| |
Гуманитарный издательский центр Владос, Москва 1998
|
Александр Архипович Ивин и Александр Леонидович Никифоров
|
Словарь по логике |
ЭВРИСТИКА (от греч.
heurisko - отыскиваю, открываю)
- совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение
познавательных, конструктивных, практических задач. Э. называют также
специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности.
Эвристические методы противопоставляются рутинному, формальному
перебору вариантов по заданным правилам. В сущности при решении любой
задачи человек всегда использует те или иные методы, сокращающие путь к
решению, облегчающие его нахождение. Например, при доказательстве теорем
геометрии мы обычно используем в качестве эвристического средства
чертеж; решая математическую задачу, мы стараемся вспомнить и
использовать решения других похожих задач; в качестве эвристических
средств используются общие утверждения и формулы, индуктивные методы,
аналогии, правдоподобные умозаключения, наглядные модели и образы,
мысленные эксперименты и т.п.
ЭЙЛЕРА КРУГИ
- геометрическая наглядная иллюстрация объемов понятий и отношений
между ними с помощью кругов. Если круг A иллюстрирует объем понятия "студенты",
а круг В иллюстрирует объем понятия "спортсмены", то отношение между
объемами этих понятий можно изображать в виде двух пересекающихся кругов
(см. рис.). Заштрихованная общая площадь круга A и круга В будет
обозначать объем студентов, являющихся одновременно спортсменами.
ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ, или: Равнозначность,
- общее название отношений, являющихся рефлексивными, симмет-
[366]
ричными и транзитивными (см.: Отношение типа равенства). Таковы,
например,
отношения равночисленности, подобия, изоморфизма и др.
В логике Э. — сложное высказывание "р, если и только если q",
образованное из высказываний р и q и разлагающееся на две импликации: "Если
р, то q" и "Если q, то р", например: "Треугольник является равносторонним,
если и только если он является равноугольным". Термином "Э."
обозначается и связка "если и только если", с помощью которой из двух
высказываний образуется данное сложное высказывание. Вместо "если и
только если" для этой цели могут использоваться "в том и только в том
случае, когда", "тогда и только тогда, когда" и т.п.
ЭКВИВОКАЦИЯ — логическая ошибка,
заключающаяся в том, что одно и то же слово используется в разных
значениях в одном рассуждении. Слова естественного языка, как правило,
многозначны, поэтому всегда существует опасность совершить Э. в
рассуждении или в понимании рассуждения. Например: "Старый морской волк —
это действительно волк. Все волки живут в лесу. Таким образом, старые
морские волки живут в лесу". Здесь ошибка обусловлена тем, что в первой
посылке слово "волк" используется в качестве метафоры, а во второй
посылке — в прямом значении. Э. часто используется как риторический,
художественный прием.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (от лат. existentia - существование)
— высказывание о существовании к.-л. предметов и явлений,
например: "Жизнь
на Марсе существует", "Существуют ядовитые грибы" и т.п. Для выражения
таких высказываний в формальном языке используется квантор
существования "$х" (читается: "Существует х такой, что...").
Высказывание "Существуют ядовитые грибы" в формальном языке будет
выглядеть так: "Существует х такой, что х есть ядовитый гриб". Отрицание
Э. в. эквивалентно общему высказыванию: "Неверно, что существуют
ядовитые грибы" эквивалентно "Все грибы неядовиты", и обратно, отрицание
общего высказывания эквивалентно Э. в.: "Неверно, что все деревья теряют
листву зимой" эквивалентно "Существует дерево, которое не теряет листвы
зимой". Э.в. является следствием истинного единичного высказывания: из
высказывания "Солнце — звезда" следует "Существуют звезды".
ЭКЛЕКТИКА
— соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно,
несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д. Для Э.
