| |
Из книги "Наука жить", Киев:
Port-Royal, 1997. С.257–262.
Пер. с англ. Е.О.
Любченко
|
Альфред
Адлер
|
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства |
Каждый симптом в жизни
человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно
сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с
нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер
неполноценности или неадекватности, которую мы стараемся преодолеть. Вот
почему комплекс неполноценности нас больше интересует в начале, в то
время как комплекс превосходства нас интересует в его динамике, развитии.
Более того, эти два комплекса естественным образом связаны. Нас не
должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваем комплекс
неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытым комплекс
превосходства. С другой стороны, если исследуем комплекс превосходства в
динамике, мы всякий раз находим более или менее скрытый комплекс
неполноценности.
Общие положения
Необходимо уяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляем в
отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего
преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству.
Если мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о
двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как
очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство
неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним
положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и
добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы
развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем
обычные чувства.
Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно
формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это
достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая
сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь
материал, который может найти. Рассмотрим для примера ленивых детей.
Недостаток у них активности, отсутствие интереса к чему бы то ни было
могут создать у нас впечатление полного отсутствия у них движения.Но и у
них мы найдем желание превосходить других, желание, которое заставляет
их говорить: «Если бы я не был так ленив, я мог бы стать
президентом».Ихразвитие и стремление, если можно так сказать,
относительны.Они высокого мнения о себе и придерживаются представления о
том, что могли бы многое совершить и принести немало пользы, если бы...!
Конечно же, это — ложь, выдумка, но все мы знаем, что человечество очень
часто удовлетворяется выдумками. И это особенно справедливо в отношении
людей, которым не хватает смелости: они вполне довольствуются фантазиями.
Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежать
трудностей. И благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от
битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть
на самом деле.
Нам известны дети, которые начинали воровать из чувства
превосходства.Они полагают, что, обманывая, дурача других и оставаясь
непойманными, они, таким образом, становятся богаче без особых хлопот.
То же чувство очень сильно выражено у преступников, которые считают себя
героями.
Это не имеет ничего общего со здравым смыслом или общепринятой логикой,
когда убийца думает о себе как о герое — это его субъективное
представление. Ему недостает смелости, и он хочет так уладить дела,
чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни.
Следовательно, преступность — это результат комплекса превосходства, а
не проявление фундаментальной и изначальной порочности.
Похожую симптоматику мы наблюдаем у невротических личностей. Например,
они страдают бессонницей, а на следующий день им недостает сил, чтобы
справиться с требованиями дела, которым они занимаются. Им кажется, что
из-за бессонницы у них нельзя требовать безупречной работы, так как они
не в состоянии справиться с тем, что могли бы исполнить. Они жалуются: «Вот
если бы я выспался, я бы вам показал!»
Нечто подобное происходит с депрессивными личностями, которых мучает
чувство тревоги. Тревога делает их тиранами. Фактически, они используют
свою тревогу, чтобы управлять другими: с ними постоянно кто-нибудь
должен находиться, их нужно сопровождать повсюду, куда бы они ни
направлялись, и так далее. Близкие вынуждены строить свою жизнь,
подчиняясь требованиям депрессивного человека.
Депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье.
Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Они
беспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее,
но, несмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых
людей — факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре
болезнь может давать определенную силу и власть.(И если бы мы задались
вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить
– младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.)
В заключении нашего изложения общей идеи комплексов неполноценности и
превосходства, мы не можем не сказать несколько слов о них применительно
к нормальным людям. Как мы уже говорили, чувство неполноценности есть у
каждого человека. Оно не является психическим расстройством, но,
напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие.
Патологическим же это чувство становится только тогда, когда в человеке
побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность,
делает его депрессивным и неспособным к развитию.
В такой ситуации
комплекс превосходства может стать одним из методов избежать своих
трудностей. Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим,
чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство
неполноценности, ставшее для него невыносимым. У нормального человека
нет ни тени комплекса превосходства. Конечно же, он стремится
превосходить других в том смысле, что всем нам не чужды амбиции и
желание добиться успеха, но пока это стремление выражается в работе, оно
не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств.
Психология и философия
www.pseudology.org
|
|