Речь товарища Грядинского.

(Заседание семнадцатое 4 февраля 1934 г., утреннее)

 

Косиор (председательствующий). Переходим к прениям по докладам товарищей Молотова и Куйбышева. Слово имеет товарищ Грядинский. (Аплодисменты.)

Грядинский (Западная Сибирь). Товарищи, те великие задачи, которые были изложены здесь в докладах товарищей Молотова и Куйбышева, задачи по построению бесклассового общества, потребуют от всего рабочего класса и от нашей партии огромнейших усилий для того, чтобы на основе достигнутых успехов в первой пятилетке использовать все возможности в нашей стране и построить прекрасное огромнейшее здание социализма, переделать сознание людей и экономику всей нашей страны.

Мы все, товарищи, помним, как на VIII съезде советов РСФСР товарищ Кржижановский докладывал план электрификации. Мы помним огромнейшую карту, на которой зажигались электрические лампочки — точки будущих электростанций. Если сравнить эту карту с тем, что нам доложили товарищи Молотов и Куйбьшев, то теперешняя карта представляет собой сплошной свет, который освещает великий путь строительства социализма в нашей стране. В плане электрификации в отдельных районах, на отдельных окраинах мы имели очень небольшое количество освещенных точек. Теперь, товарищи, на этих окраинах, например таких, какой является наша Западная Сибирь, огромная масса освещенных точек. Нет уже пустых мест. Везде, в каждом уголке нашей страны, строятся огромные социалистические предприятия, везде, в каждом уголке нашего огромного Советского Союза, инициативой и энергией нашей партии и рабочего класса переделывается сверху донизу вся экономика.

Задача построения Урало-кузбасского комбината, поставленная на XVI партсъезде товарищем Сталиным и с успехом нами осуществляемая, на этом съезде в том плане величайших работ, о котором нам доложили товарищи Молотов и Куйбышев, переходит во вторую стадию. Перед нами, поставлена задача превратить Кузбасс как одно из основных звеньев Урало-кузбасского комбината во второй Донбасс.

Это — огромная, колоссальная задача. Она сводится главным образом к тому, чтобы дать во второй пятилетке много больше угля, много больше металла, чем сейчас, и так же, как и в Донбассе, поставить на соответствующую высоту химию.

В цифровом выражении по сравнению с концом первой пятилетки это дает удвоение и утроение выпуска продукции по большинству наших предприятий. По углю Западная Сибирь, вместо 7 млн. т в первой пятилетке, должна дать не менее 20,5 млн. т во второй пятилетке. По чугуну увеличение будет почти в 6 раз против первой пятилетки. Это требует от нас пуска в эксплуатацию, освоения огромнейших шахт, уже заложенных и частью пущенных и эксплуатируемых. Это требует полного освоения первой очереди Сталинского металлургического завода, постройки его второй очереди и развертывания работ по строительству второго металлургического завода с таким расчетом, чтобы к концу второй пятилетки первые агрегаты начали уже работать.

Превращение Кузбасса во второй Донбасс требует от нас гораздо больше не только угля, но и руды. Мы уже в первой пятилетке поставили эту задачу и добились того, что в ближайших к первому Кузнецкому заводу им. Сталина районах мы имеем такое количество руды, готовой к промышленной переработке, которое обеспечивает в основном снабжение рудой второго металлургического завода. Дело только в том, чтобы начать сейчас и быстро построить железную дорогу к этим месторождениям. Таким образом, кроме основной рудной базы для Кузнецкого завода на Урале мы имеем вторую базу, дающую возможность металлургию Сибири поставить на свою собственную руду и тем самым гораздо более быстрыми темпами решить величайшую задачу, поставленную перед нами товарищем Сталиным, — задачу превращения Кузбасса во второй Донбасс.

В первой пятилетке мы приступили к строительству огромнейшего Кемеровского химического комбината и тем самым заложили начало новой отрасли промышленности в крае — химической промышленности. Завершение Кемеровского химкомбината создает базу для развертывания мощной химической промышленности. Кроме этого в первой пятилетке мы провели огромнейшую работу по исследованию Кулундкнской степи, где находятся огромнейшие химические богатства, дающие возможность широко развернуть химическое производство.

Перед нами стоит великая задача в ближайшие год-два развернуть строительство и создать самостоятельную базу своей металлургии, своей химии, создать второй Донбасс в Западной Сибири — в Кузбассе.

