Фатех Вергасов |
|
Этикет для чайников |
|
Наука начинается там и тогда, где есть измерения и когда они начинаются. Наука кончается там и тогда, когда начинается Вера в истинность без логических доказательств. А потому во всех случаях, когда никакими измерениями и доказательствами даже и не пахнет, моим религиозным собеседникам с Верой предлагается не мусолить слово "наука" почём зря. Ибо и среди неверующих полным полно фанатиков. Этика - основа этикета Этикет базируется на этике, как на более или менее упорядоченном наборе воззрений на добро и зло, а также на морали и нравственности и других подобных ценностях, составляющих конкретную культуру конкретной цивилизации - предмет культурологии и занятий культурологов. Но не всяких ценностей. А признанных социумом в качестве таковых. Базовый постулат культурологии - выявить общие, надындивидуальные закономерности развития цивилизации. Не то, чем Пушкин отличался от рабочего и колхозника, а чем они были похожи и в коей схожести они сами не отдавали себе отчета. Каждый социум имеет собственный пакет понятий об Этике с Эстетикой, Праве, Обычае, Традициях и Справедливости и т.д. и т.п. Такой же набор от рождения имеет и каждый гомо-сапиенс, даже если он еще и не совсем осознал себя индивидом, а тем более личностью. Индивидуальный набор как правило не совпадает с господствующим в данном социуме. Здесь источник конфликта личности и социума. Бдительный зоркий и консервативный социум ревностно охраняет свои традиции. И не позволяет каждому и всякому индивиду осознать себя личностью. Только избранным. Власть и базируется на запрещении, т.е. на слове "нельзя". Руководить - это значит запрещать всем то, что себе родному разрешаешь. Подавляя таким образом индивида, социум заставляет его подчиняться традиции. Так нормально работает сберегающая и охраняющая сила консерватизма. История этой колизии и определяют фабулу Жизни. Сама же фабула следует за сюжетом Каждый изначально по темноте своей природной религиозен, но не беспробудно. Некоторым удаётся осознать себя личность, т.е. творцом своего счастья. Но эти "творцы" тоже разные. Но несмотря на это, именно они и имеют Право выбора Сюжета из альтернативы: либо собственный, либо чужой. Собственный предполагает постоянные усилия воли и напряжения интеллекта, а также физические упражнения типа работы. 2 Основная масса - от природы экономны в желаниях и усилиях. Они не такие глупые, как может покзаться, а поэтому вполне сознательно выбирают Веру, которая им представляется комфортней, т.к. она от них ничего не требует, кроме этого. А всякую обременительную ответственность за себя и окружающих, за настоящее и будущее снимает. За сравнительно небольшую плату. Всего-то собственную душу заложить. Тоже мне ценность! Выбранный чужой сюжет они со значением называют Судьбой, в смысле Рок, т.е. судьба, которой бессмысленно сопротивляться. А раз так, то, сами понимаете, с нас таких взять нечего. Как и всё на свете, этика претерпевает изменения, тоже происходит и с этикетом. Как правило такие изменения редко происходят динамически синхронно, когда вслед за причиной со 100 процентной вероятностью наступает то или иное следствие, результат. Тут вам не метафизика с механикой и динамическими связями. 3 Как правило в реальной жизни такие связи носят статистический, т.е. вероятностный характер. Как раз это и есть главная трудность для неофитов из провинции. С корочками о высшем образовании, но, полученными минуя стадию начального образования. Да еще и без должной воспитанности чувств. В строго определенный период детства отрочества и юности многое должно быть перечувствовано, выстрадано. И вымуштровано окружением, а лучше когда самим собой. И всё это должно быть гармонично увязано с полученными школьными знаниями. В этой гармонии - смысл единства воспитательного и образовательного процессов. Любой брак здесь неисправим практически, т.к. это невозможно повторить на бис. Этика и Закон Далеко не все ценности, которые составляют достижения универсальной Этики как бы мирового класса, то что иногда не совсем правильно, претензиозно и с натяжкой, называют "общечеловеческие ценности", входят в этический набор конкретного социума. Каждый склонен мнить себя обладателем наиболее полного набора таких ценностей. Каждый социум, каждая цивилизация имеет свою собственную историю своего становления, развития и результаты, с которыми он подошёл к современности. Но при всех особенностях всё же существует много общих ценностей, которые были избраны в качестве таковых разными людьми и социумами независимо друг от друга. Процесс гармонизации сопровождается формальным признанием неких ценностей в качестве общих в конкретном социуме. Это происходит путём ратификации или присоединения к неким международным договорам. С оговорками или без. Только после процедуры формального принятия такие ценности становятся законным фактом жизни некого социума. А до этого они могут составлять обычай либо существовать на уровне обыденной единичной практики, которая еще не стала обычаем. 