Перевод с английского Константина Глинки
Игорь Иванович Сикорский
Отче наш
Размышления о Молитве Господней

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого

О безграничной любви и доброй воле Создателя Молитвы ко всему человечеству уже давно известно, но я полагаю, что надо подчеркнуть то, что Спаситель видел души людей насквозь, а значит и знал не понаслышке о греховности человека. Беспомощность людей перед лицом искушения и слабости, одолевающие человека, подверженного искушению из-за определенных слабых черт его характера, принимаются Автором Молитвы как сами собой разумеющимися. Молитва не рассчитана на то, чтобы придать человеку храбрости и силы для сопротивления искушению. Человек просит лишь о том, чтобы его миновала эта опасность.

Другими словами, как это ни странно звучит для многих современных людей, Молитва учит нас просить у Бога не храбрости и силы, чтобы выиграть бой, а молиться о том, чтобы этого боя избежать. Из трех суждений второй части Молитвы, это является наиболее загадочным, и, по моему мнению, затрагивает наиболее важные, равно как и наиболее драматичные стороны земного существования. Причина и источник величайших трагедий в жизни людей восходит к таинственным факторам, обсуждаемым в этих одиннадцати словах, как ни к чему другому. Это во многом противоречит нынешним материалистическим представлениям о жизни и истории, но тем не менее, наиболее близко к истине.

Огромная сложность, связанная с полным пониманием этой части Молитвы Господней, ни в коей мере не ограничит Ее значение, до тех пор, пока мы веруем в Ее Создателя. Можно сказать проще: нас предупредили об опасности, проинформировали, что одни мы не справимся с абсолютным злом, с сатаной, и только Господь может нам помочь. Конечно же, человек должен прилагать значительные усилия, чтобы побороть искушение, но эти его усилия будут бесполезны, если он не призовет на помощь Бога.

Основной смысл первой части фразы выражен в слове “искушение.” В принципе, значение этого слова понять легко. Его можно объяснить по-разному, но в общем его можно представить как своего рода сделку, по условиям которой ценности более низкого порядка приобретаются путем жертвы ценностями более высокого порядка. Смысл же второй части фразы сконцентрирован в слове “лукавый.” Все предложение позволит связать два эти понятия воедино и установить связь между искушением и злом. Именно значение слова “лукавый” указывает на абсолютный источник зла и греха.

В. Соловьев, видный представитель русской религиозной философии конца девятнадцатого века, очень хорошо осветил эту проблему в своей последней работе “Три Разговора, или повесть об Антихристе.” Он написал ее в 1900 году, всего за несколько месяцев до смерти. Соловьев, придавая высокую важность этой теме, начинает свои рассуждения так:

“Есть ли зло только естественный недостаток, несовершенство, само собою исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, посредством соблазнов владеющая нашим миром, так сто для успешной борьбы с нею нужно иметь точку опоры в ином порядке бытия?”

Таким образом, Соловьев выделил две точки зрения на этот предмет. Различия между ними трудно понять, и иногда даже глубоко религиозные люди серьезно воспринимают первую из них как саму собой разумеющуюся, а  ко второй относятся, как к как давно отжившему предрассудку. В этом случае, а именно, если зло рассматривается как врожденная слабость, как следствие скудости интеллекта или как отголосок былых времен, в этом случае повышение интеллекта и добросердечности людей было бы вполне неплохим и стоящим средством. Что же касается Божьей помощи, она была бы конечно нужна, но особой надобности в ней у людей не возникло бы.

Обсуждаемая проблема больше связана с духовной сферой жизни, чем с материальной или интеллектуальной. Детальное ее изучение с использованием простых рассуждений и умозаключений не совсем подходит, но если толкование вопроса как-то связано с верой, истинное значение противоречий может быть установлено путем сравнений с низшим уровнем жизни. К примеру, представим, что материальная часть человека — его тело, и что факторы, которые влияют на развитие человека, представляют собой добро и добрую волю, а факторы, вызывающие болезни и страдания — зло. Это сравнение физической и духовной сторон человека вполне разумно, так как они во многом схожи. Вправе ли мы утверждать, что любой болезни можно избежать, ведя здоровый образ жизни, разумно питаясь и т.д.? Ясно, что дело обстоит не так. Можно вылечить подобным образом болезнь, вызванную недостатком свежего воздуха, непосильным трудом, плохим питанием. В этом случае добро способно вытеснить зло.

