| |
Из архива С.А.Венгерова.
Оп.: Вестник Русского
Христианского движения. № 177 (I-II, 1988),
с. 122-134 (страницы в
прямых скобках внутри текста)
|
Николай Александрович
Бердяев |
Автобиография |
Родился я в
Киеве в 1874 году в дворянско-помещичьей семье. Я всегда чувствовал на
себе и в своем жизненном пути влияние моего происхождения, семейных
преданий и обстановки моего детства. Каждая личность человеческая несет
с собой в мир много сверхличного, и это национальное, сословное,
семейное, сверхличное своеобразно преломляется в индивидуаль [123]
--------------------------------------------------------------------------------
ности каждого. Я всегда чувствовал себя не толъко русским человеком, но
и человеком западным, всегда чувствовал в себе встречу и взаимодействие
восточных и западных начал. И это отпечаталось на всей моей духовной
жизни и духовном пути моем. Если со стороны отца я принадлежу к чисто
русской семье, то со стороны матери я унаследовал смешанную кровь. Моя
бабушка, мать моей матери, была графиня Шуазель. Мать моя, урожденная
княжна Кудашева, получила французское воспитание, чувствовала себя
больше француженкой, чем русской, и всегда молилась богу по французскому
молитвеннику. У нее была также польская кровь, и она находилась в
близком общении с польскими родственниками. И я всегда чувствовал в
семье нашей польские влияния. Да и вообще в Киеве всегда силънее были
западные влияния, чем в Москве или Петербурге. Чем более я становился
зрелым, тем сильнее сознавал в своей крови и в своем духе западную
латинскую прививку. Это не значит, что я чувствовал себя отчужденным от
России или равнодушным к ее судьбе. Наоборот, у меня с детских лет было
сильное инстинктивное патриотическое чувство, доходившее временами до
экзальтации. Но сейчас, на вершине моей сознательной жизни, я понимаю,
что в характере моего патриотического чувства есть что-то не вполне
русское, что-то от западного духа. Многие черты русского характера,
наиболее восточные из этих черт, я понимаю и оцениваю со стороны и в
себе самом чувствую противление им, сознавая всю опасность этих черт для
моей родины.
В Киеве есть очень своеобразная часть города Печерск. Образ Печерска был
одним из сильных впечатлений моего детства и с ним связан склад семьи
моего Отца, от которого я унаследовал то, что во мне есть существенно
русского. Печерск есть самая старая часть города, Примыкающая к
Киево-Печерской Лавре и к киевской крепости. Прежде Печерск представлял
совершенно своеобразное соединение монашества и воинства, он весь
состоял из монастырей и военно-крепостных учреждений. На Печерске был
дом моей бабушки, матери моего [124]
--------------------------------------------------------------------------------
отца. Она была монахиней, в тайном постриге, была близка с известным
старцем Парфением. Никогда не забуду того впечатления, которое произвели
на мое детское воображение смерть и похороны бабушки. Пришли монахи,
одели покойницу в монашеское облачение и хоронили по монашескому обряду.
Дед мой, отец моего отца, умер до моего рождения. Он был заслуженный
генерал и георгиевский кавалер. Я с детства чтил память деда и увлекался
рассказами о его доблести и благородстве. Генералом и георгиевским
кавалером был и мой прадед. Все они, равно как и отец мой, служили в
кавалергардском полку. Так что со стороны отца я принадлежал к чисто
военной семье. В душе своей я всегда чувствовал образ Печерска. Во мне
смешались монашеские и военные инстинкты и определили характер моей
духовной жизни. У меня всегда были религиозные искания, и я всегда
чувствовал в себе воинственность. Моя прабабушка со стороны матери тоже
была монахиней. И я унаследовал от своих бабушек религиозно-монашеский
уклон, сложно преломлеыный в других стихиях моей природы. В детстве я
был религиозен, хотя религиозность моя не носила слишком внешне
традиционного характера. Сказывалась она также в очень ранней склонности
к религиозным размышлениям. Я был также в детстве очень воинственен,
читал много историй войн, любил строить диспозиции сражений и
переделывать карту Европы в пользу России. Долгое время у меня были
феодально-аристократические симпатии и я утверждал себя как консерватор.
