Речь товарища Микояна.
(Заседание 4 февраля 1934 г., вечернее)
Председательствующий. Слово имеет товарищ Микоян. (Продолжительные аплодисменты.)
Микоян. Товарищи, особо высокие требования, которые предъявляются во второй пятилетке к росту продукции легкой и пищевой промышленности, являются прямым результатом успешного окончания первой пятилетки.
Еще на XVI съезде партии товарищ Сталин говорил:
«...тяжелую индустрию мы уже восстановили. Ее нужно только развернуть дальше. Теперь мы можем повернуться к легкой индустрии и двинуть ее вперед ускоренным темпом».
В настоящее время, построив фундамент социализма — мощную тяжелую промышленность и окончательно победивший и закрепившийся колхозный строй в деревне, — мы получили тем самым возможность дать еще больший разбег развитию легкой и пищевой промышленности.
По проекту пятилетнего плана, который роздан вам на съезде, намечается рост пищевой продукции для 1937 г. в 306% против 1932 г. Осуществить такую громадную задачу утроения продукции за пятилетку пищевая промышленность может лишь на основе полной технической реконструкции наличной производственной базы и широкого строительства новых мощных с первоклассной техникой предприятий. Для этого тяжелая промышленность должна обеспечить машиноснабжением все капитальное строительство пищевой промышленности, а также обеспечить значительное расширение машинно-тракторного парка сырьевой базы — совхозов и колхозов, которые выросли и растут. Наша тяжелая промышленность уже на таком уровне, что вполне может это обеспечить. Надо иметь в виду, что техническая база пищевой промышленности развита в меньшей степени, чем новая техническая база металлургии и других отраслей тяжелой промышленности. Здесь не только проблема освоения уже построенных предприятий, но одновременно и проблема строительства новых заводов и их освоения.
Географическое размещение нового строительства и производства продукции пищевой промышленности мы обязаны сочетать с ростом рабочих центров в Сибири, на Дальнем Востоке и Урале, Намечаемое второй пятилеткой создание второго угольного Донбасса и мощных центров тяжелой индустрии в Азиатской части СССР требует также строительства в восточных районах большого количества предприятий пищевой промышленности. А так как пищевая промышленность работает на сырье, которое не терпит больших перевозок, то мы одновременно должны создать вокруг новых предприятий на Востоке достаточную сырьевую базу. Кроме того, мы должны создать и подготовить новые кадры, особенно в национальных районах Казакстана и Киргизии, где приходится строить новые мясокомбинаты, сахарные и другие заводы. В силу недостаточности еще технической базы пищевой промышленности, трудностей ее быстрого разворота и освоения в новых районах Востока, я считаю необходимым внести предложение съезду о принятии несколько меньших цифр роста продукции по некоторым отраслям пищевой промышленности, чем намечено в розданном вам проекте. Члены Политбюро, с которыми я обменивался мнениями, поддерживают это предложение.
По сахару проектом намечена для 1937 г. продукция в 28 млн. ц. Я вместо этого предлагаю утвердить 25 млн. ц. Ведь и при принятии для 1937 г. 25 млн. ц сахара мы получаем против 8 млн. ц в 1932 г. рост в три с лишним раза. Сказать, что это плохой темп, думаю, никто не может, ибо поднять продукцию сахарной промышленности в три раза — это значит дать ей огромный разбег.
Внося это предложение, я исхожу из следующего. Мощность всех имеющихся сахарных заводов в старых районах мы намечаем увеличить примерно на 10% путем их реконструкции. При этом условии все эти старые заводы могут дать в 1937 г. 20 млн. ц сахара — и только в том случае, если ежегодная средняя загрузка завода будет составлять 125 дней. Между тем за границей в среднем в году заводы загружены около 80 дней. У нас ни в одном году средняя загрузка заводов не превышала 100 дней. Для получения дополнительных 5 млн. ц сахара мы обязаны построить во второй пятилетке 55 новых сахарных заводов. Новое строительство мы будем осуществлять не на Украине, не в западной части ЦЧО, которые и так перегружены техническими культурами и где перед нами стоят задачи освоения существующих сахарных заводов, реконструкции некоторых из них и полной их загрузки сырьем. Новые заводы мы будем строить на Волге, в Казакстане, Сибири, Киргизии, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе, в Закавказье.
Мы теперь все знаем, в том числе и товарищи казакстанские и киргизские, что мало еще строить новые заводы. Надо их освоить, а освоение заводов в новых районах требует двух-трех лет, так как надо перестроить все сельское хозяйство в районе сахарного завода, так как должны быть освоены сложная аппаратура и техника, созданы технически грамотные кадры на новом месте.
Мы требуем от товарища Серго оборудование. Здесь выступало очень много требовательных потребителей, все от него законно требуют машины, а ему не так легко все требования удовлетворять. Мы в частности требуем для сахарной промышленности сложнейшую аппаратуру. Ее производят те же заводы, которые загружены ответственными заказами для химии.
Учитывая все изложенное, считаю, что необходимо утвердить план второй пятилетки в 25 млн. ц сахара для 1937 г.
