|
Советский простой человек Разносятся песни все шире, 1946 Клезмерская музыка - традиционная инструментальная музыка восточно-европейских евреев. Первые письменные упоминания о ней датируются 16 веком. Слово "клезмер" произошло от соединения двух ивритских основ "клей земер", означающих музыкальные инструменты. В основном народные музыканты-клезмеры играли на свадьбах. Музыка была важной составляющей свадебного обряда от помолвки до вечера в честь молодоженов через неделю после хупы. Специальные танцы игрались в честь родителей жениха и невесты, в честь гостей, включались в обряд усаживания невесты. Особым родом клезмерской музыки была так называемая "музыка для слушания" (термин М. Я. Береговского). Это пьесы импровизационного характера, восходящие к синагогальной речитации и исполняющиеся музыкантами-солистами, а также сопровождающие куплеты бадхена. Со временем менялся не только репертуар, но и инструментарий клезмерских ансамблей. Холокост и сталинские репрессии стали причиной
гибели еврейской культуры в Европе. Народные музыканты переехавшие в США сумели
сохранить уникальные мелодии, записав их на грампластинки. В наши дни
клезмерская музыка стала одним из способов возвращения к своим национальным
корням для десятков и сотен музыкантов на территории бывшего СССР. Членами общества стали молодые музыканты, выпускники Петербургской консерватории И. Ахрон, М. Гнесин, Л.Саминский, С. Розовский, П. Львов, М. Мильнер и другие. Всех их объединяло стремление к изучению и освоению музыкальных богатств своего народа. Планировалась собирательская работа, художественная обработка музыкального фольклора, с последующим его изданием и распространением в обществе. Сотни песенных, клезмерских, хасидских, синагогальных мелодий, десятки концертов, нотные издания - таков итог деятельности общества. После прекращения его деятельности, примерно до начала сороковых годов благодаря усилиям гебраиста Д. Магида и его дочери фольклориста С.Магид продолжалась собирательская работа. Создавали еврейскую музыку композиторы М. Мильнер, Житомирский, Л.Л. Штрейхер и др. Период с конца тридцатых до шестидесятых годов XX века стал по определению петербургского музыковеда-фольклориста А. Юсфина "эпохой официального несуществования" еврейской культуры. Хрущевская "оттепель" в шестидесятые годы оказалась недолгой. Настоящее возрождение еврейской культурной жизни началось в конце восьмидесятых. Тогда в концертных залах благодаря музыкантам-энтузиастам вновь зазвучала почти забытая музыка еврейских композиторов начала века, а также новые произведения петербургских авторов Οερνθ
|