Но инстинктивную любовь к свободе я ощутил в себе уже с самого детства.
Я всегда боролся за свою самостоятельность и не выносил никакого над
собой насилия. Мне очень рано удалось себя поставить самостоятельно, и я
добивался этого очень упорио и с раздражением, которое почти пугало мою
семъю. Силъное, почти до болезненности доведенное чувство «я», личности,
своей самобытности и особенности лежало в основе моего духовного
развития. У меня не было близких товарищей, и я не любил товарищеского
общества. Я всегда был скрытен и склонен [125]
--------------------------------------------------------------------------------
к уединенности, Предпочитал женское общество с самого раннего возраста,
и первыми моими более близкими и душевными отношениями были отношения с
женщинами, которые были значительно старше меня. Я поступил во второй
класс Киевского Кадетского корпуса, но жил дома, а не в интернате.
Корпуса я не любил, и моя воинственность выражалась не столько в желании
быть военным, сколько во всем складе моей внутренней жизни и в моем
темпераменте. От товарищей по корпусу я чувствовал отчуждение и остро
сознавал разницу в характере иаших интересов. В связи с этим я переживал
жгучее чувство одиночества. Одно время у меня была склонность к светской
жизни, и этот период предшествовал первому духовному кризису. Мальчиком
я очень увлекался живописью и даже окончил рисовальную школу. У меня
были способности к живописи, но настоящего дарования не было. Живопись я
бросил после того, как начал писать. Но у меня навсегда осталась любовь
к живописи. Писать для себя я начал очень рано, лет 13-14, и очень рано
сознал призвание писателя и мыслителя. Сначала я писал романы, а потом
трактаты с философическими рассуждениями. Чувство призвания у меня
всегда было сильно и всегда мною руководило.
Я всегда был автодидактом и никто никогда не руководил моим умственным
развитием. Благодаря этому во мне выработалась самостоятелъность и
внутренняя свобода. Но умственное развитие мое было неровным и
иедостаточно последовательным, образование мое - недостаточно
систематическим. Читать я начал очень рано и читал много, но без всяких
указаний. Десяти лет я уже читал Достоевскогв. Достоевский имел
определенное значение для всей моей внутренней жизни. Душа моя получила
прививку Достоевского, и это навеки предопределило характер моих
интересов и моих жизненных оценок. После Достоевского из русских
писателей наибольшее влияние имел на меня Толстой. «Война и мир» я
переживал, как свою родину, как свои душевно-телесные истоки. Из
европейских писателей особенное значение для меня имел Гете и Шекспир. В
«Вильгельме [126]
--------------------------------------------------------------------------------
Мейстере» я чувствовал изображение судьбы человеческой личности. Когда я
был совсем маленьким, я создал миф об «Андрее Ивановиче», который был
моим вторым «я». Постепенно «Андрей Иванович» начал отождествляться с
героями прочитанных мною романов. Чтение Достоевского и Толстого вызвало
во мне острое чувство недовольства окружающей жизнъю. Рано начало мне
казаться, что в жизни слишком много бессмысленного, и я начал искать
смысла жизни. Философское крещение я получил от Достоевского. Первым же
философом, который ввел меня в философию, был Шопенгауэр. Моя ранняя
склонность к пессимизму нашла себе питание и поддержку в философии
Шопенгауэра. Лет 14-15 я уже пробовал читать Канта, которого нашел в
библиотеке своего отца. В этой же библиотеке нашел я много французских
писателей ХУ11 и ХУ111 века, которых с жадностью перечитал.
В пятнадцатилетнем возрасте со мной произошел внутренний кризис, после
которого сформировалось мое духовное «я». Я ощутил безобразие, пустоту и
бессмыслицу своей жизни и жизни всей той среды, к которой я принадлежал,
и увидел смысл жизни уже в том, чтобы отдать себя исканию смысла жизни.
