| |
|
С. Дяченко, Я. Козловский,
Ю. Полякова,
В. Жиромский,
И. Киселев, Н. Нахименко
|
"Меж высоких
хлебов..." |
В 1984 году
конгресс США провозгласил 04 ноября Днем памяти
о великом голоде на Украине в
1932–1933 годах. Государственные и партийные архивы СССР об этом
бедствии не упоминали никак.
Едем мы, едем,
Едем - а кругом колхозы,
Наши, девушки, колхозы,
Эх, да молодые наши села...
Первый День памяти об украинском голодоморе был проведен в США и вызвал
резонанс во всем мире. В СССР об этой акции умолчали, как о
провокационной. Вот и следует разобраться, чем является тот мор:
злонамеренным явлением или стихийным бедствием?
К 1929 году республика, благодаря НЭПу, пришла
окрепшей: возросло благосостояние крестьянства, бурно развивалась
промышленность, возник ренессанс в
искусстве и науке.
2
Но с
объявлением
коллективизации пошла ломка дров: официально «наиболее злостную и
активную часть кулачества переселили в другие районы». На деле это
значило конфискацию 200 тысяч самых благополучных хозяйств и высылку
более миллиона крестьян в Сибирь и Казахстан, где значительная часть
депортированных сгинула.
К октябрю 1930-го 70% пахотных земель обобществили, а упорствующих
единоличников обложили жестокими налогами. Экономически вредная
коллективизация привела к резкому упадку
сельхозпроизводства. Зато, назло
вихрям враждебным, план
хлебозаготовок был увеличен.
В 1930 с
Украины вывезли 7,7 млн. тонн зерна,
ушедшего по экспортным обязательствам страны. С
этими тоннами крестьяне лишились необходимого посевного запаса. В 1931
плановые заготовки опять требовали 7,7 млн. тонн, и никого не
интересовало, что урожай снизился до 5 миллионов тонн. В 1932 картина
повторилась: государство изъяло почти все выращенные злаки.
А ведь хлеб тогда остался единственным пропитанием селян, ибо
коллективизация
аукнулась массовым падежом скота. Малограмотные бесхозяйственные
руководители-выдвиженцы не смогли организовать работу, в итоге план по
мясу едва выполнили на 12%. Да и увозилось это мясо в города, так что
селяне его не видели. Как и овощей.
3
К концу
1931-го на Украине
ясно вырисовалась опасность голода. Его можно было бы избежать
снижением плана хлебозаготовок, наполнением посевных заделов из
общесоюзных фондов и уменьшением строительства объектов индустрии. Эти
меры предотвратили бы гибель сельского населения.
Но, как
известно, ничего такого сделано не было. Как не было ни засух, ни
землетрясений, ни саранчи. Зато остался безжалостный
курс на индустриализацию,
принятый вождем народов. Отъем зерна у голодной республики требовал
железного порядка и образцовой дисциплины. В августе 1932-го в
государстве ввели смертную казнь за хищение колхозной собственности (знаменитые
«указ семь-восемь» и «закон о пяти колосках»).
За неполные 5 месяцев под их параграфы угодили 54,645 человек, из
которых 2,110 приговорили к расстрелу. Амнистия осужденным по статьям
закона от 07.08.1932 была запрещена. В отношении районных и областных
руководителей, пытавшихся хоть как-то улучшить негативный ход событий,
ЦК КП(б)У принял резолюцию о «непосредственной
связи целых групп коммунистов и отдельных вожаков партъячеек с кулаками
и петлюровцами, в результате чего некоторые организации партийцев
становятся на сторону классового врага». За резолюцией потянулся шлейф
арестов и расстрелов.
Для выколачивания остатков хлеба на село были направлены 112 тысяч
сознательных большевиков-горожан, не знавших и не хотевших знать
крестьянские проблемы. Районы, не справлявшиеся с зерновой повинностью,
заносились в «черные» списки. Сводный «черный» кондуит включал 86
опальных районов Украины. Совнарком
УССР и ЦК КП(б)У постановили в этих
районах изъять из торговли все пром- и продтовары, новых же товаров не
завозить.