По рыбной промышленности в розданном вам проекте намечена программа улова рыбы для 1937 г. в 19 млн. ц. Рост добычи рыбы идет не путем равномерного увеличения по всем бассейнам. В Азовском и Каспийском бассейнах есть уже некий естественный предел вылова. Несомненно, можно и должно путем рыборазведения расширить емкость и этих бассейнов и увеличить добычу рыбы. Но это, во-первых, требует значительного времени и, во-вторых, ограничивается нынешним уровнем техники этого дела. Практически беспредельными бассейнами являются наш дальневосточный берег Тихого океана, Баренцево и Белое моря Северного Ледовитого океана. Здесь конечно десятки лет мы еще не столкнемся с вопросом о сырьевой базе. Но зато в условиях океанского лова требуется вооружение новейшей техникой, траулерами и крупными моторизованными судами в 100—200 сил, чтобы, ловить рыбу не только у берегов, но и в глуби моря. Наша промышленность уже освоила производство траулеров и моторов для рыбной промышленности, но делает их еще в крайне недостаточных размерах, будучи занята другими, не менее важными заказами. Но я опасаюсь, что не все необходимое нам количество траулеров и моторов рыбная промышленность сможет получить от тяжелой промышленности именно в силу громадных требований к ней всех отраслей народного хозяйства. Нам требуется минимум 50 новых траулеров и 10—12 тыс. штук рыболовных судовых двигателей. Увеличение добычи на берегах Ледовитого и Тихого океанов связано с освоением новых ненаселенных районов, там нужны не только новая техника, но с ней и переселение людей в эти районы, строительство для них жилья и их хозяйственное устройство для постоянного заселения. Достаточно привести для примера, что, осваивая Камчатку, мы за пятилетку утроили ее население, построили небольшие города. Все это требует много времени, много средств и напряженной работы. В связи со всем этим я вношу предложение установить для 1937 г. цифру вылова в 18 млн. ц. Сейчас мы добываем 13 млн. ц с лишним. Поднимая для последнего года пятилетки добычу до 18 млн. ц, мы получаем рост почти на 5 млн. ц, т. е. средний ежегодный прирост составит 6 млн. пудов рыбы. Добиться такого увеличения вылова будет громадной задачей для рыбной промышленности.
Считаю необходимым внести поправку и в отношении мыловаренной промышленности. Все производство мыла в 1932 г. составляло 357 тыс. т, из них 42 тыс. т кустарно-промысловой кооперации, остальное производила государственная промышленность. В проекте плана, который вам роздан, записано 1,21 млн. т мыла для 1937 г. Я предлагаю утвердить для последнего года пятилетки программу в 1 млн. т мыла, т. е. добиться без малого утроения производства. Это будет гигантская цифра. Она потребует строительства новых мыловаренных заводов в ряде районов. Мыловаренные заводы нельзя строить в одном пункте, чтобы не было излишних перевозок мыла по стране. Когда товарищ Сталин предложил передать мыловаренную промышленность от Наркомлегпрома Наркомснабу, он предложил заняться постройкой ряда новых мыловаренных заводов, за что мы уже взялись. Между тем нынешняя государственная промышленность при полной ее загрузке сырьем сможет выработать только 600 тыс. т, т. е. дать удвоение продукции, а чтобы получить утроение, нужно построить большое количество новых заводов. Мы их конечно построим, но, учитывая все это, а также учитывая зависимость мыловаренной промышленности от растительных жиров, прошу съезд утвердить план для 1937 г. в 1 млн. т мыла.
В отношении растительных жиров в проекте плана на 1937 г. записано — 850 тыс. т. Это в два раза больше, чем теперь. Такое увеличение производства будет зависеть не только от роста сборов подсолнуха, хлопковых и льняных семян. Чтобы переработать их, мы должны построить ряд крупнейших маслобойных заводов. Уже сегодня то количество хлопковых маслосемян, которое мы имеем в Средней Азии, мы с трудом перерабатываем, потому что техническая база маслобойной промышленности недостаточно выросла. Мы ведем строительство экстракционных заводов — это последнее слово новейшей техники, они работают не старым методом прессования семян, не дающим полной выжимки из них жира, а гораздо более эффективным методом химической экстракции. Освоение этих заводов также потребует больших усилий и времени. Вношу предложение установить для 1937 г. 750 тыс. т растительного масла. При утроении производства коровьего масла предлагаемые темпы роста по растительному маслу вполне устроят и рабочее снабжение и мыловаренное производство.
Товарищи, я должен обратить ваше внимание на то, что в росте пищевой промышленности большой удельный вес будет занимать местная промышленность. Товарищ Сталин на этом съезде сделал особое ударение на росте местной промышленности и поставил в ряду очередных задач задачу — «развязать местную советскую промышленность...», «оказать ей возможную помощь сырьем и средствами». Производственным наркоматам и вам, партийным руководителям на местах, необходимо серьезно позаботиться о развертывании местной промышленности, в особенности по таким отраслям пищевой промышленности, как кондитерская, макаронная, пивоваренная, безалкогольная и пр., находящимся в ведении республиканских, областных и краевых трестов. По этим отраслям все задания по развертыванию производства должны осуществляться под прямым руководством местных организаций. Со своей стороны Наркомснаб всемерно в этом поможет. Мы не должны допустить увлечения крупными предприятиями в ряде отраслей пищевой промышленности, в особенности работающих на местном сырье. Нужно широко развернуть постройку мелких и мельчайших предприятий по переработке овощей, по производству фруктовых вод и т. д. и т. д.
При утверждении всех предложенных уточнений рост пищевой промышленности выразится для 1937 г. более чем в 270%, т. е. в 2 3/4 раза. Конечно, при составлении очередных годовых планов по ряду отраслей может быть принято увеличение заданий на базе учета тех успехов, которые будут достигнуты..
Приняв второй пятилетний план, всем нам, всей партии нужно по-ударному, по-сталински взяться за развертывание технической базы всей промышленности, в том числе и пищевой промышленности, за перестройку ее на основе новой техники, чтобы обеспечить во второй пятилетке выпуск продукции в 2 3/4 раза больший по количеству и во много раз лучший по качеству. (Продолжительные аплодисменты.)