Идеология
Введение
Глава 1.  Происхождение, понятие и значение идеологии
1. 1.  Происхождение идеологии
1. 2.  Понятие идеологии
Глава 2.  Функции и уровни идеологии
Глава 3.  Типлогия идеологий
3. 1.  Либерализм
3. 2.  Консерватизм
3. 3.  Социал-демократическая идеология
3. 4.  Национал-социализм и фашизм
Заключение
Литература
Введение

За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения.  Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения.  Динамика общественной жизни "разрывает" ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека.  Это приводит к бессмысленности, не качественности общественной деятельности, к сбоям, "поломкам", неупорядоченности форм её протекания. 

Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий.  Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука.  Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма общественного сознания.  А в практической жизни часто принимаются решения, которые или "лучше" или "хуже", в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью.  Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.

На этом фоне становится актуальной проблема формирования идеологии как некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека и общественного организма в целом.  Ситуация тем более интересна, что мы столкнулись с непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии СССР (КРФ, Гл. 1, ст.  13 "в России признается идеологическое многообразие").  Кроме того, изменения, происходящие в современном мире связанные с формированием общего социального пространства, становлением мировой цивилизации, делают актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных идеологий а обществе и средствах интеграции различных культурных ценностей.  Таким образом, идеология фактически перестает быть периферийной темой общефилософских рассуждений – она предстает в качестве конкретного предмета исследования.

Объектом исследования будет выступать идеология.  Предметом исследования – концепции и теории, описывающие идеологию с точки зрения её происхождения, сущности, функций, отношения к другим идеологиям, науке, религии, выявляющих её связь с сознанием и типами общества.

Целью работы является рассмотрение основных идеологический течений современности, к которым относятся либерализм, консерватизм, социализм, национализм.

Задачи – изучить происхождение, понятие и уровни идеологии, а также, охарактеризовать сущность и проанализировать особенности либерализма, консерватизма, социализма и национализма.

Глава 1.  Происхождение, понятие и значение идеологии

1. 1.  Происхождение идеологии

Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология.  Среди них особую и всёвозрастающую роль играет политическая идеология.  Термин "идеология" древнегреческого происхождения и буквально означает "учение об идеях", поскольку состоит из двух слов "идея" и "логос".  Одним из первых применил этот термин в своих трудах Платон.  В творчестве Платона сочетались философский идеализм и глубокий интерес к общественным отношениям.  Особое значение имеет понятие "идея", используемое древнегреческим мыслителем и послужившее этимологическим обозначением новой области знания – "идеологии", а впоследствии применяющееся при характеристике общественной жизни в качестве её определенного феномена и элемента общественного сознания одновременно[1]

Понятие "идея" возникла как характеристика бытия в обозначении нематериального мира.  Кроме того, уже с момента введения в научный оборот "идея" превращается в своеобразный символ противопоставления сущности и явления, идеального и материального, сохранившийся в научном мире до настоящего времени.  Возникновение идеологии связывается с ростом научного знания в целом, его социальной ориентированности.  Хотя идеология и социальные науки развиваются в дальнейшем (что имеет свои основания) в оппозиции друг к другу, обе эти сферы возникают в связи с кризисом "старых режимов" и основанных ими систем авторитетов.  Трансформация традиционного общества влечёт за собой появление новых типов высказываний и новых способов их обоснования, новых интерпретаций социальной жизни и проектов её изменения. 

Примерно, как и в религии, идеология придаёт значение повседневной жизни и стремится к примирению миров; идеологии касались организации общественной жизни и защите публичных, рационально обоснованных проектов перестройки общества, опираясь на очевидность и разум.  Идеология поэтому знаменует возникновение нового способа политического дискурса (фр.  discours – определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и представляется в те или иные периоды времени)[2], который призывал к действию, но не оправдывал его за счёт привлечения авторитета или традиции, или только эмоциональности риторики.  Это был дискурс, основанный на идее обоснования политического действия средствами рациональной теории.  Однако идеология отделяет себя от мифологического или религиозного сознания, поскольку она оправдывает предлагаемый курс действий логикой.  Идеология также теснейшим образом связана с формированием национальной идеи и национального государства.  В течение последних двух-трех столетий они дополняли и стимулировали друг друга[3].

Политические события периода назревания и проведения Великой французской буржуазной революции были связаны с динамичными и радикальными изменениями, как в практической жизни, так и в общественном сознании французского народа.  Данный феномен привлёк внимание ряда французских учёных к области общественного сознания, как возможность управления обществом посредством идей.  Французский учёный А. Д.  де Траси в 1796 году, в своём труде "Этюд о способности мыслить" использовал термин "идеология", чтобы охарактеризовать науку об идеях.  Позднее он подробнее развил это понятие в многотомном сочинении "Элементы идеологии".  Он объясняет это тем, что крупные собственники, стремящиеся к присвоению государственной власти, воспользовались услугами известных литераторов и учёных, которые, в свою очередь, сумели настроить общественное мнение против существующего режима.  С тех пор, в общественных науках возникали различные взгляды на это общественно-политическое явление, однако большинство исследователей сходятся в своих представлениях о значимости и содержании идеологии как действенном политическом инструменте, способном вырабатывать определенные цели политического развития, сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию, обеспечивать укрепление, и в силу этого играть большую роль в жизни общества[4]

Во второй половине XIX в.  оформилась новая область исследований – анализ идеологического сознания.  Социально-экономическую трактовку феномена идеологии предложил Маркс.  К.  Маркс полагал, что всегда имеются, по крайней мере, два представления о "справедливости", "свободе", "равенстве" и других политических ценностях: господствующего класса и классов угнетённых.  Также Ф.  Ницше предложил ценностную трактовку идеологического сознания: идеологии – это культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами.  Конец ХIХ – начало XX вв.  были особенно богаты проектами, идеями, учениями, предлагавшимися в качестве руководства к поискам путей переустройства существующей общественно-политической системы[5]

В начале XX века в политической идеологии сложились два основных направления: реформаторский и революционный, каждый из которого имел свои национальные, региональные и системные разновидности.  Исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии: психологическим и социологическим.  В.  Парето является автором оригинальной психологической теории идеологии, в которой рассматриваются теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки.  Парето считал, что логическое (рациональное) поведение охватывает лишь часть всех видов поведения человека, и основное внимание сосредоточил на анализе иррационального и алогичного поведения.  По Парето, основное свойство человека – руководствоваться не столько разумом, сколько чувством, но при этом давать как бы рациональное оправдание сентиментальному (чувственному) поведению[6]

3.  Фрейд (1856–1939), создатель психоанализа, не оставил какой-либо теории идеологии, однако созданное им на базе медицинской психологии и практики лечения неврозов учение можно отнести к тем, в которых прослеживается стремление разоблачить скрытые мотивы человеческих действий.  Фрейд обратил внимание на структуру человеческой психики и роль бессознательных мотивов, скрытых от человеческого разума в поведении.  Однако для того чтобы реализоваться в действии, этим импульсам нужно попасть в сознание, так как только оно отвечает за реализацию поведенческих актов.  А для этого бессознательные импульсы должны пройти через цензуру мышления, руководствующуюся другим принципом – реальности.  В соответствии с этим принципом мышление вытеснит обратно в область бессознательного те его желания и идеи, что неприемлемы с точки зрения требований реальности, в которой живет человек.