А введенная в декабре 1932-го по всему СССР паспортная система закрепила
обитателей деревни, как крепостных, за местами их проживания:
колхозникам вообще не давали паспортов, что лишало их свободы
передвижения. Вскоре деревенским запретили работать на заводах, фабриках,
шахтах.
Границу с
Россией перекрыли части ОГПУ, имевшие приказ стрелять по нарушителям. В
таких красках наступил 1933 год. Загнанному сельскому населению
оставалось лишь безропотно умирать.
Сатурналии нового времени
В эпоху античности
так
именовался народный праздник окончания полевых работ; земледельцы
неделю славили бога плодородия Сатурна. В средние века недород, падеж
скота и всякий мор церковные пастыри объясняли кознями нечистой силы и
наказанием божьим за тяжкие грехи людские. Астрологи списывали эти беды
на неблагоприятное расположение планет, особенно Сатурна.
Коммунистическое мировоззрение раз и навсегда отмело темные предрассудки:
«Голод — социальное явление, сопутствующее антагонистическим
социально-экономическим формациям… Научный анализ и исторический опыт
показывают, что голод можно полностью преодолеть только в результате
социалистического переустройства общества» (БСЭ, 3-е изд., 1972).
Основоположники марксизма считали крестьянство консервативным и
реакционным классом, стремящимся повернуть вспять колесо истории.
Владимир Ильич работой «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме»
изъяснялся конкретнее: «Уничтожить классы — значит не только прогнать
помещиков и капиталистов — это мы сравнительно легко сделали — это
значит также уничтожить мелких товаропроизводителей, а их нельзя
прогнать, их нельзя подавить, с ними надо ужиться, их можно (и должно)
переделать, перевоспитать только очень длительной, медленной, осторожной
организаторской работой».
2
Товарищ
Сталин взял на вооружение лишь первую
часть ленинской цитаты, в характерном для себя ключе отсечения всяких
ненужных церемоний. Помните его глубокомысленный философизм: «Производственные
отношения есть отношения по производству»? Так и классовая борьба. Она —
есть борьба классов, без всякого переделывания с перевоспитанием, тем
более длительного и осторожного.
Впрочем, уничтожались не только мелкобуржуазные селяне. Интеллигенция
Украины —
хранительница культуры народа - понесла не
меньший урон, недосчитавшись 80% творческих личностей. На XII съезде
КП(б)У. П.
Постышев гордо
заявил, что «1933 год был годом разгрома украинской националистической
контрреволюции».
В античные времена термином «холокост» именовали акт ритуального
жертвоприношения богам с сожжением значительного числа одушевленных
подношений. Затем слово Holocaust стало обозначать акт массового
убийства людей, каковым явилось «окончательное решение
еврейского вопроса» носителями
фашистской теории. Тогда под сапогом Третьего рейха за 12 лет его
существования погибло 6 миллионов евреев. А
теперь бросим взгляд на родные
пенаты.
3
После
1985-го к материалам национальных переписей населения, упрятанным в
Центральном госархиве народного хозяйства СССР, с особого разрешения
допустили ученых из Института истории СССР — член-корра АН. Ю.А.
Полякова, кандидатов наук В.Б. Жиромскую и И.Н. Киселева. Их трехлетний
кропотливый труд оформился в книгу «Репрессированные цифры: Всесоюзная
перепись населения 1937 г.»
Из книги следует, что потери населения СССР между переписями 1926 и 1937
годов, то есть за 11 лет, составили 8 млн. человек. Из них 2 млн. бежало
за кордон (в основном из Казахстана и Средней Азии), а 6 млн. — погибло
от
коллективизации, раскулачивания, голода и репрессий. Интенсивность
производства отечественных «дубарей» (6 млн. за 11 лет) оказалась выше
интенсивности комплектации фашистами небесной «химмелькомандо» (6 млн.
