| |
|
Вильгельм Райх |
Анализ личности
Глава 16.
Эмоциональная чума
|
Эмоциональная чума - это не сознательная недоброжелательность,
моральная или биологическая дегенерация, аморальность и так далее
Человек заболевает эмоциональной чумой, когда его естественные саморегулируемые жизненные выражения подавляются с рождения. Эмоциональная чума являет ся хронической биопатией организма. Она вторглась в человеческое
общество в первую очередь подавлением сексуальности; она стала эпидемией, которая
му чает людей тысячелетиями. Нет никаких оснований для предположения, что эмоциональная чума передается от матери к ребенку наследственным путем.
В соответствии с нашими данными, ею заражают ребенка с первого дня его
рож дения. Это болезнь, проявляющаяся, в основном, в общественной жизни. шизофрения и рак это биопатии, которые можно рассматривать как резуль тат разрушительного действия эмоциональной чумы на человеческий
организм. Очень часто эмоциональная чума переходит в эпидемию подобно другим ин фекционным болезням, таким как бубонная чума или холера. Эпидемические вспышки эмоциональной чумы проявляются в широко распространенных и бурных прорывах садизма и преступности.
Одним таким эпидемическим взры вом была католическая инквизиция в средние века; другим международный фашизм XX столетия. Если бы мы не рассматривали эмоциональную чуму как болезнь в прямом смысле этого слова, мы бы призвали использовать для борьбы с ней
полицию. вместо медицины и образования. Эмоциональная чума чрезвычайно опасна для человеческого общества, но она не может быть устранена силами полиции. Никто не принимает за оскорбление, когда ему говорят, что он страдает сердечным заболеванием или что он нервный. Никому не следует считать ос корблением фразу: "он страдает сильным приступом эмоциональной чумы". Мы иногда слышим, как об этом говорится среди оргономистов: "Нет
никакого смысла сегодня проводить свое время со мной, я чумной". В нашем кругу, когда ктолибо незначительно поражен эмоциональной чумой, он изолирует себя и ждет, когда приступ иррационализма пройдет. В острых случаях,
когда разумное мышление и дружеский совет не помогают, оргонная терапия обычно устраняет "инфекцию". Острейшие приступы эмоциональной чумы очень час то возникают изза нарушений в личной жизни. Они исчезают при устранении этого нарушения. Приступ чумы знакомый феномен для меня и для круга моих сотрудников, мы считаем его симптомом болезни и объективно с ним работаем.
Очень важно для студентов, изучающих оргонную терапию,
научить ся распознавать острые приступы болезни до того, как они зайдут слишком далеко; знать, как бороться с подобными приступами, препятствовать их
рас пространению в общественной среде. Мы достигли определенного успеха в сведении к минимуму вредных эффектов. Иногда на подобный приступ можно не обратить внимания, и пораженный человек причинит много вреда. Мы воспринимаем подобное несчастье так же, как восприняли бы тяжелый физи ческий недуг или кончину любимого коллеги. Эмоциональная чума имеет более близкое отношение к неврозу, чем к ор ганической болезни сердца например, но она может привести к раку или
болез ни сердца в дальнейшем. Подобно любому неврозу, она поддерживается вто ричными побуждениями. Она отличается от физических недугов, поскольку она функция личности (к тому же сильно защищенная). В
противоположность истерическому приступу, приступ эмоциональной чумы не ощущается как сим птом и как эгоинородный. Поведение невротика обычно сверхрационально, а эмоциональная чума проявляется в значительно более слабой степени. Мы
во обще едва осознаем это. Читатель спросит, как мы распознаем реакцию
болез ни и как отличаем ее от нормальной реакции.
Мы ответим, что отличаем ее
тем же способом, которым мы отличаем реакцию нормального человека от реакции невротической личности: как только мы касаемся мотивов реакции болезни,
ре зультатом является постоянное беспокойство или гнев. Давайте рассмотрим
это более детально. Человек, который совершенно свободен от эмоциональной чумы и оргаз мически силен, не испытывает страха, когда врач говорит о нарушении
дина мики естественных жизненных процессов. Наоборот, у него развивается
инте рес к подобной дискуссии. Человек, пораженный эмоциональной чумой, будет становиться беспокойным и злым, когда обсуждаются механизмы этого
заболе вания. Оргазмическое бессилие не всегда ведет к эмоциональной чуме, но
каж дый человек, пораженный этой болезнью, или длительно остается оргазмиче ски бессильным, или становится ненадолго бессильным перед приступом. Естественное и здоровое поведение не нуждается в какомлибо медицин ском лечении. Например, нет "лекарства от любви". А вот невротический
сим птом всегда можно устранить.
Болезненная реакция всегда может быть
устранена подлинным характероаналитическим методом исцеления
Таким образом, скупость типичная характерная черта эмоциональной чумы может быть излечена, а вот от щедрости человека вылечить нельзя. Коварство
можно вылечить; открытость личности нет. Клинически, реакция эмоциональной чумы сравнима с половым бессилием; она может быть устранена, т.е.
излечена. Половая сила абсолютно неизлечима. Основной характеристикой реакций эмоциональной чумы является то, что действие и мотив действия никогда не совпадают.
Реальный мотив
скрывается, а фальшивый мотив преподносится как причина к действию. В реакции
естествен ного и здорового индивидуума мотив, действие и цель представляют собой
органи ческий союз. Ничто не скрывается. Например: здоровый человек не имеет
ника ких других мотивов к сексуальным действиям, чем естественная потребность любить, и никакой другой цели, чем удовлетворение им этой потребности.
По раженный болезнью человек, напротив, использует этические коды, чтобы
оп равдать свою сексуальную слабость. Это оправдание не имеет ничего общего
со стилем его жизни, который далек от оправдания.
Здоровый человек никому
не будет навязывать свой образ жизни, но он будет помогать другим людям,
когда его просят и когда он способен это сделать. Здоровый человек ни в коем
случае не будет издавать закон о том, что каждый "должен быть здоровым".
Вопервых, такое требование было бы неразумным, так как человеку нельзя
приказы вать быть здоровым. Вовторых, здоровый человек не имеет нужды
навязывать свой образ жизни другим, так как мотивы поведения имеют отношение только к его собственной жизни и ни к чьей больше.
Человек, пораженный эмоцио нальной чумой, отличается от здорового человека тем, что выражает свои
тре бования к жизни не по отношению к себе, а в первую очередь к своему
окру жению. В ситуациях, в которых здоровый человек помогает другим людям,
ос тавляя им свой опыт и не настаивая на том, чтобы ему последовали,
человек, пораженный эмоциональной чумой, навязывает свой стиль жизни другим си лой. Люди, заболевшие эмоциональной чумой, не терпят взглядов, которые
уг рожают их панцирю или раскрытию их неразумных мотивов. Здоровый человек радуется, когда ему удается понять свои мотивы.
Пораженный болезнью
человек охвачен бешенством
Когда взгляды, противоположные его собственным, угрожают его жизни и работе, здоровый человек вступает в борьбу за
сохранение своего способа жизни. Пораженный болезнью человек борется против других образов жизни, даже когда они его совсем не касаются. Его побуждает к
борьбе то, что он воспринимает существование других способов жизни как провока ционный вызов. Энергия, которая поддерживает реакцию эмоциональной чумы, всегда извле кается из полового расстройства, которое очень часто является причиной
сади стских или клеветнических действий. стаз сексуальной энергии это то,
что обычно имеет пораженный болезнью человек вместе с другими биопатиями. Основная биопатическая природа эмоциональной чумы, подобно другим биопа тиям, может быть излечена пробуждением естественной способности любить. Чувствительность к эмоциональной чуме универсальна. Нет четкой грани цы между легкой и тяжелой формой этой болезни. Так же как любой здоровый человек может быть предрасположенным к раку, шизофрении или алкоголиз му, даже самый здоровый и наиболее жизнеустойчивый человек среди нас
пред расположен к неразумной болезненной реакции. Эмоциональную чуму легче отделить от структуры генитальной личности, чем от невротической.
Мы можем определить эмоциональную чуму как
человеческое поведение, которое, на основе биопатической характерной структуры,
действует организованным или типичным способом в межчеловеческих, т.е. об щественных отношениях и общественных институтах. Эмоциональная чума рас пространена так же, как личностная биопатия. Другими словами, где бы ни возникла личностная биопатия, она влечет за собой появление хронических эффектов и острой эпидемической вспышки эмоциональной чумы. Давайте коротко выделим несколько типичных областей, в которых эмоциональная чу ма или распространяется хронически или способна вспыхнуть наиболее силь но.
