| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава II. Генезс брака и
семьи
|
§ 3. Парный брак и парная семья
Кого люблю, тому и дарю.
(Русская пословица)
Индивидуализация брака началась в форме парного брака.
Парование. Отношения влюбленных пар санкционировались обществом. Они
проистекали из взаимного влечения и носили чисто личный характер,
поэтому они могли быть в любой момент прекращены по желанию любой из
сторон. Даже длительное и прочное парование не ограничивало свободу
индивидов: члены пары, продолжая сохранять свой брак, одновременно могли
вступать в половые отношения с другими лицами. Общность интересов пары
ограничивалась половыми отношениями. Партнеры никогда не ели вместе, у
них не было никаких общих дел, они не имели обязанности помогать друг
другу, не вели общего хозяйства.
Парование и дарение. С появлением избыточного продукта, превышающего
жизнеообеспечивающий продукт (достаточный для обеспечения физического
существования людей), каждый взрослый член коллектива был связан, по
крайней мере, с одним взрослым членом другого, принадлежавшим к
противоположному полу и был заинтересован в поддержании этой связи. В
результате между людьми, образующими более или менее постоянную пару,
начался обмен пищей, а затем и другими продуктами труда.
Когда мужчина и женщина, составлявшие пару, начали обмениваться дарами,
их отношения перестали сводиться только к половым, перестали быть чисто
личными. Пока мужчина и женщина обменивались дарами, они имели права и
обязанности по отношению друг к другу в сфере полового общения.
Парование, подкрепляемое дарообменом, составляет парный брак. Дарение
стабилизирует половые связи, превращает пары из временных в постоянные.
Заключение брака всегда в той или иной форме сопровождалось обменом
материальных ценностей между сторонами. Самый наглядный пример – обмен
обручальными кольцами. С возникновением индивидуального брака все
половые отношения между индивидами разделились на брачные и небрачные.
Парная семья
. В период действия производственных половых табу мужчинам
категорически запрещалось есть пищу, приготовленную женщинами. Этот
запрет обычно сочетался запрещением готовить пищу на одном огне, жить в
под одной крышей с женщинами. Мужская и женско-детская группы одного
коллектива стали жить раздельно, на известном расстоянии друг от друга,
обособленные друг от друга и в быту. Они раздельно готовили пищу и
раздельно питались.
Естественным кормильцем ребенка являлась мать. Вначале она вскармливала
его своим молоком, затем брала на себя заботу об обеспечении его пищей.
Само понятие матери возникло как понятие о кормильце. Напомним русскую
пословицу: “Не та мать, что родила, а та, что вскормила”.
Если ребенок не мог самостоятельно взять пищу, мать брала и свою и его
долю. Доля продукта, полученная матерью от общества, была основным
источником доли ребенка (или детей). Женско-детская группа получала
больше, чем отдавала, так как дети не принимали участия в производстве
материальных благ, требовали заботы и внимания.
Каждая взрослая женщина, имевшая детей, была иждивителем – центром
минимальной иждивенческой группы. Каждая женщина-мать заинтересована в
существовании постоянной экономической связи между ней и самое малое
одним взрослым мужчиной, посредством которой она могла бы получать
больше, чем сама давала. Общество было заинтересовано в присоединении к
матрицентрической иждивенческой группе в качестве иждивителя, кормильца,
по меньшей мере, одного взрослого мужчины. Но и каждый мужчина был
объективно заинтересован том, чтобы находиться по возможности в более
постоянной перераспределительной связи по крайней мере с oдной взрослой
женщиной.
Реализация возможности означала возникновение иждивенческой ячейки,
состоящей из мужа, жены и ее детей, т.е.
парной семьи
. Для появления
парной семьи
необходимо было превращение существовавшего между супругами
дарообмена в отношении неадекватного перераспределения продуктов. Когда
муж начал давать жене больше продукта, чем получал от нее, он, тем самым
превратился в кормильца ее детей, т.е.
в их отца.
При бродячем образе жизни коллективы, составлявшие дуально-родовую
организацию, могли оказаться на значительном расстояний друг от друга
Поэтому неизбежными были, с одной стороны, временное пространственное
разъединение мужских и женских групп, принадлежавших к одному роду, с
другой — столь же временное соединение мужских и женских групп,
принадлежавших к разным родам. Последствием временного отрыва друг от
друга мужской и женской групп одного рода и временного соединения
мужской и женской групп, принадлежавших к разным родам, было усиление
экономической связи мужчины с женой и детьми жены и соответственно
ослабление экономических связей с сестрой и детьми сестры. Отрыв друг от
друга мужских и женских групп, принадлежавших к одному роду, а тем самым
и братьев от сестер и их детей привел к тому, что отношения между
супругами, оставаясь по форме, а частично и по содержанию дарообменом
постепенно превратились в отношения кормления между мужем и детьми его
жены.
Эгалитарность парного брака и парной семьи
. Парный брак является союзом
двух равных сторон. Наиболее наглядно экономическое равенство супругов
проявляется в существовании раздельной собственности мужа и жены. Даже у
папуасов Новой Гвинеи с их отцовским родом, патрилокальным браком,
платой за жену, что вместе взятое обеспечивало главенство мужчин, муж
имел свое имущество, а жена – свое. Муж без разрешения жены не имел
права пользоваться принадлежащими ей вещами.
Особенно ярко раздельность
имущества супругов выступает в обществах с материнским родом. На острове
Понапе (Каролинские острова, Микронезия) муж и жена отдельно друг от
друга возделывали поля и полностью распоряжались полученным с них
урожаем. Раздельно владели и плодовыми деревьями. Каждый из них
единолично распоряжался всеми выращенными плодами и фруктами до тех
пор, пока они не поступали в непосредственное потребление членов семьи.
Парный брак не всегда был союзом одного лишь мужчины с одной лишь
женщиной. Один мужчина мог быть связан точно такими же союзами не с
одной женщиной, а с несколькими одновременно, т. е иметь несколько жен,
а одна женщина могла состоять в таких отношениях с несколькими
мужчинами одновременно, т.е. иметь несколько мужей. И мужчины и
женщины могли одновременно состоять не в одном, а в нескольких парных
браках каждый парный брак, таким образом, совершенно не обязательно
представлял собой единобрачие. Он не исключает многоженства и
многомужества.
Задания и упражнения:
1) На материале личных воспоминаний, художественных фильмов о жизни
школьников тщательно реконструируйте этапы развития отношений парования.
2) Сделайте подарок любимому (или симпатичному вам) человеку.
Проследите, возникли ли в результате дарения чувства признательности и
моральной обязанности. Появились ли у вас дополнительные права на этого
человека?
3) Обязан ли отец кормить всех своих детей, известных ему и неизвестных?
4) Рассмотрите жизненную ситуацию приходящего мужа (любовника, друга).
Как выстраиваются его отношения с женщиной и ее детьми?
5) Существует ли разделение отцовской и материнской собственности
собственности в вашей семье
?
Рекомендуемая литература:
1. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи
. М., 1974.
2. Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов: от материнского
рода к соседской общине. М., 1964.
3. Энгельс Ф. Происхождение семьи
, частной собственности и государства
// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|