| |
Гуманитарный издательский центр Владос, Москва 1998
|
Александр Архипович Ивин и Александр Леонидович Никифоров
|
Словарь по логике |
"ЮМА ПРИНЦИП"
— принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти
от утверждений со связкой "есть" к утверждениям со связкой "должен".
Принцип назван именем англ. философа Д. Юма (1711-1776), указавшего,
что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания
того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о моральном
добре и долге. С начала XX в. "Ю. п." привлекает пристальное внимание
этиков, теоретиков права и др. Нередко ему отводится главная роль в
методологии наук, стремящихся обосновать определенные ценности и
требования. Иногда даже утверждается, что в силу "Ю. п." этика не
способна перейти от наблюдения моральной жизни к ее кодификации, так что
все системы (нормативной) этики в равной мере не опираются на факты и в
этом смысле автономны и равноценны.
Логический анализ "Ю. п." дается в рамках деонтической логики и оценок
логики. Ни деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных
высказываний, ни логика оценок, исследующая логические связи оценочных
высказываний, не нарушают "Ю. п." и не санкционируют рассуждения (выводы),
ведущие от чисто фактических (описательных) посылок к нормативным или
оценочным заключениям (к утверждениям с "должен").
Невозможным считается и логический переход от нормативных или оценочных
высказываний к описательным (от "должен" к "есть").
Обсуждение проблемы "автономии этики" требует, конечно, учета этого
логического результата. Вместе с тем ясно, что он не предопределяет
решение методологической проблемы обоснования
[375]
этики и подобных ей наук. Невозможным является и переход с помощью
только логики от фактов к естественнонаучным законам. Но это не означает
ни того, что естественные науки независимы от опыта (автономны), ни того,
что конкурирующие естественнонаучные теории равноценны и между ними нет
возможности сделать выбор.
[376]
Оглавление
www.pseudology.org
|
|