| |
International Self-Counsel Press. Vancouver, 1991
Open Library OL16700998M
ISBN 10 088908954X, ISBN-13: 978-0889089549 |
Dell
Dennison, Linda Tobey
Делл Денисон, Линда Тоби
|
The advertising handbook - Учебник по рекламе
Глава 12
|
1. Кто
должен пользоваться телевизионной рекламой
Телевидение - идеальный рекламный инструмент для предприятий, которым
нужно "показать товар лицом" или создать, вокруг него атмосферу
ажиотажа. Многие считают телевизионную рекламу наиболее эффективной,
поскольку она передает зрительные образы - самые наглядные и
убедительные из всех возможных.
Телереклама - не для пугливых и не для бедных. Это очень дорогое
средство рекламы, которое поглотит больше вашего времени, мыслей и
денег, чем любое другое.
Традиционно к телерекламе прибегают фирмы, которые хотят донести свою
Информацию до широкого круга клиентов. Однако в будущем ситуация может
измениться: с развитием кабельного телевидения можно будет направлять
теле- рекламу более узким, ограниченным кругам потребителей.
Достоинства телевидения:
• единственное среди всех СМИ позволяет рекламодателю облечь свою
Информацию в форму, содержащую визуальные образы, слова и
музыку;
• имеет ни с чем не сравнимые возможности для создания незабываемых
образов;
• может показать зрителю, как он будет чувствовать себя, купив
предлагаемый товар или услугу;
• люди обычно смотрят телевизор в часы отдыха, когда никуда не спешат и
не имеют никаких дел (особенно вечером);
• сам факт присутствия вашей фирмы на телеэкране может создать
впечатление, что она больше, солиднее и крепче, чем в действительности;
• записавшие ту или иную передачу на видеомагнитофон, увидят
присутствующую в ней рекламу несколько раз и в течение длительного
времени;
• телевидение может создать вокруг рекламируемых товаров и услуг
атмосферу актуальности, успеха и праздника.
Недостатки телевидения:
• стоимость разработки телевизионного ролика и эфирного времени может
быть (но не обязательно) устрашающе высокой. Ошибки здесь обходятся
очень дорого;
• ни один другой тип рекламы не требует столько мастерства, знаний и
творческих способностей;
• от большей части производимых на местных студиях роликов остается
впечатление провинциализма, серости, непрофессионализма. Кажется, что у
рекламодателя слишком мало денег, а у клипмейстеров - совсем убогая
фантазия и очень слабая техническая оснащенность. Это вызывает
раздражение, но отнюдь не доверие;
• развитие кабельного телевидения затрудняет выбор телекомпании;
• владельцы видеомагнитофонов могут прокручивать кассету, пропуская
рекламу.
2. Стоимость
Стоимость производства ролика средней сложности и средней
продолжительности, предназначенного для трансляции по общенациональному
каналу, может составлять до 250000$. Однако не впадайте в панику.
Воспользовавшись услугами небольших независимых студий или местных
студий телевидения, вы получите вполне профессионально сделанный ролик
за 250 $ и останетесь очень довольны.
Стоимость рекламного времени слишком сильно колеблется в разных городах
и странах, чтобы можно было бы привести какие-либо средние значения.
Однако даже на самых дорогих телестудиях опытный рекламодатель может
купить рекламное время по достаточно разумной цене, поместив свой ролик
в передачу, идущую вне пределов времени "пик", но имеющую постоянную
аудиторию, совпадающую или близкую с его целевым Рынком.
Нельзя не сказать о преимуществах рекламы на местных телестанциях. Вы
имеете доступ к местной аудитории - т.е. именно к своим клиентам, при
этом платите в десятки раз меньше, чем пришлось бы платить на
центральном телевидении. Чаще всего местную рекламу помещают в передачи
местного телевидения (новости, репортажи с культурных и спортивных
мероприятий и т.д.).
