Константин Глинка

У истоков религиозных учений
Заметки непрофессионала, или искусство терять читателей

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Мятеж

Моисей же вывел их в пустыню, на собственное прокормление. Ничего удивительного, что не привыкший к свободе народ, отлучённый к тому же от “городов для запасов”, стал испытывать некоторую нехватку продовольствия. И, как в те времена водилось, возроптал.У всякого восстания есть свои лидеры. История учит нас, что очень часто недовольные подданные предводительствуемы и подстрекаемы бывают самыми приближёнными к правителю и обласканными им лицами. Так случилось и на этот раз.

Некто Корей вместе с 250 именитыми начальниками собрались против Моисея и его брата Аарона и задали очень простой, на вид невинный вопрос: “Почему вы ставите себя выше народа Господня?” Моисей был буквально сражён этим вопросом, исходящим из уст тех, кого он же поставил у руководства. Он просто “услышав это пал на лице свое” (Числа, 16:4). Поставьте себя, читатель, на место Моисея и постарайтесь найти выход из этой ситуации.

Попробуйте подавить в себе чувство возмущения неблагодарностью сынов Левииных, которых и без того “Бог Израилев отделил от общества Израильского”. Вы, конечно, знаете, что Моисеем было найдено единственно верное решение, но давайте прочтём это место ещё раз внимательно и поучимся, как правильно вести себя в подобной ситуации.

В первую очередь, Моисей отложил решение вопроса. Он велел всем придти завтра. Это было гениальное решение, к которому с библейских времён прибегают начальники всех мастей и рангов. Затем он решил разобраться с бунтовщиками поодиночке. Сначала на ковёр было велено “позвать Дафана и Авирона, сынов Элиава. Но они сказали: не пойдём!”Реакция Моисея была вполне предсказуема. “Моисей весьма огорчился”.

А вы бы, читатель, обрадовались? Назавтра, однако, бунтовщики во главе с Кореем явились, как и было велено, ко входу в скинию собраний и встали напротив Моисея. То есть, восстать-то они восстали, на это у них духа хватило, но правильно вести они себя при этом не умели. Позвали их, они и пришли. А те, что не пришли, тоже далеко не уехали, стояли и ждали своей участи “у дверей шатров своих с жёнами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими”. Видимо, 400 с лишком лет рабства развили у них привычку подчиняться безоговорочно.

Вот, скажем, через три тысячелетия лет после событий у скинии было поднято другое восстание. Именно, большевики попытались захватить власть в июле 1917 года. Попытка эта провалилась. Главарь бунтовщиков Владимир Ленин был вызван на суд временным правительством. Он тоже заявил: “Не пойду!”. И не пошёл. И не только не пошёл, но и в Разлив уехал, от греха подальше. Ну, Владимир Ильич Ульянов всяким там Авиронам не чета, и сравнивать нечего.

Он поступил правильно и дальновидно. Он прекрасно знал своего бывшего соученика по гимназии Александра Керенского и ничего хорошего от него не ждал.Сообщники Корея тоже хорошо знали характер и решимость Моисея и даже имели случай быть исполнителями его воли во время происшествия с золотым тельцом. Но они стояли у своих шатров и покорно ждали своей участи.

То ли Разлива там, в пустыне, поблизости не оказалось, то ли по другой причине, но только стояли и ждали. Ну, и дождались. Услышали они голос Моисея, повелевающий всем отойти “от шатров нечестивых людей ... чтобы не погибнуть всем”. Тут бы им насторожиться, да и тоже отойти от шатров своих. Автор, человек робкого десятка, наверное, за несколько минут добежал бы если не до Разлива, то хоть до какого-нибудь завалящего оазиса. И жену свою прихватил бы. И детей. И прочую живность.

А эти стояли и ждали.“И вот (!) расселась земля под ними, и ... поглотила домы их. И всех людей Кореевых и всё (не забыто упомянуть) имущество. И покрыла их земля... и вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей”.Что и говорить, гнев Господень принял впечатляющие по тем временам размеры. Нас с вами, видевших на экране не только разрывы снарядов, но и испытания атомной бомбы, трудно удивить скромным умерщвлением всего лишь 250 мужей (не считая, разумеется, женщин и детей).