Эмоциональная чума действует в самых важных сферах жизни: это мис тицизм в его наиболее разрушительной форме; пассивная или активная жажда власти; морализм; биопатии автономной нервной системы; политические кам пании; садистские методы воспитания и образования; мазохистская
терпимость к подобным методам; болтовня и клевета; авторитарная бюрократия;
империа листическая военная идеология; рэкет; антиобщественная преступность;
пор нография; спекуляция; расизм. Мы видим, что эмоциональная чума наиболее сильно проявляется в обще ственных злоупотреблениях, которые всегда существовали и которые преодо леваются общественным свободным движением. С некоторой оговоркой можно сказать, что сфера эмоциональной чумы совпадает с тем, что мы
называем политической реакцией и, возможно, с принципами политики в целом. Однако это было бы верно, только если бы основной принцип всей политики,
называе мый третьим по силе и особым по привилегиям, был перенесен на те сферы жизни, которые мы не считаем политическими в обычном смысле слова.
Например, мать, которая прибегает к неоправданно жестким методам отделения своего ребенка от мужа, представляет собой яркий пример человека,
заражен ного политической эмоциональной чумой. То же можно сказать и об амбици озном ученом, который поднимает себя на более высокую общественную пози цию не научными достижениями, а интригами. Мы уже установили, что биологический сексуальный стаз является обыч ным биофическим ядром всех форм эмоциональной чумы. Существует еще один общий критерий развития этой болезни: недостаток способности к
естествен ному сексуальному удовлетворению ведет к возникновению вторичных
импульсов, особенно садистских. Есть много клинических доказательств этого
утверждения. Биофизическая энергия, которая поддерживает реакции эмоциональной чумы, всегда извлекается из вторичных побуждений. Таким образом, неудивительно, что правдивость и открытость столь редко встречаются в человеческом общении; они так редки, что большинство людей изумляются, когда они время от времени появляются.
Правдивые и открытые люди считаются чудаками, людьми "без царя в голове"; правдивость и
искрен ность часто вызывает сильные общественные опасения, что может быть
объяс нено управлением идеологической структурой. Чтобы понять это. мы должны обратиться к нашим знаниям организованной эмоциональной чумы. Только эти знания способны обеспечить понимание причин, почему открытость и правдивость, движущие силы всех попыток человека стать свободным, разру шались столетиями снова и снова. Любое свободное движение не будет иметь никакого шанса в достижении собственных целей, если оно не будет ясно и четко представлять себе, что такое организованная эмоциональная чума и
как с ней бороться. Тот факт, что эмоциональную чуму распознать довольно трудно, был для нее самой надежной защитой. Точные исследования ее природы и динамики разрушат эту защиту. Сторонники эмоциональной чумы будут правы, расцени вая это заявление как смертельную угрозу их существования. Нам нужно
отде лить тех, кто хочет помогать в борьбе против эмоциональной чумы. от тех,
кто хочет сохранить ее институты. Мы видим снова и снова, что неразумная
приро да эмоциональной чумы непроизвольно обнаруживает себя, как только ктото пытается дойти до ее корней. Понятно, почему эмоциональная чума может реагировать только неразумно. Она обречена на вымирание, когда она четко противопоставляется разумному мышлению и естественному ощущению жизни.
Различия между генитальной личностью,
невротической личностью и реакциями эмоциональной чумы
В мышлении
Мышление генитальной личности ориентировано на объективные факты и процессы. генитальная личность отделяет существенное от несущественного; пытаясь обдумывать и устранять неразумные эмоциональные беспокойства,
она 316 Анализ личности функциональна, т.е. способна адаптировать себя; она не механическая и
не мистическая. Ее суждения являются результатом мыслительного процесса.
Ра зумное мышление открыто объективным доводам и объективным контраргу ментам. Конечно, невротическая личность также пытается ориентироваться на объ ективные факты и процессы. Однако у невротической личности разумное мыш ление поражено хроническим
сексуальным стазом, в результате которого
нев ротик в некоторой степени ориентирует себя на принцип устранения неудо вольствия. Поэтому невротическая личность будет использовать различные средства, чтобы избегать процессов и событий, которые ей неприятны или
про тиворечат ее системе взглядов; или она будет использовать эти процессы и события таким образом, что разумная цель станет недостижимой. Обратимся
к примеру.
Мир и свобода являются всеобщими желаниями. Однако, так как средняя личностная структура невротична в своем мышлении, страх свободы
и страх ответственности переплетаются с идеями мира и свободы, и эти идеи, следовательно, обсуждаются только лишь в формальной, а не в объективной манере. Это примерно то же самое, как если бы самых простых и наиболее непосредственных жизненных фактов, т.е. тех фактов, которые очевидно
пред ставляют собой естественный строительный материал мира и свободы, умыш ленно избегали. Становятся явными важные отношения и связи. Например, ни для кого не секрет, что политика разрушительна и что человечество тошнит
от нее в психиатрическом смысле слова. Но все еще никто, кажется, не видит связи между этими фактами и требованием демократического порядка. Таким образом, два или три хорошо известных и действительно имеющих силу факта существуют рядом без какойлибо связи. Понимание того, что эти факты
соот носятся друг с другом, немедленно сделало бы необходимыми радикальные
изме нения в практических делах повседневной жизни.
Идеологически
невротическую личность следовало бы подготовить, чтобы осуществить эти изменения. Но
она панически боится их практической реализации. Ее личностный панцирь
запре щает какиелибо изменения в образе жизни. Таким образом, она будет,
напри мер, соглашаться с критикой неразумности общества и науки. Однако
практи чески она не будет изменять ни себя, ни свое окружение в соответствии с
этой критикой. Она не будет создавать центральную модель общества, отражающую идеологию, которую она утверждает. Часто случается так, что один и тот
же человек, который говорит "да", когда это вопрос идеологии, становится
неис товым противником на практике, когда требуются настоящие изменения. С этой точки зрения, границы между невротической личностью и индивидуумом, пораженным эмоциональной чумой, становятся расплывчатыми. Человек, заболевший эмоциональной чумой, не хочет занимать пассивную позицию он отличается от невротической личности более или менее разру шительной общественной активностью. Его мышление полностью основано на неразумных понятиях и управляется почти исключительно иррациональными эмоциями. У невротической личности мышление и действия не совпадают.
Это не так для пораженной чумой личности. Как и у генитальной личности, ее мышление полностью согласовано с ее действиями, но разница в том, что
все, что делает личность, пораженная эмоциональной чумой, не является
результа том ее мышления. Ее действия всегда предопределяются ее эмоциональным
не дугом. У человека, пораженного эмоциональной чумой, мышление не направ лено на то, чтобы помочь ему прийти к корректному заключению; наоборот, оно всячески стремится подтвердить и рационализировать предопределенное неразумное заключение. Это широко известно как "предрассудок", но мы
часто видим, что этот предрассудок имеет вредные общественные эффекты в боль шом масштабе. Он широко распространен и характеризует все, что
называется словом "традиция". Он нетерпим, т.е. не поддерживает разумное мышление, которое могло бы выбить изпод него основную опору. Следовательно, пора женное чумой мышление не доступно аргументам. У него есть своя
собственная техника в своей собственной сфере, своя собственная "согласованность",
кото рая производит впечатление "логичности".
В этом смысле, оно создает
впечат ление разумности, совершенно не будучи на самом деле разумным. Например, строгий авторитарный воспитатель скажет вам, что детей учить трудно и поэтому его методы необходимы. В этой узкой конструкции его за ключение кажется корректным. Если разумный мыслящий человек укажет, что неподатливость детей, которую строгий воспитатель приводит в пример,
чтобы оправдать свои методы, сама по себе является общественным следствием
точно такого же неразумного мышления в образовании, его слова не будут приняты во внимание, поскольку он окажется лицом к лицу с психическим блоком. Рассмотрим еще один пример. Моралистическая сексуальная репрессия (подавление) создает вторичные побуждения, а вторичные побуждения делают моралистическое подавление необходимым. На основе этого может быть полу чено любое количество логических заключений.
