Charles William Heckethorn
Secret Societies of All Ages and Countries
Введение
1. Смысл и свойство тайных обществ. — Для истинных мыслителей, которым история представляется рядом удивительных целей, нет ничего случайного в жизни мира. Для них возникновение и действие тайных обществ не странные и необъяснимые явления, не временная форма, не скоротечное и неожиданное действие, но вполне ясный и предвиденный результат известных причин. Некогда тайные общества были так же необходимы, как открытия: дерево должно иметь корень.
 
Возле владычества силы, идолов богатства, фетишей суеверия должно было, во все века и во всех государствах, существовать место, где кончалось владычество силы, где кумирам не поклонялись более, где фетиши были осмеяны. Таким местом оказывались кабинет философа, храм жреца, подземелье сектанта.
 
2. Классификация тайных обществ. — Тайные общества могут быть распределены на следующие:
 
1) религиозные, как, например, египетские или Элевсинские таинства
2) военные: тамплиеры
3) судебные: вемы, или фемы
4) ученые: алхимики
5) гражданские: франкмасоны
6) политические карбонарии
 
Но черта разграничения не всегда точно определена; некоторые общества соединяли с учеными целями богословские догматы, как, например, розенкрейцеры; и политические общества имеют неминуемое влияние на граждан скую жизнь. Поэтому удобнее будет разделить тайные общества на две различные группы: религиозные и политические.
 
3. Религиозные общества. — С самых древних времен вероисповедание имело свои тайные общества; то есть они возникли с того периода, когда истинные религиозные познания пер вых людей — состоявшие, надо заметить, из понятия о мироздании и Вечном Могуществе, которое произвело его, и законах, вторыми оно поддерживалось — мало по малу стали утрачиваться в общей массе человеческого рода. Истинное знание главным образом сохранилось в древних мистериях, хотя они и отдалились на одну степень от первобытной, врожденной мудрости, представляя только тип, вместо прототипа; именно, явления природы внешней, временной, вместо действительности природы внутренней и вечной, которой видимый мир есть одно внешнее проявление. Так как определение этого возвращенного теперь истинного знания необходимо для уразумения многого, что составляло учение древних религиозных обществ, то мы, позднее, более подробно остановимся на этом предмете.
 
4 Политические общества. — Политические тайные общества были благодетельными регуля торами и предохранительными клапанами для настоящего; для будущего — могущественны ми рычагами. Без них драма истории состояла бы из одного монолога деспотизма, который, сверх того, лишился бы цели и не имел действия, если бы не служил к упражнению воли че ловека, побуждая к противодействию, вызывая сопротивление. Каждое тайное общество есть действие размышления, следовательно, совести. Накопившееся размышление, которое определилось, есть совесть. В этом смысле тайные общества в некото рой степени служат выражением совести в истории.
 
В каждом человеке есть Нечто, принад лежащее ему, но как будто находящееся не в нём, а так сказать, вне его. Это смутное Нечто сильнее его; он не может ни возмущаться против его владычества, ни уклоняться или бежать от его преследования. Эта часть нашего существа неосязаема; её не достигнет ни кинжал убийцы, ни секира палача; приманками её не увлечешь, мольбами не смягчишь, угрозами не устрашишь. Онато создает в нас двойственность, которую мы ощущаем в виде угрызений совести.
 
Человек добродетельный, сознающий это, находится в мире с самим собою; это смутное Нечто не гнетет его и не терзает; так точно, как в физической природе силы, действующие в человеческом теле, нечувствительны, когда действуют согласно; если же он посту пает дурно, то возмущается лучшая часть его существа. Тайные общества — выражение той же двойственности, проявляющейся в народах; они то смутное Нечто в политике, которое действует на общественную совесть и вызывает угрызения, обнаруживающиеся в виде "тай ного общества", мстительного и очистительного угрызения. Согласно вечным законам, оно возрождается через смерть, а свет вызывает из мрака, через огонь. Никто не видит света, ка ждый ощущает.
 
