Элементы
популяризации знаний присутствовали в трудах ученых всегда. Энтузиастами
популяризации науки были многие видные российские ученые, среди которых в
первую очередь следует назвать признанного классика научной популяризации
К.А. Тимирязева. Авторами в этом жанре выступали А. Эйнштейн и многие другие
ученые с мировым именем.
На всех этапах
исторического развития человечества неизменно росла роль знаний, устойчивой
традицией становилось повышение общественной значимости науки. Наиболее
яркой иллюстрацией этого может служить
XX
в., когда наука приобрела невиданное до той поры влияние. Сблизившись с
производством, наука стала приобретать черты самостоятельной и весьма
продуктивной производительной силы.
Повышался
интерес к науке и со стороны общества, заметившего в ней мощное средство
преобразования всего уклада жизни. Особенно вырос этот интерес и расширились
масштабы популяризации ее результатов во второй половине
XX
в. после появления и широкого распространения современных средств массовой
информации – кинематографа, радиовещания, телевидения, а также в связи с
огромными успехами самой науки.
Научная
популяризация как современный вид деятельности и система распространения
знаний – это не только выпуск книг, журналов и других изданий.
Научно-популярный кинематограф, радио- и телевизионные передачи на научные
темы способны оказывать не меньшее влияние на массовую аудиторию, чем книги
или статьи и заметки журналов.
Но и этим
понятие «научная популяризация» не исчерпывается. Сюда входят также устная и
наглядная популяризация – публичные лекции, организация выставок, музейная
работа и т.д. Таким образом, понятие «научная популяризация» по содержанию
выглядит существенно более широким, чем даже «популяризация науки с помощью
средств массовой коммуникации», к которым относятся не только печатные
издания, но и кино, радио и телевидение.
В широком
смысле под «научно-популярной литературой» следует понимать все популярные
литературные произведения о науке, используемые в средствах массовой
коммуникации, а также при устной и наглядной популяризации знаний, –
печатные произведения, тексты лекций, радио- и телевизионных передач, кино-
и телевизионные сценарии и т.д.
Но очень часто
встречается и узкое толкование термина
Исторически
сложилось так, что под «научно-популярной литературой», в узком смысле,
обычно понимали только популярные произведения о науке. С современной точки
зрения, это не точно и не полно, но традиция такого употребления термина
имеет глубокие корни. Именно в узком смысле он в большинстве случаев и
употребляется на практике – в исследовательских работах, в дискуссиях и т.д.
Популяризация науки через печатные издания, без сомнения, играет важнейшую
роль в общей системе научной популяризации, представляет ее основу.
Научно-популярная литература, несомненно, сформировалась в недрах литературы
научной, и ее развитие шло в очень тесном взаимодействии с научной
литературой. Как и в научной, в научно-популярной литературе достаточно
специфический текст, в ней широко используются специальные термины,
однотипные с научной книгой иллюстративные материалы – чертежи, схемы,
карты, фотографии, таблицы, графики. У многих научно-популярных книг имеются
вспомогательный аппарат – предисловие, примечания, указатели и т.д.
Научно-популярная литература, по сравнению с научной, не требует высокой
строгости доказательства. В ней вполне допустимы упрощения, фрагментарность
и неполнота, объяснение «на уровне идей». Если для научной книги важно,
чтобы тот или иной вопрос был изложен не только доказательно, но и с
исчерпывающей полнотой, то для научно-популярной литературы достаточно, если
он изложен доходчиво и понятно.
Использование
элементов художественного описания безусловно придает научно-популярным
произведениям особую специфику и своеобразие, без которых эта литература в
наши дни просто немыслима. Но как бы обильны ни были заимствования из
смежных областей литературы, а том числе из художественной или научной,
научно-популярные произведения в принципе всегда остаются
научно-популярными, так как научно-популярная литература – это понятие, еще
раз подчеркнем, прежде всего функциональное.
Ни одна
область знания, в том числе и теория научной популяризации, не может успешно
развиваться, не опираясь на специально выработанную терминологию. Но в то же
время сама терминология не может быть создана без достаточно развитого
теоретического фундамента. Поскольку же область научной популяризации такой
строгой теорией пока не располагает.
