Речь представителя Компартии Англии товарища Рэста.

(Заседание 2 февраля 1934 г., вечернее)

 

Председательствующий. Слово имеет товарищ Рэст от коммунистической партии Англии. (Продолжительные аплодисменты. Все встают.).

Рэст (Говорит по-английски. Последние слова товарища Рэста покрываются продолжительными аплодисментами.)

Председательствующий. Слово для перевода речи товарища Рэста имеет товарищ Тивель.

 

ПЕРЕВОД РЕЧИ ТОВАРИЩА РЭСТА

 

Ведущая роль, которую Всесоюзная коммунистическая партия большевиков играет в международном революционном движении, внушительнейшим образом демонстрируется XVII съездом и в особенности докладом нашего вождя товарища Сталина, который в своем анализе международного положения и гигантских успехов, достигнутых Советским Союзом в области построения социализма, отчетливо показал международному пролетариату путь вперед в условиях нынешнего периода созревания революционного кризиса.

Решения этого съезда будут иметь величайшее значение для Коммунистического интернационала, для сплочения широких масс трудящихся под его революционным знаменем. Доказанное торжество социализма над капитализмом, которое так спокойно и убедительно продемонстрировал товарищ Сталин, и блестящие успехи советской политики мира в борьбе против империалистических провокаций поднимают симпатии рабочих к Советскому Союзу на еще большую высоту и углубляют доверие масс к коммунистическим партиям.

Наша партия в Англии, перед которой стоит ответственная задача руководства революционным движением против империалистического правительства, организующего военный фронт против Советского Союза, несет весьма серьезную ответственность перед Коммунистическим интернационалом. Перед ней стоит важнейшая задача — пропагандировать в массах значение решений вашего съезда с целью усиления борьбы в защиту Советского Союза.

Все откровенные антисоветские акты национального правительства встречают все более энергичное сопротивление в рядах рабочего класса, как показало массовое противодействие объявлению эмбарго и возмущение, вызванное действиями агентов английской контрразведки, разоблаченных на московском процессе. Более того, в Англии мы видим возникновение широкого антивоенного движения и развитие движения друзей СССР, официальный орган которых распространяется в количестве 100 тыс. экземпляров.

Но английская буржуазия умеет обволакивать туманом тайной дипломатии свои военные приготовления и пытается скрыть от рабочих свои совместные с японским империализмом антисоветские планы. Большой помехой для английского империализма была при этом мирная политика СССР, основанная на мощи нашего социалистического отечества и на могуществе славной Красной армии. Воодушевляющий пример этой мирной политики еще более усилил антивоенную борьбу масс в Англии. В отличие от милитаристской политики национального правительства английские рабочие видят, что Советское правительство предлагает разоружение, заключает ряд пактов о ненападении и устанавливает нормальные отношения с Соединенными штатами. И опять-таки только позиция национального правительства препятствует подписанию нового торгового договора между Англией и Советским Союзом.

Настроение масс находится в резком противоречии с поведением реформистских лидеров, которые нападают на Советский Союз и пытаются извращать значение его политики, чтобы оправдать свое предательство и сотрудничество с буржуазией. Генсовет конгресса тред-юнионов, который входил в состав англо-русского комитета дружбы между трудящимися обеих стран, назвал английских шпионов «соотечественниками» и требовал их освобождения.

Но самым свирепым атакам Советский Союз подвергался со стороны «левых» реформистов, со стороны тех лидеров Независимой рабочей партии, которые вышли из Лейбор-парти и провозгласили «революционную политику». Эти лидеры клевещут на Советский Союз и на ВКП (б). В то же время они не стесняются в звучных фразах распространяться о своей готовности защищать СССР. Эта, кампания лидеров Независимой рабочей партии, вполне соответствующая интересам английского империализма, ведется для того, чтобы задержать отход членов Независимой рабочей партии к Коминтерну. В связи с этим необходимо напомнить, что один из успехов Коминтерна за последний период и один из признаков революционности английских рабочих — это как раз решение последней конференции Независимой рабочей партии о выходе из II интернационала и о содействии работе Коминтерна. Эта же конференция подавляющим большинством голосов решила подтвердить и расширить единый фронт между Независимой рабочей партией и коммунистической партией. Решение это имеет чрезвычайно большое значение для дальнейшего развития революционного рабочего движения в Англии, ибо оно может привести к объединению всех революционных сил, может стать решающим шагом на пути к созданию мощной массовой коммунистической партии.

Вот почему «левые» реформистские лидеры противятся выполнению этого решения и даже заключили союз с Троцким для создания нового интернационала и для обеспечения себе регулярного снабжения антисоветскими клеветническими измышлениями. Но члены Независимой рабочей партии вопреки своим лидерам продолжают единым фронтом защищать Советский Союз и поддерживать Коммунистический интернационал.

