Речь товарища Хрущева.

(Заседание 29 января 1934 г., утреннее)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хрущев Никита Сергеевич

1894-1971

  

 

 

 

 

   

Председательствующий. Слово имеет товарищ Хрущев. (Аплодисменты.)

Хрущев (Москва), Сила отчетного доклада товарища Сталина о деятельности ленинского Центрального комитета нашей партии состоит в том, что это — отчет о работе всей нашей партии, что это — отчет о социалистическом строительстве рабочих и колхозников нашей страны, об их борьбе за построение социализма под руководством большевиков. (Голос: «Правильно!»)

Сила нашего ленинского Центрального комитета в том, что он сумел организовать нашу партию, сумел организовать рабочий класс и колхозников, направить их волю, их анергию на перестройку нашей страны, на построение социализма в СССР. (Аплодисменты.)

Конкретное руководство нашего ленинского Центрального комитета и прежде всего товарища Сталина ощущала вся наша партия. Мы, работники московской организации, это руководство ленинского ЦК и лично товарища Сталина ощущали особенно непосредственно, изо дня в день по всем вопросам, над которыми работали московские большевики.

В московской организации засели в свое время правые уклонисты. Правые во главе с Углановым и лидеры правой оппозиции — Бухарин, Рыков, Томский — пытались использовать столичную московскую организацию в борьбе против генеральной линии нашей партии, против ленинского Центрального комитета партии.

Под руководством Центрального комитета партии, под руководством товарища Сталина правые разбиты, разбиты в нашей партии, разбиты и в московской организации. (Продолжительные аплодисменты.)

Московская организация идейно сплочена вокруг Центрального комитета, вокруг нашего гениального вождя товарища Сталина. Эта идейная, принципиальная сплоченность московской организации достигнута благодаря умелому, повседневному руководству, которое мы имели в лице Лазаря Моисеевича Кагановича. (Бурные продолжительные аплодисменты; весь зал встает.)

Уже после разгрома правых и «леваков» были попытки создать в московской организации обстановку групповщины: пытались разделить организацию на «сферы влияния». Мы в настоящее время можем с уверенностью сказать, что со всеми этими антипартийными попытками в московской организации покончено. Московская организация сплочена вокруг ленинского ЦК, вокруг нашего вождя товарища Сталина, как никогда. (Бурные аплодисменты.)

В Москве, как и во всей стране, за отчетный период проделана под руководством ЦК партии огромная работу. Правые уклонисты противопоставляли политике партии на развертывание индустриализации страны, на создание промышленности средств производства — политику развития легкой промышленности, в частности легкой промышленности Москвы.

В результате побед генеральной линии партии мы двинули вперед развитие легкой промышленности. Твердо осуществляя политику индустриализации, мы создали целые отрасли промышленности, построили ряд крупнейших заводов в Москве и Московской области. Вся страна может гордиться такими гигантами, как автомобильный завод им. Сталина, крупнейший завод шариковых подшипников им. Кагановича, завод револьверных станков им. Орджоникидзе, станкостроительный завод «Красный пролетарий», завод «Фрезер» им. Калинина, завод «Калибр», выпускающий точный инструмент, Сталиногорский и Воскресенский химкомбинаты, — которые созданы или полностью реконструированы в первую пятилетку. Но не только построены новые заводы, — нет буквально ни одного старого завода, который бы не удвоил, не утроил выпуска продукции. Например завод им. Лепсе, — это старый завод, существовавший еще до первой пятилетки, — за первую пятилетку выпуск продукции увеличил в 13 раз. Был в Москве старый завод «Дукс». Мы успешно развернули производство этого завода.

Товарищ Сталин в своем докладе особо подчеркнул необходимость развития угольной промышленности и металлургии. Мы кое-чего добились в развитии Подмосковного бассейна. Если в 1928 г. мы добывали 1 160 тыс. т угля, то к 1933 г. добыча составила 4 150 тыс. т. Но этого мало. Рост нашей промышленности и необходимость сокращения дальних перевозок донецкого угля требуют от нас максимального развертывания добычи подмосковного угля. Поэтому Московская областная конференция поставила задачу — к концу второй пятилетки поднять добычу подмосковного угля не меньше как до 16—20 млн. т в год.

