| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава III. Гендерная
система |
Гендер (gender) буквально означает социальный пол, в отличие от
биологического пола (sex). Гендерная система – система полоролевых
отношений. В настоящее время гендерные исследования охватывают широкую
половозрастную проблематику, в связи с чем гендер более глубоко
понимается как род.
§ 1. Гендерные отношения
Счастливый сынок в матушку
(Русская пословица)
Гендерные отношения – это вид общественных отношений, возникающих в
процессе воспроизводства человеческого рода. Гендерные отношения
включают социально нормированные взаимодействия половых классов и
возрастных групп.
Эволюционный смысл биологической дифференциации полов. Половой диморфизм
– совокупность особенностей организма, обеспечивающих быстрое создание
новых генетических комбинаций. Асексуальные системы менее адаптированы к
окружающей среде, неспособны эффективно элиминировать вредные мутации и
относительно короткоживущие. Обеспечивая рекомбинацию родительских
наборов генов, половое размножение создает лучшие условия для адаптации
и сосредоточения вредных мутаций в одном геноме с последующим их
удалением.
Самки и самцы в эволюционном процессе выполняют разные роли: самки
обеспечивают сохранение генофонда, самцы способствуют накоплению
изменчивости. Женский пол – стабилизирующее, консервирующее начало.
Мужской пол – источник нового, изменчивого, обеспечивающий приток
генетической информации.
Так, в японском обществе VII–Х вв. среди мужчин стало модным писать
стихи на китайском языке, а женщины всецело оставались верными традициям
национальной народной поэзии и никогда не писали китайских стихов.
Нововведения мужчин закрепляются благодаря женщинам. Многие женские
профессии изобретены мужчинами, но доведены до совершенства женщинами.
Половая дифференцировка индивида и формирование его половой идентичности
осуществляются поэтапно на протяжении всего внутриутробного периода и до
вступления в брак. Сложные генетические, гормональные,
психофизиологические, социокультурные процессы поэтапно инициируют
формирование индивида либо по мужскому типу (маскулинизация), либо по
женскому типу (феминизация). Так, например, самцы обезьян, выросшие с
матерью, но в изоляции от сверстников, оказались неспособны к нормальной
копуляции.
Мужской организм более уязвим на каждом этапе своего развития. Наличие
только одной Х-хромосомы ослабляет его иммунную систему. Любые
повреждения или сбои в работе в половой системе в перинатальный период
ведут к формированию женского организма или к более частым выкидышам
мужских зародышей. Мужчины чаще страдают от инфекционных заболеваний.
Вероятность возникновения повышенного артериального давления у женщин
выше, но умирают от него чаще мужчины.
В крови мужчин на 20% больше эритроцитов, несущих кислород тканям.
Поэтому у них интенсивнее обмен веществ, но процесс кроветворения менее
эффективен. Дыхание у мужчин реже, но глубже, чем у женщин. При
загрязнении воздуха мужчины подвергаются большей опасности.
Особенности энергетического обмена таковы, что даже сидя и отдыхая,
мужчина теряет больше калорий, чем женщина. При нагрузках же мужчина
быстрее теряет силы. Результатом могут быть ссоры вечером в выходные
дни, когда мужчине нужен отдых после совместного пребывания на воздухе
(или в постели), а женщине хотелось бы разделить домашнюю нагрузку
пополам. Каждые десять лет у женщины снижается переносимость нагрузки на
2%, а у мужчины – на 10%, так что 60-летняя женщина способна переносить
90% нагрузки, которую она осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.
Мужчины лучше решают пространственные задачи, женщины – коммуникативные.
Женщины более подвержены групповому давлению. В процессе общения женщину
более всего интересуют эмоции, мужчину же – информация. Говоря: “Да”, –
женщина хочет показать, что она внимательно слушает мужчину. Мужчина же
видит в этом согласие с собой.