Можно сравнить его с невидимою звездой, свет которой, однако, доходит до нас из области, куда вовек не ступит нога человека. Одно из самых явных чувств, порождающих тайные общества,  это мщение, но это хорошая и мудрая месть, вовсе не сходная с личным злопамятством, неизвестным в вопросах общественных интересов; желание наказывать учреждения, не личности, поражать щей, а не людей — великая месть соединенными силами, наследство, передаваемое отцами детям, благочес тивый завет любви, который освящает ненависть и расширяет пределы ответственности и нравственных правил человека. Есть законная, необходимая ненависть — ненависть ко злу, которая спасает народы. Горе тому народу, который не умеет ненавидеть, потому что зло это — нетерпимость, лицемерие, суеверие, рабство!
 
5. Цель политических обществ. — Цель их членов — воздвигнуть идеальный храм прогресса, оплодотворить в сердцах прозябающих или порабощенных народов зародыши будущей сво боды. Это достославное здание, правда, ещё не закончено и, быть может, никогда завершено не будет, но попытка, сама по себе, придаёт тайным обществам некоторое нравственное ве личие, тогда как без этой цели борьба их низводится на степень мелкой, эгоистической войны партий. Она же объясняет существование тайных обществ, хотя едва ли оправдывает их. Если спросят мое искреннее мнение, то я отвечу, что не думаю, чтобы тайные общества когдалибо исполнили, что обещают. Любя справедливость, я не могу не одобрять теоретического стрем ления к свободе и равенству; как существо мыслящее, сужу по опыту в прошлом и природе вещей, где добро и зло должны существовать вечно и вечно быть в борьбе, о подобное стремление также вечно должно оставаться без соответствующего практического результата.
 
Свободе ещё способствовать можно, и часто делали это да и теперь ежедневно делают; но будь сегодня установлено всемирное, общественное и политическое равенство, едва ли оно про длилось бы по завтра. Неоспоримо, что пока люди одарены не одинаково, и страсти их не одинаковы, равенство между ними — одна мечта. Трудно назвать страну, которая извлекала бы существенную и постоянную пользу из действий какоголибо тайного политического об щества. Надо заметить, что ни в одной из двух стран, пользующихся наибольшею свободой, политической и общественной, а именно в Англии и Швейцарии, не бывало тайных обществ с народным или историческим значением. Правда, когда швейцарцы свергли австрийское иго, тридцать человек заключили союз для освобождения отечества; но это были заговорщи ки, и даже их замыслы значительно изменились, вследствие поступков и смерти Геслера. И Тель убил, его не потому, что он, Тель, был членом тайного общества и обязан был убить его, а за то, что австрийский наместик сделал зло лично ему, угрожая жизни его сына.
 
6. Религиозные тайные общества. — Самые древние тайные общества образовались не столько с политической, сколько с религиозной целью, включая всякое искусство и науку; потому религия справедливо была названа археологией человеческих знаний. Сравнительная мифология сводит все внешне противоречащие и противоположные верования к одному перво бытному, основному, истинному понятию о природе и её законах; все превращения, сопос тавления и разговоры одного или более богов, передаваемые в священных книгах индусов, парсов и других народов, основаны на простых физических фактах, искаженных и ложно представленных, с намерением или случайно.
 
Истинное понимание природы было преимуществом наиболее высокоразвитого из всех человеческих племен, арийского племени, которое занимало высшую точку азиатской возвышенности к северу от Гималайских гор. К югу от них лежала долина Кашмира, с её вечною весною, дивным богатством растительности и общими чертами природы, всего более подходившей к изображению земного рая и блажен ного местопребывания в высшей степени богато одаренных человеческих существ.
 
7. Самый совершенный человеческий тип. — И богато одаренных именно потому, что в та ком благодатном месте мог быть произведен только высший тип, так сказать, квинтэссенция той роскошной природы, с которой он составлял одно целое и потому был в состоянии постигнуть её во всей её полноте Подобно тому, как силы природы произвели растения и жи вотных разных степеней развития и совершенства, так они произвели и различные человече ские типы с разными степенями развития; самый совершенный тип, как уже сказано, арий ский, или кавказский, один имеет историю и один заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества. Даже там, где кавказское племя приходит в сопри косновение и смешивается с черным племенем, как например, в Индии и Египте, развитие высшее, историческое, начинается с белого человека.
 
