| |
Очерки
античного символизма и мифологии, М., Мысль, 1993
|
Лосев
А.Ф.
|
Менон
учение о припоминании
|
В особенности недостаток диалектики
сказывается в той третьей (и уже последней) точке зрения, которую
проводит Платон
в области Трансцендентальной философии. До сих пор был дан 1)
Трансцендентальный
анализ стихии Знания. Было показано, как Знание связывает опытную
чувственную сферу и как синтезируется с ним в новую, совершенно особую
"Эротическую сферу. 2)
Далее, было
Трансцендентально показано, как не только в Знании, но и в Бытии царит
то же самое взаимоотношение между смысловой и чувственной сферой. Тут
тоже мы получили, в конце концов, синтез в понятии становящейся
"Причины", делающий понятным периодическое порождение "тел" и
"перевоплощение" Душ. Естественно возникает вопрос: нельзя ли объединить
и эти сферы между собою? Ведь до сих пор мы применяли Трансцендентальный
метод или только в сфере Знания, или только в сфере Бытия.
Как будто бы
ничто не мешает применить Трансцендентальную методику и к области
взаимоотношения Знания и Бытия. Раз Трансцендентальный метод вообще
никаких категорий не выводит, а только связывает уже готовые категории в
их общую стихию становления, то почему же нельзя теперь задаться
вопросом о Трансцендентальном объединении Знания и Бытия? Почему не дать
Трансцендентальный синтез и этих категорий, конечно не переходя ни в
область Феноменологии, ни в область диалектики?
Трансцендентальный метод проведен в "субъективной" сфере "чистого
чувства" и в "объективно-предметной" сфере "организма". Каковы же
результаты его в анализе понятия "искусства", той сферы, где и "чувство"
и "организм" слиты в нечто единое, что сразу является и тем и другим, и
где "чувство" дано как объективный и природный "организм", а организм
дан как "субъективное" чувство? Разумеется, было бы странно, если бы Платон
не использовал этой позиции. Она так естественна и так возникает сама
собой... Платон
использовал и ее. И вот что мы тут находим.
Трансцендентальная философия должна объединить Знание (Эрос) и Бытие
("Сущность"). Это значит, что она должна перейти к какой-то категории,
которую она, по своему обыкновению, не выведет, но возьмет уже готовой,
и с точки зрения которой она покажет, как в ней объединяются и Знание и
Бытие. Таким образом, если брать всю эту концепцию в расчлененном виде,
то мы получим:
1) "Знание", построенное не само по себе, но уже в связи
с "Бытием", в зависимости от "Бытия",
2) "Бытие", построенное не само по
себе, но уже в связи с "Знанием", в зависимости от "Знания", и
3) то
единое и цельное, в чем и "Знание" и "Бытие" отождествляются.
а) В первом направлении мы находим у
Платона знаменитое учение о припоминании.
Его мы косвенно уже касались в связи с другими проблемами. Теперь мы
должны обсудить его как таковое и проанализировать его систематическое
место в платоновской философии.
Впервые оно изложено в "Меноне". Тут оно демонстрировано на известном
эксперименте с мальчиком, научившимся геометрии.
Платоновский
Сократ предлагает мальчику фигуру квадрата, каждая сторона которого
равна 2 футам и, след., площадь – 4 кв. футам, и просит сказать, чему
будет равна сторона квадрата, вдвое большего, чем данный.
Мальчик
сначала отвечает, что и сторона удвоенного квадрата должна быть
удвоенная. Сократ удвояет сторону данного квадрата и строит на ней новый
квадрат. Оказывается, что площадь его не 8, но 16 кв. футов.
Тогда
Сократ проводит в данном квадрате диагональ. Оказывается, что квадрат,
построенный на этой диагонали, и есть искомый квадрат в 8 футов (82а –
85b). Все это подтверждает и мальчик.
"Ну, как тебе кажется? Произнес ли
он какое-нибудь не свое мнение?
Нет, все его. Однако он не знал же, как
мы говорили недавно...
И между тем эти мнения были-таки у него или нет?
Были.