Но нам также известны болезни полностью противоположные по природе. Взять хотя бы холеру или мор. Во время эпидемий даже молодой и сильный организм, не говоря уж о больном и старом, не в состоянии этим недугам сопротивляться. Таким образом, практически сразу все те факторы — доброкачественная пища, свежий воздух и т.д., которые мы рассматривали как олицетворяющие добро, становятся бесполезны и неэффективны.

Некоторые болезни еще более ужасны. История знает немало случаев, когда эпидемии скашивали целые города и деревни, и трупы людей становились пищей для диких животных, потому что некому было хоронить умерших. Даже эпидемия оспы в прошлом столетии уносила больше жизней, чем за год унесла Первая Мировая Война.

Попытки победить эти болезни были безрезультатны, пока люди не поняли, что во всем виноваты не слабость и неприспособленность человеческого организма, а вредные микробы, проникающие внутрь человека извне и распространяющие заразу. В наше время большинство вышеупомянутых болезней уже побеждены, и мы с трудом можем поверить в то, что еще столетие назад эпидемии считались стихийным бедствием.

Мы не можем сказать, насколько эта физическая картина подобна духовной, потому что еще недостаточно изучена духовная сторона жизни человека. Предположив, что существует аналогия между физическим и духовным злом, мы все же не можем утверждать, что одно из них — порождение другого. Далее последуют несколько заключений.

Очевидно, что зло присутствует и в духовном, и в физическом уровнях земной жизни человека. Многие мудрые мужи удивлялись огромному количеству его количеству. И мы видим, что в физическом мире существуют два совершенно разных источника зла: первый — слабость и неприспособленность организма, а второй является результатом проникновения отравляющей, чуждой злой силы. Не имеет смысла отрицать подобный случай и для духовной составляющей нашей жизни.

Говоря о сопротивлении воздействию второго источника, мы можем констатировать, что в физической сфере зло было побеждено, когда борьбу с ним начали люди, подобные Луи Пастеру. Свой интеллект — самую высшую силу — они противопоставили ничтожным микроорганизмам. Развивая по мере обсуждения нашу аналогию, мы можем предположить, что и на духовном уровне жизни существуют какие-то загадочные злые силы. Согласно В. Соловьеву, человек способен сопротивляться этим силам только в том случае, если он заручится поддержкой свыше.

Вышеупомянутое заключение Соловьева должно относиться к случаям, когда люди или нации сталкиваются с действительно серьезными демонстрациями зла. Такие же его проявления, как азартные игры, пьянство и преступления должны и могут быть отвергнуты усилием воли человека, и можно легко найти людей, которые, не веруя в Бога и никогда не прося у Него помощи, в состоянии избежать искушения потому, что они ведут правильный образ жизни.

На вопрос о том, что есть зло, люди обычно отвечают: азартные игры, спиртное и преступность. С этим нельзя спорить, но ответ указывает лишь на конкретные проявления зла. Любой человек согласится с тем, что пьяницы, игроки и преступники не имеют никакой ценности для Бога и представляют собой опасность для нормальных людей, но немногие признают, что в общем-то и дьяволу они тоже не нужны, потому что в этом случае зло исходит из другого направления.

В самом тяжелом столкновении между добром и злом, а именно в событиях, завершившихся Голгофой, ни алкоголики, ни картежники, ни преступники, как мы знаем, участия не приняли. Главной причиной трагедии была ненависть к Иисусу Христу, взращенная в основном в сердцах посещающих храм и читающих священные книги пуритан и эгоистичных консерваторов. Обе эти группы считали причины ненавидеть Христа справедливыми, так как они видели в Нем своего главного врага. Ошибочно считать действия врагов Христа следствиями их уязвленного самолюбия и эгоизма.  Причиной трагедии стал всплеск идеализма и патриотизма, однако, быстро подавленный грязным и извращенным фарисейским идеологизмом.