характерно игнорирование логических связей и обоснования положений,
непротиворечия закона, использование многозначных и неточных понятий и
утверждений, ошибки в опреде-
[367]
лениях и классификациях и т.д. Используя вырванные из контекста факты и
формулировки, некритически соединяя противоположные воззрения, Э.
стремится вместе с тем создать видимость логической последовательности и
строгости.
В качестве методологического принципа Э. появилась впервые в
позднегреческой философии как выражение ее упадка и интеллектуального
бессилия. Э. широко использовалась в средневековой схоластике, когда
приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов
"за" и "против" некоторого положения. Э. иногда используется как прием в
рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, когда
фрагментарность имеет большее значение, чем цельность, внутренняя
связность и последовательность.
Пустота и теоретическое бесплодие Э. обычно маскируются ссылками на
необходимость охватить все многообразие существующих явлений единым
интегрирующим взглядом, не упуская при этом реальных противоречий.
Несостоятельная в качестве общего методологического приема описания
действительности, Э. иногда выступает в качестве неизбежного момента в
развитии знания. Чаще всего это имеет место в период формирования теории,
когда осваивается новая проблематика и еще недостижим синтез
разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему.
Эклектичным было, например, существование наряду друг с другом
корпускулярной и волновой теорий света, позднее объединенных в рамках
квантовой механики.
Элементы Э. присутствуют также в начальный период изучения новой научной
дисциплины, когда знания остаются еще фрагментарными и несвязными и нет
еще умения выделить в массе сведений наиболее существенное и
определяющее.
ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio - разъяснение)
- уточнение понятий и утверждений естественного и научного языка с
помощью средств символической логики. Содержание понятий естественного
языка чаще всего не вполне ясно и определенно. Обычно это не мешает нам
в общении и рассуждениях. Однако в некоторых сложных и тонких случаях
неясность и неточность понятий способна приводить к ошибочным или
парадоксальным заключениям. Например, теория множеств опирается на
интуитивное понимание множества как совокупности любых объектов,
объединяемых нашей мыслью. В большинстве случаев нам достаточно такого
интуитивного понимания. Но когда мы сталкиваемся с парадоксальными
множествами (типа множества всех множеств, не содержащих себя в качестве
собственного элемента), неясность интуитивного понятия становится
очевидной и требует устранения. В таких случаях мы прибегаем к Э.
[368]
Замена неясных, неточных понятий точными не только оберегает нас от
ошибок в рассуждениях, но и служит средством более глубокого
проникновения в содержание эксплицируемых понятий, позволяет отделить
существенное от второстепенного, лучше понять собственные утверждения.
Например, в повседневной речи и в науке часто используются понятия "теория",
"аксиома", "доказательство", "объяснение" и
т.п. Но только благодаря Э. этих понятий мы осознаем, что в теорию
должна включаться явно фиксированная логика, что факты или практика
"доказать" в строгом смысле ничего не могут, что объяснение обязательно
опирается на закон и т.п.
Следует, правда, иметь в виду, что вводимое в процессе Э. более точное
понятие обладает, как правило, гораздо более бедным содержанием, чем
уточняемое интуитивное понятие, поэтому стремление полностью заменить
интуитивное понятие его формальным экспликатом может стать препятствием
для развития познания. Э. содействует более глубокому пониманию и
стимулирует новые исследования. Но более глубокое понимание или
изменение содержания в результате исследований может потребовать новой
Э.
ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ
- объемность; сведение содержания, понятий, утверждений, контекстов к
их объемам. Экстенсионалом языкового выражения в логике называют
обозначаемый им объект или класс объектов. Экстенсионалом собственного
имени является обозначаемый им объект; экстенсионалом общего имени будет
класс обозначаемых им объектов; экстенсионалом предикатного выражения
называют класс предметов, обладающих соответствующим свойством, и т.п.