8. Причины высокого умственного развития. — Я уже говорил, что климатические и другие внешние условия благоприятно действуют на степень развития. Это общеизвестная истина относительно растений, но и человек — растение, только одаренное сознанием и подвижно стью, поэтому эта истина должна быть равно применима и к нему; опыт доказывает это наде ле. Его органы, особенно мозг, достигают высшего совершенства; следовательно, он наибо лее способен созерцать природу и постигать её деятельность; из того следует, что он никогда не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел по знания даже выше тех, которыми так гордится теперь. Варварство в белых племенах, как я доказывал это в другом сочинении, есть только последствие погибшего просвещения. В той же работе я доказывал, чем могли быть эти познания и как они частью утратились, частью были искажены.
 
Настоящее сочинение было бы неполно, если не включить в него хотя бы частицу моих объяснений: некогда человек имел истинное понятие о природе и её деятельности, именно в этом причина того, почему мистерии описанных народов имеют столько обще го в догматах обрядах поэтому в них придаётся большое значение известным идеям и образ ам, и поэтому все они одинаково печальны. Святость, приписываемая во все века и во всех странах числу семь не была ещё с точностью объяснена ни одним известным писателем , объяснение, которое я представлю, докажет, что сходство между собою религиозных и науч ных доктрин народов самых отдаленных должно иметь основанием общий источник, хотя загадочные и мистические формы, в которых хранились эти познания, постепенно стали ка заться самими фактами. Теперь читатель увидит, что эти замечания, цель которых он сначала, быть может, не угады вал, не чужды нашего предмета; нельзя понять происхождение и смысл того, чему поучали мистерии, не составив себе ясного понятия о первобытных познаниях и культуре человека.
 
9. Первобытная культура. — Из предшествующего очевидно, что я не последователь той школы, которая утверждает, что человек постепенно возвысился от состояния варварства до настоящей цивилизации. Напротив, я принадлежу к числу тех, которые в эпохе, до того отда ленной, что даже страшно подумать об этом, усматривают свет высокоразвитой культуры и могучих умственных сил. Принято за правило, что доисторические времена покрыты мраком, и люди воображают, будто при каждом шаге назад они должны углубляться в непроглядную мглу.
 
Но если мы станем подвигаться далее и далее, не закрывая глаз, мрак будет отступать перед нами, как небосклон, к которому мы повидимому приближаемся; новый свет приба вится к нашему свету, новые солнца загорятся, новые зори взойдут перед нами; мрак, кото рый не что иное, как концентрированный свет, разредится в первобытное состояние, то есть свет; и так как внешность подразумевает множество, а внутренность единство — ветвей много, но корень один — так и все религиозные верования, даже облеченные 
 
Исключая, разумеется, того, у кого я заимствовал мои сведения, Якова Беме относительно которого см. дальше. в самые нелепые и унизительные обряды и суеверия, чем ближе мы добираемся до их источ ника, кажутся тем более и более очищенными и возвышенными, с более широкими взгляда ми, учениями и целями. Как говорит Тегнер: "kanslans grundton ar anda densamma". (Основной тон чувства всегда один и тот же). И, по выражению того же поэта, древность: "...det Atlantis som gick under Meb hogre kraft, med adlare begar" (Та Атлантида, которая погибла с высшими силами и высшими целями).
 
Таким образом, этические оды о Будде и Зороастре считались предтечами учения христианства. Сам Блаженный Августин говорит: "То, что теперь называется христианской религией, существовало у древних и было присуще человеческому роду от самого начала веков до пришествия Христа, со времени которого истинная вера, уже существовавшая, стала назы ваться христианскою".
 
Наконец, во всех возвышеннейших верованиях лежали в основании, хотя в различных и по рой даже искаженных образах, известные идеи, в некотором смысле общие всем. Таково верование в Троицу; догмат, что Logos или вездесущее Слово сотворило все существующее из Ничего, поклонение огню, учение о возрождении через огонь и другие.
 
10. Истинное учение о природе и cуществе. — На каком познании основывалось учение мис терий? На началах происхождения всех вещей, общем состоянии, возникновении, переработ ке и ходе природы, вместе с единством, преобладающим на небе и на земле. Несколько лет назад это провозгласили под звуки фанфар, как новое открытие, а между тем такой древний автор, как Гомер, уже говорит в 8-й книге Илиады о золотой цепи, соединяющей небо и землю, золотой цепи сочувствия, невидимом, всепроникающем, всесвязующем влиянии, называемом различными именами, как-то: anima mundi, mercurius philosohorum , лестница Якова, жизненные магнетические токи, огонь волшебника и т.д.
 