Но если ясно мыслящий чело век укажет, что вторичные побуждения можно устранить, делая возможным естественное удовлетворение потребностей, пораженный чумой человек про реагирует не пониманием и корректностью, а неразумными аргументами, мол чанием или даже ненавистью. Короче говоря, для него эмоционально важно,
что и подавление и вторичные побуждения продолжают существовать. Он боится естественных импульсов. Этот страх действует как неразумный мотив и
побуж дает его совершать опасные действия, когда его общественной системе
чтото серьезно угрожает.
В мотивах, целях и действиях
У генитальной личности мотивы, цели и действия находятся в гармонии друг с другом. Цели и мотивы разумны, т.е. социально ориентированны. В
соот ветствии с естественным характером мотивов и целей, генитальная личность борется за улучшение как своих собственных условий жизни, так и условий
жизни других людей. Это то, что мы называем "общественным достижением". У невротической личности возможность действий всегда ограниченна, по тому что ее мотивы зачастую весьма противоречивы. Так как у
невротической личности обычно сильно проявлена ее иррациональность, она постоянно при лагает усилия, чтобы держать ее под контролем. И каждое такое усилие
ограни чивает ее способности к действию. Она боится быть полностью вовлеченной
в какуюлибо деятельность, так как она внутренне боится прорыва садистских или других разрушительных импульсов. Она обычно страдает, потому что
осоз нает недостаточную полноту своей собственной жизни, но она не завидует здоровым людям. Ее можно охарактеризовать позицией: "Мне не повезло в
жиз ни, моим детям будет лучше, чем мне". Эта позиция делает ее
сочувствующим, хотя и бесплодным, наблюдателем прогресса. Она не наносит ущерб
прогрессу.
У личности, пораженной эмоциональной чумой, мотивы действий всегда под дельны. Мнимый мотив никогда не совпадает с реальным, является ли
последний осознанным или бессознательным. Мнимая цель также не совпадает с реаль ной. В немецком фашизме, например, "спасение и успокоение" преподносились как цель, тогда как реальной целью была империалистическая война и покорение мира. Это основная характеристика пораженного чумой
человека, он серьезно и честно верит в мнимые цели и мотивы. Я хотел бы
подчеркнуть, что характерную структуру личности, пораженную эмоциональной чумой, мож но понять при условии, что она воспринимается серьезно. Человек,
пораженный эмоциональной чумой, ведет себя вынужденно. Нельзя сказать, насколько
хоро шими могут быть его намерения он действует только под влиянием чумы. Его действия находятся в соответствии с природой настолько, насколько по требность в любви и правде соответствует природе генитальной личности. Но пораженный чумой человек, защищенный своим субъективным убеж дением, не страдает от понимания вреда его действия.
Отец, который полон ненависти к своей бывшей жене и требует опеки их ребенка, абсолютно убеж ден, что действует "в интересах ребенка". Но если ребенок страдает от
разлуки с матерью, такой отец не поймет этого. Пораженный чумой отец приведет
все виды поверхностных доводов в поддержку своего убеждения, что он "желает ребенку добра", держа его вдали от матери. И его не убедить в том, что
реальный мотив продиктован стремлением к садистскому наказанию матери. Человек, пораженный эмоциональной чумой, в противоположность невро тической личности, всегда развивается как структура, сочетающая зависть
со смертельной ненавистью всего здорового. невротическая старая дева живет смиренной жизнью и не вмешивается в любовную жизнь юных девушек; пора женная чумой старая дева, напротив, не может выносить сексуальное
счастье юных девушек.
Если такая дева является учителем, она обязательно
попытается лишить девушек права испытать сексуальное счастье. Это имеет силу в
любой жизненной ситуации. Личность, пораженная эмоциональной чумой, будет пы таться, при любых обстоятельствах и любыми имеющимися средствами, изме нить свою окружающую среду так, чтобы ее способ жизни и ее взгляд на
вещи не подвергались опасности. Она чувствует раздражение ко всему, что
изменяет ее образ жизни, и поэтому преследует это с ярой ненавистью. Аскет
является хорошим примером. Его позиция такова: "Почему у других должно быть луч ше, чем было у меня? Пусть все страдают так же, как страдаю я". Эта
основная позиция настолько хорошо скрыта в логичной, здравомыслящей идеологии или теории жизни, что только некоторые люди, имеющие обширный практический опыт и способность ясно мыслить, могут распознать ее.
В сексуальности
Сексуальность генитальной личности в основном определяется основными естественными законами биологической энергии. Она получает удовольствие от сексуального счастья других,
безразлична к извращениям, но имеет отвра щение к порнографии. генитальную
личность легко узнать по хорошему кон такту, который она имеет со здоровыми детьми. Она считает вполне
естествен ным то, что дети и подростки в основном сексуально ориентированны. Эта позиция существует независимо от того, приобретены ли уже
соответствующие знания или нет. В нашем обществе подобные отцы и матери подвергаются серьезной опасности: авторитарные институты считают их преступниками, хо тя они заслуживают всяческого одобрения. Они составляют круг общества,
из которых выходят разумно действующие преподаватели и врачи. Основа их жиз ни и действий сексуальное счастье, которое они сами испытали.
Родители, которые позволяют своим детям чувствовать секс в соответствии с
совершенно здоровыми законами природы, к сожалению, могут быть обвинены в амораль ности (или "моральной низости") и могут быть лишены своих детей каким нибудь аскетом, который имеет "законную" силу. невротическая личность живет
сексуально смиренной жизнью или занима ется тайными сексуальными
действиями. Ее оргазменное бессилие сопровож дается тоской по сексуальному счастью она безразлична к сексуальному
сча стью других. Всякий раз, когда она касается сексуальной
проблемы, ею управ ляет скорее волнение, чем ненависть. Ее панцирь имеет отношение к ее собственной сексуальности, а не к сексуальности других. Ее страстное
желание испытать оргазм очень часто трансформируется в культурные или
религиозные идеи, которые ни полезны, ни вредны для благополучия общества. Невротиче ская личность обычно активна в кругах и группах, которые не имеют какого либо сильного общественного влияния. Не может быть никакого сомнения в культурной ценности некоторых из этих групп.
Но невротическая личность
не способна сделать значительный вклад, чтобы развить более здоровые
структу ры в массовом масштабе, потому что широкие массы значительно более
близки к естественной сексуальности, чем она. Эта основная позиция со стороны сексуально безвредной невротической личности способна в любое время и особенно при возникновении
экстремальных условий измениться на позицию больного эмоциональной чумой. Процесс обычно таков: вторичные побуждения, сдерживаемые культурными и религиоз ными идеями, прорываются. Сексуальность личности, пораженной
эмоциональной чумой, как правило, садистская
и порнографическая. Она характеризуется совме стным существованием сексуальной похоти (изза
невозможности достичь удовле творения) и садистского
морализма. Эта двойственность является частью ее струк туры; пораженный чумой человек не мог бы ее изменить, даже если бы он
пони мал это. В силу своей структуры, он не может быть никаким другим, кроме
как порнографическипохотливым и садистскиморалистичным в одно и то же
время.
Это - суть личностной структуры пораженной чумой человека, которая развивает жестокую ненависть против любого процесса, который провоцирует его собственное оргазмическое томление и, следовательно, оргазмическое
бес покойство. Его аскетизм направлен самым садистским
способом против естест венной сексуальности других. Люди, пораженные эмоциональной чумой, имеют сильную тенденцию к формированию общественных групп, которые часто ста новятся центрами для формирования общественного мнения. Их наиболее вы дающая черта их сильная нетерпимость в вопросах естественной
сексуально сти. Они широко распространены и хорошо известны. Размахивая знаменем "культуры" и "морали", они неустанно преследуют любое выражение естест венной сексуальности. Годами они развивали особую технику клеветы. Мы
еще вернемся к этой теме.
Клинические исследования не оставляют и тени сомнения в том, что сек суальные сплетни и клевета дают этим эмоционально больным людям способ превратного сексуального
удовлетворения; таким образом они достигают сек суального удовольствия без естественной половой функции. Именно в таких группах мы часто обнаруживаем гомосексуализм,
сексуальные половые акты с животными и другие формы извращений. Эти неистовые больные эмоциональ ной чумой направляют свои садистские атаки против естественной
сексуально сти других, а не против извращенной сексуальности. Они занимают особенно резкую позицию по отношению к естественной сексуальности детей и подрост ков, и в то же время абсолютно терпимы к любой форме извращенной сексу альной деятельности. На их совести много человеческих жизней.
