Анатолий Омельчук

Василий Фёдорович Кель
Сибкомплектмонтаж
«Бог создал землю. Все остальное сделали строители»
Василий Кель

Василий Федорович КЕЛЬ. Генеральный директор ОАО «Сибкомплектмонтаж». Лауреат премии Совета Министров СССР. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Заслуженный строитель Российской Федерации. Почетный работник Миннефтегазстроя и Минтопэнерго. Член-корреспондент Академии технологических наук РФ.


– Василий Федорович, главное событие последнего времени – пуск газового месторождения «Заполярное». Но со стороны складывается впечатление, что этот грандиозный и по-своему уникальный комплекс построили исключительно газовики.
– Хм… У заказчика вполне определенные функции: проект, контроль качества строительства, поставки оборудования, финансирование. Но хочу заверить, что все построенное там, на Ямале, сделано строителями.
– Последние, похоже, никогда себя на первый план не выдвигают?
– Пока работали – нас никто особо не замечал. А как построили, и все получилось значительно и хорошо, комплекс стали всем показывать… Ну, а что касается строителей, то их во время пуска уже практически там не было.
– Шедевр сотворили?
– Шедевр. Им можно смело гордиться!
– «Заполярка», похоже, задала жару даже бывалым строителям?
– Да, если учесть, что до этого успели растерять кадры, потеряли темпы в строительстве. А год назад потребовалось их нарастить. Весной 2000-го было принято решение: в сентябре 2001 года месторождение надо сдавать. Посчитали: да, вполне реально. И под это купили основную трубу для газосборных коллекторов-шлейфов и начали их просто штурмом брать… Ну, и результат – вот он, получился!

Вообще, такую УКПГ (установку комплексной подготовки газа – ред.), как на «Заполярном», не строили ни на Ямбурге, ни в Уренгое. 30 миллиардов кубометров газа в год! Огромная мощность!