Важный вклад в разработку теории идеологий внесла работа К.  Мангейма "Идеология и утопия".  Заимствовав у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности идей, Мангейм полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства.  Именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления.  В бескомпромиссных политических дискуссиях они не останавливаются на теоретических аргументах, а стремятся сорвать маски, открыть неосознанные мотивы убеждений и действий идейного противника.  Во второй половине XX века новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки – Э.  Шиле, Д.  Белл – с идеей вообще отказаться от идеологии под лозунгом "конца идеологий".  Однако такой подход был признан, всё-таки, ошибочным и в 70-е годы, как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция "реидеологизации", которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии[7].

1. 2.  Понятие идеологии

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К.  Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества; Маннгейм как искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; А.  Гоулднер как продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов социального воспроизводства и формированием новой рациональности европейских обществ.

Состояние общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья страны.  Морально-этические ценности, ориентация общества свидетельствуют о направленности его развития, в то время как знание, социальное настроение, мироощущение – о качестве его развитии.  Ряд авторов, рассматривая противоречивое, конфликтное состояния общества, предлагают преодолеть данную противоречивость социальных ориентиров за счёт абсолютизации ценностей одной из сфер общественной жизни: экономической, политической, правовой, духовной.  Или же правильными будут те нормы и направления, которые продиктованы, скажем, идеологиями монетаризма, правового государства, национального или геополитического интереса, поскольку системность – есть неотъемлемый признак любой идеологии.  Большинство исследователей при всём разнообразии своих оценок и представлений о значимости идеологии, сходятся в том, что идеология является действенным инструментом, способным вырабатывать определенные цели политического развития, обеспечивать укрепление власти[8].

В таком случае можно ли применить к определению идеологии понятия истинности или ложности? Идеология не истинна и не ложна.  Её отдельные фрагменты, будучи вырваны из контекста идеологии в целом и взятые сами по себе, могут сопоставляться с реальностью и оцениваться как истинные или ложные.  Но идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители.  Эта степень зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей и, каково в ней соотношение истинных и ложных суждений.  Степень адекватности может меняться с годами.  Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине XX века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала.  Марксистская идеология утратила былую эффективность, поскольку упала степень её адекватности и потому её отменили в качестве государственной идеологии России[9].  Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности.  Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий.  Идеология также использует результаты научного познания, но опять-таки в целях формирования и стандартизации сознания людей.  Наука отличается от идеологии, прежде всего своей социальной функцией.  Функция науки – познание реальности, разработка методов познания и вооружения людей результатами познания.  Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических и не политических группировках, союзах, партиях, движениях[10]

Отношения между политикой и идеологией определяются рядом специфических особенностей, которые их сближают: они представляют собой явление сознания; подпитываются экономической, культурной и духовной жизнью общества; включены в исторический процесс.  Идеология универсальна, как и политика, т.  е.  способна охватывать самые различные области деятельности, мысли, поведения и определять их направление, цели и средства (образ мыслей, особые интересы).  Идеология тесным образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач и возможностей, которые занимают в политике центральное место.  Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т.  е.  выбора целей, ориентация этого выбора).  Поэтому и возникают такие её виды как консервативная, либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.

Политика и идеология – это наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом.  При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией.  Она способна и вытеснять политику и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешним событием: угрозой извне или внутренними обстоятельствами – спад в экономике, трудовые конфликты, в социальной сфере и так далее.  Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ.  Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу "да – нет".  Поэтому они делятся на правые и левые, реакционные и т.  д.  И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения[11].

По этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс.  Тем не менее существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает её нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны.  Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения её от идеологических приоритетов.  Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, который не должны решать идеологические пристрастия[12]

Существует и другая схожая проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых, так сказать, идеологий с большой политикой.  Что способно придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа.  Отсюда возникает вождизм, авторитарное правление, личная и групповая диктатуры, диктатура партий, кланов и т. д.

Глава 2.  Функции и уровни идеологии

Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием.  Функции идеологии, прежде всего, сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев настоящего и будущего развития общества.  Она определяет цели и задачи, к которым люди должны стремиться.

Идеология – система идей, вызывающих к жизни определенную политическую практику, идеи, дающих начало интеллектуальным или массовым движениям, и поэтому эти идеи должны быть поняты и приняты людьми, объяснять, во имя чего жить, бороться, как строить отношения с другими людьми.  Такое объяснение основывается на упрощении реальной сложности мира.  Например, с позиций науки может исследоваться сложная феноменология конфликтов, а для идеолога все будет просто и ясно – он абсолютизирует один фундаментальный вид – классовый или расовый, с позиций которого и объяснит жизнь и смысл деятельности своим последователям[13].

 При этом идеология должна создавать положительный образ проводимой политики.  Указывать на её соответствие интересам того или иного класса.  Идеология должна заниматься не столько пропагандой и распространением идеалов, ценностей, сколько стимулировать действия и поступки граждан в нужном направлении.  Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить общество.  Способность к сплочению населения будет зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют взглядам и предпочтениям людей. 

В то же время, помимо рациональных положений, любая идеология представляет собой частично миф и некоторые цели предлагает населению воспринять на веру. 

Среди основных функций идеологии можно выделить следующие:

1.  Ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности

2.  Мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию

3.  Интеграционную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес.  Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором

4.  Амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.  Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации

5.  Выражения и защиты интересов определённой социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп[14].

Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания, например, политической психологии – претензии на глобальность и нормативность.  Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своём великом призвании изменить мир и использовать все возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи.  Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны её приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

Ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей или общества в целом.  Это не свойство самих объектов, а результат их вовлечённости в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека.  Система ценностей – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем его собственное существование, так как именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл.  Идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей определённых социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования[15].

Есть ещё одна сторона ценностного отношения это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему нужно стремиться, относиться с уважением и так далее.  Идеологии как теоретические обоснования тех или иных ценностей взывают не только к разуму, но и к чувству.  Ценностное отношение к действительности рассматривалось ещё М.  Вебером в его типологии социального действия.  Вебер различал несколько типов социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.  В современной политологии идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях.

Первый, самый высокий – концептуально-теоретический или уровень социальной философии, суперидеологии.  Это уровень, на котором создаются политико-идеологические теории, разрабатываются, изобретаются новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей, а творцами, изобретателями новых ценностей являются малоизвестные широкой публике философы и учёные, учителя человечества, которые будут признаны только тогда, когда разработанные ими идеи востребуются жизнью.

Второй – программно-политический, собственно идеология.  На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в цели, переводится на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики действий.  Иными словами, вместе с целями движения разрабатывается вопрос о методах и средствах их достижения с выработкой соответствующих нормативных правил.

Третий – актуализированный, уровень массового сознания, идеологии-чувства.  Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии.  Как говорили о демократических идеях Руссо во времена французской революции: "он спустил философию с небес на землю, принес её в каждый город, в каждый дом".