В работе
Генитальная личность проявляет активный интерес к развитию рабочего процесса, которому позволяется принимать свой естественный ход. Она в ос новном сфокусирована на самом процессе. Результат работы достигается без особого усилия, так как он вытекает самопроизвольно из рабочего
процесса. Создание продукции в ходе рабочего процесса является основной чертой
биологиче ского удовольствия от работы. Раскладывая по полочкам деятельность
ребенка, генитальная личность
остро критикует все методы образования детей через за бавы. Положение о том, что игрушка является только жестко ограниченной забавой, неверно, т. к. игрушка развивает воображение и продуктивную
деятель ность ребенка.
Принудительный морализм терпит только мистический экстаз; и это причина того, почему энтузиазма по отношению к работе всегда не
дос тает. Ребенок, который должен собрать шаблонный дом из готовых строитель ных блоков, не может применить свое воображение и не может развить ника кого энтузиазма. генитальная
личность влияет на исполнение работы других, по давая пример, а не предписывая способ и метод работы. Это требует
способности переносить вегетативный поток и быть в состоянии дать ему самому выйти. невротическая личность довольно ограниченна в своем интересе к работе. Ее биологическая энергия в основном расходуется на опеку извращенных фан тазий. невротическое
нарушение работы всегда может быть прослежено к не правильному потреблению биологической энергии. По той же причине работа невротической личности хотя и
может быть потенциально богатой, все же яв ляется поверхностной и безрадостной.
Так как невротическая
личность не спо собна к подлинному энтузиазму, она расценивает детскую способность к
энту зиазму как "неподобающую" (если, например, случится так. что этот
человек будет учителем). Тем не менее, она принудительным невротическим способом настаивает на интенсивной работе других. Человек, пораженный эмоциональной чумой, ненавидит работу, так как он видит в ней лишь обременительную ношу. Таким образом, он бежит от какой либо ответственности и особенно от тех работ, которые требуют терпения.
Он может мечтать о том, что напишет интересную книгу, создаст выдающееся
про изведение искусства, о работе в театре и так далее; однако он не
способен к работе, он избегает шаг за шагом упорного органического развития,
присущего каждому рабочему процессу. Это предрасполагает его к карьере идеолога,
мис тика или политика, т.е. к занятию деятельностью, которая не требует
никакого терпения и постоянного развития. Он может стать как праздным бродягой,
так и диктатором, в той или иной сфере жизни.
Он создал картину жизни,
сделанную из невротических фантазий, и, так как он сам не способен чтолибо де лать, он хочет силой заставить других работать, чтобы реализовать эту
больную картину жизни. генитальная
личность, участвуя в коллективном рабочем про цессе, будет самопроизвольно показывать путь своим хорошим примером: она будет работать больше, чем другие, тогда как личность, пораженная эмоцио нальной чумой, всегда будет хотеть работать меньше, чем остальные. Чем
мень ше ее способность к работе и, следовательно, чем ниже ее самоуважение,
тем сильнее ее настойчивость стать лидером.
Это сравнение неизбежно приняло форму четкого разграничения
Хотя практически каждая генитальная личность имеет невротические торможения и свои чумные реакции. Также и любой пораженный эмоциональной чумой индивидуум содержит в себе возможности генитальной личности. Опыт оргонной терапии не оставляет никаких сомнений в том, что люди, пораженные эмо циональной чумой, которые попадают под психиатрическое понятие "мораль ного безумия", не только излечимы в принципе, но в состоянии развивать исключительную способность к работе, сексуальности и интеллектуальной
дея тельности. Я хочу еще раз подчеркнуть, что понятие "эмоциональная чума"
не подразумевает преуменьшение. В результате почти тридцатилетней биопсихи атрической работы я пришел к пониманию того, что предрасположенность к эмоциональной чуме показатель очень большого количества биологической энергии. В самом деле, высокое напряжение биологической энергии человека
при водит его к заболеванию эмоциональной чумой в том случае, если изза жест кого характера и мышечного панциря он не может реализовать себя
естествен ным способом.
Пораженный таким образом человек является продуктом авто ритарного принудительного образования. Не сумев реализовать свои
природные способности, он изливает злость на принудительное образование намного бо лее энергично, чем спокойная и смиренная невротическая
личность. Он отличается от генитальной личности тем, что его протест не ориентирован
социально и потому не способен привести к какимнибудь изменениям к лучшему. Он отличается от невротической личности тем, что не становится смиренным. генитальная личность контролирует свои эмоциональночумные действия двумя способами:
1) ощущая свою собственную чумную реакцию как чужерод ную и бессмысленную,
2) осознавая опасность для себя, которая могла бы
вы текать из неразумных наклонностей.
Человек, пораженный эмоциональной чумой, наоборот, получает слишком много садистского удовольствия от своего собственного поведения, от того, что он не доступен какойлибо
коррекции. Действия здорового человека вытекают прямо из резервуара биологической энергии; действия пораженной чумой человека характеризуются тем, что им приходится всякий раз прорывать личностный и мышечный панцири, и в этом процессе лучшие мотивы становятся антиобщественными и неразумными дей ствиями. При этом прохождении через личностный панцирь истинная цель действия изменяет свою функцию: импульс начинается разумным намерением; панцирь мешает ровному и органическому развитию импульса: пораженная
чумой личность ощущает это препятствие как невыносимое торможение; импульс дол жен, прежде всего, прорваться сквозь панцирь для того, чтобы стать
вполне оче видным, в этом процессе подлинное намерение и разумная цель расходятся. Когда действие окончательно совершено, оно содержит в себе слишком мало подлинного разумного намерения; это точное отражение разрушительности, которое появилось в процессе прорыва панциря. Жестокость пораженного эмо циональной чумой человека является результатом провала попыток
подлинного импульса пройти через личностный и мышечный панцири. Потеря панцирей не возможна, так как чумное действие не выпускает энергию оргазмически, не придает человеку разумной самоуверенности.
Этот "провал" дает
возможность понять некоторые противоречия в структуре человека, пораженного эмоцио нальной чумой. У него сильное желание любить; он находит женщину,
которая верит в то, что он может любить, и тут он проявляет себя неспособным
пережи вать. Это вызывает у него садистский
гнев против себя самого или против же лаемой женщины, гнев, который часто заканчивается убийством. В основном, человек, пораженный эмоциональной чумой, характеризуется про тиворечием между сильным желанием жить и неспособностью (изза панцирей) достичь соответствующей полноты жизни. То есть, размышляя логически, са мые лучшие намерения приводят к разрушительным последствиям. Я думаю, что бандит представляет собой простую демонстрацию механиз ма эмоциональной чумы, если результат бандитского действия принимать в соответствии с торможением разумного импульса, которое ведет к
возникнове нию заболевания эмоциональной чумой. А теперь рассмотрим эти различия на простых примерах из повседневной жизни. Для начала возьмем пример борьбы за ребенка, которая обычно возникает, когда родители разводятся.
Здесь возможны три реакции:
а) разумная
реакция,
б) заторможенная реакция невротика
и
в) реакция человека, пораженного эмо циональной чумой.
Разумная реакция
Отец и мать борются за здоровое развитие ребенка разумными доводами и средствами. Возможно, что у них будут различные взгляды на воспитание ребенка, однако в интересах самого ребенка они
будут избегать закулисных приемов. Они открыто поговорят с ребенком и позволят ему самому принять решение. Они не позволят себе руководствоваться эгои стическими интересами, а будут считать наиболее важными интересы
ребенка. Когда один из родителей алкоголик или психически больной, то эта инфор мация будет доведена до ребенка как несчастье, которое нужно храбро
встре тить. Обсуждая с ребенком сложившуюся ситуацию, родители проявляют максимальный такт, понимая и щадя его чувства.
Мотив всегда один не навредить ребенку. Позиция диктуется склонностью пойти на разумный ком промисс. Заторможенная реакция невротика.
Борьба за ребенка сдерживается многи ми соображениями, особенно страхом перед общественным мнением, который ставится выше интересов ребенка. В подобных случаях невротические родите ли твердо придерживаются распространенной практики: ребенок либо
остается с матерью при любых обстоятельствах, либо они решают этот вопрос с помо щью юридических чиновников. Когда один из родителей пьяница или психи чески больной, возникает тенденция пожертвовать им, утаив этот факт. В
ре зультате ребенок, как и родители, страдает и подвергается опасности
нервного срыва. Мотив поведения родителей выражается фразой: "Мы не хотим возбуж дать всеобщий интерес". Их позиция определяется смирением. Реакция человека, пораженного эмоциональной чумой.
