Речь товарища Исаева.
(Заседание 4 февраля 1934 г., вечернее)
Председательствующий. Слово имеет товарищ Исаев.
Исаев (Казакстан). Товарищи, в своем докладе о второй пятилетке товарищ Молотов подчеркнул три главнейшие задачи пятилетки — ликвидация классов в СССР, подъем материального благосостояния трудящихся масс и завершение технической реконструкции всего народного хозяйства. Кроме этих основных задач второй пятилетки, разумеется, у нее есть и ряд других задач, хотя вытекающих из этих основных, целиком зависимых от их разрешения, но имеющих весьма важное значение. Я имею в виду задачи второй пятилетки в области изживания хозяйственной и культурной отсталости национальных республик и областей. Не подлежит сомнению, что только в результате проведения в жизнь единственно правильной ленинско-сталинской национальной политики нашей партии, такие в недавнем прошлом крайне отсталые районы, как Казакстан, добились огромных успехов в деле социалистического переустройства хозяйства и в развитии национальной культуры. Всем этим практически доказана возможность при помощи передового, победившего пролетариата развития отсталых стран к социализму, минуя капитализм. В Казакстане заложены очаги крупных промышленных предприятий. Сельское хозяйство переведено на рельсы артелей и тозов. Оно получило от государства огромное количество машин и механизмов. За эти годы получило большое развитие национально-культурное строительство. Проделана не малая работа по железнодорожному строительству.
Нельзя не отметить того, что самая крупная железная дорога первой пятилетки — Турксиб построена в Казакстане. Караганда — третья угольная база Союза — призвана к жизни за первую пятилетку. Мировые гиганты цветной металлургии — Прибалхашский медеплавильный (100 тыс. т меди в год) и Чимкентский свинцовый (60 тыс. т свинца в год) комбинаты также строятся в Казакстане.
Но, несмотря на эти достижения в строительстве Казакстана, несмотря на эту созидательную, творческую работу нашей партии и советской власти по развитию отсталых национальных краев и республик, по практическому осуществлению ленинско-сталинской национальной политики, необходимо отметить, что недостатков, недочетов и неразрешенных задач у нас в Казакстане еще огромное количество.
Исключительные трудности быстрого изживания очень большой отсталости Казакстана, усложненные допущенными ошибками в практике нашей работы, главным образом в области коллективизации и животноводства, имели свое отрицательное значение для дальнейшего развития Казакстана. Казакстан в основных узловых вопросах первой пятилетки, как то: коллективизация, совхозное строительство, разгром кулацких полуфеодальных элементов, разгром националистических и национал-уклонистских элементов, подготовка кадров и пр., целиком отражает общие победы в Советском Союзе. Но в вопросе действительно промышленного развития и ликвидации крайней хозяйственно-культурной отсталости Казакстана за первую пятилетку заложено только прочное начало и проведена генеральная подготовка для выполнения более крупных по масштабу работ во втором пятилетии. Первая пятилетка создала все материальные предпосылки для более быстрого развития Казакстана во втором пятилетии.
Вторая пятилетка Казакстана должна быть пятилеткой и пафоса освоения новых предприятий, новых производств, и пафоса освоения новых строительств, потому что мы во второй пятилетке еще будем строиться вширь.
Быстрое изживание хозяйственной отсталости Казакстана во втором пятилетии базируется на том, что Казакстан принадлежит к числу тех немногих районов Союза, использование естественных богатств которых в самом ближайшем времени будет играть весьма крупную роль для всего народного хозяйства Союза. Этим, товарищи, я имею в виду то, что Караганда, обладающая 20 млрд. т высококачественного угля, является третьей угольной базой Советского Союза; что Казакстан является основным районом цветной металлургии Союза, потому что в Казакстане имеется более половины из промышленно-разведанных запасов цветных металлов Союза; что Эмба является одним из крупнейших нефтяных месторождений мирового значения; что лучшие каучуконосы, тау-сагыз и кок-сагыз, позволяющие создать в Союзе свою собственную базу натурального каучука, произрастают в Казакстане и дают прекрасные результаты при их культивировании.