Четвёртый – пограничный, аффективное действие, направленное на немедленное удовлетворение душевного волнения, страсти, владеющей индивидом, находится на границе осмысленности.  Чувство довлеет над человеком в аффективном действии[16].

Таким образом, к XIX веку сложились четыре основных типа идеологии:

1) либеральная

2) консервативная

3) социалистическая (социал-демократическая)

4) националистическая

Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма.  Они сохраняют основные установки прежних течений, но в некоторых отношениях способны радикально перестраиваться, например, в оценке экономической деятельности государства.

Глава 3.  Типология идеологий

3. 1.  Либерализм

В истории либерализма в целом можно выделить следующие этапы развития:

1.  Классический либерализм XVII-XIX вв., представляющий собой религиозно-светский тип идеологии, где наряду с религиозными протестантскими ценностями, сосуществовали светские либерально-просветительские ценности.

2.  Новый либерализм, или неолиберализм, также представляет собой светский тип идеологии.  Своего рода дополнением к неолиберализму является либеральный неоконсерватизм, получивший своё развитие в США и Великобритании, в периоды нахождения у власти Р.  Рэйгана и М.  Тэтчер, или просто в идее приватизации государственной собственности.

К "классикам" либерализма относятся Локк, Монтескьё, Бентам и другие.  Многие представители современной западной политической науки относят себя к либералам.  В XVIII в.  и на протяжении большей части XIX в.  либералы выступали главным образом в качестве апостолов свободы.  Однако развитие производства, урбанизация, появление крупных предприятий, нестабильность, крайности конкуренции и монополизма, а особенно последствия Великой депрессии в США и двух мировых войн постепенно привели к преобразованию либерализма.  От проповеди крестового похода против государственного вмешательства, либерализм перешёл к идеям защиты слабых и предупреждению нестабильности экономической системы[17].

С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы.  В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы.  Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод.  Такого рода меры рассматривались одновременно как реализация политической свободы и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.

В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов.  Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами.  С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы.  На взгляд либералов, свобода торговли между различными странами служит средством разрешения конфликтов и предупреждает возможные военные столкновения.  Внутри отдельной страны индивиды, преследующие свои собственные интересы в условиях конкуренции, косвенным образом способствуют реализации интересов всей страны в целом[18].

Совершенно другой смысл слово "либерализм" приобрело в XX в., особенно в США.  Это различие почти не касается конкретных политических форм общественного устройства, предлагаемых старыми и новыми либералами.  Различия между либерализмом XIX в.  и либерализмом XX в.  принимает значительно более резкие формы в сфере экономики.  Первые либералы выступали за частное предпринимательство и минимальную степень вмешательства государства.  Сегодняшние либералы меньше верят в рынок и выступают за самое широкое государственное вмешательство в экономическую деятельность. 

В XX в.  некоторые учёные либерального толка, в частности Саймонс, и Ф.  Хайек, высказывали мысль, что эта связь может иметь и обратную направленность, то есть экономический либерализм является средством достижения политической свободы.  Сам по себе он, конечно, не служит гарантией свободы, однако является её необходимой предпосылкой.  История не знает примера страны, в которой бы имелась политическая свобода, но не было свободы экономической.  С точки зрения теории, сохранение политической свободы требует существования относительно независимых центров сосредоточения власти.  Политическая власть по своей природе стремится к централизации.  Экономическая власть может носить весьма децентрализованный характер, и поскольку она организована посредством безличностно действующего рынка, то способна противостоять власти политической.  Стоит отдать рычаги экономической и политической власти в одни руки, и существование политической свободы будет зависеть исключительно от доброй воли тех, кто находится у её руля[19].

Современный либерализм представляет собой одну из наиболее влиятельных в западном мире идеологий, воплощающих триумф её триумф, у которой даже не осталось альтернативы.  В настоящее время, начиная с 90-х г.  XX в.  либерализм вступил в новую фазу своего развития.  Это своего рода спекулятивно-финансовый либерализм стран "золотого миллиарда".  Радикальный либерализм с негативным предубеждением относится к государству, недооценивает государственное регулирование экономики и других неполитических сфер деятельности, преувеличивает значение рыночных механизмов в осуществлении общественной свободы, а также меру независимости личности от общества.  Практика либерализации цен, то есть освобождения их от государственного регулирования, является характерным примером радикально-либерального мышления[20].

3. 2.  Консерватизм

Этимология термина "консерватизм" восходит к латинскому слову conservare – сохранять и означает в широком смысле сбережение, защиту.  Включение понятий "консерватизм", "консерватор" в научный лексикон связано с именем французского писателя Ф.  Шатобриана (1768-1848).  Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г.  знаменитого эссе Э.  Берка "Размышления о Французской революции".  Сам термин "консерватизм" вошёл в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г.  журнала "Консерватор".  Серьёзный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители, такие как К.  Леонтьев, Н.  Данилевский, В.  Соловьев, И.  Ильин[21].

В политический обиход термин "консервативный" ввёл британский премьер-министр Р.  Пиль, лидер партии консерваторов в 30-40-х г.  XIX в.  Ведущим мотивом при этом явилось стремление "избавить тори от идентификации исключительно с землевладельцами и объединение всех, кто заинтересован в сохранении существующего порядка".  Оформление консерватизма как политической идеологии принято связывать с эпохой Нового времени.  События Великой Французской революции, формирование новой картины мира в век Просвещения стали главными катализаторами генезиса консерватизма как ответной реакции на исторический вызов.

Если либерализм и социализм с самого начала возникли в качестве классовых идейно-политических течений, соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом.  В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политического течения консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают всёвозрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоёв населения[22].

Консервативная идеология базируется на представлениях незыблемости традиций прошлого.  Она ставит во главу угла ценности, проверенные веками, из чего следует сопротивляться любым инновациям, даже тем, которые несут в себе какие-то позитивные элементы.  В области экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества отношений, обычно аграрно-патриархальных, и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации.  Будучи местнической идеологией, консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах.  Исторический обзор становления консерватизма позволяет учёным заключить, что его главная традиция вытекает из взаимосвязанных концепций традиционализма, скептицизма и органицизма (органицизм - методологическая ориентация, получившая распространение во второй пол. XIX в.  В ней общество рассматривается как целостный организм, поведение которого неразложимо на отдельные элементы)[23].

Органицизм можно считать ядром консерватизма.  Из него вытекает отрицательное или скептическое отношение к теоретическому знанию в сфере политики.  Это влечёт за собой привязанность к традициям и нежелание изменений.  Идеология обычно выводит рекомендации по улучшению существующего положения вещей исходя из представлений о человеческой природе[24].

Консерватизм отрицательно относится к теории.  Если считать идеологию теорией в строгом смысле слова, то консерватизм не является идеологией.  Любая идеология включает теоретические положения.  Поэтому она отличается от обычных мнений, убеждений, принципов поведения, политических взглядов, идеалов и утопий.  Традиционализм включает несколько убеждений: политика должна опираться на сложившиеся традиции; существующие учреждения, институты и виды практики должны быть сохранены при любых обстоятельствах; социальные и политические изменения (прежде всего революционные) не заслуживают доверия.  Иначе говоря, консерватизм аккумулирует склонности большинства людей.