но иногда местная станция может пустить ваш ролик сразу после или до
передачи центрального телевидения, транслируемого ею на ваш регион.
3. Как делится эфирное время на телевидении
Каковы ставки в зависимости от времени суток
Как и на радио, телевизионный день разделен на сегменты. Хотя это
разделение может быть разным, типичный распорядок дня на телевидении
выглядит так:
Утро с 6.00 до 12.00
Типичные передачи: новости, сообщения, учебные программы, программы по
сельскому хозяйству. Аудитория: Женщины-домохозяйки, дети.
День с 12.00 до 17.00
Типичные передачи: образовательные программы, передачи о природе,
сериалы.
Аудитория: учащаяся молодежь, Женщины-домохозяйки.
Вечер с 17.00 до 19.30
Типичные передачи: программы местного ТВ, новости, телеигры.
Аудитория: возвращающиеся с работы взрослые, дети
Вечер - время "пик" (телевизор смотрит наибольшее число зрителей) с 19.30 до 22.00
Типичные передачи: новости, фильмы, спорт.
Аудитория: вернувшиеся с работы взрослые, бизнесмены.
Поздний вечер после 22.00
Типичные передачи: публицистические программы, фильмы.
Аудитория: не работающие люди, люди свободных профессий.
Если речь идет о негосударственном телеканале, то схема может
претерпевать изменения. Иначе выглядит распорядок дня и в выходные,
праздничные дни. В субботу, к примеру, пиковое время может продлиться до
полуночи.
В отличие от радио, ставки рекламы на телевидении определяются не только
временем суток. Свою цену имеет время в некоторых передачах (или даже в
определенные фрагменты передач). Цена устанавливается исходя из
популярности программы. К примеру, реклама, которая передается перед
вечерними новостями, стоит дороже остальной вечерней рекламы. Можно
привести и такой пример: каждый вечер по 1-й программе польского
телевидения в течение нескольких минут передается подробнейший и
точнейший прогноз погоды. Популярность этой коротенькой программы
огромна, поэтому реклама, которая идет непосредственно перед прогнозом,
стоит намного дороже.
Популярность (рейтинг) отдельных передач определяется путем
социологических опросов, которые проводятся еженедельно. Опросы дают
представление, какой процент зрительской аудитории смотрит ту или иную
передачу. К сожалению, они проводятся только для центральных каналов и в
масштабах либо всей страны, либо самых крупных городов. А ведь известно,
что некоторые передачи, общенациональная популярность которых невысока,
бывают очень популярны в отдельных регионах. Однако решая, куда, в какую
передачу поместить рекламу, нужно иметь в виду не только популярность
передачи (т.е. число зрителей, смотрящих их), но и состав аудитории.
Программа, которую смотрят люди в возрасте от 25 до 49 лет, более
полезна для рекламодателей, чем программы, предназначенные экономным
пенсионерам или не имеющей доходов молодежи.
4. Продолжительность рекламного ролика
Стандартная продолжительность телеролика - 30 секунд. В зависимости от
ценовой политики студии, время может продаваться по 10, 15,45, 60 или 65
секунд. По мере увеличения стоимости рекламы предприниматели все чаще
покупают время по 15 секунд. Однако имейте в виду; стоимость 15 секунд
может оказаться лишь немногим меньше стоимости 30 секунд.
С течением времени в СНГ наверняка приобретет большое распространение и
так называемая инфореклама (англ. infbmerkials). Эта реклама часто
используется в Америке и представляет собой продолжительную, до 30
минут, передачу, ничем не отличающуюся от обычных, кроме одного: цель ее
- продать какой-либо товар. Такого типа передачи передаются поздним
вечером за небольшую оплату, когда телевизионная аудитория очень
ограничена.