Следовательно, у человека, который не знает того, чего может не
знать, есть верные понятия о том, чего он не знает... И теперь они вдруг
порождаются у него как сновидение. Если же кто-нибудь начнет часто и
различным образом спрашивать его о том самом предмете, то согласись,
что, наконец, он, без всякого сомнения, будет знать о нём ничем не хуже
другого... Поэтому будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на
вопросы, т.е. почерпнет Знание в самом себе... Но почерпать Знание в
самом себе не значит ли припоминать?
Конечно. И припоминать не то ли
Знание, которым он обладает теперь, которое приобрел когда-то или имел
всегда?..
Так не очевидно ли, что, не получив их в настоящей жизни, он
имел и узнал их в какое-то другое время?.. И не то ли это время, когда
он не был человеком? Если же в то время, когда он был, но не был
человеком, долженствовали находиться в нём
истинные мнения, которые,
будучи возбуждаемы посредством вопросов, становятся познаниями, то
Душа
его не будет ли познавать в продолжение всего времени? Ведь явно, что
она существует всегда, хотя и не всегда человек... А когда
Истина сущего
всегда находится у нас в Душе, то не бессмертна ли
Душа, так что, не
зная теперь, т.е. не припомнив чего-нибудь, ты должен смело решиться
исследовать и припоминать" (85b-86b).
Этот ход мыслей нам уже знаком, и явные черты
Натурализма в нём мы уже
отметили. Но не это сейчас важно. Важно, что тут мы находим постановку и
частичное решение вопроса об отношении Знания и Бытия. Раз между Знанием
и Бытием возможен синтез, и Знание и Бытие как-то должны преобразиться в
свете этого синтеза. Тут мы и видим, как модифицируется Знание под
действием такого синтеза.
Именно, оно трактуется как
припоминание. Оно
получает предметный урок, и этот предмет отражается на нём, творчески
воспроизводится в нём. Быть может, здесь наиболее выпукло представлено
основное задание Трансцендентального метода. Все понимать как
осмысленное через категорию – демонстрировано тут очень ярко, и
Трансцендентальное
а priori выражено с наибольшей силой.
Реальное
познавание Бытия возможно только благодаря наличию априорных форм.
Априорные формы "делают возможным" познание, "связывают" текучую и
алогическую действительность, дают "форму" алогическому материалу
чувств.
b) Любопытно, что, несмотря на свою явную
натуралистически-мифологическую природу, учение о Знании как
припоминании в
"Меноне" носит все черты сознательно чистого и логического
трансцендентализма, и Платон
сам не раз это подчеркивает. Он пишет: "Если же
Душа, будучи бессмертною
и часто рождаясь, все видела и здесь и в преисподней, так что нет вещи,
которой бы она не знала, то неудивительно, что в ней есть возможность
припоминать и добродетель, и другое, что ей известно было прежде. Ведь
так как в природе все имеет сродство и
Душа знала все вещи, то ничто не
препятствует ей, припомнив только одно, – а такое
припоминание люди
называют Наукою, – отыскивать и прочее, лишь бы человек был мужествен и
не утомлялся исследованиями" (81cd).
Другое место – о Дедаловых статуях
– мы уже приводили. Но в нашем контексте оно звучит совсем кантиански и
даже
кантовски.
"...Истинные мнения – прекрасное дело и производят все
доброе, пока бывают постоянны. Но они не хотят долго оставаться
неизменяемыми. Они убегают из человеческой
Души и потому неценны, пока
кто-нибудь не свяжет их размышлением о
Причине. А это... и есть
припоминание" (97е –
98а).
Таким образом, как ни важна для
Платона
мифологическая сторона дела, он все же своё "припоминание"
понимает и чисто логически, т.е. Трансцендентально-логически.
Припоминание для
него есть истинное мнение, т.е. нечто уже содержащее в себе синтез
Знания и
Доксы, соединенное, кроме того, с "рассуждением о
Причине".
После вышеизложенного мы можем понять в данном месте "припоминание"
именно так. В контексте
учения о припоминании соединение "Причины" с
Доксой не есть просто
наложение рассудочных и разумных форм на чувственность, но и
конструирование для Знания его объективной предметности.
Так
модифицируется Знание под воздействием синтеза Знания и Бытия.
Философия, психология
www.pseudology.org
|
|