2 Гражданский кодекс впервые признал "обычай" в качестве законного регулятора правотношений тогда, когда отсуствуют должным образом оформленные нормы законодательства. Например, обычаи международной торговли, обычаи делового оборота. Ясность неоспоримость, т.е. своеобразная законченность и завершенность, ценностей отражается в их месте в законодательстве. Наиболее устоявшиеся ценности закреплены в Конституции и конституционных законах. Остальные, по мере убываяния, в Федеральных законах, в законах и других законодательных актах, в обычаях. Остальные ценности живут в реальной жизни и обслуживают с тем или иным успехом текущие бытовые нужды, где можно встретить и добросовестных искателей истины, и искателей приключений. Здесь во множестве обитают бестолковые и необразованне. Неудачники в общем. Не всем из них суждено вырваться из собственной среды и окружения. Всё зависит от воли пройти путь от особи среднего рода до осознания себя индивидом определённого пола, а затем и превращения в личность. Но не простую. а эдакую самоделку типа self-made person, которая сама себе творец, а остальным - друг, товарищ и волк. Только не надо идеализировать волю к победе! Из Барана в любом случае, получиться только Баран, хотя и лидирующий. Известный в народе как Козёл или пахан. 3 Волки умеют выращивать таких из простых Баранов. Всегда нужен младший командный состав, который способен повести за собой остальное стадо, в том числе и на бойню, если прикажут. Козла,выполнившего приказ, спасут в последний момент. И он выполнит ещё не один приказ, если уцелеет. Не всем подобным ценностям суждено стать обычаями, а тем более, быть внесёнными в законодательные акты. Всё зависит от времени и масштаба применения их на практике, а также их значимостью для этой практики. Но и без этого такие ценности несосмненно составляют значительную часть культуры каждого социума. И выступают в качестве важных регуляторов отношений в нём. Степень развитости конкретного социума характеризуется удельным весом писанных законов в системе регуляторов жизни. Современные цивилизации стремятся к 100% законодательному оформлению всех признанных ими ценностей. Что нового появилось за годы Перестройки Не правда, что за годы Перестройки состав ценностей существенно изменился. Скорее, устоявшиеся ценности просто получили свое оформление. Как бы легализовались все те ценности, которые, которые всегда скрытно тайно, а иногда и секретно, ценились народом. Часть этих ценностей всегда жила в форме обычаев. Сейчас не только в обиход, но и законодательные акты высшего порядка, прочно вошли как бы новые и как бы подзабытые, ценности типа Деньги, Богатство, Власть, Хозяин, Господин, Предпримчивость, Предпринимательство, Либерализм, Законность, Порядок, Демократия и т.д. и т.п. Каждый легко может продолжить этот список. Собственно каждый и обладает своим собственным списком. Причём чётко проранжированный по своей ценности с применением для этого собственного набора критериев. Новые рыночные ценности относительно легко прочно заняли доминирующее положение в обществе, хотя и сохраняются ценности отвергнутые обществом, так как живут физические носители и хранители этих ценностей. Идёт и некий пересмотр отвергнутых ценностей, часть из которых, как стало очевидным, была отвергнута сдуру и сгоряча. Стабилизация сопровождается остыванием страстей и неизбежным протрезвлением, которые ведут к переосмыслению сделанного и подведению некоторых итогов. Совок во дворянстве За последние 15 лет с горем по полам удалось приучить совка выговаривать слово "господин" или там "госпожа". К месту, и не совсем. Но внутреннего перелома так ещё и не случилось. Совок по-прежнему никак не уразумеет разницу между Равноправием, которое давно обеспечено по Закону и Равенством, как идеей. А разница это в принципе не преодолима. Да! Мы все равноправны по отношению к Закону. Но мы не равны, никогда не были равны и никогда равными не будем. В силу многих причин. И с этим надо научиться считаться и жить. Без истерик, т.