Агеев С.С.

От марксиста Николая Елизарова до антикоммуниста Цзян Цзинго
о бывшем свердловчанине , ставшем президентом Тайваня

Цзян Цзинго - президент Тайваня с 1978 по 1988 годВ октябре 1987 г., всего за несколько месяцев до смерти, президенту Тайваня Цзян Цзинго задали вопрос: "Что является самым важным из того, чему Вы научились за свои 77 лет?"

Страдающий диабетом человек, с ослабленным зрением, прикованный к инвалидной коляске, удивил задавшего ему вопрос своей неожиданной реакцией, явно не соответствовавшей немощному состоянию. "Искоренять коммунизм,"- прорычал Президент Республики Тайвань. "Коммунизм является самой большой угрозой миру сегодня. Истоки мирового хаоса - в коммунизме".

Но на самом деле Цзян Цзинго вовсе не был твердолобым политическим деятелем. Именно он в 1987 г. отменил введенное в 1949 г. военное положение на острове и действовавшее сорок лет запрещение гражданам Тайваня посещать континентальный Китай.

Именно он, бескомпромиссный борец с коммунизмом, сын генералиссимуса Чан Кайши (Чан и Цзян - это одна и та же фамилия) и его приемник на посту руководителя партии Гоминьдан, бывший министр обороны, затем премьер-министр, направил страну, где несколько десятилетий царил авторитарный режим, на путь демократических и экономических реформ, сотворивших процветающее ныне государство.

Именно он стал творцом "экономического чуда" на Тайване и теперь этот крохотный остров исправно обеспечивает самые высокоразвитые страны первоклассной электроникой.

Биография Цзян Цзинго одна из самых удивительных для деятелей такого масштаба и немалая часть ее прямо связана с Екатеринбургом. Вполне вероятно, что именно пребывание в его в нашем городе сыграло огромную роль в эволюции мировоззрения от марксизма к антикоммунизму.

Чан Кайши - отец

Родился он в первом браке Чан Кайши, который длился недолго. Возможно, свою роль в разводе родителей Цзян Цзинго сыграло то обстоятельство, что Чан женился очень рано, в соответствии с волей родителей.

Цзян Цзинго - Николай Елизаров в МосквеВторую жену Чан Кайши нашел среди шанхайских красавиц, но и этот брак оказался недолговечным.

Третьей его женой в 1927 г. стала дочь богатого предпринимателя Сун Мэйлин, получившей христианское воспитание и образование в США. Ради того, чтобы жениться на ней, Чан Кайши тоже принял христианство.

Но еще до своего третьего бракосочетания, в 1925 г., Чан Кайши направил на учебу в Москву своего сына.

В 1923 г. он сам побывал в СССР как официальный представитель Президента Китая Сунь Ятсена, который обратился к стране Советов за помощью. Чан Кайши пробыл в Москве 3 месяца, где встретился с самыми видными большевиками и руководством Коминтерна, в том числе Троцким и Бухариным.

Со своими задачами он справился - вскоре в Китай было направлено много военных советников из СССР во главе с Блюхером. Заодно была улажена и семейная проблема - Цзян Цзинго приехал на учебу в Москву и был очень тепло принят большевиками.

В СССР его знали как Николая Владимировича Елизарова

Россия

Одно время он даже жил в семье сестры В.И. Ленина Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой. Отсюда, видимо, и произошла новая фамилия китайского комсомольца. Те, кто был знаком с ним, рассказывают, что имя Николай он позаимствовал из псевдонима В.И. Ульянова - Николай Ленин. А отчество, наверное, произошло от настоящего имени Ленина.

До отъезда в Советскую Россию Цзян Цзинго был активным членом китайского комсомола и Гоминьдана имеются данные о его участии в революционных событиях в Шанхае и Пекине. В Москве его готовили к активной коммунистической работе в Китае.

Сыну Чан Кайши дали возможность окончить Коммунистический университет трудящихся Востока, затем военно-политическую академию. В 1927 г. он стал гражданином СССР, а в 1930 г. - кандидатом в члены ВКП(б).

У будущего Президента была еще "учеба большевизму на практической работе" - слесарем, а затем заместителем помощника директора московского завода "Динамо". Был еще небольшой период работы в каком-то колхозе. Одновременно он учился в аспирантуре Международной ленинской школы.

Любовь

Цзян Цзинго - Николай Владимирович Елизаров с Фаиной Ипатьевной Вахревой. 1935 годНа все это ушло 7 лет, а в 1932 г. он приступил к работе на Уралмашзаводе - помощником начальника крупнейшего на заводе механического цеха. В его обязанности входила, в частности, организация социалистического соревнования, распределение жилья, обеспечение работников цеха обедами и еще многое другое.