Забота о благополу чии ребенка является несущественным побуждением. Единственный мотив отомстить партнеру, лишая его удовольствия быть с ребенком. В борьбе за
ре бенка один партнер часто прибегает к клевете на другого, независимо от
того, болен он (или она) или здоров. Отсутствие какихлибо соображений в отноше нии ребенка проявляется в том, что его любовь
к отцу (или матери) не прини мается в расчет. Стремясь повлиять на чувства ребенка к тому или другому родителю, ему говорят, что его отец (или мать) страдает алкоголизмом
либо психическим расстройством; утверждение, которое обычно не соответствует
ре альным фактам. В этом случае мотивом является месть партнеру и владение ребенком.
Подлинная любовь к ребенку не имеет здесь места. Существует много вариаций этого примера, но его основные черты одни и те же и они общественно очень важны. Принимая решения, разумная юрис пруденция могла бы обратить внимание на подобные различия. Можно пред положить, что нас ожидает заметное увеличение числа разводов; и,
помоему, только правильно обученный психиатр и способен определить степень зараже ния человека эмоциональной чумой в случае развода. Рассмотрим другой пример из области личной жизни, в котором проявля ется заражение эмоциональной чумой: неверность любовного партнера.
Разумная реакция
В тех случаях, когда один из партнеров в любовных от ношениях является неверным, разумный человек выбирает, как правило, один из трех путей: уход от партнера; попытку снова вернуть любовь
партнера; тер пимость, если отношения с другим человеком у партнера не слишком
серьезны и временны. В подобных случаях разумный человек не впадает в невроз, не предъявляет никаких юридических требований и становится непредсказуемым только тогда, когда измена выставляется на показ. Заторможенная реакция невротика. Неверность переносится либо мазохист ски, либо защитный панцирь прорывается. невротик испытывает сильный страх перед разлукой. Смирение, развитие нервной болезни или
алкоголизма, истерические приступы в таких случаях являются типичными реакциями. Реакция человека, пораженного эмоциональной чумой. Как правило, измена объясняется не любовью к другому человеку, а тем, что один партнер
устает от другого. Пострадавшая сторона пытается удержать партнера в доме, или
изма тывая его истерическими приступами и самыми низкими действиями, или ус танавливая за ним наблюдение.
Впадение в
алкоголизм часто имеет место
как средство облегчения страданий, вызванных жестокостью со стороны
партнера. Реакции эмоциональной чумы широко распространены в трагедиях ревно сти. В настоящее время нет ни медицинских, ни общественных, ни юридиче ских мерок, которые бы принимали в расчет эту обширную сферу жизни. Хочу обратить внимание читателя на весьма удивительную и типичную реакцию эмоциональной чумы "особую чумную реакцию". Особая чумная реакция проявляется в использовании сексуальной,
т.е. моралистической, клеветы. Она функционирует способом, похожим на про являющийся в маниях преследования: неправильный импульс, который про рвался через панцирь, переносится на людей или объекты внешнего мира.
То, что в действительности является внутренним импульсом, неправильно интер претируется как внешняя угроза. То же применяется и к ощущениям, которые берут начало в оргонотических плазматических потоках. Здоровый человек
ощу щает эти потоки как чтото радостное и полное удовольствия.
Шизофреник, изза противоречий, которые являются результатом его личностного
панциря, воспринимает эти потоки как тайные действия дьявола, направленные на раз рушение его тела электрическими потоками. Эти безумные механизмы проеци рования хорошо известны. Однако психиатрия совершает ошибку, ограничи вая подобные проекционные механизмы психиатрической болезнью. Этого не достаточно, чтобы увидеть, что точно такой же механизм широко
распространен в общественной жизни в форме особых чумных реакций псевдонормальных людей. Это наша следующая тема обсуждений. Биопсихический механизм выглядит следующим образом: принудительный морализм в воспитании и в жизни порождает сексуальную
похотливость, кото рая не имеет ничего общего с естественной потребностью любви
и представля ет собой вторичное побуждение, подобное, например, садизму или
мазохизму.
Так как оргонотическая живость в естественном испытании удовольствия
атрофировалась, похотливость и жажда сексуальной
болтовни становятся разнуз данными вторичными потребностями. Подобно психическому больному, кото рый проецирует свои оргонотические потоки и свои неправильные побужде ния на других людей и ощущает их как угрозу, пораженный эмоциональной чумой индивидуум проецирует свою собственную похотливость и извращение на других людей. В противоположность психическому больному, он не испы тывает как угрозу импульсы, которые он проецирует на других людей; он ис пользует болтовню в садистском стиле как оборонительный механизм, т.е.
он приписывает другим то, в чем он сам не может быть компетентен. Это в
равной степени применимо как к естественному половому влечению, так и ко вторич ным похотливым побуждениям.
Образ жизни здорового в половом отношении человека болезненно напоминает ему о его собственной половой слабости и составляет угрозу его нервному балансу. Таким образом, в соответствии с
прин ципом "чего не могу иметь я, не можете иметь и вы", он высмеивает
естествен ное половое влечение других. Более того, так как он не способен скрывать свою собственную искаженную похотливость за фасадом этического морализ ма, он приписывает это жертве своей болтовни. Механизм особой чумной реакции легко переносится из сексуальной
сфе ры в несексуальную. Характерно, что когда человек делает то, что хотел
бы сделать сам, он приписывает это комулибо еще.
Приведу несколько
типичных повседневных примеров, чтобы проиллюстрировать особую чумную реакцию
Вот молодые интеллектуалы, которые когдато были известны как "куль турные снобы" среди серьезных интеллектуальных кругов Европы. Они умны, но их ум занят бесплодной творческой деятельностью. Их знакомство со
значи тельными и серьезными проблемами, поставленными Гете или Ницше, менее чем поверхностное, хотя они получают большое удовольствие от цитирования классических произведений. В то же время они полны цинизма. Они считают себя современными, либеральными, свободными от какихлибо традиций. Не способные к серьезным переживаниям, они смотрят на сексуальную любовь как на детскую игру. Они проводят свои летние каникулы вместе. По ночам забавные диверсии, т.е. "детская игра". За завтраком над детской игрой
шутят в беззаботной и очень умной манере. Возможно, даже "грешная женщина"
по краснела бы от этих двусмысленных намеков.
Все это является очень
большой частью сегодняшнего "либерального" и "нетрадиционного" образа жизни.
Один объявляет о том, как часто он принимал участие в "игре" прошлой ночью; а другой хочет узнать все, описанное в "самых отборных" речевых оборотах,
что это было "очень красиво", что она была "восхитительна", и так далее.
Серьез ный слушатель, который осведомлен о сексуальном несчастье человеческих
масс и о разрушительности сексуальной тривиальности, уйдет с впечатлением,
что похотливость этих "открытых" молодых людей является результатом сексуаль ного голода изза оргазменного бессилия. Такие развитые "люди богемы"
смот рят на серьезные попытки побороть эмоциональную чуму в человеческих мас сах как на плод больного ума.
Эти молодые "гении", являющиеся хорошо све дущими в искусстве "высокой политики" и всегда лепечущие о культурных "ценностях", которые нужно поддерживать, становятся неистовыми, как толь ко ктото начинает переводить их разговор на общественное действие среди людских масс. Один такой человек богемы познакомился с женщиной, которая хотела прийти ко мне учиться. Естественно, беседа коснулась моей работы. Он
сказал ей, что не послал бы ко мне ни своего лучшего друга, ни самого худшего
врага, так как я был, по его словам, "владельцем публичного дома, не имеющим ли цензии". Чтобы скрыть чумную природу этого утверждения, он немедленно добавил, что я, безусловно, очень способный врач.
Эта клевета,
выстроенная вдоль линии особой чумной реакции, замкнула круг. Однако эта женщина
при шла ко мне обучаться сексуальнобережливой педагогике и вскоре хорошо по няла, что мы, психоаналитики, называем эмоциональной чумой. Трудно сохранять объективную и корректную позицию в таких ситуациях. Нелегко побороть импульс, который возникает самопроизвольно и для которо го есть все основания: устроить пораженному чумой индивидууму хорошую порку, чтобы он больше не клеветал на людей. Благородно игнорировать про исшествие значит сделать точно то, на что пораженный чумой индивидуум
и рассчитывает, чтобы продолжать совершать свое общественное зло
безнаказан но. Правда, остается возможность судебного иска за клевету. Вопрос важен, ибо эмоциональная чума добивается все новых успехов, кле веща и подавляя с помощью слухов серьезные и важные достижения. Борьба против эмоциональной чумы общественно необходима, т. к. она причиняет больше вреда в этом мире, чем "десять тысяч церковных канонов".