Экстенсиональный контекст
— предложение или совокупность взаимосвязанных предложений, говорящих
только об экстенсионалах входящих в них выражений. Критерием для
отличения экстенсиональных контекстов от неэкстенсиональных является
принцип взаимозаменимости: если при замене двух выражений с одним и тем
же экстенсионалом в некотором предложении это предложение остается
истинным, то, значит, мы имеем дело с экстенсиональным контекстом. Если
при такой замене истинное предложение превращается в ложное, значит,
контекст неэкстенсионален. Например, выражения "высочайшая вершина мира" и
"Эверест" обозначают один и тот же объект, т.е. имеют один и тот же
экстенсионал. Рассмотрим истинное предложение "Высочайшая вершина мира
находится в Гималаях". Если в этом предложении мы заменим выражение
"высочайшая вершина мира" экстенсионально эквивалентным выражением
"Эверест", то предложение останется истинным: "Эверест находится в
Гималаях". Следовательно, это предложение экстенсионально: для
[369]
него важен только экстенсионал входящих в него выражений. Рассмотрим
другое истинное предложение: "Н. не знал, что Эверест является
высочайшей вершиной мира". Если мы проведем в нем замену, аналогичную
предыдущей, то получим: "Н. не знал, что Эверест является Эверестом".
Последнее предложение явно ложно, следовательно, контекст
неэкстенсионален. Для него важны не только экстенсионалы входящих в него
выражений, но и их интенсионалы, смыслы (см.: Имя, Интенсионал и
экстенсионал).
ЭЛЛИПТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
- неполное, неразвернутое высказывание, в котором пропущены, хотя и
подразумеваются, некоторые части. Повседневная речь почти целиком
состоит из Э. в. Например, на вопрос "Ты пойдешь завтра в кино?" мы обычно
кратко отвечаем "Да, пойду", заменяя этим выражением развернутый ответ
"Да, я пойду завтра в кино". Типичным примером Э. в. являются энтимемы —
сокращенные силлогические умозаключения, в которых опущена одна из
посылок или вывод. Например, вместо развернутого рассуждения "Всякий
совершивший кражу заслуживает наказания; Н. совершил кражу,
следовательно, Н. заслуживает наказания" мы обычно высказываемся гораздо
короче: "Н. украл, поэтому он заслуживает наказания". Опасность Э. в.
заключается в том, что подразумеваемая часть может заключать в себе
ошибку, которая остается незамеченной именно потому, что эта часть не
получила явного выражения. Например, рассуждение "Этот человек не причиняет
зла людям, следовательно, он любит людей" кажется правдоподобным.
Однако если мы явно сформулируем опущенную посылку, а именно "Всякий
человек, не причиняющий зла людям, любит людей", то мы увидим, что наше
рассуждение ошибочно, так как опирается на ошибочную посылку: человек
может не причинять зла другим вовсе не потому, что он любит, а потому,
что лишен возможности делать это или попросту равнодушен ко всем
окружающим.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, см.: Теоретическое и эмпирическое.
ЭНТИМЕМА (от греч. in thymos — в уме)
— 1) рассуждение, доказательство, в котором некоторые посылки либо
заключение не формулируются в явной форме, но подразумеваются; 2)
силлогизм, в котором не выражена в явной форме к.-л. его часть: большая
или меньшая посылка либо заключение. Примеры Э. в смысле (2): "Ртуть
есть металл, поэтому ртуть электропроводна" (а), "Жадность заслуживает
порицания, так как всякий порок заслуживает порицания" (б), "Чтобы в
такого рода ситуациях проявлять равнодушие, надо быть очень скверным
человеком, а наш начальник проявил равнодушие именно в такой
ситуации..." (в). В Э. (а) пропущена большая
[370]
посылка "Все металлы являются электропроводными"; в Э. (б) пропущена
меньшая посылка "жадность — порок"; в Э. (в) пропущено заключение "наш
начальник является очень скверным человеком". Обоснованием для опускания
посылок или заключения в силлогистических умозаключениях,
осуществляемых в ходе естественного рассуждения, является простота
подразумевания опущенных элементов. Однако иногда Э. могут быть неверно
составленными. Именно для раскрытия их ошибочности в логике разработаны
правила восстановления Э. в полные силлогизмы. Если обнаружится
нарушение хотя бы одного из правил силлогизма, то соответствующая ему
Э. будет ошибочной. Например, Э. "Петров — снайпер, так как он обладает
твердой рукой и острым зрением" ошибочна. При восстановлении его в
полный силлогизм мы получим:
Все снайперы обладают твердой рукой и острым зрением. Петров обладает
твердой рукой и острым зрением.