Но в то время это было совершенно необычным, из ряда вон выходящим проявлением воли Господней. Особенно же впечатляло то, что случилось это сразу же “...лишь только сказал он (Моисей) слова свои”. Такое впечатление создавалось, что Бог только и ждал, пока Моисей Ему скомандует: “Запал” и разрядил гнев Свой по команде.

Моисей – выдающийся учёный древности?

Тут совершенно необходимо и даже уместно отступление. Моисей был одним из одарённейших людей, когда-либо пришедших на эту Землю. Библия называет его величайшим из пророков (“... и не было более у Израиля пророка такого, как Моисей...”). Множество великих мыслителей, художников, скульпторов, религиозных учителей и просто учёных посвятили долгие часы и годы, пытаясь разгадать удивительную тайну вдохновения и успеха Моисея. Были сделаны многочисленные попытки рационального объяснения его чудес и знамений.

Автор должен со всей твёрдостью заявить, что рационального объяснение просто не существует. Моисей был, безусловно, пророком, но более пророка. Он был настоящим титаном мысли и очень образованным человеком. Есть все основания полагать, что он получил элитарное образование при дворе фараона, а его учителями были лучшие умы того времени. Лучшие умы в то время шли не в юристы, а в жрецы. Они щедро делились с молодым принцем всеми накопленными знаниями. Мы не можем оценить всю полноту и объём этих знаний!

Мы не согласны с расхожим мнением о том, что древние люди были глупее и хуже качеством, чем наши современники. Автор не может сказать, что выработал это субъективное мнение на основании личного опыта. Он не общался с Пушкиным или Платоном и не был близко знаком с пророками, написавшими Библию. Но достаточно прочесть их произведения и сравнить с теми, которые выходят из-под пера наших современников. Человек того времени в большей степени зависел от собственных способностей и умения применить их в нужный момент. У него зачастую не было второго шанса. У него не было системы социального страхования и профсоюзов. Наконец, слаборазвитая медицина позволяла выживать только самым жизнеспособным и активным.

Отработав положенные 8 часов за рабочим столом и отпотев предписанные 40 минут в оздоровительном клубе, мы наслаждаемся правом сидеть у телевизора или читать очередной популярный роман и ни о чём не думать. Наши мозги, переутомившиеся на работе, отдыхают. Человек древности такой роскоши позволить не мог. Он не играл в компьютерные игры, где в случае поражения остаётся ещё достаточно “жизней” в запасе, чтобы продолжать сражение и выйти из него победителем. Первое же поражение было вполне реальным и приводило к перманентному выходу из игры. Поэтому человек прошлого был образован и смекалист.

Мудрейшие же люди древности намного опережали не только своё, но во многом и наше время. Они владели секретами, которые мы не можем воспроизвести или объяснить. Не хочется повторять избитые места, но секреты древних пирамид и статуи острова Пасхи говорят сами за себя. Археологи то и дело совершают такие находки, что у специалистов отвисают челюсти и прочие органы. Найдена была, например, гальваническая батарея, возраст которой оценивается в несколько тысяч лет. Что ей там было делать?! Лампочки в храмах зажигать или фейерверки устраивать? Мы не знаем. Никто не знает.

Но (!) была - значит использовалась. Кто-то, задолго до Фарадея, придумал и нашёл применение. Читатель, вы, освоивший курс наук в размере средней школы, вы в состоянии построить гальваническую батарею из подручных средств? Нет, если вы не прошли специального курса обучения. Мы, в гордыне своей полагающие, что древние учёные дальше трения янтаря ничего не достигли в исследовании электричества, мы, имеющие высшее образование и учёные степени за “развитие” какой-то отрасли науки, мы очень часто не в состоянии повторить достижения великих исследователей и творцов прошлого. Моисей был намного образованнее своих соплеменников. Он был выдающимся учёным.