Подсчитай те, например, количество клеветнических наветов, направленных против пио нера естественной науки семнадцатого столетия де
Ламетри и
продиктованных эмоциональной чумой. В своей великой работе "Histoire Naturelle de l'Ame"
(История человеческой души - фр). де Ламетри четко уловил
основные отноше ния между восприятием и физиологическим стимулом, предсказал и описал связь между проблемой душатело и биологическим сексуальным процессом.
Это вызвало неописуемую ярость у филистеров, которых гораздо больше, чем дерзких и честных ученых; они распространили слух, что де
Ламетри смог
прий ти к таким взглядам только потому, что он был "распутником". Это типичный пример, когда слух становится особой чумной реакцией и передается потомкам, оскверняя без какойлибо причины достойное имя. Подобные чумные реакции играют катастрофическую роль в общественной жизни.
Я бы хотел привести еще один пример, в которой проекционный
механизм эмоциональной чумы в форме клеветы представлен еще более четко
В Норвегии я услышал, что распространился слух, будто я стал шизофреником
и про вел некоторое время в психиатрической клинике. Затратив некоторые
усилия, мне удалось определить источник ложной информации. Когда я приехал в США, я убедился, что этот слух очень широко распространился, намного ши ре, чем в Европе, где моя работа была известна лучше. Никто из
американских коллег не знал, откуда взялся этот слух, но определенные признаки четко
пока зывали, что он исходил из того же европейского источника. Через некоторое время мне удалось выяснить, что человек, от которого исходил этот слух, страдал нервным расколом и его заставили провести не сколько недель в психиатрической клинике. Этот факт сообщил мне профес сор университета, который был хорошо знаком с создавшейся ситуацией. Оче видно, нервный раскол сильно испугал этого сплетника. Он попал в то
время в сложную ситуацию: с одной стороны, он признал правильность моего учения; с другой стороны, он не мог отделить себя от Международной
психоаналитиче ской ассоциации, которая сильно сопротивлялась этому учению. Как обычно
в подобных случаях, он воспользовался обстоятельствами, чтобы отвлечь
внима ние от себя и сфокусировать его на мне, когда я был в центре критической полемики.
Он думал, что со мной все кончено, а возможность нанести мне
еще один удар была такой соблазнительной. Его реакция была специфической ре акцией пораженного эмоциональной чумой человека. Я никогда не был психически болен и никогда не помещался в психиатри ческую клинику. Я выдержал одну из самых тяжелых нош, которая когдалибо доставалась человеку, без какихлибо нарушений способности работать и лю бить. Стать психически больным не позор. Я, подобно любому уважающему себя психиатру, глубоко симпатизирую психически больным людям. Как я уже подчеркивал, психический больной кажется мне намного более серьезным, бо лее близким к тому, что есть живое, чем филистер или общественно опасный человек, пораженный эмоциональной чумой. Эта клевета предназначалась для того, чтобы опорочить меня и мою работу, и она достигла цели в некоторых серьезных ситуациях, управлять которыми было не легко. Например, мне при шлось убеждать нескольких студентов в том, что я не был психически
болен. В определенных фазах оргонной
терапии неизбежно появляется особый меха низм эмоциональной чумы. Как только больной или ученик приходит в кон такт с плазматическими потоками, резко проявляется оргазмическое
беспокой ство.
Тогда на оргонного терапевта начинают смотреть или как на "грязную сексуальную свинью", или как на "безумного человека". Я хочу
подчеркнуть, что эта реакция появляется регулярно. Большинство из моих студентов
слыша ли этот слух. Некоторые аспекты теории сексуальной
экономии настолько ре волюционны, что очень легко посчитать саму теорию безумной. В результате широкого распространения этого слуха многие мои жизненные ситуации стали крайне запутанными и даже опасными. Следовало бы иметь четко разграни ченные правовые возможности для устранения подобных последствий чумной реакции. У меня был только мой клинический опыт, который позволил мне благополучно все это выдержать.
Эмоциональная чума - стойкая болезнь. Когда спустя несколько лет было установлено, что моя научная работа точно показывает, что я не
шизофреник, был распространен новый слух: будто бы я излечился от своей
шизофрении... Особые чумные реакции особенно часто встречаются в сфере политики. На протяжении многих лет мы вновь и вновь убеждались в том, что диктаторы, разрабатывая какойлибо коварный план, приписывают жертве тот замысел, который они потом осуществляют сами. Например, был пущен слух, что Поль ша тайно готовит нападение на Германскую империю, что это следовало бы предотвратить, и поэтому оправдали Германию, напавшую на Польшу. Нападение на СССР было оправдано таким же способом.
Примером особой чумной реакции являются печально знаменитые суды над соратниками
Ленина. Им было предъявлено обвинение в государственной измене; невинных людей обвиняли в поддержании прямого контакта с немецкими фашистами и в планировании свержения правительства. Было ясно, что обвинения против них сфабрикованы. Но в 1936 году никто не мог объяснить цель такого очевидно поддельного обвинения. Русское правительство было
достаточно сильным, чтобы устранить любую оппозицию. Тайна была раскрыта в 1939 году. В 1936 году в обвинении говорилось о преступлении против
государства, которое правительство само действительно совершило в 1939 году. С
Гитлером был подписан
Пакт о ненападении, который ускорил наступление
Второй мировой войны. И лишь гораздо позже стало ясно, что, опорочив
других, правительство успешно очистило себя от пакта с Гитлером. Подобные политические чумные реакции рассчитаны на очень
неразумное мышление масс.
Приведу другой пример из области эмоциональной чумы
Лев
Троцкий вынужден был защищаться против обвинения в заговоре против жизни его политического соперника. Это было непонятным, так как убийство Сталина только навредило бы
троцкистам. Это стало понятным, когда Троцкий в 1941 году был убит. (Эти факты не имеют ничего общего с политическими точками зрения за или против
троцкистов). Если мы вернемся всего на несколько десятилетий назад, то вспомним знаменитое дело Дрейфуса. Высокопоставленные военные генералы
Франции продали планы немцам; чтобы отвести подозрение от себя, они обвинили ка питана Дрейфуса в этом тяжком преступлении. Они добились того, чтобы их жертву приговорили к пожизненной каторге. Без смелого вмешательства
Золя и
Франса эта специфическая чумная реакция никогда не была бы побеждена. Если бы государство не руководствовалось в значительной степени законами эмоциональной чумы, то оно никогда не допустило бы подобных судебных процессов.
К сожалению, очень часто эмоциональная чума управляет форми рованием общественного мнения, она всегда достигает цели, используя юриспруденцию, чтобы продолжать свои черные дела безнаказанно. Если человек начнет тщательно изучать дела многих пораженных эмоцио нальной чумой политиков, он будет все больше и больше погружаться в
состоя ние растерянности и сильного смущения. Возможно ли, спросим мы, чтобы клерикализм политического диктатора или любовная связь короля определяла жизнь нескольких поколений? Распространяется ли иррационализм общест венной жизни вглубь? Действительно ли возможно, чтобы миллионы трудолю бивых умных людей не были осведомлены о жизненно важных для них вещах, или они просто не хотят быть осведомленными? Эти вопросы кажутся весьма странными, ибо проявления эмоциональной чумы слишком фантастичны, чтобы восприниматься как чтото реальное. Человеческий ум отказывается признавать, что такая нелепость может преобла дать на шкале масс. Мы должны осознать наконец, как сильны эффекты эмоциональной чумы.
