| |
|
Вильгельм Райх |
Анализ личности
Глава 12.
Об основном конфликте между желанием и внешним миром
|
Некоторые замечания
Для оценки теоретической важности того, что было изложено в предыду
щих главах, необходимо сделать некоторые замечания по теории инстинктов.
Клинический опыт дал обширную возможность проверить предположение
Фрейда о фундаментальном дуализме психического аппарата; в то же время
он
предоставил возможность исключить некоторые противоречия в нем. Было бы
ошибкой в этих клинических рамках пытаться исследовать связи между ин
стинктом и внешним миром как полностью материальные. Однако необходимо
заранее сказать несколько слов об этих отношениях, чтобы дать
объяснениям в
этой работе теоретический вывод и создать противовес чрезмерной
биологиза
ции аналитической психологии.
В своей теории инстинктов Фрейд постулирует несколько противопостав
ляемых пар инстинктов и тенденций психического аппарата, которые противо
действуют друг другу. Этим четким разделением психических тенденций
(кото
рые, несмотря на противопоставление, взаимодействуют) Фрейд заложил
основу
будущей функциональной психологии. Первоначально инстинкт самосохране
ния (голод) и сексуальный инстинкт (эрос) были постулированы как противо
положности. В дальнейшем инстинкт разрушения (инстинкт смерти) стал про
тивопоставляться сексуальности. Первоначальная аналитическая психология
основывалась на антитезе между эго и внешним миром. Этому
соответствовала
антитеза между субъектлибидо и объектлибидо.
Антитеза между сексуальнос
тью и страхом, не рассматриваемая как основная антитеза психического
аппа
рата, играла фундаментальную роль в объяснении невротического страха. Со
гласно первоначальной гипотезе, если либидо не пропускается в
сознательное
и не утилизируется там, то оно преобразуется в страх. Позднее Фрейд
больше
не настаивал на тесной взаимосвязи между сексуальностью и страхом, хотя,
по
моему мнению, не было клинического оправдания для изменения его концеп
ции. Можно доказать, что существует нечто большее, чем случайная зависи
мость между этими различными антитезами, и что они диалектически вытека
ют друг из друга. Это просто вопрос трактовки того, какая антитеза
первична и
как происходит развитие последующих антитез, т.е. каким воздействиям
под
вергается инстинктивный аппарат.
Анализируя наших пациентов, мы обнаружили, что в основе всех реакций
лежит не антитеза между любовью и ненавистью, и определенно не антитеза
между эросом и инстинктом смерти, а антитеза между эго и внешним миром.
На
элементарном уровне есть одно требование, которое вытекает из
биопсихичес
кого единства личности, а именно требование разрядить внутреннее
напря
жение, независимо от того, принадлежит ли оно к сфере голода или
сексуаль
ности. Это невозможно без контакта с внешним миром. Следовательно,
первым
порывом каждого человека будет желание организовать контакт с внешним
миром.
Психоаналитическая концепция, состоящая в том, что голод и сексуальное
желание это противоположности, тем не менее переплетающиеся в
начале
психического развития младенца (так возбуждение рта "сосательное
наслажде
ние" обеспечивает поглощение пищи), приводит к странным и
удивительным
выводам. Если мы предположим, что теория Хартмана (некоторые аспекты
которой были разработаны Краусом и Зондеком) верна, психическая энергия
может происходить из простых физиологических и механических поверхност
ных напряжений, основанных на химии клеток; напряжений, которые развива
ются в различных тканях человеческого тела, причем сильнее всего это
прояв
ляется в вегетативной системе и относящихся к ней органах (в
лимфатической
системе и системе кровообращения). С этой точки зрения, колебание физико
химического равновесия, осуществляемое этими напряжениями, оказывается
движущей силой действия в окончательном анализе, а также, что
весьма
вероятно, и движущей силой мышления. В своей основе эти колебания, напри
мер в осмотическом равновесии тканей органов, являются колебаниями двой
ной природы. Одна форма характеризуется сжатием тканей в результате
потери
жидкости тканью; другая расширением тканей органов в результате
увеличе
ния жидкости. В обоих случаях испытывается неудовольствие. В первом
случае
уменьшение поверхностного напряжения ведет к низкому давлению и
соответству
ющему чувству неудовольствия, которое может быть устранено только
впитывани
ем новых субстанций. Во втором случае существует прямое соотношение
между
фактическим напряжением и ощущением неудовольствия. Следовательно, на
пряжение может быть устранено только через освобождение, т.е. путем
устранения субстанций.