В 1934 г. он стал редактором заводской газеты "За тяжелое машиностроение". В декабре 1936 г. Николая Владимировича Елизарова приняла в партию первичная организация типографии Уралмашзавода и редакции заводской газеты. А еще он избирался депутатом Совета Орджоникидзевского района г. Свердловска.

Уралмашевцы, близко знавшие Цзян Цзинго, отмечали его открытый и жизнерадостный характер, гостеприимство. Крепко сдружился он с комсоргом своего цеха Федором Аникеевым, который сыграл определенную роль в создании семьи Елизаровых.

"Слушай, Федор, проводи-ка ты меня к станку Фаины. Мне неудобно - я все-таки начальство, а ты - комсорг", - с такой просьбой иной раз обращался к бригадиру сборщиков холостой помощник начальника цеха Елизаров.

Визиты эти к молодой станочнице продолжались недолго - в 1935 г. в районном ЗАГСе был зарегистрирован брак Николая Владимировича Елизарова с Фаиной Ипатьевной Вахревой. В 1936 г. у них родился сын Эрик.

Заложник

Свердловск. Цзян Цзинго - Николай Владимирович Елизаров на фоне заводоуправления "Уралмашзавода" на площади Первой ПятилеткиКак Цзян Цзинго оказался в нашем городе? История эта до конца не выяснена, но вполне вероятно, что решающую роль сыграли острые разногласия его отца с правителями Кремля, которые помогали не только Гоминьдану, но и китайским коммунистам, постоянно стравливая эти две влиятельные политические силы и мешая совместной антияпонской борьбе.

В результате Цзян Цзинго становится заложником и его жизнь ставится в прямую зависимость от поведения отца. А для большей убедительности его отправили подальше от Москвы, китайского посольства и студентов-китайцев, обучавшихся в вузах. Во всяком случае, в Свердловске НКВД несравненно легче было его контролировать и пресекать деятельность связных от отца.

Ходили слухи, что такие случаи были, отец постоянно искал возможности вызволить сына, хотя тот и публично отказался от него в советской печати.

Интересно, что вскоре вслед за Цзян Цзинго здесь же, на Уралмаше, оказались еще двое известных в то время в стране людей: бывший генеральный секретарь РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) Леопольд Авербах и бывший секретарь Николая Бухарина в Коминтерне Ефим Цетлин.

Оба они в свое время были основателями российского комсомола и вели активную большевистскую агитацию в Германии по линии КИМа (Коммунистического Интернационала Молодежи), за что были арестованы и высланы обратно в СССР. Для них пребывание в Свердловске тоже было фактически ссылкой - уж слишком близки они были к впавшим в немилость вождям революции - Бухарину и Троцкому.

Л. Авербах и Е. Цетлин часто бывали в коммунальной квартире по улице Красных партизан, где в одной из комнат жили Елизаровы. Как-то раз все вместе - Елизаровы, Аникеевы, Авербах и Цетлин встретили там Новый год. Частенько по вечерам Елизаров, Авербах и Цетлин совершали по вечерам совместные прогулки по лесу верхом на лошадях.

Под руководством Л. Авербаха, ответственного секретаря главной редакции "Истории заводов и фабрик", Н. Елизаров взялся за написание истории Уралмаша и вроде бы до своего отъезда в Китай успел многое подготовить к печати. Только материалы эти до сих пор не найдены.

Случайно ли, что друзьями бывшего китайского комсомольца Николая Елизарова стали именно Л. Авербах и Е. Цетлин? Трудно поверить, что их сблизили только личные интересы, обмен опытом комсомольской работы. Может именно они и следили самым тщательным образом за заложником?

Во всяком случае, связь с "органами" у Л. Авербаха была самая тесная - его сестра [Ида] была женой наркома внутренних дел Генриха Ягоды (кроме того, он приходился зятем В.Д. Бонч-Бруевичу и племянником Я.М. Свердлову).

"Враг народа"

Цзян Цзинго стал свидетелем того, как в Советском Союзе организуются процессы над "социально чуждыми" людьми. На его глазах в 1934 г. проходил суд над так называемыми "поджигателями" кузнечно-прессового цеха Уралмашзавода. Никаких доказательств вины подсудимых не было, пожар явно был вызван бесхозяйственностью и разгильдяйством, желанием поскорее отчитаться о пуске еще одного важного "объекта социализма".

Цзян Цзинго с сыном ЭрикомА отыгрались на нескольких специалистах, мобилизованных когда-то в армию Колчака, да еще рабочих, имеющих "кулацкое" происхождение. Пятеро уралмашевцев были тогда расстреляны, шестеро - отправлены на Колыму (позже все они были реабилитированы).

