Молдавская сказка
Жил-был когда-то король, и был у короля один- единственный сын. Случилось так, что заболел наследник. Созвал король врачей со всего королевства и приказал им вылечить сына.
Стали врачи больного смотреть, стали совещаться, чем его лечить. Не могут болезнь определить, не могут лекарства назначить. С тем и ушли.
Король тогда бросил клич на всю землю - кто королевича вылечит, тот получит подарки дорогие, богатства несметные.
И вот пришел во дворец старец-ведун. Осмотрел королевича и сказал: "Выздоровеет королевич, когда съест язык птицы-нептицы, которую убьет человек-нечеловек ружьем-неружьем, сделанным из дерева-недерева". Сказал старец эти слова и ушел из дворца, не требуя подарка.
Созвал король своих бояр, сообщил им старцевы слова и спросил совета: что это за птица-нептица, кто тот человек-нечеловек, что это за ружье-неружье, сделанное из дерева-недерева.
Стали бояре думать, королевскую загадку разгадывать.
Подумали и сказали в один голос:
- Птица-нептица - это, конечно, жаворонок. Он, хоть
и летает, да больше по земле ходит. Он, хоть и поет,
да только в небе, не как другие птицы. А. спев, на
землю падает, ну точно камень.
- А человек-нечеловек, - сказали бояре,- это, ко-
нечно, пастух. живет он не в селе, как все люди, а в
кодрах, как дикий зверь. Не с людьми время
проводит, а с овцами - какой же он настоящий
человек?
- А дерево-недерево,- решили бояре, - это, верно,
липа. Древесина у липы мягкая, непрочная - где ей
равняться с настоящим деревом!
А ружье-неружье - чего уж тут гадать! - это ведь лук
со стрелами. Лук этот сделан целиком из липы,
тетива из лыка.
Послушался король бояр. Сделали бояре
лук и приказали привести пастуха.
- Вот тебе липовый лук, - сказали бояре. - Иди и
застрели нам птицу-.нептицу жаворонка. Мы вы- рвем
у него язык, дадим королевскому сыну, и он
выздоровеет.
Взял пастух лук и пошел охотиться на жаворонка.
Жаворонок то прямо к солнцу взлетал и
заливался там звонкой песней, то камнем вниз
бросался - дразнил охотника. Пастух уже устал
гоняться за ним, как вдруг жаворонок сел на землю
и спросил человечьим голосом:
- Почему ты преследуешь меня, неужто убить хочешь?
Ведь мы с тобой давние знакомые, прежде тебя
никто йа холм не взбирается - и я первый песню
запеваю, когда тебя увижу. Друг я тебе, а ты стрелу
на меня нацелил.
И открылся жаворонку пастух.
- Не я тебя хочу убить - бояре. Так они порешили на
королевском совете. Посчитали они меня
человеком-нечеловеком, а про тебя сказали, что ты
птица-нептица. Дали они мне в руки ружье-неружье -
лук липовый, тетива лыковая - все из
дерева-недерева. Приказали убить тебя, чтобы
лишить тебя языка твоего; а языком этим вылечат
королевского сына.
Рассмеялся тут жаворонок.
- Обманули тебя бояре! Птица я, настоящая,
неподдельная. Крыльями взмахну - взлечу высоко.
Клюв открою - песня польется. И птенцов вывожу,
как другие птицы. А зима настанет - с вьюгой-мете-
лицей борюсь, на родных местах остаюсь, в чужие
земли не лечу. Ну-ка скажи - много ли таких птиц на
свете? И про себя подумай: какой же ты
человек-нечеловек, если и в дождь, и в холод отару
бережешь, о каждом ягненке заботишься, сил своих
не жалеешь ради людей. Самый ты и есть настоящий
человек1 И липа - дерево, - говорил жаворонок. -
Ну-ка; вспомни, из чего стропила над твоей крышей,
балки на твоем чердаке! А чем ты щи хлебаешь -
разве из дуба твоя ложка вырезана? Настоящее вто
дерево - липа. И лук твой со стрелами - доброе
оружие. Сколько врагов отогнали от родных очагов
этим оружием! Если же хочешь знать, что такое
ружье-неружье, - так это трубочка из бузины, иа
которой мальчишки горохом стреляют. Бузина и
есть дерево-недерево, потому что почти вея она из
мякоти, только трубка твердая. А вот люди-нелюди -
это те, кто тебя убить меня послал: бояре
чужеспинники, баре-тунеядцы. Вот уж точно -
люди-нелюди они, потому что не голова у них на
плечах, а липовый чурбак!
У боярина под
шапкой
Ума очень мало,
Ну, а может быть, и сроду
Его не бывало!
Спев эту песенку, жаворонок взлетел высоко в небо, к самому солнцу.
Все жаворонки, чуть завидев пастуха, то взлетают высоко-высоко, то падают камнем вниз и вее время. поют:
У боярина под
шапкой
Ума очень мало,
Ну, а может быть, и сроду
Его не бывало!
Песенку эту жаворонки поют и по сей день.