги,
Белые от необузданной пыли.
И ожидание жизни самой, той,
Что ещё себя порасскажет, —
От звезд,
упрятанных над головой,
До нарисованных на фюзеляже.
— Ну и какой у тебя налет? — громко спросил великий Громов.
— Три часа! — взбодрился пилот.
— Силен ты! — великий пошел к другому.
"Скромные были ребята, — говорит "Маэстро", — а тут, представляешь, сам
Громов! Смотрели на свои ногти да на сапоги..."
Не знал Громов (а может, и знал!), что перед ним будущие Герои. Не
рассказывает "Маэстро", как доставались эти звезды на фюзеляже, что
такое сбить хотя бы один самолет... А рассказывает, как получил орден
Ленина и пошли с ребятами в кино:
"Я привинтил орден на гимнастерку чуть полевее, чем нужно, а шинель
расстегнул, чтоб орден было видно. В кино очередь, как всегда, но Героям
Советского Союза — пожалуйста. Мне ещё до Героя далековато было, но
двинул без очереди. Кассирша посмотрела на мой орден Ленина,
привинченный так, словно правее, под полой шинели, предполагалась
Золотая Звезда, и, не сомневаясь в этом, выдала мне билеты на всю
компанию..."
А почему "Маэстро", почему такое прозвище? В фильме рассказано, но не
совсем так, как было в жизни. Летали на истребителях, подаренных джазоркестром
Утесова — с нотами на фюзеляжах. При случае Виталий сел за
пианино и обратился к своим:
— Ну, что вам сыграть? Могу, например, "Амурские волны"...
Сыграл. Надо заметить, больше ничего он играть не умел, но этого вполне
хватило для получения титула "Маэстро". Разучили "Смуглянку" — "клен
зеленый, раскудрявый, лист резной..." Признаюсь, не могу спокойно
смотреть кадры фильма, где рука летчика сжимает штурвал и гашетку... "Клен зеленый..." Жизнь — мгновение.
В "поющей эскадрилье" почти все — одиннадцать из четырнадцати — стали
Героями Советского союза. Когда в Кремле семеро получили высокие
награды, конечно, отправились в ресторан "Националь".
— Ты видел там старинное зеркало с дырочкой вверху? — спрашивает Виталий
Иванович. — Это я стрелял! — улыбается он.
Сдвинули столы. Война — можно было заказать только шампанское и
винегрет. Подошел официант:
— Вам шампанское подогреть или так?
"А дело в том, — поясняет "Маэстро", — что если пить подогретое
шампанское, то становишься неуправляемый и совершенно дурной".
— Конечно подогреть!
Обмывать так обмывать. Официант принес подогретое шампанское в вазе,
куда летчики сложили только что полученные у Калинина семь Золотых Звезд
и орденов Ленина. За соседним столиком что-то свое отмечали артисты,
среди которых без труда узнавался Кмит — Петька из легендарного
кинофильма "Чапаев".
"А у нас у одного парня с шутками туговато было. Мы ему говорим:
— Ты знаешь, а Кмит сказал, что ты дурак.
— Ну и что я должен делать?
— Как что? Дать ему по морде".
Тот, недолго соображая, последовал совету товарищей. Началась потасовка,
аранжированная пистолетной пальбой, к счастью не повредившей никому и
ничему, кроме ресторанного зеркала. На многие годы осталась дырочка...
Однако вызвали патруль. Появился кавалерийский майор в бурке и
папахе, а при нём солдат с винтовкой. Кавалерист решительно направился к
летчикам, и взгляд его завороженно окунулся в вазу с Золотыми Звездами в
шампанском. Такого количества их в одной вазе он ещё не видел. Майор
покрутил ус, велел солдату выйти за дверь, а когда узнал, что эти
летчики-истребители из дивизии Василия Иосифовича Сталина, у него
окончательно пропала охота их задерживать. Кавалерист подсел к "семерке
смелых", и праздник пошел по новому витку, без драки, конечно. Да и
драться стало не с кем — артисты предусмотрительно удалились, поняв, что
нечего переть против такого звездопада...