Общественным обвинителем на процессе был Л. Авербах - в то время секретарь парткома Уралмашзавода, а судьей - С.Г.Чудновский, тот самый, что в свое время без суда и следствия организовал расстрел адмирала А.В. Колчака. Оба они ненавидели буржуазию, старую русскую интеллигенцию и офицерство.

Они разрушали старый мир, используя для этого любой предлог. Но пули, которые отливал для "врагов народа" друг Цзян Цзинго Авербах, в конце концов прилетели в него самого - в годы ежовщины он сам был арестован и расстрелян как троцкист.

Аналогично завершилась и жизнь второго приятеля китайского комсомольца - Ефима Цетлина. Арест друзей имел печальные последствия для самого Цзян Цзинго. Ведь Авербах рекомендовал его в партию!

Бдительные товарищи по партии отстранили тогда его от должности редактора газеты в связи с тем, что он "не разоблачал методы предательской контрреволюционной работы Цетлина".

1978 год, Тайвань. Цзян Цзинго - президентНо этого было мало, общественность жаждала крови. В феврале 1937 г. делегаты районной партийной конференции потребовали расправы над Цзян Цзинго. Тогда его защитил секретарь горкома М.В. Кузнецов: "Он учится у нас, он молодой в нашей партии... Мы его послали в такую организацию, где он под руководством городского комитета партии, под руководством И.Д. Кабакова, под руководством городского Совета будет выправляться".

Секретарь горкома оказался тогда не совсем прав: и он, и секретарь Свердловского обкома ВКП(б) Кабаков недолго воспитывали Цзян Цзинго - вскоре они были арестованы, так же как и многие другие работники аппарата обкома, горкома и горсовета.

Будущий президент Тайваня недолго работал в Свердловском горсовете заместителем заведующего орготделом, не далее мая 1937 г., по всей вероятности до ареста. Впрочем, что произошло тогда на самом деле - никто до сих пор не знает.

Николай Елизаров на некоторое время совсем исчез из поля зрения своих друзей-уралмашевцев, которые в последний раз увидели его на Свердловском железнодорожном вокзале.

Он заранее известил их телеграммой о дне, когда будет проезжать через Свердловск из Москвы в Китай. "Вот, Николая посылают в Китай воздействовать на отца", - так примерно сказала тогда его жена Фаина, бывшая уралмашевская комсомолка.

"Цзян - голубое небо"

Похоже, что к тому времени И.В.Сталин осознал всю угрозу, которую представляла для Советского Союза Япония, и то, что Чан Кайши является, безусловно, лидером китайского народа. Сына пришлось вернуть отцу. Так удачно завершился советский период биографии будущего президента Республики Тайвань.

Фаина-Фанлян у бюста любимого мужа Цзян ЦзингоДо 1945 г. Цзян Цзинго, являлся губернатором административного района Ганнань провинции Цзянси, затем возглавил отдел иностранных связей военно-политической администрации Северо-Восточного Китая, руководил молодежным движением.

Тогда его прозвали "Цзян - голубое небо", с намеком на неподкупного судью - персонажа одной из китайских опер. А затем, когда  гоминьдановское правительство оказалось в изгнании на острове Тайвань, стал шефом тайной полиции.

С 1978 по 1988 год, до самой смерти, бывший коммунист Николай Елизаров, а теперь Цзян Цзинго - президент республики Тайвань.

Изменились имена и других членов семьи: первенцу Эрику сам Чан Кайши дал имя Цзян Сяовэнь, продолжатель рода Цзян.

Фаина с тех пор стала Цзян Фанлян, что означает "справедливость и добродетель".

