| |
Гуманитарный издательский центр Владос, Москва 1998
|
Александр Архипович Ивин и Александр Леонидович Никифоров
|
Словарь по логике |
БЕССМЫСЛЕННОЕ
— языковое выражение, не отвечающее требованиям синтаксиса или семантики
языка. Б. представляет собой конфликт с правилами языка, выход за рамки
установок, регламентирующих общение людей с помощью языка. Б. не
тождественно ложному, оно не истинно и не ложно, истинностное значение
имеют только осмысленные высказывания. Б. выражение вообще не
сопоставимо с действительностью. Например, выражение "Если идет снег, то
паровоз" нарушает синтаксическое правило, требующее соединять с помощью
связки "если..., то..." только высказывания; невозможно вообразить
ситуацию, в которой оно оказалось бы истинным или ложным. В Б. выражении
"Хорошо, что квадратичность пьет воображение", претендующем на оценку,
смешиваются разные семантические категории; оно также не может быть ни
истинным, ни ложным.
Б. (также как и осмысленными) являются только высказывания. Отдельные
понятия, такие, как "равнина" и "круглый квадрат", обладают определенным
содержанием, но они не претендуют на описание или оценку ч.-л. Из них
можно составить высказывание, но сами по себе они высказываниями не
являются.
Можно говорить о типах, или видах, Б. и о градациях его в рамках таких
типов. К самому простому виду Б. относятся выражения, в которых
нарушены правила синтаксиса. В искусственных языках логики эти правила
формулируются так, что автоматически исключается Б. последовательность
знаков. Синтаксис естественных языков тоже ориентирован на то, чтобы
исключить Б. Но его правила весьма расплывчаты и неопределенны, и
иногда невозможно решить, что еще стоит на грани их соблюдения, а что
уже перешло за нее.
Другой, более сложный тип Б. представляют высказывания синтаксически
корректные, но смешивающие разные выражения языка. Не являются
осмысленными, в частности, такие высказывания, как "Законы логики
желтые", "Цезарь — первое натуральное число" и т.п. С точки зрения
обычных представлений о Б. — как и с точки зрения обычной грамматики — в
высказывании "Я лгу" не нарушены никакие принципы соединения слов в
предложения, и оно должно быть отнесено к осмысленным. Однако из
предположения, что оно истинно, вытекает, что оно ложно, и наоборот,
так что его следует, скорее всего, исключить из числа осмысленных (см.:
"Лжеца парадокс").
Область Б. является разнородной и нечетко очерченной, простирающейся от
обычных "ерунды", "чепухи", "нелепости" и "чуши" до экзотичных
"нонсенса" и "абракадабры".
Отсутствие определений, разграничивающих осмысленное и Б., принято
считать недостатком обычного языка. Однако критика в данном случае
должна учитывать многие обстоятельства и быть в должной мере
дифференцированной. Расплывчатость границ между осмысленным и Б.
многообразно и интересно используется в языковом общении; в
художественной литературе с помощью этой неопределенности нередко
оказывается возможным выразить и передать то, что невыразимо и
непередаваемо никаким совершенным в своем синтаксисе и в своей семантике
искусственным языком. Особенность естественного языка,
представляющаяся слабостью и недостатком в одном отношении,
оборачивается несомненным его преимуществом в другом.
Так, у Ф. М. Достоевского нередки стоящие на грани праьил выражения,
подобные "я видел и сильно думал", "ужасно умела слушать", "он впадал в
скорбь и шампанское", "мне было как-то удивительно на него" и
т.п. Они
хорошо вписываются в общую систему экспрессивного языка Ф. М.
Достоевского, стремящегося к связности, цельности речевого потока, к
неопределенности, размытости характеристик ситуаций и действующих лиц.
Б., даже в своих крайних проявлениях, остается связанным со строем и
духом своего языка. Об этом говорят, в частности, переводы Б. с одного
языка на другой. Такие переводы не просто теоретически возможны, они
реально существуют, и один из них может быть лучше другого.
Не только в повседневном, но и в научном рассуждении имеются разные
уровни осмысленности, а значит и Б. Они особенно заметны в периоды
становления научной теории и ее пересмотра. В формирующейся теории, не
имеющей еще полной и цельной
интерпретации, всегда есть понятия, не связанные однозначно с
исследуемыми объектами.
Высказывания с подобными понятиями неизбежно
являются только частично осмысленными. Связано это гл. обр. не с
субъективными и случайными ошибками отдельных исследователей, а с самой
природой научного познания. Картина мира, даваемая наукой, постоянно
расширяется и пересматривается. Какие-то ее фрагменты теряют свою
прежнюю устойчивость и ясность, и их приходится заново переосмысливать и
истолковывать. Рассуждения же об объектах, еще не полностью осмысленных
наукой или не обретших твердого места в ее структуре и связях, по
необходимости недостаточно однозначны и определенны, а то и просто
темны.
Некоторые Б. выражения, в частности парадоксальные высказывания типа "Я
лгу", могут быть элементами логически корректных рассуждений. В
последние десятилетия развивается особая логика Б., описывающая
логические связи таких высказываний. В числе устанавливаемых ею законов
положения: отрицание Б. высказывания является Б. высказыванием (Б.
высказывания не могут, т.о., противоречить друг другу) и т.п.
Слово "Б." иногда используется в том же значении, что и абсурд, или
внутренне противоречивое высказывание (например, "Он был женатым
холостяком"). Такое высказывание не является, однако, Б. в строгом
смысле. Оно имеет смысл и является ложным.
"БРИТВА ОККАМА"
— методологический принцип, сформулированный англ, философом и логиком
У. Оккамом и требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся
интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: "Сущности не
следует умножать без необходимости". У. Оккам, средневековый англ.
философ и логик, направлял этот принцип против распространенных в то
время попыток объяснить новые явления введением разного рода "скрытых
качеств", ненаблюдаемых "сущностей", таинственных "сил" и
т.п. "Б. О." может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок принципа
простоты, требующего использовать при объяснении определенного круга
эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых
теоретических допущений. Принцип простоты проходит через всю историю
естественных наук. Многие крупнейшие естествоиспытатели указывали, что
он неоднократно играл руководящую роль в их исследованиях. В частности,
Ньютон выдвигал особое методологическое требование "не излишествовать"
в причинах при объяснении явлений.
Вместе с тем понятие простоты не является однозначным (простота в
смысле удобства манипулирования, легкости изучения;
простота допущений, лежащих в основе теоретического обобщения;
независимость таких допущений и т.д.)
Неочевидно также, что само по себе стремление к меньшему числу посылок
непосредственно связано с повышением эмпирической надежности
теоретического обобщения.
В логике стремление к "экономии исходных допущений" выражается в
требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна
выводиться из остальных. Это относится и к принимаемым правилам вывода.
С "Б. О." определенным образом связано и следующее обычное требование к
доказательству: в числе его посылок не должно быть "лишних утверждений",
т.е. утверждений, не используемых прямо при выведении доказываемого
тезиса. Это требование "экономии посылок" не является, конечно,
необходимым. Оно не представляется также достаточно ясным и не
включается в само определение доказательства. Доказательство с
"излишними" или чересчур сильными посылками в каком-то смысле
несовершенно, но оно остается доказательством.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|