Перед нами стоит огромнейшая задача на основе уже своего металла еще шире развернуть тяжелую промышленность. Мы уже в первой пятилетке заложили ряд машиностроительных предприятий. В докладах товарищей Молотова и Куйбышева мы слышали о ряде предприятий, которые предположено построить на базе нашего кузнецкого металла. Я хочу остановиться еще на одной отрасли промышленности, которую на базе кузнецкого металла нужно запроектировать во втором Донбассе. В проекте плана запроектировано строительство огромнейших автомобильных заводов, причем все эти заводы запроектированы в центральной части Советского Союза. Мне кажется, что необходимо сделать соответствующее дополнение к этому проекту, так как выполнение огромнейших задач, стоящих перед промышленностью и сельским хозяйством восточных районов, потребует огромнейшего количества автомобилей. Поскольку производство автомобилей запроектировано в центральных частях нашего Советского Союза, автомобили придется завозить по железным дорогам. Мы имеем уже такой опыт. Как вы знаете, в центральной части Советского Союза работают три завода комбайнов. В свое время мы в Сибири строили завод комбайнов, вложили 26 млн. руб., но когда подсчитали, то оказалось, что этот завод комбайнов не нужен, и сейчас мы вместо завода комбайнов строим другой и в ближайшее время пустим завод не менее нужный. Но все-таки сейчас комбайны в Сибирь, на Восток везут с Украины, с Северного Кавказа — через весь Советский Союз. На площадку вагона становится только один комбайн, и таким образом мы имеем огромнейшую трату вагонов при нашем напряженном положении с перевозками и лишнюю потерю времени и средств. Так же будет и с автомобилями, если проект не будет дополнен и на базе кузнецкого металла не будет запроектировано строительство автомобильного завода, причем производство автомобилей в Сталинске будет стоить для Востока много дешевле, чем в этих трех точках, которые запроектированы. Исходя из этого, я и предлагаю внести соответствующее изменение в план. В связи с этим нужно запроектировать развертывание и построение на Востоке завода автошин и огромнейшее автомобильное хозяйство Востока обуть в свои шины.

Здесь товарищ Куйбышев говорил о снабжении лесом Средней Азии, говорил о том, что это дело возложено на Сибирь. Совершенно правильно. Но, товарищи, вопрос об освоении лесных массивов стоит таким образом, что для строек Сибири и окружающих нас районов зачастую не хватает леса. Я второй раз говорю об этом с авторитетной партийной трибуны, и все это дело упирается в то, что мы очень медленно осваиваем огромнейшие лесные массивы в Западной и Восточной Сибири. Вопрос о железнодорожном строительстве для освоения лесных массивов является важнейшим вопросом, и без этого не будет работать как следует Турксиб, и без этого не будет хватать леса для Средней Азии. До тех пор, пока мы не освоим железную дорогу Ачинск—Енисейск, пока не ускорим постройку дороги Томск—Асино, до тех пор огромнейшие лесные массивы, находящиеся в Сибири, не будут освоены, до тех пор будут перебои в снабжении лесом Средней Азии. Задача освоения лесных массивов, задача построения лесовозных дорог тесно связана с вопросом о снабжении лесом Средней Азии и снабжении лесом огромнейших строек в Западной Сибири и прилегающих к ней районов. Без этого всегда будет не хватать леса.

Огромнейшее строительство промышленных предприятий на Востоке в новых районах требует постройки ряда новых городов. Товарищ Куйбышев говорил, что в Западной Сибири выросли из небольших поселений огромнейшие города: Сталинск, Прокопьевск, Кемерово, Ленинск, Анжерка, Бедово, которые в прошлом, несколько лет тому назад, были небольшими поселениями. Сейчас это крупнейшие города с огромным количеством рабочего населения, в основном построенные вновь. Я хочу остановиться на том, как мы строим вновь эти города.

Мне кажется, что в проектах как первой, так и второй пятилетки в отношении строительства городов слишком много еще запроектировано временных строительств. Возьмите все наши новые дома, постройку, скажем, всякого рода каменных стандартных домов, которые строятся по так называемым строительным нормам. Войдя в дом, построенный по этим самым строительным нормам, вы сразу почувствуете, что вы вошли не в новое хорошее жилище, построенное для будущего социалистического общества и используемое сейчас, в период строительства социалистического общества, а действительно во временное жилище, где низкие потолки, и высокий ростом человек чуть не до потолка достает. Когда товарищ Орджоникидзе был в Сталинске и очень подробно знакомился со всем новым строительством, обходя все новые дома, то кроме прочих жалоб, которые были со стороны сталинских металлургов и сталеваров, было много жалоб, что дома-то построили хорошие, но вот в уборной никак ни сесть, ни повернуться — слишком маленькие запроектировали.

Все это бесспорно результат стремлений сэкономить площадь. Лестницы в домах запроектированы так, что по этой лестнице очень трудно ходить.

Мне кажется, что сейчас, когда мы строим огромные новые города, строительные нормы должны быть изменены в сторону расширения. Здесь выходит очень небольшая экономия. Мы строим новые города для социалистического общества. Поэтому строительство таких конур с очень низкими потолками, где чуть не лбом стукаешься о каждую притолоку, это строительство нужно изменить. За последнее время норма высоты изменена с 2,7 до 3,2, так что некоторое движение в планирующих организациях имеется. Мне кажется, что нужно строить не временные жилища, а так, чтобы рабочий получил действительно хорошее жилище социалистического общества. Когда мы строим новый город, новое жилище, его нужно строить не на год-два, а на более длительный период.