Гендерное измерение
Терминологически понятие гендера оформилось в
процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно
гендерных исследований, которые включили работы о материнстве, родах,
повивальных бабках, кормилицах и проститутках, а также целый комплекс
man’s studies. Вместо утвердившейся темы “загадка женственности” стал
обсуждаться “секрет мужественности”.
Ключевым направлением исследований стало изучение гендерных технологий –
каналов и механизмов формирования института пола и закрепления
соответствующих половых идентификаций. Формирование гендерной
идентичности рассматривается в связи с процессами первичной социализации
и полотипизации, в которых главную роль играют семья
, группы
сверстников, соответствующие средства массовой информации, дошкольные
детские учреждения, начальная школа и другие матрицы мужского и женского
воспитания в различных вариантах инициаций.
Социальный пол как предмет исследований фиксируется дифференцированно не
только в системе полов, но и в стадийности этой системы. Поэтому в
гендерном аспекте необходимо рассматривать не опыт пола, а опыт рода,
соотнесенного с социокультурными характеристиками.
Для гендерного анализа разработан ряд методов, раскрывающих гендерный
дисплей – многообразие проявлений полового поведения. Метод картирования
(mapping) заключается в том, что жители одной и той же местности (села,
микрорайона) рисуют карту своей местности, где они живут. Обычно
объекты, более важные для рисующего, получаются на карте крупнее, а
менее значимые – мельче или вообще отсутствуют. К примеру, на рисунках
мужчин хорошо обозначены чайханы, где они проводят свободное время,
дороги, обозначающие связь с внешним миром, спортивные объекты и т.п. На
картах, нарисованных женщинами, в первую очередь заметны магазины,
базары, детские сады, больницы. Сравнение карт дает возможность зримо
выявить разные приоритеты мужчин и женщин, отражающие различия их
рабочей нагрузки и образа жизни, и учитывать эти различия в
развивающейся деятельности.
Сексуальные ритуалы. В архаическом обществе невинный ребенок
воспринимался как бесполое существо – гермафродит. Точнее, как существо
двуполое, своей целостностью подобное богу. От рождения человек обладает
двойственной душой. Женская душа у мужчин сосредоточена в крайней плоти,
а мужская душа у женщин – в клиторе. Возникает опасность, что мужчина не
будет мужчиной, а женщина – женщиной. Коррекция исходной
нерасчлененности и аморфности человека идет в двух полярных
направлениях: удаление рудиментарных признаков противоположного пола и
приобретение искусственным путем недостающих признаков противоположного
пола.
Присущее изначальному хаосу дотворения состояние неразделенности полов
преодолевается и порядок устанавливается в операциях обрезания – крайней
плоти, клитора, больших губ и грудных мышц. Генитальная операция
доделывает человека, выступая ритуальным аналогом творения людей.
Человек не только рождается, но и делается, вырезается, после чего он
приобретает возможность жениться (выйти замуж). Ритуальное
членовредительство у разных народов включает: вырывание или подпиливание
зубов и ногтей, ампутацию последней фаланги мизинца (на левой руке у
мужчин, на правой руке – у женщин), выщипывание бровей, татуировки и
насечки на теле, прокалывание ушей и ноздрей, растягивание губ и ушей,
эпиляцию и бритье, стрижку.
Выражением зависти одного пола к другому является андрогинизм –
присвоение форм противоположного пола, создающее временное или
постоянное состояние символической целостности. Первоначально
андрогинизм проявляется в кастрации, возвращающей человека к
божественной бесполости. Первые представители духовенства (жрецы), как
правило, были кастратами. В русской секте скопцов после удаления яичек и
полового члена, клитора и малых губ, вырезали (выжигали) соски и всю
грудь. Шаманы и жрецы носили женскую одежду и украшения, отращивали
длинные волосы, занимались женской магией. В Ливии посвященным женщинам
– храмовым проституткам – вырезали матку, чтобы их молодость и красота
сохранялись как можно дольше.
