(франц. L'Art Nouveau - Новое
искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX
веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству
Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореалъному»,
или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и
Франции.
Впервые этот термин появился
в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L'Art Moderne»),
основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. Термин «Ар Нуво» охотно
использовали в отношении своего творчества тесно связанные с редакцией
журнала художники А. Ван де Велде, В. Орта, Э. Грассе, Э. Гимар. В 1895 г.
антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин «Maison de L'Art
Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), где показывались произведения
традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских
художников А. Ван де Велде, Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, О. Родена,
Л. К. Тиффани, выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный,
Искусство Востока было одним из источников Ар Нуво.
В 1856 г. французский
живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные
гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали
пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли
внимание многих французских художников.
Живописцы-постимпрессионисты
нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна,
декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо
извивающихся контуров. Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию
этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались
всей эволюцией европейского изобразительного искусства. В самом начале XIX
в. английский поэт-символист и художник У. Блейк один из первых «нашел»
изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах.
Декоративность контуров и
плоскостного пятна культивировалась английскими прерафаэлитами, художниками
круга У. Морриса - У. Крэй-ном, Э. Берн-Джонсом и, несколько позднее, А.
Макмардо и участниками «Эстетического движения», возглавляемого О. Уайлдом.
Независимо от них, французы Э. Дега, П. Гоген и «понтавенцы», Э. Мане, Ж.-Л.
Форэн, А. де Тулуз-Лотрек и даже В. Ван Гог усваивали уроки японской гравюры.
Дивизионист Ж. Сера, а вслед за ним М. Дени, и художники группы «Наби»,
стали придавать символическое значение изогнутым линиям, «восходящим» и «нисходящим»
музыкальным контурам. Приемы использования линии и цвета в японской гравюре,
росписях фарфора и шелка переосмысливал Дж. Уист-лер. Это своеобразное
соединение Запада и Востока, символизма и декоративизма и было воспринято
группой бельгийско-французских архитекторов-декораторов во главе с А. Ван де
Велде, В. Орта и Э. Гимаром, создававших свои флореальные «биоподобные»
формы (см. биоморфизм). В 1892-1893 гг. В. Орта выстроил знаменитый особняк
Тассель в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под
извивающиеся стебли растений.
В 1895 г. X. Обрист показал
гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена - линии,
удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала
впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. В 1898 г. Э.
Гимар создал свои знаменитые биоподобные решетки входов в парижское метро, а
в Мюнхене в том же году -А. Энделль - фантастический декор фасада фотоателье
«Эльвира» (см. волна). Однако архитекторы «нового стиля» придавали
флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой
стилизации растений.
На основе изогнутых линий они
разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства,
объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых
предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки
материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового
стиля».
Вторым после Парижа центром
французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Э. Галле, Л. Мажореллем и
братьями Даум. Стиль Ар Нуво интересен тем, что вполне рациональная идея
гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с
фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно
считать одним из проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв. (рис.
379, 383). Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее
название Модерна, рядом с Ар Нуво существовали и другие течения:
национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое
АР НУВО
Art Nouveau
Этот термин (буквально - "новое искусство") обозначает стиль получивший
расп- ространение в Европе и США в 1890-1905 (в русской традиции он
называется "стилем модерн").
Перво- начально так назывался магазин открытый Зигфридом Бингом в Париже в
1895 где была секции современного европейского искусства (проекты витражей
Боннара Русселя Серюзье Тулуз-Лотрека Валлотона и Вюйяра и цветное стекло
которое долгое время будет в моде).
В своем Первом
салоне нового искусства Бинг выставил картины Каррьера М. Дени и Кнопффа
скульптуры Родена стекло Галле и Тиффани украшения Лалика плакаты Бердсли и
Макинтоша. В 1896 Бинг организовал первую выставку Э. Мунка в Париже и
заказал А. ван де Велде мебель из четырех предметов.
Манифесты и журналы
Один из самых
первых и безусловно самых значительных журналов Ар Нуво - "The
Studio"
- организовал ряд конкурсов на лучшее произведение во всех видах прикладного
искусства. Журнал "L'Art
mode-
me"
основанный в Брюсселе в 1881 и такие мастера как Анри ван де Велде и Виктор
Орта делают именно Бельгию родиной Ар Нуво.
Идеи Ар Нуво
распространялись также венским жур-налом "Ver
Sacrum"
издававшимс Сецессионом который возглавлял Г. Климт мюнхенскими журналами "Jugend"
(поэтому немецкий вариант Ар Нуво называют "югендстилем")
и Simplicissimus
и барселонским
Joventut
. Парижские журналы "Art
et decoration"
(1897) и "L'Art
decoratif"
(1898) специализировались больше на предметах обихода.
Декоративное искусство
В то время
декоративное искусство стало экспонироваться на выставках и в салонах. В
1895 Общество французских художников создало секцию декоративного искусства.
В Англии движение искусств и ремесел еще в середине
XIX
в. развивавшее идеи синтеза искусств организует с 1888 выставки
художественного ремесла.
У. Моррис и
Дж. Рёскин боролись тогда против
эклектики. Они провозгласили реформу в
искусстве уважение к материалам и к функциональности что привело к созданию
нового стиля но не к желаемому социальному результату - сделать прекрасное
общедоступным.
В архитектуре
Эшби Райт Салливен и Лоос стали отрицать орнамент. И если французские
художники оставались на позициях
символизма (Галле Гайяр Колонна) то Беренс
и Хофман создали более геометризованный стиль.
Определение Ар
Нуво (называвшееся тогда также "стилем Орта" стилем Гимара стилем метро
стилем модерн стилем Либерти английским стилем ) несмотря на весь свой
космополитизм имел и некоторые характерные черты: культ линии и органической
силы растений и орнаментов символизирующих структуры акцент на национальном
стиле страны подчеркнутый растительный мотив (Франция Бельгия) линейный
декор или строгая композиция имеюща сложную символику.
В развитии
этих стилей участвовали и живописцы увлеченные японским искусством эффектами
асимметрии дерзкими разрывами в композиции вкусом к быстроте исполнения и
особенно сотрудничеством между художниками и ремесленниками.
Плакат - один из основных жанров Ар Нуво
Гоген Бернар
делали резные предме- ты мебели; Тулуз-Лотрек Бердсли и Муха исполняли
превосходные иллюстрации; Редон Дени Вюйяр расписывали салоны и комнаты.
Многие ху- дожники создавали веера и зонтики.
Чисто
стилистически Ар Нуво оказало влияние и на
постимпрессионистов (Сера и Синьяк) а также
на группу XX
(ван де Велде ван Рейселберге) Понт-Авенскую школу
клуазонизм группу "Наби" (Серюзье Боннар М.
Дени и их сотоварищей по академии Жюлиана).
Общество "Ро-
за+Крест" основанное в 1891 Пеладаном пригласило на свой первый Салон
Кнопффа Валло-тона Ходлера Торопа и др. - представителей самых разных
течений европейского символизма. Климт в свою очередь никогда не выделял
живопись из ее архитектурного
контекста (мозаики в столовой дворца Стокле в Брюсселе 1905-1909).
www.pseudology.org |