Я помню день, когда я горъко плакал, и после этого дня я почувствовал
себя как бы рожденным к новой жизни. После этого изменился и внешний
склад моей жизни. Я уединился, почти совершенно разорвал родственные и
светские связи и знакомства, начал еще больше читать, но уже
исключительно серьезные книги, философские и религиозные. Помню, что на
меня сильное впечатление произвела книга Ольденбурга о буддизме. Прочел
я даже несколько богословских книг. Но никто никаких указаний мне не
делал и я неумело тратил свою умственную энергию. Одно время я очень
увлекался Карлейлем, и его книга «Герои и героические истории» укрепила
во мне навсегда культ великих людей и гениев. Для всей моей жизни имело
значение то, что этот основоположный период ее протекал в полном
уединении, [127]
--------------------------------------------------------------------------------
без общения с людьми, которое имело бы для меня определяющее значение.
Встречи с людьми были у меня позже. Этот важный период моей жизни сделал
меня индивидуалистом по складу характера. В период кризиса у меня
образовалась склонность к аскетизму. Это является типическим для таких
душевных состояний. Тогда у меня созрело решение выйти из Кадетского
корпуса и держать экзамен для поступления в университет, что я и
осуществил.
К 17-18-летнему возрасту мое мировоззрение формировалось в
метафизическом направлении. В то время я впервые столкнулся с
оккулътизмом в связи с интимными событиями своей жизни. Вопросами
социальными я почти не интересовался или интересовался исключительно с
этической стороны, По общественным наукам я мало читал, не читал и тех
русских критиков, с которых обычно начинает формироваться мировоззрение
русской интеллигенции. Канта и Шопенгауера я читал раньше, чем
Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Критическое отношение к
существующему общественному строю у меня сложилось под влияиием
Толстого. Но я плохо представлял себе пути общественных изменений и
улучшений. Мне был чужд традиционный интеллигентский тип общественной
мысли. Философские и моралъные мотивы привели меня к постановке проблем
общественности. Но я никогда не был народником. Народнические настроения
и идеи всегда мне были чужды. У меня скорее были неопределенно
либеральные симпатии. Свобода всегда больше говорила моему сердцу, чем
равенство. Вступление в Киевский университет в 1894 г. вплотную
сталкивает меня с общественными и политическими вопросами. У меня
является интерес к новому для меня миру общественности. Я вышел из
уединения. Появились новые знакомства. Это было время первых увлечений
марксизмом. Вышли книги Бельтова и Струве. В борьбе марксистов и
народников мои симпатии склонились в сторону марксистов. Марксизм
представлялся мне умственно более силъным и более культурным
направлением. В марксизме собла [128]
--------------------------------------------------------------------------------
зняла меня идея нарастающей силы человека, власти над природой. Но
материалистом я никогда не был. Я соединял критический марксизм с
канто-фихтевским идеализмом. Я серьезно занимался философией и
социологией. В жизни общественной у меня всегда была склонность к
реализму и революционный утопизм мне был противен. Революционная утопия
представлялась мне подменой духовной жизни. Они подменяют утерянного
Бога. Я примкнул к ревизионистскому течению в марксизме. Я сделался
одним из инициаторов идеалистического движения. Так соединились мои
новые общественные настроения и мысли с моим духовным прошлым. Но форма
этого соединения была временной и была лишь началом длительного процесса
исканий. Первой значительной встречей в литературном мире была для меня
встреча с П.Б. Струве. Выяснилась духовная близость наших стремлений.
Первая статья моя для печати была «Ф.А. Ланге и критическая философия в
ее отношении к социализму» и напечатана она была по-немецки в «Neue
Zeit» в 1899 г. По поводу этой статьи у меня возникла интересная
переписка с Каутским. В этом же году была напечатана моя первая книга
«Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», в которой я
философски обосновал свое идеалистическое и ревизионистски-марксистское
мировоззрение, но в форме критического противопоставления моих взглядов
взглядам Михайловского. Она появилась с большим предисловием Струве, в
котором обозначался переход от позитивизма к метафизике.