Во время инициации юноши носили женскую одежду
При ритуальном
травестизме может совершаться субинцизия – надрез полового члена для
периодического кровотечения, имитирующего менструацию. Обрезание крайней
плоти замещает иногда обрезание пуповины, прерывая связь с матерью.
Страдание при мужском обрезании дублирует родовые муки и дает право на
ребенка.
История моды, с ее постоянными колебаниями то в сторону феминизации, то
в сторону маскулинизации, завершает культурное дооформление частей тела,
особенно женского.
Возрастной символизм культуры – система представлений об основных этапах
жизненного цикла индивида, находящая выражения в системе возрастных
субкультур.
Возрастная степень – деление жизненного пути индивида в движении от
младенчества к старости. Систем возрастных степеней образует иерархию
возрастных статусов индивида, приобретаемых в ритуалах перехода.
В первобытном обществе возраст был главным критерием при дележе добычи.
Так, у поморов Русского Севера детей называли “зуйками”, отождествляя их
с птицами, питающимися отбросами. Число налагаемых пищевых запретов
обратно пропорционально статусу. В Австралии женщинам, детям и младшим
мужчинам нельзя было есть мясо и яйца дикой индейки. Старейшины
полностью освобождались от запретов и имели право первым прикасаться к
пище во время трапезы.
Возрастной класс – совокупность людей, имеющих нормативно выделенную
возрастную степень. Возрастная стратификация проецируется в социальное
пространство. В жизни ньюкаса (Танзания) выделяется три поколения:
деревни сверстников умершего вождя, старосты которых имеют ритуальные
функции; деревни зрелых мужчины, сверстников правящего вождя, чьи
старосты обладают административными (военными) функциями; деревни
мальчиков и юношей, сверстников наследника вождя, которые питаются в
доме родителей, но ночуют в отдельных хижинах. Деревни классифицируются
как деревни “наших отцов”, “наших старших братьев” и “наших сыновей”.
Мужчины деревни не имеют права на жен своих сверстников, хотя называют
их женами.
Возрастные объединения – организационно оформленная общность людей
определенного возраста. Возрастные объединения обычно имеют собственные
имена, могут обладать местом дислокации, собственностью (включая песни,
раскраску щитов), лидерами. Так, в ХIХ – начале ХХ в. в Германии большую
роль в жизни сельского общества играли юношеские и девичьи союзы, в
которые принимались молодые люди 16–18 лет. Это было торжественным
событием в жизни молодых людей.
Юноши, принятые в союз, должны были
опекать девушек из девичьих союзов. Члены молодежных союзов имели
обязанности и по отношению к общине: девушки украшали цветами и зеленью
церкви и капеллы к праздникам, а также другие общественные постройки,
вместе с юношами очищали источники. Юноши должны были участвовать в
похоронах односельчан. За общественные работы молодые получали угощение
для своих пирушек. Совместная деятельность молодых давала возможность
присмотреться потенциальным женихам и невестам друг к другу.
Возрастная организация, критически важная для архаического общества, в
настоящее время воспроизводится в неформальных малых группах, закрытых
сообществах, а также в масштабе всего общества в форме конфликта
поколений.
Задания и упражнения:
1) Познакомьтесь с основами физиологии размножения в царствах растений и
животных. Какое максимальное количество полов возможно?
2) Какая рабочая сила более эффективна для домохозяйства: старики или
старухи?
3) Какое место занимает боди-билдинг в гендерном строительстве?
3) Проведите картирование пространства высшего учебного заведения.
Выделите гендерные различия.
5) Наблюдается ли в настоящее время конфликт поколений?
Рекомендуемая литература:
1. Антология гендерной теории. Минск, 2000.
2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала
XX века: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.
3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
4. Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое
предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии. М., 1994.
5. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. М., 1998.
6. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. М.,
1999.
7. Потолок пола. Новосибирск, 1998.
8. Семья
, гендер, культура. М., 1997.
9. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|