Петров — снайпер.
В этом силлогизме, построенном по второй фигуре, нарушено правило: одна
из посылок его должна быть отрицательной. В нашем же силлогизме
отсутствует отрицательная посылка.
ЭПИХЕЙРЕМА (от греч. epiheirema — умозаключение)
— сокращенный силлогизм, в котором обе посылки представляют собой
энтимемы. Примером Э. может быть следующее рассуждение.
Ложь заслуживает презрения, т.к. она безнравственна.
Лесть есть ложь, т.к. она есть умышленное извращение истины.
Лесть заслуживает презрения.
ЭРИСТИКА (от греч. eristika — искусство спора) — искусство ведения
спора.
Первоначально Э. получила распространение в Древней Греции и понималась
как средство отыскания истины с помощью спора. Э. должна была учить
умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и
соответственно умению склонять человека к тому поведению, которое
представляется нужным и целесообразным. Но постепенно Э. стала
пониматься и как умение вести спор, чтобы достигнуть единственной цели —
выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и
справедливости. Э. распалась на диалектику и софистику. Первая
развивалась Сократом, впервые применившим само слово "диалектика" для
обозначения искусства вести эффективный спор, в котором истина
достигается путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и
противоборства мнений. Софистика же понималась как искусство достижения
победы в
[371]
споре. От Аристотеля идет традиция отождествления Э. с софистикой.
Такое понимание Э. развивал, в частности, немецкий философ А.
Шопенгауэр, определявший ее как искусство спора или духовного
фехтования с единственной целью - остаться правым.
Э. не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она
представляет собой разновидность "практического искусства", принципы ее
меняются от "учителя" к "учителю". В числе этих принципов чаще других
упоминаются следующие.
>> Не следует спорить без особой необходимости. Если есть возможность
достичь согласия без дискуссии и полемики, ею надо воспользоваться.
Полезно всегда помнить, что спор представляет ценность не сам по себе,
а как средство достижения определенных целей. Если ясной и важной цели
нет или она может быть достигнута без всякого спора, затевать спор
бессмысленно. Вместе с тем споров не следует бояться или уклоняться от
них любыми средствами.
>> Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет. Это -очевидное
требование, но даже оно иногда нарушается.
>> Предмет спора должен быть относительно ясным. Это условие редко
удается соблюсти: в начале спора тема, как правило, не является в
достаточной мере определенной, и сам спор во многом сводится к
прояснению позиций спорящих сторон.
>> Тема спора не должна изменяться или подменяться другой на всем
протяжении спора. Это требование также нелегко выполнить: участники
спора вынуждены постоянно уточнять свои позиции, что ведет к изменению
подходов к теме спора, к смещению акцентов самой темы.
>> Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об
одном и том же объекте, явлении и т.д. Если такой противоположности
нет, то в ходе спора выясняется, что спорящие говорят хотя и о разных,
но взаимодополняющих аспектах одного и того же объекта и спорить в
сущности не о чем.
>> Спор предполагает определенную общность исходных позиций сторон,
некоторый единый для них базис. Всякий спор опирается на определенные
предпосылки, беспредпосылочных споров не существует. Общность базиса
обеспечивает начальное взаимопонимание спорящих, дает то пространство,
на котором может развернуться противоборство. Те, кто совершенно не
понимают друг друга, не способны спорить, точно так же как они не
способны прийти к согласию. С этим моментом связана средневековая
пословица: "С еретиками не спорят - их сжигают", подчеркивающая
невозможность спора с теми, с кем нет общности предпосылок, одинакового
отношения к исходным и неоспариваемым идеям.