Консервативный традиционализм не исключает изменений, Э. Берк писал: "Если государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботиться о собственном состоянии".  Забота в данном случае означает выдвижение ряда требований по отношению к изменениям: они должны быть ответом на изменение внешних обстоятельств существования государства прирост населения, числа образованных людей, новое отношение равновесия между сельским хозяйством и промышленностью, динамика межгосударственных отношений и т. п. ); они должны быть реакцией на потребности больших масс людей, вытекающих из изменения конкретных обстоятельств; они должны быть настолько постепенными, чтобы можно было противодействовать негативным побочным последствиям.

Вместе с тем истинный консерватизм должен учесть изменяющиеся реалии и приспосабливаться к ним.  Свою способность к этому консерватизм продемонстрировал на поворотных этапах истории.  Так, в период господства свободного предпринимательского капитализма он интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и особенно после Второй Мировой Войны кейнсианские идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния и так далее.  В этом аспекте в 70-80-е г, консерватизм претерпел далеко идущую трансформацию. 

Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке.  Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоёв, неоконсерваторы чётко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум. [25]

3. 3.  Социал-демократическая идеология

Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демократического социализма.  Чуть ли не все социал-демократические партии конца XIX – начала XX вв.  ставили своей целью разрыв с капитализмом.  Критики этой идеи утверждали, что социализм не может не быть демократическим, однако, время показало, что бывают тоталитарные варианты социализма: большевистский, националистический[26]

Марксистские политические партии, которые относились к Коммунистическому манифесту, как к непременному "догмату своей веры", называли себя партиями социалистическими.  Коммунизм происходит от common, что значит общий.  Никакой частной собственности, всё общее, каждому по потребностям, от каждого по способностям, все люди братья, умные, сознательные и потому государство в прошлом.  Но, чтобы добиться этого надо пройти через социализм.  Такой была идея, двигавшая РСДРП (рабочей социал-демократической рабочей партией) во главе с В.  Ульяновым (Лениным)[27].

Подобные же партии появились в Италии, Германии, во Франции и во всех других странах, где социал-демократические (марксистские) идеи уже играли некую политическую роль.  До 1917 года, термин социалистический был взаимозаменим с термином коммунистический.  В отличие от либерализма, где никогда не было ни единой канонической теории, ни главных идеологов (лозунг свободы подхватывали в разных странах во многом различающиеся философы и политики), коммунистическая идеология всегда имела вождей и сформулированные теоретические концепции.  Программным документом коммунистического движения до сих пор остается "Манифест Коммунистической партии", написанный К.  Марксом и Ф.  Энгельсом в качестве программы союза коммунистов, и впервые опубликованный в Лондоне.

Коммунистическая идеология построена, как показала "горькая практика", на абсолютно материалистическом мировоззрении.  Главным побудителем деятельности человека считалось построение "светлого будущего" для всего мира, но всё заменило стремление приобрести материальные блага, а "будущее" вторично.  Идеология представлялась в советской социальной науке как теоретически сформулированная система мировоззрения.  Марксизм-ленинизм как научная теория не сводится только к идеологии, но в социалистических странах его излагали и понимали именно как идеологию, непременно чуждую всем не марксистским теориям[28]

Эта нетерпимость к инакомыслию, именовавшаяся партийностью, превращала марксизм-ленинизм в учение, обрекшее себя на изоляцию, то есть, в учение, ставшее невосприимчивым ко всем появившимся после его возникновения философским, социологическим и экономическим теориям.  Идейный изоляционизм, идеологическое отчуждение оказалось одной из главных причин догматизации коммунистической идеологии ещё до того, как она в результате революции стала официальной идеологией в обществе, где все, в чём-либо не согласные с ней теории, были запрещены.

3. 4.  Национал-социализм и фашизм

Согласно американским социологам Х.  Герту и К.  Миллсу дающим пространное определение национализма, национализм есть "идеология, оправдывающая национальное государство, с обществом, где состояние ума, характерное для определённой группы людей с однородной культурой, проживающих в тесной ассоциации на данной территории, разделяющих веру в собственную отличительность от других и в общую для них судьбу".  А также – это "чувство, объединяющее группу людей, имеющих реальный или воображаемый общий исторический опыт и проявляющих стремление жить в будущем в качестве отдельной группы"[29].

Наряду с этим – нейтральным – словоупотреблением весьма широко распространено иное, нормативно нагруженное использование термина "национализм".  Согласно многим немецким авторам, национализм представляет собой преувеличенное, гипертрофированное проявление национальных чувств, а националистические чувства суть, гипертрофированная форма национальных чувств.  Равным образом в российской традиции с давних пор утвердилось противопоставление национализма патриотизму.  Словарь В.  Даля определяет национализм как "узкий патриотизм, шовинизм".  Современные словари русского языка связывают национализм с "идеологией и политикой национального превосходства, противопоставлением своей нации другим", а также с проявлениями "чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости"[30].

Выражения "американский национализм", "югославский национализм", "индийский национализм", "татарский национализм" и так далее, красноречиво свидетельствуют о том, что в слово национализм вкладывается различное содержание.  Между тем среди политических движений, называемых националистическими, существует немало и гуманистических.  Например, индийский национализм – М.  Ганди и его последователи.  Кроме того, к числу политических практик и идеологий, относимых к национализму, принадлежат государственный протекционизм в экономической и культурной сфере, воздействие которого далеко не всегда негативно.  Например, "экономический национализм" Японии и Южной Кореи, вплоть до недавнего времени противившихся открытию собственных финансовых рынков и методично проводивших мероприятия по поддержке национального производителя, а также "культурный национализм" Франции, вкладывающей огромные средства в развитие французской культуры и защиту французского языка[31].

Национализм тесно связан с обобществлением усилий по интеграции или дезинтеграции государств в мировом сообществе.  Однако этим функции национализма не исчерпываются.  Национализм далеко не всегда непосредственно связан с действиями по укреплению или подрыву национальных государств.  Он подпитывается чувствами и ожиданиями людей, которые ищут решение острых проблем собственного существования в национальной солидарности на основе общей истории, языка или культуры.  Национализм обладает вполне определённой структурой.  Элементами данной структуры является представление о нации как об органическом сообществе, вера в антропологическую естественность национальной принадлежности индивидов, приоритет принципа нации как морального критерия, а также выделение данного принципа в качестве единственного источника власти и авторитета[32].

Национализм, понимаемый в качестве особого политического дискурса, обнаруживает целый ряд принципиальных отличий от других, в частности, от либерального, консервативного и социалистического толка.  Либеральный, социалистический и консервативный дискурсы находятся в весьма сложных отношениях с национализмом.  Они выступают как его конкурентами, оппонентами и врагами, так и его союзниками. 