В 1898 г. я был арестован и через месяц выпущен на поруки. В 1900 г.
сослан на три года в Вологду. Еще до ссылки обострился у меня
идеалистический кризис. Я возвращался к своим духовным истокам. И по
мере расширения моих духовных горизонтов я подвергал все более и более
резкой критике социалистический идеал. На почве переживаний религиозного
порядка у меня делалось отвращение ко всякой абсолютизации общественных
явлений, которые относятся к средствам, а не к целям науки. В этом
периоде у меня усилились эстети[129]
--------------------------------------------------------------------------------
ческие переживания и устремления, к которым у меня была прирожденная
склонность. Особенное значение для меня имели Ницше и Ибсен. Моя душа
раскрылась новым течениям в искусстве и исканиям новой красоты. Я
пытался сочетать реалистическую сторону марксизма с новым духом. Этот
новый дух я чувствовал родственным моему старому духу. Эта моя
настроенность отразилась в статье «Борьба за идеализм». В ссылке
внутренний кризис у меня углубился. Я чувствовал себя чуждым настроениям
и идеалам русской революционной интеллигенции. В это время обозначилось
уже течение в русской мысли, которое нашло себе выражение в сборнике
«Проблемы идеализма». Я в нем принял близкое участие. Я никогда не
чувствовал себя политиком в точном смысле слова. Но никогда не был и
индифферентистом. Чувство гражданства у меня всегда было. После
возвращения из ссылки я бывал за границей на сьездах освобожденцев и был
одним из основателей «Союза Освобождения». Но политика не захватывала
глубоко моей души. В Японскую войну я горячо желал победы России и в
этом расходился с болъшей частью общественных деятелей. В тайниках моей
души происходил религиозный процесс, искание конкретной веры. С детства
я часто бывал за границей. У меня всегда была тяга на Запад, к «великим
могилам» и «великим покойникам». После ссылки я два года подряд ездил за
границу. И самое сильное впечатление у меня осталось от первого
пребывания во Флоренции, которую я навеки полюбил единственной любовью
Осенъю 1904 г. я вместе с С.Н. Булгаковым вступил в редакцию с«Нового
Пути», который через три месяца преобразовался в «Вопросы Жизни», и
переселился в Петербург. Я сблизился с литературными кругами Петербурга,
более всего с Мережковскими, религиозные искания которых меня уже давно
интересовали. 1905 г. был очень важным в моей внутренней жизни. В этом
году, летом в деревне, после очень мучительных переживаний,
приближающихся к агонии, у меня было духовное озарение, после которого я
окончательно стал христиа [130]
--------------------------------------------------------------------------------
нином. Я поверил в Христа, Сына Божьего и Спасителя, и отныне все мое
духовное развитие и бурное движение идей протекали в пределах
христианства. В моем обращении в христианство огромное значение для меня
имела «Легенда о Великом Инквизиторе». Образ Христа соединился для меня
с тем, к кому обращался Великий Инквизитор. Христианство я принял как
свободное богосыновство. Дух же Великого Инквизитора представлялся мне
духом материалистического социализма, устраивающего царство земное для
рабов необходимости, для сынов праха. Но мое принятие христианства не
было вполне ортодоксальным и не сразу было церковным. Этот период нашел
себе отражение в книге «Новое религиозное сознание и общественность». У
меня были точки соприкосновения с Мережковским, хотя скоро обнаружились
между нами очень глубокие разногласия. В пережитом мной религиозном
кризисе огромную роль играло разочарование в самих первоосновах
революции. Я очень мучительно пережил революцию 1905 года. Я
почувствовал в ней коренную ложь, неправду ее духовной основы, и меня
ужаснуло нравственное вырождение в ее конце. В 1907 году я покинул
Петербург, разочарованный в общественных литературно-художественных и
религиозно-философских кругах его. Следующую зиму я провел в Париже, где
резко столкнулся с Мережковским в оценке отношения к церкви и революции.
