Речь товарища Зимина.
(Заседание третье 27 января 1984 г., вечернее)
Калинин (председательствующий). Товарищи, разрешите заседание считать открытым. Слово имеет товарищ Зимин.
Зимин (Политупр. НКПС). XVII съезд партии подводит итоги исторического значения победам, одержанным за последний период. Эти победы являются победами всемирно-исторического значения, ибо они на деле доказали правильность и величие ленинской теории строительства социализма в нашей стране; они являются полным торжеством, претворением в жизнь великих заветов и идей товарища Ленина. Нынешняя эпоха войдет в историю по имени своего великого вождя товарища Сталина, под руководством которого наша партия одержала эти гигантские победы, под руководством которого она разгромила все попытки правых и "левых” оппортунистов свернуть ее с ленинского пути. Товарищ Ленин в свое время писал, когда московские железнодорожники впервые в 1919 г. показали пример героической работы в тылу в виде коммунистических субботников:
“Прямо-таки гигантское значение в этом отношении имеет устройство рабочими, по их собственному почину, коммунистических субботников... Это — начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии... Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым” (Ленин, Великий почин).
Мы сейчас под руководством товарища Сталина, под руководством ленинского ЦК добились того, что в нашей стране труд стал “делом чести, делом славы, делом доблести и геройства” (Сталин). Рост социалистического соревнования и ударничества является показателем создания той новой общественной дисциплины, при которой коммунизм в нашей стране стал непобедимым. Заветы Ленина о том, чтобы Россию нэповскую превратить в Россию социалистическую, претворяются в жизнь. Этими успехами партия обязана в первую очередь гениальному ленинскому руководству ЦК и вождю партии товарищу Сталину.
Товарищ Сталин в своей речи уделил внимание транспорту, который сейчас является наиболее узким местом в цепи основных хозяйственных задач, стоящих перед нашей страной. К вопросам транспорта, который является материальной опорой для связи между промышленностью и земледелием, плохая работа которого, как правильно сказал товарищ Сталин, начинает тормозить развитие ряда отраслей народного хозяйства, после исторических решений ЦК и СНК приковано внимание всей партии и всей страны. В решении ЦК с большевистской силой и прямотой вскрыты все основные недостатки, которыми болеет транспортное хозяйство, и дана историческая программа работы и борьбы за его перестройку. Для выполнения этих задач ЦК направил на транспорт проверенных большевиков в лице работников политотделов железных дорог и железнодорожных районов. В октябре — ноябре работа железных дорог начала идти вверх, приближаясь в отдельные дни к плановому заданию, но с наступлением первых холодов обнаружились больные места, и транспорт резко ухудшил свою работу. Только за последние дни вновь несколько начала подыматься работа. Однако это совсем недостаточно по сравнению с тем, чего от транспорта ждут и требуют партия и страна. Партия в праве спросить у работников, брошенных на эту работу, что ими сделано для того, чтобы по-большевистски провести в жизнь те указания, которые ЦК дал нам в своем историческом решении о перестройке транспорта. Политотделы развернули большевистскую борьбу с канцелярско-бюрократическим методом руководства работой транспорта, с очковтирательством, сильно распространенным на транспорте. Они встретились с сильным сопротивлением со стороны целого ряда отсталых, бюрократических, чуждых элементов, с прямым саботажем перестройки. В этой борьбе они немалому количеству саботажников, защитников канцелярско-бюрократических методов работы, сломали хребет. Они подняли целый ряд вопросов, связанных с улучшением работы нашего железнодорожного хозяйства — достаточно назвать хотя бы такой вопрос, как дело организации среднего ремонта паровозов, которое было совершенно запущено и извращено; они провели большую борьбу за то, чтобы вниз — на производство бросить значительные кадры работников. Достаточно привести цифры например по наиболее отсталому звену железнодорожного хозяйства — вагонному хозяйству. До решения ЦК на линии, там, где проводится ремонт вагонов, работало всего на всю сеть, на весь железнодорожный вагонный парк нашей страны только 14 инженеров и 141 техник. После решения ЦК туда было брошено 450 инженеров и 1 550 техников. К выпуску в 1934 г. в транспортных вузах готовили только 50 работников вагонного хозяйства. Благодаря тому, что на этот участок обратили серьезное внимание, сейчас предположено к выпуску до 400 инженеров и 800 техников.
Политотделы развернули большевистскую самокритику во всей работе транспорта. До сих пор — это особенно резко было подчеркнуто в решении Центрального комитета — самокритика на транспорте часто отсутствовала. Вместо того чтобы вскрывать и бороться с недостатками, их замазывали, старались не говорить о тех ошибках в безобразиях, которые есть. Политотделы начали внедрять на транспорте большевистскую самокритику, решительно ломая укоренившиеся традиции семейственности и круговой поруки. Самокритика стала методом работы политотделов и начинает проникать во все уголки работы железнодорожного транспорта. Надо только при атом отметить, что многие из тех элементов, которые раньше старались не замечать недостатков или, если их видели, старались замазать, покрывать, — сейчас пытаются извращать на железнодорожном транспорте самокритику с другого конца, Они пытаются бить себя кулаками в грудь, все время признавать свои ошибки и ничего не делать для того, чтобы действительно конкретно исправлять каждый отдельный факт, каждое выявленное безобразие. А большевистская самокритика должна быть конкретной, она должна, как сказано в решении ЦК, доводить до конца исправление недостатков и ошибок. Политотделы должны развернуть борьбу с аллилуйщиной и сделать большевистскую самокритику на транспорте действенной, немедленно исправляющей каждый недостаток.