Как один из
подобных примеров возьмем понятие «жанр»
В одном случае
слово «жанр» может использоваться как синоним понятия «литературная форма»,
в другом – характеризует манеру художественного творчества, которая
представляет собой «относительно устойчивую исторически сложившуюся систему
изобразительных средств», а в третьем случае обозначает «род произведений,
характеризующихся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками»?
В
литературоведении, откуда заимствовано это понятие, его воспринимают чисто
интуитивно, и оно там вполне укладывается в традиционно сложившуюся систему
таких же интуитивных представлений. Но совсем другое дело научная
популяризация с ее спецификой и особенностями, с ее более строгими
требованиями... Не всякий «чужой» термин легко в нее вписывается, и уж во
всяком случае строгая теория всегда требует однозначных терминов, если
теория еще только создается.
Понятие
«научно-популярная литература» не может быть определено достаточно четко,
если предварительно не внести ясность в то, что понимается, в частности, под
сюжетом, и может ли он использоваться в таких произведениях.
Предпочтительна, по нашему мнению, точка зрения, что сюжет художественного
произведения образуется именно художественно построенным распределением
событий в произведении. Из нее и будем исходить в дальнейшем, формулируя
понятие «научно-популярная литература».
Примеры с
«жанром» и «сюжетом», конечно, не единственные, с которыми сталкивается
теория научной популяризации. Важен и вопрос о соотношении форм
научно-популярных произведений с формами произведений других типов
литературы, в первую очередь, художественной и научной, с которыми
научно-популярная литература наиболее тесно связана.
Если понятие
«жанр» вошло в научную популяризацию без особого труда и с легкостью
необыкновенной широко использовалось многими авторами, – правда, как уже
отмечалось, точный смысл его и сейчас никто не пытается раскрыть, – то сразу
же стало ясно, что ввести в теорию ее такие понятия художественной
литературы, как роман, повесть и т.д. вряд ли удастся так просто.
До самого
последнего времени практически никто не пытался подобрать соответствующие им
эквиваленты в научно-популярной, да и вообще в нехудожественной литературе
(необходимость введения подобных понятий впервые отмечена и обоснована Б.Г.
Тяпкиным в его работе [1]). Попытка компенсировать отсутствие таких терминов
– на наш взгляд, удачная – была частично предпринята в ГОСТ 16447–78 и в
сменившем его ГОСТ 7.60–90. Но и до этого было очевидно, что
научно-популярные произведения могут различаться по форме, подобно
произведениям нехудожественной литературы; что понятия «роман», «повесть»,
«поэма» и пр. к научно-популярной литературе в принципе не применимы.
Формы
произведений художественной и нехудожественной литературы можно сопоставить
практически только по объему – как произведения больших, средних и малых
форм. Так, большая форма для художественной литературы – роман, для
нехудожественной – монопроизведение (монография); средняя форма в
художественной – повесть, в нехудожественной – статья; малая форма,
соответственно, – рассказ и заметка и т.д.
Деление это –
чисто условное
Других
признаков, кроме объема, которые бы равнозначно сближали произведения
художественной и нехудожественной литературы, не существует. Зато
наблюдается почти полное совпадение литературных форм у научной и
научно-популярной литературы. По аналогии с научной литературой вполне
возможна и научно-популярная монография, не говоря уже о совершенно обычных,
«нормальных» и для научной, и для научно-популярной литературы статьях,
очерках, обзорах и т.д.
Следует
обратить внимание на такую форму литературного произведения как эссе. Эта
форма (обычно говорят в таких случаях – жанр) – единственная, которую можно
встретить и в художественной литературе (в публицистике), и в
научно-популярной. Эссе известны давно, и они как бы специально созданы для
произведений общественной тематики. Вместе с тем эссе могут затрагивать и
социальные, и философские, и нравственные проблемы естествознания.
Произведения
этой формы, в зависимости от их литературных достоинств и, отчасти, их
тематики, могут быть отнесены и к научно-популярным, и к художественным. Под
эссе при этом понимается «литературно-философский жанр размышления над
конкретными историческими фактами прошлого и настоящего, над бытом и нравами
людей, явлениями природы. Эссе может быть и философским, и публицистическим,
и социальным.