Кроме того, Казакстан может стать, и безусловно станет, одним из передовых ионов социалистического животноводства, востоке. Развитие этих богатств в Каштане, имеющих важнейшее хозяйственное значение для всего Советского Союза, повременно есть и задача огромного подъема народного хозяйства Казахстана. Надо сказать, что вторая пятилетка немало уделяет внимания национальному вопросу, отсталым восточным окраинам, в частности Казакстану. Мы целиком приветствуем последовательно проводимую линию на создание новых опорных баз индустриализации в восточных районах Союза, в том числе у нас. Совершенно не случайно, что во втором пятилетии половина всех капиталовложений, направляемых в свое строительство тяжелой промышленности, падает на восточные районы, из них немалая часть — на долю Казакстана. Несомненно, в этом вопросе находит свое замечательное сочетание политика партии по правильному размещению производительных сил с задачей изживания отсталости нацреспублик и областей.
Но, несмотря на все это, нам кажется намеченный объем работ во второй пятилетке по некоторым отраслям по Казакстану недостаточным. Со сделанным замечанием товарища Орджоникидзе трудно и нельзя не согласиться. Дело конечно не в том, чтобы просить больше и больше. Значительно важнее задача хорошего освоения гигантского плана второй пятилетки. Но исключения здесь необходимы. Допустите, товарищи, что в проектировках пятилетки по Казакстану имеется ряд пробелов и упущений. Здесь виноваты и мы, не сумевшие своевременно представить хороший материал. Не увеличивая, даже снижая кое-где общий план, даже за счет сокращения по некоторым передовым районам, этот пробел по Казакстану должен быть исправлен. Поэтому я хочу сделать ряд предложений.
Угли Карагандинского бассейна, как это теперь уже установлено и проверено, дают хороший кокс, по содержанию серы равный кузнецкому и по содержанию фосфора и своим механическим свойствам происходящий качество кузнецкого. Ко всему этому Караганда находится к Магнитогорску и другим железорудным базам. Южного Урала и Средней Волги вдвое ближе, чем Кузбасс.
Во втором пятилетии Караганда должна получить действительный разворот строительства и добычи угля. Намеченный план добычи угля — 7 млн. т к 1937 г. — должен быть во что бы то ни стало выполнен. Для выполнения этой программы необходимо немедленно заложить на Караганде ряд новых крупных шахт и форсировать их строительство. Те шахты, которые запроектированы сейчас, благодаря большой затяжке сроков вступления их в эксплуатацию, не соответствуют обеспечению добычи 7 млн. т. и по существу оттягивают разворот Караганды на третью пятилетку.
Поскольку единственным недостатком карагандинских углей является относительно повышенная зольность, необходимо во второй пятилетке построить на Караганде крупную обогатительную фабрику мощностью примерно на 5 млн. т угля. То, что запроектировано сейчас, недостаточно по мощности. Кроме того, Караганда должна иметь свою механическую ремонтную базу, для чего необходимо запроектировать строительство одного ремонтного завода.
Как известно, карагандинский уголь в основном пойдет Магнитогорскому и Халиловскому заводам. Это связано с обратным потоком порожняка на Караганду. Однако Госплан не учел целесообразной загрузки этого порожняка. Единственно целесообразным мы считаем загрузку обратного направления вагонов халиловской и магнитогорской рудой и строительство на этой базе в третьей пятилетке в районе Акмолинска первого в Казакстане завода черной металлургии. Во второй пятилетке поэтому к строительству должны быть проведены все подготовительные работы.
Бесспорно, что карагандинские угли в основном пойдут на Южный Урал и Среднюю Волгу, но Караганда должна снабжать углем и Казакстан, в частности его южные районы. Районы Турксиба, районы южного Казакстана крайне нуждаются в хорошем топливе. Надежная топливная база является важнейшим фактором развития народного хозяйства почти половины Казакстана.