Эти познания, благодаря пристрастию человека к перемене, с течением времени постепенно исказились превратными толкованиями и переполнились, так сказать, вышивками по этой канве, созданными причудливой фантазией самого человека, и таким образом возникли суеверные теории, сделавшиеся верою немыслящей толпы и не утратившие своего влияния на умы даже сегодня, держащие в духовном рабстве мириады людей, которые дрожат перед тысячами призраков, вызванных кознями духовенства и собственным их невежеством, тогда как
 
— Felix qui potuit rerum cognoscere causas [Блажен тот, кто познал суть вещей - FV];
— Atque metus omnes et inexorabile fatum Subiecit pedibus strepitumque Acherontis avari  [Вергилий. Георгики, строфа 490 - FV]
 
11. Основные правила истинных познаний древних. — Из учения мистерий мы вправе заклю чить, что первобытные люди знали следующее, хотя в мистериях это познание уже затемне но, искажено представлением одних феноменов внешнего мира, вместо внутренних, духовных, символических истин:
 
I. Везде вокруг нас мы видим доказательства всепроникающей жизни, поэтому мы должны допустить, что есть всемирная, всемогущая и вседержительная жизнь
II. За или над первобытной жизнью, составляющей основу этой системы, виден "Неизменный Двигатель", единственное сверхъестественное существо, которое Словом или Logos создало все из самого себя; причем не подразумевается пантеизма, так как слова говорящего, хотя из него истекающие, все же не он сам.
III. Всемирная жизнь бесконечна
IV. Вещество вечно
V. Это вещество — свет
 
1 Душа мира, Меркурий философов
2 Счастие, кто познал причину вещей, он попрал ногами все страхи, и непреклонную судьбу, и шум алчного Ахерона
 
VI. Что проявляется внешним образом, то должно было существовать отвлеченно, испокон веков, в первообразе, который отражался в так называемом зеркале Maja индийской мифологии, откуда произошли выражения: "magus" (маг), "magia, (магия), "magic" (магизм), "image" (образ), "imagination" (воображение), все подразумевающие облечения первобытной, живой материи без образа в определенную форму, вид или существо. В новейшей теософии зеркало Maja называется Вечным зеркалом чудес, Девственницей Софиею, вечно рождающею и веч но девственною.
 
VII. Вечная жизнь, проявляющаяся таким образом в материи, есть разумная жизнь, и этот ви димый мир управляется теми же законами, которые управляют невидимыми мирами сил.
VIII. Эти законы, согласно которым проявляется жизнь, суть семь свойств вечной природы; шесть действующих свойств и седьмое, в котором как бы отдыхают все первые шесть, со вмещенные в полном равновесии или гармонии, то есть рае. Эти семь свойств, основание седмеричных чисел, встречаемых в естественных явлениях всех древних и новейших позна ний, суть:
 
1. притяжение
2. реакция, или противодействие
3. кругообращение
4. огонь
5. свет
6. звук
7. тело, или совмещение всего
 
IX.. Эта седмерица делится на две Троицы или два полюса посредством огня — символически изображенного крестом — по середине. Два полюса составляют вечную двойственность или антагонизм в природе—так, первые три свойства материя или мрак, производящие боль и страдание, то есть ад, космически — зима; последние же три исполнены света и наслаждения, то есть рай, космически — лето.
 
X. Огонь — великий химик, или очиститель и претворитель природы, превращающий мглу в свет. Отсюда проистекает чрезвычайное благоговение и всеобщее поклонение огню всех древних народов; жрецы Зороастра носили покрывало на рту, опасаясь осквернить огонь сво им дыханием. Под огнём, само собою, подразумевается тот небесный, электрический огонь, существование и свойство которого довольно хорошо были известны древним. Они отличали движущую силу от движимого вещества и назвали первую огненным эфиром, или духовным началом жизни, Божеством, Юпитером, Вулканом, Пта, Кнеф.
 
