Pöysti N.J. - Николай Иванович Пейсти
«...Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил. 1:21).

Pöysti N.J. - Николай Ивановичй Пейсти Николай Иванович Пейсти родился 10 декабря 1892 г. в России, в городе Санкт-Петербурге, в семье Ивана Ивановича и Анны Васильевны Пейсти. Отец его швед, а мать русская, урожденная Оленина. В 1895 г. его отец ушел в вечность, оставив его трехлетним мальчиком на воспитании богобоязненной матери. Его бабушка и дедушка с обеих сторон были верующими людьми, и оба родителя Николая Ивановича, уверовавшие во время известного в России пробудительного движения, руководимого Лордом Рэдстоком из Англии и В.А.Пашковым, посвятили своего единственного сына, со дня его рождения, на служение Господу.

Когда ему было 10 лет, его мать потеряла все свое состояние и должна была зарабатывать на пропитание себе и сыну и в то же время заботиться о том, чтобы сын получил образование. Обстоятельства ухудшались, и через два года юноша должен был начать работать по вечерам после школьных занятий, чтобы помочь матери. Служба его состояла в обслуживании конторы Вестинхауза, где он впервые встретился с И.С. Прохановым, который сразу же произвел на него сильное впечатление. После же обращения Николая Ивановича, его дружба с И.С. Прохановым приняла новый и более глубокий характер.

В начале 1907 г. душу юного ученика Императорского Технического Училища сильно тревожил вопрос о вечности и существовании Бога. Осенью того же года, 6 октября, выражаясь его собственными словами, он вышел «из гнетущего мрака сомнений к светлой и радостной вере в Бога». Его обращение, несмотря на то, что он был воспитан верующей матерью, было настолько реально и определенно, что он мог даже точно сказать день и час этого перехода от смерти в жизнь.

В течение трех лет, он, радуясь о своем спасении, везде свидетельствовал о своем Спасителе и принимал горячее участие в евангельских собраниях, особенно среди молодежи. Это было время совместной работы с мудрым, тогда еще молодым, руководителем молодежи Я.И. Жидковым.

Искушения и чувство бессилия привели его к исканию большей силы у Господа. Тут Господь мудро усмотрел и в руки, тогда еще совсем юного студента университета, попалась маленькая книжечка норвежского проповедника Т.Б. Баррата «Обетование Отца, или сила свыше». Это было ответом для его жаждущей души. Господь, после многих молитв, исполнил его силою Духа Святого, и служение Николая Ивановича с того времени стало приносить все больше и больше плодов.

В 1911 г., отдав себя на полное служение Господу, он отправился в Германию, в г. Франкфурт-на-Майне учиться в Методистском Богословском институте. Но мировая война заставила его возвратиться в Санкт-Петербург. На Всемирном Конгрессе Воскресных школ в Цюрихе, Швейцария, в 1913 году, Николай Иванович был одним из русских делегатов. В Санкт-Петербурге он трудился в основном, распространяя евангельскую литературу, на русских военных судах, за что однажды был арестован и только по милости Господа избежал смерти, быв выслан в Финляндию. В Финляндии он встретил Марту Ивановну Финскас, которая и была предназначена Господом быть ему верной спутнице всю жизнь. Много раз он благодарил Господа за этот ниспосланный ему дар Божий.

1917 г., более полутора лет после их бракосочетания, с однолетним ребенком они поехали в г. Петроград, где революция уже оставила свои глубокие следы на всем. Но несмотря на многие тяжелые переживания и голод, Господь обильно благословил его служение спасением многих душ.

С большими трудностями они вскоре выехали из Петрограда, остановившись только на короткое время в г. Самаре, где родилась их вторая дочь Мэри, и отправились в далекую Сибирь. Там их ослабевшая от голода малютка Алиса, их первый ребенок, умерла и была похоронена в Иркутске. Тут в Сибири, в течение трех лет, в окрестностях Никольск-Уссурийска, Н.И. Пейсти, с Божьей помощью, организовал 22 общины. Также в это время он работал при американском Христианском Союзе молодых людей (YMCA) среди военнопленных, проповедуя им Евангелие, будучи их капелланом.

Зимой 1922 г. пастор Николай Иванович Пейсти с семьей, теперь состоящей из пяти душ, едет дальше в Манчжурию, в г. Харбин. Это был крупнейший железно-дорожный узел КВЖД, где в то время проживало около двести тысяч русских.

Николай Иванович никогда не был привязан к церковным наименованиям и всячески старался помогать всем тем, кто проповедовал Христа распятого, независимо от их деноминаций. Он был директором Методистского Богословского института, руководящим общинами как баптистов, методистов, так и Христиан Евангельской Веры.

В январе 1927 г. он с семьей через Сибирь и европейскую Россию вернулся в Скандинавию. Побыв некоторое время в Финляндии, он поехал в Швецию, где проповедовал в главных городах той страны, и затем вернулся в Гельсингфорс (Хельсинки). Там он был пастором три года большой финско-шведской общины.

