| |
Гуманитарный издательский центр Владос, Москва 1998
|
Александр Архипович Ивин и Александр Леонидович Никифоров
|
Словарь по логике |
ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН,
см.: Закон двойного отрицания.
ДВУЗНАЧНАЯ ЛОГИКА
— логика, опирающаяся на двузначности (бивалентности) принцип.
Двузначной логической системой является логика классическая. Обычно
термины "Д.л." и "классическая логика" используются как равнозначные.
Польский логик Я. Лукасевич (1878-1956) считал неприменимым
двузначности принцип для высказываний о будущих случайных событиях. Это
явилось исходным моментом для построения концепции многозначной логики.
ДВУЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП
— принцип, в соответствии с которым всякое высказывание либо истинно,
либо ложно, т.е. имеет одно из двух возможных истинностных значений — "истинно"
и "ложно". Этот принцип лежит в основе логики классической, которую
называют также двузначной логикой.
Д.п. был известен еще Аристотелю, который, однако, считал его
неприменимым к высказываниям о случайных будущих событиях. Аристотель
утверждал, что истинность высказывания о будущем событии предполагает с
необходимостью наступление этого события, а ложность высказывания о нем
свидетельствует о его невозможности. Аристотель устанавливал, таким
образом, логическую связь между Д.п. и фатализмом, положением о
предопределенности человеческих действий.
В более позднее время ограничения, налагаемые на Д.п., обосновывались
тем, что он затрудняет анализ высказываний не только о будущих событиях,
но и о ненаблюдаемых или несуществующих объектах ("Мысль либо зеленая,
либо не является зеленой", "Пегас имеет крылья либо не имеет их"),
высказываний о переходных состояниях ("Утро уже наступило либо еще не наступило")
и т.п.
Сомнения в универсальности Д. п. не были реализованы в логических
системах до появления современной логики, широко использующей методы,
сходные с методами математики и не препятствующие чисто формальному
подходу к логическим проблемам. В системах, получивших название
многозначной логики, Д. п. замещается многозначности принципом, в
соответствии с которым высказывание имеет одно из п возможных значений
истинности, где п больше двух и может быть, в частности, бесконечным.
Последний принцип можно переформулировать так, что двузначная логика
окажется частным случаем многозначной: всякое высказывание имеет одно
из п значений истинности, где п больше или равно двум и меньше или равно
бесконечности.
Исключение дополнительных значений истинности (сверх "истинно" и "ложно")
превращает большинство логических систем, опирающихся на многозначности
принцип, в классическую двузначную логику. Последняя оказывается при
этом предельным случаем первых. Двузначная логика описывает типичные
случаи употребления определенных логических знаков ("и", "или", "не" и
т.п.).
Многозначная логика, претендующая на уточнение описания этих же
знаков, не может противоречить результатам двузначной, а должна,
напротив, включать их в качестве предельных случаев.
Убеждение, будто Д. п. с неизбежностью ведет к признанию (строгого)
детерминизма и фатализма, является ошибочным. Столь же ошибочно и
предположение, что многозначная логика есть необходимое средство
проведения индетерминистических рассуждений и что ее принятие
равносильно отказу от (строгого) детерминизма.
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение)
— переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в
силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых
посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных
посылок она всегда ведет только к истинному заключению.
Д. как умозаключению, опирающемуся на логический закон и с
необходимостью дающему истинное заключение из истинных посылок,
противопоставляется индукция — умозаключение, не опирающееся на закон
логики и ведущее от истинных посылок к вероятному, или проблематичному,
заключению.
Дедуктивными являются, например, умозаключения:
Если лед нагревается, он тает.
Лед нагревается.
Лед тает.
Всякий газ летуч.
Неон — газ.
Неон летуч.
Черта, отделяющая посылки от заключения, стоит вместо слова "следовательно".
Примерами индукции могут служить рассуждения:
Канада — республика; США — республика.
Канада и США — североамериканские государства.
Все североамериканские государства являются республиками.
Италия — республика; Португалия — республика; Финляндия — республика;
Франция — республика.
Италия, Португалия, Финляндия, Франция — западноевропейские страны.
Все западноевропейские страны являются республиками.
Индуктивное умозаключение опирается на некоторые фактические или
психологические основания. В таком умозаключении заключение может
содержать информацию, отсутствующую в посылках. Достоверность посылок
не означает поэтому достоверности выведенного из них индуктивно
утверждения. Заключение индукции проблематично и нуждается в дальнейшем
исследовании.
Так, посылки и первого, и второго приведенных
индуктивных умозаключений истинны, но заключение первого из них
истинно, а второго — ложно. Действительно, все североамериканские
государства — республики; но среди западноевропейских стран имеются не
только республики, но и монархии.
Особенно характерными Д. являются логические переходы от общего знания к
частному типа:
Все люди смертны.
Все греки - люди.
Следовательно, все греки смертны
Во всех случаях, когда требуется рассмотреть какое-то явление на
основании уже известного общего правила и вывести в отношении этого
явления необходимое заключение, мы умозаключаем в форме Д. Рассуждения,
ведущие от знания о части предметов (частного знания) к знанию обо всех
предметах определенного класса (общему знанию), - это типичные индукции.
Всегда остается вероятность того, что обобщение окажется поспешным и
необоснованным ("Сократ - умелый спорщик; Платон — умелый спорщик;
значит, каждый человек — умелый спорщик").
Нельзя вместе с тем отождествлять Д. с переходом от общего к частному, а
индукцию — с переходом от частного к общему. В рассуждении "Шекспир
писал сонеты; следовательно, неверно, что Шекспир не писал сонетов" есть
Д., но нет перехода от общего к частному. Рассуждение "Если алюминий
пластичен или глина пластична, то алюминий пластичен" является, как
принято думать, индуктивным, но в нем нет перехода от частного к общему.
Д. — это выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые
посылки, индукция - выведение вероятных (правдоподобных) заключений. К
индуктивным умозаключениям относятся как переходы от частного к общему,
так и аналогия, каноны индукции, целевое обоснование и т.д.
Тот особый интерес, который проявляется к дедуктивным умозаключениям,
понятен. Они позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины,
и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции,
здравому смыслу и т.п. Д. дает стопроцентную гарантию успеха, а не
просто обеспечивает ту или иную — быть может, и высокую — вероятность
истинного заключения. Отправляясь от истинных посылок и рассуждая
дедуктивно, мы обязательно во всех случаях получим достоверное знание.
Подчеркивая важность Д. в процессе развертывания и обоснования знания,
не следует, однако, отрывать ее от индукции и недооценивать последнюю.
Почти все общие положения, включая и научные законы, являются
результатами индуктивного обобщения. В этом смысле индукция — основа
нашего знания. Сама по себе она не гарантирует его истинности и
обоснованности, но она порождает предположения, связывает их с опытом и
тем самым сообщает им определенное правдоподобие, более или менее
высокую степень вероятности. Опыт — источник и фундамент человеческого
знания. Индукция, отправляющаяся от того, что постигается в опыте,
является необходимым средством его обобщения и систематизации.