XI Всякий свет рождается из мрака и должен пройти сквозь огонь, чтобы стать светом; другого пути нет, кроме того, который идет через мрак или смерть, или ад — идея эта выражена во всех мистериях. Как растение не может развиться до красоты цветка, листьев и плодов, не пройдя мрачного состояния зерна, схороненного в землю, где оно химически претворяется посредством огня, так и духу нельзя достигнуть полноты знания и света, не пройдя фазиса самозатмения и заключения, в котором он мучился, страдал — в котором находился, как бы в горниле, в муках рождения.
 
12. Ключ к мистическому учению. — Что первобытные люди имели понятие о вышеизложенных фактах, достоверно известно не по одним положительным выводам из учения мистерий, но также на основании памятников древности, которые величием мысли и единством идеала превосходят все, что исполнило новейшее искусство, или промышленность, или даже вера. Принимая это в соображение, читатель глубже вникнет в истинное значение догматов посвящения, чем могли это сделать сами посвященные. Он также поймет, что единообразие в учениях мистерий обусловливается фактом, что излагаемые догматы суть объяснения всемирных явлений природы, одинаковых на всех пунктах земного шара. Поэтому, описывая обряды посвящения, я не прибавлю к ним никаких комментариев или толкований, а просто сошлюсь на этот параграф введения, как на ключ.
 
13 Суть мистического учения. — Оно было теологическое, нравственное и научное. Теологическое, потому что посвященным доказывало заблуждение пошлого политеизма и заключало в себе доктрину о Единстве и будущем возмездии; нравственное, потому что его правила со ответствовали словам Иисуса Христа: "Люби ближнего как самого себя", и наставлению Конфуция: "Если сомневаешься, хорошо действие или дурно, вовсе воздержись от него"; научное, потому что начала
 
Тайные ордена, упомянутые выше, были в нём изложены с их естественными и необходимыми выводами, последствиями и результатами
 
14. Как утратилось истинное знание. — Хотя я уже упоминал несколько раз, что истинное понятие о природе, которое имели первобытные.люди, с течением времени исказилось и смешалось с заблуждениями, не лишним будет указать, каким путем это произошло. Досто верно известно, что древнейшая религия, какая встречается в письменных памятниках, это сабеизм, или гелиосоархеизм. Солнце, месяц и звезды, однако, представлялись истинным первоначальным посвященным одними наружными проявлениями и символами внутренних сил Вечной Жизни. Но такие отвлеченные истины нельзя было сделать доступными для низ кого умственного уровня все прибывающей толпы, естественно более занятой удовлетворе нием материальных потребностей; отсюда произошло олицетворение небесных тел и от них зависящих времен года на земле
 
Постепенно то, что сначала было просто человеческим изо бражением символа, стали принимать за олицетворение лица, существовавшего на земле. Таким образом, солнце, для первобытных людей, было внешним проявлением Вечной, всеподдерживающей, всеохраняющей Жизни; в разных странах и веках эта сила олицетворялась именами: Кришна, Озирис, Гермес, Геркулес и так далее; впоследствии стали считать эти об разы людьми, некогда действительно существовавшими и обоготворенными за дарованные ими человечеству благодеяния. Показывали могилы этих мнимых богов, как, например, великую пирамиду, будто бы могилу Озириса; совершали празднества, цель которых, по видимому, заключалась в ежегодном возобновлении печали вследствие их утраты.
 
Прохож дение солнца через знаки Зодиака дало повод к мифам о воплощениях Вишну, о подвигах Геркулеса и т.п.; его мнимая утрата силы зимою и возвращение её в зимнее солнцестояние дали повод к мифу о смерти, нисхождении в ад и воскресении Озириса и Митры. Итак, что в одном веке было чистое естествознание, то в другом стало баснословием, а в третьем — сказ кой с колоритом той местности, где она преобладала. Повсюду встречаемое число семь, когда утратилось понятие, что местное преобладание есть необходимый результат семи свойств природы, приписали семи известным тогда планетам.
 