[372]
>> Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь.
Это знание не может быть полным, иначе не возникли бы разногласия и
полемика. Но оно все-таки должно быть достаточно обширным, иначе
придется спорить о малоизвестном и даже совсем неизвестном.
>> В споре нужно стремиться к выяснению истины. Это одно из наиболее
важных, если не самое важное требование к спору. Принципиальное
значение данного требования впервые подчеркнул еще Сократ, остро
полемизировавший с софистами.
>> В споре нужно проявлять гибкость. Ситуация спора постоянно меняется:
вводятся новые аргументы, всплывают не известные ранее факты, меняются
позиции участников. На все это необходимо реагировать. Наиболее
распространены два крайних способа ведения спора: уступчивость и
жесткость. Более эффективен, однако, способ, соединяющий и то и другое.
Там, где это возможно, нужно искать точки соприкосновения и совпадения
взглядов, а там, где последние вступают в противоречие, настаивать на
решении, основанном на беспристрастных критериях, не зависящих от
спорящих сторон. Жесткость необходима, когда дело касается существа
вопроса, в случае же деталей, частностей, личностных моментов,
субъективных симпатий и антипатий лучше проявить уступчивость и
терпимость. Это позволит решать сложные вопросы по существу, минуя
мелкие препирательства и вместе с тем не поступаясь своими взглядами и
своим достоинством.
>> Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки. Главное в
споре — это внести свою долю в положительную разработку обсуждаемого
вопроса. Человек, убедившийся в неверности каких-то своих
представлений, должен сказать об этом с полной откровенностью и
определенностью, что сделает спор более плодотворным.
>> Спор призван если не разрешить, то по меньшей мере прояснить
обсуждаемую проблему.
>> В споре не следует быть неразборчивым в применяемых средствах.
Приемы, позволяющие более успешно вести спор и, может быть, даже
выиграть его, можно разделить на корректные (лояльные) и некорректные
(нелояльные). В первых есть элемент хитрости, но нет прямого обмана.
Приемы второго рода — это разнообразные обманные действия, сознательное
применение которых в споре недопустимо, если его целью является истина,
а не что-то другое. Спор — это борьба, и общие методы успешной борьбы
приложимы также в споре. В споре важно то, кто задает его тему, как
конкретно она определяется, по какому сценарию развивается по-
[373]
лемика. Полезно, в частности, попытаться возложить "бремя доказывания"
на "противника". Рекомендуется также концентрация доводов, направленных
на центральное звено системы аргументов противоположной стороны или на
наиболее слабое ее звено. В споре может использоваться и эффект
внезапности, когда, например, самые неожиданные и важные сведения
приводятся в конце спора. Эти и подобные им приемы можно отнести к
лояльным, хотя их применением вряд ли разумно злоупотреблять.
Нелояльные приемы многообразны, но суть их одна - выдать истинное за
недостоверное, а то и просто ложное и представить ошибочное как
заслуживающее доверия. Частный, но явно некорректный прием в споре -
использование ошибки логической "подмена тезиса". Чувствуя
невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик
может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может
быть, и важного утверждения, но не имеющего, однако, прямой связи с
исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более
слабое утверждение, вытекающее из него. Еще один некорректный прием -
использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что
противная сторона этого не заметит. Некоторые некорректные приемы
ведения спора, применяемые довольно часто, получили названия аргумента
к аудитории, аргумента к личности, аргумента к массам, аргумента к
человеку, аргумента к тщеславию, аргумента к скромности или к
авторитету, аргумента к силе, аргумента к незнанию и др.
[374]
Оглавление
www.pseudology.org
|
|