е. адекванто реагируя на это раздражение. Совок не редко ещё проявляет панибратство, фамильярность, развязанность, бесцеремонность и другие подобные перлы совкового воспитания. Совку невдомёк, почему его ото всюду прут поганой метлой без объяснения причин. Совок в экспортном исполнении объясняет это наличием у него языковых проблем типа слабого знания английского немецкого испанского польского финского многих других языков. Но проблема, если и языковая, то она в другом. В английском языке, например, есть два разных слова для обозначения русского понятия "язык" - Language и Tongue. Проблема совка в длинном и распущенном Tongue, чего ни в каком коллективе никто и никогда терпеть не будет ни секунды, несмотря ни на какие прошлые заслуги. Кстати к прошлым заслугам здесь относятся вполне по деловому, как к тому, что в своё время уже было хорошо оплачено. Поэтому педалирование и упор на прошлые заслуги вызывает по меньшей мере удивление. На каком, мол, основании ты хочешь дополнительную оплату за то, что мы уже оплатили сполна. Мы в расчёте. Пока. 2 Нет здесь и совкового пиитета и угодливого низкопоклонства перед всякими наградами типа орденов и медалей. Здесь живут строго по Закону Божию, который предписывает жить настоящим. Не пережеванным и переваренным прошлым, и не прекрасным далёко, а именно насущным в настоящем. Пиитета нет, а есть понимание того факта, что некоторых очень стимулируют и мотивируют всякие побрякушки и тому подобная блестящая требуха. И одаривают ими щедро, но до тех пор, пока эффект покрывает затраты. Эти как бы ювелирные украшения и прочую подобную бижутерию издавна делает не какой-то там Монетный Двор, а рядовые фирмы, получившие на то соответствующий Заказ. Гордятся же не самой побрякушкой, а больше самим фактом награждения. Не слышал я ни о каких льготах и привилегиях как обязательных приложениях к награде. Не понимает наш неисправимый совок, что на работу нельзя одеваться лучше, чем босс. Что нельзя на работу ездить на автомобиле, престижность которого выше тачки непосредственного начальника. В самом лёгком случае это расценивается как неумение жить по средствам, т.е. как глупость. Хорошо, если сочтут её невинной. 3 В осложнённых случаях невольно, т.е. на уровне подсознания, следуют яркие и глухие реакции отторжения. Мол, выпендривается, на что-то претендует, хочет вызвать зависть и т.п. из этого же негативного ряда. А за этим как бы беспричинно начинают случаться трения в коллективе, за чем неизбежно следуют неприятности. Члены коллектива с пелёнок приоучены к порядку и упорядоченности. Любой диссонанс причиняет им просто физическую боль. Как железом по стеклу. Или серпом по... молоту. Для хозяина же тишина в социуме - высшая ценность сравнимая по ценности с самой жизнью. Собственной. Наш совок - конечно же в бутылку! А его, как оказалось, как раз на истерику и провоцировали, на самом деле! Тут этого истеричного и нарядного пижона приглашают в отдел кадров и вежливенько (бихевиоризм в действии!) изымают служебный пропуск. На нравоучительные собеседования тут времени не тратят. И так хватает воспитанных безработицей. И отправляется он на поиски работы, а также в социальные структуры типа биржи труда постигать тайны бихевиоризма. По одёжке встречают и по ней же выпроваживают Для того, чтобы совок соответствовал бихевиоризму и по фасону, а особенно по цвету, здешние обычные магазины просто ломятся от такого товару а ля френчик товарисча Сталина. Полным полно одёжки невзрачных, в основном серых расцветок, неярких неброских и не вызывающих. Не для работы, для спорта и отдыха сколько угодно яркой бросской амуниции, радостных цветов. Но посмотрите на культивируемую несуразную форму! Майки и трусы огромных размеров, которые больше закрывают, чем демонстрируют. А за этим уродливым камуфляжем скрывается тренированный атлет. Вот настоящий сюрприз для соперника! Так бихевиоризм проявляется в спорте. Здесь это уже не поветрие, не мода, а стиль - вводить окружающих в заблуждение. Бравые любители выступать с "открытым забралом" давно отдыхают на обочинах жизненных магистралей. Есть в этом и реальная опасность - втянуться и привыкнуть. Когда-то в 20-30 годах нечто подобное было модно в артистической среде России. Артистки в быту одевались просто неряшливо, курили, пили...Но зато на сцене они так преображались, что все ахали! Такое перевоплощение и Станиславскому не снилось! Вместе с Немировичем-Данченко. 2 Лет эдак через 10-15, выяснилось, что все эти мастерицы просто превратились в то, что было как бы вспомогательным образом. Впереди оказались другие. Ибо вторая молодость приходит к тому, кто первую сберег. Одежда, аксессуары и всё такое просто должны быть соответствующими и привычными для сослуживцев. Работа - не место демонстрации мод. На протокольных дипломатических мероприятиятиях все в одинаковых фраках и т.п. Но "кто есть кто" известно всем. Всегда. В преисподней, бают, все голые как в бане, но и здесь нет трудностей в определении "кто есть кто". Так что нервничать и комплексовать не надо. Не надо вещи одевать. Но этого наш совок никогда не понимал. Не понимает он этого и сейчас. Просто он несгибаем. Гвозди делать бы из таких людей! Неисправимость - роскошь, которую могут позволить себе не все. Что позволено Юпитеру, не позволено Быку. Голожопые должны прикрыватьсвой зад тем, что дают, а не тем, на что они насмотрелись в глянцевых журнальчиках. А пока копить силы и знания, чтобы когда-то надеть на работу нечто цветное вызывающее и неуместное. Дверь в тот мир всегда приоткрыта! Демократия всё же. |