Сейчас мадам Цзян Фанлян в одиночестве доживает свой век на острове Тайвань

Источник


Евгений Трифонов
Трагедия и борьба Внутренней Монголии
 
 
Хух-Хото, столица Внутренней Монголии
 
Хух-Хото, столица Внутренней Монголии
О том, что есть такая страна – Монголия, знают все. Гораздо меньше известно о том, что Монголий на самом деле две. Одна – Монгол Улс, бывшая Монгольская Народная Республика со столицей Улан-Батор; вторая – Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) в составе КНР. Это – часть исторической Монголии, причём немалая: территория АРВМ составляет 1,181 тыс. кв. км (площадь суверенной Монголии – 1,564 тыс. кв. км). При этом население собственно Монголии – 3 миллиона человек, а АРВМ – 30 миллионов. Правда, монголов из них менее 6 миллионов, остальные - китайцы-хань…
История Внутренней Монголии своеобразна. В середине XVII века единое Монгольское государство распалось, и племена современной Внутренней Монголии присоединились к Маньчжурской империи Цин. Монголы Внутренней Монголии, как и в Халхе (Северной Монголии), получили широкое самоуправление. Тем не менее судьба Внутренней Монголии пошла по другому пути, отличному от Халхи: её земли активно заселялись китайцами. «В течение всего XIX в. происходил рост различий в развитии между Внутренней и Внешней Монголией. Халха имела более широкие политические свободы, ее экономическая система была слабо интегрирована в общий китайский рынок, а присутствие военного контингента и ханьского населения на территории Внешней Монголии было не столь значимым, как во Внутренней Монголии. Именно поэтому в XIX в. из-за произвола цинских чиновников началось массовое переселение ханьцев в данный регион. К середине XIX в. во Внутренней Монголии проживали уже около миллиона ханьцев и примерно столько же монголов [Потанин 1910: 47]. …
Ханьские переселенцы занимали лучшие земли, изгоняя с них монголов-скотоводов. Это спровоцировало волну недовольства среди монгольского населения, что позднее вылилось в межэтническую напряженность и антиманьчжурское движение» (Курас Л.В. Внутренняя Монголия в составе империи Цин: власть и общество (XVII - начало ХХ в.), интернет-версия). Между китайцами и монголами происходили частые столкновения, вылившиеся в бойню 1891 г., когда китайские поселенцы, организованные сектой Цзиньдандао («Путь золотого эликсира»), устроили резню, уничтожив 150 тысяч монголов.
В конце XIX – начале XX века монголы начали искать пути противодействия китайскому курсу на их поглощение, ассимиляцию и маргинализацию. В монгольских кочевьях появлялись партизанские отряды, началось дугуйланское движение – создание самостоятельных органов власти, боровшихся с произволом китайских властей; дворянство искало покровительства у России.