В этот раз обошлось. А на фронте за какую-то провинность командир полка
приказал посадить "Маэстро" "на губу". Но поскольку в авиационном полку
сроду никакой гауптвахты не водилось, велено было отвести провинившегося
в траншею за селом. "Вела меня девчонка с винтовкой. Ремень с меня сняли, она ведет меня по
селу под конвоем, все прильнули к заборам, а я нарочно распахнул шинель,
чтоб видели мою Золотую Звезду и ордена, и громко говорю ей, не
оборачиваясь:
— И тебе перед всеми людьми не стыдно меня, сталинского сокола, Героя
Советского Союза, вести под конвоем?
Она заканючила:
— Разве я по своей воле? Мне при-ка-за-а-ли... — И как заревет!
А я, довольный, иду.
Привела к траншее. Сижу, ворон считаю. Через полчаса прибегает командир
полка, приносит ремень и шлем:
— Хватит отсиживаться, давай скорее на задание!
А было ещё, стал наведываться к истребителям немецкий разведчик —
"рама". Покружит, понюхает и улетит. Не удавалось достать эту "раму",
непростая штука. Стал донимать летчиков начхоз:
— Эх вы, герои! Слабо его сбить? Вот кто собьет, тому дам бритву
"Золинген"!
Знатная бритва. Помню, у моего отца была — "трофейная".
"Маэстро", конечно, заключил пари с начхозом, выбрал момент,
взлетел и срубил "раму". Начхоз, однако, бритву все-таки зажал...
Вертится у меня в голове давняя песня, наверное самодельная, кто её
сейчас помнит? Мне её как-то напел мой давний друг известный фотомастер
Миша Харлампиев, и я её запомнил, потому что живу этим:
Над аэродромом раскатился громом
с рокотом знакомый самолет,
это из-за тучи наш товарищ лучший
боевой привет нам шлет.
Эх, крепки ребята-ястребки,
с "Мессершмиттом" справится любой,
ты согрей нас жарко, фронтовая чарка,
завтра утром снова в бой.
Расскажи-поведай о своей Победе,
как ты нынче справился с врагом,
за последней хатой рухнул фриц проклятый,
загудела степь кругом...
41 самолет сбил "Маэстро" лично и 6 в группе. Получил вторую Золотую
Звезду. Тут уж полагается бронзовый бюст на родине. А он москвич.
Известно, как неохотно ставят памятники в столице. А он к тому же
единственный в Москве живой дважды Герой! Фурцева против:
— Давайте где-нибудь в другом городе!
— Нет, по Указу положено на родине! — настаивал "Маэстро".
И поставили. И открыли — 20 февраля 1953 года на Самотечном бульваре.
Молодой, красивый, из породы рыцарей, бронзовый капитан Попков... Мимо
проходят жители и гости столицы и не ведают, что спешащий по делам
генерал-лейтенант Авиации в черной морской шинели — тот самый
"Маэстро"...
Он родился в Москве, но в детстве подолгу жил в Сочи, потому что его
отец, член партии с 1917 года, работал шофером в гараже ВЦИК, в
Манеже,
возил вождей, а летом машины грузили в вагоны, прикрепленные к
правительственному поезду, вожди уезжали на отдых. В Сочи машины
выкатывали прямо на перрон, и, скажем, Молотов или Ворошилов тут же
садились в свой "кадиллак" или "бьюик". Видел Виталий и Сталина —
чаще всего вместе с Кировым, у них была большая дружба. Киров любил
заводить патефон, Молотов отлично музицировал на пианино и играл в
городки, шагал с теннисной ракеткой Буденный... Познакомился с сыном
Сталина Васей, он был на год постарше, к нему "приклеивались" мальчишки,
чтоб с ним пройти на пляж. Через годы встретились на фронте...
В Сочи будущий "Маэстро" и научился играть на пианино "Амурские
волны"...
Лазили к Сталину на дачу за клубникой, малиной.
"Дурные были, — смеется Виталий Иванович, — чекист мог бы запросто
застрелить из-за кустов".
Запомнилось, как Сталин подшучивал над своим дворником:
— А что, Костя, если в Англии произойдет революция, сядешь там на место
Чемберлена?