Фашизм, как крайняя форма национализма, представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических, наиболее империалистических, наиболее реакционных элементов финансового капитала, именно финансового капитала, где сам народ лишь инструмент в борьбе за сверхприбыли.  В период с 1922 по 1945 гг.  к власти пришли фашистские партии и движения: в Италии – возглавляемая Б.  Муссолини Национальная фашистская партия, в Германии – Национал-социалистическая рабочая партия, или нацистская партия, руководимая А.  Гитлером, представлявшая его национал-социалистическое движение[33].

Особенностью периода после Второй Мировой Войны стало возникновение течений, которые попытались соединить фашистские идеи и ценности с некоторыми элементами из традиционных идеологий.  Эта тенденция получила название "новой правой".  В настоящее время внутреннюю государственную политику, схожую, по мнению многих специалистов с неофашизмом, проводят такие государства как Эстония и Латвия.  В этих странах ежегодно проводятся нацистские парады, парады СС, награждаются ветераны СС, устанавливают памятники фашистам, и сносятся памятники советским солдатам-освободителям.

Заключение

Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражающих интересы различных социальных классов, групп, обществ.  Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения путём пропаганды самой себя.  Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная.  Эта сторона идеологии представлена появлением СМИ (средство массовой информации), начавшими своё распространение с середины XIX века.  Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире, а различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем[34].

Но на деле любая идеология всегда неполна, всегда излагает только часть породившего её философского учения, всегда связывает эту часть с привычными для народа представлениями.  Таким образом, можно сделать следующий вывод:

а) идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди которого она распространяется

б) разные идеологии, построенные на основе одной и той же философии, могут и противоречить друг другу[35].

Идеологии разнообразны по степени популярности среди людей, по размерам, по содержанию.  Основными считаются: либерализм, консерватизм, социализм и национал-социализм.  Идеологическая функция является одной из важнейших функций государства, где объектом её воздействия выступает правовое сознание гражданина и другие формы общественного сознания.  Идеологическая деятельность государства помогает аккумулировать общенациональные интересы и реализовывать их в политике государства, способствует мобилизации материальных, финансовых и людских ресурсов для использования их в социально-значимых целях.

Идеология выступает составной частью культуры, задавая модели восприятия и интерпретации реальности, а затем и формируя определённое поведение населения, выражающееся уже в конкретные действия.  Специфичность идеологии заключается, прежде всего, в том, что она:

а) в большинстве случаев всегда связана с асимметричными отношениями к власти,

б) выполняет ряд важных социальных функций, без которых общество не может существовать (ориентации, интеграции, мобилизации, социализации и др. ),

в) в отличие от науки допускает эмоциональные оценки, подменяя ими строгие доказательства,

г) превращается в научную теорию, но опирается не только на научные факты и процедуры, а на лексические приёмы, маскирующие за убедительностью подачи материала его недостаточную научную обоснованность,

д) объясняет в терминах "толпы" ситуацию, которая не рационализирована, но воспринимается как беспокоящая или угрожающая, то есть предлагает в упрощённом виде способы рационализации таких ситуаций в символической форме.

Идеология является системным образованием, включающим в качестве подсистем такие виды идеологий как общественная, национальная, государственная, нравственная, политическая, правовая и другие.  Она должна быть светской, основанной на достижениях современной науки[36]

Идеологическая и политическая картина российского общества в данный момент довольно пестрая.  Судя по наличию политических партий и движений, можно сказать, что в нашем обществе сегодня соседствуют различные идеологические воззрения – это и марксистско-ленинские, и неоконсервативные, и либеральные, и националистические.  Поэтому для создания идеологии выбор достаточно широк.  Однако в современном российском обществе слышны призывы к деидеологизации.  Упомянутый американский социолог Д.  Белл писал, что любая идеология обречена, она сама себя разрушает, в каком-то смысле дает ложную жизнь обществу.  Другими словами, объясняется необязательность идеологии в государстве, якобы государство способно функционировать и развиваться без общей идеи.  Вряд ли таким образом можно ставить вопрос.  Речь идет скорее о создании такой идеологии, ценности которой не подавляли бы человека, его права и свободу, а наоборот, помогали ему ими пользоваться.

Призывы к всеобщему отказу от идеологии несостоятельны.  Жизнь идеологических доктрин в современном мире отнюдь не прекращается, а продолжается.  История ещё не знает ни одной политической системы, которая бы не была связана с идеологическими ценностями.  Ведь понимание таких общечеловеческих ценностей, как свобода демократии, в различных уголках мира сегодня неоднозначно.  Сегодня мы имеем возможность говорить о различных типах демократии.  Это лишь подтверждает сложность механизмов регулирования социальными, политическими, правовыми и другими процессами. 

В современных условиях для успешного развития России необходима единая общественная идеология, которая была бы признана большинством населения, а также и государством, исходить из интересов, потребностей и социальных запросов народа, учитывать исторический опыт нашего государства, используя идеи патриотизма и став тем самым стержнем нашего многонационального государства.

Литература

1.  Лисичкин, Владимир Александрович.  Война после войны: информационная оккупация продолжается – психологические войны – идеология/ В.  А.  Лисичкин, Л.  А.  Шелепин.  – Москва : Эксмо : Алгоритм, 2005.  – 411c.

2.  Дербишайр, Дж.  Денис.  Политические системы мира: [cправ.  : пер.  с англ. ] / Дж.  Д.  Дербишайр, Я.  Дербишайр.  – М. : Рипол Классик, 2004.  – 495с.

3.  Хайек, Фридрих Август.  Дорога к рабству.  Социалистическая идеология – Критика / Фридрих Август фон Хайек ; [пер.  с англ.  Михаил Гнедовский, Игорь Пильщиков].  – М.  : Фонд "Либер.  Миссия": Новое изд-во, 2005.  - 262с.

4.  Алексеев, Петр Васильевич.  Социальная философия ценности – мораль – идеология : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П. В.  Алексеев ; Моск.  гос.  ун-т им.  М. В.  Ломоносова, Филос.  фак.  – Москва : Проспект, 2005.  – 253c.

5.  Гаджиев, Камалудин Серажудинович.  Политология: основной курс : учебник для студентов вузов / К.  С.  Гаджиев.  – Москва: Высшее образование, 2005.  – 460с.

6.  Гаджиев, Камалудин Серажудинович.  Введение в геополитику: учебник / К.  С.  Гаджиев.  – 2-е изд., доп.  и перераб.  – М. : Логос, 2003.  – 429с.

7.  Малахов, Владимир Сергеевич.  Национализм как политическая идеология: национализм - теории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки / В. С.  Малахов: Нац.  фонд подгот.  кадров, Моск.  школа социал.  и экон.  наук.  – Москва: Университет Книжный дом, 2005.  – 315с.

8.  Политология: учебное пособие / под ред.  А. С.  Тургаева, А. Е.  Хренова.  – СПб. : Питер, 2005.  - 560с.

9.  Политология : краткая хрестоматия / [сост.  Б.А.  Исаев].  – Санкт-Петербург: Питер, 2008.  – 218с.

10. Кара-Мурза, Сергей Георгиевич.  Идеология и мать её наука: монография / С.  Кара-Мурза.  - М. : Алгоритм, 2002.  – 253с

11. Саркисянц, Мануэль.  Английские корни немецкого фашизма: от Брит.  к Австро-Баварской "расе господ": курс лекций, прочит.  в Гейдельберг.  ун-те / Мануэль Саркисянц ; [пер.  с нем.  М.  Ю.  Некрасова].  – СПб. : Академический проект, 2003.  - 398с.