В обычных рассуждениях Д. только в редких случаях предстает в полной и
развернутой форме. Чаще всего указываются не все используемые посылки,
а лишь некоторые. Общие утверждения, которые кажутся хорошо известными,
опускаются. Не всегда явно формулируются и заключения, вытекающие из
принятых посылок. Сама логическая связь, существующая между исходными и
выводимыми утверждениями, лишь иногда отмечается словами, подобными "следовательно"
и "значит". Нередко Д. является настолько сокращенной, что о ней можно
только догадываться.
Проводить
дедуктивное рассуждение, ничего не опуская и не сокращая,
обременительно. Вместе с тем всякий раз, когда возникает сомнение в
обоснованности сделанного вывода, необходимо возвращаться к началу
рассуждения и воспроизводить его в возможно более полной форме. Без
этого трудно или даже невозможно обнаружить допущенную ошибку.
Дедуктивная аргументация представляет собой выведение обосновываемого
положения из иных, ранее принятых положений. Если выдвинутое положение
удается логически (дедуктивно) вывести из уже установленных положений,
это означает, что оно приемлемо в той же мере, что и сами эти положения.
Обоснование одних утверждений путем ссылки на истинность или
приемлемость других утверждений — не единственная функция, выполняемая
Д. в процессах аргументации.
Дедуктивное рассуждение служит также для
верификации (косвенного подтверждения) утверждений: из проверяемого
положения дедуктивно выводятся его эмпирические следствия; подтверждение
этих следствий оценивается как индуктивный довод в пользу исходного
положения. Дедуктивное рассуждение используется также для фальсификации
утверждений путем показа того, что вытекающие из них следствия являются
ложными. Не достигшая успеха фальсификация представляет собой
ослабленный вариант верификации: неудача в опровержении эмпирических
следствий проверяемой гипотезы является аргументом, хотя и весьма слабым,
в поддержку этой гипотезы.
И наконец, Д. используется для систематизации
теории или системы знания, прослеживания логических связей входящих в
нее утверждений, построения объяснений и пониманий, опирающихся на
общие принципы, предлагаемые теорией. Прояснение логической структуры
теории, укрепление ее эмпирической базы и выявление ее общих предпосылок
является вкладом в обоснование входящих в нее утверждений.
Дедуктивная аргументация является универсальной, применимой во всех
областях рассуждения и в любой аудитории. "И если блаженство есть не что
иное, как жизнь вечная, — пишет средневековый философ И.С.Эриугена, — а
жизнь вечная — это познание истины, то блаженство - это не что иное, как
познание истины". Это теологическое рассуждение представляет собой
дедуктивное рассуждение, а именно силлогизм.
Удельный вес дедуктивной аргументации в разных областях знания
существенно различен. Очень широко она применяется в математике и
математической физике и только эпизодически - в истории или эстетике.
Имея в виду сферу приложения Д., Аристотель писал: "Не следует требовать от оратора научных доказательств,
точно так же как от математика не следует требовать эмоционального
убеждения" (Метафизика. II, 3).
Дедуктивная аргументация является очень
сильным средством, но, как и всякое такое средство, она должна
использоваться узконаправленно. Попытка строить аргументацию в форме Д.
в тех областях или в той аудитории, которые для этого не годятся,
приводит к поверхностным рассуждениям, способным создать только иллюзию
убедительности.
В зависимости от того, насколько широко используется дедуктивная
аргументация, все науки принято делить на дедуктивные и индуктивные. В
первых используется по преимуществу или даже единственно дедуктивная
аргументация. Во вторых такая аргументация играет лишь заведомо
вспомогательную роль, а на первом месте стоит эмпирическая аргументация,
имеющая индуктивный, вероятностный характер. Типично дедуктивной наукой
считается математика, образцом индуктивных наук являются естественные
науки. Однако деление наук на дедуктивные и индуктивные, широко
распространенное еще в начале этого века, сейчас во многом утратило свое
значение. Оно ориентировано на науку, рассматриваемую в статике, как
систему надежно и окончательно установленных истин.
Понятие Д. является общеметодологическим понятием. В логике ему
соответствует понятие доказательства.
ДЕЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ
— логическая операция, посредством которой объем делимого понятия
распределяется на известные классы (множества) с точки зрения некоторого
признака. Посредством операции Д. л. раскрывается объем того или иного
понятия, выясняется, из каких подмножеств состоит множество,
соответствующее делимому понятию. Так, по строению листьев множество
деревьев может быть подразделено на два подмножества: лиственные
деревья и хвойные деревья. Иногда говорят не о Д. л. объема понятия, а
просто о Д. л. понятия. Делимое понятие есть понятие, подлежащее
делению. Подмножества, которые получаются в результате Д. л. понятия,
называются членами деления. Признак, по которому производится Д.,
называют основанием Д. л. Д. л. может быть произведено по признаку,
выступающему в различных вариантах (разновидностях). Так, треугольники
по признаку величины угла могут быть подразделены на прямоугольные,
тупоугольные и остроугольные именно потому, что признак величины угла
может выступать как признак прямоугольности, тупоугольности и
остро-угольности.
Получившиеся в результате Д. л. подмножества (члены деления) могут, в
свою очередь, подвергаться Д. л. Такой вид Д. л. называется
последовательным. При выполнении операции Д. л. должны соблюдаться
следующие правила:
1. Д. л. должно быть соразмерным. Это значит, что объем делимого
понятия должен быть равен сумме объемов членов Д. л. Например, это правило
будет нарушено, если все леса разделить на хвойные и лиственные
(пропущен член Д. л.: смешанные).
2. Д. л. на каждом его этапе должно производиться по одному основанию.
Мы нарушим это правило, если, например, разделим международные договоры на
справедливые, несправедливые, устные и письменные: сначала
международные договоры мы разделили по признаку их равноправности, а
затем — по признаку формы их заключения.
3. Члены Д. л. должны исключать друг друга. Пример, связанный с
нарушением этого правила: "Войны бывают справедливые, несправедливые и
освободительные" (освободительные войны входят в объем справедливых).
4. Д. л. должно быть непрерывным. Не будет непрерывным, например, такое Д.
л.: "Грамматические предложения бывают простыми, сложносочиненными и
сложноподчиненными". На первом этапе следовало бы грамматические
предложения подразделить на простые и сложные, а затем сложные
подразделить на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Д. л. может быть дихотомическим (деление надвое): объем делимого понятия
А делится на два исчерпывающих его взаимоисключающих множества В и
не-В. Так, понятие позвоночных (A) мы можем подразделить сначала на
млекопитающих (В) и немлекопитающих (не-В). Затем понятие не-В можем
подразделить на птиц (С) и не-птиц (не-С). Продолжается такое деление до
тех пор, пока отрицательное понятие в некоторой из пар дихотомически
полученных понятий не окажется пустым. Мы подразделим всех позвоночных
животных на млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб и
круглоротых.
ДЕНОТАТ (от лат. denoto — обозначаю), или: Десигнат, предметное
значение,
— в логике и семантике предмет, обозначаемый собственным именем
некоторого языка (в формализованном языке - константой или термом), или
класс предметов, обозначаемых общим (нарицательным) именем (в
формализованном языке - предметной переменной). Например, собственное имя
"Волга" обозначает великую русскую реку Волгу, а сама река Волга
является Д. имени "Волга".