Существует многостраничное исследование, доказывающее, что Моисей обладал определёнными знаниями в области электричества. По мнению авторов этого исследования, все чудеса Моисея могут быть объяснены, если допустить, что атмосфера Земли в то время была намного более электризуема, а технические устройства, так подробно описанные в Библии, представляли собой не что иное, как генераторы тока. Приводится, в частности, детальная аргументация в пользу того, что ковчег завета – это не что иное, как мощный аккумулятор электричества, который через много лет после Моисея был переизобретён германскими учёными и получил название лейденской банки.

По мнению исследователей, то, что произошло непосредственно после поглощения бунтовщиков землёй и пожирания огнём, а именно: умерщвление 14700 человек одновременно, было результатом их электрического поражения. Якобы эти 14700 человек образовали по команде Моисея замкнутый контур, к которому были подсоединены контакты лейденского ковчега и – мощный разряд лишил их жизни. Тут придётся вставить свои скромные два цента. Автор всю сознательную жизнь занимался электротехникой.

Он является специалистом в области именно высоковольтной электротехники. Много раз в своей жизни ему приходилось ставить эксперименты по поражению электрическим током живых организмов. Эксперименты эти закончились полным неуспехом. Их единственным объектом неизменно становился сам автор, но, волею случая, всё завершалось лёгким испугом и громкой, но безадресной матерщиной.Так вот, автор со всей ответственностью заявляет, что все теории по поводу обладания Моисеем электрическим оружием – полная чушь.

В отличие от обывательского представления человек поражается электричеством не в результате приложения к нему высокого напряжения, а потому, что через его тело проходит электрический ток достаточной силы. Считается, что ток в 1/10 ампера убивает взрослого человека. Ток, который питает электрическую лампочку мощностью 100 ватт, примерно в 5-10 раз больше этой величины. Если к телу человека приложить напряжение, то, согласно закону Джорджа Ома, через него протечёт ток, равный частному от деления величины напряжения на сопротивление тела. Сопротивление тела взрослого и трезвого человека (у выпившего оно меньше) составляет в среднем около 10 тысяч ом. Значит, тысяча вольт вполне достаточна для лишения человека жизни.

Первые электрические стулья имели напряжение около 2000 вольт и смерть не наступала моментально. Для казни же 14 тысяч человек, к тому же мгновенной, надо было бы необходимо приложить напряжение, превышающее 14 миллионов вольт. Автор хорошо помнит генератор напряжения всего на 5 миллионов вольт, который после войны был доставлен на кафедру ТВН Киевского политеха из Германии и занимал огромный зал высотой с четырёхэтажный дом.

Моисей, даже с помощью Божьей, такой генератор не мог построить и, тем более возить за собой по пустыне, ибо для его создания Богу необходимо было бы временно нарушить созданные Им же законы природы.Но! Автор не имеет никакой подготовки в области химии. Его познания ограничены учебником общей химии Н. Л. Глинки, написанной его однофамильцем и дальним родственником, к каковому учебнику автор обращался в последний раз более сорока лет назад. Именно это обстоятельство даёт ему смелость выдвинуть свою гипотезу. Моисей был учёным, но не в области электротехники.

Он был выдающимся алхимиком! Он владел секретными знаниями, почерпнутыми у египетских жрецов и, вполне возможно, внёс собственноручный вклад в их развитие. Автор надеется, что эта гипотеза ближе к жизни. Достаточно вспомнить о достижениях египтян в области бальзамирования, чтобы эта гипотеза встретила, по крайней мере, понимание.Давайте пройдёмся по тем страницам Библии, где упоминается о таинственных занятиях Моисея.

На всех стоянках Моисей ставил скинию собраний вдали от шатров остальных переселенцев и никому не разрешал к ней приближаться. Когда Моисей находился в скинии, возле неё появлялось какое-то облако. Причём иногда Моисей и сам не подходил близко, если облако находилось над скинией. В Книге Исход, 40:38 говорится буквально следующее: “... облако Господне стояло над скиниею днём, и огонь был в ночью в ней”. Лаборатория алхимика?

Иногда он допускал в скинию избранных помощников и ассистентов, но никогда не раскрывал всей глубины своих знаний. Он им только говорил, что можно делать, а что нельзя.

Это приводило к нехорошим, даже трагическим последствиям. Раскроем Библию на той странице, где находится глава 10 книги Левит, и просто перечтём первые строки.