Осенью 1911 г. в Китае началось антиманьчжурское восстание, свергшее империю Цин. Крушение империи, гарантировавшей (хотя бы формально) права и привилегии монголов, и создание национальной Китайской республики освободило монголов от любых обязательств – монголы были связаны договорами с маньчжурской династией, а не с Китаем. 1 декабря 1911 г. монгольские князья и буддийское духовенство провозгласило в столице Халхи Урге (Нийслэл-Хурэ) независимость Монголии. Богдо-гэгэн VIII, буддийский лидер страны, 29 декабря был возведён в Богдо-ханы; Монголия стала теократической монархией. Князья и ламство Внутренней Монголии участвовали в провозглашении независимости и объявили о присоединении своих хошунов к единому монгольскому государству (о присоединении к Монголии заявили также монголы Барги - территории на Северо-Западе Маньчжурии, и Кукунора). Богдо-хан выпустил обращение (лундэн), в котором говорилось: «Наша Монголия должна создать объединенное государство».
Однако во Внутренней Монголии большинство населения было китайским, и там дислоцировались китайские войска. Китай же независимости Монголии не признал, и во Внутренней Монголии начались военные действия между китайской армией, поддержанной китайскими поселенцами и отрядами прокитайски настроенных монгольских князей, и монгольскими партизанскими отрядами.
Война за независимость
Ещё до провозглашения независимости Монголии баргутские князья сумели получить в России партию оружия, и в январе 1912 г. их отряды заняли город Хайлар, объявив о присоединении Барги к Монголии. В то же время начались военные действия и в Халхе: китайский гарнизон в городе Кобдо, опираясь на отряды дунган и казахов, пытался сохранить китайский контроль над Западной Монголией.
Во Внутренней Монголии начал бои с китайцами князь Джасакту-ван Удай. К движению примкнул князь Тушэ-гун Олосон Раван, чиновник Шударга-Батор Бавужав и брат Удая Ширэту-лама: к ним примкнули тысячи ополченцев. Монгольские отряды, изгоняя китайцев, рассыпались по всей Внутренней Монголии, добираясь до Великой китайской стены. Однако китайцы бросили против повстанцев многотысячную армию с артиллерией и пулемётами. В сентябре 1912 г. монгольские повстанцы были разбиты; китайские каратели с показательной жестокостью расправлялись с жителями восставших хошунов, громили и жгли монастыри. Осенью вспыхнуло новое восстание – в провинции Жэхэ, но к декабрю оно также было подавлено.
Россия, сыгравшая важную роль в успехе национальной революции в Халхе, помогать повстанцам Внутренней Монголии не стала: согласно положениям секретного российско-японского договора, Внутренняя Монголия входила в сферу влияния Японии, а ссориться с Токио после Русско-японской войны 1904-05 гг. Россия не могла.
Правительство Монголии пыталось помочь соплеменникам во Внутренней Монголии, направляя туда оружие и воинские отряды (другое дело, что и того, и другого было крайне недостаточно). 24 января 1913 г. Богдо-хан приказал монгольской армии занять Внутреннюю Монголию; эта операция получила название «сражения по пяти дорогам». Общая численность армии вторжения составляла 9-10 тысяч человек. В наступлении участвовал отряд, возглавляемый командующим монгольской армией Хатан-Батора Максаржава. Генеральный консул России в Урге А.Я.Миллер потребовал от монгольского правительства не вести военных действий во Внутренней Монголии, но, несмотря на официальную позицию России, в походе участвовало и несколько российских военных советников.
 