Политотделы развернули большую борьбу за вскрытие и разоблачение пробравшихся на транспорт чуждых элементов. Большое количество саботажников выкинуто с транспорта. Партийная чистка освободила партийную организацию транспорта от примазавшихся, лодырей, от людей, которые не умеют бороться и проводить линию партии. Политотделы развернули борьбу за большевистское социалистическое соревнование и ударничество, за создание на транспорте “сознательной железное дисциплины” (Ленин). Неизвестные раньше люди, как диспетчер Кутафий, как смазчик Дедовик на Пермской дороге, как машинисты Архипов и Гончаров на Омской дороге, — действительные герои транспорта, такие же, как известный забойщик Донбасса Изотов, — эти люди сейчас начинают, я подчеркиваю, только начинают, задавать тон на транспорте, подают пример и начинают вести за собой других работников. Мы имеем в отдельных местах уже образцы того, как в отдельных случаях те люди, которые раньше считались отсталыми, плохими работниками, начинают постепенно, под влиянием развернутой политической работы, работать по-новому, так же как начинают работать по-новому и партийные ячейки. Однако массового подъема соцсоревнования, подъема, всей партийно-массовой работы на транспорте, перестройки сознания отсталых слоев железнодорожников — этого мы еще не достигли. Политотделы развернули работу по партийно-комсомольским призывам на отдельные отсталые участки работы, как смазчики, диспетчеры, провели большую работу по подготовке к снегоборьбе, по подготовке к зиме. Но надо прямо сказать, что в одном из решающих звеньев — по подготовке к зиме, по подготовке паровозного парка — они недостаточно овладели техникой дела в не сумели вскрыть до конца безобразное состояние паровозного парка и обеспечить своевременную и полную подготовку его к зиме. Несмотря на это, несмотря на то, что политотделы развернули большую борьбу по большевистскому проведению в жизнь решения ЦК и СНК, — несмотря на его, решающего перелома, которого партия требует от транспорта, не достигнуто.
Основными причинами, определившими победу партии в перестройке угольной промышленности и в увеличении добычи угля, явились: перестройка руководства, преодоление канцелярско-бюрократических методов руководства, действительное овладение техникой нового механизированного Донбасса, значительное улучшение дела рабочего снабжения и усиление партийно-массовой работы. Благодаря этому партии удалось в короткий срок преодолеть отставание угольной промышленности и вывести ее на передовые позиции социалистической стройки.
Основными причинами продолжающегося отставания транспорта, мне кажется, являются следующие: не сломлен до конца саботаж перестройки, не сломлены канцелярско-бюрократические методы работы и руководства.
Нет еще четкой трудовой дисциплины на транспорте и настоящего единоначалия. Многие командиры транспорта часто не умеют использовать предоставленных им прав и не хотят командовать. Не преодолено до конца отставание партийно-массовой работы и отставание работы профсоюзов в деле борьбы за правильное построение зарплаты и за улучшение рабочего снабжения. Насколько живучи канцелярско-бюрократические методы руководства, можно показать на одном-двух примерах работы последних дней.
Товарищ Сталин говорил о том, что Кузбасс надо превратить во второй Донбасс. Проблема Урало-Кузбасса занимала в работе партии исключительное место. По специальным решениям ЦК было организовано движение замкнутых составов большегрузных вагонов между Магнитогорском и Кузбассом, которые должны были перевозить в одну сторону руду, в другую — уголь, обеспечивая работу заводов, составляющих гордость всей страны, — Магнитогорского и Кузнецкого. И вот в декабре 1933 г., вопреки прямым решениям ЦК, эти маршруты оказались расформированными на Пермской и Омской дорогах, и снабжение Магнитогорска углем оказалось под угрозой. Несмотря на то, что одна из дорог — Томская неоднократно обращалась к эксплуатационному командованию НКПС о том, что маршруты для “Магнитки” не отправляются, — до того как вопрос снова был поставлен перед ЦК, он не был сдвинут с мертвой точки.