Общее имя "космонавт" обозначает всех людей, побывавших в космосе, и класс этих людей
будет Д. данного общего имени. Другой характеристикой имени является
его смысл — совокупность черт предметов, обозначаемых именем, то, что мы
усваиваем, когда понимаем имя, и то, благодаря чему мы узнаем, какие
предметы оно обозначает.
Д. собственных и общих имен, используемых в повседневном и научном
языке, далеко не всегда являются реально существующие предметы и
совокупности таких предметов. Часто в качестве Д. выступают
идеализированные, абстрактные объекты, например объекты арифметики или
геометрии; литературные герои, например Гамлет или Наташа Ростова;
вымышленные, фантастические существа, скажем, гуингмы, и т.п. Если Д.
некоторого имени не существует как некоторый реальный объект или
совокупность таких объектов, то иногда считают, что такое имя вообще
лишено Д. и обладает лишь одним смыслом.
Использование языковых
выражений такого рода может приводить к ошибкам и противоречиям.
Например,
выражение "нынешний король Франции", очевидно, обозначает некоторого
человека, относительно которого можно высказать то или иное утверждение,
допустим: "Нынешний король Франции лыс". Если мы захотим установить,
истинно или ложно это утверждение, мы можем перебрать всех ныне живущих
французов с целью обнаружить среди них короля. Ясно, что короля среди
них мы не найдем и вынуждены будем заключить, что наше утверждение
ложно. Следовательно, должно быть истинно противоположное утверждение:
"Нынешний король Франции не лыс".
Но, перебрав всех нелысых французов,
мы и среди них не обнаружим короля Франции. Поэтому мы будем вынуждены
заключить, что два противоположных утверждения одновременно ложны, что
является нарушением закона исключенного третьего. Чтобы избежать
подобных ошибок, следует ясно отдавать себе отчет, какого рода
существованием обладает Д. используемого нами имени.
ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (от греч. deon — долг, правильность), или: Логика норм, нормативная логика, — раздел логики,
исследующий логическую структуру и логические связи нормативных
высказываний. Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых
служат такие высказывания, Д.л. отделяет необоснованные схемы
рассуждений от обоснованных и систематизирует последние.
Д. л. слагается из множества систем, или "логик", различающихся
используемыми символическими средствами и доказуемыми утверждениями.
Вместе с тем эти "логики" имеют общие черты. Предполагается, что все
многообразные нормы имеют одну и
ту же структуру.
Выделяются четыре структурных "элемента" нормы:
характер - норма обязывает, разрешает или запрещает; содержание —
действие, которое должно быть, может или не должно быть выполнено;
условия приложения; субъект — лицо или группа лиц, которым адресована
норма. Не все структурные элементы нормы находят выражение в
символическом аппарате Д. л. Те системы, в которых учитывается только
содержание нормы и ее характер, называются абсолютными (или
монадическими). В них норма представляется в виде: "Обязательно
(разрешено, запрещено) А", где А — высказывание, которое описывает
состояние дел, реализуемое предписываемым действием. Деонтические
системы, в которых учитываются также условия приложения нормы,
называются относительными (или диадическими). В них норма принимает вид:
"Обязательно (разрешено, запрещено) А в условиях В", где А и В —
высказывания, описывающие какие-то состояния.
Подход Д. л. к структуре норм является предельно общим. Это позволяет
распространить ее законы на нормы любых видов, независимо от их частных
особенностей.
Правила игры и грамматики, законы государства и команды, технические
нормы, обычаи, моральные принципы, идеалы и т.д. — нормы всех этих
видов имеют одинаковую логическую структуру и демонстрируют одинаковое
"логическое поведение".
В Д. л. понятия "обязательно", "разрешено" и "запрещено" обычно
считаются взаимно определенными.
В Д. л. имеют место закон деонтической непротиворечивости (выполнение
действия и воздержание от него не могут быть вместе обязательными),
закон деонтической полноты (всякое действие или обязательно, или
безразлично, или запрещено), законы: логические следствия обязательного
— обязательны; если действие ведет к запрещенному следствию, то само
действие запрещено, и т.п.
Если Д. л. строится как расширение логической теории действия,
различаются действие и (сознательное) воздержание от действия, не
равносильное простой бездеятельности. Если в основу Д.л. положена
логика взаимодействия, проводится различие между типами деятельности,
связывающей двух субъектов (предоставление какого-то объекта,
навязывание его и т.п.).
В соответствии с "Юма принципом", невозможен логический переход от
утверждений со связкой "есть" к утверждениям со связкой "должен". Ни
одна из существующих деонтических систем не нарушает данный принцип и не
санкционирует переходов от описательных посылок к нормативным заключениям.
Невозможным считается и
логический вывод описательных высказываний из нормативных. Нарушающий
якобы это положение "принцип Канта" — "Если должен, то может"
(обязательность действия влечет его логическую возможность или
выполнимость) — не является на самом деле контрпримером. В нем
фигурирует не обязывающая норма, а описательное высказывание о ней.
Попытки свести Д. л. к логике описательных высказываний не увенчались
успехом и сейчас оставлены. Более плодотворным является истолкование
норм как частного случая оценок. Норма представляет собой групповую
оценку, подкрепленную угрозой наказания (санкции), т.е. социально
навязанную и социально закрепленную оценку. "Обязательно действие A"
можно определить так: "Действие A оценивается положительно; и хорошо,
что уклонение от этого действия сопровождается наказанием". Такое
определение нормативных понятий через оценочные позволяет свести
деонтические модальности к аксиологическим модальностям и Д. л. к оценок
логике.
Д. л. нашла уже достаточно широкие и интересные приложения. Понимание
логических характеристик норм необходимо для решения вопросов о месте и
роли норм в научном и ином знании, о взаимных связях норм и оценок, норм
и описательных высказываний и т.д. Знание логических законов, которым
подчиняется моральное, правовое, экономическое и всякое иное
рассуждение, использующее и обосновывающее нормы, позволяет сделать
более ясными представления об объектах и методах наук, оперирующих
нормами, оказать существенную помощь в их систематизации. Распространяя
формальные критерии рациональности на область нормативного рассуждения,
Д. л. позволяет дать аргументированную критику концепциям, утверждающим
алогичность такого рассуждения и настаивающим на невозможности
сколь-нибудь убедительного обоснования моральных, правовых и иных норм и
их систем.
Источником философского и методологического интереса является также то,
что Д. л. заставляет по-новому взглянуть на ряд собственно логических
проблем. В частности, построение логической теории нормативных
высказываний, не имеющих истинностного значения, означает выход логики
за пределы "царства истины", в котором она находилась до недавних пор.
Пони-мание логики как науки о приемах получения истинных следствий из
истинных посылок должно в связи с этим уступить место более широкой
концепции логики.
ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ (от греч. deon — долг, правильность), или: Нормативная модальность, модальность долженствования, - характеристика практического действия с точки
зрения определенной системы норм.
Нормативный статус действия обычно
выражается понятиями "обязательно", "разрешено", "запрещено",
"(нормативно) безразлично", используемыми в нормативном высказывании.
Например: "Обязательно надо заботиться о близких", "Разрешено ездить в
автобусе", "Безразлично, как человек называет свою собаку" и
т.п.; здесь обязанность является характеристикой определенного круга действий
с точки зрения принципов морали; разрешение относится к действию, не
противоречащему системе правовых норм; нормативное безразличие
утверждается относительно достаточно неопределенной системы норм,
скажем, совокупности требований обычая, традиции и т.п.