Монгольские солдаты времён войны за независимость
 
Монгольские солдаты времён войны за независимость
Первоначально монголам удалось разбить несколько небольших подразделений китайской армии в Дариганге и Шарынголе. В мае монголы вышли в районы Долоннора, Горлоса и Гуйсуй (ныне - Хух-Хото). В течение лета монголы упорно сражались с китайскими войсками, но взять города Гуйсуй и Долоннор не смогли из-за малочисленности и отсутствия артиллерии. Наступление монголов выдохлось, поскольку из Монголии не поступало продовольствие и боеприпасы, а местных ресурсов было недостаточно. Кроме того, монгольские отряды и местные повстанцы были слабо обучены и недисциплинированны. В результате в ноябре 1913 г. Богдо-хан отозвал монгольские войска из Внутренней Монголии. Местные повстанцы продолжили сопротивление и даже сумели нанести китайцам ряд поражений, но без помощи извне они смогли удержать лишь небольшие территории во Внутренней Монголии и Барге.
25 мая 1915 г. представители Монголии, Китая и России заключили т.н. Кяхтинское соглашение, согласно которому Халха (Внешняя Монголия) признавалась автономией в составе Китая, а Россия становилась гарантом монгольского самоуправления. Внутренняя Монголия, Барга, Алашань, Джунгария и Кукунор оставались китайскими провинциями без всякого автономного статуса.
После этого Урга была вынуждена прекратить поддержку монгольских повстанцев в Китае. Руководитель восстания 1912-14 гг. князь Удай получил амнистию от китайских властей и вернулся на свои земли. Правительство Монголии потребовало от находившихся в Халхе повстанцев из Внутренней Монголии и Барги вернуться на свои земли, после чего отряд Бавужава произвел ряд грабежей халхасцев и попытался утвердиться в пограничном Шилингольском районе. Бавужав был разбит китайцами и бежал в Монголию. В 1916 г. он вновь вторгся во Внутреннюю Монголию: разочаровавшись в правительстве Богдо-хана, неутомимый повстанец объявил, что борется за реставрацию династии Цин, однако в октябре того же года погиб. Некоторое время его отряд продолжал воевать, ненадолго сумев даже захватить город Хайлар, но для продолжения войны у внутренних монголов и баргутов уже не было сил. Война за независимость Внутренней Монголии и Барги прекратилась, хотя партизанские отряды продолжали действовать там ещё много лет.
«Продолжающаяся китайская колонизация, военные экспедиции против повстанцев, рост числа хунхузов во Внутренней Монголии вели к росту насилия китайцев и монголов друг против друга. Это создало "традицию бандитизма" вдоль всей границы Внутренней Монголии – всплески радикализма, направленного против феодалов, богачей, провинциального правительства, создание личных армий князьями.
Это создавало хаос, препятствовало формированию национальной идеи, способствовало упадку традиционализма и веры, разобщению монголов в данном районе, их дальнейшей китаизации» (Кузьмин Л.С. Буддизм и государственность Монголии в начале ХХ в.: трансформация отношений религии и государства в процессе становления независимости. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук).
Между СССР и Японией
После 1921 г. в Халхе развивалась Монгольская Народная Республика (МНР), находившаяся под прямым влиянием СССР, в то время как Внутренняя Монголия и Барга оставались провинциями Китая, раздираемого гражданскими войнами. Несмотря на прямые запреты Москвы вмешиваться в дела Внутренней Монголии, правительство МНР поддерживало движение за воссоединение монгольских земель.
В октябре 1925 г. группа активистов создала Народно-революционную партию Внутренней Монголии (НРПВМ); само её название свидетельствует о связях с Улан-Батором. Партия поддерживала контакты с правившей в Монголии Народно-революционной партией (МНРП), ВКП(б), коммунистической партией Китая (КПК) и Гоминьданом. В 1928 г. НРПВМ при тайной поддержке МНР подняла восстание в Барге, но Улан-Батор и Москва отказали повстанцам в помощи (хотя представитель Коминтерна И.П.Степанов ранее обещал им поддержку и оружие). Маньчжурский диктатор Чжан Сюэлян подавил восстание, а лидер НРПВМ Гүйлүгийн Мэрсээ перешёл на его сторону (впоследствии Мэрсээ был вывезен в СССР, приговорён к 10 годам заключения и сгинул в ГУЛАГе). Партия, раздиравшаяся борьбой прокоммунистических и прогоминьдановских групп и лишённая внешней помощи, не смогла мобилизовать монголов Китая.
В 1931 г. японские войска вторглись в китайскую Маньчжурию, и в 1932 г. создали там марионеточное государство Маньчжоу-Го, в состав которого вошла монгольская Барга. Японо-маньчжурская администрация предоставила баргутам самоуправление и сформировала из багрутских всадников иррегулярные кавалерийские части. В 1933-35 гг. наступления японских войск в Северном Китае привели к оккупации Внутренней Монголии японцами. Князь-чингисид Дэмчигдонров (Дэ Ван) при помощи японцев создал монгольскую администрацию, получившую в 1941 г. название «Монгольская автономная федерация» (Мэнцзян, букв. - «Монгольские пограничные земли»). Мэнцзян был республикой (президентом стал Дэ Ван), имел органы власти, собственную валюту и армию (44 тысячи солдат и офицеров в 1944 г.). Фактически Дэ Ван контролировал только часть территории Внутренней Монголии, прилегающей к городу Гуйсуй. Формально Мэнцзян подчинялся прояпонскому коллаборационистскому правительству Ван Цзинвэя в Нанкине, хотя Дэ Ван убеждал Токио предоставить его «республике» самостоятельность.
После Второй Мировой войны в МНР, Китае и СССР князь Дэ Ван считался предателем и коллаборационистом, хотя это не так просто. В частности, Мэнцзян не участвовал в конфликте Японии с СССР и Монголией на Халхин-Голе. В современной Монголии многие считают, что Дэ Ван пытался сохранить национальную идентичность своего народа и его земли, используя японцев так же, как Сухэ-Батор и Чойбалсан использовали Советский Союз. Во всяком случае, самостоятельность Мэнцзяна вряд ли можно считать более призрачной, чем независимость МНР 1930-40-х гг.
 