Я твердо знаю, что ни одно общественное зло любой значимости не может быть устранено, пока общественность отказывается
признавать, что эмоциональная чума все же существует и настолько огромна, что не
видна. По сравнению с чудовищным общественным иррационализмом, который по стоянно питается глубоко засевшей в душах людей эмоциональной чумой, ос новы общественной функции любви,
труда и знаний, которые управляют жиз ненным процессом, кажутся бесконечно малыми или общественно нелепыми. Мы можем легко убедиться в этом. На основе долгой медицинской практики я знаю, что проблема юноше ской сексуальности играет несравнимо большую роль в формировании наших общественных и моральных идеалов, чем некоторые тарифные или иные зако ны. Давайте представим, что депутат, которого волнуют проблемы молодежи, обратился к своему правительству и потребовал во время парламентской
сессии обсудить проблемы половой зрелости так же тщательно, как обсуждается та рифный закон. Если мы рассмотрим дело спокойно и объективно, то обнару жим, что нет ничего особенного в том, чтобы законодательно обсудить эти проблемы. Все люди, включая и членов парламента, прошли через ад юноше ского невроза по причине сексуального
расстройства.
Никакой другой конфликт не может сравниться с этим по силе и важности. Это проблема
всеобщего общественного интереса. Разумное решение сложностей полового созрева ния исключило бы одним махом множество общественного зла, такого как юношеская преступность, общественная забота о психических больных, несча стье развода, проблемы воспитания детей и т.д. Таким образом, мы считаем требования такого медицински ориентирован ного парламента определенно разумными, прогрессивными и полезными. Од нако в то же время чтото в нас все же противостоит требованию публично обсудить в парламенте эту тему. Это "чтото" является явной реакцией
общест венной эмоциональной чумы, которая постоянно пытается сохранить себя и свои институты. Она провела четкую грань между официальной и личной жиз нью, и последней было отказано в доступе к общественной платформе.
Официальная жизнь асексуальна снаружи и слишком порнографична или извращена внутри
Если бы это разделение не существовало, то официальная жизнь не медленно бы совпала с личной жизнью и корректно отражала бы повседневную жизнь в крупных общественных формах. Это объединение повседневной жизни и общественных институтов было бы достаточно простым. Тогда, однако, автоматически бы умер тот сектор в общественной структуре, который не
толь ко не способствует сохранению общественной жизни, а периодически подвига ет нас к краю пропасти. Мы можем отдать этот сектор под управление "высо кой политики". Увеличение пропасти между реальной жизнью общества и ее официаль ным фасадом является одним из наиболее ужасных проявлений эмоциональ ной чумы. Представители высокой политики всегда пытались мешать распро странению сексуальноэкономического одобрения отношений между биологи ческим организмом человека и государством. В их самых мягких формах
атаки просматривалось следующее: "Эти
сексуальные
философии являются амораль ными нарывами на теле общества, которые прорываются время от времени. Верно, что человеку присуща сексуальность, но сексуальность еще не самое главное в жизни. Есть другие, более важные проблемы экономические и политические. сексуальная экономия преувеличивает свою роль. Мы добьемся больших успехов и без нее".
Таков типичный аргумент, некоторые вариации которого регулярно встре чаются при лечении биопатии человека и даже при обучении студентов. Мы убеждены, что этот аргумент вытекает из оргазменного беспокойства и что
его цель сохранить индифферентность человеческой смиренной позиции.
Обра тившись с тем же аргументом к общественному институту психической гигие ны, нельзя обезоруживать сторонника культурных и других ценностей, указы вая на его личный панцирь и стремление к удовольствию. сексэкономист, который использует подобный подход, настроил бы всех против себя. Мы согласимся с оппонентом: сексуальность это еще не все в жизни. Мы даже добавим, что у здоровых людей сексуальность это не тема для обсуждения и не центр их мышления. Но как мы объясним, что сексуальность действительно занимает заметное место в человеческой жизни и мышлении?
Этот факт нельзя отрицать. Давайте обратимся к другому примеру, иллюстри рующему это. Циркуляция пара в фабричной паровой машине является безоговорочным условием работы фабрики. Однако рабочие фабрики практически не думают о циркуляции пара. Их внимание полностью сконцентрировано на работе. Энер гия, порождаемая паром, еще "не все" на фабрике. Есть другие
важные ве щи, такие например, как производство фабричных изделий. Но давайте пред ставим себе, что вдруг один или несколько паровых клапанов засорились.
По ток энергии, порождаемый паром, немедленно прекратится. Всем рабочим пришлось бы немедленно направить свое внимание на устранение препятствия прохождения пара.
Все мысли сконцентрировались бы на этом: как самым бы стрым способом восстановить нормальную циркуляцию пара? Давайте далее представим, что некоторые рабочие начали спорить по поводу ситуации сле дующим образом: "Эта запутанная теория тепла преувеличивает роль пара.
Ко нечно, никто не спорит, что пар необходим, но это еще не все для нашей фабрики. Разве вы не видите, что есть много других вещей, о которых
нужно беспокоиться? Как насчет экономии?". В этой ситуации мы бы срочно устра нили основные нарушения в циркуляции пара, перед тем как повернуть свои мысли в ином направлении. Нет никакого смысла уделять внимание интересам экономии, когда засорены трубы, по которым идет пар. Этот пример иллюстрирует природу сексуальной
проблемы в нашем обще стве. Поток биологической, т.е. сексуальной, энергии у большинства
людей нарушен. Биологический механизм общества функционирует слабо, а иногда
От психоанализа к оргонной биофизике вообще не функционирует, и мы имеем неразумную политику, безответствен ность со стороны людских масс, биопатии, убийства короче,
эмоциональную чуму. Если бы все люди удовлетворяли свои
сексуальные
потребности естест венным образом, то не пришлось бы говорить о сексуальной проблеме. Тот факт, что сегодня все вращается вокруг секса, является самым явным показателем того, что существует сильное расстройство не только в потоке
че ловеческой сексуальной энергии, но, как следствие этого нарушения, в его биологическом функционировании. сексуальная экономия пытается открыть клапаны, блокирующие поток биологической энергии в человеческом организ ме, чтобы другие важные вещи, такие как ясное мышление, естественное при личие и приятная работа, могли нормально функционировать.
Тогда и порнографическая сексуальность не будет больше занимать так много места, как
это наблюдается сегодня
Это нарушение потока энергии оказывает сильное воздействие на основу биологического функционирования и, таким образом, управляет более высо кими функциями человеческого организма. Я знаю, что фундаментальный био логический характер этого нарушения еще до конца не понят даже
некоторыми оргономистами. Приведу еще один пример, иллюстрирующий отношение ор гономии к другим наукам. Представим себе группу железнодорожных инженеров, которые пишут ты сячи высокотехнических книг, описывая конструкцию поездов, их размер, ма териалы, из которых сделаны окна и двери, сиденья и спальные места,
особый химический состав стали, силу тормозов, скорость, с которой каждый из
этих поездов двигается, каждую деталь каждой железнодорожной ветки. Однако во всех книгах эти инженеры регулярно опускают одну деталь они не придают никакого значения движущей энергии.
Естественные науки не знакомы с уче нием о жизненных процессах с функциональной точки зрения; поэтому их можно сравнить с этими инженерами. Оргономист не может выполнить свою работу, если он полностью не осознал, что он инженер живого аппарата.
Как инженеров живого аппарата нас прежде всего интересует биосексуальная
энер гия. У нас нет ни малейшей причины чувствовать себя униженными изза это го. Наоборот: мы имеем все основания гордиться своей сложной задачей. Ктото спросит с удивлением, как можно полностью описать болезнь, которая оказывает такое разрушительное действие на человечество долгое
вре мя. Тот, кто подошел к самой сущности эмоциональной чумы, знает, что
утаи вание является частью ее природы. Она обязана почти всем своим успехам неспособности добраться до нее, посмотреть сквозь нее, понять все ее
намере ния. Я подчеркивал ранее, что болезнь была слишком очевидной, чтобы
привлечь к себе внимание.
До личностного психоанализа не было никакого научного
ме тода для раскрытия и разоблачения эмоциональной чумы. А эмоциональная чума сама была порождением важных общественных институтов и поэтому бы ла в состоянии предотвратить узнавание ее природы. Нам приходится иметь дело с эмоциональной чумой всякий раз. когда мы лечим биопатию и когда нам приходится огорчить учителя или врача. Эмоцио нальная чума препятствует нашим усилиям в форме реакции сопротивления со стороны личности. Мы учимся распознавать ее клинически, и наши наблюде ния подтверждают тот грустный факт, что она не оставила нетронутым ни од ного человека. Мы также узнаем о ее природе благодаря типичным реакциям на научные открытия оргономии. Даже если на людей, пораженных эмоциональной чумой, напрямую не влияют результаты нашей научной работы, даже если они совершенно незнакомы с этой темой
они чувствуют угрозу в разоблачении эмо циональной чумы, как это делается в спокойных офисах личных аналитиков или оргонных терапевтов. Они реагируют клеветой и особой чумной реакцией сразу после того, как у оргономистов появится какаянибудь идея, позволяю щая добиться успеха в той наиболее сложной борьбе, которую врачи и
препода ватели когдалибо предпринимали.