  На Североуренгойском месторождении газа– Получается, до этого 10 лет ваше объединение «перекуривало»?
     – Я бы так не сказал. Мы работали на других месторождениях – Уренгойском, Ямбургском. А после этого сложилась ситуация, что несколько лет никому ничего не нужно было.
     – Вот вы упомянули слово «штурм». Штурмовщина – неотъемлемое прошлое социалистического строительства. А при нашем нынешнем, почти буржуазном? Разве в буржуазную эпоху возможна штурмовщина?
     – Может быть, я слово подобрал не то. Но это – темп, который требуется каждый день, круглые сутки… «Надо!». Много лет его не было, и вдруг понадобилось! Нужно было снова привыкать к этому.
     – За годы вынужденного «перекура» много профессионалов потеряли?
     – Мы потеряли, прежде всего, систему подготовки кадров. В бывшем Миннефтегазстрое существовала, к примеру, школа сварщиков в Уфе, она готовила прекрасных специалистов. А еще школа машинистов-трубоукладчиков в Челябинске, школа сварщиков в Обнинске… Этого не стало. А бригадира воспитать очень сложно. Он же «плетет» трубопроводы, как хорошая женщина кружева!
     Потеряли очень много людей, подготовки не стало… Те, которые ушли, на Север возвращаться уже не хотят. Попробовали другую жизнь, она оказалась чуть-чуть лучше… Но самые преданные все же остались.
     – Как правило, самый востребованный – всегда профессионал. В вашем коллективе остались патриоты или профессионалы?
     – Скажу так: профессионалы-патриоты. Они все сумели проникнуться той идеологией, которая была в «Сибкомплектмонтаже»: традиция сдавать «под ключ», делать хорошо, делать красиво.
     – Может быть, на «Заполярном» вы, наконец-то, загребли кучу денег?
     – Заработали. Ровно столько, сколько это стоило. К сожалению, нам их все до сих пор не заплатили. Могу сказать вполне ответственно, что несколько сот миллионов рублей «Сибкомплектмонтаж» еще не получил. А «Заполярка» качает газ каждый день.
     – Кель зарплату героям «Заполярного» выплачивает своевременно?
     – Зарплату в «Сибкомплектмонтаже» последние три года платят регулярно. Иногда приходится, конечно, нелегко, но платим ее вовремя.
     – Газовики хвастают своими «ноу-хау» на «Заполярном». Интересно, а у строителей были свои «ноу-хау»?
     – Считаю, были. Нас определили на «Заполярном» генеральным подрядчиком. Это огромная стройплощадка, и надо было осмыслить совершенно новый проект. Все металлоконструкции мы заказали на уральских заводах – в Нижнем Тагиле, Златоусте, Первоуральске… Получилось намного дешевле, компактнее, красивее, чем если бы делали на месте. И это дало определенный эффект.
Корпус регенерации ТЭГа на УКПГ-1С Заполярного месторождения– Сколько времени вы строите газовые промыслы на Севере?
     – Давно. С 1962 года.
     – 40 лет?!
     – Да, в этом году ожидается круглая дата. Но Север был не всегда. В промежутках трудился в Туркмении, Латвии, на Западной Украине…
     – Вот из этих сорока самое «звездное» время какое?
     – Да вы знаете…
     – Ну, когда душа пела!
     – Самое «звездное», говорите? Везде по-своему чувствовал себя хорошо. Было очень интересно работать, когда осваивали месторождение Шатлык в Туркмении. Огромный промысел! Уренгой тоже запомнился, потому как таких объемов я до него тогда еще не видел. А Ямбург – это суперблочное строительство, которого нигде в мире не существовало, и мы его внедряли. Сегодня все построенные установки-газопромыслы работают там безотказно.
     – Время газовых гигантов прошло?
     – Думаю, нет.
     – Нет?
     – Уверен. Вы же знаете, председатель правления «Газпрома» и губернатор Ямала подписали соглашение, что такие месторождения, как Харасавэй и Бованенковское, отходят «Газпрому» для их обустройства. Это очень большие месторождения. Думаю, на Ямале еще не все открыто. Наверное, хорошо, что пока отказались от концепции выходить в Карское море, на шельф. Необходимо осваивать то, что есть на суше. Нам работы хватит на много поколений!
     – Душа строителя больше радуется, когда выходите на гигант, или когда на просто хорошее, нормальное месторождение? Масштаб играет какую-то роль?
     – Конечно. Хотя есть небольшие месторождения, которые по-своему были тоже интересны. Параллельно с «Заполярным» мы сдавали УКПГ на Североуренгойском месторождении. Прекрасный проект, мы построили компактную установку комплексной подготовки газа на 5 миллиардов кубометров газа в год. Сейчас она работает – любо-дорого посмотреть!
     Но когда «Заполярку» видишь, что там построено, – а я чего только не строил в своей жизни, – такого красивого объекта нигде не видел!
     – С кем интереснее вам работать – с частной фирмой или с таким монстром, как «Газпром»?
     – Должен сказать: частная фирма оперативнее решает все проблемы. Быстрее вникает, что ли. Хотя на «Заполярке» был создан штаб, в него вошли очень квалифицированные люди. Каждый день собирались заседания, очень корректно, грамотно, что у нас редко бывает, «разруливались» все вопросы.
     – Насколько реальна возможность работать в руководимом вами коллективе?
     – Работники нам требуются, особенно рабочие. После УКПГ-1С «Заполярного» у нас произошел спад. Но есть объекты, на которых мы продолжаем работать и уже получили аванс под «Заполярное-2», УКПГ-2С. Мы как раз там только начинаем, и необходимость в людях есть.
     Установка комплексной подготовки газа (УКПГ-1С) Заполярного месторождения– Вы принимаете строителей на контракт. А на всю оставшуюся жизнь не принимаете?
     – Мы берем людей под конкретный объект. В контракте оговариваются все необходимые условия.
     – Приведу мнение бывалого управленца: «Рабочий класс России утрачивает свои позиции, теряет конкурентоспособность». Ведь и вы принимаете на работу туркмен, украинцев…