15 Первоначальный дух мистерий и результат их упадка. — В мистериях все имело характер астрономический, но в астрономических символах скрывался более глубокий смысл. Опла кивая скрывшееся солнце, посвященные в сущности скорбели об утрате того света, влияние которого есть жизнь, тогда как действие стихий, согласно законам химического притяжения, только производит феномен смерти и уничтожения. Посвященные силятся выйти изпод вла дычества поработительницы — Ночи в достославную независимость дарующей свободу Со фии; быть умственно погруженными в божество, то есть Свет Адептам преподавались дог маты древнего естествознания, но уразумение их должно было возникнуть в душе ученика по вдохновению. Не мертвое тело науки передавалось посвящаемому, предоставляя случаю, оживится оно или нет, но в него вдыхали живой дух.
 
Так как больше должно было постигать ся внутренним вдохновением, чем передавало устное учение, то это и было причиной посте пенного упадка мистерий; идеал заменился реальностью и чисто физические элементы, — сабеизм и археизм — стали их преобладающими чертами. Постоянно встречающиеся в святи лищах смерти и возрождения эмблемы и напоминания, указывающие на таинство, на то, что минута высшего психического наслаждения наиболее разрушительна для телесного существования — то есть высочайшее наслаждение, как бы мимолетный взгляд в рай, — эти эмблемы и напоминания были отнесены к одной внешней природе; и ложное толкование их повело к разным верованиям или суевериям, которые наполнили землю преступлениями и бедствиями, кровавыми войнами, жестокими междоусобицами и гонениями. Кровожадные фанатики, споря о словах, значение которых не понимали сами, утверждая противные догматы, одина ково ложные с той и другой стороны, изобрели адские муки, чтобы вынудить противников усвоить их взгляды. В то самое время, когда две магометанские секты Омара и Али сражают ся, чтобы решить, следует ли начинать омовение с кисти руки или с локтя, они, однако, со единяются, чтобы разбить или обратить в свою веру христиан.
 
Да и последние разделившись на бесчисленные секты, отличились гонениям не менее жестокими, чем когдалибо производили так называе мые языческие народы. Не довольствуясь попыткою истреблять огнём и мечом турок и жидов, одна христианская секта учредила и такое судилище, как инквизиция, а противники её, выказав такое же жестокосердие, когда достигли власти, лишали католиков гражданских прав и нередко казнили их. Обоюдною ненавистью сопровождается даже их миссионерское рвение — приносящее крайне жалкие результаты, несмотря на красноречивые отчеты, сочиняемые миссионерскими обществами в отечестве, чтобы выманивать у публики] деньги. Приведем один пример: какойто передовой миссионер пытался заранее внушить обитателям Полинезии предубеждение против протестантов переводом "Книги мучеников" Фокса на туземный язык и наглядно объясняя её содержание с помощью волшебного фонаря.
 
16. Мистерия с астрономической точки зрения. — Так как мистерии в том искаженном и бес цельном виде, в котором дошли до нас, и поныне совершаются во франкмасонстве и, глав ным образом, имеют астрономический смысл, несколько общих замечаний об основных на чалах избавят нас от множества бесполезных повторений при описании каждой отдельно. В самой древней индийской религии говорится о грехопадении человечества, вследствие вкушенного плода от древа знания, и затем изгнании его из рая. А если прочесть рассказ о грехопадении в книге Бытия, облеченный в таинственную и астрономическую оболочку, то получится нечто вроде следующего: Адам — не единичное лицо, но человек вообще, то есть человечество — и его подруга Ева — что означает жизнь — после весны и лета, проведенных в саду эдема, неизбежно! должны были достигнуть времени года, когда змея Тифон, символ зимы, указывает в небесном круге на приближение царства Зла, зимы.
 
Аллегорическое тол кование, проникшее повсюду, было причиной, что malum, "зло", также изображалось "ябло ком", произведением осени, указывающим на окончание жатвы и на то, что человек снова должен обрабатывать землю в поте лица. Наступает холодная пора и ему нужно покрыться аллегорическим листом смоковницы. Небесный круг обращается человек созвездия Боотес, то же что Адам, следует за Девою, которая в руке держит ветвь с плодами и как будто зама нивает или увлекает его. Священная ветвь или растение входит в состав всех мистерий. Во первых, индийский и египетский лотос, потом смоковница Атиса, мирт Венеры, омела друи дов, золотая ветвь Виргилия, розовый куст Изиды — в Золотом Осле Апулей возвращается к своему естественному виду, поев роз — букс Вербного воскресенья и акация масонов. Ветвь в опере "Робертдьявол" — это мистическая ветвь мистерий.
 