5. Как часто передавать рекламу
Частота передачи рекламы зависит от того, в какое время и при каких
условиях она идет в эфир. Несколько лет назад компьютерная фирма "Эйпл"
передала свой футуристический ролик лишь однажды - во время трансляции
финального матча по американскому футболу, который в Америке смотрят
около 14 миллионов зрителей. В ролике молодая Женщина метала молот в
огромный телеэкран с изображением "Большого брата". Ролик произвел
огромный фурор и долго обсуждался - и это после одного-единственного
показа.
Производство ролика стоило 250 тысяч долларов: делался он в Голливуде, с
привлечением самых талантливых кинематографистов, и, наконец, его
пустили в эфир во время самого престижного (а поэтому и самого дорогого)
матча года.
Наверняка вы не можете позволить себе подобной роскоши. И тем не менее в
ваших силах эффективно воздействовать на местный Рынок. Бюджет и
творческие идеи - вот что нужно для производства хороших роликов,
берущих не количеством показов, а качеством воздействия.
Эксперты чаще всего советуют строить передачи так, чтобы ежемесячно ваш
ролик видели 150% телезрителей.
Что это означает? Ролик должен пройти трижды на половине всех
телеэкранов (3 х 50% = 150%), или 6 раз на четверти экранов (6 х 25% =
150%), или 10 раз на 15% экранов и т.д. - в любой комбинации, в сумме
охватывающей 150% телеаудитории.
Разумеется, на практике кто-то увидит ваш ролик дважды, кто-то -10 раз,
а кто-то - ни разу. Все зависит от воли и желания зрителя. А чтобы
"дойти" до максимального числа потенциальных клиентов, не забывайте о
рейтинге передач, в которых вы рекламируетесь, и о составе
телеаудитории.
Как и на радио, эффективность телерекламы можно увеличить правильной
группировкой передач. Вместо того, чтобы передавать ролик равномерно в
течение месяца, вы можете показать все за неделю или использовать
половину купленного времени, пропустить неделю и использовать оставшееся
6. Недорогая и результативная рекламная стратегия
У некоторых передач, даже если они и не из числа самых популярных,
довольно большая и совершенно лояльная аудитория. Это значит: ваши
ролики будут многократно смотреть одни и те же люди, возможно, умные и
сознательные. Хотя считается, что реклама лучше всего воздействует на
наивных, не обремененных интеллектом телезрителей - это всего лишь
распространенное заблуждение. В действительности образованные
потребители воспринимают рекламу лучше.
Цены на эфирное время в таких передачах часто в несколько раз ниже, чем
цены во время вечернего пика.
Если вы установите, что ваш целевой Рынок смотрит одну из таких передач,
то получите большую выгоду.
Вот что следует иметь в виду малым и средним фирмам, рекламирующимся на
телевидении:
• утренние информационные программы (с 6.00 до 9.00) смотрит около 10%
телеаудитории. Цена эфирного времени намного (в 20 раз) ниже цены
времени в вечерних новостях;
• передаваемые с утра повторы фильмов или сериалов собирают обычно
11-15% всей телеаудитории. И в этом случае цена времени намного ниже (в
10 раз);
• учебные программы смотрит чаще всего молодежь (до 17% телеаудитории).
Товары молодежного спроса лучше всего рекламировать именно в них. Цены -
умеренные;
• программы позднего вечера (после 23 часов) - фильмы и информационные
передачи собирают 3-5% аудитории, причем очень своеобразной: если ваш
целевой Рынок - представители свободных профессий, то за небольшую плату
вы можете приобрести очень много клиентов.
Само телевидение быстро меняется вследствие появления кабельного и
спутникового телевидения, широкого распространения видеомагнитофонов.
Изменения могут увеличивать ваши рекламные возможности, а могут и
уменьшать или даже сводить к нулю эффективность вашей рекламы. Если вы
прибегаете к услугам телевидения, внимательно следите, в каком
направлении оно развивается. Несомненно, что и ваш телевизионный агент
должен держать руку на пульсе событий.