Из Казакстана до Донбасса очень далеко, Кузбасс также находится на далеком расстоянии. Отсюда единственный хозяйственно-разумный выход — это строительство железной дороги Моинты—Чу, что соединит Караганду с Турксибом, и южным Казакстаном и районами Средней Азии. С конца второй пятилетки необходимо приступить к строительству этой дороги.
В Казакстане пока еще нет машиностроительных заводов, между тем специфическая потребность растущего народного хозяйства. Казакстана делает совершенно неотложным строительство уже во второй пятилетке хотя бы небольших машиностроительных заводов. Наши требования в этом отношении скромны. Мы считаем необходимым строительство во втором пятилетии завода горно-шахтного оборудования в Акмолинске, завода буровых станков и инструментов в Семипалатинске и автосборочного завода в Алма-Ата или Чимкенте. Госплан намечает последний условно в Чимкенте. Надо. твердо установить строительство этого завода в Казахстане.
Об эмбинской нефти мне можно много не говорить. Что Эмба станет третьим по своему значению нефтяным районом Союза, — это у нас не вызывает никакого сомнения. Но дело заключается в темпах работы. Товарищ Сталин совершенно правильно отметил «отсутствие должного внимания к вопросу организации новой нефтяной базы, в районах Урала, Башкирии, Эмбы.
Во втором пятилетии мы должны Эмбанефть превратить из треста преимущественно разведочного, каким он был до последнего времени, в трест эксплуатационный. Нужно давать стране большое количество высококачественной эмбинской нефти, находящейся в географическом положении близко к восточным районам Союза, нуждающимся в нефти. Запроектированную добычу в 1 700 тыс. т в 1937 г. надо признать недостаточной. Надо принять как программу для Эмбанефти предложение Наркомтяжпрома — 2 600 тыс. т к 1937 г. Для выполнения этой программы имеются все данные: строятся и вступают в эксплуатацию новые промыслы, строится нефтепровод на Орск, что касается соединения Эмбанефти с сетью железных дорог Союза, то нужно признать необходимым строительство железной дороги либо Эмба—Аигай, либо Эмба—Джурун.
По цветной металлургии я коротко остановлюсь только на двух вопросах — Джезказгане и Алтае. Запасы Джезказгана, по официальным данным Главцветмета, на 1 января 1933 г. определяются по всем категориям запасов в 2 300 тыс. т меди, из них 1 033 тыс. т только по категории «А». Запасы Джезказгана установлены с предельной точностью.
Достаточно сказать, что эти запасы исчислены по данным 838 глубоких скважин, поставленных на сравнительно небольшой площади. Монометаллическая руда Джезказгана без посторонних вредных примесей (мышьяк, висмут и пр.) позволяет относительно просто и дешево переработать ее в высококачественную черную медь. Джезказганская руда также богата по содержанию — 1,84%. Отсюда ясно, что мы должны теперь же начать ряд подготовительных работ по освоению этого богатейшего месторождения с тем, чтобы с начала третьей пятилетки начать строить Джезказганский медеплавильный комбинат мощностью примерно 100—150 тыс. т меди в год. Пока что на этой богатейшей базе существует небольшой Карсакпайский завод в 5 тыс. т меди в год, который главным образом из-за отсутствия к нему железной дороги работает очень плохо.
На проектировочные и прочие подготовительные работы Джезказгана во втором пятилетии надо ассигновать до 30 млн. руб. Кроме того, надо с конца второй пятилетки начать строительство железной дороги Успенский рудник—Джезказган (420 км), которая должна соединить Джезказган с карагандинским углем и с общей сетью дорог Союза.
Риддер, вообще весь казакстанский горнорудный Алтай — это золотое дно, к сожалению, недооцененный всеми нами до самого последнего времени.
Риддер — это 1 572 тыс. т свинца, 3 276 тыс. т цинка, 500 тыс. т меди и олова на Колбе, Мынчункуре, Урунхае и Карагоин — до 5 тыс. т, — но мы по существу не эксплуатируем этого богатства: по правде говоря, полукустарным способом копаемся на Алтае, за исключением Риддера.