Сыновья Аарона

“Надав и Авиут, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в них курений (к курениям мы ещё вернёмся), и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и сжёг их, и умерли они перед лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чём говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь.

Аарон молчал”.Перечтите ещё раз эти строки! Тридцать с лишним столетий прошло со времени этого трагического события, но молчание Аарона взывает к нам с библейских страниц громче тысяч колоколов. Его возлюбленные сыновья, которых он готовил к себе в преемники, только что погибли ужасной смертью от множественных ожогов, а младший брат объявляет это славой и освящением Господним. Более того, Моисей под страхом смерти не велел родственникам проявлять признаки огорчения: “голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть”.

Мы можем представить себе, что это приказание было выполнено в точности. Но можно ли запретить сердцу печалиться? Можно ли в день, когда погибли твои сыновья и братья, предаваться веселью, пирам и обжорству? Обычному человеку это показалось бы кощунством, но великий пророк рассудил иначе. Он сделал строгий выговор двум оставшимся сыновьям Аарона Елеазару и Ифамару за то, что “они не ели жертвы за грех”. Мы возьмём на себя смелость предположить, что, по крайней мере, один из них, Елеазар, подчинился и поел с аппетитом, чем и стал люб Моисею. Сам же Аарон нарушил своё молчание, наконец, и произнёс буквально следующее: “если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу? И услышал Моисей и одобрил”.

Мы увидим ещё, что молчание Аарона прорвалось неожиданным образом и дорого стоило ему.Что произошло с Аароновыми сыновьями на самом деле, какую оплошность совершили они, какова была природа “огня чуждого”? Об этом можно только строить догадки. Хотя сам Моисей оставил нам подсказку. В тот же день было сказано Аарону: “Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть”. То есть, сыновья Аарона были не совсем трезвы, употребили не только вина, но и более крепких напитков и в этом благодушном состоянии собрались воздать славу Господу, научившему их эти напитки получать.

Было бы излишней смелостью предположить, что напитки крепкие были в те дни такого же высокого качества, которого они достигли благодаря творческой деятельности последующих поколений, получив звучные названия “горилка”, “жжёнка” и т. п. Вряд ли напитки воспламенились сами собой, да так, что сожгли двух взрослых мужчин в весьма короткое время.Но не будет лишним вспомнить, что дело происходило на ближнем Востоке, известном своими неисчерпаемыми запасами природного топлива - нефти. А раз израильтяне обладали опытом в получении крепких спиртных напитков, то уж наверное знали, как получать лёгкие фракции нефти путём не очень сложной перегонки.

То, кто имел опыт в обращении с подобными фракциями, знает, что они обладают способностью испаряться, а пары их, в свою очередь, имеют свойство воспламеняться от постороннего огня. То есть (и автор имел случай в этом убедиться), если в тёплый день зажечь спичку неподалёку от ёмкости с бензином, то пары последнего могут воспламениться и повлечь за собою возгорание бензина в этой ёмкости. Внешне это воспринимается как взрыв. Образным языком того времени это вполне может быть описано, как “огонь вышел и пожрал их”.Вероятно, сыновья Аарона были предупреждены об опасностях, могущих подстерегать их в обители Божьей, но им не объяснили причины, по которой эта опасность может реализоваться. Ну, они и пренебрегли.

Проявили халатность в соблюдении норм техники безопасности. Представим себе современную ситуацию. Скажем, на некоем предприятии существуют процессы, которые могут вызвать временную или постоянную нетрудоспособность вовлечённого в эти процессы персонала. Мастер же или начальник цеха, отвечающий за технику безопасности, не проинструктировал неопытный персонал и допустил его к работе. В результате этого двое рабочих утратили работоспособность.

Современный мастер вряд ли стал бы провозглашать это событие как очередное достижение, служащее ко славе и торжеству бессмертных идей кого бы там ни было. Скорее всего, он разодрал бы на себе одежды или вырвал бы волосы, а может быть, даже потерял аппетит. Вполне вероятно, он пошёл бы не на пир, а под суд, а люди долго показывали бы на него пальцами и шептались за его спиной. Но таков уж современный прагматичный мир. Во времена Моисея такой цинизм был немыслим.

