2000 Анатолий Степанович Дятлов
Чернобыль. Как это было
Гипертекстовая версия книги
Глава 1. Пять лет спустя
Глава 2. Чернобыльская АЭС
Глава 3. Программа
Глава 4. Как это было
Глава 5. После взрыва
Глава 6. Что за комиссии, Создатель?
Глава 7. Завидная стойкость
Глава 8. Люди
Глава 9. Художественные произведения
Глава 10. О свободе оператора
Глава 11. Суд
Глава 12. Расследование начато
Глава 13. Случайность или неизбежность?
Глава 14. Использование атомной энергии
Глава 15. Заключение
Глава 16. Еще о Чернобыле (неопубликованная на русском языке статья)
 
Список сокращений
 
Приложение 1 Журнал Der Spigel, № 29, 13 июля 1987 года
Приложение 2 Хронология технологического процесса на 4-ом блоке ЧАЭС
Приложение 3 Журнал Nuclear Engineering International, № 494, volume 40, September 1995
Приложение 4. Реактор должен был взорваться
Приложение 5. Эхо Чернобыля. Радиоактивное поражение совести
Приложение 6. Заложники реактора
Приложение 7. Рабочая программа испытаний турбогенератора № 8 Чернобыльской АЭС в режимах совместного выбега с нагрузкой собственных нужд 
Приложение 8. Объективка
Приложение 9. Воспоминания о Дятлове


Предисловие
 
Произошедшая 26 апреля 1986 г. авария на Чернобыльской АЭС по масштабам, сложности и долговременным следствиям является самой крупной и тяжелой катастрофой за всю мировую историю использования атомной энергии. Большие количества радиоактивных веществ из активной зоны реактора были выброшены в атмосферу и тем выпали в основном тремя крупными "пятнами" в республике Беларусь, на Украине и западных областях России. Общая площадь загрязненных территории (по цезию~137 - более 1 Ки/км2) составляет почти 30 тыс. км2. Зоны радиоактивного загрязнения после чернобыльской катастрофы формировались в зависимости от характера выбросов поврежденного реактора и метеоусловий.
 
В период интенсивных выбросов (26 апреля - 5 мая 1986 г.) в разные дни в истекающей струе состав радионуклидов отличался и по мощности, и по их типу. В соответствии с метеоусловиями в первые три дня радиоактивные облака перемещались в сторону Республики Беларусь. К 30-му апреля направление ветра сменилось на южное и восточное. Соответственно потоку воздушных масс, загрязненных радионуклидами, происходило и формирование радиоактивного следа на местности. При этом самые легкие радиоактивные частицы и газы поднялись в верхние слои атмосферы. Они осаждались очень медленно (от нескольких месяцев до года), успев за это время не раз обогнуть земной шар, распространившись повсеместно в северном полушарии.
 
Более тяжелые аэрозоли расположились в приземном слое воздуха, откуда опустились через разные промежутки времени на земную поверхность. В первый послеаварийный период (апрель-май 1986 г.) радиационная обстановка в основном определялась короткоживущими радионуклидами, и в первую очередь йодом 131. После естественного распада коротко- и средне-живущих радионуклидов основную опасность представляют радионуклиды цезия-137, стронция-90 и плутония.
 
Для Республики Беларусь последствия чернобыльской катастрофы оказались особенно тяжелыми. Здесь радиоактивному загрязнению подверглись 23 % территории, на которой оказались 3 678 населенных пунктов и 20 % населения республики. Общая площадь с плотностью загрязнения цезием-137 свыше 1 Ки/км2 охватила 3,2 % европейской территории бывшего СССР, а более 0,2 Ки/км2 - 23%
 
В Российской Федерации загрязнение цези.ем-137 свыше 1 Ки/км2 зафиксировано на территории 19 областей. Наиболее загрязненными оказались Брянская, Тульская, Калужская, Рязанская и Пензенская области. На загрязненных радионуклидами территориях в Российской Федерации проживает около 2,3 млн. человек. Сегодня, спустя 15 лет после этой катастрофы, нет четкого и однозначного ответа на вопрос - в чем кроются причины аварии и кто виноват в ее происшествии?
 
Ряд специалистов имеют свое мнение. Так, например, академик, АЛ. Ильин в своей книге "Реалии и мифы Чернобыля" (стр. 79), анализируя всю цепь событий, приведших к аварии, высказывает мнение о том, что основная причина катастрофы на 4-ом блоке заключена изначально в дефектах проекта и конструкции реактора РБМК и., особенно, в присущем этому типу аппаратов так называемом положительном паровом коэффициенте реактивности. Особую ценность для будущего поколения, видимо, будет представлять мнение непосредственного участника событий на Чернобыльской станции.
 
Поэтому Издательство Научтехлитиздат предлагает читателям книгу, которая написана бывшим заместителем главного инженера ЧАЭС А.С.Дятловым.
 
Надеемся, что на многие вопросы читатели получат наиболее полные и исчерпывающие ответы.
 
Ломакин В.В. - Зам. директора по оценке безопасности ГНТКЯРБ (Киев. Украина)
Самхарадзе Т.Г. - Гл. редактор журнала "Экологические системы и приборы", проф., д-р техн. наук АИН РФ.

Разборы полётов

 
www.pseudology.org