Вместо слов "обязательно", "разрешено", "запрещено" могут использоваться
слова "должен", "может", "не должен", "необходимо"
и т.п.
При употреблении понятий "обязательно", "разрешено" и
т.п. всегда
имеется в виду какая-то нормативная система, налагающая обязанность,
предоставляющая разрешение и т.д. Поскольку существуют различные
системы норм и нередко они не согласуются друг с другом, действие,
обязательное в рамках одной системы, может быть безразличным или даже
запрещенным в рамках другой. Например, обязательное с точки зрения морали
может быть безразличным с точки зрения права; запрещенное в одной
правовой системе может разрешаться другой такой системой.
Д. м. понятия, являющиеся необходимыми структурными компонентами
нормативных высказываний, изучаются этикой, теорией права и другими
дисциплинами, занимающимися нормами. Логическое исследование норм и
нормативных понятий осуществляется деонтической логикой, называемой
также логикой норм. В ней деонтические понятия рассматриваются как
модальные характеристики высказываний, говорящих либо о действиях, либо
о состояниях, возникающих в результате того или иного действия. С
помощью этих понятий все действия, рассматриваемые с точки зрения
какой-то системы норм, разбиваются на три класса: обязательные,
нормативно безразличные и запрещенные. К разрешенным относятся
действия, являющиеся обязательными или безразличными.
По своим логическим свойствам Д. м. аналогичны модальностям других
групп: логическим ("необходимо", "случайно", "невозможно"),
эпистемическим ("убежден", "сомневается", "отвергает"), аксиологическим
("хорошо", "(оценочно) безразлично", "плохо") и др.
Например, действие и
воздержание от
него не могут быть обязательными аналогично тому, как нельзя быть
убежденным и в истинности, и в ложности какого-то утверждения, нельзя
считать хорошим и наличие, и отсутствие чего-то и т.п.
Понятия "обязательно", "разрешено" и "запрещено" считаются взаимно
определимыми:
>> обязательно то, от чего не разрешено воздерживаться; обязательно
все, что запрещено не делать;
>> разрешено то, от выполнения чего не обязательно воздерживаться;
разрешено все, что не запрещено;
>> запрещено то, от чего обязательно воздерживаться; запрещено все, что
не является разрешенным.
По поводу принципа "разрешено все, что не запрещено" нужно отметить,
что он принимается не во всех системах деонтической логики. О системах,
включающих данный принцип, говорится, что они определяют либеральный
нормативный режим; системы, не предполагающие, что из отсутствия
запрещения логически вытекает разрешение, характеризуют деспотический
нормативный режим.
Безразлично действие, не являющееся ни обязательным, ни запрещенным,
или, что то же, действие, которое разрешено выполнять и разрешено не
выполнять.
Эти определения означают, что любую систему норм можно сформулировать не
только в виде перечня "обязанностей", но и в форме множества
"запрещений" или множества "разрешений" (включающего, конечно, и
"неразрешения").
Понятие обязанности (или деонтической необходимости) можно пояснить
путем противопоставления ее другим видам необходимости. В зависимости
от основания утверждения о необходимости можно выделить три ее вида:
логическую, физическую (называемую также онтологической или каузальной)
и деонтическую (нормативную) необходимость. Логически необходимо все,
что вытекает из законов логики. Физически необходимо то, что следует из
законов природы. Деонтически необходимо то, что вытекает из законов или
норм, действующих в обществе, т.е. то, отрицание чего противоречит
таким законам или нормам. Что касается взаимных связей трех видов
необходимости, то предполагается, что действие, вменяемое в обязанность,
должно быть логически и физически возможным, поскольку невозможно
сделать то, что противоречит законам логики или природы.
Вместе с тем аналогия между логической и физической необходимостью, с
одной стороны, и деонтической необходимостью, с другой, не является
полной. Необходимое в силу законов логики или законов природы реально
существует. Но из обязательноети чего-то не следует, что оно имеет место.
Принципы морали, законы
государства, правила обычая или ритуала и т.п., как известно,
нарушаются.
В логике предложено определение обязательности - а значит, и других
деонтических понятий — через понятие наказания (санкции): действие
обязательно, когда воздержание от него влечет за собой наказание.
Однако при таком определении само понятие наказания должно быть
нормативным, иначе окажется, что нормативное высказывание сводится к
высказыванию описательному.
Нормы являются частным случаем оценок (см.: Оценочное высказывание).
Это дает основание определить "обязательно" через "хорошо": действие
обязательно, когда оно представляет собой позитивную ценность, и хорошо,
что воздержание от него ведет к наказанию. К примеру: "Обязательно быть
честным, когда правдивость оценивается позитивно, и хорошо, что
нечестность влечет осуждение". Д.м. является, таким образом, частным
случаем акси-ологической (оценочной) модальности.
ДЕСКРИПЦИЯ ОПРЕДЕЛЕННАЯ (от лат. descriptio - описание)
— языковое выражение, служащее для обозначения единичных объектов
посредством описания их свойств или отношений к другим объектам. В языке
Д. о. выполняет те же функции, что и собственное имя. Объект можно
обозначить именем, например "Гомер", "Эверест", "Авраам Линкольн", но и
его же можно выделить и посредством Д. о.: "Тот древнегреческий поэт,
которому приписывают авторство "Илиады" и "Одиссеи"", "Та горная
вершина, которая является самой высокой на земном шаре", "Тот президент
США, который возглавил борьбу за освобождение нефов". Д. о. необходима
тогда, когда в языке нет собственного имени для некоторого объекта,
например: "самый глупый человек на Земле", "изобретатель колеса", "самая
плодоносная яблоня в данном саду". Однако Д.о. может относиться и к тем
объектам, которые обозначаются собственными именами.
Для того чтобы использование Д.о. не приводило к противоречиям, она
должна удовлетворять следующим двум условиям: 1) существования: объект,
к которому относится Д.о., должен существовать; 2) единственности: этот
объект должен быть единственным.
ДИАГРАММЫ ВЕННА
— геометрическое наглядное представление отношений между классами
(объемами понятий) в булевой алгебре с помощью кругов или иных фигур.
Д. В. были введены в логику в конце XIX в. англ. логиком Дж. Венном.
Элемент 1 булевой алгебры представляется как универсальный класс, или
рассматриваемая предметная область; ее можно изображать в виде
квадрата. Элементу 0 соответствует пустой класс. Некоторый непустой
класс А представляется в виде круга, включенного в предметную область.
То, что лежит за пределами класса A, является его дополнением А:
Сумма двух классов A È В представляется в виде объединения изображающих
их кругов:
Произведение двух классов AÇВ представляется в виде общей части
изображающих их кругов:
Допустим теперь, что нам нужно с помощью Д. В. наглядно представить
класс AÈ(BÇС). Сначала образуем класс ВÇС, который представляет собой
общую часть классов В и С, а затем к этой общей части добавляем весь
класс A и в итоге получаем:
Д. В. используются для наглядной иллюстрации справедливости аксиом и
теорем булевой алгебры, а также для представления отношений между
объемами понятий.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
— название философской теории, пытавшейся выявить, систематизировать и
обосновать в качестве
универсальных основные особенности мышления коллективистического
общества (средневекового феодального общества, тоталитарного общества и
др.).