7. Как сделать телевизионный ролик
Разработка концепции рекламы
Первый шаг к производству рекламного телеролика - найти такое укромное
местечко, где вы могли бы вместе со своим творческим коллективом (при
наличии такового) разместиться и придумать что-то ошеломляющее.
Старайтесь думать образами. Не начинайте с составления текста, сначала
закройте глаза и представьте цвета, пятна цвета, образы, жесты... После
разработки видеоряда слова придут сами собой. Как и в любой рекламе, в
телевизионной слова играют существенную роль. Однако образ, который
отложится в памяти клиента, куда важнее.
Слова должны лишь усиливать
впечатление от него.
Если, не видя зрительного ряда, вы хорошо понимаете, о чем говорится в
телеролике только по звуку, вы имеете дело с плохим роликом. Этот ролик
может быть прекрасным для радио, но он не использует полностью тех
возможностей, которые дает телевидение - возможностей визуального
воздействия .
Что такое хорошая концепция рекламы
Принципы написания текстов радиорекламы, о которой шла речь в
главе 4,
применимы и для телерекламы. Сконцентрируйтесь на одной идее.
Подчеркивайте преимущества покупателей, а не характеристику товара.
Обращайтесь непосредственно и лично к потребителю. Укрепляйте свою
Позицию. Старайтесь, чтобы ваш товар (услуга) ожил в воображении
зрителя.
Реклама не должна быть очень сложной (перегруженной). В сущности,
перегруженностью страдают очень многие ролики, особенно произведенные на
периферийных студиях. Их авторы пытаются слишком многое и слишком о
многом сказать за слишком короткое время - ив результате не говорят
потребителю ничего. Совершенству присуща простота.
Вот один из наиболее результативных и вместе с тем простых роликов:
сотни пушистых цыплят среди автомобильных шин (дело происходит на
выставке). Съемка очень проста: хорошее освещение, камера не движется,
изображение не микшируется и нет и каких-либо спецэффектов. Голос за
кадром произносит: "Хор цыплят споет вам песенку о выставке-продаже шин"
- и голоса сопрано (надо думать, цыплята) поют: "чип, чип, чип, чип,
чип, чип" - а "чип" по английски - это "дешево" или "дешевый".
Вот и весь ролик. Очень простой. Очень запоминающийся. Очень
результативный. Возможно, вы не жаждете сообщить клиентам, что ваше
предприятие "чип", но не приходится спорить - для выставки-продажи шин
реклама очень удачная.
Смотрите телевизор. Обращайте внимание на ролики крупных фирм и на
рекламу мелких предприятий. Анализируйте их, спрашивайте себя: "Что мне
нравится? Что может принести плоды в моем случае? Что привлекает в этой
идее?".
Неважно, что именно рекламируют по телевизору: жвачку или луноходы.
Ищите нетрадиционные подходы, оригинальные сюжеты, своеобразную и
доходчивую подачу Информации. Обращайте внимание на Информацию, которая
будет интересна клиентам с вашего целевого Рынка. Затем займитесь
подробностями. Подсчитайте, сколько слов в ролике, в каком темпе они
произносятся, как звучит голос диктора. Сколько в рекламе сцен? Как
используется цвет? Каков фон? Как смотрятся актеры и почему?
Запоминается ли музыка? Подчеркивает ли она ритм текста? И, наконец,
задайте себе вопрос: что из этого я мог бы использовать в своей
деятельности, учтя при этом размер своего рекламного бюджета и Позицию
фирмы.
Сценарий телеролика
Для телеролика всегда нужен сценарий. Примерный образец сценария дается
в таблице 10- в левой колонке - описание зрительных образов, а в правой
- текст. Чтобы представить будущий ролик более наглядно, вы можете
попросить сделать раскадров-ку. Раскадровка напоминает по виду комикс:
отдельные сцены изображаются в уменьшенном масштабе в виде рисунков с
подписями, таким образом перед вашим внутренним взором на экране
воображаемого телевизора как бы пройдет весь ролик.