Мы видим, что законы, данные Моисеем, могли рождаться просто как отклики на происшедшие события.

Параллель продолжается

Здесь просто напрашивается параллель с уже известным нам Джозефом Смитом и его законами и откровениями. Всем известно, что его последователи, называемые для краткости мормонами, не курят, не употребляют спиртных напитков, чая, кофе и даже кока-колы, так как в последней содержится кофеин. Но немногие знают подлинную историю возникновения этого установления. Автору неизвестно, изложена ли эта история на бумаге, но за подлинность её он ручается, так как лично слышал её от нескольких правоверных последователей учения Джозефа Смита.

Первыми адептами этого пророка были люди грубоватые и неотёсанные. Они не носили ещё тёмных костюмов и галстуков, но охотно слушали его проповеди, ни на минуту не прекращая своего излюбленного занятия. Они жевали табак. А, прожевав его, они, естественно, смачно сплёвывали скопившуюся слюну прямо себе под ноги. Жена Джозефа, Эмма, была этим недовольна и как-то раз высказала мужу претензию. Дело происходило на её кухне и у Эммы были все основания для раздражения.

Она, вероятно, сказала: “Фу, Джозеф, как это некультурно плевать прямо на пол. Надо что-то делать”. Неизвестно, что ответил ей Джозеф и какой разговор состоялся у них ночью, но уже на следующее утро он собрал народ и заявил, что его посетило откровение. Откровение заключалось в том, что последователям учения Джозефа Смита предписывалось не употреблять табака, вина и горячих напитков. Именно так: не горячительных, а горячих. В их число попали все супы (так как окрошки мормоны не знали) и любимый ими напиток - горячий шоколад.

Даже самые верные приверженцы Джозефа были откровенно смущены. “Насчёт горячих напитков он, наверное, погорячился, - говорили они между собой, а вслух сказали, - не можем мы этого принять, не готовы ещё”. Так получилось, что реализацию этого откровения пришлось отложить примерно на такой же срок, какой израильтяне оттянули завет обрезания.

Последний, как известно, был полностью внедрён уже после смерти Моисея, непосредственно перед взятием Иерихона, вероятно, чтобы добавить войскам ярости в деле захвата, поголовного истребления населения и полного разрушения этого древнейшего из известных человечеству городов.

Назад к скинии

Но давайте вернёмся на место собраний возле скинии, где нас уже, наверно, заждались. Если читатель ещё помнит, там “разверзла земля уста свои и поглотила” участников восстания, которые не подчинились приказу Моисея и сказали ему накануне неслыханно смелые слова: “не пойдём!”.

Вместе с этими мужьями и жёнами погибли и 250 зачинщиков, которые по приказу моисееву явились пред лице его, а также принесли с собой “кадильницы и положили в них огня и всыпали курения”. И снова, как и в случае с сыновьями Аарона “... вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курения”.

Те, кто не принёс курения, остался в живых, имевшие при себе курения были пожраны огнём. Можно представить себе, что Моисеем был издан указ примерно такого содержания: “Корею и всем корейцам явиться завтра поутру к указанному месту и при себе иметь имущество в виде кадильниц установленного образца, наполненных курениями, полученными из храма и одобренными назначенными священнослужителями”.Утром рокового дня Корей и его приспешники ровными рядами потянулись к установленному месту, зажгли по команде Моисея кадильницы, после чего вышедший огонь поглотил их так же мгновенно и неотвратимо, как поглотил до этого Елеазара и Ифамара.

С таким же успехом можно было приказать им принести с собой гранаты и выдернуть по команде чеку. Следует признать, что восстановить полную картину происшедшего через 3000 лет после случившегося мы не в состоянии. До нас не дошёл видеорепортаж с места события, не сохранились милицейские протоколы, поэтому остаётся только положиться на написанное в тексте, а именно: сразу после краткой, но выразительной речи пророка Моисея произошли разрушительные, неслыханные события и произошли они по воле Божьей.