Многие евреи тогда мечтали о приходе Мессии, который не только освободит их нацию, но и приведет к господству над всем миром. Это подтверждается нижеприведенным историческим документом:

“Что же наиболее подбивало их на восстание против Рима, так это древнее предсказание, сохранившееся в их (евреев) священных текстах, и гласящее, что примерно в это время один из их народа станет истинным правителем земли, ими населенной…”

Те же самые идеи использует дьявол, искушающий Христа в пустыне:

И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее” (Лук. 4:5-6).

Христос же отверг и осудил это предложение. Он понимал, что это не определенная Богом судьба, а всего лишь злое искушение. Христос разочаровал тех, кто бунтовал против Римского господства, представив Собой совершенно другой образ Мессии-Спасителя, вызвав у людей всплеск недоумения и даже некоторого разочарования в преддверии приближавшегося восстания.

Автор убежден в том, что безразличие и безучастность Иисуса Христа к этому конфликту, связанному с идеологией, была главной причиной народного гнева против Него, который завершился воплями: “Да будет распят!... Кровь Его на нас и на детях наших” (Матф. 27:23-25). Такое же идеологическое направление имело и восстание 67-71 г. от Рождества Христова, которое повлекло за собой разрушение Иерусалима и множество других бедствий.

Этот случай не исключение. Подобные причины имели и другие ужасные события в истории человечества. Истинные цели, ради которых даже сравнительно благочестивые и добрые люди готовы пренебречь заповедями Христа и сделаться беспощадными убийцами и лгунами, никак не связаны с личным желанием наживы, а скорее всего, имеют идеологические корни. Действительные причины чудовищной лжи и массовых убийств следует искать именно в зле, которое приносит порочная идеология, а не в грехе или преступлении какого-то человека.

Несомненно, все пираты, бандиты и преступники мира пролили меньше слез и крови людей и их действия привели к меньшей моральной деградации, чем коммунисты в России всего за 70 лет. Хотя, согласно верному замечанию Д. Мережковского, и среди большевиков были честные и искренние люди, но именно они, добавляет он, наиболее опасны.

Эти два случая — наиболее крупномасштабные проявления зла в истории. Однако есть и множество других случаев, когда конкретные люди сражались с разных видов искушениями, терзающими их изнутри, и, осознавая весь ужас происходящего, взывали о помощи к Богу. Зло следует признать не только как опасность для людей в отдельности, но и для целых народов.

Теперь мы попытаемся выяснить, что является собственно злом и каковы его наиболее опасные проявления. В Евангелии есть следующее сильное и яркое выражение: “Он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Иоан. 8:44)

Достоевский, устами своего Великого Инквизитора, называет дьявола “страшным и умным духом, духом самоуничтожения и небытия”.

Современный русский писатель Иван Лукаш, пораженный ужасами безбожного коммунистического режима, пишет:

“Дьявол — убийца, разрушитель души и мысли, змей, жалящий жизнь... О, я понимаю и вижу: дьявол захватил и мою Россию, и весь мир... Дьявол — земная грязь, отравляющая душу, искажающая ее ложью... во имя развращения плоти уничтожающая вечное Слово и вечную Мысль... Дьявол — вдохновение, сокрушающее все необъятностью мертвой материи”.

Вслед за этим глубоким анализом следует гневный упрек людям, которые служат недостойной цели.

“Я понимаю, что материя всегда борется с мыслью, что большое количество пережженного шлака может затушить любой огонь, но мне не понятна эта толпа, эти служащие материи, кем бы они ни были — профессора, лжепророки, революционеры — все они, как слепые мыши, хотят одного: заменить вечную жизнь вечной смертью…”

В соответствии со всем вышесказанным — самые распространенные проявления зла — ложь и убийство, разрушающие духовную составляющую человеческого характера, тем самым делая вечную жизнь невозможной. Хотя последствия этого разрушения до конца неясны, так как мы не властны заглянуть за грань физической смерти, но великие бедствия могут случиться и в этой жизни, когда моральная и духовная сфера загрязнена безнравственностью и безбожием и когда люди перестают обращаться к Богу. Таково истинное значение событий, происшедших в России после революции.

В зависимости от нашей веры, мы можем подтвердить или отвергнуть существование первоисточника зла. Можно предположить, что зло существует вне сознания человека. Но как бы то ни было, проявления зла реальны.