Русские эмигрантские круги Парижа были мне чужды и враждебны. Я
решительно стоял на том, что христианское религиозное сознание
несовместимо с революцией и социализмом в его радикальных и интегральных
формах, После всех разочарований, меня потянуло в деревню в уединение. И
я подолгу, иногда даже большую часть зимы жил в Харьковской губ., около
Люботина, в усадьбе матери моей жены. Там происходил у меня углубленный
процесс мысли и там написано самое значительное из всего, что я писал.
Меня потянуло в Москву, в центр православия. У меня явился интерес к
сближению с церковно-православными кругами. В 1908 году я переехал в
Москву, и после [131]
--------------------------------------------------------------------------------
этого центр тяжести моей жизни был уже связан с Москвой. Я принял
деятельное участие в Московском религиозно-философском обществе. Первое
время моей жизни в Москве было радостным для меня временем встречи с
жизнью церковной. Я жил под обаянием московских церквей и монастырей.
Тогда же я начал искать сокровенной правды в старчестве и ближе всего
подошел к тайнам православия. Но с московскими православными кругами я
никогда не сливался вполне. У меня были болъшие симпатии к католичеству
и к европейской культуре. Я интимно пережил Гюисманса. Ни в один из
периодов моей жизни я не был вполне славянофилом. Мой интерес к
славянофильству и приближение к нему отразились в монографии о Хомякове.
Но я всегда чувствовал большую близость к Чаадаеву и Вл. Соловьеву, чем
к славянофилам. Религиозное осмысливание отрицательного опыта революции
привело к целому ряду статей о духовном кризисе интеллигенции. В это
время появился кашумевший сборник «Вехи». Я был одним из «вехорцев». С
1909 года я отхожу от публицистики. Критика интеллигентского
миросозерцания мне представлялась законченной. Я вновь обратился к
философии. Но более всего я интересовался мистикой. Я читал великих
мистиков и жил в углубленной атмосфере мистических настроений. Всего
более поразил меня Я. Беме, которого я глубоко полюбил. И что-то
связанное с Беме осталось в душе моей. Наряду с этим у меня шла
критическая философская работа, направленная против неокантианских
течений, которые хлынули в Россию. Давно уже я преодолел Канта,
критиковал немецкую гносеологию, и философии моя сделалась
онтологической, что я считал особенностъю русской философской мысли.
Плодом этого периода моей духовной жизни явилась книга «Философия
свободы».
Но я чувствовал все нарастающую отчужденность от московских
православно-славянофильских кругов. Коренное строение моего духа
противоречило духу этих кругов. Во мне назревал новый внутренний кризис,
после которого я окончательно сознал себя. Как и всегда, у [132]
--------------------------------------------------------------------------------
меня кризису этому предшествовал очень мучительный период. Нарастало
недовольство самим собой и покаяние переходило в омертвение души. Выход
из этого состояния возможен был лишь через внутреннюю катастрофу и
переход на новый путь. И я обрел выход и увидел новый свет через
творческое потрясение моего существа. Я почувствовал, что путь
творчества человека есть религиозный путь и религиозный опыт. Я понял,
что нового откровения нельзя ждать свыше, что новое откровение есть
творчество самого человека, есть то, что человек должен дать Богу, а не
Бог человеку. Я создал собственный миф об ответном откровении человека
Богу, как деле ответной любви человека. Есть не только откровение Бога в
человеке, но откровение человека в Боге, Христианство имеет и более
глубокий, сокровенный смысл. Взаимно имманентное, а не трансцендентное
понимание всех тайн и таинств христианства. Мой уклон к гностицизму не
приводил к разрыву с церковъю, в которой я по-прежнему видел правду
Христову. Но многое предстало лередо мной в ином свете. Плодом
пережитого моего духовного подъема явилась книга «Смысл творчества. Опыт
оправдания человека», которую я считаю самым значительным из всего мною
до сих пор написанного. Огромное значение имела для меня поездка в
Италию в 1912 году, где у меня и созрел план книги. В Италии, в
атмосфере красоты и творчества былых времен, в окружении великих
памятников прошлого родились бурные мысли моей книги. Я остро чувствовал
кризис европейской культуры. Я ощутил, что мы вступаем в новый мировой
этап. После возвращения в Москву я почувствовал себя очень одиноким и
жил два года в полном уединении. Я даже поставил себе целью нигде не
бывать и не выступать. С московскими религиозно-философскими кругами я
почти совершенно порвал. Зтот разрыв отразился в моих «Типах религиозной
мысли в России».
