| |
|
Вильгельм
Райх |
Посмотри на себя, маленький человек!
Предисловие
|
Перед Вами не научная
книга, а доверительная беседа с читателем.
Написав ее в 1946 г. для академического архива, автор не имел намерения
широко ее публиковать. Это была всего лишь попытка ученого и врача
систематизировать собственный внутренний сумбур, охвативший его после
многолетнего изучения так называемого «маленького человека». Этот сумбур
возник вследствие недоумения, переходящего в ужас, при виде того что
маленький человек творит над собой: как он страдает, сопротивляется,
возносит своих врагов и убивает друзей; как, обретая власть «во имя
народа», он злоупотребляет ею и насаждает тиранию, еще более жестокую,
чем та, которую он некогда пережил сам под гнетом свергнутых им же
правителей.
Это обращение к маленькому человеку было достойным ответом на сплетни и
злословие. Написав данный труд, автор не мог предполагать, что
правительственный департамент по охране общественного здоровья в союзе с
карьеристами от политики и психоанализа развяжут кампанию против этого
исследования.
Решение опубликовать работу возникло в ответ на намерение властей
дискредитировать изложенные в ней выводы, причем сделать это не путем
научной дискуссии, а простой клеветой на автора и попыток широко его
опорочить. Возникла необходимость ознакомить «обычного человека» с тем,
что он представляет собой с точки зрения ученого - психолога.
Простой человек должен знать о той единственной силе, которая
противостоит его разрушительному стремлению к власти и собственной
значительности, и осознавать громадную ответственность, которая лежит на
нем, что бы он ни делал: работал, любил, ненавидел, или даже просто
разговаривал.
Маленький человек должен знать, как он становится черным или красным
фашистом. Каждый, кто беспокоится о безопасности собственной жизни и
жизни своих детей, обязан противостоять как черному, так и красному
фашизму, и делать это не потому, что они возводят в ранг своей идеологии
физическое уничтожение противников, а потому, что их идеологии
превращают здоровых детей в моральных калек, марионеток и идеологических
уродов, поскольку ставят государство над интересами справедливости, ложь
над правдой и войну над миром; противостоять фашизму потому, что дети и
жизненная сила, которую они несут в себе, остаются нашей единственной
надеждой на счастливое будущее.
Для преподавателя и врача самым главным предметом беззаветного служения
является именно эта жизненная сила учеников и пациентов. И если он
действительно верен своему призванию, ему придется находить решения
проблем своих учеников и пациентов, в том числе и тех, которые связаны с
политикой.
Настоящее обращение — не учебник и не проводник по жизни. Это попытка
описания тех эмоциональных бурь, которые бушуют в душах простых
индивидов, любящих жизнь.
Книга не ставит цели убедить или завоевать читательские симпатии - она
просто описывает движения сознания маленького человека.
Ученому и мыслителю нужно от читателя только одно - личное отношение к
его труду, и в этом он схож с поэтом или философом. Это результат
мучительной работы ученого, его протеста против тайных и неназванных
ядовитых стрел эмоционального бедствия, выпущенных из секретных мест,
которые поражают маленького человека. Книга показывает, что представляет
собой эмоциональная зараза и каким образом она препятствует прогрессу.
Кроме того, в ней делается попытка показать человеку огромные сокровища,
лежащие невостребованными в глубинах «человеческой природы», и готовые к
использованию для осуществления человеческих чаяний.
Добрые люди не подозревают об опасностях, которые таят в себе
межличностные отношения и жизненные условия. Эти люди убеждены, что и
другие мыслят и поступают благородно и великодушно, в соответствии с
жизненными законами доброты и взаимопомощи.
Такое отношение, свойственное здоровым детям и примитивным людям,
несомненно, представляет большую угрозу в борьбе за рациональный образ
жизни до тех пор, пока существует эмоциональное оглупление, поскольку
эмоционально одержимые люди навязывают окружающим свою извращенную
манеру мыслить и действовать.
Добрые люди считают, что все вокруг добры, в то время, как эмоционально
инфицированные убеждены в том, что все вокруг лгут, мошенничают и жаждут
власти. При таком положении вещей хорошие люди находятся в очевидно
невыгодной ситуации. Будучи добрыми по отношению к эмоционально
оглупленным, они истощаются, их выставляют на посмешище, а в итоге
предают.
Так было всегда. Для ныне живущих добрых людей настало время быть
жесткими, поскольку жесткость необходима в борьбе за сохранение и
приумножение жизненной силы - она не умалит их положительных качеств,
пока они на стороне справедливости. Надежда на лучшее строится на том,
что среди миллионов честных тружеников находится лишь горстка
эмоционально одержимых индивидов, способных совершать зло, оперируя
темными силами, заключенными в обычном человеке, и подталкивая этого
человека на политическое убийство. Существует только одно
противодействие обычной человеческой предрасположенности к эмоциональной
заразе - это его собственное ощущение жизненной правды. Жизненная сила
не жаждет власти, она лишь требует достойного и осознанного места в
человеческих делах. Она проявляется в любви, созидании и знаниях.
Всякий, кто хочет оберегать жизненную силу от эмоциональной заразы,
должен использовать все возможности свободы слова, которые предоставлены
гражданам Америки, для достижения благих целей, поскольку эмоциональная
чума использует их же во имя зла.
Гарантированные равные возможности самовыражения обусловливают
возможность конечной победы. В этом наша главная надежда на счастливое
будущее.
Содержание
Вильгельм Райх
www.pseudology.org
|
|