К
научно-популярным эссе вполне могут быть причислены те произведения, в
которых ярко проявляется творческая индивидуальность автора, своеобразие
подхода и оценки описываемого явления, литературный талант автора, т.е. то,
на что в основном претендует так называемая «научно-художественная
литература» [2, с. 21].
Несколько слов
о самом понятии «форма литературного произведения». Его также можно понимать
не только в узком, но и в расширительном смысле. Для любого произведения,
художественного или нехудожественного, форма, в широком смысле, – это способ
его материализации. К форме литературного произведения относится не только
внешняя и внутренняя структура, в которую облекается содержание, но и весь
комплекс изобразительных средств, с помощью которых выражено содержание.
Идейность произведения в определенной степени диктует форму произведения.
Из
органического единства содержания, т.е. предмета популяризации,
конкретизированного автором в теме и раскрытого с определенных
мировоззренческих позиций, вытекает и форма произведения, его структура и
способы выражения содержания. Но форму при этом нельзя рассматривать как
целиком подчиненную содержанию – сама форма достаточно активна, он способна
воздействовать на содержание.
Непременным
условием каждого литературного произведения является единство формы и
содержания
Это означает,
что для отображения содержания должны быть использованы подходящие,
адекватные ему средства – форма и содержание органически неразрывны. При
этом если в художественной литературе, большинство произведений которой
строится по законам развития сюжета, автор волен в достаточно широких
пределах по своему усмотрению избиратть нужную форму, то в нехудожественных
произведениях, построенных обычно по логическому или хронологическому плану,
– форма значительно жестче предопределена темой, т.е. содержанием
произведения.
Монография,
например, – это не только большая форма, но и произведение, посвященное
одной определенной теме. Формы нехудожественных произведений значительно
жестче детерминированы, чем художественных произведений.
Форма
нехудожественных произведений сильно зависит от их содержания, и тематика
таких произведений также может оказывать определенное влияние на форму. В
научно-популярной литературе это особенно заметно.
Круг тем
научно-популярных произведений, к примеру, отнюдь не произволен. Тематика
ее, конечно, отражает проблемы науки, и в этом смысле она целиком «научная».
Разница лишь в том, что научная литература отличается практически
неограниченной тематикой, у научно-популярной же литературы круг тем
значительно уже – темы ее произведений определяются актуальностью и
социальным значением освещаемых проблем, интересом к ним со стороны широкого
круга читателей. Не всякая научная тема подходит для научно-популярного
произведения, а только та, которая обладает определенной социальной
значимостью.
Заметим также,
что и актуальность для научно-популярных произведений вовсе не равнозначна
новизне темы, как можно было бы предположить. В научно-популярной
литературе, наряду со злободневными, есть немало тем «вечных», к которым
каждое новое поколение авторов и читателей проявляет неизменный интерес, –
«старая» тема влечет к себе нового читателя все с той же силой.
Такая тема со
временем, возможно, утрачивает новизну, но вовсе не теряет актуальности. В
научно-популярной литературе поэтому есть и свои классические образцы, и
свои классики. Такие книги, написанные в
XIX–XX
вв. и ныне, по-прежнему, находят своего читателя, тогда как с научными
трудами той поры читатель предпочитает знакомиться уже в современном
изложении.
Добавим
несколько слов о специфике тематики научно-популярных произведений
Можно
заметить, что тематика научной и научно-популярной литературы иногда даже
частично совпадает, но в то же время каждая из них отличается своими
особенностями. И хотя наука может дать немало по-настоящему интересных тем,
многие из них никогда так и не становятся темой научно-популярных
произведений, если не перерастают в проявление какой-нибудь важной для
общества проблемы.
Научно-популярная литература в этом смысле, – это не просто литература о
науке, написанная доступным языком, эту литературу мы бы назвали литературой
научных проблем, представляющих интерес для широкой публики. Содержание
научно-популярных произведений не сводится только к описанию явлений,
изучаемых наукой. В него включается все то, что связано с самой наукой,
научным исследованием, и авторское отношение к науке и к объекту ее
изучения.