Мировая война направила мою мысль в иную сторону. Войну я переживал
остро, вновь вспыхнул во мне мой исконный патриотизм, и я обратился к
публи [133]
--------------------------------------------------------------------------------
цистике. Но мой патриотизм и национализм носил иной характер, чем у
нео-славянофилов, более западный. Я пытался разгадать душу России и
русского народа и написал ряд этюдов в этом направлении. Я жил надеждой,
чхо России предстоит мировая роль. Но со славянофилами полемизировал. У
меня была патриотическая оппозиция власти и жажда возрождения России. Но
революции я не хотел. К революционной идеологии у меня давно уже было
совершенно отрицательное отношение. Я чувствовал себя революционером
духа, но совсем не революционером в социально-политическом отношении. Я
всегда признавал, что общественность имеет духовные основы, но к
политической мистике у меня была антипатия. В первые дни переворота у
меня была некоторая надежда на лучшее будущее, но она очень скоро
исчезла, и я почувствовал, что Россия на краю пропасти, Пережитой опыт
войны и революции осиобождал меня от остатков религиозного анархизма.
Мое сознание обогатилось признанием самостоятельного значения
государства, которое раньше представлялось мне необходимым злом. Я не
чувствовал никакого призвания к политической деятельности. Но
патриотическое чувство, раненное революцией, не позволяло мне совершенно
отойти от общественной жизни и отдаться целиком мистическим созерцаниям,
которые мне ближе всего.
Моя духовная и умственная жизнь всегда была очень динамична, всегда
происходило во мне бурное движение. Я никогда не был академическим
философом. Познание рождалось у меня из жизни. Как мыслитель и писатель,
я очень субъективен. Религиозный мотив был у меня определяющим, но он не
являлся исключительным исканием личного спасения, он обращен и к
исторической судьбе человечества и мира. По природе своей я догматик, а
не скептик. У меня не бывало сомнений в бессмертии, но бессмертие
временами переживалось мной как темное. Наиболее характерным для всего
моего мирочувствия и миросознания я считал переживание своей судьбы как
судьбы мировой. Поэтому, когда я [134]
--------------------------------------------------------------------------------
мыслю и пишу, я совершенно лишен рефлексии, я ощущаю свое субъективное
как обьективное. Мистицизм сочетается во мне со склонностью к реализму в
жизненных оценках и нелюбовью к обманчивым иллюзиям. Мне присуще сильное
чувство зла. Религиозная антипатия к коллективному характерна для всего
моего миросозерцания. Я принимаю церковь и государство, но не принимаю
власти человеческого коллектива над личностью. С этим связана моя
кровная тема о человеке: как философ, я получил Гераклитовскую, а не
Парменидовскую прививку и мыслю движение в самом Абсолютном. Я чувствую
себя церковным христианином во вселенском смысле слова. Но никогда не
лроходила у меня вера в новое откровение. В философии моральной в основе
для меня лежит личное начало, свобода, ответственность и творчество
личности. Не без основания кто-то назвал меня христианином-ницшеанцем.
Свою мистико-гностическую философию мечтаю вложить в книгу о Я. Беме,
которую давно задумал. Кроме того мечтаю написать философию истории и
философию жизни. Но писать я могу лишь по жизненным импульсам.
Бердяев
www.pseudology.org
|
|