Основной принцип Д.л. (ее "ядро") провозглашает сближение и
отождествление противоположностей: имеющегося в разуме и существующего
в действительности, количества и качества, исторического и логического,
свободы и необходимости и т.д. Д. л. отражала сочетание
коллективистической твердости ума с его софистической гибкостью.
Результатом ее применения к осмыслению социальных процессов являлась
двойственность, мистифицированность социальных структур и отношений:
провозглашаемое в тоталитарных государствах право на труд оказывалось
одновременно и обязанностью, наука — идеологией, а идеология — научной,
свобода — (осознанной) необходимостью, выборы — проверкой лояльности,
искусство — государственной мифологией и т.п.
Однако этот парадокс
"прошлого — будущего", "полновластия народа под руководством партии",
"высоты, зияющей котлованом" мало заботил Д. л., относившую его к
особым свойствам нового, радикально порывающего с метафизическим прошлым
мышления.
Эту сторону коллективистического мышления, его постоянное тяготение к
парадоксу и соединению вместе несовместимых понятий хорошо выразил Дж.
Оруэлл в романе "1984". В описываемом им обществе министерство мира
ведает войной, министерство любви — охраной порядка, а бесконечно
повторяемые главные партийные лозунги гласят: "Война — это мир",
"Свобода — это рабство", "Незнание — это сила".
Такое "диалектическое
мышление" Оруэлл называет "двоемыслием". А. А.3иновьев в книге
"Зияющие высоты", само название которой навеяно типично
коллективистическим соединением несоединимого, удачно пародирует эту
бросающуюся в глаза черту коллективистического мышления: "В результате
цены на продукты были снижены, и потому они выросли только вдвое, а не
на пять процентов", "Из душевных переживаний ибанцам разрешается
радоваться успехам, благодарить за заботу и восторгаться мудростью
руководства", "...Мы верим даже в то, во что на самом деле не верим, и
выполним все, что на самом деле не выполним" и т.п.
Первую попытку систематического построения Д. л. как приложения
диалектики к мышлению ("субъективной диалектики") предпринял в начале
прошлого века Г. Гегель, позаимствовавший все основные идеи диалектики
из средневековой философии и теологии. После Гегеля за сто с лишним лет
в Д. л. не было внесено
ничего существенно нового. Все попытки построить связную теорию
"диалектического мышления" кончились безрезультатно.
Глубинной основой гегелевской диалектики является средневековая
концепция истории. Последняя представляет собой развитие применительно
к человеческому обществу христианской доктрины Бога и человека, так что
диалектика Гегеля — это распространение не только на общество, но и на
природу ключевых идей христианского понимания Бога и человека. Отсюда
внутреннее противоречие диалектики: одни ее принципы приложимы только к
духу, но не к природе, другие — к природе, но не к духу.
Гегель сам обращал внимание на то, что основной принцип диалектики,
утверждающий изменчивый и преходящий характер всех конечных вещей,
соответствует представлению о всемогуществе Бога. (См.: Энциклопедия
философских наук. — М., 1974. - С. 208)
Однако более близким основанием
его диалектики было не само по себе абстрактное, бедное "определениями"
христианское представление о Боге и даже не связанное с ним
представление о человеке, а именно являющееся их развитием и
конкретизацией христианское истолкование истории.
Основные идеи, лежащие в основе гегелевской диалектики, просты. "...Все
конечное, вместо того чтобы быть прочным и окончательным, наоборот,
изменчиво и преходяще", поскольку, "будучи в себе самом другим, выходит
за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою
противоположность". (Там же.) Всякий развивающийся объект имеет свою
"линию развития", определяемую его качеством, свою "цель" или "судьбу".
Эта линия слагается из отличных друг от друга "отрезков", разделяемых
характерными событиями ("узлами").
Они снимают (отрицают) определенное
качество, место которого тотчас же занимает другое качество, так что
развитие включает подлинные возникновение и уничтожение. "Этот процесс
можно сделать наглядным, представляя его себе в образе узловой линии".
(Там же. — С. 261.) Все взаимосвязано со всем, "линии развития"
отдельных объектов, сплетаясь, образуют единый поток мирового развития.
Он имеет свою объективную "цель", внутреннюю объективную логику,
предопределяемую самим потоком и не зависящую от "целей" или "судеб"
отдельных объектов.
В одной из послегегелевских систематизации диалектики, призванных
сделать ее доступной, одни из этих идей именуются "принципами"
("принцип всеобщей взаимосвязи", "принцип развития"), другие —
"законами" ("закон отрицания отрицания", говорящий о "судьбах" или
"целях" объектов, например о "целях" пшеничного зерна; "закон единства и борьбы противоположностей", касающийся перехода
вещей в процессе развития в свою противоположность; "закон перехода
количества в качество", говорящий об "узлах" на "линиях развития"
объектов, обладающих качеством).
Эта систематизация упускает, однако,
главное в гегелевской диалектике: идею "цели" или "судьбы", заданной
извне. Без этой идеи распространение диалектики на природу, не имеющую —
в обычном, но не в гегелевском представлении — "цели" и не подвластную
судьбе, кажется грубым насилием над диалектикой, на что обращал внимание
еще Д. Лукач.
Основные идеи гегелевской диалектики обнаруживают ясную параллель с
характерными чертами христианской историографии. Согласно последней,
исторический процесс универсален, всегда и везде его характер один и тот
же. История является реализацией определенных целей, но не человеческих,
а божественных: хотя человек и ведет себя так, как если бы он был мудрым
архитектором своей судьбы, мудрость, обнаруживаемая в его действиях,
принадлежит не ему, а Богу, милостью которого желания человека
направляются к достойным целям. Человек является той целью, ради которой
происходит история, но вместе с тем он существует всего лишь как
средство осуществления божественных предначертаний. История делится на
эпохи, или периоды, каждый из которых имеет свои специфические
особенности, свое качество и отделяется от периода, предшествовавшего
ему, каким-то особым ("эпохальным", "узловым") событием.
Действующим
лицом истории является все человечество, все люди и все народы в равной
мере вовлечены в единый исторический процесс. История как воля Бога
предопределяет самое себя. В ней возникают и реализуются цели, не
планируемые ни одним человеческим существом, и ее закономерное течение
не зависит от стремления человека управлять ею. Историческая эволюция
касается самой сущности вещей, их возникновения и уничтожения, ибо Бог —
не простой ремесленник, формирующий мир из предшествующей материи, а
творец, создающий сущее из небытия.
Для средневековой исторической мысли характерен трансцендентализм:
деятельность божества представляется не как проявляющаяся в
человеческой деятельности и посредством ее, а как действующая извне и
управляющая ею, не имманентная миру человеческого действия, а
трансцендентная ему. Такого рода трансцендентализм очевидным образом
свойствен и гегелевской диалектике. Факты малозначительны для нее, она
не стремится установить, что конкретно происходит в мире.
Ее задача —
обнаружить
общий план мировых событий, найти сущность мира вне его самого,
пренебрегая конкретными событиями. Ученому, заботящемуся о точности в
передаче фактов, такая методология, ориентирующая не на конкретное
изучение, а лишь на прослеживание на эмпирическом материале общих и не
зависящих от него схем, кажется не просто неудовлетворительной, но
преднамеренно и отталкивающе ложной.
ДИЗЪЮНКТИВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ, см.: Модус понендо толленс. Модус толлендо
поненс.
ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio — разобщение, различение)
— логическая операция — аналог употребления союза "или" в обычном
языке, с помощью которой из двух или более исходных суждений строится
новое суждение. Так, из суждений "Он — способен" и "Он — прилежен" с
помощью операции "или" можно получить новое суждение "Он способен или он
прилежен" (1). Из суждений "Он совершил преступление", "Он не совершал
преступления" с помощью "или" можно получить новое суждение "Он совершил
преступление или он не совершал преступления" (2). Суждение (1) истинно
в трех случаях:
1) когда какой-то человек оказывается способным, но не
прилежным;
2) когда этот человек оказывается прилежным, но не
способным;
3) когда установлено, что этот человек и способен, и
прилежен. Оно является ложным, когда оказалось, что этот человек не
является ни способным, ни прилежным.
Суждения типа (1) в логике называют
соединительно-разделительными. Суждение же (2) истинно лишь только в том
случае, когда имеет место или только первая ситуация ("Он совершил
преступление"), или только вторая ситуация ("Он не совершал
преступления"). Суждение (2) не допускает, чтобы имели место обе
ситуации. Суждения типа (2) носят название исключающе-разделительных или
строго разделительных.
В рамках логики высказываний (раздел классической математической
логики) различают слабую (нестрогую) Д. и сильную (строгую) Д. Если A и
В - высказывания, а знак v - знак нестрогой Д., то высказывание "A Ú B"
называют нестрогой Д. (читается: "A или В").
Если Ú — знак строгой Д.,
то высказывание "A Ú В" называют строгой Д. (читается: "либо А, либо
В"). Высказывание "A Ú В" истинно в том и только в том случае, когда
истинно по крайней мере одно из составляющих его высказываний, и ложно,
когда оба составляющие его высказывания ложны. Высказывание "A Ú В"
истинно в том случае, когда истинно одно и только одно из составляющих
его высказываний, и ложно в остальных случаях.
ДИЛЕММА (от греч. di(s) - дважды и lemma — предположение) — в традиционной логике условно-разделительное умозаключение,
т.е. умозаключение, посылками которого являются условные и разделительные
суждения. Условно-разделительные умозаключения вообще называются
леммами; если разделительная посылка содержит только два члена, то такое
умозаключение называется дилеммой, если в нее входит три члена, то
перед нами трилемма, и вообще полилемма, когда разделительная посылка
содержит больше двух членов. Логика выделяет несколько разновидностей
Д.
Простая конструктивная Д. имеет вид:
Если а, то b; если с то b.
______а или с.______
b.
Разделительная посылка утверждает основания условных посылок, вывод
утверждает следствие этих посылок, например:
Если студент спит на лекциях, то он не усваивает логики. Если студент
спит дома, то он не усваивает логики. Студент спит на лекциях или дома.
Следовательно, студент не усваивает логики.
Сложная конструктивная Д. отличается тем, что условные суждения посылок
имеют разные следствия, поэтому, утверждая их основания в
разделительной посылке, мы утверждаем оба следствия в заключении:
Если а, то b; если с то d.
______а или с.______
b или d.
Например:
Если пойдешь направо, коня потеряешь.
Если пойдешь налево, голову потеряешь. Но нужно идти направо или налево.
Следовательно, придется потерять коня или голову.
В средние века альтернативы леммы назывались "рогами". Какую бы
альтернативу вы ни выбрали, обе они равно приводят к неприятным
следствиям и вы оказываетесь на "рогах" Д. Деструктивная Д. отличается
тем, что разделительная посылка отрицает следствия условных посылок, а
в выводе мы отрицаем основания условных посылок.
[89]
Простая деструктивная Д. имеет вид:
Если а, то b; если а то с.
Не-b или не-с.
Не-a.
Пример:
Если мне выплатят зарплату, я устрою вечеринку с друзьями.
Если мне выплатят зарплату, то я приглашу свою девушку в театр.
Но я не устроил вечеринки и не ходил со своей девушкой в театр.
______________________________________________________
Следовательно, мне не выплатили зарплату.
Соответственно, сложная деструктивная Д. выглядит так:
Если а, то b; если с то d.
___He-b или не-d._____
Не-а или не-с.
Пример:
Если бы я был богат, я купил бы себе автомобиль.
Если бы я был министром, мне предоставили бы казенный автомобиль.
Но у меня нет ни личного, ни казенного автомобиля.
Следовательно, я не богат и я не министр.
ДИСКУРСИВНЫЙ (от лат. discursus — рассуждение, довод, аргумент)
— рассудочный, логический, противоположный интуитивному, чувственному.
Д. познание как опирающееся на разум и рассуждение противопоставляется
интуитивному познанию, которое основывается на непосредственном
созерцании и интуиции. Д. знание является результатом связного,
последовательного, ясного рассуждения, в котором каждая последующая
мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую. Д. является,
например, знание, полученное в результате логического вывода из некоторых
общих принципов заключения, относящегося к конкретному случаю, или
знание, возникающее путем обобщения некоторой совокупности фактов.
Различие между Д. и интуитивным до некоторой степени относительно.
Всякая новая идея, мысль, представление возникают на основе
предшествующего знания, предполагают осознание и формулировку проблемы,
задачи, требуют сознательного и целенаправленного размышления.
[90]
После
того как новая идея возникла, требуется развитие ее следствий, установление ее
связей с другими идеями, ее проверка и т.п. т.о., интуитивный скачок
мышления всегда включен в процессы Д. размышления. Однако различие
между Д. и интуитивным все же имеет определенный смысл, ибо новое знание
часто не может быть получено простым логическим рассуждением из
имеющегося знания и требует творческого акта, выходящего за рамки
логических схем и правил.
ДИСКУССИЯ (от лат. discussio — рассмотрение, исследование)
— обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компетентными
лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является
разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию
утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних
должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает
обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до
ее начала.
Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми
средствами. Если цель Д. — достижение определенной степени согласия ее
участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики — не
само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение
собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы
компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем
полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые
в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие.
Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д.
Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько
нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из
полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для
достижения победы.
Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии:
противоположная сторона в Д. именуется обычно "оппонентом", в полемике —
"противником".
У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления
относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. — не сумма имеющихся
представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее
выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное
суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их
большинством.
В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и
чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полемика.
[91]
Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить,
будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого
решения. Выбор формы спора — Д. или полемика — определяется конкретными
обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и
на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики
оказывается иногда полезным.
Д.
— одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения
спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она
позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не
нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент
субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают
поддержку других и тем самым определенную обоснованность.
К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также
связан не только с сопоставлением, но и с определенным
противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором,
борьбой мнений.
ДИСТРИБУТИВНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СВОЙСТВА. Д. с.
— общие свойства, принадлежащие каждому элементу множества
(совокупности предметов, коллективу), которое они определяют. Так,
свойство "быть русским поэтом" принадлежит каждому из элементов
множества "русские поэты" (Пушкину, Есенину и др.). Таковы же свойства
"быть космонавтом", "быть птицей", "быть химическим элементом"
и т.п.