Эксплуатацию богатств Алтая надо поставить на широкую государственную ногу на базе механизации и электрификации. Сейчас там работает бригада ЦК и СНК, по докладу которой, надо надеяться, будет принято специальное решение по Алтаю.
Для действительно мощного развития Алтая необходимо построить Иртышскую гидроэлектростанцию. Необходимо форсировать строительство железной дороги Риддер—Рубцовка; необходимо наладить судоходство по Иртышу, установить полную бесперебойную связь между собой отдельных предприятий Алтая путем устройства там дорог, усиления автотранспорта и пр. Одним из важнейших вопросов развития Алтая является постройка в Усть-Каменогорске электролитного цинкового завода, к этому строительству необходимо приступить во второй пятилетке.
Несмотря на имеющиеся затруднения и сокращение выхода животноводческого и прочего сельскохозяйственного сырья, что явилось следствием и обостренной классовой борьбы и в не меньшей степени следствием наших ошибок, нашей плохой работы, Казакстан имеет все данные для развития легкой и пищевой промышленности. В пищевой промышленности наметился определенный перелом в сторону дальнейшего роста. Легкая промышленность у нас пока очень слабая.
Во втором пятилетии будет развернуто строительство в Казакстане хлопчатобумажных, суконных, кожевенных, обувных, швейных фабрик, строительство ремонтных, механических, стекольных, фарфоро-фаянсовых, деревообделочных и мебельных фабрик и заводов.
Во втором пятилетии в Казакстане будет развернуто строительство сахарных, рыбоконсервных, маслобойных, плодоовощных, табачных, мыловаренных и прочих фабрик и заводов.
Намеченные для Казакстана объекты легкой промышленности должны быть пересмотрены и расширены.
В области сельского хозяйства нашей важнейшей задачей является подъем животноводства, создание всех необходимых условий для быстрого воспроизводства скота путем обеспечения кормовой базы, проведения мелиоративных работ в животноводческих районах и усиления борьбы с эпизоотией.
Общая сумма капитальных вложений в сельское хозяйство должна быть значительно повышена, в частности необходимо предусмотреть средства на оседание казаков, на ирригацию, мелиорацию и на борьбу с эпизоотией.
У меня, товарищи, нет времени для того, чтобы останавливаться на вопросах национального культурного строительства. Одно совершенно ясно, что развертывание промышленного, сельскохозяйственного и железнодорожного строительства есть важнейший фактор для формирования кадров национального пролетариата и для небывалого роста национальной по форме и социалистической по содержанию культуры Казакстана.
Товарищи, говоря об итогах осуществления первой пятилетки, а также и о плане второй пятилетки, которая одной из своих основных задач ставит изживание хозяйственного и культурного отставания национальных республик и областей, необходимо особо подчеркнуть историческую роль товарища Сталина в обосновании марксистской теории национального вопроса и практического осуществления национальной политики нашей партии. Товарищ Сталин — организатор десятков национальных республик и областей, организатор социалистического преобразования этих республик. Наша партия и товарищ Сталин персонально выпестовали из среды самых отсталых народов нашего великого Союза сотни и тысячи беззаветно преданных делу социализма пролетарских революционеров. Теперь эти тысячи национальных коммунистов, куда включаю и себя, по праву гордятся тем, что они являются учениками великого продолжателя дела Ленина—товарища Сталина.
Наш пятилетний план — план строительства бесклассового социалистического общества, будучи острым политическим, классовым и конкретным практическим делом, соответствующим жизненным интересам рабочих и трудящихся масс нашей страны, вызывает огромный рост активности и энтузиазма широких трудящихся масс на выполнение этого плана. Мы твердо уверены в том, что вторая пятилетка будет выполнена с еще большим успехом, чем первая. Миллионные трудящиеся массы бывших отсталых окраин, в частности Казакстана, с еще большей активностью будут в первых рядах борцов за социализм, в первых рядах борцов за полное осуществление второй пятилетки.
Да здравствует наша ленинская партия и наш великий вождь товарищ Сталин! (Аплодисменты.)