Авторская
позиция часто выражает отношение не столько к конкретно описываемому
объекту, сколько к самой науке как к социальному институту. Наука, научные
исследования как таковые представлены в научно-популярных описаниях поэтому
гораздо шире, чем даже в самих научных трудах: ведь научно-популярная
литература скорее открывает широту обзора, чем глубину его.
Признавая
тесную связь научно-популярной литературы одновременно и с научной, и с
художественной литературой, – о чем ранее говорилось, – необходимо вместе с
тем ясно отдавать себе отчет в том, что, чем больше в научно-популярном
произведении элементов художественной литературы, тем дальше она отстоит от
науки, тем меньше в нем подлинно научных знаний, полезной для науки
информации – это ни для кого не секрет.
Науку и
художественное творчество соединить в одном произведении без потерь для
каждой стороны невозможно. Научно-популярная литература поэтому не может
быть в целом ни только дидактической, ни только художественно-образной. Ей
нужны произведения разных типов – соответственно многогранным задачам
научной популяризации и разнообразию круга ее читателей.
Это важно
помнить, так как неоднократно в прошлом выступали, да и сейчас выступают
ревнители некого усредненного, нивелированного стиля научно-популярного
описания, близкого к «научно-художественному». Особенным нападкам при этом
подвергался стиль описания, характерный для популярной научной информации,
как стиль совершенно не «художественный».
Научная
информация и научная популяризация находят в наше время все больше точек
соприкосновения
Научно-техническая революция, как известно, не только расширила за последние
десятилетия тематику научно-популярных произведений, но и привела к созданию
новых разновидностей этой литературы. Новое звучание обрела прежде всего
литература, пропагандирующая достижения науки, раскрывающая смысл и
социальные последствия новых открытий. Наиболее яркая, активная
разновидность современной научно-популярной литературы – научная
публицистика.
Но было бы
неверно не отметить также роль и значение другой разновидности этой
литературы – популярной научной информации, развитие которой не только
являлось результатом повышения интереса к науке со стороны широкой
аудитории, но и стимулировалось самой наукой. Различение этих жанров идет по
функционально-целевому назначению и группам пользователей: если
научно-популярная литература ориентирована на самую широкую публику, то
популярная научная информация – на более специализированную аудиторию, в том
числе на полиспециалистов.
Не будет
большой ошибкой сказать, что популярная научная информация – это именно та
область научной популяризации, которая в равной мере служит и читающей
публике, и самой науке. Это означает, что, как и настоящая научная
информация, она составляет некоторую частицу самой науки, выполняя важную
роль для нее, но одновременно остается и литературой, поскольку она
адресована широкой читательской аудитории.
Популярная
научная информация – это область наиболее близкого и тесного соприкосновения
подлинной научной популяризации с подлинной наукой. Популярная научная
информация помогает науке решать, в частности, такую важную для нее
проблему, как проблема межотраслевой информации.
Популярная
научная информация – это очень важная для науки разновидность
научно-популярной литературы – действительно по стилю стоит ближе всего к
чисто научной литературе. Стиль таких произведений очень напоминает
суховатый «эпический» стиль научных трудов, восходящий к лучшим классическим
образцам научного стиля.
Как
справедливо отметил в одной из своих статей Б.Г. Кузнецов, «строгая
логическая канва ньютоновских “Математических начал” стала каноном научной
литературы» [3]. И. Ньютон и его последователи в науке действительно оказали
важнейшее влияние не только на формирование современной физики и всей
современной науки, но и на формирование стиля научного и, следовательно,
научно-популярного описания, особенно стиля дидактических научно-популярных
произведений, характерных для авторов-ученых.
Споры о том,
какова должна быть научно-популярная книга, как известно, – споры старые,
надоевшие, давно набившие оскомину. Но тем не менее ни к каким определенным
общим выводам до сих пор прийти так и не удавалось, и лишь потому, что
каждая из спорящих сторон отождествляла всю научно-популярную литературу
только со своими собственными представлениями о какой-то одной ее
разновидности, отрицая право этой литературы на многообразие. Слабость такой
позиции оппонентов ясна.