К. с. — свойства, которые не принадлежат каждому элементу некоторого
множества, но принадлежат множеству в целом (совокупности, коллективу)
как особому предмету. Так, в предложении "Наше собрание было
многочисленным" свойство "быть многочисленным" является коллективным,
т.к. относится не к каждому присутствовавшему на собрании, а ко всему
коллективу в целом.
Процентные характеристики некоторых коллективов, множеств также
представляют собой К. с. Так, в предложении "Мужчины на данном заводе
составляют 40%" свойство "составлять 40%" относится не к каждому лицу.
мужского пола, а характеризует коллектив завода в целом с точки зрения
наличия в нем лиц мужского пола.
При статистических методах анализа частота исследуемого свойства в
некоторой выборке из большого коллектива переносится на весь коллектив в
целом и рассматривается как К. с. Так, если мы убедились, что в выборке
в 1000 человек из взрослого мужского населения в большом городе 800
человек бреются электробритвой, то свойство, "относительная частота" бреющихся электробритвой в
выборке равна 0,8 и характеризует исследованную часть населения города в
целом.
[92]
При переносе этого свойства на все население данного города оно
также остается коллективным.
ДИХОТОМИЯ (от греч, dicha и tome — рассечение на две части)
— деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью
исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления
объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака.
Например, объем понятия "человек" можно разделить на два взаимоисключающих
класса: "мужчины" и "не-мужчины". Понятия "мужчины" и "не-мужчины"
являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются.
От Д. следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому
результату. Например, объем понятия "человек" можно разделить по признаку
пола на "мужчин" и "женщин". Но между понятиями "мужчина" и "женщина"
нет логического противоречия, поэтому здесь нельзя говорить о
дихотомическом делении.
В объеме понятия не-а можно выделить вид b и вновь разделить понятие
не-а на две части — b и не-b:
Полное дихотомическое деление получает такой вид:
Например:
кислота |
{ |
органическая кислота |
неорганическая кислота |
<!--[if
!supportEmptyParas]--> <!--[endif]--> |
{ |
кислородсодержащая кислота |
бескислородная кислота |
Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Действительно,
при Д. мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают
объем делимого понятия. т.о., дихотомическое деление всегда
соразмерно; члены деления исключают друг друга, т.к. каждый объект
делимого множества попадает только в один из классов A или не-А; деление
проводится по одному основанию — наличие или отсутствие некоторого
признака. Обозначив делимое понятие буквой A и выделив в его объеме
некоторый вид, скажем, а, можно разделить объем A на две части — а и
не-а:
[93]
Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объема понятия на
два противоречащих понятия каждый раз остается крайне неопределенной та
его часть, к которой относится частица "не". Если разделить ученых на
историков и не-историков, то вторая группа оказывается весьма неясной.
Кроме того, если в начале дихотомического деления обычно довольно легко
установить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от
первой пары понятий найти его становится все труднее. Д. обычно
используется как вспомогательный прием при установлении классификации.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
— рассуждение, устанавливающее истинность к.-л. утверждения путем
приведения других утверждений, истинность которых уже доказана. В Д.
различаются тезис - утверждение, которое нужно доказать, и основание,
или аргументы, — те утверждения, с помощью которых доказывается тезис.
Например, тезис "Платина проводит электрический ток" можно доказать с
помощью следующих истинных утверждений: "Платина — металл" и "Все
металлы проводят электрический ток".
Понятие Д.— одно из центральных в логике и математике, но оно не имеет
однозначного определения, применимого во всех случаях и в любых научных
теориях.
Логика не претендует на полное раскрытие интуитивного, или "наивного",
понятия Д. Д. образует довольно расплывчатую совокупность, которую
невозможно охватить одним универсальным определением. В логике принято
говорить не о доказуемости вообще, а о доказуемости в рамках данной
конкретной системы или теории. При этом допускается существование разных
понятий Д., относящихся к разным системам. Например, Д. в интуиционистской
логике и опирающейся на нее математике существенно отличается от Д. в
логике классической и основывающейся на ней математике. В классическом
Д. можно использовать, в частности, закон исключенного третьего, закон
(снятия) двойного отрицания и ряд других логических законов,
отсутствующих в интуиционистской логике.
По способу проведения Д. делятся на два вида. При прямом Д. задача
состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из которых
логически вытекает тезис. Косвенное Д. устанавливает справедливость
тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения,
антитезиса.
Задача Д. — исчерпывающе утвердить истинность тезиса. Этим оно
отличается от других мыслительных процедур, призванных только частично
поддержать тезис, придать ему большую или меньшую убедительность.
[94]
Нередко в понятие Д. вкладывается более широкий смысл: оно понимается
как любой способ обоснования истинности тезиса. Расширительное
толкование Д. обычно используется в социальных науках и рассуждениях,
непосредственно опирающихся на наблюдения; в процессе обучения, где для
подтверждения выдвинутого положения активно привлекаются эмпирический
материал, статистические данные, ссылки на типичные в определенном
отношении явления и т.п.
Придание термину "Д." широкого смысла не ведет к недоразумениям, если
учитывается, что обобщение, переход от частных факторов к общим
заключениям дает не достоверное, а лишь вероятное знание.
Определение Д. включает два центральных понятия логики: понятие истины
и понятие логического следования. Оба эти понятия не являются в
достаточной мере ясными, и, значит, определяемое через них понятие Д.
также не может быть отнесено к ясным.
Многие утверждения не являются ни истинными, ни ложными, лежат вне
"категории истины". Оценки, нормы, советы, декларации, клятвы, обещания
и т.п. не описывают каких-то ситуаций, а указывают, какими они должны
быть, в каком направлении их нужно преобразовать. От описаний требуется,
чтобы они соответствовали действительности и являлись истинными.
Удачный совет, приказ и т.п. характеризуется как эффективный или
целесообразный, но не как истинный. Высказывание "Вода кипит" истинно,
если вода действительно кипит; команда же "Вскипятите воду!" может быть
целесообразной, но не имеет отношения к истине. Очевидно, что, оперируя
выражениями, не имеющими истинностного значения, можно и нужно быть и
логичным и доказательным. Встает, таким образом, вопрос о существенном
расширении понятия Д., определяемого в терминах истины. Им должны
охватываться не только описания, но и утверждения типа оценок или норм.
Задача переопределения Д. пока не решена ни логикой оценок, ни
деонтической (нормативной.) логикой. Это делает понятие Д. не вполне
ясным по своему смыслу.
Не существует, далее, единого понятия логического следования.
Логических систем, претендующих на определение этого понятия, в
принципе существует бесконечно много. Ни одно из имеющихся в
современной логике определений логического закона и логического
следования не свободно от критики и от того, что принято называть
"парадоксами логического следования".
Образцом Д., которому в той или иной мере стремятся следовать во всех
науках, является математическое Д. Долгое время считалось, что оно представляет собой ясный и бесспорный процесс.
[95]
В нашем
веке отношение к математическому Д. изменилось. Сами математики
разбились на враждующие группировки, каждая из которых придерживается
своего истолкования Д. Причиной этого послужило, прежде всего,
изменение представления о лежащих в основе Д. логических принципах.
