Ростов-на-Дону, 15 марта 2006 года
Виктор Подмолода
Полёт без возврата или попытка приблизить истину
Эпилог
Виктор Подмолода20 декабря 2001 года (почему так точно я называю эту дату, читатель поймёт чуть позже), находясь в центре города Ростова-на-Дону, я, припарковав свой автомобиль, зашёл в один из многочисленных магазинов. Совершив покупки и выйдя из него, заметил стоящего рядом с моею машиной представительного, средних лет мужчину и, в дорогой норковой шубе, его спутницу. Когда я подошёл к машине и начал укладывать сделанные покупки в багажник, мужчина обратился ко мне:

— Будьте добры, довезите нас домой, здесь не далеко, я заплачу. Хотели пройтись и прогуляться с женой пешком, но на сапожке у неё сломался каблук и, как на грех, ни как не можем остановить такси.

Я согласился. Галантно усадив супругу на заднее сиденье и закрыв дверцу, сам он сел справа от меня. Когда машина тронулась с места, мужчина, повернув лицо в мою сторону, в вежливой форме произнёс:

— Если от меня чувствуете запах спиртного, то прошу извинить, не обессудьте. Сегодня мой профессиональный праздник и поэтому я позволил себе немного расслабиться, извините.

Зная, что на календаре будничный день, и что профессиональные праздники у нас принято отмечать по воскресеньям, я не преминул уточнить — о каком празднике речь?

— Как Вам сказать? По старому, я — кэгэбэшник, а сегодня 84-я годовщина создания нашей службы.

Поздравив его, и услышав ответное "спасибо", я замолчал. Молчал и он. Я пытался оценить, насколько серьёзно следует воспринимать, прозвучавшее из его уст признание о принадлежности к сотрудникам спецслужб. Вспомнился, почему-то, Беленко и связанные с ним события. Возникло желание, используя случай, узнать хоть что-то новое о его судьбе. А вдруг что-либо узнаю? Когда подъезжали к указанному месту, он попросил свернуть во двор и подъехать к подъезду многоэтажки. Сознавая, что через минуту я уже не смогу озвучить интересующий меня вопрос, спросил:

— Разрешите вопрос? — и, не встретив возражений, через секунду продолжил, —  Вам о Беленко что-нибудь известно?

Пока я, на какие-то доли секунды, прервался и обдумывал, как представить себя и то, чем вызван мой интерес, как прозвучал короткий и абсолютно неожиданный по содержанию ответ:

— Сидит в тюрьме.

Полагая, что мой вопрос был неправильно понят я, пытаясь разъяснить, начал формулировать свой вопрос заново:

— Вы, вероятно, не совсем меня поняли. Я спрашиваю Вас про Беленко, угнавшего в Японию самолёт Миг-25п?
— Повторяю, сидит в тюрьме
— Где? В Америке? — ничего не понимая и окончательно растерявшись от прозвучавшего ответа, спросил я.
— Зачем в Америке? У нас!

Поражённый такой неожиданной новостью, я начал переваривать в голове услышанное и сильно засомневался в правдоподобности сказанных мне слов. "Кэгэбист", указывая у какого подъезда дома следует остановиться, глядя на меня, ушедшего в размышления, спросил:

— А Вы в прошлом военный?
— Да! — не стал ни чего отрицать и придумывать я.
— Я сразу это определил. И по внешнему виду, и по разговорной речи, и по поведению.
— В прошлом я военный лётчик-истребитель, а Беленко -мой сослуживец. Вместе летали, поэтому и интересуюсь.

Когда я подъехал к подъезду дома и остановил машину, он, положив на переднюю панель деньги и поблагодарив за оказанную услугу, вышел из машины. Проявив к жене ту же галантность, что и при посадке в машину, помог ей выйти из авто.

Тронувшись в дальнейший путь, и непрерывно размышляя над словами своего случайного пассажира, я не хотел верить в участь, постигшую В.Беленко —  такой исход мне представлялся маловероятным и даже невозможным. Сомневался я и в истинности самого кэгэбэшника, считая, что стал участником хорошо исполненного розыгрыша на проявленный интерес к волновавшей меня теме.

Со временем я почти забыл про эту встречу и то, в какое время она происходила. Когда же познакомился в Интернете с материалами, содержащими Информацию о Беленко, то сразу вспомнил о своём случайном пассажире и о его ответе на поставленный мною вопрос. Помня, что речь шла о 84-й годовщине создания спецслужб, я легко определил число, месяц и год, когда эта встреча состоялась.

Многовекторный и тщательный анализ прочитанного, с учётом загадочно необъяснимой пропажи В.Беленко из "обоймы" американской жизни, только крепче убеждают в правдивости сказанных мне, на исходе первого года третьего тысячелетия, слов о его судьбе. В связи с этим вспомнился, отложившийся в памяти с детства, случай с американским самолётом-шпионом U-2 и его лётчиком Пауэрсом, сбитым в 1962 году под Свердловском.

Почему бы, не предположить, что новый "Пауэрс" (пусть не лётчик), честно выполняя задание своей Родины (США), оказался в руках российских, а может быть ещё советских спецслужб? Оставаясь верным однажды данной Присяге, он не изменил ей и, отказавшись от сотрудничества с КГБ (ФСБ), оказался в тюрьме?