Мы ясно видим всю значительность, необходимость и своевременность этих событий через много веков и преклоняемся перед Божественным провидением.Те же, кто непосредственно присутствовал при этих событиях, были людьми тёмными и необразованными. Они не могли ещё видеть и оценить это большое событие на расстояньи. Они поверили не объяснению Моисея, а собственным глазам. Им казалось, что этот несовершенный инструмент восприятия действительности даёт им ясное представление о случившемся.

На другой день уже не зачинщики, а “всё общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона, и говорило: вы умертвили народ Господень”.В этот момент положение Моисея стало воистину критическим. Все административные меры, как то: откладывание решения на завтра, попытка воздействия на бунтовщиков по отдельности, наконец, устранение наиболее активных из них, весь этот набор действий, которым с таким совершенством владеют современные руководящие лица, оказался тщетным.

Положение усложнялось и тем, что в отличие от богоотступничества, приведшего к отлитию золотого тельца, в этот раз никто и словом не заикнулся о легитимности Бога. Вопросы были поставлены предельно ясно и обращены к Моисею и Аарону: “почему вы ставите себя выше народа Господня?”, “почему вы умертвили народ Господень?”

Казалось бы, Корей и его единоумышленники получили ответ в самой недвусмысленной форме. Моисей действительно оказался выше их в этой драматичной ситуации.Но остальному обществу этого было недостаточно. Они приступили к Моисею и прямо обвинили его в убийстве. Они начали накапливаться у скинии, но стояли пока мирно, не размахивая ни серпами, ни даже кадильницами. Они просто подходили и стояли. Так же, как стояли Корей со своими корейцами за день до этого. Что произошло дальше, описано не совсем ясно.

Таинственное облако

Скиния собраний вдруг покрылась облаком. Не “столб облачный” стоял “у входа в скинию”, как в случае с Аароном и Мариам (Числа, 12:5), но облако целиком покрыло скинию. Что это было за облако, мы не знаем и не узнаем никогда. При его появлении Моисею и Аарону было приказано Господом “отсторониться от общества сего”, ибо народ должен был погибнуть “во мгновение” (Числа, 16:45). Аарона, который помнил, как сестра его “покрылась проказою как снегом” в результате соприкосновения со столбом облачным, не надо было долго упрашивать.

“Они упали на лица свои”. И, действительно, “вышел гнев от Господа и началось поражение народа”. Люди стали умирать толпами в то время, как Моисей и Аарон лежали ничком на безопасном расстоянии. Картина эта была, видимо, настолько ужасной, что Моисей не стал дожидаться повторной команды Господа, а взял управление ситуацией на себя. Он понял, что промедление может привести к полному истреблению племени и исчезновению субъектов его правления. Он повелел Аарону взять кадильницу и положить в неё огня с жертвенника и всыпать курения и нести скорее к обществу и заступить их.

И Аарон … побежал!!!

Надо вспомнить, что Аарон в описываемое время был уже глубоким стариком. Ему было лет около 120. По библейским меркам это может показаться немного, но ещё далёкий предок его, Авраам, был крайне удивлён и не поверил Богу, что может стать отцом, будучи всего лишь в столетнем возрасте. Аарон находился в тех счастливых годах, когда можно было делать только внуков и правнуков.

Он был ещё вполне самостоятельный, но весьма пожилой мужчина. Мы можем представить его в виде седобородого старца, верховного священнослужителя, которому окружающие оказывали знаки почёта и приносили дары. Он был облачён в одежду, к которой приделывались золотые позвонки, чтобы люди могли слышать о его приближении и успевали отдавать поклоны.

Ни по возрасту, ни по положению бегать ему не полагалось. Попробуйте вообразить бегущего во всю прыть главу католической церкви или Патриарха Московского, да ещё с кадилом в руках. Для этого должны бы случиться неординарные, исключительные события.

Но Аарон побежал.

Никогда до этого он не бегал. Теперь же, бедный и униженный, Аарон, перед чьими глазами стояли его собственные обожжённые мальчики, Аарон, чья гортань до сих пор ощущала вкус пищи, принятой на их поминках во славу Господню, Аарон, который не мог забыть массового умерщвления трёх тысяч своих соплеменников, Аарон не ждал повторения приказания. Он схватил кадильницу и “и побежал в среду общества. ... И он положил курение и заступил народ. Стал он между мёртвыми и живыми и поражение прекратилось”.