Если ролик готовит рекламное Агентство, оно наверняка предоставит вам
раскадровку, которая даст вам представление о динамике действия, наличии
крупных или общих планов, мизансценах и т.д. Раскадровка дает
возможность проверить, не слишком ли вольно интерпретируется ваша идея,
а кроме того, помогает избежать досадных и зачастую дорогостоящих
ошибок, поскольку клиент, поставщик и Агентство приходят к общему мнению
уже на предварительном этапе.
Раскадровка может стоить довольно дорого (попросите Агентство навести
для вас справки о ценах). Поэтому, если ваш бюджет невелик, воображение
- буйно, а доверие к поставщику - безгранично, вы можете сократить эту
статью расхода. В случае чего пенять будете на себя.
Съемки "вживую" или слайды
Еще один способ сэкономить деньги - использование слайдов или таблиц
(диаграмм) вместо производства сюжетного мини-фильма, показывающего
"живые" образы. Слайды или диаграммы, если их применить творчески, могут
сложиться в привлекательный и милый ролик. Однако нужно позаботиться о
высоком качестве съемок, чтобы ролик хорошо смотрелся на экране.
Собственно, создание слайд-фильма - еще более трудная задача, чем
создание фильма игрового. Вам предстоит: творчески распланировать съемку
отдельных кадров -раз, оригинально разместить образы на экране-два,
добиться, чтобы они вызывали не меньший интерес, чем игровые фильмы, -
три. Существуют и определенные методики действия, которые помогут вам
справиться с этой нелегкой работой.
Можно, к примеру, так скомпоновать слайды, чтобы чередовались крупные
планы и снимки, сделанные издали, или менять образы в ритме музыки.
Предпочтительны слайды, снятые в необычном ракурсе, раскрывающие
интересную тему и меньше всего похожие на стандартные любительские
снимки, сделанные по принципу:
"Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка!"
Допустимо быстро менять кадры (один, два или даже три снимка в секунду)
- так, чтобы у зрителя еле-еле хватало времени на уяснение того, что
изображено на каждом слайде. Можно создать ощущение движения, передвигая
камеру вдоль снимка, выполняя "наезд" на слайд, приближая или удаляя от
него телекамеру.
Не страдая отсутствием изобретательности, можно сделать абсолютно
захватывающую рекламу, пользуясь одним-единственным слайдом. К примеру,
диктор в течение целых 30 секунд с таким энтузиазмом расписывает
прелести предстоящей распродажи, что, кажется, Джоконда, которая,
сложив, по обыкновению, руки, слушает его болтовню (крупный план) -
вот-вот шире улыбнется и скажет: "Я обязательно приду", - и именно это
держит зрителя в напряжении все 30 секунд.
Кому поручить производство ролика
У вас два варианта:
• местному ТВ;
• независимой фирме, специализирующейся на телерекламе.
Первый из них, вообще говоря, дешевле, а может быть и совсем бесплатным.
Однако не забывайте о ценной поговорке: скупой платит дважды. Скорее
всего, ТВ отнесется к вам как к еще одному из толпы бесчисленных
клиентов. Маловероятно, чтобы вам уделили много времени, основательно
обсудив концепции, помогли распланировать ролик, тщательно обставили
съемки, продумали освещение (а оно в телерекламе играет решающую роль),
подобрали нужных актеров и провели с ними репетиции, а во время монтажа
умело убрали огрехи съемки... Да, все это маловероятно...
Мы рекомендуем обращаться в этом случае в независимые фирмы. Однако при
этом советуем быть достаточно осторожными и даже подозрительными. Слова
"независимый", "частный" и т.д. еще не гарантия качества и
добросовестности. И даже добросовестность - еще не гарантия хорошей
технической базы. А высокий уровень технической оснащенности еще не
говорит об опыте. На одну действительно хорошую рекламную фирму
приходится пять таких, которые могут похвастаться лишь благими
намерениями и современной аппаратурой. И хвастаются.
