| |
Перевод М. Вульфа
|
Сигизмунд Фрейд
|
Тотем и табу
Введение
|
Нижеследующие
четыре статьи, появившиеся в издаваемом мною журнале "Imago", первого и
второго года издания, под тем же заглавием, что и предлагаемая книга,
представляют собой первую попытку с моей стороны применить точку зрения и
результаты психоанализа к невыясненным проблемам
психологии народов.
По
методу исследования эти статьи являются противоположностью, с одной
стороны, - большому труду W. Wundt'a, пользующегося для той же цели
положениями и методами не аналитической психологии, с другой стороны
-
работам цюрихской школы, пытающейся, наоборот, проблемы индивидуальной
психологии разрешить при помощи материала из области психологии народов.
Охотно признаю, что ближайшим поводом к моей собственной работе послужили
эти оба источника.
Я хорошо знаю недостатки моей работы. Я не хочу касаться пробелов, которые
зависят от того, что это первые мои исследования в этой области. Однако
иные из них требуют пояснений. Я соединил здесь четыре статьи,
рассчитанные на внимание широкого круга образованных людей, их, собственно
говоря, могут понять и оценить только те немногие, кому не чужд
психоанализ во всем его своеобразии.
Задача этих статей
- послужить
посредником между этнологами,
лингвистами,
фольклористами и т. д., с одной
стороны, и психоаналитиками
- с другой; и все же они не могут дать ни тем,
ни другим того, чего им не хватает: первым - достаточного ознакомления с
новой психологической техникой, последним - возможности в полной мере
овладеть требующим обработки материалом. Им придется поэтому
довольствоваться тем, чтобы здесь и там привлечь внимание и пробудить
надежды на то, что если обе стороны будут встречаться чаще, то это
окажется не бесполезным для научного исследования.
Обе главные темы, давшие наименование этой книге,
тотем и
табу, получают в
ней не одинаковую разработку. Анализ табу отличается безусловно большей
достоверностью, и разрешение этой проблемы более исчерпывающе.
Исследования тотемизма ограничиваются заявлением: вот то, что в настоящее
время психоаналитическое изучение может дать для объяснения проблемы
тотема.
Это различие связано с тем, что табу,
собственно говоря, еще существует у нас; хотя отрицательно понимаемое и
перенесенное на другие содержания, по психологической природе своей оно
является не чем иным, как "категорическим императивом" Канта, действующим навязчиво и отрицающим
всякую сознательную мотивировку.
тотемизм напротив
- чуждый нашему
современному чувствованию религиозно-социальный институт, в
действительности давно оставленный и замененный новыми формами, оставивший
только незначительные следы в религии, нравах и обычаях жизни современных
народов и претерпевший, вероятно, большие изменения даже у тех народов,
которые и теперь придерживаются его.
Социальные и технические успехи в
истории человечества гораздо меньше повредили табу, чем тотему. В этой
книге сделана смелая попытка разгадать первоначальный смысл
тотемизма по
его инфантильным следам, из намеков, в каких он снова проявляется в
процессе развития наших детей.
Тесная связь между тотемом и табу указывает
дальнейшие пути, ведущие к защищаемой здесь гипотезе, и если эта
гипотеза,
в конце концов, оказалась достаточно невероятной, то этот характер ее не
дает основания для возражения против возможности того, что эта гипотеза
все же в большей или меньшей степени приблизилась к трудно
реконструируемой действительности.
Рим. Сентябрь 1913.
---------------------
Психоаналитическое исследование с самого начала указывало на аналогии и
сходства результатов его работ в области душевной жизни отдельного
индивида с результатами исследования психологии народов. Вполне понятно,
что сначала это происходило робко и неуверенно в скромном объеме и не шло
дальше области сказок и
мифов. Целью распространения указанных методов на
эту область было только желание вселить больше доверия к невероятным самим
по себе результатам исследования указанием на такое неожиданное сходство.
За протекшие с тех пор полтора десятка лет психоанализ приобрел, однако,
доверие к своей работе; довольно значительная группа исследователей, идя
по указаниям одного, пришла к удовлетворительному сходству в своих
взглядах, и теперь, как кажется, наступил благоприятный момент приступить
к границе индивидуальной психологии и поставить работе новую цель.
В
душевной жизни народов должны быть открыты не только подобные же процессы
и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивида, но должна
быть также сделана смелая попытка осветить при помощи сложившихся в
психоанализе взглядов то, что осталось темным или сомнительным в
психологии народов. Молодая психоаналитическая наука желает как бы вернуть
то, что позаимствовала в самом начале своего развития у других областей
знания, и надеется вернуть больше, чем в свое время получила.
Однако трудность предприятия заключается в качественном подборе лиц,
взявших на себя эту новую задачу. Не к чему было бы ждать, пока
исследователи мифов и психологии,
религий, этнологи, лингвисты и т. д.
начнут применять психоаналитический метод
мышления к материалу своего
исследования.
Первые шаги во всех этих направлениях должны быть безусловно
предприняты теми, которые до настоящего времени, как
психиатры и
исследователи сновидений, овладели психоаналитической техникой и ее
результатами. Но они пока не являются специалистами в других областях
знания и, если приобрели с трудом кое-какие сведения, то все же остаются
дилетантами или в лучшем случае
автодидактами.
Они не смогут избежать в
трудах своих слабостей и ошибок, которые легко будут открыты и, может
быть, вызовут насмешку со стороны цехового исследователя-специалиста, в
обладании которого имеется весь материал и умение распоряжаться им. Пусть
же он примет во внимание, что наши работы имеют только одну цель: побудить
его сделать то же самое лучше, применив к хорошо знакомому ему материалу
инструмент, который мы можем ему дать в руки.
Касаясь предлагаемой небольшой работы, я должен указать еще на одно
извиняющее обстоятельство, а именно, что она является первым шагом автора
на чуждой ему до того почве. К этому присоединяется еще то, что по
различным внешним мотивам она преждевременно появляется на свет и
публикуется по истечении гораздо более короткого периода, чем другие
сообщения, гораздо раньше, чем автор был в состоянии разработать богатую
литературу предмета.
Если я тем не менее не отложил публикования, то к
этому побуждало меня соображение, что первые работы и без того грешат
большей частью тем, что хотят охватить слишком много и стремятся дать
такое полное разрешение задачи, какое, как показывают позднейшие
исследования, никогда невозможно с самого начала. Нет поэтому ничего
плохого в том, если сознательно и с намерением ограничиваешься небольшим
опытом. Кроме того, автор находится в положении мальчика, который нашел в
лесу гнездо хороших грибов и прекрасных ягод и созывает своих спутников
раньше, чем сам сорвал все, потому что видит, что сам не в состоянии
справиться с обилием найденного.
У всякого принимавшего участие в развитии психоаналитического
исследования, остался достопамятым момент, когда С. G.
Jung на частном
научном съезде сообщил через одного из своих учеников, что фантазии
некоторых душевнобольных (Dementia praecax) удивительным образом совпадают
с мифологическими космогониями древних народов, о которых необразованные
больные не могли иметь никакого научного представления.
Это указало не
только на новый источник самых странных психических продуктов болезни, но
и подчеркнуло самым решительным образом значение параллелизма
онтогенетического и
филогенетического развития и в душевной жизни.
Душевнобольной и
невротик сближаются таким образом с первобытным
Человеком, с
Человеком отдаленного доисторического времени, и, если психоанализ исходит
из верных предположений, то должна открыться возможность свести то, что
имеется у них общего, к типу инфантильной душевной жизни.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|