Мы можем вообразить эту картину. Пустынная песчаная местность, густо заставленная шатрами переселенцев. Пекущее солнце, блеющие овцы, жужжание мух и оводов. Вытоптанная площадь перед скинией. Глава племени и его приспешники, лежащие ничком вдали от разгневанного народа. Облако, возникшее над скинией собраний и движущееся к толпе. “Поражение” в народе, крики, стоны и проклятия людей, корчащихся, задыхающихся в облачных парах и собственной блевотине. И древний старец, с развевающейся бородой и дымящейся кадильницей в руках, несущийся на подламывающихся ногах, чтобы успеть “заступить”, спасти хотя бы часть соплеменников от мучительной гибели. “И он положил курения … между живыми и мёртвыми … и заступил народ”.

“И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек”.

После этого “возвратился Аарон к Моисею”, который, как и подобает полководцу, наблюдал за событиями с безопасного места.

Если Корей и его присные были теми самыми сынами Левииными, которые по приказу Моисея поразили мечами всех, кого встречали на пути своём после событий с золотым тельцом, то к ним у нас жалости ровно столько, сколько её заслуживают Робеспьер со товарищи и красные чекисты, попавшие, в свою очередь, под сталинский каток революции.

Но четырнадцать с лишним тысяч людей поплатились лишь за то, что, сказали правду. Они отказались “произносить ложное свидетельство”, повинуясь Божьей заповеди, принесённой с горы Синайской Моисеем.

Не желай жены ближнего своего

Нельзя сказать, чтобы Моисей пренебрегал всеми заповедями с такой же лёгкостью, как “не убий” или “не желай добра ближнего своего”. Он не желал, например, чужой жены. Да и свою-то жену он желал не очень (в слове “жена” единственное число означает, конечно, множественное, а не наоборот).

Что случилось с первой женой Моисея, Сепфорой и их сыновьями, мы толком не знаем. По тому, что написано в Книге Исход, 18:3, Моисей возвратил супругу обратно в племя Мадиамское тестю своему Иофору, а тесть, в свою очередь, снова привёл их к Моисею со словами: “вот жена твоя”. Больше мы упоминаний о ней не имеем, и кто из них победил, мы не знаем.

Мы имеем сведения о том, что межплеменные связи не приветствовались Моисеем. Когда (Числа, 25:6-9) некто Зимри нагло (“в глазах Моисея и в глазах всего общества”) привёл к себе другую Мадианитянку, по имени Хазва, он был наказан. Внук Аарона, сын Елеазара, Финеес взял в руку свою… нет, не кадильницу, а копьё и с этим священническим атрибутом “вошёл в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево её”.

Будь на месте происшествия какой-нибудь чувствительный писатель типа Вильяма Шекспира или Фрэнсиса Бэкона, он бы, наверное, написал что-либо многостраничное типа “Зимри и Хазва”. Книга же Чисел двумя строчками сухо упоминает, что было поражено чумой ещё 24 тысячи человек, но с убийством двух молодых людей чума пошла на убыль. Здесь был впервые применён прогрессивный метод борьбы с эпидемиями. Через много столетий этот метод применялся в Европе, когда для прекращения холеры убивали врачей, но об успешности этого средства достоверных отчётов не сохранилось.

Но ещё задолго до этого события, в главе 12 Книги Чисел, ближайшие родственники пророка, его брат и сестра “упрекали … Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял”. Им, не ведавшим воли Господней, было невдомёк, что этот брак был свершён не из-за сластолюбия Моисея, а во имя высших интересов. Видимо, израильтяне вошли в пределы, занятые ефиоплянами, и женитьба на эфиопской принцессе преследовала чисто политические цели. Аарон и Мариам не хотели понимать этого, они приставали к Моисею с упрёками и в результате договорились до того, что “услышал их Господь”. В следующей строчке нам сообщается, что “Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле”.

Читатель, вы не видите здесь определённой алогичности?

Моисею говорят: “зачем на чёрной женился?”, а в ответ следует: “а я самый кроткий”. Причём тут это? А вот при чём. Кроткий Моисей не стал сам разбираться с нелепыми претензиями родственников, а предоставил это своему Покровителю. Господь же вызвал Мариам и Аарона к скинии и стал возле оной в виде облачного столба. Он сделал им выразительное внушение, краткая суть которого может быть передана следующими словами.