— Да я здесь уже привык, — отвечал Костя", — но если вы скажете, товарищ
Сталин...
Запомнилось и взволновавшее всех окрестных обитателей событие, названное
покушением на Сталина.
У мыса Пицунда стояла погранзастава. Её приехал проверять нарком
внутренних дел Абхазии. Начальник заставы пожаловался, что не на чем
отвезти грязное белье в прачечную, в Гагру. Нарком посоветовал:
— Подзови к себе катер, пусть заберет корзину с бельем, отвезет и
привезет.
Катер был быстроходный, переделанный из торпедного, время от времени
возил членов Политбюро.
— А как я его к себе подзову? — спросил начальник заставы. Радио тогда
ещё не было:
— Покричи в рупор, а если не поймет, дай поверх него пулеметную очередь.
...Увидев катер, начальник заставы по рупору стал звать его к себе.
Катер подошел к заставе.
— Возьми у меня корзину с грязным бельем! — крикнул в рупор начальник
заставы капитану.
Тот в ответ покрутил пальцем у виска, — мол, с ума сошел. И отчалил.
Начальник заставы ничего не понял и велел дать поверх катера пулеметную
очередь. Дали. И даже задели катер — потом две или три пробоины
обнаружили. Но дело в том, что в этот день на катере был Сталин с
некоторыми из членов Политбюро. Заставу — восемь человек — расстреляли.
Раздули "дело". Нашли "заговорщиков" с оптической винтовкой — в Абхазии
уже тогда возникали вооруженные конфликты, и оружие у населения при
желании можно было найти. Всего расстреляли 52 человека, которые "сознались", кроме двух, отрицавших свое участие в
"заговоре".
Известная российская дурость была всему виной...
Она проявилась и в другом случае, уже во время войны. Полковник В.И.
Сталин
поручил капитану В.И. Попкову организовать рыбалку. Для этого
выплавили содержимое 250-килограммовой немецкой бомбы и разлили
взрывчатку по консервным банкам. Она загустела, как мыло, вставили в
банку взрыватель, подожгли и бросили в речку. Никакого эффекта. Нашлась
умная голова, посоветовала:
— Давайте возьмем со склада реактивный снаряд!
Так и сделали. Решили: запал горит 22 секунды, за это время можно
бросить снаряд в реку, самим разбежаться и упасть на землю.
Бросили. Снаряд забулькал в воде и не взорвался.
Василий Иосифович предложил:
— Давайте сделаем запал на 16 секунд — успеем отбежать!
Попробовали — снова не вышло. Решили сделать на 10 секунд — успеем!
Полковой инженер, державший снаряд, сидел под березой. Снаряд взорвался
у него в руках, вычистил туловище, как рыбу, — сердце оказалось на одной
ветке, печень на другой... Остальные участники успели отбежать, однако
один осколок угодил Василию... в задницу. Приехала комиссия разбираться,
спрашивают у Попкова:
— Кто приказал организовать рыбалку?
— Полковник Сталин.
Заскучали. А командиром полка был майор Бобков, и наверх пошел рапорт,
что в полку Бобкова летчики пьют спирт, не разбавляя.
— Если не умеете пить, пейте воду и закусывайте картошкой, — сказал
генерал Руденко.
Василий в это время лежал в госпитале в Москве.
"Мы с Бобковым решили его проведать, — говорит "Маэстро". — Героям
Советского Союза тогда давали бутылку водки, 200 граммов масла и кусок
колбасы. Я взял с собой ещё одного Героя, чтобы водки больше было,
и мы прибыли к Василию. Он лежал в одной палате с летчиком "Нормандии-Неман" Героем Советского Союза
Роланом де Ла Пуапом. А Бобков
без мата слова сказать не мог — такая у него была особенность. Василий
говорит французу:
— Видишь, какие у нас в армии простые отношения? Мой подчиненный вот так
разговаривает с командиром дивизии.
— А почему ты майор? — обратился он к
Бобкову. — Я же тебе ещё под
Сталинградом присвоил подполковника!
— А приказ забыли написать, тра-та-та-та, — ответил Бобков.
Василий снял телефонную трубку и позвонил в отдел ЦК партии. Сделали.