…Когда потенциал В.Беленко американцами был использован полностью, и он для них превратился в отработанный материал, то они приняли решение вернуть себе своего гражданина (действительно достойного быть Героем Америки!) и отдать России предателя (обменяли на Рудольфа Абеля), возомнившего себя к тому времени настоящим могильщиком развалившегося Советского Союза. Принятию такого решения со стороны США могло способствовать и то, что через 5-7 лет (даже раньше) после угона самолёта, актуальность доставленных вместе с ним секретов напрочь пропала. Пришло время думать и организовывать охоту за новыми секретами и новым самолётом.

К тому времени была создана принципиально новая система опознавания "Я свой", а на смену Миг-25п пришёл абсолютно другой модифицированный самолёт-истребитель Миг-25мп, впоследствии получивший название МиГ-31. Унаследовав высотные и скоростные характеристики, он значительно превосходил своего предшественника по мощности и эффективности вооружения, и по дальности полёта (радиусу боевого применения). Находившиеся же на вооружении авиационных полков Миг-25п, так же были подвергнуты доработкам и, по сути, стали другими — приобрели улучшенные боевые характеристики.

Впрочем, … читатель волен сам, исходя из прочитанного, определиться в своём мнении и принять на веру лишь ему угодный вариант, касающийся судьбы человека совершившему действия, на которые, я и попытался ответить. Сам же я, в большей степени, склонен верить, что для него Предательство закончилось именно тюрьмой —  он был возвращён туда, откуда бежал (это ни по-американски, ни по-русски). Мы знаем много примеров, когда разведки различных государств без лишнего шума и афиширования своих действий способны находить общий язык по урегулированию возникающих между ними трений. Вполне возможно, что фигура Беленко и была использована в их "игре" при разрешении конфликтной ситуации.

Выверенный, и, казалось бы, безошибочный расчёт, оказался банальным просчётом. Пусть Виктору Беленко Бог даёт здоровья и долгих лет, чтобы хватило их для замаливания допущенных грехов. Одной человеческой жизни мало, чтобы искупить ему вину перед собственным сыном! Пусть он, наблюдая небо через тюремное окошко, дни и ночи напролёт размышляет о смысле жизни, об истинных человеческих качествах и о цене совершённого им Предательства….

Из тех, по кому прокатился репрессивный каток, мне достоверно известно лишь о судьбе Бориса Пинигина.

Получив долгожданный паспорт, он устроился механиком-заправщиком на топливозаправщик в аэропорту города Ростова-на-Дону и обслуживал вылеты гражданских самолётов. Этим он занимается и сейчас, но в должности вырос до техника ГСМ. Когда встречаемся, то ведём разговоры о своих детях и внуках, и изредка о своих молодых ушедших годах, и о его поломанной судьбе.

Что ему за это время пришлось пережить и что означает жить с клеймом, по сути дела, "врага народа" —  знает только он сам! Он не ропщет и не жалуется на жизнь. Он не требует найти и наказать виновных, а ждёт и надеется, что допущенная три десятилетия назад ошибка, хотя бы и с великим опозданием, будет исправлена. Он готов, —  только бы свершилась справедливость! — простить своей Отчизне все обиды за свою исковерканную судьбу и несбывшиеся надежды.

Учитывая пережитое им, понимаешь, что так себя вести может только человек сильный духом. Глядя на него, я завидую его честному человеческому мужеству и ставлю для себя вопрос, на который должны ответить чиновники инстанции, покалечившей его жизнь: "Не пора ли отменив неправедный приказ, лишивший его неба и выкинувшего на крутую жизненную обочину, извиниться перед человеком, снять с него все подозрения и вернуть ему честное имя и состояние душевного покоя?"

На склоне прожитых Борисом лет и постепенно приближающейся старости вынесение такого решения было бы самым лучшим лекарством в исправлении его покалеченной несправедливостью жизненной судьбы. Размышляя о горькой участи назначенных быть "козлами отпущения", начинаешь понимать: допущенная по отношению к ним несправедливость, должна служить живым укором тем, кто в угоду спущенным сверху указаниям искал и находил таковых —  не вписывавшихся в очерченные рамки, и одновременно стать предупреждением для тех, кто продолжает вершить человеческими судьбами сегодня.

Когда же наша Родина, в лице чиновников её представляющих, научится бережно относиться к своим преданным и верным сыновьям, не за страх, а за совесть выполняющим свой долг служения родному Отечеству? Неужели для этого требуется кого-то из них приносить в жертву ….???

В середине 80-х годов, теперь уже прошлого столетия и тысячелетия, в ростовский полк из Сальска (из того самого училищного полка, в котором В.Беленко начинал карьеру лётчика-инструктора) был переведён по семейным обстоятельствам (болезнь ребёнка) лётчик, капитан В.Радько. От него и стало известно, что супруга В.Беленко, проживая в Армавире, сменила свою фамилию на девичью и вышла замуж за гражданского человека. Других подробностей сказано не было. Помнится, я с удовлетворением воспринял это известие. Подумалось, что она имеет право на продолжение, прерванного первым супругом, своего женского счастья. Она выстрадала это право. Она заслужила оставаться счастливой до конца отмеренных ей судьбою дней, и пусть эти дни длятся для неё как можно дольше.

Оглавление

 
www.pseudology.org