(франц.
modernisme
от лат.
modernus
— новый, современный)— условное обозначение тенденций развития искусства,
течений, школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению
художественного языка и считающих формальный эксперимент основой творческого
метода.
В зависимости от контекста термин «модернизм» используют спекулятивно, в
целях противопоставления реализму. Наиболее широкое определение:
исторический период развития искусства конца
XIX
— середины ХХ вв. При этом началом модернизма считается импрессионизм в
литературе, музыке и живописи, последствиями которого стало разъединение
формы и содержания и дальнейшее совершенствование художественной формы путем
анализа составляющих ее элементов. На этом основании сближают, а иногда и
отождествляют модернизм и формализм. Однако не следует смешивать модернизм с
авангардизмом.
К авангардному искусству относятся абстрактивизм, дадаизм, футуризм,
сюрреализм, поп-арт, соц- арт, арт-дизайн, инсталляции, хэппининг. К
модернизму — имажинизм, кубизм, символизм, акмеизм, фовизм, экспрессионизм.
Главное различие между течениями авангардного и модернистского искусства
заключается в том, что модернисты озабочены совершенствованием формы,
авангардисты стремятся к тому же, но их более заботит прагматика — успех,
ажиотаж, эпатаж публики, быстрый поверхностный эффект. Авангард невозможен
без скандала, поэтому почти все его достижения находятся вне сферы
художественности.
Типичные авангардисты — В. Маяковский, Д.Бурлюк, Л.Бунюэль, С.Дали,
«самовлюбленный до паранойи и при этом рассчитывающий каждый свой шаг... а
вот типичные модернисты: сухопарый длинный Джойс, изнеженный Пруст;
маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц Кафка; длинные, худые
Шостакович и Прокофьев; сухой маленький Игорь Стравинский. Все это
шизоиды-аутисты, замкнутые в своем эстетическом мире. Невозможно их
представить на площади или на эстраде эпатирующими публику». Авангардисты
ведут себя агрессивно и авторитарно. Особое значение они придают манифестам,
декларациям, будоражащим публику.
Модернисты, напротив, предпочитают замкнутый образ жизни, а если и
объединяются в «какие-то кружки, то ведут себя исключительно тихо и даже
академично». В отличие от прагматиков-авангардистов модернисты склонны к
мистическому восприятию скрытой связи смыслов и явлений, духовной реальности
и материальной действительности, «форм существования» и «форм явлений». Они
испытывают к творчеству почтительное, религиозное отношение.
Художники-модернисты стремятся не изображать объекты материальной
действительности, а преображать их в соответствии с мысленной реальностью.
Для них первично индивидуальное сознание, а материальная форма, в том числе
и форма произведения искусства, вторична и несущественна. Главное —
состояние, внутреннее переживание. Французский поэт П. Валери тонко
подметил, что «форма по своей природе связана с повторением» и поэтому
«культ новизны», присущий авангарду, «противоположен заботе о форме».
Модернисты в своих экспериментах с формой, заботясь более о ее духовном
значении, парадоксально приходят к отрицанию формы, во всяком случае, ее
внешней красоты, легкости восприятия. Это объясняет «некрасивость» многих
кубистических полотен П. Пикассо (которого можно считать классиком
модернизма несмотря на страсть к эпатажу публики), раздражающую резкость и
«неопрятность» многих произведений фовистов — А. Матисса (раннего периода),
А.Дерена, М. Вламинка. Модернистскими являются поиски выдающегося русского
художника-гравера В.А. Фаворского.
Неподготовленному зрителю его гравюры кажутся странными, надуманными. К
модернизму, кроме кубизма и фовизма, следует отнести экспериментальные
течения в живописи ХХ в., мастера которых остались непонятыми публикой, —
дивизионизм, неопластицизм, орфизм, пуризм, симультанизм. К модернистам
причисляют мексиканских художников Д.А. Сикейроса, Х.К. Ороско, Д.Риверу,
создавших «ультрасовременный стиль» монументальной росписи, в котором
сохранились национальные традиции древнеамерикансного искусства. Середина ХХ
столетия, рубеж 1950 — 1960-х гг., считается началом периода постмодернизма
www.pseudology.org |