Борис Дмитриевич Пядышев
Хрущев плывет вразумить Америку
Сталин, Рузвельт, Черчилль, к счастью, не упустили золотой шанс
Борис Дмитриевич ПядышевШесть десятилетий назад, 26 июня 1945 года, в американском городе Сан-Франциско на конференции Объединенных Наций был подписан Устав ООН. Родилась мощная международная организация, каковой в истории человечества еще не было и быть не могло.
 
Объединенные Ниции провозгласили в качестве своей основной цели "избавить грядущие поколения от бедствий войны". Был создан уникальный международный документ на все обозримые времена, на возможные повороты в международной ситуации.
 
По поручению советского руководства посол ССР в Вашингтоне [?] А.Громыко от имени СССР поставил подпись под этим историческим Уставом. Если бы СССР, США, Англия вместе с другими союзниками и государствами не пришли к согласию о создании ООН сразу же после Победы, то скорее всего такая организация вообще бы не была создана. Это был золотой шанс, Сталин, Рузвельт и Черчилль его использовали.

И. Сталину, Ф. Рузвельту и У. Черчиллю, при всех их расхождениях во взглядах на политическое послевоенное мироустройство, удалось преодолеть массу трудностей, прийти к договоренностям, каковые не просматривались даже в отчаянных фантазиях. Фантастическим результатом стало решение о том, что в новой Всемирной организации наряду с СССР ее членами будут Украина и Белоруссия, входившие в Советский Союз в качестве союзных республик. Это все равно, что позвать в ООН, скажем, Калифорнию или Аляску, тоже состоявших в американском союзе.

Стержневым вопросом дискуссий был принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности: трех держав-победительниц (СССР, США и Англии), а также Франции и Китая. Западники ни за что не хотели, чтобы Советский Союз получил право вето.
 
Президент Ф. Рузвельт пригласил А.Громыко в Белый дом, чтобы обсудить эту проблему. Андрей Андреевич достойно представил советскую позицию. Для отступления от этой позиции, - говорил он президенту, - у нас пространства нет, так же, как не было его у наших войск, сражавшихся в Сталинграде. Так говорили наши воины, знавшие, что отступать на восток от Волги дальше нельзя. Аргументация советского дипломата произвела нужное впечатление на Президента США.
 
Окончательно вопрос о праве вето решила Крымская конференция руководителей СССР, США и Англии. Рузвельт внес там предложения, которые по своей формулировке в основном отвечали тому, на чем Советский Союз настаивал с самого начала.

Два месяца продолжавшаяся в Сан-Франциско работа шла трудно, в острой полемике, но в конечном счете результативно. Немало споров было вокруг вопроса о том, где разместить штаб-квартиру новой международной организации. Многие страны, в том числе Англия и Франция, отдавали предпочтение Европе. После дебатов большинством голосов было принято американское предложение о размещении ООН в США. Но и после голосования прошло еще много месяцев в спорах о конкретном местопребывании, на каком – восточном или западном – побережье, в каком городе разместится штаб-квартира. Окончательно этот вопрос был решен только на 1-й сессии Генеральной Ассамблеи, которая открылась в Лондоне в начале 1946 года с участием делегаций 51 государства. Там и было решено, что штаб-квартира ООН будет размещаться в Нью-Йорке.

За минувшие шесть десятилетий состоялось 60 сессий Генассамблеи ООН. Среди них были собрания разной значимости. Про самую высокую горную вершину говорят “summit”, “саммит” – пик несравненной высоты. Так же и в дипломатии. "Саммитами" называют сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проводимые на уровне глав государств и правительств, президентов и премьер-министров. В истории ООН их было немного, точнее сказать, включая 2005 год – четыре. Значение в международной жизни они сыграли огромное.

Первый раз в Нью-Йорк съехались лидеры в 1960 году – на 15 сессию ГА ООН. Их увлек советский лидер Н.С. Хрущев.
Второй саммит состоялся в 1995 году по случаю 50-летия ООН.
Затем мировые лидеры собрались на сессию Миллениума – Саммит тысячелетия в 2000 году.
И вот 2005 год – 60-я годовщина создания ООН снова собрала саммит на юбилей Объединенных Наций.

Каждый из них – событие грандиозное в мировой политике, со своими особенностями и, можно сказать, прелестями. И, разумеется, со своим конкретным значением для развития обстановки в мире, регионах и странах. Автору этого повествования выпала редкая удача. Помимо того, что довелось, начиная с 1960 года, в составе советских и российских делегаций присутствовать на множестве регулярных сессий Генассамблеи ООН, посчастливилось побывать на всех состоявшихся саммитах на Ист-ривет, в том числе на громкой 15-й сессии с участием Н.С. Хрущева.

О поездке Никиты Сергеевича в Нью-Йорк пишу особо, надеюсь, читателю будет интересно узнать как бы из первых рук о том, что происходило на корабле "
Балтика" и в Нью-Йорке осенью 1960 года.

Еще одна удача. Со времени создания ООН у руля Организации находились, чередуя друг друга, семь Генеральных секретарей ООН. Кроме первого – Трюгве Ли, судьба устроила мне возможность общения со всеми другими руководителями ООН. Более того, с Генеральными секретарями – Пересом де Куэльяром, Бутросом Бутросом Гали и Кофи Аннаном состоялись личные встречи и беседы. Их содержание частично публиковалось в журнале "Международная жизнь" и других изданиях. Об общении с лидерами ООН, о высказанных ими мыслях грех было не поделиться более обстоятельно с читателями, что я и пытаюсь сделать в предлагаемой книге.

Итак, начнем с первого саммита, крестным отцом которого был Н.С. Хрущев, рискнувший добиться до Нью-Йорка на скромном корабле "
Балтика".

МИД

 
www.pseudology.org