Москва и Московская область располагают значительным количеством текстильных фабрик, пищевых предприятий, мебельных фабрик. На наших заводах тяжелой индустрии много отходов, поэтому расширение производства предметов широкого потребления стоит перед нами во весь рост. Осваивая технику, увеличивая выпуск предметов ширпотреба, мы должны добиться такой работы наших предприятий, чтобы покупатель — рабочий, колхозник — мог сразу отличить изделия московских фабрик и заводов по их прочности, изяществу и красоте.

Товарищ Сталин в своем докладе отметил успехи Московской области в превращении из потребляющей в производящую. Мы в этом и прошлом году полностью обеспечили Москву и города Московской области картофелем и важнейшими овощами. Мы заготовили в прошлом году более миллиона тонн картофеля, успешно и досрочно провели хлебозаготовки.

Но Московская областная конференция указала, что это — только первые шаги. По своим климатическим условиям Московская область находится в весьма благоприятном положении. Научных сил у нас много, Наши заводы могут оказать без ущерба для своей основной программы большую помощь в механизации сельского хозяйства. Отбросы и мусор городов, в первую очередь Москвы, явятся прекрасным удобрением для наших полей. Используя эти возможности, опираясь на организованную помощь деревне наших заводских организаций, мы можем и должны создать в области и в частности под Москвой культурное высокоурожайное сельское хозяйство, овощеводство, садоводство, пчеловодство. Нам нужны не только картофель и капуста, но и ранние овощи, зелень, ягоды, фрукты. Все это мы должны обеспечить за счет ресурсов Московской области для рабочих и трудящихся наших городов. Тем самым мы облегчим работу нашего транспорта, так как отпадет необходимость завозить все это за тысячу километров.

На основе решений июньского пленума ЦК партии о развитии городского хозяйства и повседневных указаний по этому вопросу товарища Сталина московская организация усиленно работала над перестройкой и переделкой Москвы. Булыжную мостовую в центре и в ряде рабочих кварталов сменил асфальт; большие работы произведены по озеленению города, по расширению водопроводной сети, канализации и др. Но, товарищи, это только начало. Впереди огромная работа. Зазнаваться нам не к лицу. Наоборот, нужно мобилизовать наши силы, мобилизовать нашу энергию на дальнейшую перестройку Москвы.

Особенно остро у нас сейчас обстоит дело с жилищами. Мы за первую пятилетку выстроили 2 600 тыс. кв. м жилой площади на 400 тыс. человек, но этого недостаточно, потому что растет город, растет промышленность, растет культурный уровень рабочих, служащих, растут их запросы. Поэтому нам нужно сейчас к этому вопросу приковать особое внимание.

Наше строительство, в особенности жилищное, крайне отстало по своему техническому уровню. Наши строители застряли на тачке, носилках, грубом ручном труде. Можно сказать, что городское и жилищное строительство уперлось в необходимость механизации. Мы должны механизировать труд на наших стройках и освободить рабочих от неквалифицированного труда. В первую очередь это относится к земляным работам. Нам нужны сейчас для этого экскаваторы, транспортеры и другие механизмы Нам нужны машины для штукатурных работ, отнимающих массу времени. Нужно оборудование для городского хозяйства, в частности для очистки улиц, потому что вопросы гигиены и санитарии города играют огромную роль. Следует создать ряд предприятий, которые бы занимались производством оборудования для городского хозяйства и строительства. В этом ощущается у нас острейшая нужда. Но это не только московский вопрос. Это касается также Ленинграда, Харькова, Киева и других крупных городов нашего Советского Союза.

Нам достался от капитализма город с хаотической планировкой, с узкими кривыми улицами, с тупиками и закоулками. Сейчас московская организация вплотную подошла к вопросу о перепланировке Москвы. Мы создали архитектурно-планировочную комиссию Московского комитета и Моссовета под председательством товарища Кагановича. Эта комиссия обсуждает, беря одну улицу за другой, планировку города, определяет, где должны пройти красные линии, на каких магистралях мы должны сейчас вести свое строительство, сколько этажей должны иметь новые дома, каковы должны быть внешнее оформление и внутренняя планировка дома и квартиры и т. д.