     – Если сказать честно, то украинские бригады работают лучше, чем наши. Начинает сказывается то, что у нас уже 10 лет подготовкой кадров никто не занимается.
     Раньше, когда я был управляющим трестом, мне до 20 инженеров давали. 20 молодых специалистов! Через год смотрел, кого можно поставить прорабом, кого – мастером, кто годится, кто не годится. Теперь же я беру человека на определенных условиях, но люди, к сожалению, не всегда у нас приживаются.
     Поэтому мы разработали свою систему подготовки кадров. У наших сотрудников есть дети, они учатся в школе, хотят учиться дальше. А все платное. Мы заключаем договор с таким студентом, родителями и вузом. «Хочешь у нас работать, хочешь, чтобы мы платили?» – «Да». – «Иди вот на эту специальность. Мы за тебя вузу заплатим. После того, как закончишь учебу, 5 лет ты у нас работаешь»… Со следующего года будем получать уже свои кадры.
     – В вашей фирме порядки капиталистические или социалистические?
     – В нашей фирме – человеческие.
     – Кто сегодня Василий Федорович Кель? Строитель? Бизнесмен? Экономист?
     – Сложный вопрос. Наверное, все вместе. Раньше был чистый строитель. А деньги не надо было считать, деньги шли от Бога,…
     – Немного, но от Бога?
     – …и задача стояла такая: мне надо было доказать, что я не могу этого делать. Я искал причины. А сейчас все время ищу работу, работу выгодную, а невыгодную делать не буду.
     – Получается?
     – Ну, а как же? Живем же!
     Монтаж факельного устройства на Заполярном месторождении– Вы член Совета директоров «Запсибкомбанка». Этот банк – эффективный?
     – Считаю, да. Очень солидный, очень надежный банк. С ним практически все работают.
     – Хорошо ли, что его головной офис почему-то в Салехарде? Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
     – Это случилось, потому что… случилось. Банк преследовали, он практически был арестован, не пускали даже Совет директоров в офис. Мы вынуждены были как-то реагировать, чтобы спокойнее было работать. Перерегистрировались в Салехарде и сейчас работаем хорошо.
     – Обратного хода не будет?
     – А зачем?
     – Кстати, «Сибкомплектмонтаж» где платит налоги?
     – «Сибкомплектмонтаж» зарегистрирован в Тюмени, поэтому и налоги платит в Тюмени. Филиалы в Новом Уренгое, Нефтеюганске и поселке Боровский платят налоги по месту своей регистрации.
     – Ходят слухи, что Кель прикупил еще один банк?
     – Это неправда. Если уж быть точным: не он лично, а «Сибкомплектмонтаж» купил пакет акций Тюменского городского банка.
     – В каком состоянии их купили?
     – Банк дееспособный, абсолютно рентабельный, там вполне нормальная ситуация.
     – Велика ли заработная плата работающих на Севере вахтовым методом сварщиков, монтажников? Соревнуетесь ли с газовиками и нефтяниками по «толщине» кошелька?
     – Все относительно. С газовиками мы соревноваться не можем, у них зарплата побольше, чем у нас. Однако и у нас она чуть-чуть больше, чем в других организациях Тюмени.
     – Кстати, здесь, в Тюмени, вы занимаетесь общестроительными работами?
     – В Тюмени мы даем работу примерно тысяче человек. Судостроительный завод готовит понтоны, завод «Сантехкомплект» изолирует нашу трубу.
     – Собираетесь ли выигрывать тендер по дальнейшему освоению полуострова Ямал?
     – На Ямал мы, конечно же, собираемся. У нас там остались большие наработки. В 1989 году мы сделали первый эксперимент по изготовлению суперблока для Нового Порта, подогнали судно типа «Ро-Флоу», которое затаскивало в себя эти блоки и довозило их до места. Это был первый эксперимент, чтобы выйти на Бованенково. Но потом как-то все заглохло…
     Полагаю, что «Газпром» для начала должен озвучить: как осваивать полуостров, с какой стороны идти – то ли с востока на запад, то ли наоборот. Будет готова концепция – мы сразу подключимся.
     – Как вы думаете, ожидается ли ожесточенная конкуренция на право освоения полуострова? Или у вас не будет конкурентов?
     – Так сейчас не бывает. Конкуренты всегда есть, они просто должны быть. И очень хорошо, что они есть.
     Цех осушки газа на УКПГ-1С– На ваш взгляд, поднимается ли сегодня престиж строительной профессии?
     – Идет подъем, причем с каждым годом. И можно уже смело повторять: «Бог создал землю, все остальное сделали строители». Другого просто не может быть.
     – Божественная концепция?
     – Да.
     – Ученые утверждают, что нефтяные и газовые ресурсы Тюменской области практически исчерпаны.
     – Мы сотрудничаем со многими институтами и считаем, что ресурсы даже далеко не разведаны. Так что работы хватит всем и надолго.
     – На вашем предприятии очень много ветеранов. Помощь им оказываете?
     – У нас до сих пор работают знаменитые бригадиры. Герой Социалистического Труда М.И. Буянов, лауреат Ленинской премии А.Ф. Шевкопляс, кавалер орденов Трудовой Славы Л.А. Ашихмин и заслуженный строитель России В.А. Гончаров. Имея колоссальный опыт, они отдают его сегодня молодежи, воспитывают подрастающих рабочих. Как их не уважать? А тем, что ушли, всегда помогаем.
     – Интересно, генеральный директор «Сибкомплектмонтажа» доволен сегодняшним портфелем заказов?
     – Мы работаем у нефтяников на Приобском месторождении, там сегодня ведутся пусконаладочные работы по первой очереди ЦПС (центральный пункт сбора – ред.). Кроме того, выполняем заказы для «Сургутнефтегаза», «Ноябрьскнефтегаза», «Башнефти»…
     – Николай Константинович Байбаков определил XXI век как «век газа». Строителям работы на XXI век хватит?
     – Обязательно!

Copyright © - Элита-Регион


www.pseudology.org