Человечество не понимает всю ценность той защиты от таинственных сил зла, которую ему предлагает Христос. В этом отношении человека можно сравнить с ребенком, искусанным бешеной собакой и не понимающим, какая опасность грозит его жизни и что спасти его может прививка, которую сделает мудрый и добрый Доктор.

Автор уверен, что анализируемое предложение Молитвы Господней главным образом указывает на загадочное дьявольское влияние, которое иногда может проявиться под видом добра. В целом трагический опыт нашего времени заставляет поверить в то, что интеллект человека неспособен и бессилен бороться со злом, в то время как высшие научные и инженерные достижения человека невольно превращаются в пособников этого самого зла. Это еще раз подтверждает идею В. Соловьева о том, что люди не могут долго сопротивляться смертельному яду духовных темных сил, не заручившись поддержкой свыше. И совершенно очевидно, что необходимость такой поддержки, другими словами, Божественного руководства и защиты, выражена в просьбе: “И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.”

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь

В трех Евангелиях, примерно в их начале, есть описания странного и таинственного события — искушения Иисуса Христа. Свидетелей этому не было, поэтому то, что описано в Евангелии, видимо было рассказано своим ученикам самим Христом, и это подтверждает огромную значимость этого события. Вероятно и то, что важнейшие решения, которые Христос принял в то время, не только повлияли на дальнейшую Его жизнь на земле, но и на весь исторический путь человечества. Значение этого странного диалога в пустыне раскрыто великим русским писателем-философом Достоевским в “Легенде о Великом Инквизиторе.” Согласно ей, история искушения, как она описана в Писании, представляет собой очень краткое обобщение двух противоположных точек зрения, охватывающих все основные противоречия, которые определяют трагедии и судьбы человечества в этой жизни; разногласия, которые простираются до высшего уровня жизни.

Между историей искушения и второй части молитвы могут быть прослежены некоторые аналогии. Это легко заметить, составив следующую таблицу:

Вторая часть Молитвы Господней

Сходные слова

История искушения

“ХЛЕБ наш насущный дай нам на сей день…”

ХЛЕБ

...скажи, чтобы камни сии сделались ХЛЕБАМИ. (Матф. 4:3)

“И не ВВЕДИ нас во ИСКУШЕНИЕ, но избавь нас от ЛУКАВОГО”

ВВОДИТЬ,

ИСКУШЕНИЕ,

ДЬЯВОЛ.

Тогда Иисус ВОЗВЕДЕН был Духом в пустыню, для ИСКУШЕНИЯ от ДИАВОЛА (Матф. 4:1)

Ибо Твое есть ЦАРСТВО…

ЦАРСТВО

 

…И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все ЦАРСТВА вселенной во мгновение времени. (Лук. 4:5)

И СИЛА и СЛАВА во веки веков. Аминь.”

ВЛАСТЬ — СИЛА,

СЛАВА

…И сказал Ему диавол: Тебе дам ВЛАСТЬ над всеми сими царствами и СЛАВУ их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. (Лук. 4:6)

Без сомнения, в обоих документах упомянуты факторы, влияющие на действия людей и иногда определяющие судьбы целых народов и наций. История искушения несколько напоминает конференцию, на которой обсуждалось будущее человечества, и которая не привела к какому-либо соглашению. Вторая часть Молитвы Господней относится к тем же факторам, но на этот раз с точки зрения повседневной жизни конкретного человека.

В последнем предложении искушения дьявол утверждал, что ему принадлежат все царства земные, их сила и слава. Однако Христос не стал дискутировать по этому вопросу, а лишь велел нам по окончании чтения Молитвы говорить в адрес Господа следующее: “Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков…”

Анализ этих крайне важных вопросов открывает точку зрения, которая не дает убедительное объяснение до тех пор, пока Земля считается центром вселенной. Первая часть Молитвы показывает, что Царство Божье еще не пришло на Землю. В истории об искушении упоминается утверждение дьявола, что он владеет и контролирует этот мир. К сожалению, это утверждение подтверждается множеством примеров прошлого и настоящего; даже Евангелие признает это. Однако стих, завершающий Молитву, говорит: “Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь.” Предложение говорит “есть”, а не даже “будет.” Однако позиции царства могут быть подвержены сомнению, если на большей части его территории воля Царя в основном игнорируется, а чужим и враждебным силам позволено контролировать его. Картина неясна, и не проясняется, даже если учитывать идею греха.