12. http://www. humanities. edu. ru/db/msg/59357 Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

13. Дискурс


[1] Алексеев, Петр Васильевич.  Социальная философия  ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П. В.  Алексеев ; Моск.  гос.  ун-т им.  М. В.  Ломоносова, Филос.  фак. .  - Москва: Проспект, 2005.  - 253c.

[3] Гаджиев, Камалудин Серажудинович.  Политология: основной курс: учебник для студентов вузов/ К.  С.  Гаджиев.  - Москва : Высшее образование, 2005.  - 460с.

[4] Ирхин Ю.В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[5] Политология: учебное пособие / под ред.  А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.  - СПб. : Питер, 2005.  - 560с.

[6] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[7] Алексеев, Петр Васильевич.  Социальная философия  ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П. В.  Алексеев ; Моск.  гос.  ун-т им.  М. В.  Ломоносова, Филос.  фак. .  - Москва: Проспект, 2005.  - 253c.

[8] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[9] Хайек, Фридрих Август.  Дорога к рабству.  Социалистическая идеология - Критика / Фридрих Август фон Хайек; [пер.  с англ.  Михаил Гнедовский, Игорь Пильщиков].  - М. : Фонд "Либер.  миссия": Новое изд-во, 2005.  - 262с.

[10] Гаджиев, Камалудин Серажудинович.  Введение в геополитику: учебник/ К.  С.  Гаджиев.  - 2-е изд., доп.  и перераб.  - М. : Логос, 2003.  - 429с.

[11] Лисичкин, Владимир Александрович.  Война после войны: информационная оккупация продолжается - психологические войны - идеология/ В.  А.  Лисичкин, Л.  А.  Шелепин.  -  Москва : Эксмо : Алгоритм, 2005.  - 411c.

[12] Дербишайр, Дж.  Денис.  Политические системы мира: [cправ.  : пер.  с англ. ] / Дж.  Д.  Дербишайр, Я.  Дербишайр.  - М.  : Рипол Классик, 2004.  - 495 с.

[13] Кара-Мурза, Сергей Георгиевич.  Идеология и мать её наука: монография / С.  Кара-Мурза.  - М. : Алгоритм, 2002.  - 253с

[14] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[15] Алексеев, Петр Васильевич.  Социальная философия  ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П. В.  Алексеев ; Моск.  гос.  ун-т им.  М. В.  Ломоносова, Филос.  фак. .  - Москва: Проспект, 2005.  - 253c.

[16] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[17] Политология: учебное пособие / под ред.  А. С.  Тургаева, А. Е.  Хренова.  - СПб. : Питер, 2005.  - 560с.

[18] Политология : краткая хрестоматия / [сост.  Б. А.  Исаев].  - Санкт-Петербург: Питер, 2008.  - 218с.

[19] Лисичкин, Владимир Александрович.  Война после войны: информационная оккупация продолжается - психологические войны - идеология/ В.  А.  Лисичкин, Л.  А.  Шелепин.  -  Москва : Эксмо : Алгоритм, 2005.  - 411c.

[20] Политология : краткая хрестоматия / [сост.  Б.А.  Исаев].  - Санкт-Петербург: Питер, 2008.  - 218с.

[21] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[22] Дербишайр, Дж.  Денис.  Политические системы мира: [cправ.  : пер.  с англ. ] / Дж.  Д.  Дербишайр, Я.  Дербишайр.  - М.  : Рипол Классик, 2004.  - 495 с.

[23] http://ru. wikipedia. org/wiki/

[24] Гаджиев, Камалудин Серажудинович.  Политология: основной курс: учебник для студентов вузов/ К.  С.  Гаджиев.  - Москва : Высшее образование, 2005.  - 460с.

[25] Политология : краткая хрестоматия / [сост.  Б.А.  Исаев].  - Санкт-Петербург: Питер, 2008.  - 218с.

[26] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[27] Хайек, Фридрих Август.  Дорога к рабству.  Социалистическая идеология - Критика / Фридрих Август фон Хайек; [пер.  с англ.  Михаил Гнедовский, Игорь Пильщиков].  - М. : Фонд "Либер.  миссия": Новое изд-во, 2005.  - 262с.

[28] Гаджиев, Камалудин Серажудинович.  Введение в геополитику: учебник/ К.  С.  Гаджиев.  - 2-е изд., доп.  и перераб.  - М. : Логос, 2003.  - 429с.

[29] Малахов, Владимир Сергеевич.  Национализм как политическая идеология: национализм - теории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки / В. С.  Малахов ; Нац.  фонд подгот.  кадров, Моск.  школа социал.  и экон.  наук.  - Москва: Университет Книжный дом, 2005.  - 315с.

[30] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[31] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[32] Малахов, Владимир Сергеевич.  Национализм как политическая идеология: национализм - теории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки / В. С.  Малахов ; Нац.  фонд подгот.  кадров, Моск.  школа социал.  и экон.  наук.  - Москва: Университет Книжный дом, 2005.  - 315с.

[34] Лисичкин, Владимир Александрович.  Война после войны: информационная оккупация продолжается - психологические войны - идеология/ В.  А.  Лисичкин, Л.  А.  Шелепин.  -  Москва : Эксмо : Алгоритм, 2005.  - 411c.

[35] Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В.  Политология: Учебник.  Глава 13.  Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[36] Кара-Мурза, Сергей Георгиевич.  Идеология и мать её наука: монография / С.  Кара-Мурза.  - М. : Алгоритм, 2002.  - 253с


Идеологии
 
Австромарксизм — идеологическое, экономическое и политическое течение, сложившееся в первой трети XX века в австрийской социал-демократии.

Краткое описание

Австромарксизм относят к демократическому социализму. Одной из основных теорий австромарксизма была социализация производства и обращения в условиях капитализма. Она содержала следующие положения:
•Концентрация капитала в крупных банках, находящихся под контролем правительства. Таким образом обеспечивалось превосходство ссудного капитала над промышленным. Крупные банки смогли бы регулировать процентную ставку, чтобы снизить размер предпринимательской прибыли.
•Создание потребительских кооперативов в промышленности и сельском хозяйстве.
•Развитие местного самоуправления.

Австромарксизм не был цельной, монолитной теорией, среди его сторонников существовали определённые разногласия. Существенное внимание австромарксисты уделяли национальному вопросу. Австромарксисты выдвинули теорию культурно-национальной автономии, основой которой стали работы К. Реннера (1899, 1902) и О. Бауэра (1907). Австрийская социал-демократия стала первой социал-демократической партией, принявшей специальную программу по национальному вопросу — Брюннскую программу (1899), в которой был выдвинут принцип территориального федеративного устройства Австрии. В советской литературе Брюннскую программу оценивали негативно.