Только последняя форма связана с определенным удовольствием;
в первом случае речь идет только об уменьшении неудовольствия
"Инстинкт" вовлекается в обоих случаях. В первом мы узнаем голод и жаж
ду; во втором прототип оргазмической разрядки, свойственной всем
эроген
ным, т.е. сексуальным, напряжениям. Биофизиологически примитивный орга
низм, например простейшие, разряжается центрально, а заряжается плазмой
периферически; он должен расширяться, когда впитывает частицу пищи, т.
е.
когда хочет устранить внутреннее низкое давление. Говоря нашим языком,
он
должен иметь доступ к внешнему миру с помощью механизма либидо для ус
транения своего "низкого давления", т.е. своего голода. Рост,
совокупление и
деление клеток, с другой стороны, целиком являются функциями либидо, ко
торые характеризуются периферическим расширением, за которым следует ос
вобождение, т.е. уменьшение поверхностного напряжения. Следовательно,
сек
суальная энергия всегда служит удовлетворению голода, в то время как
прием
пиши, наоборот, вводит те субстанции, которые, через физикохимический
процесс, в конце концов ведут к напряжениям либидо. Так же как
поглощение
пиши является основой существования и функций либидо, так и последние
есть основа продуктивных достижений, включая самое примитивное из них
передвижение. Эти биофизиологические факты полностью подтверждаются в
высшей организации психического аппарата: голод невозможно
сублимировать,
тогда как сексуальная энергия непостоянна и продуктивна. Это
основывается
на том факте, что в случае голода негативное состояние устраняется с
приемом
пищи, но никакого удовольствия не продуцируется. В случае сексуального
же
лания, наоборот, существует разрядка, т.е. продуцирование удовольствия
в его
простейшей форме.
Это удовольствие, согласно закону, который все еще не
выяснен, побуждает к повторению действия. Вполне возможно, что это повто
рение составляет существенный аспект проблемы памяти. Таким образом, го
лод это показатель потери энергии; удовлетворение потребности в
пище не
продуцирует какуюлибо дополнительную энергию, которая могла бы появить
ся как достижение. Это просто устранение недостатка в чемлибо. Все еще
неясным остается психоаналитический тезис о том, что работа это
процесс
преобразования энергии либидо и что колебания работоспособности тесно
свя
заны с колебаниями структуры либидо. Этот тезис основывается на
описанной
разнице между двумя основными биологическими потребностями.
Теперь давайте вернемся к вопросу антитезы стремлений. Мы видим, что
первоначально они не лежат в биопсихической области, несмотря на возмож
ные филогенетические факторы. Один полюс антитезы представлен внешним
миром. Противоречит ли это гипотезе Фрейда о внутренней антитезе между
стремлениями? Очевидно, нет.
Нужно только определить, является ли внут
ренний дуализм первичным биологическим фактором, либо он возникает по
зднее из конфликта между аппаратом управления физиологическими потреб
ностями и внешним миром.* Более того, нужно решить, является ли первона
чальная антитеза в личности инстинктивной или какойлибо другой. Давайте
начнем с исследования явления амбивалентности.
Амбивалентность чувств, в смысле одновременных реакций любви и ненави
сти, не есть биологический закон. Скорее это социально детерминированный
продукт развития. Биопсихический аппарат может реагировать на стимулы
внешнего мира развитием такого хронического состояния, которое мы опреде
ляем как амбивалентность. Амбивалентность представляет собой колебание
между стремлениями любви и ненависти лишь на поверхностном уровне пси
хического аппарата. На более глубоком уровне, соответствующем более
ранней
стадии развития, это колебание имеет другое объяснение. Оно вызывается
про
явлениями конфликта между импульсом либидо, непрерывно стремящимся к.