Если члены НРП проштудируют речь товарища Сталина и решения этого съезда, они ясно поймут, почему весь Коммунистический интернационал так гордится ведущей ролью ВКП (б) и почему все секции Коминтерна считают, что руководящая роль партии победившего социализма является гарантией и их победы.

Что касается коммунистической партии Великобритании, то XIII пленум ИККИ исправил ошибки партии и наметил ее ближайшие задачи в борьбе за мобилизацию рабочих, против национального правительства. Решения пленума были единогласно одобрены Центральным комитетом КП Великобритании. За последний год наша партия сумела улучшить свою массовую работу, особенно в области единого фронта и руководства стачками. Установление единого фронта компартии с НРП означает, что коммунисты добились более тесного контакта с решающими слоями рабочего класса и смогли организовать ряд весьма внушительных демонстраций против фашизма и против дальнейшего наступления национального правительства на экономическое положение рабочего класса.

Важнейшим проявлением единого фронта является голодный поход на Лондон, проводимый в настоящий момент, и меры к организации конгресса действия, который состоится в конце февраля и будет направлен против вносимого правительством нового законопроекта, знаменующего наступление на безработных. На проведение этой кампании мобилизуются многие тысячи рабочих.

Но надо откровенно сказать, что в нашей работе по линии единого фронта еще имеются два больших пробела. Во-первых, настроения масс в пользу единого фронта еще не вылились в организованные формы, еще не приобрели характера определенных массовых действий, направленных против буржуазии. Во-вторых, еще не выросло число членов коммунистической партии. Эти пробелы объясняются тем, что коммунистическая партия не выдвигала с должной последовательностью своей руководящей роли во всех боях, и тем, что еще недостаточна наша повседневная массовая работа. Перед нашей партией все еще стоит задача изжить отрыв от масс, закрепиться на предприятиях и в особенности провести в жизнь учение Ленина о работе в реформистских профсоюзах.

Коминтерн энергично подчеркнул неотложную необходимость превращения английской партии в массовую партию. Завоевание новых приверженцев на сторону коммунизма возможно только в процессе борьбы против реформизма, в процессе высвобождения масс из-под реформистского влияния, которое еще весьма сильно. Используя недовольство масс национальным правительством, «Рабочая» партия вновь пытается обмануть английских рабочих, призывая их бороться за третье «рабочее» правительство. На эту пропаганду в пользу третьего «рабочего» правительства наша партия отвечает лозунгом советской власти, выдвигая его как главный лозунг нашей массовой работы.

Ожесточенная ненависть к капитализму пускает все более глубокие корни в массах. В выпущенной недавно одним буржуазным издательством книге «Записки безработного» имеется такое место, характеризующее настроение масс;

«Я одинок и беспомощен, — сказал сельский плотник. — Я не хочу, чтобы моя жена и мальчики умерли с голоду. У меня есть крепкие руки, и я хочу их применить. Если мне не дают возможности заработать на хлеб, я его возьму силой... Я возьму его у тех, у кого хлеба больше, чем им полагается по справедливости».

Для рабочих и миллионов трудящихся нет никакой надежды на лучшую жизнь при капиталистическом строе в Англии. Они уже начинают это понимать и исполняются ненавистью к тем, кто повинен в их бедственном положении. Наша задача — разъяснить, что советская власть — это пролетарский выход из кризиса, что при революционном правительстве рабочих безработица будет уничтожена точно так же, как в Советском Союзе.

Говоря о возможностях установления диктатуры пролетариата в Англии, ИККИ в своем ответе НРП в 1920 г. отмечал:

«Диктатура пролетариата тем более применима в Англии, что там пролетариат составляет большую часть населения, что он находится на высоком уровне технического и общего развития и что он организован в крепкие профсоюзы. Нужна только твердая революционная воля и решительная революционная партия, которая сможет выразить, осуществить и распространить эту волю в многомиллионных трудящихся массах».

С тех пор, как это было написано, мы можем руководствоваться великим опытом двух пятилеток СССР. Преобразование Советского Союза из страны аграрной в страну индустриальную, производящую свои собственные средства производства, показывает, чего можно достигнуть при советской власти, при общественной собственности на средства производства.

Задача каждого английского коммуниста — внимательно изучать решения XVII большевистского съезда, чтобы объяснить массам значение советской власти и выработать программу, конкретно показывающую значение советской власти применительно к английским условиям.

Да здравствует Октябрь в Англии! (Аплодисменты.)

Да здравствует коммунистическая партия Советского Союза! (Аплодисменты.)

Да здравствует пролетарская революция! (Бурные, продолжительные аплодисменты.)


К начальной странице

К речи товарища Бела Куна.