Исчезла уверенность в их единственности и непогрешимости. Логицизм был
убежден, что логики достаточно для обоснования всей математики; по
мнению формалистов (Д. Гильберт и др.), одной лишь логики для этого
недостаточно и логические аксиомы необходимо дополнить собственно
математическими; представители теоретико-множественного направления не
особенно интересовались логическими принципами и не всегда указывали их
в явном виде; интуиционисты из принципиальных соображений считали
нужным вообще не вдаваться в логику. Полемика по поводу
математического Д. показала, что нет критериев Д., не зависящих ни от
времени, ни от того, что требуется доказать, ни от тех, кто использует
критерий. Математическое Д. является парадигмой Д. вообще, но даже в
математике Д. не является абсолютным и окончательным.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КОНСТРУКТИВНОЕ, см.: Конструктивная логика.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО, см.: Косвенное доказательство.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПО СЛУЧАЯМ, или: Доказательство разбором случаев,
— логически правильное рассуждение, когда от нескольких условных
высказываний (посылок), имеющих одинаковое следствие, осуществляется
переход к утверждению этого следствия путем установления того, что по
меньшей мере одно из оснований условных высказываний истинно. В
наиболее простом случае посылками являются высказывания: "Если есть
первое, то есть третье", "Если есть второе, то есть третье" и "Есть
первое или есть второе", заключением — высказывание "Есть третье".
Например: "Если будет дождь, мы пойдем в кино; если будет холодно, мы
пойдем в кино; будет дождь или будет холодно; значит, мы пойдем в
кино".
Более сложные формы Д. п. с. включают не две, а большее число
альтернатив. В случае, когда таких альтернатив три, на основе посылок:
"Если есть первое, то есть четвертое", "Если есть второе, есть
четвертое", "Если есть третье, есть четвертое" и "Есть или первое, или
второе, или третье" доказывается тезис "Есть четвертое".
[96]
Наиболее простая форма Д. п. с. в традиционной логике называется
простой конструктивной дилеммой; термин "Д. п. с." обычен в математике.
Более сложные формы Д. п. с., включающие более двух условных
высказываний, иногда по традиции именуют-сятрилеммой, тетралеммой,
полилеммой.
ДОКАЗУЕМОСТЬ, см.: Доказательство
ДОПОЛНЕНИЕ К МНОЖЕСТВУ
— такое множество не-А, когда A + не-А = 1, где 1 обозначает некоторую
предметную область (универсальный класс). Пусть A будет множеством
млекопитающих, а областью нашего рассуждения будет множество позвоночных
животных. Тогда дополнением к нему (не-А) будет множество
"немлекопитающие", которое включает множества: рыб, круглоротых,
земноводных, пресмыкающихся и птиц. Сложив множество млекопитающих (A) с
множеством не-млекопитающих (не-А), мы получим класс позвоночных, т.е. некоторый универсальный класс, обозначаемый 1.
ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП
— принцип, требующий, чтобы в случае каждого утверждения указывались
основания, в силу которых оно принимается и считается истинным.
В логике традиционной это требование обоснованности знания, именуемое
законом достаточного основания, включалось (наряду с непротиворечия
законом, законом исключенного третьего, тождества законом и др.) в
число т. наз. "основных законов мышления" или "основных законов логики".
Последующее развитие логики показало, однако, что отнесение закона
достаточного основания к числу логических законов лишено оснований.
Стало также ясно, что сама проблема "твердых оснований",
затрагивавшаяся традиционной логикой в связи с данным законом,
трактовалась поверхностно, без учета системного характера научного
знания и динамики его развития.
Обоснование теоретического утверждения - сложный и противоречивый
процесс, не сводимый к построению отдельного умозаключения или
проведению одноактной эмпирической проверки. При этом из процесса
обоснования не исключаются ни аксиомы, ни определения, ни суждения
непосредственного опыта.
Обоснование теоретического утверждения слагается из целой серии
процедур, касающихся не только самого утверждения, но и той теории,
составным элементом которой оно является.
Из многообразных способов обоснования, обеспечивающих в конечном счете
"достаточные основания" для принятия утверждения, можно выделить
следующие, наиболее часто используемые:
[97]
о Проверка выдвинутого положения на соответствие установившимся в науке
законам, принципам, теориям и т.п. Утверждение должно находиться также
в согласии с фактами, на базе которых и для объяснения которых оно
предложено. Требование такой проверки не означает, конечно, что новое
утверждение должно полностью согласовываться с тем, что считается в
данный момент законом и фактом. Может случиться, что оно заставит иначе
посмотреть на то, что принималось раньше, уточнить или даже отбросить
что-то из старого знания.
> Анализ утверждения с точки зрения возможности эмпирического
подтверждения или опровержения. Если такой возможности в принципе нет,
не может быть и оснований для принятия утверждения: научные положения
должны допускать принципиальную возможность опровержения и предполагать
определенные процедуры своего подтверждения.
> Исследование выдвинутого положения на приложимость его ко всему классу
объектов, о которых идет речь, а также к родственным им явлениям.
> Анализ логических связей утверждения с ранее принятыми общими
принципами: если утверждение логически следует из установленных
положений, оно обоснованно и приемлемо в той же мере, что и эти
положения.
> Если утверждение касается отдельного объекта или ограниченного круга
объектов, оно может быть обосновано с помощью непосредственного
наблюдения каждого объекта. Научные положения касаются обычно
неограниченных совокупностей вещей, поэтому сфера применения прямого
наблюдения в этом случае является узкой.
> Выведение следствий из выдвинутого положения и эмпирическая проверка
их. Это универсальный способ обоснования теоретических утверждений, но
способ, никогда не дающий полной уверенности в истинности
рассматриваемого положения. Подтверждение следствий повышает
вероятность утверждения, но не делает его достоверным.
о Внутренняя перестройка теории, элементом которой является
обосновываемое положение. Может оказаться, что введение в теорию новых
определений и соглашений, уточнение ее основных принципов и области их
действия, изменение иерархии таких принципов и т.д. приведет к
включению анализируемого положения в ядро теории. В этом случае оно
опирается не только на подтверждение своих следствий, но и на те
явления, которые объясняет теория, на связи ее с другими научными
теориями и т.д.
[98]
Ни
одно утверждение не обосновывается изолированно, само по себе
обоснование всегда носит системный характер. Включение утверждения в
теоретическую систему, придающую устойчивость своим элементам, является
одним из наиболее важных шагов в его обосновании. Совершенствование теории, укрепление ее эмпирической базы и прояснение
ее общих, философских предпосылок одновременно является вкладом в
обоснование входящих в нее утверждений. Среди способов прояснения
теории особую роль играют выявление логических связей входящих в нее
утверждений, минимизация исходных допущений, аксиоматизация и, если это
возможно, ее формализация.
ДОСТАТОЧНОЕ УСЛОВИЕ, см.: Условное высказывание.
ДОСТОВЕРНОСТЬ
— обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное
суждение - такое суждение, в котором высказывается твердо обоснованное
знание, например: "Луна — спутник Земли", "Вода кипит при
100 °С" и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида: ассерторические,
констатирующие реальное положение дел, и аподиктические, утверждающие
необходимую связь явлений. Д. суждений обеспечивается эмпирическим
подтверждением, экспериментальными данными, общественной практикой.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|