Ни о каком
сближении точек зрения не может быть речи и в дальнейшем, до тех пор пока не
будет четко определено, какой смысл следует вкладывать в это понятие. Вот
почему мы отводим такое важное место понятию «научно-популярная литература»
и другим связанным с ним терминам. Завершить этот затянувшийся спор можно
лишь введением полных и однозначных понятий.
Хотя
научно-популярная литература и популяризирует научные знания, ее связи с
самой наукой достаточно сложны
Часто они не
носят даже прямого характера: такая связь осуществляется в большинстве
случаев опосредствованно, через научную литературу, но очень важны и связи
через научно-техническую информацию – составную часть самой науки.
Научной
литературе, научной книге – хранительнице знаний и коммуникативному
средству, связывающему современников и людей разных поколений, – в
непрерывном процессе развития знаний принадлежит бесспорно важнейшая и
определяющая роль. В отличие от научной информации, целиком входящей в
состав науки, научная литература, как, впрочем, и научно-популярная, –
совершенно самостоятельные типы литературы.
Научно-популярная литература соприкасается с наукой, помогает ей, но, в
отличие от научно-технической информации, непосредственно и целиком в науку
не входит: научно-техническая информация призвана обслуживать повседневные,
текущие нужды науки, научно-популярная же литература имеет выход к более
широкой аудитории.
Научная
литература фиксирует сообщения самой разной тематики, сущность больших и
малых научных проблем, узкие и широкие по теме результаты исследования.
Книги и другие научные издания – это своеобразный банк научных идей, даже
тех, которые в данное время не обладают актуальностью. В истории науки
известно немало случаев, когда старые и, казалось бы, совершенно забытые
идеи неожиданно находили применение или дальнейшее развитие спустя десятки,
а иногда и сотни лет.
Научная книга,
подчеркивал академик М. Миллионщиков, «не только продукт, но и орудие
умственного труда. Для науки она инструмент не менее важный, чем
исследовательский прибор» [4]. Но основная часть изданий такого рода имеет,
как правило, весьма небольшую аудиторию, и в силу этого возможности их
влияния на массового читателя, несомненно ограничены.
Иначе обстоит
дело с научно-популярной литературой
«Выход» к
широкой аудитории современная наука пробивает, используя все средства
массовой коммуникации, и в первую очередь научно-популярные книги и другие
популярные издания. Помимо своей основной роли, научно-популярные книги и
другие издания выполняют важную для нынешних условий и инновационную и
рекламно-информационную роль.
Наука
нуждается в поддержке широких масс и настойчиво ищет сама таких контактов.
Для нее такая связь чрезвычайно важна. «Специальные статьи, – писал академик
И.В. Петрянов-Соколов, – интересны лишь самому автору и пятидесяти ученым,
которые с ним спорят и соперничают. Но автор и эти читатели могли бы и без
помощи статьи поговорить и поспорить. А тысячи специалистов, работающих в
смежных и далеких областях, таких статей не читают (непонятно, не интересно,
не знают, где искать), хотя для них именно эти статьи и важны. Иное дело
научно-популярные статьи. Их читают "просто так", из любознательности, для
отдыха. По моему глубокому убеждению, для развития науки важна не столько
специальная литература, сколько научно-популярная» [5, с. 165].
Конечно,
высказанное здесь мнение о значении для науки научно-популярных произведений
разделяют, видимо, не все ученые, да и подразумеваются, насколько можно
судить, не все научно-популярные статьи, а только наиболее ценимая учеными
популярная научная информация. Но приведенное высказывание со всей
очевидностью подтверждает сказанное нами ранее, что научно-популярная
литература в наши дни не только приобрела значение одного из ведущих отрядов
современной литературы, но стала важным вспомогательным инструментом науки.
Более того,
благодаря своей роли передаточного звена между наукой и широкой аудиторией
научно-популярная литература превратилась в весьма влиятельную часть
нынешней литературы.