Кавалерия Мэнцзяна
 
Кавалерия Мэнцзяна
Ряд исследователей полагает, что Дэ Ван поддерживал тайные контакты с разведкой Монголии; его дальнейшая судьба косвенно подтверждает эту версию. Вообще население Внутренней Монголии и Барги симпатизировало независимой Монголии, и её разведка действовала на этих территориях весьма активно. Это подтверждается позицией солдат-монголов, служивших в армии Маньчжоу-Го во время конфликта на Халхин-Голе. «Баргутские полки, возглавлявшиеся генерал-лейтенантом Уржином Гармаевым, бурятом по национальности и агентом монгольской контрразведки (в своей книге, вышедшей в Монголии, бывший майор армии Маньчжоу-Го и одновременно офицер разведки МНР Д.Жаргалов описал широкую агитацию, развернутую в частях бурят-монгольской кавалерии по инициативе Гармаева в целях предотвращения братоубийственной бойни. По свидетельствам людей, служивших под командованием генерала Гармаева, его солдаты стреляли в воздух со словами: «Мы не будем убивать друг друга, за Японию умирать не будем!»), и скорее мешали, чем помогали японцам воевать с братьями-монголами» (Е.Трифонов «Халхин-Гол: чья победа?», historicus.ru).
Установление китайского контроля
923 августа 1945 г. Красная Армия и Монгольская народно-революционная армия (МНРА) вторглись в Северо-Восточный Китай и разгромили японскую Квантунскую армию. В ходе операции была занята и территория Мэнцзяна; её немногочисленная армия не смогла оказать серьёзного сопротивления частям РККА и МНРА, а многие солдаты Дэ Вана перешли на сторону монгольских войск. Сам Дэ Ван попал в плен к гоминьдановцам и был заключён в тюрьму.
18 августа 1945 г. в Ванъемяо состоялось совещание возрождённой Народно-революционной партии Внутренней Монголии, принявшее «Декларацию об освобождении народов Внутренней Монголии». 9 сентября 1945 г. в селении Сунид-Юци состоялся Съезд народных представителей аймаков и хошунов Внутренней Монголии, провозгласивший создание Народной республики Внутренней Монголии. В ноябре во Внутреннюю Монголию прибыл представитель высшего руководства КПК монгол Уланьфу, взявший правительство НРВМ под контроль компартии. Одновременно монголы Барги и некоторых районов Внутренней Монголии обратились к Улан-Батору с просьбой о присоединении к Монголии, но получили отказ. Советский Союз, плотно контролировавший Монголию, не мог позволить воссоединение монгольских земель, т.к. это вызвало бы яростную реакцию не только Гоминьдана, но и КПК.
По требованию коммунистов, Народно-революционная партия Внутренней Монголии была распущена, так как её программа предусматривала самоопределение Внутренней Монголии. 23 апреля 1947 г. было создано Автономное правительство Внутренней Монголии, которое возглавил коммунист Уланьфу. Народная армия самообороны Внутренней Монголии участвовала в гражданской войне на стороне коммунистов. Большинство монголов смирились с тем, что их земли остаются в составе Китая – в обмен на широкую автономию.
Однако смирились не все. Часть монгольских кочевий продолжала считать себя частью независимой Республики Внутренняя Монголия, и вооружённые отряды сторонников независимости под командованием Икрим Батора сопротивлялись до полного поражения в 1948 г. Но и это был ещё не конец: в 1948 г. гоминьдановцы освободили из заключения Дэ Вана, который в 1949 г. создал в провинции Нинся Монгольскую Алашанскую республику. Это маленькое повстанческое государство через несколько месяцев было уничтожено армией коммунистов.
В декабре 1949 г. князь Дэ Ван перебрался в МНР, где получил убежище (что вряд ли было бы возможным, если бы он ранее не сотрудничал с властями Улан-Батора), но в феврале 1950 г. по требованию Пекина был арестован, передан властям КНР и осужден как «подрывной элемент». В 1963 г. бывшего главу Мэнцзяна помиловали и предоставили работу: князь-чингисид работал в музее истории Внутренней Монголии и писал мемуары…
Китайские власти перекроили Внутреннюю Монголию таким образом, что в её составе оказались чисто китайские территории, а из 1,68 тысяч монголов Китая (данные 1958 г.) во Внутренней Монголии оставалось не более 1 миллиона. Китайские власти способствовали ассимиляции монголов – так, поощрялись смешанные браки, дети от которых воспитывались как китайцы (в смешанных браках нет ничего плохого, если они заключаются на добровольной основе, но они часто были следствием давления властей). Всякая оппозиционная деятельность и любые намёки на самоопределение или присоединение к Монголии жестоко подавлялись.
«Культурная революция» стала для монголов Китая страшной трагедией. В 1966 г. во Внутреннюю Монголию начали прибывать из городов Китая тысячи хунвейбинов, которые начали искоренение монгольской культуры, религии, языка и традиций. Монгольский язык был фактически запрещён. Буддийские монастыри подверглись разгрому, культурные ценности уничтожались. Лам, бывших феодалов и просто образованных монголов убивали, арестовывали, подвергали унижениям и избиениям. Банды хунвейбинов врывались в дома простых монголов в поисках произведений «реакционной культуры», чинили насилия и грабежи. Монголов угрозами и запугиванием заставляли проклинать независимую Монголию и учить цитаты Мао Цзэдуна. Репрессивные органы КНР и хунвейбины, под предлогом борьбы с Народно-революционной партией Внутренней Монголии, которая к тому времени давно прекратила существование, обрушили массовые репрессии на все слои монгольского населения. Всего в 1967-1969 гг. было убито 22-32 тысячи монголов, более 300 тысяч ранено, ещё 300 тысяч подверглось арестам. Таким образом, от Культурной революции пострадала приблизительно 1/3 монголов Китая.
 
Хунвейбины издеваются над "сторонниками капиталистического пути"
 