В период между Первой и Второй мировыми войнами австромарксистской называлась австрийская социал-демократическая партия. В 1926 году была выдвинута Линцская программа австрийской социал-демократической партии. Во время экономического кризиса 1929-1933 годов австромарксисты выступили за усиление роли государства в экономике и проведение специальных исследований на регулярной основе для предупреждения подобных кризисов. В середине 1930-х годов отдельные представители австромарксизма призывали к вооружённой борьбе против фашизма.

После Второй мировой войны руководство социал-демократической партии Австрии отказалось от идей австромарксизма.

Теоретики австромарксизма: Виктор Адлер, Макс Адлер, Фридрих Адлер, Отто Бауэр, Рудольф Гильфердинг, Карл Грюнберг, Отто Нойрат, Эмиль Ледерер, Карл Каутский, Карл Реннер, Густав Экштейн.

Антикоммуни́зм — совокупность идей, идеологий и политических доктрин, направленных против коммунистических идей, идеологии и соответствующих политических течений и методов правления. Хотя термин коммунизм имеет давнюю историю, современный антикоммунизм направлен в первую очередь против последователей марксизма-ленинизма. На VII съезде РСДРП(б) в 1918 году партия была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) для противопоставления своих последователей меньшевикам. Поэтому и термин антикоммунизм используется для обозначения оппозиции не столько идее гипотетического бесклассового общества, сколько теории и практике коммунистических партий, которые, в свою очередь, основаны на марксизме-ленинизме.

Антиэтатизм — это направление политической мысли, отрицающее роль государства в обществе как единственно возможную и главенствующую. Это довольно широкое направление, которое могло объединять различные течения мысли: анархизм, неоконсерватизм, либерализм и др.

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920-1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой истеблишмента в России.

Евразийство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией.

Демократи́ческий социали́зм — идеология, выступающая за идеалы социализма в рамках конституционной парламентской демократии или прямой демократии. Сторонники этой идеологии являются категорическими противниками авторитаризма и полагают, что народовластие начинается с местного уровня и с активной вовлечённости людей в деятельность местных общественных организаций, таких как рабочие советы, профессиональные союзы, общества защиты прав потребителей, попечительские советы, кредитные товарищества и т. д. Трактовки социализма варьируются от смешанной экономики до передачи всех средств производства в распределённую среди трудовых коллективов собственность.

Консервативный демократический социализм предпочитает эволюционную замену капитализма социализмом посредством изменения законодательства и представляет собой левое крыло социал-демократии. Основной упор делается на социальной справедливости, социальной защите, расширении социальных прав и доступа к базовым нуждам общества (образованию, здравоохранению), создании экономической основы для равенства возможностей и равенства перед законом. Утверждается, что невозможно построить справедливое общество, основанное целиком на частной собственности и принципе невмешательства государства в свободный рынок.

В отличие от социал-либералов, сторонники эволюционного демосоциализма выступают за социальное государство, которое не просто даёт каждому человеку равные шансы, но гарантирует каждому достойный уровень жизни. Это достигается путём перераспределения власти и капитала, а также за счёт высокой доли государственной собственности в крупном бизнесе (в особенности, в монополиях). Предлагается обеспечить гарантированное государственное финансирование всех демократических институтов, включая средства массовой информации и политические партии. В плане внешней политики, на государство возлагается не только функция обеспечения доступа ко внешним рынкам, но и защиты внутреннего рынка (протекционизм). Демосоциалисты часто расходятся с социал-либералами по вопросам глобализации, к которой они относятся критически.

Мировоззрение многих консервативных демосоциалистов находится под значительным влиянием марксизма, некоторые из них отдают предпочтение плановой экономике. Большинство, однако, предпочитает смешанную экономику, с упором на малом бизнесе, рабочих и потребительских кооперативах, кредитных товариществах и семейных фермах. Некоторые демосоциалистические движения (в Индии и Танзании середины XX века, в России начала XX века) рассматривали традиционные крестьянские общины как образец или фундамент для экономики страны.

Радикальный демосоциализм выступает за революционное изменение общества с целью немедленного перехода к социализму. Его сторонники отвергают представительную демократию в пользу прямой демократии, которая, по их замыслу, должна опираться на принципиально новые общественные организации. Социальное государство с большим государственным сектором рассматривается как промежуточная стадия между капитализмом и социализмом, которая снимает часть негативных эффектов капитализма и служит базой для распространения революционных идей. Предполагается, что в послереволюционной экономике средства производства будут в общественной собственности под демократическим контролем со стороны рабочих, нежели со стороны государственных чиновников и правящих элит. Такая общественная собственность рассматривается как основа для демократии в республике.

Революционные демосоциалисты полагают, что перейти к социализму эволюционным путём невозможно и что союз с социал-либералами означает отказ от цели построения социалистического общества. Они скорее предпочитают союз с анархо-синдикалистами, которые также призывают к немедленным действиям, направленным на ликвидацию капитализма, и являются противниками авторитаризма. Однако в отличие от анархо-синдикалистов, революционные демосоциалисты не считают необходимым немедленно и окончательно ликвидировать государство, которое они рассматривают как инструмент для обеспечения законности.

В странах с коммунистическими режимами, демосоциалисты часто становятся диссидентами. Они выступают за частичную децентрализацию экономики, а также за демократию с равными возможностями для политической конкуренции между сторонниками различных взглядов. Демосоциалисты остро критикуют коммунистические режимы за авторитарные методы правления и вмешательство в деятельность неправительственных общественных организаций.

Этатизм (государственничество) (от фр. État — государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Элитизм — идеология, возникшая в Италии в начале XX века, развивающая идеи Макиавелли об управлении государством. По ней общество состоит из элиты, управляющей его деятельностью, и народа-биомассы. Согласно элитизму, элита могла лепить из биомассы что угодно, а развитие общества определялось исключительно умением «гончаров». Итальянский элитизм был применён на практике итальянским фашизмом, в отличие от немецкого фашизма.

Христиа́нский социали́зм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску (объединяющее социалистическую модель экономики и традиционную христианскую этику). Возник в первой половине XIX века. В числе родоначальников — Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Во второй половине XIX века О. фон Бисмарк обозначал свою программу социальных реформ как «прикладное христианство» и «государственный социализм». Ряд принципов христианского социализма включён в социальную доктрину современного католицизма.

Völkische Bewegung (народное движение) — националистическое, а также расистское движение, политическая идеология, распространённые в Германии конца XIX — начала XX века. Движение использовало идеи учения ариософии, введенного Гвидо фон Листом, сочетая с идеями пангерманизма, националистического романтизма и социал-дарвинизма.

Ультраправые, крайне правые, радикальные правые — термин для обозначения носителей крайне правых политических взглядов. В современном мире используется в основном для обозначения сторонников расового превосходства, неофашистов, неонацистов и ультранационалистов

Убу́нту (Ubuntu) — это южноафриканское направление этики и гуманистической философии, особое внимание уделяющее понятиям верности и лояльности в отношениях между людьми. Это слово пришло из языков зулу и коса. Убунту является одним из основополагающих принципов новой Южно-Африканской Республики. Его положения связываются с идеями Африканского Возрождения.Приблизительное толкование слова убунту — «человечность по отношению к другим». Другой возможный вариант перевода — «вера во вселенские узы общности, связывающие всё человечество».

