У аппарата Главковерх? Товарищ Верховный Главнокомандующий! Предлагаем принять представителя украинского штаба при вашей Ставке*121. Равным образом предлагаем включить представителя Центрального Секретариата в состав общероссийской мирной делегации. Что касается создания единого украинского фронта из нынешних юго-западного и румынского, то вопрос этот должен остаться открытым до определения воли всех заинтересованных областей демократическим путем. Вполне одобряем вашу политику: не чинить никаких политических препятствий передвижению украинских частей с севера на юг, поскольку это допускается общим положением фронта и состоянием транспорта, в первую голову - интересами продовольствия всей армии. В этих вопросах решение принадлежит вам и вашему штабу. Украинские трудящиеся массы должны на деле понять, что общероссийская Советская власть не будет чинить никаких затруднений самоопределению Украины, в какие бы формы это самоопределение окончательно ни вылилось, и что признание Народной Украинской Республики со стороны Российской власти - самое полное и самое искреннее. Но мы считаем в то же время необходимым открыто показать не только перед русскими, но и перед украинскими трудящимися массами противоречие социалистической политики Советской власти и буржуазной политики Центральной Рады, которая фактически становится, может быть, против воли некоторой своей части - правительством имущих классов на Украине. Не намереваясь ни в малой степени навязывать свою волю украинскому народу, Совет Народных Комиссаров, в то же время, готов всеми зависящими от него средствами поддержать Советы украинских рабочих, солдат и беднейших крестьян в их борьбе против буржуазной власти и буржуазной политики Центральной Рады. Что касается заявления комиссара казачьих войск в Ставке, то оно является грубо неосновательным и должно быть решительно отвергнуто.
Каледин ввел в Донской области военное положение. Шахтеры Донецкого бассейна находятся под гнетом калединского режима. В Ростове-на-Дону калединцы, поддерживаемые кадетами, установили на крышах пулеметы и терроризуют город. В руках нашей судебно-следственной комиссии имеются документы, с несомненностью устанавливающие теснейшую связь Каледина с монархическим заговором Пуришкевича*122. Ввиду этих фактов Советская власть приняла меры к тому, чтобы одним ударом положить конец преступным действиям калединцев и корниловцев, которые обманывают трудовое казачество, разоренное и обессиленное войной, и натравливают его на его братьев солдат, рабочих и крестьян всей России. Равным образом и на Урале нами принимаются меры к тому, чтобы положить конец контрреволюционному мятежу Дутова*123, члена казачьего правительства, который, опираясь на денежную поддержку кадетской буржуазии, разоружил оренбургский гарнизон, арестовал Исполнительный Комитет, Военно-Революционный и стачечный комитеты и совершает отвратительные насилия над революционными гражданами, не щадя женщин. Мы приказали не входить ни в какие переговоры с контрреволюционными заговорщиками, которые стремятся, руку об руку с Родзянко и Милюковым, в интересах казачьего дворянства и буржуазии, залить кровью весь Урал, а затем и всю Россию. Просим разъяснить казакам, что Совет Народных Комиссаров делает строгое различие между казачьими офицерскими, помещичьими и буржуазными верхами, которые идут заодно со всей российской контрреволюцией, и между трудовым казачеством, которому Советская власть готова прийти на помощь всеми имеющимися у государства средствами. Нимало не покушаясь на самоуправление казаков, их нравы и обычаи, Советская власть намерена в то же время беспощадно сокрушить восстание Калединых, Корниловых и Дутовых, которые действуют заодно с врагами народа - кадетами - и пытаются снова накинуть петлю на шею рабочих, солдат, крестьян и казаков. Поэтому мы предлагаем, товарищ Верховный Главнокомандующий, немедленно двинуть по направлению к Москве, Ростову-на-Дону и Оренбургу такие силы, которые, не колебля линии нашего фронта, были бы достаточно могущественны, чтобы в кратчайший срок стереть с лица земли контрреволюционный мятеж казачьих генералов и кадетской буржуазии. Жду ответа.
Народный Комиссар Троцкий.
Вопрос о казачьих войсках на фронте стоит остро в связи с приостановленным планом Духонина о сосредоточении крупных казачьих частей и переброской их на Дон, Урал и Дальний Восток. Эшелоны стоят на вокзалах без фуража и продовольствия. Сдвинуть их в глубокий тыл России нецелесообразно, оставить на фронте, в связи с крайне обостренным отношением к ним, - тоже. Кроме того, направление на Ростов эшелонов сопряжено с территориальным нарушением границ Украины. Единственно, что можно будет сделать, это - оставить эти части в прифронтовой полосе, пока они держатся всюду прилично. И еще вчера делегация просила издать воззвание о более мягком к ним отношении со стороны войск. Как поступить с казачьим комиссаром, вручившим декларацию, и комиссарами при частях? Как поступить с формированием национальных мусульманских, молдаванских, армянских и польских войск? В отношении последних вопрос обострился со вчерашнего дня. Делегация покорно принимает мои распоряжения о сосредоточении и изолировании их в определенном районе, но руководящие органы буржуазны насквозь. Принципиально стоя на точке зрения независимости Польши, не допускают демократизации легионов; в связи с моим приездом и распространением декрета о земле, поднялось сильное аграрное, чисто классовое, антипольское движение, в ряде случаев переходящее в беженский погром. Нужно получить принципиальное решение о формировании национальных войск. На Западном фронте вопрос будет решаться в зависимости от опроса самих солдат.
