Происшедший в конце 50-х гг.
кризис функционализма /интернационального стиля/ был в известной степени
преждевременным и недостаточно обоснованным. Его формообразующий и
композиционный потенциал остался далеко не исчерпанным, а в части
тщательности анализа и строгости учета функциональных требований при
проектировании он сохранил преимущества и перед хай-теком и перед
постмодерном.
В связи с этим совсем не
случайно в конце 70-х гг. интерес к модернизму возрождается, а в 80-е он
вновь выходит на арену мирового зодчества под именем неомодернизма. Сохраняя
достоинства модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков
последнего. Произведения неомодернизма не входят в традиционное для
Современного движения противостояние со средой, а продуманно и органично
вписываются в контекст застройки.
Сохраняя приверженность к
ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по отношению к цвету: это
не всегда "белая архитектура", активно применяются и другие цвета спектра,
хотя, например, выдающейся мастер неомодернизма Р. Майер хранит преданность
белому цвету, считая, что "белый цвет - иллюзорный символ непрерывности
развития", и возводит в свои неизменно белые элегантные крупные общественные
здания в центрах Парижа, Гааги, Лос-Анжелеса и др. крупнейших городов.
Развитие неомодернизма
происходит на фоне продолжающего сохранять для широкой публики /и части
профессионалов/ привлекательность постмодернизма. В выше цитированном
высказывании Хатчинсона предпочтение неомодернизма постмодернизму звучит
откровенно и настойчиво. В то же время европейская критика признаёт за
постмодернизмом преимущества в большей гуманности и эмоциональной
насыщенности.
Решающее значение для
формирования неомодернизма сыграло начавшееся в 70-е гг. проникновение на
Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х гг., приведшее в
80-е к серьёзному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым
заимствованиям.
Развитие конструктивизма и
рационализма в архитектуре СССР было жёстко приостановлено директивами
правительства. Опыт архитектуры авангарда был исключен из теории и практики
архитектуры, произведения авангардистов не поддерживались профилактическими
ремонтами, частично перестраивались или разрушались. Серьёзное исследование
архитектуры авангарда было начато лишь в 60-е гг. учёными ВНИИТАГ /Всесоюзного
научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства
Госкомархитектуры СССР/.
Благодаря работам этих учёных и
в первую очередь С. Хан-Магометова, В. Хазановой, П. Александрова и др.,
книги которых в 70-80-х гг. были переведены на европейские языки, опыт
мастеров советского авангарда стал доступен мировой архитектурной
общественности. Этот поток новой информации, пришедшийся на период
начавшегося разочарования в постмодернизме, способствовал не только
повышенному интересу к русскому авангарду, но и к неисчерпанным возможностям
модернизма в целом.
Сформировавшийся на этой базе
неомодернизм содержит ветвь, базирующуюся преимущественно на образах
отечественного авангарда, называемого общим термином "конструктивизм": Эта
ветвь неомодернизма основывается не на прямом заимствовании образов прошлого,
а на их умышленной трасформации в связи с чем получила наименование
деконструктивизма /декон/.
www.pseudology.org |