Славянофи́льство — сложившееся в 1830-е—1850-е годы националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.

За́падничество — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли. Социальные преобразования России западники связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы. В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности.

Интегрализм — это идеология, считающие общество единым целым. Оправдывает социальное неравенство и сотрудничество классов, предотвращающее конфликты между социальными и экономическими группами общества. Поддерживает унионизм, корпоративизм и единое политическое представительство вместо разделения по идеологическому признаку. Часто рассматриваясь противниками как идеология «крови и почвы», интегрализм утверждает, что наилучшие государственные институты для каждого народа диктуются его культурой, историей и климатом страны. Интегрализм поддерживает римско-католическую церковь и не признает национальные церкви. Интегрализм обычно ассоциируется с движением Аксьон Франсэз и фашизмом, особенно в Латинской Америке, однако существуют некоторые различия. В Португалии, на родине интегрализма, он является традиционистским и монархистским движением в противоположность республиканскому фашизму, опирающемуся на городских капиталистов.

Интегральный Национализм — один из пяти видов национализма, как определил в 1928 году, Карлтон Хаес (Carlton Hayes) в своей книге «Историческая Эволюция Современного Национализма». Шарль Моррас (1868-1952 гг.) и Морис Баррес (1862-1923 гг.) первыми четко определили принципы интегрального национализма, который отбрасывал как устаревшие принципы гуманного либерализма и призывал к быстрым решительным действиям ради национальных интересов.[1] Моррас и Баррес стали в 1899 г. соучредителями движения «Аксьон франсез». Они выступали за Францию только для французов, причем для лояльных, коренных французов-католиков.

Легитимизм (от лат. legitimus, фр. légitime, «законный») — политическая теория в Западной Европе (преимущественно во Франции), признающая историческое право династий на решение основных принципов государственного устройства.

Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Либертариа́нство (англ. libertarianism; от англ. liberty — личная свобода; также от фр. libertaire — анархист[источник не указан 99 дней]), реже либертаризм (фр. libertarisme) — правовая философия, в основе которой лежит запрет на «агрессивное насилие», то есть запрет на применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. Запрет на агрессивное насилие является правовым, а не этическим. Другими словами, либертарианство подразумевает, что нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке, однако оно не дает указаний для конкретных поступков людей. В силу этого либертарианство не является этической системой. Оно совместимо с разными взглядами на мораль: от консерватизма, поддерживающего многочисленные самоограничения наряду с мерами государственного принуждения, до либертинизма, отвергающего любые моральные ограничения. Так, по мнению авторитетного либертарианского философа Волтера Блока «либертарианец — это тот, кто думает, что либертинов не должны сажать в тюрьму».

Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают этот запрет как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование являются примером воровства и грабежа, и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, которые финансировались бы за счет благотворительности и платы за услуги.

Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает данный запрет в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором — ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло.

В силу того, что перечисленные конкретные формы либертарианства (анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном быть праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном быть государстве, эти конкретные формы либертарианства относятся не только к правовой, но и политической философии.

Маркси́зм-ленини́зм — одна из разновидностей марксизма, создание которой приписывают В. И. Ленину. В Советском Союзе термин марксизм-ленинизм начал употребляться после смерти Ленина и был призван объяснить различия между собственно марксистской теорией и революционной практикой большевиков. Позднее термин стал использоваться для обозначения государственной идеологии.

•Учение о решающей роли революционной партии («сознательного меньшинства») в социальных преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности» и «самотёка», а также теория обратного влияния «надстройки» на «базис».
•Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.
•Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.
•Трактовка современного развития капитализма как империализма.

Милитари́зм (фр. militarisme, от лат. militaris — военный) — государственная идеология, направленная на оправдание политики всемирного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов. Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом, военное силовое вмешательство в дела других суверенных государств (как со стороны держав-агрессоров, так и со стороны агрессивных военно-политических блоков), усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике страны и ее внешней и внутренней политике, и, зачастую, как следствие всего этого - нарастание явлений внутреннего экономического кризиса, выражающегося в обогащении привилегированной военно-политической элиты страны, а также в истощении бюджетных ресурсов самого милитаристического государства, падении внутренних экономических его показателей, особенно жизненного уровня основной массы населения, отставание государства в области социальной сферы, особенно в части общедоступного образования и здравоохранения.

Национал-большевизм (НБ) Политико-философская парадигма, возникшая в среде русской эмигрантской интеллигенции и военных, а также в интеллигентских и других общественных кругах Германии, суть которой заключалась в попытке осознать с позиций государственничества и державостроительства, смысл произошедшей в России Октябрьской революции и пришедших к власти большевиков. Термин введен Эрнстом Никишем, в русские условия адаптирован Николаем Устряловым. Совмещает в себе элементы национализма и большевизма. Отличается от национал-коммунизма[уточнить].

Национал-большевизм резко антикапиталистичен и доброжелателен по отношению к некоторым националистическим формам коммунизма и социализма. Национал-большевики защищают как сталинизм, так и штрассеризм . Экономически национал-большевики поддерживают смесь Новой экономической политики Владимира Ленина, и фашистского корпоратизм.

Национал-демократия — политическая идеология, синтез умеренного этнического национализма и демократии, родственная национал-либерализму. В современном понимании национал-демократия — это национально-освободительное движение, напрямую связанное с правом народов на самоопределение. В зависимости от ситуации в конкретной стране цели у национал-демократов разные. Национал-демократия занимает жёсткую антиимпериалистическую позицию. Может являться антиинтернациональной и антикоммунистической идеологией. Одним из основных тезисов идеологии является утверждение, что национализм был исторически необходимым условием для десакрализации власти и началом пути к установлению народного (демократического) суверенитета. С точки зрения национал-демократии, эта связь существует и в современности, так как создание демократического режима невозможно без национального единства.

Неоконсервати́зм (англ. neoconservatism) — идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.

Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному внедрению либерализма и демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение оправдывает связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу[1]. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
•Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
•Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации[8]. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.
•Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.
•Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы[9].
•Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон[6], соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
•Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
•Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.

Анархи́зм (от др.-греч. αναρχω — от ἀν, ан, «без» + ἄρχή, архэ, «власть» + -изм) — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком[1].

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы[2].
1.отсутствие власти
2.свобода от принуждения
3.свобода ассоциаций
4.взаимопомощь
5.разнообразие
6.равенство
7.братство

Партикуляризм (от лат. particula - небольшая часть, лат. particularis — частичный) — стремление к частным моментам, обособлению. Партикуляризм встречается в различных областях. В русском языке данный термин наиболее широко используется в политике и обозначает — преследование отдельными частями государства личных интересов, в ущерб интересам общегосударственным.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Популяри́зм (от итал. popolarismo; итал. popolarе — народный) — политическая идеология, которая стремится к согласованности действий и взаимной заботе в отношениях между всеми частями общества. Согласно популяризму, достижение этой гармонии требует, чтобы проводимая политика охватывала интересы всех членов общества. Такой подход противопоставляется политике в интересах отдельных классов и индивидуализму. В то же время он делает упор на демократии в противовес крайнему государственному национализму и фашизму.

Государство

 
www. pseudology. org