17. Продолжение предыдущего. — Печальный характер мистерий — Во всех мистериях мы встречаем Бога, высшее существо или необыкновенного человека, вынесшего смерть, чтобы начать новое, более славное существование; повсюду воспоминание о какомто великом и печальном событии погружает народы в скорбь и печаль, которые немедленно сменяются живейшей радостью. Озирис убит Тифоном, Уран Сатурном; Адонис растерзан диким вепрем; Ормузд побежден Ариманом; Атис, Митра и Геркулес сами лишают себя жизни; Авель убит Каином, Бальдур Локами, Вакх исполинами; ассирийцы оплакивают смерть Фаммуза, скифы и финикияне Аммона, вся природа — великого Пана, франкмасоны Хирама, и так да лее. На источник этого общего верования уже было указано.
 
18. Однообразие догматов. — Учение о Единстве и Троице включалось во все мистерии. Во многих религиозных верованиях мы встречаем нечто вроде подражания христианским догма там, деву, рождающую спасителя и всетаки остающуюся девой. В чисто внешнем смысле эта девственница есть Дева Зодиака, и спаситель, ею рожденный, солнце; в более глубоком, внутреннем смысле, это вечный идеал, в котором вечная жизнь и разум, сила электричества и свойство окрашивать, первое поддерживающее, последнее украшающее видимое существо вание, воплощаются, так сказать, в бесчисленных созданиях, наполняющих мир — лучше то го, сама вселенная и есть.
 
А девственница остается тою же девственницей и её собственное свойство не изменяется, так точно, как воздух производит звуки, свет цвета, ум мысли, нисколько вследствие того не изменяясь в существе. Бесспорно, эти начала не так полно и отчет ливо выражены в учениях древних мистагогов, но основное понятие о них может быть выве дено из того, чему они учили. Во всех мистериях свет представляется рожденным из мрака.
 
Таким образом неоднократно появляется божество, называемое то мага Бавани, то Кали, то Изида, то Церера, то Прозерпина. Персефона, царица неба, есть ночь, из недр которой истекает жизнь и к которой эта жизнь возвращается, тайное сочетание жизни и смерти. Кроме того, она называется ещё Авророю, а в германском мифе Аврора — начало, возвращающее жизнь. Она не только ночь, но и мать солнца, то есть заря, за которою сияют звезды. Когда она служит символом, земли, как Церера, её представляют с колосьями. Подобно печальной Прозерпине, она прекрасна и блестяща, но так же; печальна и мрачна. Таким образом, она соединяет ночь с днём,. радость с грустью, солнце с месяцем, жар с сыростью, божественное с человеческим.
 
Древние египтяне часто представляли божество в виде черного камня, и черный камень Каабы, которому по клоняются арабы, по описаниям, первоначально был белее снега и более блестящий, чем солнце, олицетворяет ту же мысль с прибавлением понятия, что свет предшествовал мраку. Во всех мистериях мы находим крест — символ очищения и спасения; три, четыре и семь были священные числа, в большей части мифологий мы встречаем два стола; мистические пиры свойственны всем, так же точно, как испытания огнём, водою и воздухом, круг и треугольник, одинарный и двойной, повсюду изображают дуализм или разделение природы на полюса; во всех посвящениях неофит представлял собою доброе начало, свет, побежденный злом, мраком, и его задача заключалась в достижении прежнего превосходства, вновь родиться или переродиться через смерть и ад с его ужасами, наглядно изображаемыми в то время, как неофит проходил по семи пещерам или поднимался на семь ступеней.
 
Все это, более глубоком смысле, означало вечную борьбу света с целью освободиться от препон матери альности, которую он брал на себя, проходя сквозь семь свойств вечной природы, во второ степенном смысле, когда глубочайшее значение утратилось для человечества, это означало проход солнца через семь знаков Зодиака, от Овена до Весов, как это видно во франкмасонстве в степени Королевской Арки и в лестнице с семью ступенями степени рыцаря Кадош.
 