Но все противоречия исчезают, и значение великой Молитвы становится понятным, когда мы начинаем использовать идеи современной науки при изучении вселенной, созданной Богом. Земля, оккупированная враждебными силами, в сравнении с вселенной очень мала, чтобы породить какую-либо значительную силу, способную вступить в противоборство с Богом.

Образно говоря, ее можно сравнить с крысиной норой, находящейся где-то под полом маленькой избушки, стоящей одиноко в глухом лесу, каким-то образом временно изолированной карантином от обширного царства. Но Великий Царь, находясь в Своем огромном прекрасном дворце, прекрасно знает обо всем, что происходит вокруг и об этом тоже. Некоторое время Он не уделяет этой проблеме внимания, но когда придет время, Он прикажет поднять пол и разрушить эту нору и уничтожить паразитов. В соответствии с этим, будущее для любого человека это либо одиночество и постепенное разрушение, или же свободная вечная жизнь в свете и великолепии небес.

Заключение

В заключение следует сделать краткий обзор всех мыслей и идей, навеянных величайшей из молитв, Молитвой Господней.

Слова обращения являются смелым утверждением, что все мы являемся детьми Бога. Напротив, следующая фраза “да святится Имя Твое” отражает скромность, указывая на бесконечную и вечную разницу между смертным человеком и Великим Царем Вселенной, к которому мы обращаемся “Отче Наш.”

Следующие два предложения, а именно “Да приидет Царствие Твое” и “Да будет воля твоя и на земле, как на небе” снова показывают великую важность этих слов. Они включают любопытный аспект. Если предположить, что с подобными словами обращались бы к какому-нибудь средневековому тирану его смиренные подданные, он бы возмущенно ответил, что его царство будет существовать, и воля его будет исполняться независимо от того, хочет этого дерзкий раб или нет. Но как это ни странно, именно от воли человека зависит будущее пришествие Царства Божьего на землю. Важность и достоинство этого прошения о цели существования земной жизни,  посылаемого человеком Царю Вселенной, редко нами осознаются.

Произнося эти смелые и важные слова, человек становится выше всех нужд, амбиций, оскорблений, произвола — всех очевидных проявлений зла. Он вдруг находит решение всем вопросам, его терзавшим, понимает, что процесс его жизни на земле имеет достойную цель. Человек начинает соотносить свои желания и стремления относительно конечной, вечной цели всего процесса создания человечества с Божьей волей. Молясь о приходе Царства справедливости, добра и вечной жизни человек надеется на то, что и ему найдется там достойное место; или же он испытает жестокое разочарование — молиться о приходе Царства Божьего, если человек осужден никогда не увидеть его света.

Как уже было упомянуто, вторая часть Молитвы совершенно отличается и затрагивает насущные нужды и проблемы земной жизни. Предложение о “хлебе нашем насущном” может быть понято как подразумевающее все материальные, интеллектуальные и духовные потребности земной жизни. Просьбы же о “прощении” и “сохранении от искушения” указывают не только на внутреннюю духовную борьбу, но и на то, как в дальнейшем повлияют эти проявления силы воли и страданий на вечную жизнь человека.

Молитва начинается и кончается простым и благоговейным прославлением Божественного Провидения. Как бы отражая весь процесс творения, первое предложение относится только к Богу, “да святится имя Твое,” а последнее говорит о “Царстве и силе и славе.” Это можно понять, оценив Божественную мудрость и силу, которые создали и контролируют всю материальную и духовную вселенную.

Молитва Господня, созданная, чтобы помогать нам в нашей земной жизни, задумана ее Автором с той целью, чтобы руководить нами в процессе духовного рождения, процессе бурном и драматичном. Когда же этот процесс подойдет к концу — не только на Земле, но и, возможно, на других планетах Вселенной  — задача Молитвы в целом будет считаться выполненной. Возможно, что и счастливые представители высшего уровня жизни, воспевая славу и мощь своего Создателя, будут по-прежнему использовать все те же три предложения Молитвы Господней, для которых нет преград ни во времени, ни в пространстве.

Отче Наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твое...

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь


начало
Оригинал здесь

www.pseudology.org