Вопрос о планировании самых городов. Для того чтобы построить какой-либо город, нужно провести очень большую работу по его планированию. До сих пор у нас это дело совершенно не поставлено. Если не будет разработан соответствующим образом вопрос о строительстве новых городов, то у нас будет очень много ошибок. У нас в Сибири на строительстве 3—4 городов мы имеем ряд примеров, когда приедут. 1—2—3 архитектора, запланируют, как будто план написали. Но только появилось новое предприятие — план заново переписывается, и у города опять плана нет. Мне кажется, что вопрос планирования городов должен быть поставлен таким образом, чтобы работали не 6 бригад на весь Союз, как это имеет место теперь, причем работающих по 2 года над планом каждого города, а чтобы было большее их количество, чтобы большее количество квалифицированных людей работало в этой области, чтобы нам строить и не делать ошибок в строительстве новых городов.

При строительстве новых городов нужно затратить много больше и средств и внимания на то, чтобы построить и обслужить, культурными учреждениями рабочий класс новых промышленных районов. И вопрос о постройке театров, кино, особенно об обслуживании культурными кадрами, сейчас является острейшим вопросом в новых районах. В новых городах Кузбасса мы находимся в таком положении, что, построив какое-либо новое культурное учреждение, его почти невозможно обслужить.

Вот, например, мы построили в Сталинске новый театр. Но мы не можем поставить так же, как в любом из московских театров, соответствующую нормальную работу труппы: чтобы пригласить труппу из Москвы, сталинским хозяйственным и каким угодно организациям нужно доплатить 200 тыс. руб. в месяц для того, чтобы труппа работала для сталинских рабочих. Возьмите кино. Мы в ряде городов построили новые кино. Но вы думаете, можно получить хорошую картину? Нет, нельзя получить такую картину, которая по содержанию и оформлению была бы современной и интересной для рабочих. Приходится доставать картины с большим трудом. И для того, чтобы нам, действительно новым промышленным центрам с большим количеством пролетариата, поставить соответствующую работу культурных учреждений, надо ускорить развитие обслуживающей промышленности, развитие предприятий, изготовляющих то, что нужно для кино, для клуба и т. д. Нужно быстрее из старых промышленных районов, из культурных центров помочь кадрами для того, чтобы эти новые города действительно превратить в промышленные центры, похожие на старые промышленные центры, по которым мы все равняемся.

В отношении сельского хозяйства. Товарищ Куйбышев в своем докладе поставил перед Западной Сибирью задачу расширения посевных площадей по пшенице на 33%. Это колоссальнейшая задача для нас. Мы считаем, что если рядом с этим поставить задачу поднятия урожайности, с тем чтобы к концу пятилетки добиться среднего урожая по всем зерновым до 11,3 ц с гектара, мы тем самым при расширении посевных площадей сможем к концу второй пятилетки удвоить против 1932 г. выход валовой продукции по зерновым.

В отношении животноводства здесь товарищ Ворошилов поставил следующую задачу: запретить бить молодняк. Правильно поставлена задача. Но, товарищи, эту задачу можно разрешить, если поставить с ней рядом задачу более быстрой метизации скота. Если мы должны запретить бить молодняк, то рядом с этим мы должны добиться более быстрого улучшения породы скота. И с этой стороны метизацию крупного рогатого скота и свиней нужно продвинуть более быстро, применяя может быть кое-где обязательные меры, с тем чтобы скот менее продуктивный сдавать как соответствующую продукцию на мясо. Только при таком положении мы сможем действительно запретить бить молодняк и выполнить задачи по снабжению мясом нашей страны. Задачи животноводства, которые сейчас перед нами стоят во всей широте и поставлены перед нами так, чтобы 1934 г. сделать годом, в котором мы достигли бы перелома и движения вперед, могут быть выполнены, если особое внимание обратить на колхозные фермы. Колхозные фермы — это уже выработавшаяся форма товарного животноводства в колхозах. Создать большую заинтересованность в работе колхозных ферм является важнейшим вопросом подъема животноводства. У нас еще кое-где в колхозах существует кроме колхозных ферм так называемый обобществленный скот, не объединенный в товарные фермы. Мне кажется, что для того, чтобы сейчас быстрее двинуть вперед развитие товарных ферм, нужно, чтобы в каждом колхозе было не менее одной товарной фермы. Создав определенные преимущества для работы этих товарных ферм, мы тем самым сосредоточим внимание колхозов на работе товарных ферм и таким образом сможем в 1934 г. животноводство двинуть более быстро вперед. Задачи, поставленные перед нами, являются задачами колоссальнейшими, решение которых зависит от того, как мы на основе достигнутых успехов первой пятилетки будем мобилизовывать массы, ставя конкретно перед каждым трудящимся, перед каждым рабочим, перед каждым колхозником задачу выполнения хозяйственного плана. Мобилизуя массы конкретно на каждой отдельной задаче, мы выполним великий план второй пятилетки и тем самым поставленную нашей партией и товарищем Сталиным перед нашей страной задачу по построению бесклассового социалистического общества, переделав и экономику нашей страны и сознание людей. (Аплодисменты.)


К начальной странице

К речи товарища Чубаря.