выражению, и боязнью наказания, которая препятствует этому импульсу и не
дает ему вылиться в действие. Часто (а в компульсивном характере всегда)
им
пульс любви подменяется импульсом ненависти, который следует цели им
пульса любви, но ему препятствует тот же самый страх, что и сексуальному
импульсу. Таким образом, в зависимости от своего происхождения и глубины
своих функций, амбивалентность имеет три значения:
1. "Я тебя люблю, но я боюсь быть наказанным за это" (любовь
страх).
2. "Я ненавижу тебя, но я боюсь удовлетворить мою ненависть" (не
навистьстрах) .
3. "Я не знаю, люблю я тебя или ненавижу" (любовьненависть).
------------------------
* Для того чтобы избежать непонимания, необходимо пояснить, что я не
постулирую абсолютную антитезу между конечным аппаратом потребностей и внешним
миром.
Аппарат потребностей имеет весьма долгую историю. Филогенетически, это
должно
проистекать из сходных функциональных процессов. Это станет огромной
проблемой
для теории эволюции, как только она будет готова отказаться от
механистической точки
зрения в пользу функционального подхода.
Это дает следующую картину происхождения психических противоречий.
Из первоначальной антитезы между эго и внешним миром, которая далее появ
ляется как антитеза между нарциссизмом и либидо (объектлибидо),
направленная
на внешний объект, следует антитеза между либидо (как стремлением к внеш
нему миру) и страхом (как первым и самым основным выражением нарцисси
ческого бегства обратно в эго от неудовольствия, испытываемого от внеш
него мира).
Это есть первое противоречие внутри личности
Если, с одной
стороны, испытываемое во внешнем мире неудовольствие побуждает либидо
искать убежище "внутри" (нарциссическое бегство), оно же, с другой
стороны,
является неприятным напряжением, созданным неудовлетворенными потреб
ностями, которое побуждает человека искать контакт с внешним миром. Если
внешний мир приносит только удовольствие и удовлетворение, то чувство
стра
ха не возникает. Так как неприятные и опасные стимулы порождаются вне
шним миром, стремление объектлибидо должно сопровождаться тенденцией
к нахождению убежища в нарциссическом бегстве. Наиболее примитивное вы
ражение нарциссического бегства это страх. Стремление либидо к
контакту с
окружающим миром и нарциссическое бегство от него просто аналогия
очень
примитивной функции, которая встречается во всех без исключения живых
организмах.
Даже у простейших это выражается в двух противоположных на
правлениях потока плазмы: первый течет из центра к периферии, а второй
от
периферии к центру.* Бледность от испуга, дрожание от страха
соответствуют
переходу катексиса от периферии тела к его центру, выполняемому путем су
жения периферических сосудов и расширения центральной сосудистой систе
мы. Тургор периферических кожных тканей, прилив крови к коже, ощущение
тепла при сексуальном возбуждении являются точными противоположностями
этого и соответствуют как физиологическому, так и психическому току
катек
сиса в направлении: центр " периферия тела " внешний мир.
эрекция пениса и увлажнение вагины суть проявления этого направления энергии в
состоя
нии возбуждения; уменьшение пениса и осушение вагины, наоборот, есть не
что иное, как проявление обратного направления катексиса и жидкости в
теле
от периферии к центру. Первая антитеза, сексуальное возбуждениестрах,
есть
просто внутрипсихическое отражение первичной антитезы эго внешний
мир,
которая далее становится психической реальностью внутреннего противоре
чия: "Я желаю Я боюсь".
Таким образом, страх есть и всегда должен быть первым проявлением внут
реннего напряжения, вызвано ли оно неудачей продвижения или неудовлетво
рением потребностей, либо же порывом катектированной энергии к центру
организма.
В первом случае мы имеем дело с застоем или актуальным
страхом;
во втором случае с реальным страхом. В последнем, однако,
состояние зас
тоя возникает из необходимости, и, следовательно, здесь тоже появляется
страх.