за 12 лет). Чем не холокост? Разве что не осужденный никаким
международным трибуналом…
Естествен вопрос: а можно ли было помочь голодающим, отпустив им зерно
из государственного неприкосновенного запаса? Ведь был же такой запас?
Можно. Был. Например, в Броварах, за 20 км от
Киева, находилось одно из таких колоссальных подземных хранилищ. На 1933
год в нем сберегалось до 100 тыс. тонн зерна. И то, что для ликвидации
голода на Украине
из этих закромов ничего не было взято, свидетельствует еще раз о
злонамеренности властей.
Известно также, что часть урожая 1932 года (а урожай, между прочим, был
выше среднего), лежала под открытым небом на станциях Курской и
Орловской областей. Неприкрытое зерно стало прорастать и погибло.
Какую-то часть его использовали для производства водки… А гигантское
хранилище в Броварах в конце июня 1941-го подожгли сами энкаведисты, так
что хлеб этот не съели ни свои, ни чужие — съело пламя.
Урожай отчаяния
Под таким названием в 1984 году вышел в свет фильм канадского украинца,
режиссера С. Новицкого. Ленту, повествующую об украинском голодоморе
начала 1930-х, на советских экранах не показали. А жаль, в ней были
использованы весьма доказательные свидетельства и кадры хроники. Кроме
того, фильм ставит еще один вопрос, психологический.
Загадкой
остается отсутствие у жертв активного протеста. Как можно было не
броситься на своего мучителя, отбирающего зерно, не убить его? Подобных
взрывов почти не было; масса вела себя безропотно, смирившись с
неизбежностью. Зато нередкими являлись случаи
каннибализма в отношении детей и лиц, неспособных дать отпор.
Понятно, что личности, готовые к сопротивлению, были истреблены еще в
начале 1920-х и сосланы при
коллективизации. А дальше голод произвел свой неправедный отбор:
выживали те, кто был злее, эгоистичнее. Уцелели также лишенные
человеческих качеств убежденные активисты и пиршествующая элита.
Гибель
достойных и лучших привела к утере традиций, деградации нравственности,
сдвигу в генотипе народа. В итоге обесценилась жизнь человеческая и роль
честного труженика, живущего усилиями, старанием и потом лица своего.
Эти утраты больно чувствуются обществом и по сей день.
В европейских странах тоже были свои трагедии. Но там нации сумели
достичь понимания и примирения. Не то у нас. Украинские коммунисты,
например, имеют свой взгляд на те далекие события. По их мнению, не было
никакого геноцида. Был просто голод, вызванный засухой и неурожаями. А
потом тяжелые годы построения социализма в окружении непримиримых врагов.
Кому что-то непонятно, пусть штудирует учебник истории КПСС.
14 мая 2003 года специальное заседание Верховной Рады признало, наконец,
что голодомор 1932–1933 годов был актом целенаправленного истребления
украинской нации. Но фракция коммунистов осталась
при своем мнении. Перед началом этого заседания правопреемники КПСС
демонстративно покинули сессионный зал.
Что ж, прав был
Булат
Окуджава, сказавший:
И уже не спросишь, не с кого
Видно, каждому свое
Были песни пионерские,
Было всякое вранье
И по щучьему велению,
По лесам и по морям,
Шло народонаселение
К магаданским лагерям
Забываются минувшие
Золотые времена;
Как монетки утонувшие,
Не вcплывут они со дна
Память пылью позасыпало?
Постарел ли? Не пойму:
Вправду ль нам такое выпало?
Для чего и почему?
Почему нам жизнь отмерила
Вместо хлеба — отрубей?
Что Москва слезам не верила -
Это помню. Хоть убей
Источник
Документы
www.pseudology.org
|
|