Эти вопросы задевают интересы самых широких масс; от них зависят красота и благоустройство города. А кто у нас до сих пор часто решал, как расположить дом? Решал нередко дворник. (Возгласи: «Правильно!») В результате уборные, кухни и другие службы располагались на солнце, а жилые комнаты выходили на север и т. д. Мы очень часто в комиссии сталкиваемся с тем, что приходят заказчики, т. е. руководители организаций, для которых строятся дома, — подчас очень почтенные люди, но они не видели проектов, не знают, что эти проекты собой представляют, а передоверили это дело второстепенным работникам. (Возгласы: «Правильно!») Такая постановка вопроса недопустима. Нам нужно добиться решительного перелома в деле проектировки домов и планировки города.

Товарищи, в Москве и Московской области в настоящее время ведутся две стройки, которые являются стройками не только местного, но и союзного значения, если не больше. Это — метрополитен и канал Волга—Москва. По решению Центрального комитета мы начали строить метрополитен в Москве. На 1934 г. при поддержке Центрального комитета, при поддержке товарища Сталина на это строительство отпущено 350 млн. руб. Нам нужно в этом году к Октябрьским торжествам сдать в эксплуатацию 11 1/2 км. Это — огромная задача! Достаточно сказать, что предстоит вынуть около 2 млн. кубометров грунта и уложить бетона почти 700 тыс. кубометров. Эта громадная работа усложняется тем, что ее надо сделать в Москве, в условиях оживленнейшего движения огромного города так, чтобы не нарушать нормальной жизни населения. Однако эта работа может быть и должна быть выполнена, чтобы к ноябрьской годовщине первый в Союзе московский метрополитен был сдан в эксплуатацию! (Аплодисменты.)

Огромно значение строительства канала Волга — Москва. Этот канал позволит использовать дешевый водный транспорт и создаст выход из Москвы во все наши моря: Белое, Балтийское, Каспийское и Черное через будущий канал Волга—Дон.

Жданов. Воды нам оставите?

Хрущев. Волга не обмелеет, хватит воды для всех. Канал решит и другой вопрос — о водоснабжении Москвы. С ростом города, промышленности, с ростом культурности потребность в воде увеличивается во много раз. Если бы мы не приступили к строительству канала Волга—Москва, нам угрожала бы опасность оставить Москву без воды. Стройка сейчас развернута широким фронтом и должна быть закончена к 1936 г. Таким образом, мы получим дешевый водный транспорт, повысим потребление воды, превратим Москва-реку в многоводную реку и кроме того раз и навсегда покончим с наводнениями в Москве, на борьбу с которыми ежегодно тратятся миллионы.

Решения XVII съезда партии, задачи, развернутые в гениальном докладе товарища Сталина, — борьба за вторую пятилетку, борьба за зажиточную жизнь колхозников, борьба за зажиточную жизнь рабочих, — еще больше мобилизуют силы рабочего класса и колхозников на успешное выполнение второй пятилетки.

В нашей борьбе за вторую пятилетку, так же как это было и в борьбе за первую пятилетку, основой основ является идейная, принципиальная сплоченность большевистских рядов вокруг нашего ленинского ЦК. Благодаря этой идейной сплоченности наша партия под руководством ленинского ЦК, под руководством товарища Сталина добилась величайших побед в первой пятилетке. Благодаря этой идейной сплоченности партия добьется победоносного выполнения второго пятилетнего плана.

Мы провели в московской организации чистку, которая еще более укрепила боеспособность наших рядов. Но нам нельзя зазнаваться, нельзя ослаблять нашу большевистскую бдительность. Мы должны бороться с неправильным пониманием некоторыми процесса создания бесклассового общества. Кое-кто понимает этот вопрос так, что, дескать, можно радоваться, — скоро классов не будет, и не надо вести классовой борьбы. Классовая борьба не прекращается, и мы должны мобилизовать силы партии, силы рабочего класса, усилить органы диктатуры пролетариата для окончательного уничтожения классовых врагов, всех остатков правых и «левых» и всяких других оппортунистов, которые хотели и хотят затормозить наше дальнейшее успешное движение вперед.

Наша московская организация, как и вся партия, под руководством ленинского ЦК будет работать над тем, чтобы еще больше повысить идейную сплоченность, большевистскую непримиримость ко всяким уклонам — правому и «левому» — от генеральной линии партии. Московская организация, как и вся партия, еще больше повысит боеспособность своих рядов в борьбе за выполнение решений нашей партии, еще теснее сплотится вокруг нашего ленинского ЦК, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина.

Вперед, к новым победам! (Шумные, продолжительные аплодисменты.)


К начальной странице

К речи товарища Шеболдаева