Обе формы страха (застойный страх и реальный страх) могут быть
прослежены
к одному основному явлению, т.е. центральному застою катектированной
энер
гии. Реальный страх первоначально является только предчувствием
опасности;
он становится действующим страхом тогда, когда уход катектированной энер
гии к центру создает застой в центральном вегетативном аппарате. Первона
чальная реакция ухода от опасности в форме "ухода в себя" позже
встречается
в филогенетически более молодой форме ухода, которая состоит в
увеличении
расстояния до источника опасности. Это зависит от организации
двигательно
го аппарата (мышечный уход).
--------------------------
* Согласно Веберу, ощущение освобождения от страсти сопровождается
центро
стремительным током крови, а ощущение удовольствия центробежным.
В дополнение к уходу в середину тела и мышечному уходу, существует
вторая, более осмысленная реакция на высшем уровне биологической органи
зации: устранение источника опасности. Она может появляться только как
де
структивный импульс.* Его основа избежание застоя или страха,
которые
вызываются нарциссическим уходом. В этой стадии развития существует один
из двух мотивов стремления к внешнему миру:
(1) удовлетворение
потребности
(либидо) или
(2) избежание состояния страха путем уничтожения источника
опасности (разрушение).
Вторая антитеза между либидо ("любовь") и
разрушени
ем ("ненависть") теперь развивается из первой внутренней антитезы между
ли
бидо и страхом. Каждая неудача в удовлетворении инстинктов может либо
при
вести к страху либо продуцировать деструктивный импульс. Каждый из этих
типов реакций соответствует форме характера, чья реакция на опасность
ирра
ционально мотивирована и закреплена. Истерический характер отступает пе
ред лицом опасности; компульсивный характер хочет разрушить источник
опас
ности. мазохистский характер так как он лишен деструктивной
тенденции,
направленной на разрушение источника опасности, а также способности по
дойти к объекту генитальнолибидным путем стремится снять свое
внутрен
нее напряжение через косвенное выражение, через просьбу к объекту любить
его, т.е. позволить и сделать возможным для него разрядку либидо
(либидное
освобождение). Очевидно, он никогда не преуспеет в этом.
Функция второй пары противоположностей, либидоразрушение, подверг
лась изменениям, так как внешний мир противодействует удовлетворению не
только либидо, но также и деструктивных импульсов.
Это расстройство деструктивных стремлений снова доходит до угрозы наказания, которая, насыщая
каждый деструктивный импульс страхом, усиливает нарциссический механизм
бегства. Так возникает четвертая антитеза: деструктивный импульс
страх.
Все
новые противостоящие стремления формируются в психическом
аппарате из
противоречия между старыми стремлениями и внешним миром
С одной сто
роны, деструктивная тенденция усилена либидным стремлением личности.
Каждая фрустрация либидо возбуждает деструктивные стремления; они, в
свою
очередь, могут быть легко трансформированы в садизм, поскольку он
воплоща
ет в себе деструктивный импульс и импульс либидо. С другой стороны, дест
руктивная тенденция усиливается наклонностью к страху и желанием
избежать
или снять побуждаемое страхом напряжение обычным деструктивным спосо
бом.
Однако, так как появление каждого нового импульса инициирует кара
тельное отношение внешнего мира, в результате получается бесконечная це
почка, первое звено которой составляет возбуждающий страх запрета на раз
рядку либидо.
* Можно, если захотеть, заметить деструктивный импульс даже в процессах,
касаю
щихся удовлетворения голода: в разрушении и проглатывании пищевых
продуктов. С
этой точки зрения, деструктивный инстинкт был бы первичной биологической
тенден
цией.
Тем не менее, нужно принять во внимание разницу между разрушением
ради
уничтожения и разрушением с целью удовлетворения голода. Только первое
может рас
сматриваться как первичный инстинктивный механизм, тогда как другое есть
просто
способ. В первом случае разрушение желается субъективно, во втором оно
просто дано
объективно. Мотивом действия является голод, а не разрушение. Но и в
том, и в другом
случае разрушение сначала направлено на объект вне личности.
Оглавление
Психология
www.pseudology.org
|
|