Впрочем, автор, кажется, немного зарвался. Он чуть было не взялся передать слова Бога в более краткой форме, чем это сделал Он Сам? Ведь слово Божье есть квинтэссенция просто по определению.

Но автор возьмёт на себя этот грех, а любопытствующие могут раскрыть Ветхий Завет и прочесть стихи с 6 по 9 полностью. По мнению же автора, суть внушения сводилась к следующему: “Моисей всегда прав!”.

В результате соприкосновения с облачным столбом “Мариам покрылась проказою как снегом”, у неё как бы “истлела половина тела”. Но это была не проказа. Инкубационный период у проказы длится до 7 лет, а Мариам уже через 7 дней было разрешено вернуться в стан.

Чти отца своего

После этого критики Моисея прожили недолго. Они умерли почти одновременно, об их смерти сообщается на одной и той же странице главы 20-й Книги Чисел. Но если о смерти Мариам мы знаем только, что она умерла в Кадесе и там же была погребена, то смерть Аарона имеет довольно детективный характер. Произошло буквально следующее. Моисей, Аарон и сын последнего Елеазар пошли на гору Ор. Аарон, хотя и в преклонных годах, взошёл на эту гору без посторонней помощи. А вот спуститься обратно он уже не смог.

Гора Ор, которую современные историки отождествляют с пиком Jebel Nebi Harum, имеет высоту более 1500 метров. Склоны её, судя по фотографиям, довольно крутые, на них есть отвесные места и осыпи. Взобраться по ним нелегко. Но старик Аарон этот пик покорил, а покорив, на самой вершине от неизвестной причины -умре.

Назад вернулись только Моисей с Елеазаром, причём последний был облачён в отцовскую одежду и назначен преемником умершего Аарона на посту верховного священнослужителя. Это был тот самый Елеазар, что послушно вкусил пищи в день гибели его старших братьев и сын которого поразил копьём двух молодых влюблённых.

При каких обстоятельствах умер Аарон и в какой момент его одежда перекочевала на телеса любящего сына, какие именно почтительные слова были сказаны Елеазаром отцу своему в момент перехода одежды, мы не узнаем никогда. Одеяние Аарона не было просто накидкой или халатом, который можно было легко снять с умершего.

Оно включало (Исход, 28:4-43) “наперсник, ефод, верхнюю ризу, хитон стяжной, кидар и пояс” и нижнее платье льняное, которое было обёрнуто вокруг тела Аарона несколько раз, начиная от груди и до колен. Кроме того, израильский священнослужитель, в отличие от остальных соплеменников, носил брюки, предназначенные для того, чтобы прикрывать его наготу во время восхождения на алтарь от нескромных взглядов нижестоящих прихожан. И вся эта одежда благополучно перешла на плечи и чресла Елеазара. Он вернулся с покорения горного пика в полном облачении.

“И оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней”. Мы можем вполне допустить, что слёзы эти были искренними.

Обстоятельства гибели самого Моисея ещё более неясны. Он, как и Аарон, “умер по слову Господню”, но место его погребения осталось неизвестным. Причина смерти тоже не указана, ибо до самого конца “зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась”. Эти обстоятельства настолько удивительны, что породили много теорий, начиная от убийства Моисея своими соплеменниками (Зигмунд Фрейд), до вознесения Моисея живым на небо. Последним предположением с автором поделился умный и образованный теолог (здесь нет и тени иронии, это действительно так), доказывая это тем, что раз могилы нет, то и находится Моисей не на Земле, а в другом месте.

С этим утверждением автор решительно не согласился.

Места погребения Чингис-Хана тоже никто не знает, но и в самом страшном сне не привидится, чтобы этот воитель, совершивший первое убийство в возрасте всего лишь 9 лет, был взят на небо. Разве уж только на самое краткое время и только затем, чтобы с большей силой низвергнуть его в то место, которое он заслужил.

Часть 1

Часть 2

Часть 3


Источник


www.pseudology.org