Хунвейбины издеваются над "сторонниками капиталистического пути"
Уланьфу, один из лидеров КПК и герой войны с Японией, занимавший в 1947-66 гг. посты главы Автономного района Внутренняя Монголия, вице-премьера Госсовета и председателя Комитета по делам национальностей КНР, в 1967 г. был смещён со всех постов и арестован. Однако в 1972 г. его освободили, а в 1973 г. полностью восстановили в правах. В 1982 г., незадолго до смерти, Уланьфу стал заместителем председателя КНР – вторым лицом в Китае.
Недовольство монголов Китая вновь проявилось в начале 1980-х гг.: к тому времени выросли новые поколения, не знакомые ни с голодом времён «Большого скачка» 1958-62 гг., ни с террором периода «Культурной революции» 1966-69 гг. В 1981 г. во Внутренней Монголии произошли массовые выступления студентов-монголов, и активисты протестного движения воссоздали в подполье Народную партию Внутренней Монголии (НПВМ). С этого времени монгольское национальное движение во Внутренней Монголии не прекращается. В 1997 г. в Принстоне (США) около 50 представителей НПВМ создали управляющие органы партии, приняли её программу и устав. Председатель партии Си Хаймин (монг. Темцилту Шобтсуд) ещё в 1970-е гг. боролся за реабилитацию монголов, пострадавших во время «Культурной революции», и по привлечению к суду организаторов репрессий. В 1991 г., спасаясь от репрессий, он был вынужден бежать в Монголию, откуда перебрался в Германию. Заместитель председателя партии Биче в 1990 г., будучи в заграничной командировке, стал невозвращенцем; в настоящее время работает в Колумбийском университете в США. Генеральный секретарь партии Оюнбилиг, работавший в аэрокосмической отрасли, активно участвовал в студенческом движении 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине. В 1995 г. он получил политическое убежище в США и сейчас живет в Мэриленде. Партия выступает против колониальной политики Китая во Внутренней Монголии и за переход к демократическому обществу, ставя конечной целью независимость Внутренней Монголии.
Помимо НПВМ, за независимость Внутренней Монголии и объединение монгольских земель выступают Партия Либерального союза Монголии во главе с Ольхунудом Дайчином и Южно-монгольский демократический альянс во главе с Хадой; последний является признанным лидером монгольского национального движения в Китае.
Оппозиционные движения монголов в Китае, в отличие, например, от уйгурских, отвергают путь насилия, и не требуют немедленной независимости Внутренней Монголии. Они выступают прежде всего за демократизацию всего Китая, которая позволит монголам сохранять и развивать свою культуру, а также наладить равноправный диалог с китайским обществом.
Национальное движение монголов в Китае – это не только политическое подполье и эмигрантские группировки. Против политики Китая протестуют и обычные граждане монгольской национальности – в первую очередь против произвола властей и отъёма земель. В мае 2011 г. крупные беспорядки охватили хошун Ци-Уджимчин: там грузовик горнодобывающей компании задавил насмерть местного жителя – монгола по имени Мэргэн. После протестов монголов виновник наезда (хань) был арестован, но волнения распространились на большинство районов Внутренней Монголии, включая столицу района Хух-Хото. Во Внутренней Монголии было введено военное положение, более 90 человек были арестованы.
 
Беспорядки во Внутренней Монголии
 
Беспорядки во Внутренней Монголии
В апреле 2015 г. жители монгольского посёлка Даачин-тал выступили против химического завода, загрязняющего окружающую среду. Протесты были жестоко подавлены: полиция стреляла по манифестантам, один человек погиб, более 100 ранены, около 50 арестованы. Власти заявили, что будут и впредь беспощадно подавлять любые проявления недовольства.
В 2017 г. граждане китайской национальности организовали серию нападений на бурят в районе Шэнэхэна: нападавшие зверски избивали местных жителей, угоняли скот. По всей Внутренней Монголии китайское население пытается отобрать у монголов пастбища - под распашку, застройку и освоение месторождений полезных ископаемых. Монгольское население упорно сопротивляется...
В 2019 г. репрессии против монголов Китая, борющихся за сохранение национальной идентичности, продолжились. Так, был арестован 74-летний историк и писатель Лхамджаб Борджигин, издавший книгу, документирующую злодеяния властей Китая в отношении его народа.
***
Внутренняя Монголия в последние полтораста лет (с начала массового её заселения китайцами) пережила множество трагедий – кровавую резню, учинённую китайской сектой Цзиньдандао; обезземеливание и обнищание монгольского населения; непрерывные войны с 1912 по 1949 г., сопровождавшиеся грабежами и насилиями; непрекращающиеся репрессии китайских спецслужб, начиная со времён империи Цин и до настоящего времени. И всё это время монголы сопротивлялись, отстаивая свою идентичность, свои земли и права. Они сначала сопротивлялись вытеснению и насильственной ассимиляции с оружием в руках, позже - отстаивали свои интересы путём мирных выступлений, массовых протестов, петиций и судебных исков. Монгольское сопротивление не прекращается до сегодняшнего дня.
Какое будущее ждёт Внутреннюю Монголию? Есть ли перспективы у национального движения монголов этого региона? Ответы на эти вопросы появятся только в будущем. Трудно представить, чтобы Китай согласился отдать монголам огромную территорию Внутренней Монголии, где живут миллионы этнических китайцев и на которой сосредоточены запасы нефти, газа, железных руд и угля.
Однако необходимо исходить из того, что Внутренняя Монголия – неотъемлемая часть Монголосферы – историко-географической и этнокультурной области, населённой монголами. Более того - Внутренняя Монголия, наряду с Халхой, является прародиной монгольского народа, поэтому отказаться от права на неё монголы не могут. И Китай должен будет с этим считаться
Источник

www.pseudology.org