Если у вас не
достанет ума отличить похвальбу от истины -последствия будут самыми
плачевными. Для вас. А фирма приобретет столь необходимый ей опыт. Но
вам от этого вряд ли станет радостнее на душе. Итак, в поисках
подходящей рекламной фирмы стремитесь к идеалу, который в этом случае
видится в сочетании трех черт: квалификация, техническая оснаенность,
добросовестность. Несколько советов:
• не нужно отказываться от просмотра демонстрационной кассеты фирмы,
представляющей уже произведенные ею рекламы. Обращайте внимание на
сюжет, выразительность образов и цветопередачу, композицию сцен,
качество освещения, общее ощущение от роликов. Нечеткость съемок, резкие
тени, перечеркивающие лица, свидетельствуют о том, что профессионализма
здесь нет и в помине и вам лучше направить стопы в другое место.
• убедитесь, что у фирмы есть опыт именно в той области, которая вас
интересует. Если фирма специализируется на анимации, она может не
справиться с игровым роликом и т.д.
• удостоверьтесь, что аппаратура фирмы хорошего качества. Для
производства ролика недостаточно видеокамеры VHS, используемой в быту.
• с другой стороны, остерегайтесь фирм, которые больше говорят о своей
технической базе, чем о том, что они могут для вас сделать. "Пунктик" на
почве аппаратуры - признак недостатка таланта и (или) пренебрежения к
вашим проблемам.
• соберите как можно больше Информации о том, сколько стоят услуги фирмы
и что включает эта сумма. Ставки рекламных фирм могут быть очень
разными. Одни определяют конкретную стоимость всех работ полностью,
другие назначают цену за день съемок и затем за операции по обработке
материала (монтаж и т.д.), а третьи требуют почасовую оплату. Будет
хорошо, если вы сравните прейскуранты цен от нескольких фирм.
Видео или кинопленка?
Большая часть, рекламных роликов для небольших и средних фирм снимается
на видеокамерах профессионального класса. Можно,Ы однако, снять ролик на
кинопленку, а затем перевести изображение в видео (для, монтажа).
Киноизображение несколько отличается от видеоизображения: оно
качественнее, лучше передает цвета, и ролик кажется более дорогим. Так
оно и есть в действительности. Фирмы, не имеющие значительного бюджета,
часто работают исключительно с видео.
В то же время более богатые фирмы используют как кинопленку, так и
видео. Если вы располагаете достаточными средствами, вы можете
обратиться к кинопленке хотя бы только для того, чтобы получить тот
труднообъяснимый оттенок, который она привнесет как в вашу рекламу, так
и в вашу репутацию
Подбор рекламных персонажей
Рекламные персонажи - это дикторы, читающие текст (за кадром или в
кадре), и актеры, играющие в кадре. Все, что говорилось в
главе 11 о
подборе дикторов для радио, сохраняет свою актуальность и для
телевидения, но плюс к этому вам придется еще оценить " кино-геничность"
того или иного человека.
Для работы в ролике вы можете привлечь актеров, моделей из местного лома
моды, персонал телестудии и т.д. - вам помогут советы рекламного
Агентства и знакомых бизнесменов.
Прежде чем будет заключен контракт, желательно просмотреть предыдущие
ролики данного актера или диктора. Можно также провести небольшую пробу,
для чего в принципе достаточно домашней видеокамеры. Будьте осторожны в
стремлении самому сняться в рекламе или "запустить" в ролик членов своей
семьи.
Если это приносит хорошие результаты - прекрасно. Но будьте
объективны. Не позвольте собственному самомнению отразиться на доходах.
Прежде чем записать себя, жену, ребенка и собаку в кинозвезды,
постарайтесь узнать, что по этому поводу думают другие
Оглавление
www.pseudology.org
|
|