В недавно вышедшем из печати “Ленинском сборнике” опубликована переписка Ленина о железнодорожном транспорте. Там есть такое место, где Ленин по телеграмме заведующего почтовым вагоном о задержке отправления почты требует объяснения от НКПС и поручает своим секретарям проследить за тем, чтобы дело довести до конца и доложить ему. А тут в 1933 г. после решений ЦК, осудивших канцелярско-бюрократические методы работы и требовавших конкретного оперативного руководства, многократные запросы, тревога, которую бил начальник Томской железной дороги по поводу важнейшего мероприятия, обеспечивающего работу гигантов-заводов, остаются на длительный промежуток времени без прямого и точного ответа. Обеспечение бесперебойной работы Урало-Кузбасса ставится под угрозу благодаря канцелярско-бюрократическим методам работы. Это — разительное противоречие, между тем, чего требует партия от транспорта, и между тем, что до сих пор имеет место на транспорте. И я должен прямо сказать, что мы как Политуправление НКПС, видимо, недостаточно еще взяли как следует под обстрел бюрократическую работу центрального аппарата НКПС, чтобы заставить его работать как следует.
Сейчас мне как работнику Политуправления НКПС глубокую тревогу внушает исключительно плохая подготовка к освоению громадного объема новых работ, тех больших капиталовложений, которые даются транспорту в 1934 г. До сих пор эти капиталовложения не доведены до тех, кто будет их использовать. Не установлены все объекты работ, идут ведомственные споры. На ряде железных дорог в результате бесхозяйственного руководства создалось такое финансовое положение, что они не
выкупают материалов, не обеспечивают подготовку материальной базы для разворота нового строительства, которое должно в ближайшее время начаться. Настоящей тревоги за это дело в аппарате НКПС, там, где должны бороться за обеспечение своевременной подготовки к освоению огромных капиталовложений, которые партия дает, чтобы железнодорожный транспорт поднять в 1934 г., — этого пока еще нет. Я повторяю, это внушает чувство величайшей тревоги.
Я, товарищи, заканчиваю на этом. Тезисы ЦК к съезду говорят: “Организационно-практическая работа все еще отстает от требований политических директив и не удовлетворяет гигантски выросшим запросам нынешнего периода второй пятилетки”. Этот тезис указывает важнейшую причину продолжающегося отставания транспорта. Важнейшие директивы партии, данные в решениях ЦК и СНК, до сих пор в организационно-практической работе проводятся неудовлетворительно, и именно это является одной из важнейших причин продолжающегося отставания нашего транспортного хозяйства. Даже в центральном аппарате НКПС сохраняется функционалка. Оперативные управления не превратились в действительных хозяев своего дела, не имея в своих руках таких важных рычагов, как учет, финансы и материальное снабжение. Начавшееся разукрупнение Пермской и Южных дорог должно быть первым шагом. Надо разукрупнить также ряд эксплуатационных районов. Необходимо ликвидировать отставание в подготовке ряда важнейших кадров, например диспетчеров. Практика подбора и назначения людей до сих пор неудовлетворительна. Зачастую работник, смещенный за развал работы, получает вновь крупное назначение, и тем самым неправильно воспитываются кадры. Нужно отметить наметившиеся тенденции со стороны бюрократических элементов попытаться превратить политотделы в придаток к бюрократическому железнодорожному аппарату, свести роль нач. политотдела района к роли обычного заместителя нач. района. Политотделы, выполняя указания партии, обеспечивая партийный глаз и контроль во всех областях работы, влезают очень часто во все звенья работы, в суть каждого вопроса, с которым им приходится сталкиваться. Делая это, они часто вынуждены поправлять многих их неправильных действиях. Это многим не нравится.
Конечно было бы совершенно неправильно, если бы политотделы при этом стали подрывать единоначалие. Наоборот, важнейшая обязанность политотделов — укрепить единоначалие на транспорте и не допускать его подмены. Однако это не снимает с них обязанности поправлять тех работников, которые работают канцелярско-бюрократическими методами, которым должен быть дан самый решительный отпор.
За большевистскую перестройку транспорта должна еще идти напряженная борьба. Большевистская непримиримость ко всякого рода извращениям и безобразиям, действенная самокритика — основные условия этой борьбы.
Выступая на съезде работников транспорта, Ленин говорил:
“Чтобы победить, нужна величайшая борьба, нужна железная военная дисциплина” (Ленин, т. XXV, стр. 83).
Партия одержала за период между XVI и XVII съездами огромные исторические победы. Эти победы одержаны под руководством ленинского ЦК и товарища Сталина. Десятилетие, которое партия работала и боролась без гениального основателя и создателя нашей партии и Советского государства, — товарища Ленина, явилось годами великих побед в проведении в жизнь ленинской теории, годами великой победы ленинизма. Эти победы стали возможны только потому, что во главе партии, во главе проведения в жизнь заветов Маркса — Энгельса — Ленина стал великий продолжатель дела Ленина — товарищ Сталин, вождь нашей партии. Под руководством ленинского ЦК, под руководством товарища Сталина партия брала и не такие крепости, какими является наш отстающий участок — транспорт.
Я думаю, что в 1934 г. большевики железнодорожного транспорта при помощи всех партийных организаций, под руководством ЦК сломят до конца саботаж и канцелярско-бюрократические методы работы и выведут железнодорожный транспорт из отстающего узкого места на передовые позиции социалистической стройки. (Аплодисменты.)