Прошу точных ответов на все вопросы.
Крыленко.
Запросите Украинскую Раду, считает ли она себя обязанной оказывать содействие в борьбе с Калединым или же намерена рассматривать продвижение наших эшелонов на Дон, как нарушение своих территориальных прав. Ответ опубликуйте во всеобщее сведение. Вся армия, в том числе и украинцы, должна знать, что обеспечение Донецкого бассейна от Калединской анархии - есть вопрос жизни и смерти для революции. Что касается формирования национальных полков, то предлагаем не чинить никаких политических препятствий и ставить только те ограничения, которые сейчас вытекают из положения дел на фронте, объясняя каждый раз заинтересованным частям причину затруднений. С национальными полками необходимо обеспечивать прочную и надежную связь в лице энергичных и тактичных комиссаров. Необходимо принять меры к обеспечению немедленного перевода всех декретов, воззваний и приказов на язык каждой национальной части. В национальных войсках, руководимых буржуазией, необходимо создавать социалистические ячейки и тесную связь с нашими войсками и комитетами. Здесь буржуазия надеется на то, что национальные войска будут за нее против нас, но мы не сомневаемся, что выяснение советской политики в национальном и экономическом вопросах и в вопросе о войне и мире вырвет почву из-под ног буржуазии.
Еще раз повторяю о необходимости принять самые неотложные меры к подавлению уральского и донского мятежей. Тамошние и смежные гарнизоны мобилизовали все силы, но их одних не достаточно.
Чем скорее будет ликвидирована эта последняя попытка буржуазно-помещичьей России поднять голову, тем меньше она потребует жертв. Было бы желательно, чтобы в особом приказе по армии выяснили роль кадетской партии, которая, с одной стороны, пролезает в Учредительное Собрание, а с другой - поднимает казачье восстание в тылу. Вся армия должна понять, что победа Милюковых, Родзянок, Калединых и проч. означала бы окончательное закабаление народа своей и чужой буржуазной олигархии и дальнейшее затягивание войны. Жизненным интересом каждого солдата является скорейшее подавление кадетско-казачьего мятежа, который имеет своей прямой задачей сорвать перемирие и мирные переговоры.
Троцкий.
Я хочу знать, как поступить с казачьими комиссарами при Ставке и частями, подавшими заявление?
Крыленко.
Этот вопрос вам необходимо разрешить самому, в зависимости от тамошних условий, но так, чтобы колеблющиеся элементы поняли, что Советская власть не собирается шутить с агентами Калединых в то время, как эти последние заносят разбойничий нож на революцию.
Троцкий.
"Правда" N 200,
9 декабря (26 ноября) 1917 г.
*121 К сожалению, фамилии этих представителей пока установить не удалось.
*122 Пуришкевич - вышел из среды бессарабских помещиков, наиболее черносотенной части дворянства, давшей целую плеяду вождей монархического движения. В эпоху царизма Пуришкевич был одним из руководителей и главных ораторов монархического блока в Государственной Думе. С трибуны последней он не раз призывал к беспощадной борьбе с революционерами и евреями. При его активном участии создались погромные организации вроде "союза русского народа". У либеральной прессы Пуришкевич был главной мишенью для насмешек и нападок. В эпоху керенщины и первых месяцев Советской власти он арестовывался за свою контрреволюционную деятельность.
По данным следственной комиссии, контрреволюционная монархическая организация, возглавляемая Пуришкевичем, возникла еще в октябре 1917 года. Целью организации, по словам самого Пуришкевича, было установление твердой власти в стране, в целях победоносного окончания войны, и в дальнейшем - непременного восстановления в России монархии. Пуришкевич сам горячо отстаивал идею тесного сплочения и общности действий между своей организацией и монархистами, кадетами и особенно тесной связи с Савинковым, полагая, что одни монархисты сами по себе слишком слабы, чтобы достигнуть успехов без помощи правых эсеров. При обыске были найдены подлинники писем к ген. Каледину, в каковых сообщалось, что организация работает, не покладая рук, над созданием полков из офицеров и юнкеров, дабы к моменту ожидаемого подхода Каледина к Петрограду поднять восстание изнутри, свергнуть власть большевиков и расправиться с ними публичными расстрелами и виселицей.
*123 Заговор против Советов на Урале подготовлялся в Совете Казачьих Депутатов Оренбургского войска, руководимом полковником Дутовым.
С первым же известием об Октябрьской Революции Дутов, опираясь на наиболее надежные казачьи части, юнкеров, прапорщиков и т. п., захватил власть в Оренбурге в свои руки и организовал "войсковое казачье правительство". Одновременно возник и местный "комитет спасения родины и революции", состоявший сплошь из правых эсеров. Фактическая власть принадлежала Дутову и его белогвардейской орде, на долю же эсеров выпала роль лакеев. Дутов начал массовые аресты среди большевиков. Аресты и зверское избиение большевиков вызвали всеобщую стачку оренбургских рабочих во главе с железнодорожниками. Стачка продолжалась около трех месяцев до того момента, когда Красная Армия, наступавшая осенью 1918 г. со стороны Самары, разгромила Дутова. Выгнанный из Оренбурга Дутов со своими приверженцами рассыпался по станицам, откуда организовывал разбойничьи банды. Уральская контрреволюция была окончательно уничтожена лишь после разгрома Колчака.