...Виталий Иванович показывает изданную в США книгу об асах
Второй
мировой войны с надписью: "Бывшему врагу, нынешнему другу. Гюнтер
Ралль".
Гюнтер Ралль, третий ас вермахта, сбивший 275 советских самолетов. Его
превзошли только Эрих
Хартман — 352 Победы и Герхард
Баркхорн — 301
сбитый самолет. Ныне Ралль — депутат бундестага, входит в Клуб асов
мира. В первый день войны 22 июня 1941 года он сбил над Брестом в одном
бою 9 советских самолетов.
— А почему не 10? — спросил его Попков. Немец показал пальцами, как бы
нажимая на гашетку: кончились снаряды.
— А Ла-5 сбивал? — спросил "Маэстро".
— Ни одного, — ответил
Ралль.
То ли на самом деле Правду сказал, то ли потому так ответил, что Попков
летал на Ла-5...
В книге десятки фотографий немецких асов, сбивших более ста советских
самолетов. Лучшие наши истребители: Кожедуб — 62, Покрышкин — 59... Я
понимаю, что коэффициент — отношение боевых вылетов к сбитым самолетам —
у наших летчиков выше, чем у немецких, и все же в чем дело?
— У немцев подготовка была намного выше, — говорит Виталий Иванович. —
Вооружение мощнее. К тому же эти летчики занимались вольной охотой и не
сопровождали, как мы, бомбардировщики и штурмовики. К
чести
"Маэстро" надо заметить, что он под Сталинградом сбил одного из лучших
летчиков Третьего рейха — Германа
Графа, на счету которого был 221
сбитый советский самолет!
Герман Граф побыл в плену, ныне здравствует...
— Правильно сделал, что ты его сбил, это такой тип! — сказал Попкову
Гюнтер Ралль...
Иногда "Маэстро" можно встретить в красном пиджаке Клуба асов
Второй
мировой войны. Американцы включили его в десятку сильнейших в мире.
Может быть, знают, что он к тем сбитым немецким самолетам добавил в
Корее ещё три американские машины, среди которых "Летающая крепость",
хотя в своем справочнике американцы написали о нём так: "Виталий И.
Попков, дважды Герой Советского Союза. Сбил 47 самолетов, где —
неизвестно (вероятно, летчик-шпион)".
— Как их Пауэрс! — смеется Виталий Иванович.
А в Корее он побывал в начале 50-х, будучи заместителем трижды Героя
Ивана Никитича Кожедуба. Но если спросить о его "командировке" на
Корейскую войну, то "Маэстро" расскажет, как Кожедуб потерял там свой
чемодан, а он нашел... Посольство Корейской Народно-Демократической
Республики не забывает приглашать его по торжественным случаям...
Он и сейчас остается таким же веселым и по-детски проказливым. Глаза
мальчишески-шкодливые, с искрой шалости. Так и кажется, сейчас
что-нибудь отмочит. Идем с ним по улице, он наклонился к пацану,
глотающему мороженое:
— Дай лизнуть!
Тот поднял головенку, увидел седого генерала с двумя Золотыми Звездами и
обалдел...
Такой он для меня, сегодняшний "Маэстро". И ещё вижу, как несет он Знамя
Победы на юбилейном параде через пять десятилетий после той войны. И за
этим знаменем в небе его друзья, живые и мертвые, и он сам на Самотечном
бульваре, бронзовый победитель из 40-х, 50-х годов
Второй мировой и иных
войн, а рядом прохрдят тысячи и тысячи современных побежденных. Это мне
напоминает страшную немецкую фотографию, на которой от горизонта тянутся
советские пленные. Нынешние побежденные шагают не с поднятыми руками,
как и те из 1941 года, где и конвойных-то не видно... Но после
1941-го был 1945-й.
"Клен зеленый, раскудрявый, лист резной..."
Он подарил мне свою фотографию 1945 года и написал:
"Моему другу, пилоту по происхождению я бойцу по душе! На добрую память,
с уважением — бывший "Кузнечик" и "Маэстро".
Я счастлив, что могу позвонить живому победителю, которому в Москве
стоит памятник.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|