Научно-популярная литература в наш век прочно определилась в своей нише –
это одновременно в какой-то степени и часть науки, вернее, часть
научно-технической информации, входящей в науку, но это также и полноправный
тип современной литературы. Такая двойственность ее положения, пожалуй,
полнее всего характеризует научно-популярную литературу как современное
явление, отношение ее и к науке, и к литературному процессу.
Социальные
функции всех типов литературы в целом и во всех общественных формациях
определяются социальной организацией, «надстройкой» общества. Связь
научно-популярной литературы одновременно и с «базисом» (производством), и с
«надстройкой» (социальными институтами) общества объясняет многие
недостаточно раскрытые особенности ее.
Совершенно
недопустимо поэтому ни недооценивать, ни переоценивать влияние на нее
происходящего в самой науке, в сфере производства, ни пренебрегать
социальными явлениями, наблюдаемыми на каждом историческом этапе в развитии
человеческого общества. Задачи ее, таким образом, формируются как общими
задачами общества, так и задачами, стоящими непосредственно перед наукой,
перед производством.
Правильное
понимание сущности научной популяризации без отчетливого представления об
основных проблемах современности, а также об особенностях и характерных
чертах науки – просто невозможно. Как нельзя представить художественную
литературу в отрыве от развития общественных идей, точно так же нельзя
представить научно-популярную литературу в отрыве от развития общества и
научных идей.
Минувший век,
как известно, подарил человечеству новые мощные средства массовой
информации, преобразившие и наш мир, и наш быт
Активно
развивается глобальная информационная сеть. Человечество строит
информационное общество будущего. Но как бы разнообразны и удивительны ни
были нынешние средства массовой коммуникации, ни даже те, которых пока нет и
которым суждено появиться в будущем, все эти средства всегда будут
оставаться только средствами передачи информации. Новой информации они
создавать не могут.
Способ
передачи информации может оказывать определенное воздействие на ее
восприятие, но содержание информации от этого не меняется. В столь важном
для науки документе, как «Концепция реформирования российской науки на
период 1998–2000 годов» говорится: «Эффективность научной деятельности в
решающей степени определяется возможностью доступа к научно-технической
информации.
Развитие
процессов разделения научного труда привело к резкой интенсификации
информационного обмена, превратило научно-информационную деятельность в один
из важнейших элементов научной инфраструктуры» [6, с. 199]. Да,
действительно, количественное расширение информационной сети, подключение
новых «пользователей» в значительной мере может способствовать решению
проблемы «доступа к научно-технической информации», но оно не сможет
способствовать решению проблемы «доступности» информации.
Проблема
доступности информации – это в основе своей задача творческая, где важнейшая
роль принадлежит «человеческому фактору». Ее невозможно решить ни
финансовыми вложениями, ни использованием самых совершенных компьютеров и
информационных систем. Более полувека назад Дж. Томсон в своей книге
«Предвидимое будущее» предсказал возможность возникновения в науке такой
ситуации и писал о необходимости использования в научно-информационной
службе особой категории сотрудников – «связных науки», задачей которых
должен быть поиск нужной информации и изложение языком, понятным
специалистам новых смежных отраслей знания. Проблема популяризации
возвращается в науку, но уже в новом качестве.
Развитие
информационной инфраструктуры науки, развитие современных средств массовой
информации создает, конечно, ранее невиданные возможности, но решать
проблемы информационного обеспечения, надеясь только на технику вряд ли
разумно. Самый главный фактор в этом процессе сама информация, и панацею от
всех зол и проблем отнюдь не следует видеть в масштабности проектов и
интенсивности использования информационных технологий.
Литература
1. Научная и производственная литература: Типологическая характеристика.
М.: МПИ, 1975. 62 с.
2.
Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.
3. Кузнецов Б.Г. Бессмертие Галилея // Литературная газета. 1964. 15
февраля.
4. Миллионщиков М. Наука и книга // Правда. 1966. 15 декабря.
5. Петрянов-Соколов И.В. Хранители воздуха // Нева. 1970. № 7.
6. Концепция реформирования российской науки на период 1998–2000 годов //
Науковедение.
1999. № 2. С. 185–202
Науковедение № 2, 2001
www.pseudology.org |