Особые благословения сопровождали его служение в Скандинавских странах. В эти же годы он много говорил о всемирной миссионерской работе и, видя, что интерес верующих загорелся, он организовал в 1928 г. Свободное Финляндское Миссионерское общество, которое теперь имеет много миссионеров в разных странах мира. В то же время он сделал несколько миссионерских путешествий в Латвию и Эстонию.

Несмотря на то, что души везде обращались к Господу через его служение в Скандинавских странах, он все же считал своим долгом проповедовать русским, что и заставило его еще раз оставить Финляндию и через Америку ехать на Дальний Восток. В Америке он посетил сотни общин, говоря о нуждах русского народа. Здесь он присоединяется к Русской и Восточно-Европейской Миссии, получив назначение директора Русского отдела Миссии, и едет по поручению Миссии в Харбин.

В Харбине Николай Иванович со своим семейством пробыл пять лет. Он был пресвитером общины, преподавал в Библейской школе, им организованной и положил начало изданию русского журнала «Путь веры». В Харбине он потерпел много гонений со стороны японских фашистов.

Весной 1935 г. он едет из Харбина в Шанхай, Китай, проповедует там среди русской эмиграции и в августе того же года едет обратно в Америку. Опять посещает сотни церквей вдоль и поперек Соединенных Штатов и поселяется в г.Нью-Йорке, где он начинает издавать разную духовную литературу как на русском, так и на английском языке. Особым благословением среди русского братства пользовалась его книга «Происхождение и история Библии».

Перед второй мировой войной, в сопровождении его верной супруги, он опять посещает несколько стран Европы, проповедуя Евангелие. В Польше и на Украине происходили большие собрания с его участием. В Данциге он преподает в Библейском институте Русской и Восточно-Европейской Миссии, затем едет опять в Скандинавские страны, где проповедует при громадном стечении народа и снова напоминает всем о нуждах страдающего русского народа.

За время второй мировой войны пастор Пейсти главным образом заведует миссионерским полем Миссии, посещает несколько раз Канаду и начинает возвещать Благую весть посредством радиовещания на двух радиостанциях: одна всемирная HCJB в Кито, Эквадор, а другая местная города Нью-Йорка.

Ненавистная война со всеми ее ужасными последствиями, которые Николай Иванович предвидел, сильно повлияла на его здоровье. Его сердце стало сдавать. Вскоре, после окончания войны, он только и мечтает, как бы помочь скорее пострадавшим от войны, главным образом русским верующим.

Как только почтовые связи наладились между Америкой и другими странами, стали посылаться многочисленные посылки с пищей, одеждой и духовной литературой из конторы Русской и Восточно-Европейской Миссии в Нью-Йорке, где пастор Пейсти имел свою постоянную канцелярию с 1937 г., во многие части Европы.

Всей душой он стремился быть на месте, быть с теми и там, где жили и страдали его многочисленные братья и сестры, помогать им духовно, а также чтобы еще лучше понять их нужды для дальнейшей и более эффективной им помощи.

Господу было угодно исполнить его желание. С июня по октябрь 1947 г. в сопровождении своего старшего сына Ярла, проезжая девять стран разоренной Европы, пастор Н.И. Пейсти неустанно проповедовал, несмотря на все более и более ослабевающее сердце. Видя окружающие страдания и вопиющую нужду, он все сильнее переживал их и, наконец, в Финляндии во время одной проповеди он упал на кафедру без сознания. И только дважды после этого он выступал с проповедью и то только по 20 минут. В последний раз он даже просил своего сына стоять около него, пока он проповедовал.

По милости Божьей 31-го октября 1947 г. он вернулся к себе домой. Лежа в постели больным в течение 3-х недель в полном покое и мире он все же не переставал думать, как бы эффективнее помочь и осуществить свой лозунг последних лет: «Миллионы русских для Христа».

Продиктовав длинное письмо поздно вечером 19 ноября своим братьям в Европу, увещевая их стоять на страже единства веры, и ввиду скорого пришествия Христа, он созвал свое семейство и молился за каждого в отдельности, вспоминая также и многих работников на ниве Божьей. Этой же ночью, 20 ноября 1947 г., Николай Иванович спокойно во сне отошел в вечность и похоронен в г. Нью-Йорке.

Библиография (книги):

Происхождение и история Библии - New York City, Colonial Printing & Publishing CO., 1943, 231 стр.
Опыт систематического Богословия – New York Сity, Russian and Eastern – European Mission, 1941, 48 стр.
With Christ in Russia and Siberia – Milwaukee, Wis., Word & Witness Publishing CO., 1936, 62 стр.
Have we correctly interpreted certain prophecies? - Chicago, IL. Word & Witness Publishing CO., 1942, 67 стр.
Источник

Встречи, люди, нравы, судьбы....время

 
www.pseudology.org