Мне представляется очень важным дать тщательное описание основных симптомов эмоциональной чумы, чтобы каж дый был в состоянии распознать их в себе самом и в других. Эмоциональная чума борется с возможным разоблачением хорошо скры тыми и рационализированными действиями. Она действует подобно благород но одетому убийце, с которого сорвали маску. Эмоциональная чума имела ус пех в течение многих десятилетий; она почти обезопасила свое
существование в будущем. Она развязала войны невообразимых масштабов и толкает людей к хроническому, повседневному убийству. Она укрывалась за громкими "поли тическими идеалами" и "новыми порядками", за "античными империями" и "расовыми требованиями". Годами этому доверял психически больной мир. Но ее гнусные действия были слишком бесстыдными. Она оскорбила естествен ные жизненные чувства всех мужчин и женщин, не оставляя нетронутыми ни семью, ни профессию. Феномен, который личностные аналитики и оргонные терапевты распознали, чтобы изучить в тишине своих кабинетов, стал одним
из феноменов мировой катастрофы.
Как на большой, так и на малой шкале жизни основные симптомы были одними и теми же
Мир начал задавать вопросы о ее природе и требовать ответа. Этот ответ будет дан в соответствии с нашими научными знаниями и совестью. Каждый совестливый человек может распо знать эмоциональную чуму в себе, и тогда он с ужасом поймет, что
погружает мир в трагедию снова и снова. "Новый порядок" всегда начинается в
чьемто собственном доме. Разоблачение этих скрытых действий и механизмов приходящей в упадок жизни преследует две цели. Вопервых, осуществление обязательств перед об ществом. Если, в случае пожара, запаса воды не хватает и кто-то знает
новый источник, его долг назвать его. Вовторых, будущее сексэкономии и
оргонной биофизики нужно защитить от эмоциональной чумы. В Австрии в 1930 году, в Германии в 1932 и 1933 годах; в Дании в 1933 году; в Швейцарии в 1934
году; в Дании и Швеции в 1934 и 1935 годах; и в Норвегии в 1937 и 1938 годах моя честная работа о человеческой структуре была подвергнута яростным напад кам. Размышляя о прошлом, я почти расположен к тому, чтобы почувствовать благодарность к этим нападкам, так как они покончили с моим естественным простодушием и открыли мне глаза на опасную патологическую систему клеве ты и подтасовок. Когда вор заходит слишком далеко и бросает вызов миру,
он подвергает себя огромному риску быть пойманным и обезвреженным. Более десяти лет назад те, кто распространял эмоциональную чуму, чувствовали
себя в безопасности. Они были слишком уверены в своей победе.
Действительно, много лет победа была на их стороне. Огромная настойчивость, глубокое
про никновение в суть этого явления, независимость от общественного мнения независимость, за которую можно только быть благодарным, делает их
побе ду невозможной. Эмоциональная чума стремится никогда не оставлять челове ка в покое; она хочет сделать недействительными великие дела, отравляет
пло ды человеческого старания, исследования и достижения правды. Я не думаю, что в будущем ей удастся осуществить свой замысел. Впервые эмоциональной чуме противопоставлены не только честные позиции, но и научные знания жизненных процессов, которые, безусловно, помогут людям бороться с ней. Сила и последовательность применения оргономической естественной науки дали мне возможность приходить в себя после тяжелых и опасных ударов, ко торые я получал от эмоциональной чумы.
О том, насколько я и моя работа представляют общественный интерес, свидетельствует один простой факт. Невротические психоаналитики пустили слух, что я психически болен; коммунисты осуждали меня как
троцкиста;
сексуально легкомысленные люди обвиняли меня в том, что я без лицензии владею публичным домом;
гестапо преследовало меня как
большевика (ФБР
дела ла то же самое, объявив меня немецким шпионом); властные матери хотели заклеймить меня как растлителя детей; профаны в области психиатрии
называ ли меня шарлатаном правда, меня называли и спасителем человечества.
Однако не похоже, что я, будучи только одним человеком, мог быть
владельцем публичного дома, шпионом,
троцкистом, шизофреником и спасителем в одно и то же время.
Каждый из этих видов деятельности занял бы целую жизнь
Но я не могу быть этим всем по одной простой причине, что мои интересы и усилия направлены на другое, а именно: на работу над неразумной человече ской структурой и над пониманием недавно открытой космической жизненной энергии; короче говоря, на работу в области сексуальной экономии и
оргонной биофизики. Возможно, это логическое умозаключение поможет избежать не верного мнения обо мне. Те, кто прочитал и действительно понял труды великих мыслителей, знают сферу, которую мы характеризуем как эмоциональная чума. К. сожалению,
эти великие достижения не дали существенных общественных эффектов. Они не бы ли ни организованы, ни сделаны основой общественно утвержденных институ тов. Если бы это случилось, то вряд ли эмоциональная чума смогла бы
достичь тех размеров, которые она приняла в катастрофах 1934-1945 годов.
Я не первый, кто прилагает все усилия, чтобы распознать и побороть эмоциональную чуму. Но я думаю, что я первый естествоиспытатель, который, открыв
оргон, заложил прочный фундамент, на основе которого эмоциональную чуму можно понять и победить. Сегодня, после пяти, восьми, десяти, четырнадцати лет различных непред виденных и непонятных катастроф, моя точка зрения такова: как
бактериолог посвящает все свои усилия и энергию устранению всеобщего инфекционного
заболе вания, так и врачоргономист направляет все свои усилия и энергию на
разоблаче ние и борьбу с эмоциональной чумой как с чрезвычайно распространенной
болезнью во всем мире. Мир постепенно привыкнет к этой новой форме психоаналитиче ской деятельности. Мы научимся понимать эмоциональную чуму в себе и в других и будем идти за помощью в научные центры, а не в полицию, прокура туру или к партийному лидеру.
Полиция, прокуроры и
честные политики заинтересованы в управлении эмоциональной чумой в себе и в других, так как полиции и прокурорам приходится иметь дело с биопатичной преступностью, а политики заинтересованы в аполитичности и массовых биопатиях человека. Очень скоро мы будем в состоянии различать тех, кто поражен
эмоциональной чумой, а кто нет. Я хотел бы подчеркнуть, что мы приветствуем любую
форму научной дискуссии; более того, мы всегда готовы начать ее. Я верю, что пройдет время и ощущение беспомощности в борьбе с эмоцио нальной чумой начнет исчезать. До сих пор ее атаки ощущались как чтото сравнимое с деревом, падающим на землю, или с камнем, падающим с крыши.
Такие вещи часто происходят, и мы можем либо остаться в живых, либо быть пораженными насмерть. Правда, мы хорошо знаем также, что дерево не
падает случайно и камень не падает с крыши по своей воле. Мы знаем, что в обоих случаях, которые хорошо скрыты, именно пораженные эмоциональной чумой люди заставляют дерево свалиться, а камень скатиться с крыши. Следовательно, когда тот или иной врач выступает против оргономиста, считая его деятельность "нелегальной"; когда политик обвиняет
оргономиста в "налоговом мошенничестве", "растлении детей", "шпионаже" или "троцкистской оппозиции"; когда до нас доходят слухи, что тот или иной оргономист психически болен, совращает своих больных, работает в нелегальном публич ном доме и так далее, предельно ясно, что мы имеем дело не с научными аргументами.
Требования повседневной жизни обязывают нас к тому, чтобы мы отдали все свои знания и силы для победы над эмоциональной чумой. Мы не скрываем и никогда не скрывали, что мы не сможем поверить в достойное человека существование до тех пор, пока биология, психиатрия,
об разовательные науки не объединятся в борьбе с универсальной
эмоциональной чумой и не уничтожат ее так же безжалостно, как и распространяющих бубонную чуму крыс. Многолетние клинические исследования привели нас к весьма важному выводу: полное восстановление естественной жизни детей,
подростков и взрослых может избавить мир от личностных неврозов и, вместе с ними,
от эмоциональной чумы в ее различных проявлениях.
Оглавление
Психология
www.pseudology.org
|
|