Во всех мистериях деятели одни и те же, олицетворяющие астрономические, или космические явления; во всех посвященные узнавали друг друга посредством знаков и условных выраже ний; во всех условия посвящения были одни и те же — зрелый возраст и чистота жизни. Поэтому Нерон не осмелился, когда был в Греции, явиться кандидатом для посвящения в Элевсинские таинства. Во многих мистериях главный иерофант был обязан вести уединенную, безбрачную жизнь, чтобы на свободе вполне посвящать себя изучению и созерцанию небесных предметов.
 
А чтобы достигнуть такой отвлеченности, жрецы имели обыкновение, в ранний период истории, умерщвлять плоть употреблением известных трав, которые считались одаренными свойством подавлять всякое страстное возбуждение; для охранения себя от него они порою прибегали к более сильным и решительным мерам. Во всех странах, где существовали мистерии, посвящение стали считать необходимостью, как впоследствии крещение между христианами, обряд, который на самом деле был исполняем во всех мистериях
 
Посвященные назывались эпоптами, то есть видящими вещи, как они есть, тогда как перед тем они назывались мистами, что означало совершенно противоположное. Во всех мистериях мы встречаем больше или меньше тайн, внешнее и внутреннее учение и три степени.
 
Выдать тайны везде считалось низостью и было сопряжено с самыми тяжкими карами; оттого также во всех посвящениях кандидат должен был произносить самые страшные клятвы, что сохранит вверенные ему тайны. Алкивиад подвергся изгнанию и был предан фуриям за то, что выдал мистерии Цереры; Прометей, Тантал, Эдип, Орфей подвергались разным наказаниям по той же причине.
 
19 Минование надобности в тайных обществах. — Благодаря самим тайным обществам, в них теперь нет уже надобности, по крайней мере в области мысли. В политике, однако, в ка ждом веке, встречаются обстоятельства, которые вызывают их, хотя они редко достигают не посредственной цели. Но мысль религиозная, философская и политическая, которая вызывает v святош и дураков стремление подавить её. потому что она нарушает их покой, только будет становиться сильнее от противодействия.
 
Наука становится несокрушимым оплотом против вторжения догматических нелепостей, и возникает ученая церковь, где наука, а не смирение, труд, а не истязания и посты считаются необходимыми условиями. Различные явления новейшей жизни служат тому доказательством. Если человек в течение веков умственного мрака уничтожал себя ради великого, боготворимого всего, он не станет в лучшие времена отрицать то, чем обязан Богу; в своем поклонении Ему он изучает и чтит самого себя, разрушает фетиши и ратоборствует за истину, которая и есть Слово Божие.
 
Он не может отвергать боже ственного, не отвергая самого себя В древности разум возвышался от религии к философии, в наше время в силу крутой реакции, он возвысится от философии к религии. А люди, которые таким путем достигли веры и отбросили страх в силу своего всеобъемлющего сочувствия — такие люди суть истинные преобразователи человечества и не нуждаются ни в тайных знаках, ни в условных словах, чтобы узнавать друг друга; наоборот, они против всего подобного, потому что свобода, по их взгляду, состоит в гласности.
 
Где преобладает свобода, таинственность уже, более не нужна для достижения всяких хороших и полезных целей, прежде она нуждалась в тайных обществах чтобы торжествовать, теперь ей нужно только открытое единство, чтобы поддерживаться. Нельзя, разумеется, утверждать, что настало время, когда можно высказывать всякую истину без опасения и клеветы, и козней, и противодействия, особенно в вопросах религиозных; далеко до того, как явствует из недавних поразительных примеров. Слова Фауста все ещё имеют своё применение: "Кто дерзнет назвать дитя его настоящим именем?
 
Немногие, знающие об этом чтонибудь, которые не остереглись безумно раскрыть перед чернью своё переполненное сердце, обнаружить свой взгляд, тех распинали и сжигали.. Конечно. о те лесном истязании или сожжении теперь нет речи, но политика, а в особенности козни като лического духовенства ещё имеют в своем распоряжении несколько винтов для пальцев и раскаленных железных полос для прижигания доброй славы человека: поэтому, хотя я и со мневаюсь в политичности и, по большей части, в успехе тайных обществ, всетаки не могу отказать в дани удивления тем, которые действуют по своим убеждениям.  

Оглавление

Государство

 
www.pseudology.org